Jump to content

Фрэнсис Алис

Фрэнсис Алис
Рожденный 1959 (64–65 лет)

Франсис Алис (род. 1959, Антверпен ) — мексиканский художник бельгийского происхождения.

Его работы возникают в междисциплинарном пространстве искусства, архитектуры и социальной практики. В 1986 году Алис оставил свою профессию архитектора и переехал в Мехико , где живет и работает. [ 1 ]

Он создал разнообразные произведения искусства и перформансы, исследующие городскую напряженность и геополитику. Используя широкий спектр средств, от живописи до перформанса, его работы исследуют противоречие между политикой и поэтикой, индивидуальным действием и бессилием. Алис обычно устраивает пасео — прогулки, которые противостоят подчинению общего пространства. [ 2 ]

Циклическое повторение и механика прогресса и регресса также определяют характер действий и мифологии Алиса - Алис противопоставляет геологическое и технологическое время посредством наземной и социальной практики, которая исследует индивидуальную память и коллективную мифологию. Алис часто использует слухи в качестве основного инструмента в своей практике, распространяя эфемерные, основанные на практике работы посредством устной речи и рассказывания историй. Он документировал детские игры на протяжении десятилетий. [ 3 ]

Работы Алиса охватывают множество средств массовой информации. Если раньше действия в основном выполнял сам художник, то за последнее десятилетие главными действующими лицами его проектов стали дети. Эти публичные действия зафиксированы в видео, инсталляциях, картинах и рисунках. На протяжении всей своей практики Франсис Алис последовательно направляет свою выраженную поэтическую и творческую чувствительность к антропологическим и геополитическим проблемам, сосредоточенным вокруг наблюдений за повседневной жизнью и взаимодействия с ней, которую сам художник описал как «своего рода дискурсивный аргумент, состоящий из эпизодов, метафор, или притчи». [ 4 ]

Действия

[ редактировать ]

Многие из его работ включают интенсивное наблюдение и запись социальной, культурной и экономической структуры конкретных мест, обычно происходящую во время прогулок по городским районам. Считая ходьбу центром своей практики, в своем первом спектакле «Коллекционер» (1991) он таскал небольшую магнитную игрушечную собачку на колесах по улицам Мехико, чтобы собрать любые металлические остатки, лежащие на ее пути. В «Сказках» (1995) он идет на прогулку, распустив свитер, оставляя за собой постоянно удлиняющийся след из синих ниток. [ 5 ] Также в 1995 году Алис провел в Сан-Паулу акцию под названием «Утечка» , в которой он шел из галереи по городу и обратно в галерею, оставляя за собой линию из открытой банки с синей краской. Это действие было повторено в 2004 году, когда Алис провел линию краски после границы с прекращением огня 1948 года в Иерусалиме, известную как «зеленая линия», неся банку, наполненную зеленой краской. В дне банки было проделано небольшое отверстие, поэтому краска капала на землю сплошной волнистой линией, пока он шел. [ 6 ] В произведении «Парадокс практики 1» («Иногда создание чего-то ни к чему не приводит») документируется действие, совершенное на улицах Мехико в 1997 году. часов, пока он не превратится в лужу талой воды.

«Репетиция» (1999) представляет собой 30-минутную статическую съемку красного VW Beetle, едущего вверх по склону грунтовой дороги в трущобах Тихуаны, в то время как зритель слышит, как музыканты репетируют песню. Каждый раз, когда они перестают играть, машина скатывается назад с холма, как будто кончается бензин, но когда музыка снова включается, машина снова начинает ехать в гору.

В «Торнадо» (2000–2010) смонтированные фрагменты фильма показывают, как Алис гонится за огромными пылевыми бурями, поднимаемыми ежегодным засушливым сезоном в центральной Мексике. Кара Л. Руни пишет об этом произведении в The Brooklyn Rail: «Вид его худощавого тела, мчащегося к смерчам, одновременно смешен и истеричен — беспечные качества, которые быстро уступают место серьезности, когда художник физически попадает в эпицентр бури. Внутри царит хаос, и Алис, незащищенный, если не считать его портативной камеры, окружен летящими кусками песка, пыли и грязи». [ 7 ]

В своей самой известной работе « Когда вера сдвигает горы » (2002) Алис набрал 500 добровольцев в районе Вентанилья недалеко от Лимы, Перу. Участники были вооружены лопатами и, выстроившись в одну линию, перемещали лопату, полную песка, шаг за шагом от одной стороны дюны к другой, и вместе они смещали на несколько дюймов 500-метровую песчаную дюну от свое исходное положение. Искусствовед Джин Фишер пишет, что «радикальное событие искусства ускоряет смысловой кризис или, скорее, обнажает смысловую пустоту в основе данной социальной ситуации, которая и является ее истиной». [ 8 ]

В период с 2004 по 2005 год Алис сотрудничал с Artangel в нескольких проектах, объединенных под названием « Семь прогулок». В одном из них, «Ночной дозор» (2004), в Национальной портретной галерее выпустили на волю дикую лису по кличке Бандит, а ее блуждания снимали камеры наблюдения музея.

Для Performa 05 Элис создала Ensayo II (2005) в сотрудничестве с Рафаэлем Ортегой. Спектакль сочетал в себе редкое сочетание высокого и низкого в постановочном представлении с участием стриптизерши (Белла Яо), классического пианиста (Александр Рованг) и сопрано (Виктория Курбацкая).

В проекте « Не переходи мост, прежде чем доберешься до реки» (2008) очередь детей на туфлях-лодочках покидает Европу в направлении Марокко, а очередь детей на туфлях-лодочках покидает Африку в сторону Испании, причем эти две очереди в конечном итоге встречаются на берегу реки. горизонт. Как и во многих видеопроектах Алиса, его соавторами были Рафаэль Ортега, Жюльен Дево, Феликс Блюм и Иван Боккара.

Для «Манифесты 10» в Санкт-Петербурге Алис участвовал в проекте «Лада Копейка» (2014) — «дорожном путешествии», которое заканчивается врезанием автомобиля «Лада» в дерево во дворе Эрмитажа. «Молчание Ани» было реализовано в 2015 году с группой подростков из Карса, Турция. Действие происходит на нынешней турецко-армянской границе в некогда армянском городе Ани, который после столетий последовательных вторжений и разграблений сегодня находится в состоянии полного запустения и упадка. Алис раздавал подросткам инструменты для имитации птиц — птичьи крики, они входили в городские стены и, спрятавшись в развалинах, призывали птиц, чтобы создать иллюзию того, что город возвращается к жизни.

Рисование

[ редактировать ]

«Во время учебы в университете в Италии я находился под сильным влиянием живописи доренессанса: от Лоренцетти до Фра Анджелико . Даже по сей день моя иконография представляет собой комбинацию этих образов и языка мексиканской живописи знаков. Это сочетание позволило мне найти личный способ материализации изображений. Меня никогда не интересовал живописный стиль. Мои изображения чаще всего мысленно решены - «воображаемы» - к тому времени, когда они попадают на холст». [ 9 ]

В начале девяностых годов Алис сотрудничал с мексиканскими художниками-вывесками («ротулистами»), чтобы нарисовать увеличенные и доработанные версии своих небольших картин, которые им было предложено воспроизвести по своему вкусу. Общее название этого проекта — «Лжец, копия лжеца» (1997). Его намерение состоит в том, чтобы бросить вызов идее оригинального произведения искусства, сделав процесс анонимизации и преуменьшив воспринимаемую коммерческую ценность искусства. [ 10 ]

Картины серии «Время сомненья» были начаты в 1996 году и часто работали по ночам. В них представлены призрачные сказочные сцены, в которых крошечные мужчины и женщины в костюмах разыгрывают странные ритуалы, напоминающие детские игры и гимнастические эксперименты. Многие из этих изображений предвосхищают и напоминают формы, которые он использовал в своих действиях, но картины связаны с его действиями и другими способами, поскольку их поверхности обрабатываются и переделываются. [ 11 ] Тот факт, что изображения никогда не являются окончательными, а скорее являются палимпсестами, предполагает глубокую связь между фигуративной живописью и искусством действия, которая лежит в основе творчества Алиса.

«Что оправдывает мое обращение к живописи, так это то, что это самый короткий путь — а иногда и единственный способ — передать определенные сценарии или ситуации, которые нельзя выразить, которые нельзя снять на пленку или разыграть. Речь идет о попадании в ситуацию, которая не могла бы существовать где-либо еще, только на бумаге или холсте. [...] Кроме того, живопись позволяет мне отвлечься от порой беспокойного ритма спектаклей и кинопроизводств и дистанцироваться, не теряя контакта с ними [...] Когда я переводю. текущий сюжет фильма в изображение, я попытайтесь создать образ, отражающий смысл сюжета, а не иллюстрирующий факты фильма. Это скорее переписка, подвеска». [ 12 ]

Проект Фабиола

[ редактировать ]

С 1994 года Алис собирает копии картины Жан-Жака Эннера, изображающей Фабиолу, римскую патрицию четвертого века, которая, несмотря на развод и повторный брак, совершила такое пылкое покаяние, что ее снова приветствовали в вере, а после ее смерти причислили к лику святых. . Благодаря роману кардинала Уайзмана Фабиола вновь обрела популярность в середине девятнадцатого века. Алис приобретал копии портретов Фабиолы, написанных любителями, на блошиных рынках и в антикварных магазинах в таких разных местах, как Мексика, Чили, Бразилия, Голландия, Германия, Ливан и Россия. Картины остались в первозданном виде. Художники, даты и места происхождения часто неизвестны.

Алис объяснил свой интерес к этим широко выпускаемым репликам: «Это заставило меня усомниться в статусе иконы. Что такое значок? Определяется ли икона официальной историей искусства? Или в данном случае икона определяется тем, что кажется одержимостью художника-любителя конкретным изображением?» [ 13 ]

24 фабиолы были впервые выставлены в 1994 году в рамках культурной инициативы Мехико Curare: espacio crítico para las artes. В 1997 году 60 из них были выставлены в лондонской художественной галерее Уайтчепел. В период с 2007 по 2018 год они выставлялись на следующих площадках: Dia Art Foundation в Латиноамериканском обществе Америки, Нью-Йорк; Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA); Национальная портретная галерея, Лондон; Монастырь Санто-Доминго-де-Силос, Бургос, Испания (организован Национальным центром искусств королевы Софии, Мадрид); Haus sum Kirschgarten, Базель (организатор Шаулагер); Музей искусств Лимы; Музей Ампаро, Пуэбла, Мексика; Пинакотека штата Сан-Паулу; Музей искусства Сапопана, Гвадалахара, Мексика. Его последняя презентация состоялась в византийской часовне с фресками коллекции Менила в Хьюстоне, и к тому времени коллекция выросла до 514 копий оригинального портрета.

Недавние проекты

[ редактировать ]

В период с 2010 по 2014 год Алис много путешествовал по Афганистану по приглашению принять участие в проекте «Документа»(13). В сотрудничестве с Жюльеном Дево и Аджмалом Майванди он продюсировал Reel-Unreel (2011). 20-минутный фильм [ 14 ] [ 15 ] Камера следует за двумя маленькими афганскими мальчиками, преследующими катушку, катящуюся по холмам Кабула: один мальчик разворачивает пленку и идет впереди, а другой следует за ним, перематывая ее. Название Reel-Unreel отсылает к реальному/нереальному образу Афганистана, транслируемому средствами массовой информации на Западе: как афганский образ жизни вместе с его людьми постепенно дегуманизировался и после десятилетий войны превратился в западную фикцию. . В 2013 году он был внештатным военным художником британской оперативной группы в провинции Гильменд ( Адреналотуризм , 2013). [ 16 ]

Первоначально Алис был приглашен базирующимся в Багдаде Фондом Руйя для реализации проекта в лагерях езидских беженцев, но в период с 2015 по 2020 год основной фокус производства Алиса находился в Ираке. В качестве военного художника он снова сопровождал батальон Пешмерга во время курдского наступления по освобождению Мосула от исламской оккупации. В этом регионе Алис также разработал такие проекты, как Hopscotch (2016), созданный в сотрудничестве с езидским лагерем беженцев Шарья, Духок, Ирак; Сопоставление цветов (2016), снято во время его взаимодействия с курдскими силами; «Салам Тристесс» (2018), снятый в сотрудничестве с Лагерем езидских беженцев Кабарто, и, наконец, «Песчаные линии, история истории» (2020), художественный фильм, в котором дети горной деревни недалеко от Мосула воспроизводят столетнюю историю Ирака на основе секретного соглашения. Сайкса/Пико, подписанного в 1916 году, в царство террора, созданное Исламским государством в 2016 году. Премьера Sandlines состоялась в 2020 году на такие фестивали, как «Сандэнс», Международный кинофестиваль в Роттердаме и FICUNAM в Мехико. [ 17 ] [ 18 ] [ 16 ] [ 19 ]

Алис продолжает пополнять свою давнюю серию фильмов «Детские игры » (с 1999 г. по настоящее время), в которой собрано более 30 видеороликов, на которых дети играют в игры в Афганистане, Ираке, Мексике, Европе и Гонконге. Серия отражает привычку художника «вступать в контакт» с другой культурой, наблюдая и снимая, как играют дети. [ 20 ] [ 13 ]

Выставки и признание

[ редактировать ]

Работы художника были предметом крупных обзоров, таких как «История обмана» , которая с 2010 по 2011 год выставлялась в галерее Тейт Модерн в Лондоне; Центр современного искусства Вильса, Брюссель; и Музей современного искусства, Нью-Йорк, и MoMA PS1, Лонг-Айленд-Сити, Нью-Йорк; или «История переговоров» , которая прошла в период с 2015 по 2017 год из Museo Tamayo Arte Contemporáneo, Мехико, в Museo de Arte Latinoamericano de Buenos Aires (MALBA) – Fundación Costantini, Буэнос-Айрес; Национальный музей изящных искусств Гаваны, Гавана; и Художественная галерея Онтарио, Торонто.

Выставки (выборка)

[ редактировать ]

За последнее десятилетие у него было несколько персональных выставок, в том числе в WIELS, Центре современного искусства, Брюссель (2023–24); Museo Universitario Arte Contemporáneo (MUAC), Мехико (2023 г.); Музей изящных искусств Куанду, Тайбэй (2022 г.); Копенгаген Современный (2022); Кантональный музей изящных искусств, Лозанна (2021 г.); Национальный музей Колумбии, Богота (2020 г.); Художественный музей Рокбунд (RAM), Шанхай (2018 г.); Центр Арт Сонье, Сеул (2018); Музей современного искусства, Токио (побывал в Городском музее современного искусства Хиросимы, оба в 2013 г.); Ирландский музей современного искусства, Дублин (2010); Общество Возрождения Чикагского университета (2008 г.); Музей Хаммера, Лос-Анджелес (2007 г.); Музей Хиршхорна и сад скульптур, Вашингтон, округ Колумбия (2006 г.); и Портикус, Франкфурт (2006). Алис участвовал в Венецианской биеннале в 1999, 2001, 2007 и 2017 годах, а также в Международном Карнеги в 2004 году. В 2022 году Алис представлял Бельгию на 59-й Венецианской биеннале с сольной презентацией «Фрэнсис Алис: Природа игры». В 2024 году Алис принял участие в Manif d'art, Квебекской городской биеннале и персональной выставке в Музее искусства Лимы (МАЛИ).

Он был награжден премией Blue Orange в 2004 году, премией Винсента в 2008 году, премией лауреата BACA в 2010 году, премией EYE Art & Film Prize от EYE Filmmuseum в 2018 году, премией Whitechapel Gallery Art Icon Award в 2020 году. [ 21 ] и премия Рольфа Шока в области изобразительного искусства, а также премия Вольфганга Хана в Музее Людвига в 2023 году. Он был среди имен в списке Блейка Гопника 2011 года «10 самых важных художников современности», причем Гопник утверждал, что его искусство стоит за то, что «живу и стремлюсь сделать что-нибудь во вселенной, которая превращает все усилия в пыль». [ 22 ] В 2013 году Дейл Эйзингер из Complex поставил «Реконструкцию» на 10-е место в своем списке величайших произведений перформанса, заявив, что она «кажется, несет в себе больший личный риск, а также более серьезную социальную критику [ sic ]», чем более известная « Когда вера сдвигает горы» . [ 23 ]

Избранная библиография

[ редактировать ]
  • 2004. Франсис Алис: Современное шествие. Тексты Фрэнсиса Алиса, Линн Кук, Алехандро Диаса, Тома Экклса, Дарио Гамбони, Роузли Голдберг, Лоуренса Кардиша, Харпера Монтгомери и Франческо Пеллицци. Интервью с художником Тома Эклса и Роберта Сторра. Фонд общественного искусства, Нью-Йорк.
  • 2005. Когда вера сдвигает горы . Тексты Сьюзен Бак Морсс, Густаво Бантинкса, Линн Кук, Корин Дизеренс, Куаутемока Медины и Херардо Москера. Тернер, Мадрид.
  • 2006. Фрэнсис Алис: Исторический центр Мехико. Текст Карлоса Монсивайса. Тернер, Мадрид.
  • 2006. Десять кварталов вокруг студии , Antiguo Colegio de San Ildefonso, Мехико.
  • 2006. Фрэнсис Алис: История обмана - Патагония, 2003–2006 гг . Тексты Франсиса Алиса и Оливье Дебруаза. Револьвер, Франкфурт (эксп. кат.).
  • 2007. Франсис Алис: Политика репетиций . Текст Рассела Фергюсона. Штайдль, Геттинген, Германия и Музей Хаммера, Лос-Анджелес (исх. кат.).
  • 2010. В данной ситуации . Тексты Тона Марара, Куаутемока Медины и Альфонсо Рейеса. Косак Найфи, Сан-Паулу.
  • 2010. Фрэнсис Алис: История обмана . Под редакцией Марка Годфри, Клауса Бизенбаха и Керрин Гринберг. Тексты Эдуардо Абароа, Франческо Карери, Ти Джей Демоса, Карлы Фейслер, Лаймерта Гарсиа дос Сантоса, Марка Годфри, Бориса Гройса, Мивона Квона, Тома Макдонаф, Лорны Скотт Фокс, Эяля Вейцмана и др. Издательство Тейт, Лондон (исх. кат.).
  • 2011. Проект росписи вывесок . Под редакцией Теодоры Вишер. Тексты Фрэнсиса Алиса, Нестора Гарсии Канклини, Моники Кестли и Куаутемока Медины. Штайдль, Геттинген, Германия и Шаулагер, Базель.
  • 2013. Франсис Алис: художник миражей. Текст Поля де Мура. Людион, Антверпен.
  • 2013. Не переходи мост, пока не дойдешь до реки . Тексты Юкиэ Камия и Кадзухико Ёсидзаки. Seigensha Art Publishing, Киото (исх. кат.).
  • 2014. Франсис Алис: РЕАЛЬНОЕ-НЕРЕАЛЬНОЕ . Под редакцией Андреа Вилиани. Тексты Фрэнсиса Алиса, Каролин Христов-Бакаргиева, Марио Гарсиа Торреса, Мариам Гани, Евы Горзадек, Аджмала Майванди, Амануллы Моджадиди, Роберта Слифкина и Майкла Тауссига. Интервью с Аджмалом Майванди и Андреа Вилиани. Доннарегина, Музей современного искусства Неаполя (MADRE), Неаполь и Центр современного искусства Замок Уяздовский, Варшава (эксх. кат.).
  • 2015. История переговоров: живопись и действие в творчестве Фрэнсиса Алиса/История переговоров: живопись и действие в творчестве Фрэнсиса Алиса , Museo Tamayo Arte Contemporáneo, Мехико (исх. кат.).
  • 2016. Время сна . Тексты Фрэнсиса Алиса и Кэтрин Ламперт. Сецессион, Вена.
  • 2018. Knots'n Dust: Фрэнсис Алис . Текст Мари Мураччиоле . Настоящие прессы, Дижон.
  • 2019. Фрэнсис Алис: Расходы , Художественный музей Рокбунд, Шанхай (исх. кат.).
  • 2019. Франсис Алис: Детские игры . Тексты Куаутемока Медины, Дэвида Макдугалла, Лорны Скотт Фокс. Музей глазного кино, Амстердам.
  • 2020. Франсис Алис: Печальный мир, Ирак, 2016–2016 гг. В сотрудничестве с Фондом Руйя, Пиментал Тайяна, Медина Куаутемок, Национальный музей Колумбии, Богота.
  • 2021. Франсис Алис: Пока я иду . Тексты Николь Швейцер, Джулии Брайан-Уилсон, Луиса Переса-Орамаса, Джудит Роденбек, Кантональный музей изящных искусств, Лозанна.
  • 2022. Фрэнсис Алис: Природа игры . Бельгийский павильон 59-й Венецианской биеннале (исх. кат.).
  • 2023. Франсис Алис: Детские игры 1999–2022 гг . MUAC, Университетский музей современного искусства, УНАМ. (исх. кот.).
  • 2022 (и 2007). Фрэнсис Алис. Тексты Рассела Фергюсона, Куаутемока Медины, Джин Фишер, Майкла Тауссига. Файдон, Лондон и Нью-Йорк.
  1. ^ « Я слишком высокий, слишком бледный и слишком гринго»: Фрэнсис Алис о том, как был бельгийским художником в Мехико» . Артпространство . Проверено 6 июня 2023 г.
  2. ^ Карлос, Басуальдо. «С головы до пят: пути сопротивления Фрэнсиса Элиса». АртФорум (апрель 1999 г.).
  3. ^ «Фрэнсис Алис «Детские игры, 1999–2022», Гала Поррас-Ким «Между провалами истории» в MUAC, Мехико — Mousse Magazine and Publishing» . www.moussemagazine.it . 24 февраля 2023 г. Проверено 6 июня 2023 г.
  4. ^ «Биография Фрэнсиса Алиса» . Дэвид Цвирнер . Проверено 9 октября 2020 г.
  5. ^ «Фрэнсис Алис в галерее Tate Modern, обзор журнала Seven» . Телеграф . Проверено 9 октября 2020 г.
  6. ^ Коттер, Голландия (13 марта 2007 г.). «Задумчивые странствия человека с консервной банкой (издание 2007 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 9 октября 2020 г.
  7. ^ Руни, Кара Л. (11 июля 2011 г.). «ФРЭНСИС АЛШ: История обмана» . Бруклинская железная дорога . Проверено 9 октября 2020 г.
  8. ^ Алис и др., Фрэнсис Алис , с. 116.
  9. ^ «Фрэнсис Алис, Карла Фаеслер - журнал BOMB» . www.bombmagazine.org . Проверено 9 октября 2020 г.
  10. ^ Тейт. « Последний клоун», Фрэнсис Алис, 1995–2000 гг . Тейт . Проверено 9 октября 2020 г.
  11. ^ Тейт. «Фрэнсис Алис. История обмана: Путеводитель по комнатам, Картины» . Тейт . Проверено 9 октября 2020 г.
  12. ^ Фрэнсис Алис, Рассел Фергюсон, Джин Фишер, Куаутемок Медина, Майкл Тауссиг (2019). «Рассел Фергюсон в разговоре с Фрэнсисом Алисом». Фрэнсис Алис – Переработанное и расширенное издание (Серия Phaidon Contemporary Artist) . Файдон Пресс. п. 26. ISBN  978-0714875002 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  13. ^ Перейти обратно: а б «Фрэнсис Алис о границах и играх в Гонконге» . Окула . 2021.
  14. ^ «РИЛ-РАНИЛ» . Дэвид Цвирнер . Проверено 9 октября 2020 г.
  15. ^ « Фрэнсис Алис: Катушка-размотка» у Дэвида Цвирнера» . Наблюдатель . 15 января 2013 г. Проверено 9 октября 2020 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б «Фрэнсис Алис создаст новую работу, вдохновленную своим опытом на передовой в Мосуле» . www.theartnewspaper.com . Проверено 9 октября 2020 г.
  17. ^ «Венецианские беседы: Франциск Алис и Тамара Чалаби по дороге из Дахука в Эрбиль» . Фонд Руйя современной культуры в Ираке . 2017-06-23 . Проверено 9 октября 2020 г.
  18. ^ «Фрэнсис Алис будет работать с беженцами в Ираке и встречаться с жертвами ИГИЛ» . www.theartnewspaper.com . Проверено 9 октября 2020 г.
  19. ^ « Доверяйте ребенку внутри себя»: Интервью с Фрэнсисом Алисом . Средний журнал . Проверено 9 октября 2020 г.
  20. ^ «Детские игры» . FranceAlÿs.com .
  21. ^ «Арт-икона 2020: Франсис Алис» . Галерея Уайтчепел . Архивировано из оригинала 12 октября 2020 г. Проверено 9 октября 2020 г.
  22. ^ Гопник, Блейк (5 июня 2011 г.). «10 самых важных художников современности» . Newsweek . Проверено 25 апреля 2021 г.
  23. ^ Эйзингер, Дейл (9 апреля 2013 г.). «25 лучших произведений исполнительского искусства всех времен» . Сложный . Проверено 28 февраля 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5ed72c7d5b2746edcf1eb40994dee34__1723147200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/34/e5ed72c7d5b2746edcf1eb40994dee34.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Francis Alÿs - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)