Jump to content

Кайя Саариахо

Кайя Саариахо
Саариахо в 2013 году
Рожденный
Кайя Лаакконен

( 1952-10-14 ) 14 октября 1952 г.
Хельсинки , Финляндия
Умер 2 июня 2023 г. (02.06.2023) (70 лет)
Париж, Франция
Эра Современный
Работает Список композиций
Супруг
Жан-Батист Барьер
( м. 1984 г.)
Дети 2

Кайя Аннели Саариахо (англ. Финский: [ˈkɑi̯jɑ ˈsɑːriɑho] ; урожденная   Лаакконен ; 14 октября 1952 — 2 июня 2023) — финский композитор, живший в Париже, Франция. В течение своей карьеры Саариахо получала заказы от Линкольн-центра для квартета «Кронос» и от IRCAM для ансамбля Intercontemporain , BBC , Нью-Йоркского филармонического оркестра , Зальцбургского музыкального фестиваля , Театра дю Шатле в Париже и Финского национального оркестра . Опера и др. [1] По результатам опроса композиторов, проведенного BBC Music Magazine в 2019 году , Саариахо был признан величайшим из ныне живущих композиторов. [2]

Саариахо изучала композицию в Хельсинки, Фрайбурге и Париже, где она также жила с 1982 года. Ее исследования в Институте исследований и координации акустики и музыки (IRCAM) ознаменовали поворотный момент в ее музыке от строгого сериализма к спектрализму . Ее характерно богатые полифонические текстуры часто создаются путем сочетания живой музыки и электроники.

Жизнь и работа [ править ]

Саариахо родился в Хельсинки , Финляндия. В детстве она играла на скрипке, гитаре и фортепиано и получила начальное и среднее образование в школе Штайнера. [3] В университете она сначала училась, разделяя свое время между изучением графического дизайна в Школе искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто , игры на фортепиано в Хельсинкской консерватории [ fi ] и музыковедения в Хельсинкском университете ; а затем позже изучала композицию в Академии Сибелиуса под руководством Пааво Хейнинена . [3] После посещения летних курсов в Дармштадте она переехала в Германию, чтобы учиться в Высшей школе музыки Фрайбурга под руководством Брайана Фернихоу и Клауса Хубера . Акцент ее учителей во Фрайбурге на строгий сериализм и математические структуры показался ей удушающим, и она сказала в интервью:

Вам не разрешалось иметь пульс, тонально ориентированные гармонии или мелодии. Я не хочу писать музыку через отрицания. Все дозволено, если сделано со вкусом. [4]

В 1980 году Саариахо отправился на летние курсы в Дармштадте и посетил концерт французских спектралистов Тристана Мюраля и Жерара Гризи . [5] Первое прослушивание призрачной музыки ознаменовало глубокий сдвиг в творческом направлении Саариахо. Этот опыт повлиял на ее решение посетить курсы по компьютерной музыке , которые читали IRCAM , исследовательский институт компьютерной музыки в Париже, Дэвид Вессель, Жан-Батист Барьер и Марк Баттье.

В 1982 году она начала работать в IRCAM, занимаясь компьютерным анализом звукового спектра отдельных нот, воспроизводимых различными инструментами. Она разработала методы компьютерной композиции, экспериментировала с конкретной музыкой и написала свои первые произведения, сочетающие живое исполнение с электроникой. Она также сочиняла новые произведения, используя синтезатор CHANT компании IRCAM. [6] Каждая из ее трилогий Jardin Secret создавалась с использованием компьютерных программ. Jardin secret I (1985), Jardin secret II (1986) и Nymphea (Jardin secret III) (1987). [7] Ее работы в области электроники были разработаны в сотрудничестве с Жаном-Батистом Барьером, композитором, мультимедийным художником и ученым-компьютерщиком, который руководил отделом музыкальных исследований IRCAM с 1984 по 1987 год. Саариахо и Барьер поженились в 1984 году. У них двое детей. [8]

В Париже Саариахо сделал акцент на медленных трансформациях плотных звуковых масс . [9] Ее первая кассетная пьеса Vers Le Blanc 1982 года, а также ее оркестровая и кассетная работа Verblendungen построены из одного перехода: в Vers Le Blanc переход происходит от одного тонального кластера к другому, а в Verblendungen - от громкого. чтобы успокоиться. Verblendungen также использует в качестве основы пару визуальных идей: мазок кисти, который начинается плотным следом на странице и редеет на отдельные пряди, и само слово Verblendungen , что означает «ослепление, заблуждение, ослепление». [10] [11]

Ее работа в 1980-х и 1990-х годах была отмечена акцентом на тембр и использование электроники наряду с традиционными инструментами. «Нимфея» (Jardin secret III) Например, (1987) предназначена для струнного квартета и живой электроники и содержит дополнительный вокальный элемент: музыканты шепчут слова Арсения Тарковского стихотворения « Теперь лето прошло ». При написании «Нимфеи» Саариахо использовал фрактальный генератор для создания материала. Рассказывая о композиционном процессе, Саариахо сказал:

При подготовке музыкального материала пьесы я использовал компьютер несколькими способами. Основу всей гармонической структуры составляют сложные звуки виолончели, которые я проанализировал с помощью компьютера. Основной материал для ритмических и мелодических преобразований рассчитывается на компьютере, в ходе которого музыкальные мотивы постепенно преобразуются, повторяясь снова и снова. [12]

Саариахо часто говорил о своего рода синестезии , которая затрагивает все чувства, говоря:

... визуальный и музыкальный мир для меня едины ... В моем сознании сливаются разные чувства, оттенки цвета, текстуры и тона света, даже ароматы и звуки. Они сами по себе образуют целый мир. [13]

Другой пример - «Шесть японских садов» (1994), ударная пьеса, сопровождаемая заранее записанным электронным слоем японской природы, традиционными инструментами и пением буддийских монахов. Во время своего визита в Токио в 1993 году она расширила свою первоначальную концепцию ударных инструментов до полунеопределённого произведения . Он состоит из шести частей, каждая из которых представляет собой сад, составленный в стиле традиционной японской архитектуры, ритмически вдохновленный ею. Особенно в частях IV и V она исследовала множество возможностей сложной полиритмии в свободной инструментовке. Она сказала:

... Я почувствовал связь между архитектурой и музыкой: обе формы искусства отбирают и вводят материалы, позволяют им расти, придают им форму, подготавливают новые контрастные элементы, создают разные отношения между материалами. [14] : 18 

В своей книге о Саариахо музыковед Пиркко Мойсала [ фи ; св ] пишет о неопределенности этого состава:

[Кайя сказала:] «Существует так много видов ударных инструментов, о которых я не знаю. Я подумал, что было бы очень интересно посмотреть, как музыканты выбирают инструменты в определенных отрывках». индивидуальность и характер композиции остаются прежними даже при смене инструментов; каждая музыкальная идея требует определенных звуковых окрасок, а не определенного инструмента.

1 декабря 2016 года Метрополитен-опера дала первое исполнение « L'Amour de loin» — второй оперы женщины-композитора, когда-либо представленной труппой (первая была исполнена более века назад, в 1903 году). [15] Последующая трансляция оперы в кино 10 декабря 2016 года в рамках сериала Metropolitan Opera Live in HD стала первой оперой женщины-композитора и первой оперой под управлением женщины-дирижера ( Сюзанны Мялкки ) в этой серии. В 2002 году опера Санта-Фе представила «L'Amour de Loin» . В 2008 году Опера Санта-Фе также представила ее оперу «Адриана Матер» .

Саариахо был покровителем органного проекта Хельсинкского музыкального центра и выделил на строительство нового органа в Хельсинкском музыкальном центре один миллион евро. [16] Она также была председателем Международного конкурса органной композиции имени Кайи Саариахо. [17] который отобрал в апреле 2023 года одиннадцать композиций. [18]

В феврале 2021 года у Саариахо диагностировали глиобластому. Она умерла в Париже 2 июня 2023 года в возрасте 70 лет. [19]

Мировая премьера ее последнего произведения, HUSH , концерта для трубы с оркестром, состоялась 24 августа 2023 года в Хельсинкском музыкальном центре под управлением Вернери Похьолы и Симфонического оркестра Финского радио под управлением Сюзанны Мялкки . [20] [21] Хотя премьера была посмертной, Саариахо смогла сама услышать произведение на репетиции весной 2023 года. Пьеса задумана как ответ на первый концерт Саариахо в Graal Théâtre и основана на тексте Алекси Барьера: [22] Сын Саариахо и либреттист некоторых из ее последних произведений.

Награды и почести [ править ]

Избранные работы [ править ]

Работы Саариахо включают: [44] [45]

  • Заблуждения (1984; оркестр, электроника)
  • Лихтбоген (1986; флейта, перкуссия, фортепиано, арфа, струнные, живая электроника)
  • Ио (1987; большой ансамбль, электроника)
  • Нимфея (1987; струнный квартет, электроника)
  • Лепестки (1988; виолончель, электроника)
  • Du cristal... (1989; оркестр, живая электроника)
  • ...à la Fumée (1990; соло альтовой флейты и виолончели, оркестр)
  • NoaNoa (1992; флейта, живая электроника)
  • Театр Грааль (1994; скрипка, оркестр)
  • Фолиа (1995; контрабас, живая электроника)
  • Олтра Мар (1999; хор и оркестр) [8]
  • Любовь издалека (2000; опера) [46] [47]
  • Семь бабочек (2000; виолончель соло)
  • Орион (2002; оркестр)
  • Астероид 4179: Тутатис (2005; оркестр)
  • Страсти Симоны (2006; ораторское искусство/опера)
  • Адриана Матер (2006; опера, либретто Амина Маалуфа)
  • Заметки о свете (2006; концерт для виолончели)
  • Terra Memoria (2007; струнный квартет)
  • Laterna Magica (2008; оркестр)
  • Эмили (2010; опера)
  • D'Om le Vrai Sens (2010; концерт для кларнета)
  • Карта круга (2012; оркестр)
  • Тени Земли (2013; орган и оркестр)
  • True Fire (2014; баритон и оркестр)
  • Транс (2015; концерт для арфы)
  • Остается только звук (2015; Always Strong и Feather Mantle ) [48]
  • Невинность (2021; опера)

Избранные записи [ изменить ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Кайя Саариахо, композитор ундины» . Ундина . 28 мая 2021 г. Проверено 28 мая 2021 г.
  2. ^ «Кайя Саариахо признана величайшим из ныне живущих композиторов по версии журнала BBC Music» . Музыка Финляндии . Проверено 5 декабря 2019 г.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Саариахо, Кайя (1952–2023)» . СКС Личная история (на финском языке). Финское литературное общество .
  4. ^ Говард Познер. «Дю Кристаль» . Голливуд Боул (веб-сайт) . Проверено 5 ноября 2018 г.
  5. ^ Росс, Алекс (24 апреля 2006 г.). «Рождение» . Житель Нью-Йорка . Проверено 28 мая 2021 г.
  6. ^ «Проект CHANT: от синтеза певческого голоса к синтезу в целом». Родет, Ксавье; Потар, Ив; Барьер, Жан-Батист. Компьютерный музыкальный журнал , Vol. 8, № 3 (Осень 1984 г.), с. 30. Массачусетский технологический институт Пресс. https://www.jstor.org/stable/3679810 . По состоянию на 19 августа 2015 г.
  7. ^ Хауэлл, Тим; Харгривз, Джон; Рофе, Майкл. Кайя Саариахо: видения, повествования, диалоги . Ашгейт, 2011. 82–85.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эллисон, Кори (7 ноября 1999 г.). «Раскрытие красоты в обычном шуме» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 января 2017 г.
  9. ^ «Биография «Кайя Саариахо» . Кайя Саариахо . 21 марта 2021 г. Проверено 28 мая 2021 г.
  10. ^ "Verblendung", ( Сокращенный словарь Мюре-Сандерса Лангеншайдта под редакцией Хайнца Мессингера и редакции Лангеншайдта), 1982 г.
  11. ^ «Verblendung | перевести с немецкого на английский» . Кембриджский словарь . 25 мая 2022 г. Проверено 31 мая 2022 г.
  12. ^ Саариахо, Кайя. Примечание программы: Нимфея (1987). Нью-Йорк: По заказу Линкольн-центра и Дорис и Майрон Бейглер для квартета Кронос, 1987. Печать.
  13. ^ Мойсала 2009 , стр. 55.
  14. ^ Мойсала, Пиркко (2009). Кайя Саариахо . Женщины-композиторы. Издательство Университета Иллинойса. ISBN  978-0-252-03277-6 .
  15. ^ Энтони Томмазини (2 декабря 2016 г.). «Обзор: новая актуальная L'Amour de Loin в Метрополитене» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 декабря 2016 г.
  16. ^ Фонд Хельсинкского музыкального центра. «Кайя Саариахо» . #PlayTheOrgan – #UrutSoimaan . Проверено 29 апреля 2023 г.
  17. ^ Фонд Хельсинкского музыкального центра. «Конкурс органной композиции» . #PlayTheOrgan – #UrutSoimaan . Проверено 29 апреля 2023 г.
  18. ^ Фонд Хельсинкского музыкального центра (27 апреля 2023 г.). «Органная композиция Кайи Саариахо» . #PlayTheOrgan – #UrutSoimaan . Проверено 29 апреля 2023 г.
  19. ^ Питканен, Хейни; Тииккая, Самули (2 июня 2023 г.). «Умерла композитор Кайя Саариахо» . Helsingin Sanomat (на финском языке) . Проверено 2 июня 2023 г.
  20. ^ «Симфонический оркестр Финского радио, Сюзанна Мялкки, Вернери Похъёла» . Хельсинкский фестиваль . Проверено 27 августа 2023 г.
  21. ^ «Концерт симфонического оркестра радио» . Юле Арина . Над . Проверено 31 августа 2023 г.
  22. ^ «ТИШИНА | Кайя Саариахо» . www.wisemusicclassical.com . Проверено 17 декабря 2023 г.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мойсала, Пиркко, «Гендерные переговоры композитора Кайи Саариахо в Финляндии: женщина-композитор как кочевой субъект», в журнале «Музыка и гендер» (Пиркко Мойсала и Беверли Даймонд, редакторы). Университет Иллинойса Пресс ( ISBN   978-0-252-02544-0 ), стр. 166–188 (2000).
  24. ^ «Номинанты 2000» . Северное сотрудничество . Проверено 15 октября 2021 г.
  25. ^ «Кайя Саариахо» . Шотт Музыка . 14 октября 1952 года . Проверено 15 октября 2021 г.
  26. ^ Мойсала, Пиркко (2010). Кайя Саариахо . Женщины-композиторы. Издательство Университета Иллинойса. стр. 23. ISBN  978-0-252-09193-3 . Проверено 15 октября 2021 г.
  27. ^ Тапио Олликайнен (лето 2004 г.). «Четыре такта Кайи Саариахо» . Хельсингийский университет . Проверено 2 января 2017 г.
  28. ^ «2003 – Кайя Саариахо – Премии Гравемейера» . Премии Гравемейера . 20 июля 2003 года . Проверено 15 октября 2021 г.
  29. ^ Марк Свед (2008). «Номинанты 2008 года: Композитор года - Кайя Саариахо» . Музыкальная Америка . Проверено 2 января 2017 г.
  30. ^ Фонд Вихури (2009). «Кайя Саариахо» . Проверено 12 декабря 2017 г.
  31. ^ «Чистота воздуха после ливня» . Frankfurter Rundschau (на немецком языке). 25 июля 2010 года . Проверено 15 октября 2021 г.
  32. ^ «Премия Леони Соннинг 2011: Кайя Саариахо» . Леони Соннингс Мюзикфонд (пресс-релиз). Май 2011 года . Проверено 2 января 2017 г.
  33. ^ Том Сервис (9 июля 2012 г.). «Путеводитель по музыке Кайи Саариахо» . Хранитель . Проверено 2 января 2017 г.
  34. ^ «Кайя А. Саариахо» . Американская академия искусств и наук . 27 июля 2023 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
  35. ^ «Кайя Саариахо: лауреат премии Polar Music Prize 2013» . Полярная музыкальная премия (Пресс-релиз). Август 2013. Архивировано из оригинала 3 января 2017 года . Проверено 2 января 2017 г.
  36. ^ «Фонд BBVA выражает признательность финскому композитору Кайе Саариахо за разрушение различий между акустической и электронной музыкой» . ББВА . 14 февраля 2018 года . Проверено 15 октября 2021 г.
  37. ^ Искусств, Баварская академия красоты. «Эмоциональный интеллект – некролог Кайи Саариахо» . www.badsk.de (на немецком языке) . Проверено 17 декабря 2023 г.
  38. ^ «Почетные члены Американской академии искусств и литературы» . artsandletters.org . Проверено 17 декабря 2023 г.
  39. ^ «Кайя Саариахо признана величайшим из ныне живущих композиторов по версии журнала BBC Music» . Музыка Финляндии . Проверено 17 декабря 2023 г.
  40. ^ «Львы Музыкальной биеннале 2021» . Венецианская биеннале (на итальянском языке). 12 марта 2021 г. Проверено 15 октября 2021 г.
  41. ^ Томмазини, Энтони; Вулф, Закари; Барон, Джошуа; Уоллс, Сет Колтер; Аллен, Дэвид (6 декабря 2021 г.). «Лучшая классическая музыка 2021 года» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 17 декабря 2023 г.
  42. ^ «Кайя Саариахо и Джузеппе Пеноне избраны иностранными ассоциированными членами | Академия изящных искусств» . Кайя Саариахо и Джузеппе Пеноне избраны иностранными ассоциированными членами | Академия изящных искусств (на французском языке) . Проверено 17 декабря 2023 г.
  43. ^ «Кайя Саариахо удостоена звания «Академика искусств» от президента Финляндии» . www.wisemusicclassical.com . Проверено 17 декабря 2023 г.
  44. ^ "Каталог" . www.wisemusicclassical.com . Проверено 18 августа 2020 г.
  45. ^ Работы» . saariaho.org . Проверено 18 августа 2020 г.
  46. ^ Роберт Эверетт-Грин (27 января 2012 г.). «Кайя Саариахо ищет любовь в Канаде» . Глобус и почта . Торонто . Проверено 3 февраля 2012 г.
  47. ^ «Кайя Саариахо получает много любви за «Любовь издалека»» . Торонто Стар . 2 февраля 2012 года . Проверено 3 февраля 2012 г.
  48. ^ Эндрю Клементс (26 марта 2016 г.). «Обзор Only the Sound Remains – почти до странности неинтересный» . Хранитель . Проверено 28 декабря 2016 г.
  49. ^ Саариахо, Кайя; Апшоу, Дон; Кремер, Гидон; Салонен, Эса-Пекка; Камерный оркестр «Аванти»; Симфонический оркестр Радио (Хельсинки); Симфонический оркестр BBC (Лондон) (2001), Театр Грааль; Шато де Л'Ам; Амеры (на неопределенном языке), [Lieu depublication no identifié]: Sony Classical, OCLC   995496757
  50. ^ Саариахо, Кайя; Маалуф, Амин; Селларс, Питер; Кокко, Елена; Финли, Джеральд; Апшоу, Дон; Груп, Моника; Салонен, Эса-Пекка; Цыпин, Георгий; Паклединаз, Мартин (2005), L'amour de loin , Гамбург: Deutsche Grammophon: Распространяется Universal Music & Video Distribution, OCLC   724679575
  51. ^ Саариахо, Кайя; Кейдж, Джон; Мадерна, Бруно; Cikada Strykekvartett (2005), Струнный квартет Cikada - в должном темпе (на неопределенном языке), Мюнхен: ECM Records, OCLC   163365164

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ffdfcfc0d9dbaf6983e6b9b77336cccb__1711370940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/cb/ffdfcfc0d9dbaf6983e6b9b77336cccb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kaija Saariaho - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)