Кайя Саариахо
Кайя Саариахо | |
---|---|
![]() Саариахо в 2013 году | |
Рожденный | Кайя Лаакконен 14 октября 1952 г. Хельсинки , Финляндия |
Умер | 2 июня 2023 г. Париж, Франция | (70 лет)
Эра | Современный |
Работает | Список композиций |
Супруг | Жан-Батист Барьер |
Дети | 2 |
Кайя Аннели Саариахо (англ. Финский: [ˈkɑi̯jɑ ˈsɑːriɑho] ; урожденная Лаакконен ; 14 октября 1952 — 2 июня 2023) — финский композитор, живший в Париже, Франция. В течение своей карьеры Саариахо получала заказы от Линкольн-центра для квартета «Кронос» и от IRCAM для ансамбля Intercontemporain , BBC , Нью-Йоркского филармонического оркестра , Зальцбургского музыкального фестиваля , Театра дю Шатле в Париже и Финского национального оркестра . Опера и др. [1] По результатам опроса композиторов, проведенного BBC Music Magazine в 2019 году , Саариахо был признан величайшим из ныне живущих композиторов. [2]
Саариахо изучала композицию в Хельсинки, Фрайбурге и Париже, где она также жила с 1982 года. Ее исследования в Институте исследований и координации акустики и музыки (IRCAM) ознаменовали поворотный момент в ее музыке от строгого сериализма к спектрализму . Ее характерно богатые полифонические текстуры часто создаются путем сочетания живой музыки и электроники.
Жизнь и работа [ править ]
Саариахо родился в Хельсинки , Финляндия. В детстве она играла на скрипке, гитаре и фортепиано и получила начальное и среднее образование в школе Штайнера. [3] В университете она сначала училась, разделяя свое время между изучением графического дизайна в Школе искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто , игры на фортепиано в Хельсинкской консерватории и музыковедения в Хельсинкском университете ; а затем позже изучала композицию в Академии Сибелиуса под руководством Пааво Хейнинена . [3] После посещения летних курсов в Дармштадте она переехала в Германию, чтобы учиться в Высшей школе музыки Фрайбурга под руководством Брайана Фернихоу и Клауса Хубера . Акцент ее учителей во Фрайбурге на строгий сериализм и математические структуры показался ей удушающим, и она сказала в интервью:
Вам не разрешалось иметь пульс, тонально ориентированные гармонии или мелодии. Я не хочу писать музыку через отрицания. Все дозволено, если сделано со вкусом. [4]
В 1980 году Саариахо отправился на летние курсы в Дармштадте и посетил концерт французских спектралистов Тристана Мюраля и Жерара Гризи . [5] Первое прослушивание призрачной музыки ознаменовало глубокий сдвиг в творческом направлении Саариахо. Этот опыт повлиял на ее решение посетить курсы по компьютерной музыке , которые читали IRCAM , исследовательский институт компьютерной музыки в Париже, Дэвид Вессель, Жан-Батист Барьер и Марк Баттье.
В 1982 году она начала работать в IRCAM, занимаясь компьютерным анализом звукового спектра отдельных нот, воспроизводимых различными инструментами. Она разработала методы компьютерной композиции, экспериментировала с конкретной музыкой и написала свои первые произведения, сочетающие живое исполнение с электроникой. Она также сочиняла новые произведения, используя синтезатор CHANT компании IRCAM. [6] Каждая из ее трилогий Jardin Secret создавалась с использованием компьютерных программ. Jardin secret I (1985), Jardin secret II (1986) и Nymphea (Jardin secret III) (1987). [7] Ее работы в области электроники были разработаны в сотрудничестве с Жаном-Батистом Барьером, композитором, мультимедийным художником и ученым-компьютерщиком, который руководил отделом музыкальных исследований IRCAM с 1984 по 1987 год. Саариахо и Барьер поженились в 1984 году. У них двое детей. [8]
В Париже Саариахо сделал акцент на медленных трансформациях плотных звуковых масс . [9] Ее первая кассетная пьеса Vers Le Blanc 1982 года, а также ее оркестровая и кассетная работа Verblendungen построены из одного перехода: в Vers Le Blanc переход происходит от одного тонального кластера к другому, а в Verblendungen - от громкого. чтобы успокоиться. Verblendungen также использует в качестве основы пару визуальных идей: мазок кисти, который начинается плотным следом на странице и редеет на отдельные пряди, и само слово Verblendungen , что означает «ослепление, заблуждение, ослепление». [10] [11]
Ее работа в 1980-х и 1990-х годах была отмечена акцентом на тембр и использование электроники наряду с традиционными инструментами. «Нимфея» (Jardin secret III) Например, (1987) предназначена для струнного квартета и живой электроники и содержит дополнительный вокальный элемент: музыканты шепчут слова Арсения Тарковского стихотворения « Теперь лето прошло ». При написании «Нимфеи» Саариахо использовал фрактальный генератор для создания материала. Рассказывая о композиционном процессе, Саариахо сказал:
При подготовке музыкального материала пьесы я использовал компьютер несколькими способами. Основу всей гармонической структуры составляют сложные звуки виолончели, которые я проанализировал с помощью компьютера. Основной материал для ритмических и мелодических преобразований рассчитывается на компьютере, в ходе которого музыкальные мотивы постепенно преобразуются, повторяясь снова и снова. [12]
Саариахо часто говорил о своего рода синестезии , которая затрагивает все чувства, говоря:
... визуальный и музыкальный мир для меня едины ... В моем сознании сливаются разные чувства, оттенки цвета, текстуры и тона света, даже ароматы и звуки. Они сами по себе образуют целый мир. [13]
Другой пример - «Шесть японских садов» (1994), ударная пьеса, сопровождаемая заранее записанным электронным слоем японской природы, традиционными инструментами и пением буддийских монахов. Во время своего визита в Токио в 1993 году она расширила свою первоначальную концепцию ударных инструментов до полунеопределённого произведения . Он состоит из шести частей, каждая из которых представляет собой сад, составленный в стиле традиционной японской архитектуры, ритмически вдохновленный ею. Особенно в частях IV и V она исследовала множество возможностей сложной полиритмии в свободной инструментовке. Она сказала:
... Я почувствовал связь между архитектурой и музыкой: обе формы искусства отбирают и вводят материалы, позволяют им расти, придают им форму, подготавливают новые контрастные элементы, создают разные отношения между материалами. [14] : 18
В своей книге о Саариахо музыковед Пиркко Мойсала пишет о неопределенности этого состава:
[Кайя сказала:] «Существует так много видов ударных инструментов, о которых я не знаю. Я подумал, что было бы очень интересно посмотреть, как музыканты выбирают инструменты в определенных отрывках». индивидуальность и характер композиции остаются прежними даже при смене инструментов; каждая музыкальная идея требует определенных звуковых окрасок, а не определенного инструмента.
1 декабря 2016 года Метрополитен-опера дала первое исполнение « L'Amour de loin» — второй оперы женщины-композитора, когда-либо представленной труппой (первая была исполнена более века назад, в 1903 году). [15] Последующая трансляция оперы в кино 10 декабря 2016 года в рамках сериала Metropolitan Opera Live in HD стала первой оперой женщины-композитора и первой оперой под управлением женщины-дирижера ( Сюзанны Мялкки ) в этой серии. В 2002 году опера Санта-Фе представила «L'Amour de Loin» . В 2008 году Опера Санта-Фе также представила ее оперу «Адриана Матер» .
Саариахо был покровителем органного проекта Хельсинкского музыкального центра и выделил на строительство нового органа в Хельсинкском музыкальном центре один миллион евро. [16] Она также была председателем Международного конкурса органной композиции имени Кайи Саариахо. [17] который отобрал в апреле 2023 года одиннадцать композиций. [18]
В феврале 2021 года у Саариахо диагностировали глиобластому. Она умерла в Париже 2 июня 2023 года в возрасте 70 лет. [19]
Мировая премьера ее последнего произведения, HUSH , концерта для трубы с оркестром, состоялась 24 августа 2023 года в Хельсинкском музыкальном центре под управлением Вернери Похьолы и Симфонического оркестра Финского радио под управлением Сюзанны Мялкки . [20] [21] Хотя премьера была посмертной, Саариахо смогла сама услышать произведение на репетиции весной 2023 года. Пьеса задумана как ответ на первый концерт Саариахо в Graal Théâtre и основана на тексте Алекси Барьера: [22] Сын Саариахо и либреттист некоторых из ее последних произведений.
Награды и почести [ править ]
- 1986 - Премия Кранихштайнера на летних курсах в Дармштадте. [23]
- 1988 – Приз Италии за натюрморт. [23]
- 1989 – Prix Ars Electronica для Стиллебена и Ио ; годичная резиденция в Университете Сан-Диего [23]
- 2000 - Музыкальная премия Северного Совета для Лона [24]
- 2003 г. – Почетный доктор факультета искусств Университета Турку. [25] [26]
- 2003 – Почетный доктор факультета искусств Хельсинкского университета. [27]
- 2003 - Университета Луисвилля Премия Гравемейера за любовь издалека [28]
- 2008 – Музыкальная Америка «Музыкант года 2008». [29]
- 2009 – Премия Вихури Сибелиуса [30]
- 2010 - приглашен Вальтером Финком стать 20-м композитором, представленным на ежегодном Komponistenporträt музыкального фестиваля в Рейнгау ; вторая женщина-композитор после Софьи Губайдулиной . [31]
- 2011 - Музыкальная премия Леони Соннинг [32]
- 2011 — Премия «Грэмми» за лучшую оперную запись ( «L’Amour de loin» ) [33]
- 2012 – Американская академия искусств и наук , член. [34]
- 2013 – Полярная музыкальная премия. [35]
- 2017 – Премия Фонда BBVA «Границы знаний» в области современной музыки [36]
- 2017 – Баварская академия изящных искусств , член-корреспондент. [37]
- 2017 – Американская академия искусств и литературы , Почетный член. [38]
- 2018 – Почетный доктор Академии Сибелиуса , Университет искусств Хельсинки.
- 2019 - опрос журнала BBC Music Magazine «Величайший из ныне живущих композиторов». [39]
- 2021 – Золотой лев Венеции, Биеннале современной музыки [40]
- 2021 – версии New York Times . «Композитор года» по [41]
- 2022 г. – Академия художеств , «иностранный ассоциированный член». [42]
- 2023 г. – академика искусств присвоено звание Президентом Финляндской Республики. [43]
Избранные работы [ править ]
Работы Саариахо включают: [44] [45]
- Заблуждения (1984; оркестр, электроника)
- Лихтбоген (1986; флейта, перкуссия, фортепиано, арфа, струнные, живая электроника)
- Ио (1987; большой ансамбль, электроника)
- Нимфея (1987; струнный квартет, электроника)
- Лепестки (1988; виолончель, электроника)
- Du cristal... (1989; оркестр, живая электроника)
- ...à la Fumée (1990; соло альтовой флейты и виолончели, оркестр)
- NoaNoa (1992; флейта, живая электроника)
- Театр Грааль (1994; скрипка, оркестр)
- Фолиа (1995; контрабас, живая электроника)
- Олтра Мар (1999; хор и оркестр) [8]
- Любовь издалека (2000; опера) [46] [47]
- Семь бабочек (2000; виолончель соло)
- Орион (2002; оркестр)
- Астероид 4179: Тутатис (2005; оркестр)
- Страсти Симоны (2006; ораторское искусство/опера)
- Адриана Матер (2006; опера, либретто Амина Маалуфа)
- Заметки о свете (2006; концерт для виолончели)
- Terra Memoria (2007; струнный квартет)
- Laterna Magica (2008; оркестр)
- Эмили (2010; опера)
- D'Om le Vrai Sens (2010; концерт для кларнета)
- Карта круга (2012; оркестр)
- Тени Земли (2013; орган и оркестр)
- True Fire (2014; баритон и оркестр)
- Транс (2015; концерт для арфы)
- Остается только звук (2015; Always Strong и Feather Mantle ) [48]
- Невинность (2021; опера)
Избранные записи [ изменить ]
- Театр Грааль – Гидон Кремер ; Симфонический оркестр BBC ; Эса-Пекка Салонен — Sony SK60817 [49]
- L'Amour de loin – Джеральд Финли ; Дон Апшоу ; Финская национальная опера ; Эса-Пекка Салонен – DVD Deutsche Grammophon 00440 073 40264 [50]
- Нимфея – Струнный квартет Цикада – Новая серия ECM 472 4222 [51]
Ссылки [ править ]
- ^ «Кайя Саариахо, композитор ундины» . Ундина . 28 мая 2021 г. Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ «Кайя Саариахо признана величайшим из ныне живущих композиторов по версии журнала BBC Music» . Музыка Финляндии . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Саариахо, Кайя (1952–2023)» . СКС Личная история (на финском языке). Финское литературное общество .
- ^ Говард Познер. «Дю Кристаль» . Голливуд Боул (веб-сайт) . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ^ Росс, Алекс (24 апреля 2006 г.). «Рождение» . Житель Нью-Йорка . Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ «Проект CHANT: от синтеза певческого голоса к синтезу в целом». Родет, Ксавье; Потар, Ив; Барьер, Жан-Батист. Компьютерный музыкальный журнал , Vol. 8, № 3 (Осень 1984 г.), с. 30. Массачусетский технологический институт Пресс. https://www.jstor.org/stable/3679810 . По состоянию на 19 августа 2015 г.
- ^ Хауэлл, Тим; Харгривз, Джон; Рофе, Майкл. Кайя Саариахо: видения, повествования, диалоги . Ашгейт, 2011. 82–85.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эллисон, Кори (7 ноября 1999 г.). «Раскрытие красоты в обычном шуме» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ «Биография «Кайя Саариахо» . Кайя Саариахо . 21 марта 2021 г. Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ "Verblendung", ( Сокращенный словарь Мюре-Сандерса Лангеншайдта под редакцией Хайнца Мессингера и редакции Лангеншайдта), 1982 г.
- ^ «Verblendung | перевести с немецкого на английский» . Кембриджский словарь . 25 мая 2022 г. Проверено 31 мая 2022 г.
- ^ Саариахо, Кайя. Примечание программы: Нимфея (1987). Нью-Йорк: По заказу Линкольн-центра и Дорис и Майрон Бейглер для квартета Кронос, 1987. Печать.
- ^ Мойсала 2009 , стр. 55.
- ^ Мойсала, Пиркко (2009). Кайя Саариахо . Женщины-композиторы. Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-03277-6 .
- ^ Энтони Томмазини (2 декабря 2016 г.). «Обзор: новая актуальная L'Amour de Loin в Метрополитене» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ Фонд Хельсинкского музыкального центра. «Кайя Саариахо» . #PlayTheOrgan – #UrutSoimaan . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Фонд Хельсинкского музыкального центра. «Конкурс органной композиции» . #PlayTheOrgan – #UrutSoimaan . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Фонд Хельсинкского музыкального центра (27 апреля 2023 г.). «Органная композиция Кайи Саариахо» . #PlayTheOrgan – #UrutSoimaan . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Питканен, Хейни; Тииккая, Самули (2 июня 2023 г.). «Умерла композитор Кайя Саариахо» . Helsingin Sanomat (на финском языке) . Проверено 2 июня 2023 г.
- ^ «Симфонический оркестр Финского радио, Сюзанна Мялкки, Вернери Похъёла» . Хельсинкский фестиваль . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ «Концерт симфонического оркестра радио» . Юле Арина . Над . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ «ТИШИНА | Кайя Саариахо» . www.wisemusicclassical.com . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мойсала, Пиркко, «Гендерные переговоры композитора Кайи Саариахо в Финляндии: женщина-композитор как кочевой субъект», в журнале «Музыка и гендер» (Пиркко Мойсала и Беверли Даймонд, редакторы). Университет Иллинойса Пресс ( ISBN 978-0-252-02544-0 ), стр. 166–188 (2000).
- ^ «Номинанты 2000» . Северное сотрудничество . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ «Кайя Саариахо» . Шотт Музыка . 14 октября 1952 года . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Мойсала, Пиркко (2010). Кайя Саариахо . Женщины-композиторы. Издательство Университета Иллинойса. стр. 23. ISBN 978-0-252-09193-3 . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Тапио Олликайнен (лето 2004 г.). «Четыре такта Кайи Саариахо» . Хельсингийский университет . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ «2003 – Кайя Саариахо – Премии Гравемейера» . Премии Гравемейера . 20 июля 2003 года . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Марк Свед (2008). «Номинанты 2008 года: Композитор года - Кайя Саариахо» . Музыкальная Америка . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ Фонд Вихури (2009). «Кайя Саариахо» . Проверено 12 декабря 2017 г.
- ^ «Чистота воздуха после ливня» . Frankfurter Rundschau (на немецком языке). 25 июля 2010 года . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ «Премия Леони Соннинг 2011: Кайя Саариахо» . Леони Соннингс Мюзикфонд (пресс-релиз). Май 2011 года . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ Том Сервис (9 июля 2012 г.). «Путеводитель по музыке Кайи Саариахо» . Хранитель . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ «Кайя А. Саариахо» . Американская академия искусств и наук . 27 июля 2023 г. Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Кайя Саариахо: лауреат премии Polar Music Prize 2013» . Полярная музыкальная премия (Пресс-релиз). Август 2013. Архивировано из оригинала 3 января 2017 года . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ «Фонд BBVA выражает признательность финскому композитору Кайе Саариахо за разрушение различий между акустической и электронной музыкой» . ББВА . 14 февраля 2018 года . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Искусств, Баварская академия красоты. «Эмоциональный интеллект – некролог Кайи Саариахо» . www.badsk.de (на немецком языке) . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Почетные члены Американской академии искусств и литературы» . artsandletters.org . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Кайя Саариахо признана величайшим из ныне живущих композиторов по версии журнала BBC Music» . Музыка Финляндии . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Львы Музыкальной биеннале 2021» . Венецианская биеннале (на итальянском языке). 12 марта 2021 г. Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Томмазини, Энтони; Вулф, Закари; Барон, Джошуа; Уоллс, Сет Колтер; Аллен, Дэвид (6 декабря 2021 г.). «Лучшая классическая музыка 2021 года» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Кайя Саариахо и Джузеппе Пеноне избраны иностранными ассоциированными членами | Академия изящных искусств» . Кайя Саариахо и Джузеппе Пеноне избраны иностранными ассоциированными членами | Академия изящных искусств (на французском языке) . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ «Кайя Саариахо удостоена звания «Академика искусств» от президента Финляндии» . www.wisemusicclassical.com . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ "Каталог" . www.wisemusicclassical.com . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Работы» . saariaho.org . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Роберт Эверетт-Грин (27 января 2012 г.). «Кайя Саариахо ищет любовь в Канаде» . Глобус и почта . Торонто . Проверено 3 февраля 2012 г.
- ^ «Кайя Саариахо получает много любви за «Любовь издалека»» . Торонто Стар . 2 февраля 2012 года . Проверено 3 февраля 2012 г.
- ^ Эндрю Клементс (26 марта 2016 г.). «Обзор Only the Sound Remains – почти до странности неинтересный» . Хранитель . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ Саариахо, Кайя; Апшоу, Дон; Кремер, Гидон; Салонен, Эса-Пекка; Камерный оркестр «Аванти»; Симфонический оркестр Радио (Хельсинки); Симфонический оркестр BBC (Лондон) (2001), Театр Грааль; Шато де Л'Ам; Амеры (на неопределенном языке), [Lieu depublication no identifié]: Sony Classical, OCLC 995496757
- ^ Саариахо, Кайя; Маалуф, Амин; Селларс, Питер; Кокко, Елена; Финли, Джеральд; Апшоу, Дон; Груп, Моника; Салонен, Эса-Пекка; Цыпин, Георгий; Паклединаз, Мартин (2005), L'amour de loin , Гамбург: Deutsche Grammophon: Распространяется Universal Music & Video Distribution, OCLC 724679575
- ^ Саариахо, Кайя; Кейдж, Джон; Мадерна, Бруно; Cikada Strykekvartett (2005), Струнный квартет Cikada - в должном темпе (на неопределенном языке), Мюнхен: ECM Records, OCLC 163365164
Внешние ссылки [ править ]
![]() | в этом разделе Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( июнь 2023 г. ) |
- Официальный сайт
- Саариахо, Кайя (1952–) в Национальной биографии Финляндии
- Домашняя страница Chester Music Composer
- CompositionToday - статья Саариахо и обзор работ
- Кайя Саариахо – Виртуальная международная филармония
- 2003 – Кайя Саариахо. Страница Фонда Гравемейера — Кайя Саариахо.
- Лауреаты почетной степени 2003 г. Архивировано 12 января 2019 г. в Wayback Machine в Университете Турку.
- Англоязычная биография Жана-Батиста Барьера
- Иитти, Санна: «Кайя Саариахо: стилистическое развитие и художественные принципы». Журнал Международного альянса женщин в музыке , 2001.
- «Кайя Саариахо (биография, произведения, ресурсы)» (на французском и английском языках). ИРКАМ .
- Сетер, Ронит: « L'amour de loin» Саариахо: первая женщина-композитор за столетие в Метрополитен-опера. Музыкология сейчас (блог Американского музыковедческого общества), 15 июня 2016 г.
- Сетер, Рони: Сближение с Саариахо и L'amour de loin. NewMusicBox , 2 декабря 2016 г.
- Фиилин, Теему: Кайя Саариахо признан величайшим из ныне живущих композиторов по версии журнала BBC Music Magazine. Музыка Финляндии , 13 ноября 2019 г.
- Кайя Саариахо на IMDb
- Кайи Саариахо Дискография на Discogs
- 1952 года рождения
- 2023 смерти
- Композиторы-классики XX века
- Финские композиторы ХХ века
- Финские женщины-музыканты XX века
- Женщины-композиторы XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Финские композиторы XXI века
- Финские женщины-музыканты XXI века
- Женщины-композиторы XXI века
- Артисты Cedille Records
- Смертность от рака мозга во Франции
- Смертность от глиобластомы
- Члены Американской академии искусств и наук
- Финские композиторы-классики
- Финские эмигранты во Франции
- Финские оперные композиторы
- Финские женщины-композиторы-классики
- Лауреаты премии Грэмми
- Рыцари Национального ордена за заслуги
- Микротональные композиторы
- Музыканты из Хельсинки
- Лауреаты Музыкальной премии Леони Соннинг
- Лауреаты премии Рольфа Шока
- Выпускники Академии Сибелиуса
- Выпускники вальдорфской школы
- Женщины в классической музыке
- Женщины в электронной музыке
- Женщины-оперные композиторы