Jump to content

Синестезия

(Перенаправлено с Синестезии )

Слово «синестезия» и цифры 0–9 изображаются светящимися разными цветами. Например, буква «S» отображается пурпурным цветом, а буква «E» — зеленым.
Человек с синестезией может ассоциировать определенные буквы и цифры с определенными цветами. Большинство синестетов видят персонажей так же, как и другие (в зависимости от того, какой цвет на самом деле отображается), но они могут одновременно воспринимать цвета как связанные с каждым из них или вызываемые ими.

Синестезия ( американский английский ) или синестезия ( британский английский ) — это феномен восприятия, при котором стимуляция одного сенсорного или когнитивного пути приводит к непроизвольным переживаниям во втором сенсорном или когнитивном пути. [1] [2] [3] [4] Например, люди с синестезией могут ощущать цвета, слушая музыку, видеть формы, нюхая определенные ароматы, или ощущать вкусы, глядя на слова. Люди, которые сообщают о таком опыте на протяжении всей своей жизни, известны как синестеты . Осознание синестетических восприятий варьируется от человека к человеку, причем восприятие синестезии различается в зависимости от уникального жизненного опыта человека и конкретного типа синестезии, которым он обладает. [5] [6] В одной распространенной форме синестезии, известной как синестезия графема-цвет или синестезия цвет-графема, буквы или цифры воспринимаются как окрашенные по своей природе . [7] [8] В синестезии пространственной последовательности или числовой формы числа, месяцы года или дни недели определяют точное местоположение в пространстве ( например, 1980 год может быть «дальше», чем 1990 год) или могут выглядеть как трехмерная карта. (по часовой стрелке или против часовой стрелки). [9] [10] Синестетические ассоциации могут возникать в любой комбинации и в любом количестве чувств или когнитивных путей. [11]

Мало что известно о том, как развивается синестезия. Было высказано предположение, что синестезия развивается в детстве, когда дети впервые интенсивно занимаются абстрактными понятиями. [12] Эта гипотеза, называемая гипотезой семантического вакуума , может объяснить, почему наиболее распространенными формами синестезии являются цвет графемы, пространственная последовательность и форма числа. Обычно это первые абстрактные концепции, которые образовательные системы требуют от детей усвоить.

Самый ранний зарегистрированный случай синестезии приписывается Оксфордского университета академику и философу Джону Локку , который в 1690 году сделал сообщение о слепом человеке, который сказал, что почувствовал алый цвет, когда услышал звук трубы. [13] Однако существуют разногласия относительно того, описал ли Локк реальный случай синестезии или использовал метафору . [14] Первое медицинское описание пришло от немецкого врача Георга Тобиаса Людвига Сакса в 1812 году. [14] [15] [16] Этот термин происходит от древнегреческого σύν syn «вместе» и αἴσθησις aisthēsis « ощущение ». [13]

Существуют две общие формы синестезии:

  • проективная синестезия: видение цветов, форм или форм при стимуляции (широко понимаемая версия синестезии)
  • ассоциативная синестезия: ощущение очень сильной и непроизвольной связи между стимулом и ощущением, которое он вызывает.

Например, при хроместезии (звук в цвете) проектор может услышать трубу и увидеть оранжевый треугольник в пространстве, в то время как ассоциатор может услышать трубу и очень сильно подумать, что она звучит «оранжево». [ нужна ссылка ]

Синестезия может возникать практически между любыми двумя чувствами или способами восприятия, и по крайней мере один синестет, Соломон Шерешевский , испытал синестезию, которая связала все пять чувств. [17] Типы синестезии обозначаются обозначением x → y , где x — «индуктор» или триггерный опыт, а y — «одновременный» или дополнительный опыт. Например, восприятие букв и цифр (вместе называемых графемами ) как цветных будет обозначаться синестезией цвета графемы. Точно так же, когда синестеты видят цвета и движение в результате прослушивания музыкальных тонов, это будет обозначаться как синестезия тон → (цвет, движение).

Хотя могут возникнуть почти все логически возможные комбинации переживаний, некоторые типы встречаются чаще других.

Графемо-цветовая синестезия

[ редактировать ]
Из научно-популярной книги 2009 года « Среда — синий индиго».

В одной из наиболее распространенных форм синестезии отдельные буквы алфавита и цифры (вместе называемые «графемами») «затенены» или «окрашены» цветом. Хотя разные люди обычно не сообщают об одном и том же цвете всех букв и цифр, исследования с большим количеством синестетов обнаруживают некоторые общие черты между буквами (например, А, скорее всего, будет красного цвета). [18]

Некоторые авторы утверждали, что термин «синестезия» может быть неправильным применительно к так называемой графемно-цветовой синестезии и подобным явлениям, в которых индуктором является концептуальный (например, буква или цифра), а не сенсорный (например, звук или цвет). Они предположили, что термин «идеестезия» является более точным описанием. [19] [20]

Хроместезия

[ редактировать ]

Другой распространенной формой синестезии является ассоциация звуков с цветами. Для некоторых повседневные звуки могут вызвать видение цветов. У других цвета активируются при воспроизведении музыкальных нот или клавиш. Люди с синестезией, связанной с музыкой, также могут иметь абсолютный слух , поскольку их способность видеть и слышать цвета помогает им распознавать ноты или клавиши. [21]

Цвета, вызываемые определенными звуками и любыми другими синестетическими визуальными ощущениями, называются фотизмами .

По словам Ричарда Цитовича , [3] хроместезия — это «что-то вроде фейерверка»: голос, музыка и различные звуки окружающей среды, такие как грохот посуды или лай собаки, запускают цвет и формы фейерверка, которые возникают, движутся, а затем исчезают, когда звук прекращается. Звук часто меняет воспринимаемый оттенок, яркость, мерцание и направленное движение. Некоторые люди видят музыку на «экране» перед своим лицом. По мнению Дени Саймона, музыка создает волнистые линии, «подобные конфигурациям осциллографа — линии, движущиеся по цвету, часто металлические по высоте, ширине и, что наиболее важно, глубине. В моей любимой музыке есть линии, которые выходят горизонтально за пределы области «экрана».

Люди редко сходятся во мнении, какого цвета тот или иной звук. Композиторы Ференц Лист и Николай Римский-Корсаков, как известно, разошлись во мнениях по поводу цвета музыкальных клавиш.

Синестезия пространственной последовательности

[ редактировать ]

Люди с синестезией пространственных последовательностей (SSS) склонны видеть порядковые последовательности как точки в пространстве. У людей с ССС может быть превосходная память; в одном исследовании они смогли вспомнить прошлые события и воспоминания гораздо лучше и более подробно, чем те, у кого не было этого заболевания. Они также могут видеть месяцы или даты в пространстве вокруг себя, но большинство синестетов «видят» эти последовательности мысленным взором. Некоторые люди видят время как часы над собой и вокруг них. [22] [23] [24]

Числовая форма

[ редактировать ]
Числовая форма одного из предметов Фрэнсиса Гальтона (1881 г.). [9] Обратите внимание, что первые 4 цифры примерно соответствуют своим позициям на циферблате.

Числовая форма — это мысленная карта чисел, которая автоматически и непроизвольно появляется всякий раз, когда человек, испытывающий синестезию числовых форм, думает о числах. Эти числа могут появляться в разных местах, и отображение меняется и различается у разных людей. Числовые формы были впервые задокументированы и названы в 1881 году Фрэнсисом Гальтоном в «Видениях здравомыслящих людей». [25]

Слухово-тактильная синестезия

[ редактировать ]

При слухо-тактильной синестезии определенные звуки могут вызывать ощущения в частях тела. Например, человек со слухо-тактильной синестезией может почувствовать, что слушание определенного слова или звука ощущается как прикосновение к определенной части тела, или может почувствовать, что определенные звуки могут вызвать ощущение на коже без прикосновения (не путать со слухо-тактильной синестезией). более легкая общая реакция, известная как дрожь , от которой страдают примерно 50% населения). Это одна из наименее распространенных форм синестезии. [26]

Порядковая языковая персонификация

[ редактировать ]

Порядково-лингвистическая персонификация (OLP, или персонификация) — это форма синестезии, при которой упорядоченные последовательности, такие как порядковые числа , названия дней недели, месяцы и буквы алфавита, связаны с личностями или полом ( Simner & Hubbard 2006 ). Хотя эта форма синестезии была зарегистрирована еще в 1890-х годах, [27] [28] исследователи до недавнего времени уделяли этому мало внимания (см. История исследований синестезии ). Эту форму синестезии Джулия Симнер и ее коллеги в современной литературе назвали «OLP». [29] хотя сейчас она также широко известна под термином синестезия «последовательность-личность». Порядковая языковая персонификация обычно сочетается с другими формами синестезии, такими как синестезия графемы и цвета.

Мизофония

[ редактировать ]

Мизофония – это неврологическое расстройство, при котором негативные переживания (гнев, испуг, ненависть, отвращение) вызываются определенными звуками. Цитович предполагает, что мизофония связана с синестезией или, возможно, ее разновидностью. [1] Эдельштейн и ее коллеги сравнили мизофонию с синестезией с точки зрения связи между различными областями мозга, а также конкретных симптомов. [1] Они предполагают, что «патологическое искажение связей между слуховой корой и лимбическими структурами может вызвать форму звукоэмоциональной синестезии». [30] Исследования показывают, что люди с мизофонией имеют нормальный уровень слуховой чувствительности, но их лимбическая система и вегетативная нервная система постоянно находятся в «состоянии повышенного возбуждения», при котором более распространены аномальные реакции на звуки. [31]

Новые исследования показывают, что, в зависимости от степени тяжести, мизофония может быть связана со снижением когнитивного контроля, когда люди подвергаются воздействию определенных ассоциаций и триггеров. [32]

Неясно, что вызывает мизофонию. Некоторые ученые считают, что это заболевание может быть генетическим, в то время как другие считают, что оно сопровождается дополнительными заболеваниями. [33] В настоящее время не существует методов лечения этого заболевания, но борьба с симптомами включает в себя многочисленные стратегии преодоления. [33] Эти стратегии включают в себя избегание ситуаций, которые могут вызвать реакцию, имитацию звуков и подавление звуков с помощью затычек для ушей или музыки. Большинство мизофоников используют их, чтобы «перезаписать» звуки, производимые другими. [34]

Синестезия зеркального прикосновения

[ редактировать ]

Это форма синестезии, при которой люди испытывают те же/похожие ощущения, что и другой человек (например, прикосновение). Например, когда такой синестет наблюдает, как кого-то хлопают по плечу, синестет непроизвольно чувствует прикосновение и к своему собственному плечу. Было показано, что люди с этим типом синестезии имеют более высокий уровень эмпатии по сравнению с населением в целом. Это может быть связано с так называемыми зеркальными нейронами, присутствующими в двигательных областях мозга, которые также связаны с эмпатией. [35]

Лексико-вкусовая синестезия

[ редактировать ]

Это еще одна форма синестезии, при которой при слухе слов ощущаются определенные вкусы. Например, слово «баскетбол» может по вкусу напоминать вафли. Документальный фильм «Дерек пробует ушную серу» получил свое название от этого явления, отсылая к владельцу паба Джеймсу Ваннертону, который испытывает это особое ощущение всякий раз, когда слышит произнесенное имя. [36] [37] Подсчитано, что 0,2% людей, страдающих синестезией, имеют эту форму синестезии, что делает ее одной из самых редких форм. [38]

Кинестетическая синестезия

[ редактировать ]

Кинестетическая синестезия — одна из самых редких документированных форм синестезии в мире. [39] Эта форма синестезии представляет собой сочетание различных типов синестезии. Особенности кажутся похожими на слухо-тактильную синестезию, но ощущения изолируются не от отдельных цифр или букв, а от сложных систем отношений. Результатом является способность запоминать и моделировать сложные взаимосвязи между многочисленными переменными, ощущая физические ощущения, связанные с кинестетическим движением связанных переменных. Отчеты включают ощущения в руках или ногах в сочетании с визуализацией форм или объектов при анализе математических уравнений, физических систем или музыки. В другом случае человек описал, как видел взаимодействие между физическими формами, вызывающее ощущения в ногах при решении математической задачи. Как правило, люди с этим типом синестезии могут запоминать и визуализировать сложные системы и с высокой степенью точности предсказывать результаты изменений в системе. Примеры включают прогнозирование результатов компьютерного моделирования по таким предметам, как квантовая механика или гидродинамика, когда результаты не являются интуитивно понятными. [18] [40]

Другие формы

[ редактировать ]

Сообщалось о других формах синестезии, но мало что было сделано для их научного анализа. Существует не менее 80 видов синестезии. [39]

В августе 2017 года в исследовательской статье в журнале Social Neuroscience были рассмотрены исследования с использованием фМРТ, чтобы определить, испытывают ли люди, испытывающие автономную реакцию сенсорного меридиана, форму синестезии. Хотя определение еще не было сделано, существуют неофициальные свидетельства того, что это может быть так, основанные на значительных и последовательных различиях с контрольной группой с точки зрения функциональной связи внутри нервных путей. Неясно, приведет ли это к включению ASMR в качестве формы существующей синестезии или будет рассмотрен новый тип. [41]

Признаки и симптомы

[ редактировать ]

Некоторые синестеты часто сообщают, что не осознавали, что их опыт необычен, пока не поняли, что у других людей его нет, в то время как другие сообщают о чувстве, как будто они хранили секрет всю свою жизнь. [42] Автоматический и невыразимый характер синестетического опыта означает, что соединение может показаться не чем-то необычным. Эта непроизвольная и последовательная природа помогает определить синестезию как реальный опыт. Большинство синестетов сообщают, что их переживания приятны или нейтральны, хотя в редких случаях синестеты сообщают, что их переживания могут привести к определенной сенсорной перегрузке . [18]

Хотя в популярных средствах массовой информации это часто стереотипно воспринимают как заболевание или неврологическое отклонение, [ нужна ссылка ] многие синестеты сами не воспринимают свой синестетический опыт как недостаток. Напротив, некоторые считают это подарком, дополнительным «скрытым» смыслом, который они не хотели бы упустить. Большинство синестетов осознают свой особый способ восприятия еще в детстве. Некоторые научились применять свои способности в повседневной жизни и работе. Синестеты использовали свои способности для запоминания имен и телефонных номеров, ментальной арифметики и более сложной творческой деятельности, такой как создание изобразительного искусства, музыки и театра. [42]

Несмотря на общие черты, которые позволяют дать определение широкому феномену синестезии, индивидуальный опыт варьируется во многих отношениях. Эта изменчивость была впервые замечена на ранних этапах исследований синестезии. [43] Некоторые синестеты сообщают, что гласные окрашены более ярко, в то время как у других согласные . более ярко окрашены [18] Самоотчеты, интервью и автобиографические заметки синестетов демонстрируют большую степень разнообразия типов синестезии, интенсивности синестетических восприятий, осознания перцептивных различий между синестетами и несинестетами, способов использования синестезии в работе, творчестве. процессы и повседневная жизнь. [42] [44]

Синестеты с большой вероятностью будут участвовать в творческой деятельности. [40] Было высказано предположение, что индивидуальное развитие перцептивных и когнитивных навыков в дополнение к культурной среде приводит к разнообразию в осознании и практическом использовании синестетических явлений. [6] [44] Синестезия также может дать преимущество памяти. В одном исследовании, проведенном Джулией Симнер из Эдинбургского университета, было обнаружено, что синестеты с пространственной последовательностью имеют встроенную и автоматическую мнемоническую привязку. В то время как несинестету потребуется создать мнемоническое устройство для запоминания последовательности (например, даты в дневнике), синестет может просто ссылаться на свои пространственные визуализации. [45]

Механизм

[ редактировать ]
Области, которые, как полагают, перекрестно активируются при синестезии графемы и цвета (зеленый = область распознавания графемы, красный = V4 ) цветовая область [46]

По состоянию на 2015 год неврологические корреляты синестезии не установлены. [47]

Выделенные области мозга специализируются на определенных функциях. Повышенные перекрестные помехи между областями, специализирующимися на различных функциях, могут быть причиной многих типов синестезии. Например, аддитивное восприятие цвета при взгляде на графемы может быть связано с перекрестной активацией области распознавания графем и цветовой области, называемой V4 (см. Рисунок). [46] Это подтверждается тем фактом, что синестеты графемы и цвета могут идентифицировать цвет графемы своим периферийным зрением, даже если они не могут сознательно определить форму графемы. [46]

Альтернативной возможностью является расторможенная обратная связь или уменьшение степени торможения в обычно существующих путях обратной связи. [48] В норме возбуждение и торможение сбалансированы. Однако если бы нормальная обратная связь не подавлялась, как обычно, то сигналы, возвращающиеся с поздних стадий мультисенсорной обработки, могли бы влиять на более ранние стадии, так что тоны могли бы активировать зрение. Цитович и Иглман находят поддержку идеи расторможения в так называемых приобретенных формах. [3] синестезии, возникающие у несинестетиков при определенных условиях: височная эпилепсия , [49] травмы головы, инсульт и опухоли головного мозга. Они также отмечают, что это также может произойти на стадиях медитации, глубокой концентрации, сенсорной депривации или при использовании психоделиков, таких как ЛСД или мескалин , и даже, в некоторых случаях, марихуаны . [3] Однако синестеты сообщают, что обычные стимуляторы, такие как кофеин и сигареты, не влияют на силу их синестезии, равно как и алкоголь . [3] : 137–40 

Совершенно другой теоретический подход к синестезии основан на идеестезии . Согласно этому мнению, синестезия — это явление, опосредованное извлечением значения вызывающего стимула. Таким образом, синестезия может быть принципиально семантическим явлением. Следовательно, чтобы понять нейронные механизмы синестезии, необходимо лучше понять механизмы семантики и извлечения значения. Это нетривиальная проблема, потому что это не только вопрос места в мозгу, в котором значение «обрабатывается», но также относится и к вопросу понимания, воплощенному, например, в проблеме китайской комнаты . Таким образом, вопрос о нейронной основе синестезии глубоко укоренился в общей проблеме разума и тела и проблеме объяснительного разрыва . [50]

Генетика

[ редактировать ]

В связи с преобладанием синестезии среди родственников первой линии заболевших, [51] может быть генетическая основа, о чем свидетельствуют исследования монозиготных близнецов , показывающие эпигенетический компонент. [ нужна медицинская ссылка ] Синестезия также может быть олигогенным состоянием с локусной гетерогенностью , множественными формами наследования и постоянными вариациями экспрессии генов. [ нужна медицинская ссылка ] Хотя точные генетические локусы этого признака не идентифицированы, исследования показывают, что генетические конструкции, лежащие в основе синестезии, скорее всего, более сложны, чем простой X-сцепленный тип наследования, который считали ранние исследователи. [8] Кроме того, остается неясным, сохраняется ли синестезия в генетическом пуле потому, что она обеспечивает селективное преимущество, или потому, что она стала побочным продуктом какого-то другого полезного выбранного признака. [52] Женщины имеют более высокий риск развития синестезии, как показали популяционные исследования, проведенные в городе Кембридж, Англия, где вероятность развития синестезии у женщин была в 6 раз выше. [51] Поскольку технологическое оборудование продолжает развиваться, поиск более четких ответов относительно генетики, лежащей в основе синестезии, станет все более многообещающим.

Хотя синестезию часто называют «неврологическим состоянием», она не указана ни в DSM-IV , ни в МКБ, поскольку обычно она не мешает нормальному повседневному функционированию. [53] Действительно, большинство синестетов сообщают, что их переживания нейтральны или даже приятны. [18] Как и абсолютный слух , синестезия — это просто разница в опыте восприятия.

Время реакции для ответов, которые соответствуют автоматическим цветам синестета, короче, чем для ответов, ответы которых не совпадают. [3]

Самый простой подход — это повторное тестирование надежности в течение длительных периодов времени с использованием стимулов в виде названий цветов, цветовых чипов или средства выбора цвета на экране компьютера, обеспечивающего 16,7 миллионов вариантов выбора. Синестеты стабильно набирают около 90% надежности ассоциаций, даже несмотря на годы между тестами. [1] Напротив, несинестеты набирают всего 30–40%, даже несмотря на то, что между тестами проходит всего несколько недель и есть предупреждение о том, что они будут проверены повторно. [1]

Существует множество тестов на синестезию. Каждый распространенный тип имеет определенный тест. При тестировании на графемно-цветовую синестезию проводится зрительный тест. Человеку показывают картинку, на которой есть черные буквы и цифры. Синестет будет ассоциировать буквы и цифры с определенным цветом. Слуховой тест — еще один способ проверить синестезию. Включается звук, и человек либо идентифицирует его на вкус, либо представляет формы. Аудиотест коррелирует с хроместезией (звуки с цветами). Поскольку люди задаются вопросом, связана ли синестезия с памятью, проводится «повторный тест». Каждому дается набор предметов и просят назначить цвета, вкусы, характеры и т. д. Через некоторое время человеку предъявляют те же предметы и снова просят выполнить то же задание. Синестет может присвоить те же характеристики, поскольку у этого человека в мозгу имеются постоянные нейронные ассоциации, а не воспоминания об определенном объекте. [ нужна медицинская ссылка ]

Автоматичность синестетического опыта. Синестет может воспринимать левую панель так же, как правую. [46]

Синестеты графемного цвета, как группа, имеют общие общие предпочтения в отношении цвета каждой буквы (например, A имеет тенденцию быть красным; O имеет тенденцию быть белым или черным; S имеет тенденцию быть желтым и т. д.). [18] Тем не менее, существует большое разнообразие типов синестезии, и внутри каждого типа люди сообщают о разных триггерах своих ощущений и о разной интенсивности переживаний. Такое разнообразие означает, что определить синестезию у человека сложно, и большинство синестетов совершенно не подозревают, что их опыт имеет название. [18]

Невролог Ричард Цитович выделяет следующие диагностические критерии синестезии в своем первом издании книги . Однако во второй книге критерии другие: [1] [2] [3]

  1. Синестезия непроизвольна и автоматична.
  2. Синестетические восприятия пространственно расширены, а это означает, что они часто обладают ощущением «локации». Например, синестеты говорят о «смотрении» или «походе» в определенное место, чтобы получить опыт.
  3. Синестетические восприятия последовательны и универсальны (т. е. просты, а не наглядны).
  4. Синестезия очень запоминается
  5. Синестезия наполнена аффектом.

Ранние случаи Цитовича в основном включали людей, чья синестезия откровенно проецировалась за пределы тела (например, на «экран» перед лицом). Более поздние исследования показали, что такая резкая экстернализация встречается у меньшинства синестетов. Уточняя эту концепцию, Цитовик и Иглман различали «локализаторов» и «нелокализаторов», чтобы отличить тех синестетов, чье восприятие имеет определенное ощущение пространственного качества, от тех, чье восприятие его не имеет. [3]

Распространенность

[ редактировать ]

Оценки распространенности синестезии широко варьируются: от 1 из 4 до 1 из 25 000–100 000. Однако большинство исследований основывалось на сообщениях синестетов, что вносило систематическую ошибку самонаправления. [54] В исследовании, которое на данный момент считается наиболее точным исследованием распространенности, [54] Предвзятости самонаправления удалось избежать путем изучения 500 человек, набранных из сообществ университетов Эдинбурга и Глазго; его распространенность составила 4,4% с 9 различными вариантами синестезии. [55] Это исследование также пришло к выводу, что одна распространенная форма синестезии - синестезия графема-цвет (цветные буквы и цифры) - встречается более чем у одного процента населения, и эта последняя распространенность синестезии графемы-цвета с тех пор была независимо подтверждена на выборке. из почти 3000 человек в Эдинбургском университете. [56]

Наиболее распространенными формами синестезии являются те, которые вызывают цвета, и наиболее распространенной из них является дневной цвет. [55] Также относительно распространена графемно-цветовая синестезия. Мы можем думать о «распространённости» как с точки зрения того, насколько распространена синестезия (или различные формы синестезии) среди населения, так и с точки зрения того, насколько распространены различные формы синестезии среди синестетов. Таким образом, среди синестетов формы синестезии, вызывающие цвет, также являются наиболее распространенными формами синестезии с уровнем распространенности среди синестетов 86%. [55] По данным другого исследования, музыкально-цветовой фон также преобладает у 18–41%. [ нужна ссылка ] Сообщается, что некоторые из самых редких из них относятся к слухо-тактильным, зеркально-осязательным и лексико-вкусовым. [57]

Есть исследования, позволяющие предположить, что вероятность возникновения синестезии выше у людей с расстройствами аутистического спектра . [58]

Интерес к цветному слуху восходит к греческой античности, когда некоторые теоретики задавались вопросом, является ли цвет ( chroia , то, что мы сейчас называем тембром ) музыки измеримым качеством звука вместе с высотой и длительностью. Кроме того, один из видов музыкальной гаммы ( генос ), введенный Архитом другом Платона Тарентским в четвертом веке до нашей эры, был назван хроматическим . Лисандр Сикионский, живший в конце шестого века до нашей эры, Говорят, что китарист ввел более «красочный» стиль еще до появления самой хроматической гаммы. Во времена Платона описание мелодии как «цветной» стало частью профессионального жаргона, а музыкальные термины «тон» и «гармония» вскоре стали частью словаря цвета в изобразительном искусстве. [59] Исаак Ньютон предположил, что музыкальные тона и цветовые тона имеют общие частоты, как это сделал Гете в своей книге «Теория цветов» . [60] Существует долгая история создания цветных органов, таких как клавир-а-люмьер , на которых можно исполнять цветную музыку в концертных залах. [61] [62]

Первое медицинское описание «цветного слуха» содержится в диссертации 1812 года немецкого врача Георга Тобиаса Людвига Закса. [63] [14] [15] «Отец психофизики» Густав Фехнер сообщил о первом эмпирическом исследовании фотизмов цветных букв среди 73 синестетов в 1876 году. [64] [65] за ним в 1880-х годах последовал Фрэнсис Гальтон . [9] [66] [67] Карл Юнг упоминает «цветной слух» в своих «Символах трансформации» 1912 года. [68]

В начале 1920-х годов Баухауза преподаватель и музыкант Гертруда Грунов исследовала взаимосвязь между звуком, цветом и движением и разработала «двенадцатитоновый цветовой круг», который был аналогичен двенадцатитоновой музыке австрийского композитора Арнольда Шенберга (1874 г.) . -1951). [69] Она была участницей по крайней мере одного из Конгрессов по цветозвуковым исследованиям (нем. Kongreß für Farbe-Ton-Forschung ), проходивших в Гамбурге в конце 1920-х - начале 1930-х годов. [70]

Исследования синестезии бурно продвигались в нескольких странах, но из-за трудностей в измерении субъективных переживаний и роста бихевиоризма , сделавшего изучение любого субъективного опыта табу, синестезия ушла в научное забвение между 1930 и 1980 годами. [ нужна ссылка ]

Когда когнитивная революция 1980-х годов снова сделала исследование внутренних субъективных состояний респектабельным, ученые вернулись к синестезии. в США Под руководством Ларри Маркса и Ричарда Цитовича , а затем в Англии под руководством Саймона Барона-Коэна и Джеффри Грея исследователи исследовали реальность, последовательность и частоту синестетических переживаний. В конце 1990-х годов внимание сосредоточилось на графемно-цветовой синестезии, одном из наиболее распространенных явлений. [18] и легко изучаемые типы. Психологи и нейробиологи изучают синестезию не только из-за ее присущей привлекательности, но и из-за того, что она может дать понимание когнитивных и перцептивных процессов, происходящих как у синестетов, так и у несинестетиков. Синестезия сейчас является темой научных книг и статей к.т.н. диссертации, документальные фильмы и даже романы. [ нужна ссылка ]

С появлением Интернета в 1990-х годах синестеты начали связываться друг с другом и создавать веб-сайты, посвященные этому состоянию. Они быстро превратились в международные организации, такие как Американская ассоциация синестезии , Британская ассоциация синестезии , Бельгийская ассоциация синестезии, Канадская ассоциация синестезии, Немецкая ассоциация синестезии и Нидерландское веб-сообщество синестезии. [ нужна ссылка ]

Общество и культура

[ редактировать ]

Известные случаи

[ редактировать ]

Соломон Шерешевский , газетный репортер, ставший мнемонистом , был обнаружен российским нейропсихологом Александром Лурией как обладатель редкой пятикратной формы синестезии: [17] из которых он является единственным известным случаем. Слова и текст ассоциировались не только с очень яркими зрительно-пространственными образами, но также со звуком, вкусом, цветом и ощущением. [17] Шерешевский мог пересказать бесконечные детали многих вещей без формы, от списков имен до разговоров десятилетней давности, но ему было очень трудно схватывать абстрактные понятия. Автоматическое и почти постоянное сохранение каждой детали благодаря синестезии сильно затрудняло способность Шерешевского понимать то, что он читал или слышал. [17]

Нейробиолог и писатель В.С. Рамачандран изучал случай синестета графемы и цвета, который также был дальтоником. Хотя он не мог видеть определенные цвета своими глазами, он все же мог «видеть» эти цвета, глядя на определенные буквы. Поскольку у него не было названия для этих цветов, он назвал их «марсианскими цветами». [71]

Искусство

[ редактировать ]

Другие известные синестеты происходят, в частности, из художественных профессий и происхождения. Синестетическое искусство исторически относится к мультисенсорным экспериментам в жанрах визуальной музыки , музыкальной визуализации , аудиовизуального искусства , абстрактного кино и интермедиа. [42] [72] [73] [74] [75] [76] В отличие от нейробиологии, концепция синестезии в искусстве рассматривается как одновременное восприятие нескольких стимулов в одном гештальт -опыте. [77] Нейрологическая синестезия была источником вдохновения для художников, композиторов, поэтов, писателей и цифровых художников.

Писатели

[ редактировать ]

Владимир Набоков открыто писал о синестезии в нескольких романах. Набоков подробно описал свою графемно-цветовую синестезию в своей автобиографии « Говори, Память» : [78]

Я представляю прекрасный случай цветного слуха. Возможно, «слух» не совсем точен, поскольку ощущения цвета, по-видимому, производятся самим актом устного формирования данной буквы, когда я представляю себе ее контур. Длинная а английского алфавита (именно этот алфавит я имею в виду далее, если не указано иное) имеет для меня оттенок состаренного дерева, но французская а напоминает полированное черное дерево. В эту черную группу также входят твердые g (вулканизированная резина) и r (рвется закопченная тряпка). Овсянка n , лапша l и ручное зеркальце с подставкой из слоновой кости o позаботятся о белках. Я озадачен своим французским , на котором вижу наполненную до краев поверхность напряжения алкоголя в маленьком стакане. Переходим к синей группе: Steely x , грозовая туча z и huckleberry k . Поскольку между звуком и формой существует тонкое взаимодействие, я считаю, что q более коричневый, чем k , а s — это не светло-голубой цвет c , а любопытная смесь лазури и перламутра.

Дэниел Таммет написал книгу о своем опыте синестезии под названием « Рожденный в синий день» . [79] Джоан Харрис , автор книги «Шоколад» , является синестетом и говорит, что воспринимает цвета как ароматы. [80] В ее романе «Голубой мальчик» представлены различные аспекты синестезии.

Художники и фотографы

[ редактировать ]

Василий Кандинский (синестет) и Пит Мондриан (не синестет) экспериментировали с соответствием образа и музыки в своих картинах. Современные художники с синестезией, такие как Кэрол Стин. [81] и Марсия Смилак [82] (фотограф, который ждет, пока она не получит синестетическую реакцию от увиденного, а затем делает снимок), используют свою синестезию для создания своих произведений искусства. Линда Андерсон , по мнению NPR, считающаяся «одним из выдающихся ныне живущих художников памяти», создает масляными мелками на мелкозернистой наждачной бумаге изображения слухо-зрительной синестезии, которую она испытывает во время тяжелых приступов мигрени. [83] [84] Брэнди Гейл, канадская художница, испытывает непроизвольное соединение или пересечение любого из своих чувств – слуха, зрения, вкуса, осязания, обоняния и движения. Гейл рисует с натуры, а не с фотографий, и, исследуя сенсорную панораму каждого места, пытается уловить, отобрать и передать этот личный опыт. [85] [86] [87] Дэвид Хокни воспринимает музыку как цвет, форму и конфигурацию и использует это восприятие при рисовании декораций оперных сцен (но не при создании других своих произведений). Кандинский объединил четыре чувства: цвет, слух, осязание и обоняние. [1] [3] Американский художник и художник Перри Холл считает синестезию (хроместезию и опыт зрительных ощущений, создающих звуки) источником вдохновения и руководством для своей творческой работы, включая серию звуковых рисунков . [88]

Композиторы

[ редактировать ]
«Симфоническая поэма «Море» и соответствующая ему картина «Соната моря». «Финал» (1908) синестета Микалоюса Константинаса Чюрлениса .

Многие композиторы испытывали синестезию.

Микалоюс Константинас Чюрленис , литовский художник, композитор и писатель, воспринимал цвета и музыку одновременно. Многие из его картин носят названия соответствующих музыкальных произведений: сонат, фуг и прелюдий.

Александр Скрябин сочинял цветную музыку, которая была намеренно изобретена и основана на квинтовом круге , тогда как Оливье Мессиан изобрел новый метод композиции ( режимы ограниченной транспозиции ) специально для передачи своей двунаправленной звуково-цветовой синестезии. [3] [89] Например, красные скалы Брайс-Каньона изображены в его симфонии Des canyons aux étoiles... («От каньонов к звездам»). Новые художественные движения, такие как литературный символизм, нефигуративное искусство и визуальная музыка, извлекли выгоду из экспериментов с синестетическим восприятием и способствовали повышению осведомленности общественности о синестетических и мультисенсорных способах восприятия. [42] Другие композиторы, сообщившие о синестезии, включают Дюка Эллингтона , [90] Nikolay Rimsky-Korsakov , [91] и Жан Сибелиус . [73]

Несколько современных композиторов с синестезией — Майкл Торке , [73] и Рамин Джавади , наиболее известный своей работой над написанием музыкальных тем и музыки для таких сериалов, как «Игра престолов» , «Мир Дикого Запада» и фильма «Железный человек» . Он говорит, что склонен «ассоциировать цвета с музыкой, а музыку с цветами». [92]

Британский композитор Дэниел Лиам Глин создал проект классической и современной музыки Change Stations с использованием Grapheme Color Synaesthesia . Основанные на 11 основных линиях лондонского метрополитена , одиннадцать треков, представленных в альбоме, представляют одиннадцать основных цветов линий метро. [93] Каждый трек в значительной степени фокусируется на различных скоростях, звуках и настроении каждой линии и состоит из ключевой подписи, синестетически назначенной Глином со ссылкой на цвет линии метро на карте . [94]

Музыканты

[ редактировать ]

Продюсер, рэпер и модельер Канье Уэст представляет собой яркий междисциплинарный случай. В импровизированной речи, которую он произнес во время интервью с Эллен , он описал свое состояние, сказав, что видит звуки и что все, что он создает с помощью звука, — это картина. [95] Среди других известных синестетов — музыканты Билли Джоэл , [96] : 89, 91  Энди Партридж , [97] Ицхак Перлман , [96] : 53  Лорд , [98] Билли Айлиш , [99] Брендон Ури , [100] [101] Ида Мария , [102] Брайан Чейз , [103] [104] и классическая пианистка Элен Гримо . Музыкант Кристин Херш видит музыку в цветах. [105] Барабанщик Микки Харт из The Grateful Dead написал о своем опыте синестезии в своей автобиографии «Druming at the Edge of Magic» . [106] Джон Фрушанте , гитарист Red Hot Chili Peppers, рассказывает о своем опыте синестезии в подкасте с Риком Рубином . [107] Фаррелл Уильямс из групп The Neptunes и NERD также испытывает синестезию. [108] [109] и использовал его в качестве основы для альбома Seeing Sounds . Певица и автор песен Marina and the Diamonds испытывает музыкально-цветовую синестезию и рассказывает о цветных днях недели. [110] Остин Найт из Waterparks страдает хроместезией , которая влияет на многие творческие решения группы. [111]

Художники без синестезии

[ редактировать ]

Некоторые художники, которых часто называют синестетами, на самом деле не страдали этим неврологическим заболеванием. Скрябина 1911 года «Прометей» Например, представляет собой преднамеренное изобретение, выбор цвета которого основан на квинтовом круге и, похоже, был взят у мадам Блаватской . [3] [112] В партитуре есть отдельный нотоносец с обозначением luce , «ноты» которого исполняются на цветном органе . Технические обзоры публикуются в периодических томах журнала Scientific American. [3] С другой стороны, его старший коллега Римский-Корсаков (которого считали достаточно консервативным композитором) был, по сути, синестетом. [113]

Французские поэты Артюр Рембо и Шарль Бодлер писали о синестетических переживаниях, но нет никаких доказательств того, что они сами были синестетами. Бодлера 1857 года В «Переписках» было выдвинуто представление о том, что чувства могут и должны смешиваться. Бодлер участвовал в эксперименте с гашишем, проведенном психиатром Жаком-Жозефом Моро, и заинтересовался тем, как чувства могут влиять друг на друга. [42] Позже Рембо написал «Вуайель» (1871), который, возможно, имел более важное значение, чем «Переписки», в популяризации синестезии. Позже он хвастался : «J'inventais la couleur des voyelles!» (Я придумал цвета гласных!). [114]

Некоторые технологи, такие как изобретатель Никола Тесла , [115] и ученые также сообщили, что они синестетические. Физик Ричард Фейнман описывает свои цветные уравнения в своей автобиографии « Какая вам разница, что думают другие люди?» : [116] «Когда я вижу уравнения, я вижу цветные буквы. Я не знаю почему. Я вижу расплывчатые изображения функций Бесселя со светло-коричневыми буквами «j», слегка фиолетово-голубоватыми «n» и темно-коричневыми «x», летающими вокруг». [117]

Литература

[ редактировать ]

Синестезия иногда используется как сюжетный ход или способ развития внутренней жизни персонажа. Автор и синестет Пэт Даффи описывает четыре способа использования синестетических персонажей в современной художественной литературе. [118] [119]

  • Синестезия как романтический идеал: состояние иллюстрирует романтический идеал выхода за пределы своего опыта мира. К книгам этой категории относится «Дар» Владимира Набокова .
  • Синестезия как патология: при которой признак является патологичным. Книги в этой категории включают «Весь мир» Джулии Гласс .
  • Синестезия как романтическая патология: синестезия является патологией, но также открывает путь к романтическому идеалу выхода за пределы повседневного опыта. Книги в этой категории включают Холли Пейн » «Звуки синего Анны Феррары . и «Женщина, которая пыталась быть нормальной»
  • Синестезия как психологическое здоровье и баланс: Картина «Рубиновый вторник» Джейн Ярдли и «Пространство в форме манго» Венди Масс .

Литературные изображения синестезии подвергаются критике как часто скорее отражение авторской интерпретации синестезии, чем самого явления. [ нужна ссылка ]

Исследовать

[ редактировать ]
Подобные тесты показывают, что люди не произвольно присоединяют звуки к визуальным формам. Когда людям предоставляется выбор между словами «Буба» и «Кики», левая фигура почти всегда называется «Кики», а правая — «Буба».

Исследования синестезии поднимают вопросы о том, как мозг объединяет информацию от разных сенсорных модальностей, что называется кроссмодальным восприятием или мультисенсорной интеграцией . [ нужна ссылка ]

Примером этого является эффект буба/кики . В эксперименте, впервые разработанном Вольфгангом Кёлером , людей просили выбрать, какая из двух форм называется буба , а какая — кики . Угловую форму кики выбирают 95–98%, а бубу — округлую. Жители острова Тенерифе продемонстрировали аналогичное предпочтение между формами, называемыми такете и малума . Даже 2,5-летние дети (слишком маленькие, чтобы читать) демонстрируют этот эффект. [120] Исследования показали, что в основе этого эффекта может действовать форма идеестезии . [121]

Исследователи надеются, что изучение синестезии позволит лучше понять сознание и его нейронные корреляты . В частности, синестезия может иметь отношение к философской проблеме квалиа . [4] [122] учитывая, что синестеты испытывают дополнительные квалиа (например, цветной звук). Важным выводом для исследования квалиа могут стать данные о том, что синестезия обладает свойствами идеестезии . [19] что затем предполагает решающую роль процессов концептуализации в формировании квалиа. [12]

Технологические приложения

[ редактировать ]

Синестезия также имеет ряд практических применений, в том числе «преднамеренную синестезию» в технологиях. [123] и сенсорное протезирование. [124]

Голос (voICe)

[ редактировать ]

Питер Мейер разработал устройство сенсорной замены для людей с нарушениями зрения под названием The vOICe (заглавные буквы «O», «I» и «C» в слове «voICe» призваны вызывать выражение «О, я вижу»). vOICe — это частный исследовательский проект, работающий без венчурного капитала и впервые реализованный с использованием недорогого оборудования в 1991 году. [125] vOICe — это устройство визуально-слуховой сенсорной замены (SSD), сохраняющее визуальные детали в высоком разрешении (до 25 344 пикселей). [126] Устройство состоит из ноутбука, наголовной камеры или компьютерной камеры и наушников. vOICe преобразует визуальные стимулы окружающей среды, захваченные камерой, в соответствующие звуковые представления ( звуковые ландшафты ), доставляемые пользователю через наушники со скоростью по умолчанию один звуковой ландшафт в секунду. Каждый звуковой ландшафт представляет собой сканирование слева направо, где высота представлена ​​высотой звука, а яркость — громкостью. [127] Голос компенсирует потерю зрения путем преобразования информации из утраченной сенсорной модальности в стимулы в оставшейся модальности. [128]

Сонифицированный

[ редактировать ]

Художники Перри Холл и Джонатан Джонс-Моррис создали Sonified в 2011 году, программное обеспечение, которое преобразует визуальную информацию с видеокамеры в музыку в режиме реального времени, как средство создания синестетического опыта для пользователя. [129]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Цитович Р.Э. (2002). Синестезия: союз чувств (2-е изд.). Кембридж, Массачусетс : MIT Press . ISBN  978-0-262-03296-4 . OCLC   49395033 . [ нужна страница ]
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цитович Р.Э. (2003). Человек, попробовавший формы . Кембридж, Массачусетс : MIT Press . ISBN  978-0-262-53255-6 . OCLC   53186027 . [ нужна страница ]
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Цитович Р.Э., Иглман Д.М. (2009). Среда — «Синий индиго: открытие синестезии мозга» (с послесловием Дмитрия Набокова) . Кембридж: MIT Press . ISBN  978-0-262-01279-9 . [ нужна страница ]
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харрисон Дж. Э., Барон-Коэн С. (1996). Синестезия: классическое и современное прочтение . Оксфорд : Издательство Блэквелл . ISBN  978-0-631-19764-5 . OCLC   59664610 . [ нужна страница ]
  5. ^ Генри, Пейдж (19 сентября 2003 г.). «Синестезия: определение, объяснение и многое другое» .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ван Кампен С (2009). «Скрытое чувство: как осознать синестезию» (PDF) . Теккогс . 1 :1–13. Архивировано из оригинала (PDF) 8 июля 2009 года.
  7. ^ Рич А.Н., Мэттингли Дж.Б. (январь 2002 г.). «Аномальное восприятие при синестезии: взгляд когнитивной нейробиологии». Обзоры природы. Нейронаука (обзор). 3 (1): 43–52. дои : 10.1038/nrn702 . ПМИД   11823804 . S2CID   11477960 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хаббард Э.М., Рамачандран В.С. (ноябрь 2005 г.). «Нейрокогнитивные механизмы синестезии» . Нейрон (Обзор). 48 (3): 509–520. дои : 10.1016/j.neuron.2005.10.012 . ПМИД   16269367 . S2CID   18730779 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гальтон Ф (1880). «Визуализированные цифры» . Природа . 21 (543): 494–5. Бибкод : 1880Natur..21..494G . дои : 10.1038/021494e0 . S2CID   4074444 .
  10. ^ Серон X, Песенти М., Ноэль М.П., ​​Делош Дж., Корне Ж.А. (август 1992 г.). «Изображения цифр, или «Когда 98 вверху слева, а 6 небесно-голубая» ». Познание . 44 (1–2): 159–196. дои : 10.1016/0010-0277(92)90053-К . ПМИД   1511585 . S2CID   26687757 .
  11. ^ «Как работает синестезия» . Как все работает . 1 января 1970 года . Проверено 2 мая 2016 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мрочко-Вонсович А, Николич Д (2014). «Семантические механизмы могут быть ответственны за развитие синестезии» . Границы человеческой неврологии . 8 : 509. дои : 10.3389/fnhum.2014.00509 . ПМК   4137691 . ПМИД   25191239 .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уорд, Оссиан (10 июня 2006 г.). Человек, который слышал шипение коробки с красками . Телеграф . Проверено 3 декабря 2018 г.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Джевански Дж., Дэй С.А., Уорд Дж. (июль 2009 г.). «Красочный альбинос: первый задокументированный случай синестезии, описанный Георгом Тобиасом Людвигом Саксом в 1812 году». Журнал истории нейронаук . 18 (3): 293–303. дои : 10.1080/09647040802431946 . ПМИД   20183209 . S2CID   8641750 .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Герман Л.М. (28 декабря 2018 г.). «Синестезия» . Британская энциклопедия . Проверено 25 января 2019 г.
  16. ^ Конникова М. (26 февраля 2013 г.). «Со слов альбиноса, блестящее сочетание цветов» . Сеть блогов Scientific American . Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 года . Проверено 25 января 2019 г.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шактер Д. (1996). В поисках памяти: мозг, разум и прошлое . Основные книги. стр. 81 . ISBN  978-0-465-07552-2 .
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Сагив Н., Робертсон LC (2005). Синестезия: перспективы когнитивной нейробиологии . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-516623-1 . ОСЛК   53020292 . [ нужна страница ]
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Николич Д (2009). «Является ли синестезия на самом деле идеестезией? Исследование природы этого явления» (PDF) . Материалы Третьего Международного конгресса по синестезии, науке и искусству, Гранада, Испания, 26–29 апреля .
  20. ^ Симнер Дж. (февраль 2012 г.). «Определение синестезии» (PDF) . Британский журнал психологии (обзор). 103 (1): 1–15. дои : 10.1348/000712610X528305 . ПМИД   22229768 . S2CID   9038571 .
  21. ^ «Абсолютный слух и синестезия | Институт медицинских исследований Файнштейна» . Институт медицинских исследований Файнштейна . Архивировано из оригинала 13 декабря 2017 года . Проверено 2 мая 2016 г.
  22. ^ Йонас CN, Price MC (30 октября 2014 г.). «Не все синестеты одинаковы: пространственные и визуальные измерения последовательности-пространственной синестезии» . Границы в психологии . 5 : 1171. doi : 10.3389/fpsyg.2014.01171 . ПМК   4214186 . ПМИД   25400596 .
  23. ^ [ ненадежный медицинский источник? ] Обладают ли синестеты последовательно-пространственного пространства лучшими навыками пространственного воображения? А может и нет , Национальный центр биотехнологической информации
  24. ^ [ ненадежный источник? ] Разум, который касается прошлого , Sciencemag.org
  25. ^ Ситон М (2013). «Видения здравомыслящих людей». Лемехи . 39 (1): 144–145. дои : 10.1353/plo.2013.0012 . ISSN   2162-0903 . S2CID   161837195 .
  26. ^ Наумер М.Дж., Ван ден Бош Дж.Дж. (июль 2009 г.). «Прикасающиеся звуки: таламокортикальная пластичность и нейронная основа мультисенсорной интеграции» (PDF) . Журнал нейрофизиологии . 102 (1): 7–8. дои : 10.1152/jn.00209.2009 . ПМИД   19403745 . S2CID   1712367 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 февраля 2019 года.
  27. ^ Flournoy 2001
  28. ^ Калкинс, М.В. (1893). «Статистическое исследование псевдохроместезии и психических форм». Американский журнал психологии . 5 (4): 439–464. дои : 10.2307/1411912 . JSTOR   1411912 .
  29. ^ Симнер Дж., Хаббард Э.М. (декабрь 2006 г.). «Варианты синестезии взаимодействуют в когнитивных задачах: свидетельства неявных ассоциаций и поздней связи в теориях перекрестных разговоров». Нейронаука . 143 (3): 805–814. doi : 10.1016/j.neuroscience.2006.08.018 . ПМИД   16996695 . S2CID   18922608 .
  30. ^ Эдельштейн М., Бранг Д., Роу Р., Рамачандран В.С. (2013). «Мизофония: физиологические исследования и описания случаев» . Границы человеческой неврологии . 7 : 296. дои : 10.3389/fnhum.2013.00296 . ПМЦ   3691507 . ПМИД   23805089 .
  31. ^ Шредер А., ван Дипен Р., Мазахери А., Петропулос-Петалас Д., Сото де Амести В., Вулинк Н., Денис Д. (9 апреля 2014 г.). «Уменьшение слуховых вызванных потенциалов n1 на странные стимулы у пациентов с мизофонией» . Границы поведенческой нейронауки . 8 : 123. дои : 10.3389/fnbeh.2014.00123 . ПМЦ   3988356 . ПМИД   24782731 .
  32. ^ Дэниэлс Э.К., Родригес А., Забелина Д.Л. (16 января 2020 г.). Ланггут Б. (ред.). «Тяжесть симптомов мизофонии связана с ухудшением когнитивного контроля при воздействии звуков, вызывающих мизофонию» . ПЛОС ОДИН . 15 (1): e0227118. Бибкод : 2020PLoSO..1527118D . дои : 10.1371/journal.pone.0227118 . ПМК   6964854 . ПМИД   31945068 .
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дадди Д., Одинг К. (29 апреля 2014 г.). «Мизофония: Обзор». Семинары по слуху . 35 (2): 084–091. дои : 10.1055/s-0034-1372525 . ISSN   0734-0451 . S2CID   76090599 .
  34. ^ Эдельштейн М., Бранг Д., Роу Р., Рамачандран В.С. (2013). «Мизофония: физиологические исследования и описания случаев» . Границы человеческой неврологии . 7 : 296. дои : 10.3389/fnhum.2013.00296 . ПМЦ   3691507 . ПМИД   23805089 .
  35. ^ Эйес С (март 2010 г.). «Откуда берутся зеркальные нейроны?». Неврологические и биоповеденческие обзоры . 34 (4): 575–583. doi : 10.1016/j.neubiorev.2009.11.007 . ПМИД   19914284 . S2CID   2578537 .
  36. ^ «Дерек пробует ушную серу» . Лучшие документальные фильмы . Проверено 2 февраля 2015 г.
  37. ^ «BBC – Наука и природа – Горизонт» . bbc.co.uk. ​Проверено 2 февраля 2015 г.
  38. ^ Симнер Дж (2009). «Лексико-вкусовая синестезия». Энциклопедия неврологии . Шпрингер Берлин Гейдельберг. стр. 2149–2152. дои : 10.1007/978-3-540-29678-2_2766 . ISBN  978-3-540-23735-8 .
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Типы Син» . DaySyn.com . Проверено 26 января 2016 г. .
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дейли А., Мартиндейл С., Боркум Дж. (1997). «Творчество, синестезия и физиогномическое восприятие». Журнал исследований креативности . 10 (1): 1–8. дои : 10.1207/s15326934crj1001_1 .
  41. ^ Смит С.Д., Кэтрин Фредборг Б., Корнельсен Дж. (август 2017 г.). «Исследование сети режима по умолчанию у людей с автономной реакцией сенсорного меридиана (АСМР)» . Социальная нейронаука . 12 (4): 361–365. дои : 10.1080/17470919.2016.1188851 . ПМИД   27196787 .
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж ван Кампен С (2007). Скрытый смысл: синестезия в искусстве и науке . Кембридж, Массачусетс : MIT Press . ISBN  978-0-262-22081-1 . OCLC   80179991 . [ нужна страница ]
  43. ^ Флурной Т. (2001). Синопсис явлений (Цветной слух) . Адамант Медиа Корпорация. ISBN  978-0-543-94462-7 . [ нужна страница ]
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б [ нужна полная цитата ] Диттмар А, изд. Синестезии. Красная нить по жизни? [ Синестезия. Красная нить по жизни? ] (на немецком языке). Эссен: Verlag Die Blaue Eule.
  45. ^ «Исследование синестезии пространственных последовательностей» . Тест на синестезию . 26 июня 2012 года . Проверено 2 мая 2016 г.
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д [ нужен неосновной источник ] [ мертвая ссылка ] Рамачандран В.С., Хаббард Э.М. (2001). «Синестезия: окно в восприятие, мышление и язык» (PDF) . Журнал исследований сознания . 8 (12): 3–34. Архивировано из оригинала (PDF) 27 мая 2006 года.
  47. ^ Хупе Дж. М., Доят М. (2015). «Критический обзор литературы по нейровизуализации синестезии» . Границы человеческой неврологии . 9 : 103. дои : 10.3389/fnhum.2015.00103 . ПМЦ   4379872 . ПМИД   25873873 .
  48. ^ Гроссенбахер П.Г., Лавлейс Коннектикут (январь 2001 г.). «Механизмы синестезии: когнитивные и физиологические ограничения». Тенденции в когнитивных науках . 5 (1): 36–41. дои : 10.1016/S1364-6613(00)01571-0 . ПМИД   11164734 . S2CID   15092606 .
  49. ^ Неккар М., Боб П. (11 января 2016 г.). «Синестетические ассоциации и психосенсорные симптомы височной эпилепсии» . Нервно-психические заболевания и лечение . 12 : 109–112. дои : 10.2147/NDT.S95464 . ПМЦ   4714732 . ПМИД   26811683 .
  50. ^ Грей Дж.А., Парслоу Д.М., Браммер М.Дж., Чоппинг С., Вителингум Г.Н., Фитче Д.Х. (февраль 2006 г.). «Доказательства против функционализма на основе нейровизуализации эффекта чужеродного цвета при синестезии». Кора; Журнал, посвященный изучению нервной системы и поведения . 42 (2): 309–318. дои : 10.1016/s0010-9452(08)70357-5 . ПМИД   16683506 . S2CID   4475077 .
  51. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барон-Коэн С., Берт Л., Смит-Лайттан Ф., Харрисон Дж., Болтон П. (1 сентября 1996 г.). «Синестезия: распространенность и семейность». Восприятие . 25 (9): 1073–1079. дои : 10.1068/p251073 . ПМИД   8983047 . S2CID   25954158 .
  52. ^ Бранг Д., Рамачандран В.С. (ноябрь 2011 г.). «Выживание гена синестезии: почему люди слышат цвета и пробуют слова на вкус?» . ПЛОС Биология . 9 (11): е1001205. дои : 10.1371/journal.pbio.1001205 . ПМЦ   3222625 . ПМИД   22131906 .
  53. ^ Хаббард Э.М. (июнь 2007 г.). «Нейрофизиология синестезии» (PDF) . Текущие отчеты психиатрии . 9 (3): 193–199. дои : 10.1007/s11920-007-0018-6 . ПМИД   17521514 . S2CID   13370073 .
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Симнер Дж., Хаббард Э.М., ред. (2013). «Краткая история исследования синестезии» . Оксфордский справочник по синестезии . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 13–17. ISBN  978-0-19-960332-9 . Проверено 25 февраля 2018 г. .
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Симнер Дж., Малвенна С., Сагив Н., Цаканикос Е., Уизерби С.А., Фрейзер С. и др. (2006). «Синестезия: распространенность атипичных кросс-модальных переживаний» (PDF) . Восприятие . 35 (8): 1024–1033. дои : 10.1068/p5469 . ПМИД   17076063 . S2CID   2508540 .
  56. ^ Кармайкл Д.А., член парламента Дауна, Шиллкок Р.С., Иглман Д.М., Симнер Дж. (май 2015 г.). «Проверка стандартизированной батареи тестов на синестезию: надежно ли батарея синестезии обнаруживает синестезию?» . Сознание и познание . 33 : 375–385. дои : 10.1016/j.concog.2015.02.001 . ПМК   5047354 . ПМИД   25734257 .
  57. ^ Safran AB, Санда Н. (февраль 2015 г.). «Цветовая синестезия. Понимание восприятия, эмоций и сознания» . Современное мнение в неврологии . 28 (1): 36–44. doi : 10.1097/WCO.0000000000000169 . ПМК   4286234 . ПМИД   25545055 .
  58. ^ Барон-Коэн С., Джонсон Д., Ашер Дж., Уилрайт С., Фишер С.Э., Грегерсон П.К., Эллисон С., «Синестезия чаще встречается при аутизме?», Молекулярный аутизм, 20 ноября 2013 г.
  59. ^ Гейдж Дж (1993). Цвет и культура. Практика и смысл от античности к абстракции . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  978-0-520-22225-0 . стр.227
  60. ^ Гете JW (1840). Теория цвета . Дж. Мюррей.
  61. ^ Павлин К. (1988). «Инструменты для исполнения цветной музыки: два столетия технологических экспериментов» (PDF) . Леонардо . 21 (4): 397–406. дои : 10.2307/1578702 . JSTOR   1578702 . S2CID   54178977 .
  62. ^ Джевански Дж., Сидлер Н., ред. (2006). Цвет – свет – музыка. Синестезия и цветная светомузыка . Берн: Питер Лэнг. [ нужна страница ]
  63. ^ Махлинг Ф (1926). «Проблема« цветного прослушивания »: историко-критическое исследование». Архивы всей психологии . 57 : 165-301.
  64. ^ Фехнер Г (1876). Дошкольное учреждение эстетики . Лейпциг: Брайткопф и Хартель.
  65. ^ фон Кампен С (1996). «Смешение чувств. Художественные и психологические эксперименты с синестезией». Психология и общество . 20 (1): 10–26.
  66. ^ Гальтон Ф (1880). «Визуализированные цифры» . Природа . 21 (533): 252–6. Бибкод : 1880Natur..21..252G . дои : 10.1038/021252a0 .
  67. ^ Гальтон Ф (1883). Исследования человеческого потенциала и его развития . Макмиллан . Проверено 17 июня 2008 г. [ нужна страница ]
  68. ^ Юнг К.Г. (1956) [1912]. «Трансформация либидо». Символы трансформации . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. п. 237.
  69. ^ Баухауз100.Учебная программа. Теория гармонизации 1919–1924 гг. Архивировано 5 июля 2019 г. в Wayback Machine . Проверено 2 декабря 2018 г.
  70. ^ Цвето-звуковые исследования. III. Группа. Отчет о Втором конгрессе цвето-тональных исследований (Гамбург, 1-5 октября 1930 г.). Опубликовано в 1931 году.
  71. ^ Кэрролл С. (5 ноября 2007 г.). «Марсианские цвета – космическое разнообразие» . Обнаружить . Проверено 12 апреля 2018 г.
  72. ^ Кампен С (1999). «Художественные и психологические эксперименты с синестезией». Леонардо . 32 (1): 9–14. дои : 10.1162/002409499552948 . S2CID   57568389 .
  73. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Берман Г. (1999). «Синестезия и искусство». Леонардо . 32 (1): 15–22. дои : 10.1162/002409499552957 . S2CID   57565862 .
  74. ^ Маур К. (1999). Звуки живописи: музыка в современном искусстве (Библиотека Пегаса) . Мюнхен: Престель. ISBN  978-3-7913-2082-3 . [ нужна страница ]
  75. ^ Гейдж Джей Ди (1993). Цвет и культура: практика и значение от древности до абстракции . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-27818-5 . [ нужна страница ]
  76. ^ Гейдж Джей Ди (1999). Цвет и значение: искусство, наука и символика . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-22611-1 . [ нужна страница ]
  77. ^ ван Кампен С (2009). «Визуальная музыка и музыкальные картины. Поиски синестезии в искусстве». В Баччи Ф., Мельчер Д. (ред.). Создание смысла искусства, создание искусства смысла . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. [ нужна страница ]
  78. ^ Буше, Мари; Луазон-Шарль, Жюли; Пулен, Изабель (19 июня 2020 г.). Пять чувств в творчестве Набокова . Спрингер Природа. стр. 255–256. ISBN  978-3-030-45406-7 .
  79. ^ Таммет Д. (2007). Родился в Голубой день . Свободная пресса. ISBN  978-1-4165-3507-2 . [ нужна страница ]
  80. ^ «Автор шоколада Джоан Харрис рассказывает о своем последнем романе «Голубоглазый мальчик»» . Метро . 7 апреля 2010 г.
  81. ^ Стин С (2001). «Общие видения: взгляд на синестезию и искусство из первых рук». Леонардо . 34 (3): 203–208. дои : 10.1162/002409401750286949 . S2CID   57570552 .
  82. Веб-сайт Марсии Смилак. Архивировано 27 февраля 2021 г. на Wayback Machine, по состоянию на 20 августа 2006 г.
  83. ^ «Линда Андерсон — MOCA GA» . 7 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года . Проверено 27 декабря 2021 г.
  84. ^ «Линда Андерсон» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 7 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года . Проверено 27 декабря 2021 г.
  85. ^ «Прибрежная синестезия: картины и фотографии Гавайев, Фиджи и Калифорнии Брэнди Гейл - выставка Центра искусств Гуалалы: январь 2015 г.» . www.gualalaarts.org . Архивировано из оригинала 2 февраля 2015 года . Проверено 2 февраля 2015 г.
  86. ^ НАПРИМЕР. «Удивительный сенсорный спектр Брэнди Гейл» . ФОРА.tv. ​Архивировано из оригинала 2 февраля 2015 года . Проверено 2 февраля 2015 г.
  87. ^ Брендигейл
  88. ^ Зильберман, С. (6 февраля 2012 г.). «В сознании синестета». ПЛОС ОДИН. www.blogs.plos.org/neurotribes/2012/02/06/inside-the-mind-of-a-synaesthete/
  89. ^ Сэмюэл С. (1994) [1986]. Оливье Мессиан: Музыка и цвет. Беседы с Клодом Самуэлем . Перевод Глазова ET. Портленд, Орегон: Amadeus Press.
  90. ^ Дюк Эллингтон, цитируется в Джордж Д. (1981). Милый мужчина: Настоящий Дюк Эллингтон . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. п. 226.
  91. ^ Yastrebtsev V (1908). "On N.A.Rimsky-Korsakov's color sound- contemplation". Russkaya Muzykalnaya Gazeta (in Russian) (39–40): 842–845. cited by Bulat Galeyev (1999).
  92. ^ «Познакомьтесь с музыкальным гением, создавшим саундтрек к «Игре престолов», который смотрит каждый сезон раньше всех» . Бизнес-инсайдер . Проверено 11 января 2018 г.
  93. ^ «Звуки подземелья: музыкант-синестетик создает пластинку на основе карты ламп» . Большая проблема. 27 апреля 2017 года . Проверено 15 мая 2018 г.
  94. ^ «Все ли линии лондонского метро имеют уникальный звук?» (PDF) . Норвежский авиационный журнал . Проверено 3 апреля 2017 г.
  95. ^ Канье Уэст ПОЛНОЕ запрещенное интервью с Эллен HD 19 мая 2016 г. , 7 мая 2018 г. , получено 20 августа 2022 г.
  96. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сиберг М. (2011). Дегустация Вселенной . Книги с новыми страницами. ISBN  978-1-60163-159-6 .
  97. ^ Энос, Морган (9 апреля 2020 г.). «Аккорды становятся цветами: внутри синестезии» . Прилив . Проверено 11 мая 2023 г.
  98. ^ Тренделл А (11 мая 2017 г.). «Лорд объясняет опыт синестезии» . НМЕ . Проверено 15 июня 2021 г.
  99. ^ Нэттресс К. «Билли Айлиш объясняет, как синестезия влияет на ее музыку» . iHeartRadio . Проверено 15 июня 2021 г.
  100. ^ Спанос Б (15 января 2016 г.). «Паника! На дискотеке: группа — это выход для беззаботного хаоса » . Роллинг Стоун . Проверено 13 ноября 2019 г. .
  101. ^ «4 певца, которые черпают вдохновение для написания музыки в синестезии» . Культура Колектива . 23 января 2018 года . Проверено 16 апреля 2020 г.
  102. ^ Кэрнс Д. (24 февраля 2008 г.). «Интервью Times Online» . Таймс . Лондон . Проверено 24 июля 2008 г.
  103. ^ Форрест Э. (30 марта 2009 г.). «Эмма Форрест знакомится с любимыми нью-йоркскими арт-панк-рокерами «Да, да, да» . Guardian.co.uk . Лондон: Гардиан . Проверено 7 мая 2009 г.
  104. ^ Чейз Б. «Блог Брайана Чейза» . даааада.com . Архивировано из оригинала 25 января 2009 года . Проверено 7 мая 2009 г.
  105. ^ Моряк Д (8 мая 2021 г.). «Странные ангелы: Кристин Херш о музыке и материнстве» . Квиетус . Проверено 8 ноября 2021 г.
  106. ^ Харт М., Стивенс Дж., Либерман Ф. (1990). Барабан на грани волшебства: путешествие в дух перкуссии . Сан-Франциско, Калифорния: Харпер. п. 133.
  107. ^ Джон Фрушанте из Red Hot Chili Peppers возвращается, часть 1 | Broken Record (ведущий Рик Рубин) , 14 октября 2022 г. , получено 20 мая 2023 г.
  108. ^ [ ненадежный источник? ] Это всегда было в моей памяти, и я всегда мог это видеть. Не знаю, имеет ли это смысл, но я всегда мог визуализировать то, что слышал… Да, это всегда были странные цвета». Из интервью Nightline с Фарреллом
  109. ^ «Синестеты: «Люди будущего» » . Психология сегодня . 3 марта 2012 года . Проверено 15 мая 2014 г.
  110. ^ «Свободные женщины: Марина и бриллианты» . Образ жизни ITV . Сеть ИТВ . 27 апреля 2010 г. Проверено 28 апреля 2010 г.
  111. ^ Остин из Waterparks может «видеть» музыку, поэтому мы попросили его нарисовать свои песни 🎨 Видеть звуки | MTV , 14 марта 2020 г. , дата обращения 14 февраля 2023 г.
  112. ^ [ нужна страница ] Данн КТ (1998). Яркие цвета ложно увидены: синестезия и поиск трансцендентного знания . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-06619-7 .
  113. Это по статье в российской печати Ястребцева В. «О цветовом звукосозерцании Н.А.Римского-Корсакова». Русская музыкальная газета, 1908, № 39–40, с. 842–845 (на русском языке), цитировано по Булату Галееву (1999).
  114. ^ Барт Ф., Джампьери-Дойч П., Ханс-Дитер К. (2012). Сенсорное восприятие: разум и материя . Вена: Шпрингер Вена. п. 221. ИСБН  978-3-211-99750-5 . Я изобрел цвета гласных!
  115. ^ Тесла Н. «Странная жизнь Николы Теслы» (PDF) . Питт.edu . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2012 года . Проверено 4 сентября 2012 г.
  116. ^ Фейнман Р. (1988). Какая вам разница, что думают другие люди? . Нью-Йорк: Нортон. п. 59.
  117. ^ «Красочный язык: психологи Университета штата Техас обнаруживают, что синестеты лучше усваивают язык» . Новости Университета Торонто . Проверено 20 марта 2023 г.
  118. ^ Даффи П.Л. (2006). Образы синестетов и их восприятие языка в художественной литературе . 6-е ежегодное собрание Американской ассоциации синестезии . Университет Южной Флориды. Архивировано из оригинала 17 января 2012 года.
  119. ^ Даффи П.Л., Симнер Дж. (февраль 2010 г.). «Синестезия в художественной литературе». Кора; Журнал, посвященный изучению нервной системы и поведения . 46 (2): 277–278. дои : 10.1016/j.cortex.2008.11.003 . ПМИД   19081086 . S2CID   11224620 .
  120. ^ [ нужен неосновной источник ] Маурер Д., Патман Т., Мондлох С.Дж. (май 2006 г.). «Форма бубы: звукоформенные соответствия у малышей и взрослых» . Наука развития . 9 (3): 316–322. дои : 10.1111/j.1467-7687.2006.00495.x . ПМИД   16669803 . S2CID   7297731 .
  121. ^ Милан Э., Иборра О., де Кордоба М., Хуарес-Рамос В., Артачо М.Р., Рубио Х.Л. (2013). «Эффект Кики-Бубы: случай персонификации и идейэстезии». Журнал исследований сознания . 20 (1–2): 84–102.
  122. ^ Грей Дж.А., Чоппинг С., Нанн Дж. и др. (2002). «Последствия синестезии для функционализма: теория и эксперименты». Журнал сознания . 9 (12): 5–31.
  123. ^ Суслик К.С. (декабрь 2012 г.). «Синестезия в науке и технике: больше, чем просто сделать невидимое видимым» . Современное мнение в области химической биологии . 16 (5–6): 557–563. дои : 10.1016/j.cbpa.2012.10.030 . ПМК   3606019 . ПМИД   23183411 .
  124. ^ Шефф CM (1 января 1986 г.). «Экспериментальная модель исследования изменений в организации обработки сенсорной информации человека посредством проектирования и испытаний неинвазивных протезных устройств для людей с сенсорными нарушениями». ACM SIGCAPH Компьютеры и люди с ограниченными возможностями (36): 3–10. дои : 10.1145/15711.15713 . ISSN   0163-5727 . S2CID   11924232 .
  125. ^ Мейер П. «Дополненная реальность для слепых» . Проверено 4 февраля 2014 г.
  126. ^ Стрим-Амит Э., Гендельман М., Амеди А. (16 марта 2012 г.). « Острота зрения у врожденно слепых с использованием зрительно-слуховой сенсорной замены» . ПЛОС ОДИН . 7 (3): e33136. Бибкод : 2012PLoSO...733136S . дои : 10.1371/journal.pone.0033136 . ПМК   3306374 . ПМИД   22438894 .
  127. ^ Кармайкл Дж. (10 июля 2013 г.). «Устройство учит слепых людей «видеть», слушая» . Проверено 4 февраля 2014 г.
  128. ^ Хэй А., Браун DJ, Мейер П., Пру MJ (2013). «Насколько хорошо вы видите то, что слышите? Острота зрительно-слухового сенсорного замещения» . Границы в психологии . 4 : 330. doi : 10.3389/fpsyg.2013.00330 . ПМЦ   3684791 . ПМИД   23785345 .
  129. ^ Бирн, Майкл (14 февраля 2012 г.). «С изображениями для ваших ушей Sonified выигрывает в дополненной реальности с индивидуальной синестезией» . Порок . Проверено 12 декабря 2023 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc6c58b85805d2536db90073ef3071f1__1721370540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/f1/fc6c58b85805d2536db90073ef3071f1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Synesthesia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)