Jump to content

Фриссон

Пилоэрекция (мурашки по коже), физическая часть дрожи.

Фриссон ( Великобритания : / ˈ f r s ɒ n / FREE-son , США : / f r ˈ s n / free-SOHN [1] [2] Французский: [fʁisɔ̃] ; По-французски «дрожь»), также известный как эстетический озноб или психогенная дрожь , представляет собой психофизиологическую реакцию на полезные стимулы (включая музыку, фильмы, рассказы, людей, фотографии и ритуалы). [3] ), что часто вызывает приятное или иным образом положительно валентное аффективное состояние и преходящую парестезию (покалывание кожи или озноб), иногда наряду с пилоэрекцией (гусиной кожей) и мидриазом (расширением зрачков). [4] [5] [6] [7] Ощущение обычно возникает как приятная эмоциональная реакция на музыку от легкой до умеренной , сопровождающаяся покалыванием кожи; [4] пилоэрекция и расширение зрачков не обязательно возникают во всех случаях. [6] [7]

Психологический компонент (т. е. ощущение удовольствия) и физиологический компонент (т. е. парестезия , пилоэрекция и расширение зрачков) реакции опосредуются системой вознаграждения и симпатической нервной системой соответственно. [6] [7] Стимулы, вызывающие эту реакцию, индивидуальны для каждого человека. Фриссон кратковременный, всего несколько секунд. [8] Типичные стимулы включают громкие отрывки музыки и отрывки, такие как апподжиатуры и внезапные модуляции , которые нарушают определенный уровень музыкальных ожиданий. [9] [10] Хотя дрожь обычно вызывается музыкальным опытом, это явление также может быть вызвано поэзией. [11] видео, [12] красота в природе или искусстве, [13] красноречивые речи, [14] и научная практика (в основном физика и математика) [15] ). Во время дрожи на коже поясницы, плеч, шеи и/или рук ощущается ощущение озноба или покалывания. [7] [8] Ощущение озноба иногда ощущается как серия «волн», быстро перемещающихся вверх по спине, и обычно описывается как «дрожь по позвоночнику». [6] [8] Волосяные фолликулы также могут подвергаться пилоэрекции. [6] [7] [8]

Было показано, что некоторые люди, испытывающие музыкальную дрожь, сообщают о снижении уровня налоксона (антагониста опиоидных рецепторов), что позволяет предположить, что музыкальная дрожь приводит к образованию эндогенных опиоидных пептидов, как и другие приятные переживания. [8] Фриссон может усиливаться за счет амплитуды музыки и температуры окружающей среды. Прохладные комнаты для прослушивания и кинотеатры могут улучшить впечатления. [16]

Нарушения музыкального ожидания

[ редактировать ]

Ритмические, динамические, гармонические и/или мелодические нарушения явных или неявных ожиданий человека связаны с музыкальной дрожью как предпосылкой. громкие, очень высокой или низкой частоты или быстро меняющиеся звуки (неожиданные гармонии Было показано, что , моменты модуляций, мелодичные апподжиатуры) возбуждают вегетативную нервную систему (ВНС). Активация ВНС имеет устойчивую корреляцию с дрожью, поскольку одно исследование показало, что антагонист опиоидов может блокировать дрожь от музыки. [4] Леонард Мейер , выдающийся философ музыки, утверждает, что способность музыки вызывать эмоции у слушателя проистекает из ее способности оправдывать ожидания и разрушать их. [17]

Танцевальные выступления

[ редактировать ]

Фриссон можно вызвать, наблюдая за танцевальным представлением, которое включает в себя как наблюдение за танцорами, так и слушание музыки, что соответствует двум сенсорным модальностям: видению и слуху соответственно. Этот сценарий обеспечивает возможность возникновения дрожи, однако не гарантируется, что конфликт между слухом и видением вызовет дрожь. [18]

Эмоциональное заражение

[ редактировать ]

Фриссон также может быть продуктом эмоционального заражения . В контексте музыки эмоциональное заражение включает в себя различные музыкальные приемы, такие как тональность, ритм и тексты песен, которые подразумевают эмоции и вызывают аналогичные эмоции у слушателя. В книге «Эмоциональная сила музыки: мультидисциплинарный взгляд на музыкальное возбуждение, самовыражение и социальный контроль» Стивен Дэвис предполагает, что «музыка выразительна, потому что мы воспринимаем ее как демонстрацию осанки, походки или поведения, которые могут быть симптомами состояний». такие как счастье, печаль, гнев, дерзкая сексуальность и так далее». [4] [19]

Окружающая среда и социальный контекст

[ редактировать ]

Фриссон также может усиливаться окружением и социальным контекстом, в котором прослушивалось произведение. Например, если кто-то слушает саундтрек к фильму в кинотеатре, общая громкость и сюжет фильма создают преднамеренный контекст, вероятно, вызывая у слушателя более глубокое эмоциональное чувство дрожи. Культура и национальность как произведения, так и композитора будут влиять на уровень ощущения дрожи или на то, будет ли она вообще ощущаться. Если человек хорошо знаком с музыкой, построенной на устоявшихся западных музыкальных традициях, отклонения могут нарушить ожидания слушателя. Если человек принадлежит к незападной культуре, отклонения от западной музыкальной традиции могут не оказать никакого влияния на слушателя. Жанетт Бикнелл, пишущая для «Журнала исследований сознания», писала: «Различные музыкальные культуры основаны на разных моделях тональной и ритмической организации. Эти модели музыкальной структуры и значения являются социальными конструкциями, которые развились в результате человеческой музыкальной практики». [20]

Нейронные субстраты

[ редактировать ]

Экспериментальные исследования также показали, что покалывание во время фриссона сопровождается увеличением электродермальной активности (кожной проводимости), которая опосредована активацией симпатической нервной системы , и что интенсивность покалывания положительно коррелирует с величиной симпатической активации. [6] Фриссон также связан с пилоэрекцией, увеличением диаметра зрачков и физиологическим возбуждением, все из которых опосредованы активацией симпатической нервной системы. [6] [7]

Нейровизуализационные исследования показали, что интенсивность покалывания положительно коррелирует с величиной активности мозга в определенных областях системы вознаграждения , включая прилежащее ядро , орбитофронтальную кору и островковую кору . [6] [7] Известно, что все три из этих структур мозга содержат гедонистическую горячую точку , область мозга, которая отвечает за познание удовольствия . [21] [22] [23] Поскольку эйфория, вызванная музыкой, может возникать без ощущения покалывания или пилоэрекции, [7] авторы одного обзора предположили, что эмоциональная реакция на музыку во время дрожи вызывает симпатическую реакцию, которая переживается как ощущение покалывания. [7]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уэллс Дж. К. (2008). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Лонгман. ISBN  978-1-4058-8118-0 .
  2. ^ Джонс Д. (2011). Роуч П. , Сеттер Дж. , Эслинг Дж. (ред.). Кембриджский словарь английского произношения (18-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-15255-6 .
  3. ^ Шоллер, Феликс (01 октября 2015 г.). «Дрожание знаний» (PDF) . Гуманитарные и социальные исследования . 4 (3): 26–41. дои : 10.1515/hssr-2015-0022 . ISSN   2285-5920 . S2CID   53493646 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Харрисон Л., Луи П. (2014). «Острые ощущения, озноб, дрожь и кожные оргазмы: к интегративной модели трансцендентных психофизиологических переживаний в музыке» . Границы в психологии . 5 : 790. doi : 10.3389/fpsyg.2014.00790 . ПМК   4107937 . ПМИД   25101043 .
  5. ^ Колвер MC, Эль-Алайли А (май 2016 г.). «Эстетический озноб от музыки: связь между открытостью к опыту и трепетом». Границы в психологии . 44 (3): 413–427. дои : 10.1177/0305735615572358 . S2CID   145123811 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мори К., Иванага М. (апрель 2017 г.). «Два типа пиковых эмоциональных реакций на музыку: Психофизиология озноба и слез» . Научные отчеты . 7 : 46063. Бибкод : 2017NatSR...746063M . дои : 10.1038/srep46063 . ПМК   5384201 . ПМИД   28387335 . Иногда люди испытывают сильную эмоциональную реакцию на произведения искусства. Предыдущие исследования показали, что пиковое эмоциональное переживание озноба (мурашки по коже или озноб) при прослушивании музыки сопровождается психофизиологическим возбуждением и полезным эффектом. Однако многие аспекты пиковых эмоций до сих пор не изучены. Текущее исследование рассматривает пиковую эмоциональную реакцию слез (плач, ком в горле) по-новому. Психофизиологический эксперимент показал, что озноб, о котором сообщают сами участники, увеличивает электродермальную активность и субъективное возбуждение, тогда как слезы вызывают замедление дыхания во время ускорения сердцебиения, хотя и озноб, и слезы вызывают удовольствие и глубокое дыхание. Песня, вызывающая озноб, воспринималась как радостная и грустная, тогда как песня, вызывающая слезы, воспринималась как грустная. Песня, вызывающая слезы, воспринималась как более спокойная, чем песня, вызывающая холодок. Эти результаты показывают, что слезы вызывают удовольствие от печали и что они психофизиологически успокаивают; таким образом, психофизиологические реакции позволяют отличить озноб от слез. ...
    Поскольку такой озноб является явным, дискретным событием и имеет то преимущество, что при исследовании эмоций он вызывается музыкой, предыдущие исследования изучали психофизиологические реакции на музыкальный озноб путем измерения активности вегетативной нервной системы. К настоящему времени эмпирические исследования неоднократно показали, что музыкальный озноб сопровождается повышением электродермальной активности (ЭДА) за счет активации симпатической нервной системы (СНС). 10,11,12,13,14 ). Кроме того, недавнее исследование показало, что озноб связан с увеличением диаметра зрачков, и существует положительная связь между ознобом и активностью СНС. 15 . Исследования с использованием изображений мозга также показали, что озноб активирует области мозга, связанные с вознаграждением, такие как вентральное полосатое тело, орбитофронтальная кора и вентромедиальная префронтальная кора. 16,17 . Кроме того, озноб от музыки сопровождается полезным выбросом дофамина в хвостатом ядре и прилежащем ядре полосатого тела. 18 . Таким образом, ощущение озноба, по-видимому, вызывает физиологическое возбуждение и вознаграждение слушателя.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Тиханьи Б.Т., Ференци Э., Бейснер Ф., Кётелес Ф. (февраль 2018 г.). «Нейропсихофизиология покалывания». Сознание и познание . 58 : 97–110. дои : 10.1016/j.concog.2017.10.015 . ПМИД   29096941 . S2CID   46885551 . В этой статье мы рассмотрим современные научные знания об особом кожном ощущении — покалывании. Термин относится к измененному ощущению, локализованному на поверхности кожи, не связанному с болевыми и термическими ощущениями. Мы выбрали это широкое и несколько расплывчатое описание, потому что покалывание — это частный опыт типа квалиа, который нелегко выразить словами и передать (Jackson, 1982). Таким образом, покалывание – это общий термин, охватывающий различные ощущения.
    В медицине покалывание объединяется под общим термином «парестезия», то есть ощущения тела человека без видимой физической причины (НИНДС, 2017). ... Покалывание связано с различными аффективными состояниями, связанными с положительным возбуждением и ощущением прилива энергии (Ayan, 2005; Bathmaker & Avis, 2005; Gould, 1991). Это также было связано с возвышением, то есть приятными положительными моральными эмоциями, вызванными наблюдением за действиями человеческой моральной добродетели (Haidt, 2003). ... Поскольку покалывание или озноб связаны с широким спектром эмоций, как положительных, так и отрицательных, а также с общим возбуждением, было высказано предположение, что они состоят как минимум из двух независимых факторов: покалывания и мурашек по коже и холодной дрожи. В то время как первое связано с большей мотивацией удивления, удовольствия и приближения, второе связано с отвращением, страхом, грустью и мотивацией избегания (Марускин, Трэш и Эллиот, 2012). ... Фактические механизмы, лежащие в основе связанных с аффектом покалывания, могли бы быть лучше прояснены на глубоко изученном примере гедонистического опыта. Эмоциональные пиковые переживания часто сопровождаются покалыванием или ознобом. В этой категории музыка, по-видимому, является наиболее частым провоцирующим фактором озноба, чаще всего возникающего в области шеи и рук (Harrison & Loui, 2014). ...
    Связанным с этим явлением является недавно описанная автономная реакция сенсорного меридиана (АСМР) (Barratt & Davis, 2015). Для него характерно статическое покалывание, возникающее в затылке, затем распространяющееся на шею, плечо, руку, позвоночник и ноги, что заставляет людей чувствовать себя расслабленными и бодрыми. Подобно ознобу, он может быть вызван различными внешними раздражителями, а также внутренними триггерами, такими как концентрация внимания, вспоминание предыдущего ASMR, медитация или изменения настроения или состояния ума. Это также связано с ощущением близости, потока или осознанности (Кобаяши, 2015).
    Что касается состояния нервной системы, нейровизуализирующее исследование показало, что интенсивность озноба коррелирует с активностью вентрального полосатого тела и орбитофронтальной коры (т.е. центров схемы вознаграждения), островка и передней части поясной извилины (Blood & Zatorre, 2001). ). Возможно, эмоциональная вовлеченность вызывает симпатическое возбуждение, которое, в свою очередь, воспринимается как ощущение покалывания (Grewe et al., 2010). Гипотеза о том, что приятное покалывание вызвано эмоциональными процессами, а не наоборот, подтверждается тем фактом, что большинство людей, испытывающих АСМР, сообщали о положительных эмоциях во время прослушивания музыки даже при отсутствии покалывания (Barratt & Davis, 2015).
  8. ^ Jump up to: а б с д и Гурон ДБ. «Справочник по музыкальному познанию: словарь понятий» . music-cog.ohio-state.edu. Архивировано из оригинала 31 июля 2017 г. Проверено 14 апреля 2015 г.
  9. ^ Кельш С. (март 2014 г.). «Мозговые корреляты эмоций, вызываемых музыкой». Обзоры природы. Нейронаука . 15 (3): 170–180. дои : 10.1038/nrn3666 . ПМИД   24552785 . S2CID   205509609 .
  10. ^ Блад Эй Джей, Заторре Р.Дж. (сентябрь 2001 г.). «Чрезвычайно приятные реакции на музыку коррелируют с активностью областей мозга, отвечающих за вознаграждение и эмоции» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 98 (20): 11818–11823. Бибкод : 2001PNAS...9811818B . дои : 10.1073/pnas.191355898 . ПМК   58814 . ПМИД   11573015 .
  11. ^ Василивицкий Э., Кельш С., Вагнер В., Якобсен Т., Меннингхаус В. (август 2017 г.). «Эмоциональная сила поэзии: нейронные схемы, психофизиология и композиционные принципы» . Социальная когнитивная и аффективная нейронаука . 12 (8): 1229–1240. дои : 10.1093/scan/nsx069 . ПМЦ   5597896 . ПМИД   28460078 .
  12. ^ Сумпф М., Йентшке С., Кельш С. (17 июня 2015 г.). Браттико Э (ред.). «Влияние эстетического озноба на сердечный признак эмоциональности» . ПЛОС ОДИН . 10 (6): e0130117. Бибкод : 2015PLoSO..1030117S . дои : 10.1371/journal.pone.0130117 . ПМЦ   4470584 . ПМИД   26083383 .
  13. ^ Гольдштейн А. (март 1980 г.). «Острые ощущения в ответ на музыку и другие раздражители» . Физиологическая психология . 8 (1): 126–129. дои : 10.3758/BF03326460 . S2CID   145577341 .
  14. ^ Шурц Д.Р., Блинко С., Смит Р.Х., Пауэлл К.А., Комбс DJ, Ким Ш. (июнь 2012 г.). «Изучение социальных аспектов мурашек по коже и их роли в трепете и зависти». Мотивация и эмоции . 36 (2): 205–217. дои : 10.1007/s11031-011-9243-8 . ISSN   1573-6644 . S2CID   144210220 .
  15. ^ Шоллер, Феликс (01 октября 2015 г.). «Дрожание знаний» (PDF) . Гуманитарные и социальные исследования . 4 (3): 26–41. дои : 10.1515/hssr-2015-0022 . ISSN   2285-5920 . S2CID   53493646 .
  16. ^ Гурон Д.Б. (2006). Сладкое предвкушение: музыка и психология ожидания . МТИ Пресс. стр. 5 –. ISBN  978-0-262-08345-4 .
  17. ^ Леонард Б. Мейер (1956). Эмоции и смысл в музыке. Издательство Чикагского университета . ISBN   978-0-226-52139-8 .
  18. ^ Нанай, Бенце (март 2023 г.). «Фриссоны в танце» . Журнал эстетики и художественной критики . 81 (1): 15–23. дои : 10.1093/jaac/kpac051 . Проверено 18 февраля 2024 г.
  19. ^ Стивен Дэвис, 2013. ISBN   9780199654888
  20. ^ Джанетт Бикнелл, 2007, стр. 5-23. http://jeanettebicknell.org/wp-content/uploads/2016/02/BicknellJCS-copy.pdf
  21. ^ Берридж К.К., Крингельбах М.Л. (май 2015 г.). «Системы удовольствия в мозге» . Нейрон . 86 (3): 646–664. дои : 10.1016/j.neuron.2015.02.018 . ПМЦ   4425246 . ПМИД   25950633 . Последние данные указывают на то, что в префронтальной коре [орбитофронтальная кора] OFC и островковая кора могут содержать свои собственные дополнительные горячие точки (DC Castro et al., Soc. Neurosci., реферат). В определенных субрегионах каждой области микроинъекции, стимулирующие опиоиды или стимулирующие орексин, увеличивают количество реакций симпатии , вызываемых сладким, подобно «горячим точкам» [прилежащего ядра] NAc и [вентрального паллидума] VP. Успешное подтверждение гедонистических горячих точек в OFC или островковой части было бы важным и, возможно, актуальным для орбитофронтального среднепереднего участка, упомянутого ранее, который особенно отслеживает субъективное удовольствие от еды у людей (Georgiadis et al., 2012; Kringelbach, 2005; Kringelbach et al., 2012; Kringelbach, 2005; Kringelbach et др., 2003; Смолл и др., 2001; Наконец, в стволе мозга участок заднего мозга рядом с парабрахиальным ядром дорсального моста также, по-видимому, способен способствовать гедоническому улучшению функций (Söderpalm and Berridge, 2000). Стволовой механизм получения удовольствия может показаться более удивительным, чем «горячие точки» переднего мозга, для любого, кто рассматривает ствол мозга как просто рефлекторный механизм, но парабрахиальное ядро ​​моста способствует вкусовым, болевым и многим висцеральным ощущениям тела, а также, как предполагается, играет важную роль. роль в мотивации (Wu et al., 2012) и человеческих эмоциях (особенно в связи с гипотезой соматических маркеров) (Damasio, 2010).
  22. ^ Ричард Дж.М., Кастро, округ Колумбия, Дифеликантонио АГ, Робинсон М.Дж., Берридж К.К. (ноябрь 2013 г.). «Картирование мозговых цепей вознаграждения и мотивации: по стопам Энн Келли» . Неврологические и биоповеденческие обзоры . 37 (9 ч. А): 1919–1931. doi : 10.1016/j.neubiorev.2012.12.008 . ПМК   3706488 . ПМИД   23261404 .
    Рисунок 3: Нейронные цепи, лежащие в основе мотивированного «желания» и гедонистического «нравится».
  23. ^ Кастро, округ Колумбия, Берридж, К.К. (октябрь 2017 г.). «Горячие точки гедонического гедонизма опиоидов и орексина в орбитофронтальной коре и островке крысы» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 114 (43): Е9125–Е9134. Бибкод : 2017PNAS..114E9125C . дои : 10.1073/pnas.1705753114 . ПМК   5664503 . ПМИД   29073109 . Здесь мы показываем, что стимуляция опиоидами или орексином в орбитофронтальной коре и островковой зоне причинно усиливает гедонистические реакции «приязни» к сладкому и находим третий участок коры, где те же самые нейрохимические стимуляции снижают положительное гедонистическое воздействие.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6186585f9f668dbb515efc1783f6b7f1__1722661260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/f1/6186585f9f668dbb515efc1783f6b7f1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Frisson - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)