Синестезия в искусстве
Фраза «синестезия» в искусстве исторически относилась к широкому спектру экспериментов художников, которые исследовали взаимодействие чувств (например, зрение и слух; слово «синестезия» происходит от древнегреческого σύν (син), «вместе» и «вместе». αἴσθησις (aisthēsis), «ощущение») в жанрах визуальной музыки , музыкальной визуализации , аудиовизуального искусства , абстрактного фильма и интермедии (Campen 2007, Jewanski & Sidler 2006, Moritz 2003, 1999, Berman 1999, Maur 1999, Gage 1994, 1999). Старые художественные взгляды на синестезию в некоторой степени совпадают с современными нейробиологическими взглядами на неврологическую синестезию , но также имеют и некоторые существенные различия, например, в контексте исследований, выбранных типах синестезии и определениях. В то время как в нейробиологических исследованиях синестезия определяется как возникновение перцептивного опыта в отсутствие нормальной сенсорной стимуляции, в искусстве понятие синестезии чаще определяется как одновременное восприятие двух или более стимулов как один гештальт-опыт (Campen 2009). . Поэтому использование термина синестезия в искусстве следует отличать от неврологическая синестезия в научных исследованиях. Синестезия ни в коем случае не присуща только художникам или музыкантам. Лишь в последние десятилетия стали доступны научные методы оценки синестезии у людей. Для синестезии у художников до этого времени приходится интерпретировать (авто)биографическую информацию. Например, велись дебаты о неврологической синестезии у исторических художников, таких как Кандинский и Скрябин (ср. Jewanski & Sidler 2006, Ione 2004, Dann 1999, Galeev 2001). Кроме того, синестетическое искусство может относиться либо к искусству, созданному синестетами, либо к искусству, созданному для того, чтобы вызвать синестетический опыт у широкой аудитории.
Отличия
[ редактировать ]При обсуждении синестезии в искусстве необходимо проводить различие между двумя возможными значениями:
- Искусство синестетов, в котором они используют свое личное синестетическое восприятие для создания произведений искусства.
- Искусство, призванное вызвать синестетические ассоциации у широкой (в основном несинестетической) аудитории.
Эти различия не являются взаимоисключающими, поскольку, например, искусство синестета может также вызвать у зрителя синестетические переживания. Однако не следует полагать, что все «синестетическое» искусство точно отражает синестетический опыт. Дополнительную информацию о художниках, которые либо сами были синестетами, либо пытались создать синестетические отображения в своем искусстве, см. в списке людей с синестезией .
Искусство синестетов
[ редактировать ]
Несколько современных художников подробно обсудили свой художественный процесс и то, как синестезия им в этом помогает. [1]
Линда Андерсон , по мнению NPR, считающаяся «одним из лучших ныне живущих художников памяти», создает масляными мелками на мелкозернистой наждачной бумаге изображения слухо-зрительной синестезии, которую она испытывает во время тяжелых приступов мигрени. [2] [3]
Кэрол Стин испытывает несколько форм синестезии, включая графему → цветовую синестезию, музыку → цветовую синестезию и прикосновение → цветовую синестезию. Чаще всего она использует свою музыку → синестезию цвета и прикосновение → синестезию цвета при создании своих произведений искусства, что часто включает в себя попытки уловить, выбрать и передать свой синестетический опыт в своих картинах. Стин описывает, как ее синестетический опыт во время сеанса иглоукалывания привел к созданию картины « Видение» .
Однажды, много лет назад, я проходил курс лечения иглоукалыванием и лежал на спине на футоне, полный иголок. Мои глаза были закрыты, и я, как всегда, внимательно смотрел, надеясь увидеть что-то волшебное, что не всегда происходит. Иногда то, что я вижу, просто не интересно и не красиво. Лежа там, я наблюдал, как мягкий, волнистый черный фон, который я всегда вижу, когда закрываю глаза, пронизывается ярко-красным цветом, который начал формироваться посреди насыщенной бархатной черноты. Красный начался как маленькая точка интенсивного цвета и довольно быстро стал довольно большим, прогоняя большую часть черноты. Я видел, как зеленые фигуры появлялись посреди красного цвета и перемещались по красным и черным полям. Это первое видение, которое я нарисовал именно таким, каким я его видел...
— Художница Кэрол Стин вспоминает опыт, который привел к созданию Vision . [1]

Вместо того, чтобы пытаться создать изображение того, что она переживает, «Рефлекционист» Марсия Смилак использует свой синестетический опыт, помогая ей создавать образы, которые эстетически приятны и привлекательны для нее. Смилак фотографирует отраженные объекты, в основном используя поверхность воды, и говорит о своем стиле фотографии:
Я научился фотографировать, снимая всякий раз, когда испытываю синестетическую реакцию на то, что вижу: если я испытываю ощущение текстуры, движения или вкуса, я делаю снимок. Если отражение вызывает звук виолончели, я снимаю снимок. Я фотографирую отражения в движущейся воде. Это работает следующим образом: я наблюдаю за поверхностью моря, пока не испытаю одну из своих синестетических реакций. Когда я это делаю, я верю, что это надежный сигнал, подсказывающий мне, что сейчас подходящее время для съемки, поэтому я нажимаю кнопку спуска затвора. В творческом процессе я думаю о своих синестетических реакциях как о жизненно важных посланниках, которые приходят быстрее, чем я думал, чтобы передать одно срочное послание, к которому я всегда прислушиваюсь: красота скрывается.
— Рефлекционист Марсия Смилак о своей технике фотографии. [4]
Анн Зальц, голландский музыкант и художник, воспринимает музыку в цветных узорах. Она описывает свою картину, вдохновленную Вивальди Концертом для четырех скрипок :

Картина представляет собой открытие концерта для четырех скрипок. Я слушаю музыку, пока рисую. Во-первых, музыка дает мне чувство оптимизма и счастья, и я воспринимаю красный, желтый и оранжевый цвета в большом разнообразии с небольшим контрастом. Похоже на поле этих цветов. Я воспринимаю цветовое поле как музыкальный аккорд. Его можно сравнить с расцветкой пледа или покрывала из осенних листьев.
Она объясняет, что картина не является копией того, что она слышит; скорее, когда она слушает музыку, она воспринимает более красочные текстуры, чем обычно, и может изобразить их на картине. Она также выражает движение музыки, поскольку ее энергия влияет на живописную композицию. Она объясняет, как она воспринимает картину:
Оживленные движения в музыке превращаются в поток светящихся оттенков оранжевого. Черная структура обеспечивает ритм и раскрывает его значение и характер. Это незаменимая основа для движущихся цветов. Картина снова вызывает у меня чувства, когда я снова слушаю музыку. Я слышу мелодии в своей голове, когда смотрю на него. [5]
Энн Паттерсон, художница из Нью-Йорка с опытом работы в театральных декорациях, описывает возникновение своей инсталляции из 20 миль шелковых лент, подвешенных к сводчатым потолочным аркам собора Грейс в Сан-Франциско , которая была вдохновлена виолончельным исполнением Баха . :
Слушая музыку, я вижу цвета и формы, угловатые или круглые, и понимаю, является ли произведение горизонтальным или вертикальным. Фигура Джошуа была вся сине-зеленая. [6]
Брэнди Гейл, канадская художница и фотограф из Санта-Крус, Калифорния, «испытывает непроизвольное объединение или пересечение любого из своих чувств – слуха, зрения, вкуса, осязания, обоняния и движения. Гейл рисует с натуры, а не с фотографий и путем исследования». сенсорная панорама каждого региона пытается уловить, выбрать и передать этот личный опыт». [7]
Я рос с этим даром и думал, что он есть у каждого. Но, оказывается, это не так уж и распространено, и понадобился школьный психолог, чтобы разобраться, почему буква «А» мне всегда была желтой, или свежескошенная трава по дороге в школу вызвала в моей голове мелодию, или почему определенные формы обладали индивидуальностью и запахами. Художник, Брэнди Гейл [8]
В дополнение к своей полевой работе Гейл также рисует вживую, иногда демонстрируя свой опыт рисования вживую перед публикой под музыкальное сопровождение, как она это сделала на конференции EG в 2013 году в Монтерее, Калифорния. с виолончелистом Филипом Шеппардом, [9] в Оклендском саду памяти в июне 2014 года с мужем, гитаристом и композитором Генри Кайзером , [10] и с Кайзером и гитаристкой Авой Мендосой в The Stone в Нью-Йорке. [11] Персональная выставка Гейла 2014 года «Прибрежная синестезия: картины и фотографии Гавайев, Фиджи и Калифорнии» прошла в Галерее искусств Гуалалы, Гуалала, Калифорния. [12]
есть сила, радость и физический вызов В рисовании на открытом воздухе alla prima , особенно для синестета полного спектра, такого как Брэнди [Гейл], чьи видения ее пяти полностью скрещенных чувств передаются другим через полихроматическую интенсивность ее работ на пленэре . [13]
Искусство, призванное вызывать синестетические ассоциации.
[ редактировать ]
Возможно, самой известной работой, которая, как можно думать, вызывает синестетические переживания у несинестетической аудитории, является диснеевский фильм «Фантазия» 1940 года , хотя неизвестно, было ли это намеренно или нет. Другим классическим примером является использование цветного органа , который излучает цветные огни вместе с музыкальными нотами, чтобы создать синестетический опыт у аудитории (Campen 2007, Jewanski & Sidler 2006).

Василий Кандинский, работавший в 1920-е годы, возможно, не был синестетом, несмотря на свою известность благодаря своим синестетическим работам. Многие из его картин и сценических пьес были основаны на устоявшейся системе соответствий между цветами и тембрами конкретных музыкальных инструментов. Сам Кандинский, однако, заявлял, что его соответствия между цветами и музыкальными тембрами не имеют «научной» основы, а основаны на сочетании его собственных личных чувств, преобладающих в настоящее время культурных предубеждений и мистицизма ( Кандинский 1994 ; Данн 1998 ; Рикко 1999 , стр. 138–142 Джевански и Сидлер 2006, Кампен 2007).
История
[ редактировать ]
Интерес к синестезии по меньшей мере так же стар, как греческая философия. Один из вопросов, который задавали философы-классики, заключался в том, является ли цвет (хроя, то, что мы сейчас называем тембром) музыки физическим качеством, которое можно измерить количественно (Campen 2007, Gage 1994, Ferwerda & Struycken 2001, Jewanski 1999). Первый известный эксперимент по проверке соответствия между звуком и цветом был проведен миланским художником Джузеппе Арчимбольдо в конце шестнадцатого века. Он посоветовался с музыкантом при дворе Рудольфа II в Праге, чтобы создать новый эксперимент, целью которого было показать цвета, сопровождающие музыку. Он решил разместить разноцветные полоски окрашенной бумаги на гравицембало, клавишном инструменте (Gage, 1994). Он также был художником, создававшим странные портреты из необычных предметов, например, « Времена года в одной голове» . Проблема поиска математической системы, объясняющей связь между музыкой и цветом, на протяжении веков вдохновляла и разочаровывала художников и ученых. Физик семнадцатого века Исаак Ньютон попытался решить эту проблему, предположив, что музыкальные и цветовые тона имеют общие частоты. Он попытался связать звуковые колебания с соответствующими световыми волнами. По мнению Ньютона, распределение белого света в спектре цветов аналогично музыкальному распределению тонов в октаве. Итак, он идентифицировал семь дискретных световых сущностей, которые затем сопоставил с семью дискретными нотами октавы (Campen 2007, Peacock 1988).
Цветные органы
[ редактировать ]Вдохновленный теорией Ньютона о соответствиях музыки и цвета, французский иезуит Луи-Бертран Кастель разработал цветной клавесин (clavecin oculaire) с цветными полосками бумаги, которые поднимались над крышкой клавесина при нажатии на определенную клавишу (Campen 2007, Franssen 1991). ). Известные мастера, такие как Телеман и Рамо, активно занимались разработкой окулярных клавецин. Изобретение газового освещения в девятнадцатом веке открыло новые технические возможности для цветового органа. В Англии между 1869 и 1873 годами изобретатель Фредерик Кастнер разработал орган, который назвал пирофоном. Британский изобретатель Александр Римингтон, профессор изящных искусств в Лондоне, впервые задокументировал фразу «Цвет-Орган» в патентной заявке в 1893 году. Вдохновленный идеей Ньютона о том, что музыка и цвет основаны на вибрациях, он разделил цветовой спектр на интервалы, аналогичные музыкальным октавам, и приписывал цвета нотам. Те же ноты в более высокой октаве дают тот же цветовой тон, но более светлый (Peacock 1988). На рубеже веков концерты со световыми и музыкальными инструментами давались довольно регулярно. Поскольку большинство технических проблем было решено, на первый план вышли психологические вопросы, касающиеся последствий этих выступлений. Русский композитор Александра Скрябина особенно интересовало психологическое воздействие на публику, когда она одновременно воспринимала звук и цвет. Его теория заключалась в том, что когда правильный цвет воспринимается с правильным звуком, для слушателя создается «мощный психологический резонатор». Его самое известное синестетическое произведение, которое исполняется до сих пор, — «Прометей, Поэма огня». На партитуру «Прометея» он написал рядом с инструментами отдельные партии для tastiere per luce, цветного органа (Кампен 2007, Галеев 2001, Гляйх 1963).
Музыкальные картины
[ редактировать ]Во второй половине девятнадцатого века начала появляться традиция музыкальных картин, оказавшая влияние на художников-символистов (Campen 2007, Van Uitert 1978). В первые десятилетия двадцатого века немецкая группа художников под названием «Синий всадник» ( Der Blaue Reiter ) проводила синестетические эксперименты, в которых участвовала составная группа художников, композиторов, танцоров и театральных продюсеров. Группа сосредоточилась на объединении искусств посредством «Всего произведений искусства» ( Gesamtkunstwerk ) (Фон Маур 2001, Хал-Кох 1985, Ионе 2004). . Теория синестезии Кандинского, сформулированная в брошюре «О духовном в искусстве» (1910), помогла сформировать почву для этих экспериментов Кандинский был не единственным художником того времени, интересовавшимся синестетическим восприятием. Изучение искусства на рубеже веков обнаруживает в творчестве почти каждого прогрессивного или авангардного художника интерес к соответствиям музыки и изобразительного искусства. Современные художники экспериментировали с мультисенсорным восприятием, например, с одновременным восприятием движения в музыке и кино (Von Maur 2001, Heyrman 2003).
Визуальная музыка
[ редактировать ]Начиная с конца 1950-х годов электронная музыка и электронное изобразительное искусство сосуществовали в одной и той же цифровой среде (Campen 2007, Collopy 2000, Jewanski & Sidler 2006, Moritz 2003). С этого времени взаимодействие этих областей искусства чрезвычайно возросло. Сегодня студенты, изучающие искусство и музыку, имеют в своем распоряжении цифровое программное обеспечение, которое использует как музыкальные, так и визуальные образы. Учитывая возможности Интернета публиковать и обмениваться цифровой продукцией, это привело к огромной лавине искусства, вдохновленного синестезией, в Интернете (Campen 2007) (см. веб-сайт RhythmicLight.com, посвященный истории визуальной музыки). Например, Стивен Малиновский и Лиза Турецки из Беркли, Калифорния, написали программу под названием Music Animation Machine , которая переводит и показывает музыкальные фрагменты в цветных размерах.
Синестетические художники
[ редактировать ]Благодаря сегодняшним знаниям и аппаратуре тестирования можно с большей уверенностью определить, являются ли современные художники синестетиками. Научных данных о художниках часто недостаточно, чтобы поддержать утверждения о синестезии, и необходима осторожность при оценке произведений искусства, основанных на таких утверждениях. Взяв интервью у этих художников, можно получить некоторое представление о процессе написания музыки (ср. Стин, Смилак, Зальц). Некоторые современные художники являются активными членами синестетических ассоциаций в США, Великобритании, Германии, Италии, Испании, Бельгии и других странах (ср. Arte Citta) [1] . Внутри и за пределами этих ассоциаций, объединяющих учёных и художников, обмен идеями и сотрудничество между художниками и учёными в последние десятилетия быстро развивались (ср. онлайн-библиографию Леонардо «Синестезия в искусстве и науке») [2] , и это лишь небольшая подборка синестетических работ в искусстве. Ежегодно появляются новые художественные проекты на тему синестезии. Например, они фиксируют свое синестетическое восприятие в живописи, фотографиях, текстильных работах и скульптурах. Помимо этих «классических» материалов для создания искусства, в области цифрового искусства наблюдается еще большее производство работ, вдохновленных синестезией (Campen 2007).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Стин, К. (2001). Общие видения: взгляд на синестезию и искусство из первых рук, Леонардо, Том. 34, № 3, страницы 203-208 дои : 10.1162/002409401750286949
- ^ «Линда Андерсон — MOCA GA» . 07.04.2019. Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года . Проверено 27 декабря 2021 г.
- ^ «Линда Андерсон» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 07.04.2019. Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года . Проверено 27 декабря 2021 г.
- ^ Веб-сайт Марсии Смилак, доступ 20 августа 2006 г.
- ^ Веб-сайт Анны Зальц , доступ 31 августа 2006 г.
- ^ «Художник-синестетик подвешивает 20 миль ленты внутри собора Грейс» . 10 января 2014 г.
- ^ http://www.brandygale.com/contact--brandy-gale-2/ Веб-сайт Бренди Гейл
- ^ «О | Бренди Гейл | Бренди Гейл» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2015 г.
- ^ http://library.fora.tv/2013/04/19/The_Wondrous_Sensory_Spectrum_of_Brandy_Gale Конференция EG7, Монтерей, Калифорния
- ^ http://www.gardenofmemory.com/ Сад памяти, Окленд, Калифорния.
- ^ http://thestonenyc.com/calendar.php?month=0 Каменный Нью-Йорк
- ^ «Прибрежная синестезия: картины и фотографии Гавайев, Фиджи и Калифорнии Брэнди Гейл - выставка Центра искусств Гуалалы: январь 2015 г.» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2015 г. Проверено 2 февраля 2015 г.
- ^ http://www.the-eg.com/presenters/brandy-gale Биография ведущего конференции EG
Ссылки
[ редактировать ]- Берман, Грета. «Синестезия и искусство», Леонардо 32, вып. 1 (1999) 15-22.
- Кампен, Кретьен ван. Визуальная музыка и музыкальные картины. Поиски синестезии в искусстве. В: Ф. Баччи и Д. Мельчер. Создание смысла искусства, создание искусства смысла. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета (выходит в свет в 2009 г.).
- Кампен, Кретьен ван. Скрытый смысл. Синестезия в искусстве и науке , Кембридж: MIT Press, 2007.
- Кампен, Кретьен ван «Художественные и психологические эксперименты с синестезией». Леонардо об. 32, нет. 1 (1999) 9-14.
- Коллопи, Ф. «Цвет, форма и движение. Размеры музыкального искусства света». Леонардо 33, нет. 5 (2000): 355-360.
- Данн, К.Т. (1998), Яркие цвета, ложно увиденные: синестезия и поиск трансцендентного знания , издательство Йельского университета, ISBN 0-300-06619-8
- Дюхтинг, Х. Цвет в Баухаусе. Синтез и синестезия . Берлин: Гебр., 1996.
- Эверс, Ф. «Музыка и единство искусств». В «Музыкальной психологии» под редакцией Ф. Эверса, М. Янсмы и Б. де Фриза, 313–338. Ассен: Ван Горкум, 1995.
- Ферверда, Р. и П. Струйкен. « Аристотель» о цветах . Будель: Дэймон, 2001.
- Франссен, М. «Окулярный клавесин Луи-Бертрана Кастеля. Наука и эстетика знаменитого дела восемнадцатого века». Трактрикс 3 (1991): 15-77.
- Гейдж, Дж. «Осмысление цвета. Синестетическое измерение». В цвете и значении. Искусство, наука и символизм , 261-268. Оксфорд: Темза и Гудзон, 1999.
- Гейдж, Дж. Цвет и культура. Практика и смысл от античности к абстракции . Лондон: Темза и Гудзон, 1993.
- Galeyev, B. and I.L. Vanechkina. "Was Scriabin a Synesthete?" Leonardo 34, no. 4 (2001): 357-361.
- Халь-Кох, Дж. «Кандинский, Шенберг и «Синий всадник»» В книге « О звуке изображений » под редакцией К. фон Маура. Мюнхен: Престель, 1985.
- Хейрман, Х. Искусство и синестезия: в поисках синестетического опыта, документ, представленный на Первой международной конференции по искусству и синестезии в Европе, Университет Альмерии, Испания, 25–28 июля 2005 г.
- Айоне А. и К.В. Тайлер. «Нейронаука, история и искусство. Синестезия: цвет фа-диез фиолетового?» Журнал истории нейронаук 13 (2004): 58-65.
- Ионе А. и К.В. Тайлер. «Был ли Кандинский синестетом?» Журнал истории нейронаук 12 (2003): 223–226.
- Ионе, А. «Кандинский и Клее: хроматические аккорды, полифоническая живопись и синестезия». Журнал исследований сознания 11, вып. 3–4 (2004): 148–58.
- Джевански Дж. и Н. Сидлер (ред.). Цвет-свет-музыка. Синестезия и цветная светомузыка. Берн: Питер Ланг, 2006.
- Джевански, Дж. «Каков цвет тона?» Леонардо 32, нет. 3 (1999): 227-228.
- Кандинский, В. «Желтый звук: сценическая композиция Кандинского». В «Синем всаднике » под редакцией В. Кандинского и Ф. Марка. Мюнхен: Пайпер, 1912.
- Кляйн, AB Color Music». Искусство света.» Лондон, 1926.
- Маур, К. фон. Звук живописи . Мюнхен: Престель, 1999.
- Мориц, В. Оптическая поэзия. Жизнь и творчество Оскара Фишингера . Издательство Университета Индианы, 2003.
- Пикок, К. «Инструменты для исполнения цветной музыки: два столетия технологических экспериментов». Леонардо 21, нет. 4 (1988): 397-406.
- Уитерт, Э. ван. «Изобразительное искусство и музыка: музыка живописи». В книге «Художники идеи: символистские тенденции в Нидерландах» под редакцией К. Блоткампа . Гаага: Haags Gemeentemuseum, 1978.
- Пикок, К. «Инструменты для исполнения цветной музыки: два столетия технологических экспериментов», Леонардо 21, вып. 4 (1988) 397-406.
- Рикко, Дина (1999), Синестезия дизайна. Сенсорные взаимодействия в эпоху мультимедиа , Этас, Милан
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кампен, Кретьен ван , Скрытый смысл. Синестезия в искусстве и науке , Кембридж: MIT Press, 2007.
- Джевански Дж. и Н. Сидлер (ред.). Цвет-свет-музыка. Синестезия и цветная светомузыка. Берн: Питер Ланг, 2006.
- Интернет-библиография Леонардо Синестезия в науке и искусстве - содержит ссылки на общие веб-порталы, веб-сайты художников и сотни научных статей и книг на тему последних десятилетий.
- Стин, Кэрол и Берман, Грета. Синестезия: искусство и разум. Гамильтон: Художественный музей Макмастера, 2008.
- Николич Д. (2016) Идеястезия и искусство. В: Гселлпойнтнер, Катарина и др. (ред.). 2016. Цифровая синестезия. Модель эстетики цифрового искусства. Берлин/Бостон: Де Грюйтер ( http://ieet.org/index.php/IEET/print/11666 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Феномен синестезии. Как выглядит вкус марципана или ощущение солнца на предплечьях? Чувственные впечатления синестета, запечатленные в картинах.
- Знаменитые синестеты - список ведет Шон А. Дэй, президент Американской ассоциации синестезии.
- Интернет-библиография Леонардо Синестезия в науке и искусстве - содержит ссылки на общие веб-порталы, веб-сайты художников и сотни научных статей и книг на тему последних десятилетий.
- Самая красивая картина, которую вы когда-либо слышали из журнала Seed.
- Rhythmic Light — веб-сайт по истории визуальной музыки под редакцией Фреда Коллопи.
- Синестезия — Обзор документов по синестезии в искусстве, составленный доктором Хьюго Хейрманом .
- Синестетика — ресурсы, статьи и веб-ссылки по синестезии в искусстве и науке, составленные Кретьеном ван Кампеном .
- Synesthesia Music - Музыка, созданная из любых картинок за 5 секунд.
- Arte Citta - Европейская организация искусства и синестезии.
- Synaesthesiewerkstatt Мастер-классы по синестезии и искусству Кристины Сёффинг
- Art and Emotion® Synesthesia в искусстве Кристины Зейболд