Синестезия в литературе
Художественные произведения, в которых главные герои обладают синестезией , и научно-популярные книги для неспециализированной аудитории отражают влияние этого состояния на массовую культуру и то, как на него смотрят несинестеты. Синестезия — это неврологическое состояние, при котором одна или несколько сенсорных модальностей соединяются. Однако на протяжении более века синестезия также была художественным и поэтическим средством, пытающимся соединить чувства.
Не все изображения синестезии в художественных произведениях точны. Некоторые из них крайне неточны и отражают скорее авторскую интерпретацию синестезии, чем сам феномен. Например, Эдгар Аллан По физиологически неверно объяснил синестезию связью между барабанной перепонкой и сетчаткой . [ 1 ] [ 2 ] Научные работы призваны точно описать синестетические переживания. Однако по мере продвижения исследований последующие исследования могут заменить или исправить некоторые конкретные детали в более старых отчетах.
Помимо своей роли в искусстве, синестезия часто использовалась как сюжетный ход или как способ развития внутренних состояний конкретного персонажа. Синестеты появлялись в таких романах, как Владимира Набокова «Дар» и «Приглашение на обезглавливание» .
С увеличением количества исследований синестезии с 1990-х годов по XXI век появилось больше романов с персонажами-синестетами. С 2001 года опубликовано более 15 романов с участием персонажей-синестетов. Автор и синестет Патрисия Линн Даффи в своей презентации «Образы синестетов в художественной литературе» описала четыре способа, которыми персонажи-синестеты обычно используются в современной художественной литературе: (1) синестезия как романтический идеал; (2) синестезия как патология; (3) синестезия как романтическая патология; (4) синестезия как здоровье и баланс для некоторых людей (Даффи 2006, 2007).
Как романтический идеал
[ редактировать ]В романе Владимира Набокова «Дар » главный герой Федор — одаренный молодой поэт, испытывающий синестезию. Синестетический языковой опыт Федора сравнивается с опытом французского -символиста поэта XIX века Артюра Рембо (как это выражено в стихотворении последнего « Войель» о восприятии цветных гласных звуков). Федор воспринимает возвышенную красоту букв и звуков, которой он делится с другими через поэтическое описание: «Если бы у меня были под рукой краски, я бы смешал для вас сиену жженую и сепию, чтобы они соответствовали цвету звука «ч»... и вы были бы признательны за мои сияющие буквы, если бы я мог всыпать в ваши сложенные ладонями несколько тех светящихся сапфиров, к которым я прикасался в детстве». Рассказывая о синестезии, Набоков опирался на свой собственный синестетический опыт, подробно описанный в его автобиографии « Говори, Память» .
Как патология
[ редактировать ]Травмы головного мозга могут вызывать определенные виды синестетического опыта. Даффи отмечает, что синестезия персонажа иногда проявляется как патологическое состояние, связанное с травмой головного мозга. Например, в романе Джулии Гласс «Весь мир » героиня Саги воспринимает слова как цветные после того, как она попала в аварию, в результате которой получила травму головы. В цитате Даффи иллюстрирует, как воспринимаемые цвета отвлекают персонажа: «Это слово на несколько минут наполнило ее разум одним цветом: не неприятное ощущение, но все же вторжение… Патриарх: Коричневый, подумала она. , храм слова, блестящий красно-коричневый, как поверхность каштана».
Как романтическая патология
[ редактировать ]Эта категория синестезии объединяет две предыдущие: синестезия персонажей изображается как патология — но «славная» патология, позволяющая им воспринимать более возвышенные уровни реальности. В романе Холли Пейн «Звуки синего » персонаж, композитор Милан, воспринимает музыку как имеющую красивый цвет, но его синестетический опыт указывает на приближающийся эпилептический припадок: «Без цвета он ничего не слышал. Он заполнял тетради звуками желтый и красный, зеленый... Подобно Листу и Стравинскому, Кандинскому и Рембо, Милан разделял мультисенсорное восприятие синестетов, и, к сожалению, припадки, присущие примерно 4 процентам из них. выдержал... Эпилепсия Милана возникла в результате его мультисенсорных переживаний».
Как здоровье и баланс для некоторых людей
[ редактировать ]Даффи утверждает, что в этой категории романов способность синестетического восприятия представляет собой здоровье и баланс для конкретного персонажа. Когда такие персонажи переживают эмоциональную травму, они теряют способность синестетического восприятия. После того, как травма разрешена, персонаж восстанавливает синестетическое восприятие, которое представляет для этого человека здоровье и целостность. Примеры таких персонажей можно найти в романе Джейн Ярдли « Рисуя Рубиновый вторник» и в детском романе Венди Масс « Пространство в форме манго» . В последнем романе 13-летняя героиня Миа теряет синестезию после смерти любимого кота, но восстанавливает ее после того, как преодолеет травму. Как говорит ей терапевт: «Твои цвета вернутся, Миа, я обещаю. И ты снова почувствуешь себя трехмерной».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ По, Эдгар Аллан (ноябрь 1844 г.). «Маргиналии [часть I]» . Журнал Соединенных Штатов и Демократическое обозрение . 15 : 484–494.
- ^ Перес Арранс, Кристина (2018). Эдгар Аллан По из научного воображения (доктор философии). Мадридский университет Комплутенсе. п. 73.
Презентации Даффи на тему «Образы синестетов в художественной литературе».
[ редактировать ]- «Образы синестетов и их восприятие языка в художественной литературе» Презентация Патрисии Линн Даффи на 6-й Американской ассоциации синестезии конференции , Университет Южной Флориды, Санкт-Петербург, 28 января 2007 г.
- «Образ синестета в современной художественной литературе», Международная конференция по синестезии , Медицинская школа Ганноверского университета, 3 декабря 2006 г.
- «Образы синестетов и их восприятие языка в современной художественной литературе», презентация Патрисии Линн Даффи на 5-й Американской ассоциации синестезии конференции , Техасский университет в медицинской школе Хьюстона, октябрь 2005 г.