Ингвар Лидхольм

Ингвар Натанаэль Лидхольм (24 февраля 1921 г. - 17 октября 2017 г.) [1] ) — шведский композитор.
Ранние годы: гг . 1921–1940
Ингвар Лидхольм родился в Йёнчёпинге . Настоящий семейный дом находился в Нэссё, примерно в 40 километрах к юго-востоку. Ни один из его родителей не отличался особой музыкальностью: его отец работал на Шведских железных дорогах, а мать была домохозяйкой. Но домашняя обстановка поощряла музыку. Ингвар был младшим из четырех детей, каждый из которых занимался музыкой дома. В семье было фортепиано, и Лидхольм начал свои «музыкальные исследования» в раннем возрасте. К одиннадцати годам Лидхольм и его семья переехали в Сёдертелье, расположенный к югу от Стокгольма. И в школе, и дома он быстро начал развивать свои музыкальные способности как исполнителя и композитора. К двенадцати годам он писал песни тональным и романтическим языком, что постепенно привело к более масштабным упражнениям, включая музыку для полного оркестра. [2] Этот ранний период также включал занятия оркестровкой у Натанаэля Берга в Стокгольме.
Основной сферой исполнения Лидхольма были струнные инструменты; в конце концов он изучил и освоил все четыре инструмента семейства струнных. Будучи гимназистом , он играл на альте и контрабасе в школьном оркестре, учился игре на скрипке у немецкого мастера Германа Грамсса. Он оставался активным композитором на протяжении всех школьных лет и в начале 1940 года завершил то, что можно считать своей последней студенческой работой: « Элегиск свит» («Элегическая сюита») для струнного квартета. Несколько песен, которые он написал позже тем летом (в том числе För vilsna fötter sjunger gräset ), стали его первыми опубликованными произведениями.
В 1940 году Лидхольм завершил обучение в гимназии и сдал Studentexamen — стандартный обязательный тест для получения высшего образования в Швеции.
Университет: 1940–1947 гг .
Осенью 1940 года Лидхольм начал углубленное музыкальное образование в Musikhögskolan в Стокгольме. Там он подружился с двумя другими студентами консерватории, которые впоследствии стали важными композиторами: Свеном-Эриком Беком и Карлом-Биргером Бломдалем. В течение следующих десятилетий этим троим пришлось занимать аналогичные и влиятельные посты на Шведском радио (государственной телерадиовещательной организации) и Musikhögskola. Они, в свою очередь, должны были повлиять на рост и образование многих молодых шведских композиторов и музыкантов.
Будучи студентами с общими интересами, Лидхом, Бек и Бломдал начали встречаться вместе, со временем стали более регулярными, и так получилось, что их встречи выпадали на понедельники. Стали приходить дополнительные студенты, а затем и преподаватели; они проводили критику и обсуждение музыки, а также исполнения современных произведений. Хильдинг Розенберг , который должен был быть учителем композиции Лидхольма в течение двух лет, сыграл особенно важную роль в проведении исследований Хиндемита , Стравинского и других современных композиторов. Так возникло то, что позже было названо Måndagsgrupp . При Розенберге Лидхольм начал достигать более высоких композиционных результатов, чем раньше, в том числе: музыка к пьесе Георга Бюхнера « Леонце оч Лена» , из которой песня Rosettas Visa была опубликована отдельно; Madonnas vaggvisa («Колыбельная песня Мадонны») для голоса и фортепиано; и På kungens slott («В королевском замке»), сборник детских фортепианных пьес. еще одно учебное произведение для фортепиано, Allegro-Koral-Risoluto В следующем году последовало .
В начале лета 1944 года он завершил «Токката и песнь» для камерного оркестра струнных и духовых соло. Это произведение двадцатиоднолетнего композитора своим дебютом сразу же вызвало интерес в шведских музыкальных кругах. В следующем году он написал Концерт для струнного оркестра, а в 1946 году — Сонату для флейты соло.
Лидхольм провел 1946/47 учебный год за границей в качестве получателя правительственной стипендии Дженни Линд, во время которой он расширил свой художественный опыт, встречаясь с людьми, обсуждая идеи и планируя композиции. Находясь в Бергене, Норвегия, он написал сонату для фортепиано, посвященную музыковеду и пианисту Ингмару Бенгтссону.
Он прошел прослушивание и был принят на должность музыкального руководителя Оркестрового общества Эребру в 1947 году, которую он занимал до 1956 года. (Его произведение «Мутанза» было написано для общества в 1959 году).
Новые композиционные направления: 1947–1956 . гг
В 1947/48 году Ингвар Лидхольм написал ряд новых произведений: фортепианные пьесы Sonatin («Сонатина»), (10) Minityrer («Десять миниатюр») и Lätta Pianostycken («Легкие фортепианные пьесы»). Важным произведением этого периода была «Лауди» для смешанного хора а капелла, опубликованная в 1948 году. Это произведение явно отличалось от традиционных шведских хоровых произведений. дирижер Эрик Эриксон Вот что сказал о влиянии Лауди : Я так хорошо помню наш первый контакт с «Лауди» Лидхольма – насколько мы были подавлены после первой репетиции. Мы ничего не поняли! Кусок выглядел как высокая стена! Но мы боролись и таким образом научились не только Лауди, но и многим другим произведениям... То, что было очень сложно, постепенно стало естественным. [3] Лауди было первым произведением Лидхольма, которое было исполнено на собрании Международного общества современной музыки ( ISCM ) в Брюсселе в 1950 году.
В 1949 году он посещал семинары по музыке, проводимые в Darmstädter Ferienkurse в Германии (включая лекции Лейбовица по двенадцатитоновой технике и беседы Мессиана и Фортнера ). Вскоре после возвращения из Дармштадта Лидхольм написал небольшое фортепианное произведение « Klavierstück 1949» . Он не вдохновлен фортепианной пьесой Арнольда Шенберга с таким же названием. [4] но Лидхольму это было знакомо. Fyra körer («Четыре хора») 1953 года также использует свободное применение двенадцатитоновой техники.
В конце 1953 года Лидхольм в течение нескольких месяцев продолжал дальнейшие композиционные исследования с Матиасом Зайбером в Лондоне. [5] Работы этого периода включают Инвенцию для различных инструментальных комбинаций и Концертино , 13-минутное камерное произведение, которое он написал по заказу Музыкального общества Гилдхолла . Во время своего пребывания в Лондоне Лидхольм вступил в контакт с Мессианом и Луиджи Даллапикколой . В течение года после своего возвращения в Швецию Лидхольм завершил сюиту для виолончели и фортепиано, отдающую дань уважения Даллапикколе, а в 1955 году Лидхольм создал свое первое крупномасштабное оркестровое произведение « Риторнелл» , произведение, благодаря которому он стал всемирно известным. Лидхольм заметил: «После нескольких лет работы в основном с камерной музыкой я захотел проверить свои способности в работе для большого ансамбля». [6] В нем использовались большие кластерные аккорды и продолжительное использование перкуссии.
В последующие годы произведения Лидхольма исполнялись в разных городах, особенно в Швеции и Германии. [7]
Лидхольм в своих предисловиях к своему композиционному стилю в «Ритурнелле » процитировал определение музыки, данное Игорем Стравинским, как «…свободное исследование духа». [8] За свою карьеру он сочинял в разных стилях, но никогда не привязывал свою музыку к методологии ни одного из этих стилей. Таким образом, нет ни систематизации Хиндемита в его произведениях сороковых годов, ни строгой серийной техники в его произведениях пятидесятых годов. Лишь небольшой процент серийной музыки Лидхольма придерживается строгого порядка тона на протяжении всего произведения. В Риторнелле , например, посторонние высоты свободно интегрируются в порядок рядов, и нет никаких преднамеренных усилий для поддержания атональной ориентации.
Международное признание: гг . 1956–1960
В 1956 году Лидхольм оставил свой пост дирижера в Эребру и возглавил отдел камерной музыки Шведского радио. Он сыграл важную роль в создании периодического издания Nutida musik («Современная музыка») как дополнения к одноименной музыкальной серии, начатой в 1957 году Шведским радио. Именно в это время он познакомился с электронной музыкой. Осенью 1957 года он посетил Studio di Fonologia Musicale в Милане и к 1959 году выпустил свою первую электронную композицию в качестве аккомпанемента к своему балету «Ритер» ; его электронные фрагменты ленты были чем-то похожи на оперу Бломдала « Аниара» того же года. Ленты служили дополнением и сопровождением оркестровых сил. «Ритер» был написан для Биргит Окессон (которая также поставила хореографию Бека «Игра вокруг игры» в 1959 году). Позже он помог создать независимую лабораторию электронной музыки для Musikhögskola.
Skaldens natt ( «Ночь поэта ») 1957 года не была заказным произведением, премьера которого состоялась в Гамбурге в 1959 году в рамках новой западногерманской музыкальной серии Das neue Werk . Произведение получило первый приз на международном конкурсе композиций ISCM в Риме.
Он внес большой вклад в создание оригинальной и важной хоровой литературы а капелла во второй половине 1950-х годов. Первым из этих произведений стала Canto LXXXI 1956 года, текст которой представляет собой отрывок из одноименной песни Эзры Паунда . Двенадцатитоновая серия, использованная для Canto LXXXI, позже была использована в ряде других хоровых произведений с 1959 года, чтобы сформировать сборник A cappella-bok ( Книга капеллы ).
Первая часть 1960 года была посвящена сочинению Motus-colores для оркестра по заказу Südwestfunk Orchestra Баден-Бадена для большого камерного оркестра с преобладанием перкуссии. [9] Содержимое тона было организовано последовательно, но в строке было всего девять, а не двенадцать питчей плюс инверсия этой строки. Вслед за Motus-colores Лидхольм в течение следующих двух лет не выпускал никаких композиций.
Отходя от сериальной музыки: 1963 год и далее [ править ]
Совершенно новая эра начинается в 1963 году, когда Лидхольм отказался от последовательных принципов организации звука в двух своих работах того же года: Nausikaa ensam («Один Навсикая») и «Поэзис» . При написании «Наусикаа» Лидхольму пришлось принять во внимание исполнительские способности заказчика — оркестра музыкальной средней школы Ингесунна, Швеция. С другой стороны, «Поэзис» был заказан к пятидесятилетию Стокгольмского филармонического оркестра. Вступительная лекция Лидхольма в Музыкальной школе описывает процесс написания «Поэзии» . [10] Одной из отличительных особенностей «Поэзиса» является графическое обозначение, возникшее из-за того, что Лидхольм отказался даже от произвольной сериализации. В соответствии с произведениями других композиторов, вносящих новые графические обозначения, в качестве предисловия к партитуре имеется несколько страниц пояснительных примечаний. Это была первая композиция Лидхольма с нотами в новом стиле, но, конечно, не последняя: в 1971 году он сочинил музыку Stamp . Это ознаменовало выпуск марки в честь 200-летия Шведской королевской музыкальной академии.
В 1964 году Лидхольм решил оставить свой пост на Шведском радио и сменить Карла-Биргера Бломдала на посту профессора композиции (десятилетняя должность без права продления) в Музыкальной школе. В связи с преподавательской деятельностью за период 1965–1975 гг. он создал всего четыре произведения. Он начал исследовать проблемы оперы, для которой он еще не писал. Вместе со своим либреттистом Гербертом Гревениусом он остановился на переработке неоконченной драмы Августа Стриндберга « Холландарн » («Голландец»). Это был совместный заказ шведского радио-RV и западногерманского телевидения, а это означало, что опера должна была быть не для сцены, а для телевидения, и это было первое подобное произведение скандинавского композитора. Премьера состоялась в декабре 1967 года, а в 1968 году он получил оперные премии Флоренции и Зальцбурга.
В 1973 году он выполнил заказ государственного управления искусств Швеции, Rikskonserter , на хоровое произведение а капелла, …a riveder le stelle , в котором ритм подчинен, чтобы обеспечить максимальное раскрытие гармонии и мелодии, используя целые тона. и пентатоническая, а также диатоническая организация высоты звука. [11] Его безмятежность контрастирует с последовавшей за ним работой « Привет из старого мира », написанной по заказу Музыкального общества Clarion в Нью-Йорке в 1976 году. «Старый мир» в названии обыгрывается благодаря использованию Генриха Исаака . Это мелодия, Инсбрук, Ich muss dich lassen . Общий эффект этой стилистической смеси напоминает Чарльза Айвза и других скандинавских композиторов, таких как Ларс Йохан Верле и Ларс Эдлунд , которые использовали тональные и атональные стили в одном произведении. [12]
В 1978 году Лидхольм выполнил заказ на еще одно хоровое произведение, «Персерна» («Персы»), адаптированное из Эсхила одноименной пьесы и поставленное для мужского хора a cappella и трех солистов. В том же году за ним последовал «Кондак» , в котором он использует русскую православную хоровую музыку, как и в «Приветстве из старого мира», соединяющем старинную музыку и авангард.Его вторая опера, «Этт Дрёмспель» (1992), основана на Стриндберга «Пьесе снов» .
В 1993 году Ингвар Лидхольм получил премию Рольфа Шока . Он играл на скрипке и альте, дирижировал и входил в состав музыкального жюри. Среди его известных учеников Эдвард Эпплбаум и Андерс Элиассон . См.: Список студентов-музыкантов по преподавателям: от К до М#Ингвара Лидхольма .
Лидхольм заработал репутацию композитора требовательной (но уважаемой) хоровой музыки. [13] в начале своей карьеры и продолжал сочинять вокальную музыку на протяжении всей своей карьеры, и особенно в последние годы своей жизни. Из последних девяти произведений, которые он сочинил после 70 лет, шесть включали хоровой или сольный голос.
Избранные композиции [ править ]
- В королевском замке для фортепиано (1943)
- Токката и Канто для камерного оркестра (1944)
- Концерт для струнного оркестра (1945)
- Соната для флейты соло (1946)
- Соната для фортепиано (1947)
- Сонатина для фортепиано (1947)
- Лауди для смешанного хора а капелла (1947)
- (10) Минатирер для фортепиано (1948)
- Легкие фортепианные пьесы для фортепиано (1948)
- Фортепианная пьеса для фортепиано (1949)
- Сонатина для фортепиано (1950)
- Музыка для струнных для струнного оркестра (1952)
- (4) работает для смешанного хора а капелла (1953)
- Маленькое струнное трио для скрипки, альта и виолончели (1953)
- Концертино для флейты, гобоя, английского рожка и виолончели (1954)
- Изобретение для двух инструментов или клавиатуры (1954 г.)
- (4) Пьесы для виолончели и фортепиано (1955)
- Ритурнелл для оркестра (1955)
- Canto LXXXI для смешанного хора а капелла (1956)
- «Ночь поэта» для сопрано, хора и оркестра (1957/81)
- Ноктюрн-Песнь (1958/2000)
- Мутанза для оркестра (1959/65)
- Девиз смешанного хора а капелла (1959)
- (3) Стриндбергсвизор для смешанного хора a cappella (1959)
- Ритер (Обряды), балет: для танцоров, оркестра и электронной ленты (1959)
- Цвета движения для оркестра (1960)
- Ансамбль Наусикаа для сопрано, хора и оркестра (1963)
- Поэзис для оркестра (1963)
- Холландарн (Голландец), опера для телевидения, с электронной лентой (1967)
- Графическая композиция «Марка Музыка» для почтовой марки (1971 г.)
- Stamp Music I. реализация Stamp Music для сопрано и там-тама (1971)
- ...ariver le stelle для смешанного хора а капелла (1971–73)
- Никакие деревья не разбудят вас для просмотра телевидения с соло-сопрано, смешанным хором, струнным квартетом, электронными и конкретными звуками (1973–74).
- Привет из Старого Света для оркестра (1974–76)
- Фантазия-сопра 'Лауди' для виолончели соло (1977)
- Кондак для оркестра (1978)
- Персерна (Персы) для мужского хора, баритона соло, тенора соло и оратора (1978)
- Амициция для кларнета соло (1980)
- Де Профундис для смешанного хора а капелла (1983)
- Pastoral i skogen (Пастораль в лесу) для флейты, органа и вибрафона (1988)
- Арабеска для сопрано-саксофона или гобоя (1988)
- Этт дрёмспель (Пьеса мечты), опера для солистов, детского хора, смешанного хора и оркестра (1990)
- « Мир воображения» для мужского хора (1990)
- Libera me реквием для смешанного хора (1994)
- Момент, когда твой внутренний для баритона с оркестром (1998)
- Аулос для гобоя и английского рожка (2001)
- Рельеф греческой гробницы для смешанного хора (2003)
Ссылки [ править ]
- ^ «Композитор Ингвар Лидхольм умер» . Шведская газета . 18 октября 2017 г.
- ↑ Некоторые из этих ранних партитур сохранились в личной библиотеке композитора; многие из них были выброшены. К сожалению, аналогичная участь постигла большинство набросков Лидхольма к его более поздним, зрелым произведениям. Таким образом, эволюционные исследования отдельных произведений с использованием эскизных материалов не могут быть предприняты для большей части его произведений. Ингвар Лидхольм, частное интервью с Брюсом Бролсмой, проведенное 18 мая 1978 года в Рённинге, Швеция.
- ^ Цитируется по Ларсу Эдлунду, «Новая хоровая музыка» с точки зрения шведской музыки (Стокгольм: Nordiska musicförlaget, 1971), стр. 330–331. Перевод Брюса Э. Бролсмы.
- ↑ Ингвар Лидхольм, частное интервью с Брюсом Бролсмой, проведенное 18 мая 1978 года в Рённинге, Швеция.
- ↑ Отчет об этих исследованиях был написан Лидхольмом после смерти Зайбера. См. Музыка Нутиды, № 3 (1960), с. 16.
- ^ Ингвар Лидхольм, «Танкар кринг Риторнелл» в современной скандинавской музыке (Стокгольм: Natur & Kultur , 1957), стр. 205. Перевод Брюса Э. Бролсмы.
- ↑ Списки концертных программ содержатся в выпусках периодического журнала Nutida music за первое десятилетие , начиная с 1957 года.
- ^ Ингвар Лидхольм, Танкар кринг Риторнелл , стр. 205.
- ^ Ингвар Лидхольм, «Движения в цветах» в журнале «Современная музыка» , No. 2 (1960/61), стр. 23.
- ^ Ингвар Лидхольм, « Поэзис для оркестра» в книге «Три аспекта новой музыки» , Королевская музыкальная академия и Королевский шведский музыкальный колледж, публикация №. 4 (Стокгольм: Издательство Nordic Music, 1968), стр. 57 – 80 .
- ^ Бролсма, Брюс Эдвард. Музыка Ингвара Лидхольма: обзор и анализ . доктор философии диссертация (теория музыки), Северо-Западный университет, Эванстон, Иллинойс, США, 1979, с. 89.
- ^ Там же , с. 98.
- ^ Эрикссон, Эрик. «Эрик Эриксон – 50 лет с Камерным хором» . Арт-бин . Проверено 19 апреля 2019 г.
Внешние ссылки [ править ]
- 1921 рождений
- смертей в 2017 году
- Композиторы-классики XX века
- Люди из Йёнчёпинга
- Музыканты из уезда Йёнчёпинг
- Шведские композиторы-классики
- Шведские композиторы-классики мужского пола
- Шведские классические альтисты
- Лауреаты Международной трибуны композиторов
- Шведские музыканты-мужчины 20-го века
- Шведские музыканты 20 века
- Альты 20-го века