Ключевая подпись

В западной нотной записи ключевая подпись представляет собой набор острых ( ♯ ), плоских ( ♭ ) или, реже, натуральных ( ♮ ) символов, помещаемых на нотоносце в начале музыкальной части. Начальный ключевой знак в произведении ставится сразу после ключа в начале первой строки. Если произведение содержит раздел в другой тональности , новая тональность помещается в начало этого раздела.
В ключевой подписи символ диез или бемоль на линии или пробеле нотоносца указывает, что нота, представленная этой линией или пробелом, должна быть сыграна на полтона выше (диез) или ниже (бемоль), чем она была бы сыграна в противном случае. Это действует до конца произведения или до тех пор, пока не появится другая ключевая подпись. Каждый символ относится к сопоставимым нотам во всех октавах — например, бемоль на четвертом месте скрипичного нотоносца (как на схеме) указывает, что все ноты, обозначенные как Es, исполняются как E-бемоль, включая ноты в нижней строке ноты. персонал.
Большая часть этой статьи посвящена тональностям, которые представляют диатонические тональности западной музыки. Они содержат либо бемоли, либо диезы, но не то и другое, а различные тональные обозначения добавляют бемоли или диезы в соответствии с порядком, показанным в кружке квинт .
У каждой мажорной и минорной тональности есть связанный ключевой знак, показывающий до семи бемолей или семи диезов, который указывает ноты, используемые в ее гамме. Иногда музыка записывалась с помощью тональности, которая таким образом не соответствовала ее тональности - это можно увидеть в некоторых произведениях в стиле барокко. [1] или транскрипции традиционных модальных народных мелодий. [2]
Обзор
[ редактировать ]

Если любая нота является отправной точкой, определенная серия интервалов образует мажорную гамму: целый шаг, целый, половина, целый, целый, целый, половина. Начиная с C, это дает CDEFGABC (гамму до мажор). В этой гамме нет диезов и бемолей, поэтому в тональности C нет диезов и бемолей. Для начала любой другой ноты необходимо изменить хотя бы одну из этих нот (поднять или понизить), чтобы сохранить структуру мажорной гаммы. Эти повышенные или пониженные ноты образуют ключевую подпись. Например, если начать образец с ноты D, получится DEF ♯ -GABC ♯ -D, поэтому ключевая подпись ре мажор имеет два диеза — F ♯ и C ♯ . Подписи клавиш указывают на то, что это относится к следующему разделу музыки, показывая читателю, в какой тональности находится музыка, и избавляя от необходимости применять случайные знаки к отдельным нотам.
В стандартной нотной записи порядок появления диезов или бемолей в тональностях одинаковый, следующий кругу квинт : F ♯ , C ♯ , G ♯ , D ♯ , A ♯ , E ♯ , B ♯ и B ♭ , Е ♭ , А ♭ , D ♭ , G ♭ , C ♭ , F ♭ . Музыканты могут определить тональность по количеству показанных диезов или бемолей, поскольку они всегда появляются в одном и том же порядке. Ключевая подпись с одним диезом должна показывать фа-диез , [3] что указывает на соль мажор или ми минор .
Из этого могут быть исключения, особенно в музыке 20-го века, если в произведении используется неортодоксальная или синтетическая гамма и изобретенная тональность, отражающая это. Он может состоять из диезов или бемолей, расположенных не в обычном порядке, или из диезов в сочетании с бемолью (например, F ♯ и B ♭ ). в музыке Белы Бартока Ключевые признаки такого рода можно найти , например, .
В партитуре транспонированные инструменты будут иметь другую тональность, отражающую их транспонирование, но их музыка находится в той же концертной тональности, что и другие инструменты. Ударные инструменты с неопределенной высотой звука не имеют тональности, а партии литавр иногда пишутся без тональности (ранние партии литавр иногда обозначались буквой «C» для высокого барабана, а буквой «G» — для нижнего барабана на четверть ниже, с фактические высоты звука указаны в начале музыки, например, «литавры в D – A»). В политональной музыке, где разные части фактически звучат в разных тональностях, инструменты могут быть записаны в разных тональностях.

Конвенции
[ редактировать ]Порядок появления диезов и бемолей в тональностях показан на схеме квинтового круга . Для запуска образца мажорной гаммы (целая ступень, целое, половина, целое, целое, целое, половина) на C не требуется никаких диезов или бемолей. Если двигаться по диаграмме по часовой стрелке, гамма начинается на квинту выше, на G. Для начала на G требуется один диез, F ♯ , чтобы сформировать мажорную гамму. Чтобы начать еще квинту выше, на D, требуются F ♯ и C ♯ . Этот шаблон продолжается, повышая седьмую ступень шкалы каждой последующей клавиши. Поскольку гаммы записываются бемольно, это проявляется в исключении одного из бемолей. Это строго функция обозначения - седьмая ступень гаммы все еще повышается на полутон по сравнению с предыдущей тональностью последовательности. Движение против часовой стрелки от C приводит к понижению четвертой ступени гаммы с каждой последующей клавишей (начиная с F требуется B ♭ для формирования мажорной гаммы). У каждого основного ключа есть относительный второстепенный ключ, имеющий ту же сигнатуру ключа. Относительный минор всегда второстепенная треть ниже, чем ее относительная мажорная.
Ключевые подписи с семью бемолями и семью диезами обычно обозначаются их энгармоническими эквивалентами. До мажор ( пять бемолей ) (семь диезов) обычно пишется как ре мажор , а до мажор мажор обычно пишется как си .

Ключевая подпись может быть изменена в любой части произведения путем предоставления новой подписи. Если в новой подписи нет диезов или бемолей, то, как показано на рисунке, подпись натуральных оттенков используется для отмены предыдущей подписи. Если изменение подписи происходит в начале новой строки на странице, где обычно появляется подпись, новая подпись обычно повторяется в конце предыдущей строки, чтобы сделать изменение более заметным.
Вариации
[ редактировать ]Традиционно, когда подпись тональности меняется с диеза на бемоль или наоборот, старая подпись тональности отменяется соответствующим количеством натуральных чисел перед вставкой новой. Многие более поздние публикации (новая музыка или новые издания старой музыки) обходятся без натуральных знаков (если только новая тональность не является до мажор) и просто вставляют новую подпись.
Точно так же, когда бемоль меняется на меньшее количество бемолей или диез меняется на меньшее количество диезов, соглашение заключалось в использовании натуральных тонов для отмены бемолей или диезов, которые вычитаются перед написанием новой подписи. Опять же, более современное использование часто просто показывает новую подпись без этих натуральных чисел.
Когда плоская тональность меняется на большее количество бемолей или диезная тональность меняется на большее количество диезов, новая подпись просто записывается без использования натуральных чисел для отмены старой подписи. Это соглашение применимо как к традиционным, так и к новым стилям.
Когда-то перед новой подписью обычно ставилась двойная штриховая черта, даже если иного не требовалось, но сейчас все более распространенным становится просто сохранять одинарную штриховую черту. Вежливой подписи, которая появляется в конце строки непосредственно перед изменением, обычно предшествует дополнительная черта, а строка в самом конце нотоносца опускается.
Если при смене тональности появляются и натуральные, и новая ключевая подпись, существуют также современные варианты размещения тактовой черты. В некоторых партитурах Дебюсси тактовая черта ставится после натуральных, но перед новой ключевой подписью. До сих пор было обычным размещать все символы после тактовой черты.
Нота A ♯ , которая является пятым диезом в диезных сигнатурах, иногда может быть записана на верхней линии басового нотоносца, тогда как чаще всего она встречается в самом нижнем месте этого нотоносца. Пример этого можно увидеть в полной партитуре « Отторино Респиги » Римских сосен , в третьем разделе «Сосны Яникула» (си мажор ), в инструментальных партиях басового ключа.
В случае семибемольных тональностей последнюю фа ♭ иногда можно увидеть на второй верхней линии басового нотоносца, тогда как чаще всего она появляется в пространстве под нотоносцем. Пример этого можно увидеть в Исаака Альбениса : «Иберии первая часть «Evocación» ля ♭ » минор.
Двойные диезы и бемоли
[ редактировать ]Сигнатуры клавиш могут быть расширены за счет двойных диезов , двойных бемолей и далее, но это случается крайне редко. Например, тональность G ♯ мажор будет иметь восемь диезов, что потребует шесть одинарных диезов и фа-двойной диез (F ). Тональность A ♭ мажор с четырьмя бемолями энгармонически эквивалентна и обычно используется вместо нее.
Произведение в мажорной тональности может модулировать доминанту на одну обычное квинту ( явление в западной музыке), в результате чего получается новая тональность с дополнительным диезом. Если бы исходная тональность была до-диез, такая модуляция привела бы к теоретической тональности соль-диез мажор (с восемью диезами), требующей фа. вместо F ♯ . Вместо этого этот раздел можно было бы написать с использованием энгармонически эквивалентной тональности ля-бемоль мажор. Клода Дебюсси делает Бергамская сюита это: в третьей части «Лунный свет» тональность смещается от ре-бемоль мажор к ре-бемоль минор (восемь бемоль) на несколько тактов, но отрывок записан до-диез минор ( четыре диеза); то же самое происходит в последней части «Passepied», в которой часть соль-диез мажор написана как ля-бемоль мажор.
Вместо этого такие отрывки можно записать с использованием акциденций дабл-диез или дабл-бемоль, как в этом примере из « Иоганна Себастьяна Баха , Хорошо темперированного клавира» в котором этот отрывок есть соль-диез мажор в тактах 10-12.
Хотя теоретические ключи иногда обозначаются случайными буквами, как в этом примере, реальные теоретические ключи используются очень редко. Последние страницы Джона Фулдса » « Всемирного реквиема написаны в G ♯ мажоре (с F в ключевой подписи), № 18 » Антона Райхи написан «Practische Beispiele си-диез мажор, а третья часть духового квинтета Виктора Эвальда Op. 8 написана фа мажором (с си
в ключевой подписи). [4] [5] Примеры теоретических ключевых подписей показаны ниже:

Похоже, не существует стандарта для записи теоретических ключевых подписей :
- Поведение LilyPond по умолчанию (на фото выше) записывает все одиночные диезы или бемоли в порядке квинт перед отображением двойных знаков. Этот формат используется в «Всемирном реквиеме » Джона Фулдса , соч. 60, в котором используется тональность G ♯ мажор, как показано выше. [6] Диезы в тональности G♯ мажор продолжаются C♯, G♯, D♯, A♯, E♯, B♯, F.
.
- в Отдельные знаки начале иногда повторяются из вежливости, например, » Макса Регера , « Дополнение к теории модуляции которое содержит минорные подписи D ♭ на стр. 42–45. [7] У них есть B ♭ в начале, а также B.
в конце (с двойным бемольным символом) идут B♭, E♭, A♭, D♭, G♭, C♭, F♭, B.
.
- Иногда в начале ключевой подписи пишутся двойные знаки, за которыми следуют одинарные знаки. Например, F♭ будет обозначаться как B.
, E♭, A♭, D♭, G♭, C♭, F♭. Это соглашение использует Виктор Эвальд. [8] и некоторыми теоретическими работами.
- Нет. Антона Райхи 18 практических примеров B ♯ мажор [4] показывает B♯, E♯, A
, Д
, Г
, С
, Ф
.
В системах настройки , где количество нот на октаву не кратно 12, такие ноты, как G ♯ и A ♭, не являются энгармонически эквивалентными, как и соответствующие ключевые знаки. Эти настройки могут создавать не имеющие аналогов тональности с 12-тональной равной темперацией, что может потребовать двойных диезов, двойных бемолей или микротональных изменений в тональных обозначениях. Например, тональность G ♯ мажор с восемью диезами эквивалентна ля ♭ мажор в 12-тоновой равнотемперированной, но в 19-тоновой равнотемперированной тональности она эквивалентна ля. Вместо этого майор с 11 квартирами.
Крупномасштабная структура
[ редактировать ]Весы с четкими клавишами
[ редактировать ]В ключевой сигнатуре может быть до семи диезов, расположенных в следующем порядке: F ♯ C ♯ G ♯ D ♯ A ♯ E ♯ B ♯ . [9] [10] Ключевая нота или тоника пьесы в мажорной тональности находится на полтона выше последнего диеза подписи. [11] Например, тональность ре мажор имеет ключевую подпись F ♯ и C ♯ , а тоника (D) находится на полутон выше C ♯ . Каждая гамма, начинающаяся с пятой ступени предыдущей шкалы, имеет один новый диез, добавляемый в указанном порядке. [10]
Основной ключ | Число острых предметов | Острые ноты | Второстепенный ключ | Энгармонический эквивалент |
---|---|---|---|---|
До мажор | 0 | – | Несовершеннолетний | Никто |
соль мажор | 1 | F ♯ | Он несовершеннолетний | Никто |
ре мажор | 2 | F ♯ , C ♯ | си минор | Никто |
майор | 3 | F ♯ , C ♯ , G ♯ | Фа ♯ минор | Никто |
Ми мажор | 4 | F ♯ , C ♯ , G ♯ , D ♯ | До ♯ минор | Никто |
си мажор | 5 | F ♯ , C ♯ , G ♯ , D ♯ , A ♯ | Соль ♯ минор | До ♭ мажор / А ♭ минор |
Фа ♯ мажор | 6 | F ♯ , C ♯ , G ♯ , D ♯ , A ♯ , E ♯ | Ре ♯ минор | Соль ♭ мажор / Ми ♭ минор |
До ♯ мажор | 7 | F ♯ , C ♯ , G ♯ , D ♯ , A ♯ , E ♯ , B ♯ | А ♯ минор | Ре ♭ мажор / B ♭ минор |
Весы с плоскими клавишами
[ редактировать ]В тональности может быть до семи бемолей, применяемых как: B ♭ E ♭ A ♭ D ♭ G ♭ C ♭ F ♭ [9] [10] Мажорная гамма с одной бемолью – фа мажор. Во всех мажорных гаммах с бемольными обозначениями тоника мажорной тональности находится на идеальную кварту ниже последней бемоли. Если в подписи несколько бемолей, тоникой является нота предпоследней бемоли в подписи. [11] Например, в мажорной тональности с четырьмя бемолью (B ♭ E ♭ A ♭ D ♭ ), предпоследней бемолью является A ♭ , что указывает на тональность A ♭ мажор. Каждая новая гамма начинается на квинту ниже (или на кварту выше) предыдущей.
Основной ключ | Число квартир | Плоские ноты | Второстепенный ключ | Энгармонический эквивалент |
---|---|---|---|---|
До мажор | 0 | – | Несовершеннолетний | Никто |
Фа мажор | 1 | B ♭ | Ре минор | Никто |
Б ♭ мажор | 2 | B ♭ , E ♭ | соль минор | Никто |
Ми ♭ мажор | 3 | B ♭ , E ♭ , A ♭ | До минор | Никто |
А ♭ мажор | 4 | B ♭ , E ♭ , A ♭ , D ♭ | Фа минор | Никто |
Ре ♭ мажор | 5 | B ♭ , E ♭ , A ♭ , D ♭ , G ♭ | B ♭ минор | До ♯ мажор / А ♯ минор |
Соль ♭ мажор | 6 | B ♭ , E ♭ , A ♭ , D ♭ , G ♭ , C ♭ | Ми ♭ минор | Фа ♯ мажор / Ре ♯ минор |
До ♭ мажор | 7 | B ♭ , E ♭ , A ♭ , D ♭ , G ♭ , C ♭ , F ♭ | А ♭ минор | Си мажор / соль ♯ минор |
Связь между ключом и подписью
[ редактировать ]Диезы или бемоли, необходимые для создания диатонической гаммы в диатонической или тональной музыке, могут быть показаны как ключевая подпись в начале музыкальной части вместо показа случайных звуков на отдельных нотах. Хотя тональность пьесы обычно соответствует нотной тональности, в некоторых случаях это может не соответствовать, например, в музыке до барокко, которая была написана до того, как полностью возникла современная концепция тональностей.
В некоторых пьесах присутствуют модуляции или изменения тональности между контрастирующими частями. Модуляции могут отражаться или не отражаться соответствующим изменением ключевой подписи. Вместо этого в модулированных отрывках могут использоваться случайности.

Токката и фуга ре минор, BWV 538 Баха создают имеют ключевую подпись без диезов и бемолей, что указывает на то, что она может быть в ре, в дорийском ладе , но буквы B ♭ , обозначенные случайно, музыку ре минор.
Дополнительная терминология
[ редактировать ]Ключи, связанные с одной и той же ключевой подписью, называются относительными ключами .
Когда музыкальные лады , такие как лидийский или дорийский, написаны с использованием тональностей, они называются транспонированными ладами .
Использование в других традициях
[ редактировать ]
Тональности также используются в музыке, не пришедшей из периода общепринятой западной практики . Сюда входит народная музыка, незападная музыка и западная музыка до или после периода общепринятой практики.
В клезмерской музыке используются гаммы, отличные от диатонических мажорных и минорных, например, фригийская доминантная гамма . Из-за ограничений шкалы Грейт-Хайлендской волынки ключевые подписи часто опускаются в письменной музыке для трубы, которая в противном случае была бы написана с двумя диезами, F ♯ и C ♯ . [12] (Воды не способны играть F ♮ и C ♮, поэтому диезы не обозначены.) Композиторы 20-го века, такие как Барток и Ржевский (см. Ниже), экспериментировали с недиатоническими тональными знаками.
Историческая запись
[ редактировать ]
В музыке периода барокко часто можно увидеть ключевые подписи, в которых ноты аннотированы в порядке, отличном от современного, или с одной и той же буквой-нотой, аннотированной для каждой октавы.
Необычные подписи
[ редактировать ]15 тональностей, образующих диатонические гаммы, иногда называют стандартными тональностями . Другие гаммы пишутся либо со стандартной ключевой подписью и при необходимости используют случайные знаки, либо с нестандартной ключевой подписью. К примерам последних относятся E ♭ (правая рука), а также F ♯ и G ♯ (левая рука), используемые для уменьшенной (С октатонической Бартока ) гаммы в «Скрещенных руках» (№ 99, т. 4, «Микрокосмос» ); B ♭ , E ♭ и F ♯ используются для доминирующей фригийской гаммы D в произведении Фредерика Ржевского « Бог голодному ребенку» ; и E ♭ и D ♭ (правая рука), а также B ♭ , A ♭ , G ♭ (левая рука) в Дьёрдя Лигети » « Галамб Боронг (№ 7 из второй книги « Этюды для фортепиано» ) и B ♭. , E ♭ , D ♭ ,G ♭ (обе руки) в «Пур Ирине» (№ 16 из третьей книги того же произведения).
Есть также примеры конфликтующих стандартных подписей, например:
- нет. 3 Сергея Прокофьева , Сарказмов соч. 17 (три диеза в правой руке и пять бемолей в левой руке)
- Лигети и четыре номера «Этюдов для фортепиано» :
- нет. 1 из первой книги (ни одного в правой руке, пять диезов в левой руке)
- нет. 10 из второй книги ( Der Zauberlehrling ; ни одного в правой руке, пять бемолей в левой руке в тактах 67–87)
- нет. 11 из второй книги ( En Suspens ; пять бемолей в правой руке и ни одного в левой, противоположное позже)
- нет. 12 из второй книги ( Entrelacs ; ни одного в правой руке и пять бемолей в левой руке, позже противоположное)
Отсутствие диезов и бемолей в тональности не может указывать на то, что музыка написана в тональности до мажор/ля минор или что произведение является модальным или атональным (не имеет тональности). Примером может служить Соната для фортепиано Бартока , которая не имеет фиксированной тональности и отличается высокой хроматичностью.
История
[ редактировать ]Использование однобемольной подписи получило развитие в период Средневековья , но подписи с более чем одной бемолью появились только в 16 веке, а подписи с острыми краями - только в середине 17 века. [13]
Когда впервые появились подписи с несколькими бемлями, порядок бемолей не был стандартизирован, и часто бемоль появлялась в двух разных октавах, как показано справа. В конце 15-го и начале 16-го веков разные голосовые партии в одной и той же композиции обычно имели разные подписи, такая ситуация называлась частичной подписью или конфликтующей подписью . На самом деле в 15 веке это было более распространено, чем полные подписи. [14] Мотет XVI века Absolon fili mi Пьера де ла Рю (ранее приписываемый Жоскену де Пре ) состоит из двух голосовых партий с двумя бемлями, одной части с тремя бемлями и одной части с четырьмя бемлями.
Музыка в стиле барокко, написанная в минорных тональностях, часто писалась с использованием тональности с меньшим количеством бемолей, чем мы теперь ассоциируем с их тональностью; например, части до минор часто имели только два бемоля (потому что A ♭ часто приходилось обострять до A ♮ в восходящей мелодической минорной гамме , как и B ♭ ).
Стол
[ редактировать ]
|
См. также
[ редактировать ]- Названия и переводы ключевых подписей
- Мажор и минор
- Параллельный ключ
- Относительный ключ
- Тактовый размер
- Теоретический ключ
- Универсальный ключ
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шуленберг, Дэвид. Музыка барокко . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001. с. 72. . «(…) чтобы определить тональность произведения в стиле барокко, всегда необходимо анализировать его тональную структуру, а не полагаться на тональность».
- ^ Купер, Дэвид. Коллекция Петри древней музыки Ирландии . Корк: Издательство Коркского университета, 2005. с. 22 . «В некоторых случаях Петри придавал тому, что явно является модальной мелодией, ключевую подпись, которая предполагает, что на самом деле она находится в минорной тональности. Например, Banish Misfortune представлена в ре миноре, хотя она явно находится в дорийской ладу».
- ^ «Как читать ключевые подписи» .
- ^ Перейти обратно: а б Антон Райха: Практические примеры , стр. 52-53. : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- ^ «Эвальд, Виктор: Квинтет № 4 ля ля ♭ , соч. 8» . имслп . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ Джон Фулдс: Всемирный реквием , стр. 153 и далее. : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- ^ Макс Регер (1904). Дополнение к теории модуляции . Перевод Джона Бернхоффа. Лейпциг: Кант Нахфольгер. стр. 42–45 .
- ^ «Эвальд, Виктор: Квинтет № 4 ля ля ♭ , соч. 8» , Музыкальный центр Хики
- ^ Перейти обратно: а б Бауэр, Майкл. 2007. « Все о ключевых подписях. Архивировано 11 марта 2010 г. в Wayback Machine ». Модесто, Калифорния: веб-сайт школы Капистрано (K – 12). (По состоянию на 17 марта 2010 г.).
- ^ Перейти обратно: а б с Джонс, Джордж Таддеус. 1974. Теория музыки: фундаментальные концепции тональной музыки, включая нотную запись, терминологию и гармонию , стр.35. Серия Barnes & Noble Outline 137. Нью-Йорк, Хагерстаун, Сан-Франциско, Лондон: Barnes & Noble . ISBN 978-0-06-460137-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, Майкл. 1994. "Ключ-подпись". Оксфордский музыкальный словарь , второе издание, заместитель редактора Джойс Борн. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-869162-9 .
- ^ Ниенхейс, Хань-Вен ; Ньювенхейзен, январь (2009). «GNU LilyPond — Справочник по обозначениям» . 2.6.2 Волынка . Проверено 28 марта 2010 г.
В музыке на волынке номинально используется тональность ре мажор (хотя на самом деле это не так). Однако, поскольку это единственный ключ, который можно использовать, подпись ключа обычно не записывается.
- ^ «Key Signature», Гарвардский музыкальный словарь , 2-е изд.
- ^ «Частичная подпись», Гарвардский музыкальный словарь , 2-е изд.