Фрэнсис Алис
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Фрэнсис Алис | |
---|---|
Рожденный | 1959 (64–65 лет) |
Франсис Алис (род. 1959, Антверпен ) — мексиканский художник бельгийского происхождения.
Его работы возникают в междисциплинарном пространстве искусства, архитектуры и социальной практики. В 1986 году Алис оставил свою профессию архитектора и переехал в Мехико , где живет и работает. [ 1 ]
Он создал разнообразные произведения искусства и перформансы, исследующие городскую напряженность и геополитику. Используя широкий спектр средств, от живописи до перформанса, его работы исследуют противоречие между политикой и поэтикой, индивидуальным действием и бессилием. Алис обычно устраивает пасео — прогулки, которые противостоят подчинению общего пространства. [ 2 ]
Циклическое повторение и механика прогресса и регресса также определяют характер действий и мифологии Алиса - Алис противопоставляет геологическое и технологическое время посредством наземной и социальной практики, которая исследует индивидуальную память и коллективную мифологию. Алис часто использует слухи в качестве основного инструмента в своей практике, распространяя эфемерные, основанные на практике работы посредством устной речи и рассказывания историй. Он документировал детские игры на протяжении десятилетий. [ 3 ]
Работа
[ редактировать ]Работы Алиса охватывают множество средств массовой информации. Если раньше действия в основном выполнял сам художник, то за последнее десятилетие главными действующими лицами его проектов стали дети. Эти публичные действия зафиксированы в видео, инсталляциях, картинах и рисунках. На протяжении всей своей практики Франсис Алис последовательно направляет свою выраженную поэтическую и творческую чувствительность к антропологическим и геополитическим проблемам, сосредоточенным вокруг наблюдений за повседневной жизнью и взаимодействия с ней, которую сам художник описал как «своего рода дискурсивный аргумент, состоящий из эпизодов, метафор, или притчи». [ 4 ]
Действия
[ редактировать ]Многие из его работ включают интенсивное наблюдение и запись социальной, культурной и экономической структуры конкретных мест, обычно происходящую во время прогулок по городским районам. Считая ходьбу центром своей практики, в своем первом спектакле «Коллекционер» (1991) он таскал небольшую магнитную игрушечную собачку на колесах по улицам Мехико, чтобы собрать любые металлические остатки, лежащие на ее пути. В «Сказках» (1995) он идет на прогулку, распустив свитер, оставляя за собой постоянно удлиняющийся след из синих ниток. [ 5 ] Также в 1995 году Алис провел в Сан-Паулу акцию под названием «Утечка» , в которой он шел из галереи по городу и обратно в галерею, оставляя за собой линию из открытой банки с синей краской. Это действие было повторено в 2004 году, когда Алис провел линию краски после границы с прекращением огня 1948 года в Иерусалиме, известную как «зеленая линия», неся банку, наполненную зеленой краской. В дне банки было проделано небольшое отверстие, поэтому краска капала на землю сплошной волнистой линией, пока он шел. [ 6 ] В произведении «Парадокс практики 1» («Иногда создание чего-то ни к чему не приводит») документируется действие, совершенное на улицах Мехико в 1997 году. часов, пока он не превратится в лужу талой воды.
«Репетиция» (1999) представляет собой 30-минутную статическую съемку красного VW Beetle, едущего вверх по склону грунтовой дороги в трущобах Тихуаны, в то время как зритель слышит, как музыканты репетируют песню. Каждый раз, когда они перестают играть, машина скатывается назад с холма, как будто кончается бензин, но когда музыка снова включается, машина снова начинает ехать в гору.
В «Торнадо» (2000–2010) смонтированные фрагменты фильма показывают, как Алис гонится за огромными пылевыми бурями, поднимаемыми ежегодным засушливым сезоном в центральной Мексике. Кара Л. Руни пишет об этом произведении в The Brooklyn Rail: «Вид его худощавого тела, мчащегося к смерчам, одновременно смешен и истеричен — беспечные качества, которые быстро уступают место серьезности, когда художник физически попадает в эпицентр бури. Внутри царит хаос, и Алис, незащищенный, если не считать его портативной камеры, окружен летящими кусками песка, пыли и грязи». [ 7 ]
В своей самой известной работе « Когда вера сдвигает горы » (2002) Алис набрал 500 добровольцев в районе Вентанилья недалеко от Лимы, Перу. Участники были вооружены лопатами и, выстроившись в одну линию, перемещали лопату, полную песка, шаг за шагом от одной стороны дюны к другой, и вместе они смещали на несколько дюймов 500-метровую песчаную дюну от свое исходное положение. Искусствовед Джин Фишер пишет, что «радикальное событие искусства ускоряет смысловой кризис или, скорее, обнажает смысловую пустоту в основе данной социальной ситуации, которая и является ее истиной». [ 8 ]
В период с 2004 по 2005 год Алис сотрудничал с Artangel в нескольких проектах, объединенных под названием « Семь прогулок». В одном из них, «Ночной дозор» (2004), в Национальной портретной галерее выпустили на волю дикую лису по кличке Бандит, а ее блуждания снимали камеры наблюдения музея.
Для Performa 05 Элис создала Ensayo II (2005) в сотрудничестве с Рафаэлем Ортегой. Спектакль сочетал в себе редкое сочетание высокого и низкого в постановочном представлении с участием стриптизерши (Белла Яо), классического пианиста (Александр Рованг) и сопрано (Виктория Курбацкая).
В проекте « Не переходи мост, прежде чем доберешься до реки» (2008) очередь детей на туфлях-лодочках покидает Европу в направлении Марокко, а очередь детей на туфлях-лодочках покидает Африку в сторону Испании, причем эти две очереди в конечном итоге встречаются на берегу реки. горизонт. Как и во многих видеопроектах Алиса, его соавторами были Рафаэль Ортега, Жюльен Дево, Феликс Блюм и Иван Боккара.
Для «Манифесты 10» в Санкт-Петербурге Алис участвовал в проекте «Лада Копейка» (2014) — «дорожном путешествии», которое заканчивается врезанием автомобиля «Лада» в дерево во дворе Эрмитажа. «Молчание Ани» было реализовано в 2015 году с группой подростков из Карса, Турция. Действие происходит на нынешней турецко-армянской границе в некогда армянском городе Ани, который после столетий последовательных вторжений и разграблений сегодня находится в состоянии полного запустения и упадка. Алис раздавал подросткам инструменты для имитации птиц — птичьи крики, они входили в городские стены и, спрятавшись в развалинах, призывали птиц, чтобы создать иллюзию того, что город возвращается к жизни.
Рисование
[ редактировать ]«Во время учебы в университете в Италии я находился под сильным влиянием живописи доренессанса: от Лоренцетти до Фра Анджелико . Даже по сей день моя иконография представляет собой комбинацию этих образов и языка мексиканской живописи знаков. Это сочетание позволило мне найти личный способ материализации изображений. Меня никогда не интересовал живописный стиль. Мои изображения чаще всего мысленно решены - «воображаемы» - к тому времени, когда они попадают на холст». [ 9 ]
В начале девяностых годов Алис сотрудничал с мексиканскими художниками-вывесками («ротулистами»), чтобы нарисовать увеличенные и доработанные версии своих небольших картин, которые им было предложено воспроизвести по своему вкусу. Общее название этого проекта — «Лжец, копия лжеца» (1997). Его намерение состоит в том, чтобы бросить вызов идее оригинального произведения искусства, сделав процесс анонимизации и преуменьшив воспринимаемую коммерческую ценность искусства. [ 10 ]
Картины серии «Время сомненья» были начаты в 1996 году и часто работали по ночам. В них представлены призрачные сказочные сцены, в которых крошечные мужчины и женщины в костюмах разыгрывают странные ритуалы, напоминающие детские игры и гимнастические эксперименты. Многие из этих изображений предвосхищают и напоминают формы, которые он использовал в своих действиях, но картины связаны с его действиями и другими способами, поскольку их поверхности обрабатываются и переделываются. [ 11 ] Тот факт, что изображения никогда не являются окончательными, а скорее являются палимпсестами, предполагает глубокую связь между фигуративной живописью и искусством действия, которая лежит в основе творчества Алиса.
«Что оправдывает мое обращение к живописи, так это то, что это самый короткий путь — а иногда и единственный способ — передать определенные сценарии или ситуации, которые нельзя выразить, которые нельзя снять на пленку или разыграть. Речь идет о попадании в ситуацию, которая не могла бы существовать где-либо еще, только на бумаге или холсте. [...] Кроме того, живопись позволяет мне отвлечься от порой беспокойного ритма спектаклей и кинопроизводств и дистанцироваться, не теряя контакта с ними [...] Когда я переводю. текущий сюжет фильма в изображение, я попытайтесь создать образ, отражающий смысл сюжета, а не иллюстрирующий факты фильма. Это скорее переписка, подвеска». [ 12 ]
Проект Фабиола
[ редактировать ]С 1994 года Алис собирает копии картины Жан-Жака Эннера, изображающей Фабиолу, римскую патрицию четвертого века, которая, несмотря на развод и повторный брак, совершила такое пылкое покаяние, что ее снова приветствовали в вере, а после ее смерти причислили к лику святых. . Благодаря роману кардинала Уайзмана Фабиола вновь обрела популярность в середине девятнадцатого века. Алис приобретал копии портретов Фабиолы, написанных любителями, на блошиных рынках и в антикварных магазинах в таких разных местах, как Мексика, Чили, Бразилия, Голландия, Германия, Ливан и Россия. Картины остались в первозданном виде. Художники, даты и места происхождения часто неизвестны.
Алис объяснил свой интерес к этим широко выпускаемым репликам: «Это заставило меня усомниться в статусе иконы. Что такое значок? Определяется ли икона официальной историей искусства? Или в данном случае икона определяется тем, что кажется одержимостью художника-любителя конкретным изображением?» [ 13 ]
24 фабиолы были впервые выставлены в 1994 году в рамках культурной инициативы Мехико Curare: espacio crítico para las artes. В 1997 году 60 из них были выставлены в лондонской художественной галерее Уайтчепел. В период с 2007 по 2018 год они выставлялись на следующих площадках: Dia Art Foundation в Латиноамериканском обществе Америки, Нью-Йорк; Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA); Национальная портретная галерея, Лондон; Монастырь Санто-Доминго-де-Силос, Бургос, Испания (организован Национальным центром искусств королевы Софии, Мадрид); Haus sum Kirschgarten, Базель (организатор Шаулагер); Музей искусств Лимы; Музей Ампаро, Пуэбла, Мексика; Пинакотека штата Сан-Паулу; Музей искусства Сапопана, Гвадалахара, Мексика. Его последняя презентация состоялась в византийской часовне с фресками коллекции Менила в Хьюстоне, и к тому времени коллекция выросла до 514 копий оригинального портрета.
Недавние проекты
[ редактировать ]В период с 2010 по 2014 год Алис много путешествовал по Афганистану по приглашению принять участие в проекте «Документа»(13). В сотрудничестве с Жюльеном Дево и Аджмалом Майванди он продюсировал Reel-Unreel (2011). 20-минутный фильм [ 14 ] [ 15 ] Камера следует за двумя маленькими афганскими мальчиками, преследующими катушку, катящуюся по холмам Кабула: один мальчик разворачивает пленку и идет впереди, а другой следует за ним, перематывая ее. Название Reel-Unreel отсылает к реальному/нереальному образу Афганистана, транслируемому средствами массовой информации на Западе: как афганский образ жизни вместе с его людьми постепенно дегуманизировался и после десятилетий войны превратился в западную фикцию. . В 2013 году он был внештатным военным художником британской оперативной группы в провинции Гильменд ( Адреналотуризм , 2013). [ 16 ]
Первоначально Алис был приглашен базирующимся в Багдаде Фондом Руйя для реализации проекта в лагерях езидских беженцев, но в период с 2015 по 2020 год основной фокус производства Алиса находился в Ираке. В качестве военного художника он снова сопровождал батальон Пешмерга во время курдского наступления по освобождению Мосула от исламской оккупации. В этом регионе Алис также разработал такие проекты, как Hopscotch (2016), созданный в сотрудничестве с езидским лагерем беженцев Шарья, Духок, Ирак; Сопоставление цветов (2016), снято во время его взаимодействия с курдскими силами; «Салам Тристесс» (2018), снятый в сотрудничестве с Лагерем езидских беженцев Кабарто, и, наконец, «Песчаные линии, история истории» (2020), художественный фильм, в котором дети горной деревни недалеко от Мосула воспроизводят столетнюю историю Ирака на основе секретного соглашения. Сайкса/Пико, подписанного в 1916 году, в царство террора, созданное Исламским государством в 2016 году. Премьера Sandlines состоялась в 2020 году на такие фестивали, как «Сандэнс», Международный кинофестиваль в Роттердаме и FICUNAM в Мехико. [ 17 ] [ 18 ] [ 16 ] [ 19 ]
Алис продолжает пополнять свою давнюю серию фильмов «Детские игры » (с 1999 г. по настоящее время), в которой собрано более 30 видеороликов, на которых дети играют в игры в Афганистане, Ираке, Мексике, Европе и Гонконге. Серия отражает привычку художника «вступать в контакт» с другой культурой, наблюдая и снимая, как играют дети. [ 20 ] [ 13 ]
Выставки и признание
[ редактировать ]Работы художника были предметом крупных обзоров, таких как «История обмана» , которая с 2010 по 2011 год выставлялась в галерее Тейт Модерн в Лондоне; Центр современного искусства Вильса, Брюссель; и Музей современного искусства, Нью-Йорк, и MoMA PS1, Лонг-Айленд-Сити, Нью-Йорк; или «История переговоров» , которая прошла в период с 2015 по 2017 год из Museo Tamayo Arte Contemporáneo, Мехико, в Museo de Arte Latinoamericano de Buenos Aires (MALBA) – Fundación Costantini, Буэнос-Айрес; Национальный музей изящных искусств Гаваны, Гавана; и Художественная галерея Онтарио, Торонто.
Выставки (выборка)
[ редактировать ]За последнее десятилетие у него было несколько персональных выставок, в том числе в WIELS, Центре современного искусства, Брюссель (2023–24); Museo Universitario Arte Contemporáneo (MUAC), Мехико (2023 г.); Музей изящных искусств Куанду, Тайбэй (2022 г.); Копенгаген Современный (2022); Кантональный музей изящных искусств, Лозанна (2021 г.); Национальный музей Колумбии, Богота (2020 г.); Художественный музей Рокбунд (RAM), Шанхай (2018 г.); Центр Арт Сонье, Сеул (2018); Музей современного искусства, Токио (побывал в Городском музее современного искусства Хиросимы, оба в 2013 г.); Ирландский музей современного искусства, Дублин (2010); Общество Возрождения Чикагского университета (2008 г.); Музей Хаммера, Лос-Анджелес (2007 г.); Музей Хиршхорна и сад скульптур, Вашингтон, округ Колумбия (2006 г.); и Портикус, Франкфурт (2006). Алис участвовал в Венецианской биеннале в 1999, 2001, 2007 и 2017 годах, а также в Международном Карнеги в 2004 году. В 2022 году Алис представлял Бельгию на 59-й Венецианской биеннале с сольной презентацией «Фрэнсис Алис: Природа игры». В 2024 году Алис принял участие в Manif d'art, Квебекской городской биеннале и персональной выставке в Музее искусства Лимы (МАЛИ).
Награды
[ редактировать ]Он был награжден премией Blue Orange в 2004 году, премией Винсента в 2008 году, премией лауреата BACA в 2010 году, премией EYE Art & Film Prize от EYE Filmmuseum в 2018 году, премией Whitechapel Gallery Art Icon Award в 2020 году. [ 21 ] и премия Рольфа Шока в области изобразительного искусства, а также премия Вольфганга Хана в Музее Людвига в 2023 году. Он был среди имен в списке Блейка Гопника 2011 года «10 самых важных художников современности», причем Гопник утверждал, что его искусство стоит за то, что «живу и стремлюсь сделать что-нибудь во вселенной, которая превращает все усилия в пыль». [ 22 ] В 2013 году Дейл Эйзингер из Complex поставил «Реконструкцию» на 10-е место в своем списке величайших произведений перформанса, заявив, что она «кажется, несет в себе больший личный риск, а также более серьезную социальную критику [ sic ]», чем более известная « Когда вера сдвигает горы» . [ 23 ]
Избранная библиография
[ редактировать ]- 2004. Франсис Алис: Современное шествие. Тексты Фрэнсиса Алиса, Линн Кук, Алехандро Диаса, Тома Экклса, Дарио Гамбони, Роузли Голдберг, Лоуренса Кардиша, Харпера Монтгомери и Франческо Пеллицци. Интервью с художником Тома Эклса и Роберта Сторра. Фонд общественного искусства, Нью-Йорк.
- 2005. Когда вера сдвигает горы . Тексты Сьюзен Бак Морсс, Густаво Бантинкса, Линн Кук, Корин Дизеренс, Куаутемока Медины и Херардо Москера. Тернер, Мадрид.
- 2006. Фрэнсис Алис: Исторический центр Мехико. Текст Карлоса Монсивайса. Тернер, Мадрид.
- 2006. Десять кварталов вокруг студии , Antiguo Colegio de San Ildefonso, Мехико.
- 2006. Фрэнсис Алис: История обмана - Патагония, 2003–2006 гг . Тексты Франсиса Алиса и Оливье Дебруаза. Револьвер, Франкфурт (эксп. кат.).
- 2007. Франсис Алис: Политика репетиций . Текст Рассела Фергюсона. Штайдль, Геттинген, Германия и Музей Хаммера, Лос-Анджелес (исх. кат.).
- 2010. В данной ситуации . Тексты Тона Марара, Куаутемока Медины и Альфонсо Рейеса. Косак Найфи, Сан-Паулу.
- 2010. Фрэнсис Алис: История обмана . Под редакцией Марка Годфри, Клауса Бизенбаха и Керрин Гринберг. Тексты Эдуардо Абароа, Франческо Карери, Ти Джей Демоса, Карлы Фейслер, Лаймерта Гарсиа дос Сантоса, Марка Годфри, Бориса Гройса, Мивона Квона, Тома Макдонаф, Лорны Скотт Фокс, Эяля Вейцмана и др. Издательство Тейт, Лондон (исх. кат.).
- 2011. Проект росписи вывесок . Под редакцией Теодоры Вишер. Тексты Фрэнсиса Алиса, Нестора Гарсии Канклини, Моники Кестли и Куаутемока Медины. Штайдль, Геттинген, Германия и Шаулагер, Базель.
- 2013. Франсис Алис: художник миражей. Текст Поля де Мура. Людион, Антверпен.
- 2013. Не переходи мост, пока не дойдешь до реки . Тексты Юкиэ Камия и Кадзухико Ёсидзаки. Seigensha Art Publishing, Киото (исх. кат.).
- 2014. Франсис Алис: РЕАЛЬНОЕ-НЕРЕАЛЬНОЕ . Под редакцией Андреа Вилиани. Тексты Фрэнсиса Алиса, Каролин Христов-Бакаргиева, Марио Гарсиа Торреса, Мариам Гани, Евы Горзадек, Аджмала Майванди, Амануллы Моджадиди, Роберта Слифкина и Майкла Тауссига. Интервью с Аджмалом Майванди и Андреа Вилиани. Доннарегина, Музей современного искусства Неаполя (MADRE), Неаполь и Центр современного искусства Замок Уяздовский, Варшава (эксх. кат.).
- 2015. История переговоров: живопись и действие в творчестве Фрэнсиса Алиса/История переговоров: живопись и действие в творчестве Фрэнсиса Алиса , Museo Tamayo Arte Contemporáneo, Мехико (исх. кат.).
- 2016. Время сна . Тексты Фрэнсиса Алиса и Кэтрин Ламперт. Сецессион, Вена.
- 2018. Knots'n Dust: Фрэнсис Алис . Текст Мари Мураччиоле . Настоящие прессы, Дижон.
- 2019. Фрэнсис Алис: Расходы , Художественный музей Рокбунд, Шанхай (исх. кат.).
- 2019. Франсис Алис: Детские игры . Тексты Куаутемока Медины, Дэвида Макдугалла, Лорны Скотт Фокс. Музей глазного кино, Амстердам.
- 2020. Франсис Алис: Печальный мир, Ирак, 2016–2016 гг. В сотрудничестве с Фондом Руйя, Пиментал Тайяна, Медина Куаутемок, Национальный музей Колумбии, Богота.
- 2021. Франсис Алис: Пока я иду . Тексты Николь Швейцер, Джулии Брайан-Уилсон, Луиса Переса-Орамаса, Джудит Роденбек, Кантональный музей изящных искусств, Лозанна.
- 2022. Фрэнсис Алис: Природа игры . Бельгийский павильон 59-й Венецианской биеннале (исх. кат.).
- 2023. Франсис Алис: Детские игры 1999–2022 гг . MUAC, Университетский музей современного искусства, УНАМ. (исх. кот.).
- 2022 (и 2007). Фрэнсис Алис. Тексты Рассела Фергюсона, Куаутемока Медины, Джин Фишер, Майкла Тауссига. Файдон, Лондон и Нью-Йорк.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Я слишком высокий, слишком бледный и слишком гринго»: Фрэнсис Алис о том, как был бельгийским художником в Мехико» . Артпространство . Проверено 6 июня 2023 г.
- ^ Карлос, Басуальдо. «С головы до пят: пути сопротивления Фрэнсиса Элиса». АртФорум (апрель 1999 г.).
- ^ «Фрэнсис Алис «Детские игры, 1999–2022», Гала Поррас-Ким «Между провалами истории» в MUAC, Мехико — Mousse Magazine and Publishing» . www.moussemagazine.it . 24 февраля 2023 г. Проверено 6 июня 2023 г.
- ^ «Биография Фрэнсиса Алиса» . Дэвид Цвирнер . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ «Фрэнсис Алис в галерее Tate Modern, обзор журнала Seven» . Телеграф . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ Коттер, Голландия (13 марта 2007 г.). «Задумчивые странствия человека с консервной банкой (издание 2007 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ Руни, Кара Л. (11 июля 2011 г.). «ФРЭНСИС АЛШ: История обмана» . Бруклинская железная дорога . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ Алис и др., Фрэнсис Алис , с. 116.
- ^ «Фрэнсис Алис, Карла Фаеслер - журнал BOMB» . www.bombmagazine.org . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ Тейт. « Последний клоун», Фрэнсис Алис, 1995–2000 гг . Тейт . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ Тейт. «Фрэнсис Алис. История обмана: Путеводитель по комнатам, Картины» . Тейт . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ Фрэнсис Алис, Рассел Фергюсон, Джин Фишер, Куаутемок Медина, Майкл Тауссиг (2019). «Рассел Фергюсон в разговоре с Фрэнсисом Алисом». Фрэнсис Алис – Переработанное и расширенное издание (Серия Phaidon Contemporary Artist) . Файдон Пресс. п. 26. ISBN 978-0714875002 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «Фрэнсис Алис о границах и играх в Гонконге» . Окула . 2021.
- ^ «РИЛ-РАНИЛ» . Дэвид Цвирнер . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ « Фрэнсис Алис: Катушка-размотка» у Дэвида Цвирнера» . Наблюдатель . 15 января 2013 г. Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Фрэнсис Алис создаст новую работу, вдохновленную своим опытом на передовой в Мосуле» . www.theartnewspaper.com . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ «Венецианские беседы: Франциск Алис и Тамара Чалаби по дороге из Дахука в Эрбиль» . Фонд Руйя современной культуры в Ираке . 2017-06-23 . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ «Фрэнсис Алис будет работать с беженцами в Ираке и встречаться с жертвами ИГИЛ» . www.theartnewspaper.com . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ « Доверяйте ребенку внутри себя»: Интервью с Фрэнсисом Алисом . Средний журнал . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ «Детские игры» . FranceAlÿs.com .
- ^ «Арт-икона 2020: Франсис Алис» . Галерея Уайтчепел . Архивировано из оригинала 12 октября 2020 г. Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ Гопник, Блейк (5 июня 2011 г.). «10 самых важных художников современности» . Newsweek . Проверено 25 апреля 2021 г.
- ^ Эйзингер, Дейл (9 апреля 2013 г.). «25 лучших произведений исполнительского искусства всех времен» . Сложный . Проверено 28 февраля 2021 г.