Китайская нотная грамота

Системы нотной записи используются в Китае уже более двух тысяч лет. использовались разные системы Для записи музыки для колокольчиков и струнного инструмента Гуцинь . Совсем недавно стала использоваться система нумерованных нот ( Цзяньпу ), напоминающая западные ноты.
Древний
[ редактировать ]Самыми ранними известными примерами текстов, относящихся к музыке в Китае, являются надписи на музыкальных инструментах, найденные в гробнице маркиза И Цзэна (ум. 433 г. до н. э.). Наборы из 41 куранта и 65 колоколов имели длинные надписи, касающиеся высоты звука, гаммы и транспозиции. Колокола до сих пор издают звуки, о которых говорится в их надписях. Хотя никаких нотных произведений обнаружено не было, надписи указывают на то, что система была достаточно развита, чтобы обеспечить возможность нотной записи. Существовали две системы номенклатуры высоты звука: одна для относительного звука, а другая для абсолютного звука. Для относительного шага сольмизации . использовалась система [1]
Гуциня Обозначения
[ редактировать ]Самая ранняя обнаруженная нотная запись - это музыкальное произведение гуцинь под названием Цзеши Дяо Юлань (китайский: 碣石調·幽蘭) в VI или VII веке. Обозначение называется «Вэньцзы Пу», что означает «письменная запись».

Табулатура гуциня уникальна и сложна. Старая форма состоит из письменных слов, описывающих, как шаг за шагом играть мелодию, используя простой язык того времени, то есть описательную нотацию ( классический китайский ). Все ранние музыкальные произведения написаны словами, чтобы четко объяснить аппликатуры. Позже, чтобы упростить метод записи, в конце династии Тан Цао Роу (曹柔), известный музыкант, играющий на гуцине, изобрел «Цзяньцзы Пу», что означает обозначение «сокращенного символа».
Эта новая форма нотации гуцинь, состоящая из частей китайских иероглифов, соединенных вместе для обозначения метода игры, называется предписывающей нотацией . Ритм лишь смутно обозначен с точки зрения фразировки. Он используется для записи аппликатуры и порядка струн без записи высоты тона и темпа, что делает произведение более простым и дает большую гибкость играющим на гуцине.
Табулатуры для цинь собраны в так называемом цинпу .
Гонче Обозначение
[ редактировать ]В обозначениях гунче , датируемых династией Тан , для названий гамм использовались китайские иероглифы.
Позиции октав иногда обозначаются добавлением аффикса или небольшой отметки. На основе этого можно создать хроматическую гамму , используя префиксы гао- (высокий), чтобы повысить ноту, или ся- (низкий), чтобы понизить ее на полутон; но после XI века гао- перестал использоваться. [2]
Традиционно обозначения гунче писались вертикально справа налево, но в наши дни принято и горизонтальное обозначение.
Кроме того, эта система была также представлена в Корее , она же «гон джок бо» в древней музыке, а также «Кункунси» , нотная запись Рюкюань, которая до сих пор используется для саншина . [3]
Цзяньпу (номерная нотная запись)
[ редактировать ]Система Цзяньпу использует цифры для обозначения музыки. Это распространено в Восточной Азии, включая Мьянму (Бирма), Японию , материковый Китай и Тайвань .
Обозначение было изобретено мыслителем эпохи Просвещения Жан-Жаком Руссо в 1742 году. [2] Он получил широкое признание к 1900 году. Он использует подвижную систему до со ступенями шкалы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, обозначающими до , ре , ми , фа , соль , ла , си , в то время как отдых обозначаются цифрой 0. Точки над или под цифрой обозначают октаву ноты, которую она представляет. Также используются ключевые подписи, тактовые черты и тактовые размеры. Также используются многие символы из западных стандартных обозначений, такие как тактовые линии, тактовые размеры, случайные знаки, связь и лига, а также знаки выражений. Количество тире после цифры представляет собой количество четвертных нот, на которые простирается нота.
Примечание | С | Д | И | Ф | Г | А | Б |
сольфеджио | делать | ре | мне | но | солнце | тот | и |
Число | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
В таблице выше показано, как цифры обозначают ноту соответственно. Цзяньпу использует точки над или под числом, чтобы указать его октаву . Они также представляют количество октав. Например, точка под цифрой «6» — это октава ниже цифры «6». Для обозначения длины ноты также используются тире (–).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бэгли, Роберт (2004). « Предыстория китайской теории музыки, заархивированная 9 июня 2008 г. в Wayback Machine » ( лекция Элсли Зейтлина по китайской археологии и культуре ), Britac.ac.uk .
- ^ Перейти обратно: а б редактор. Тиррелл, Джон, 1942 г. - Сэди, Стэнли (2001). Новый словарь музыки и музыкантов Grove . ISBN 9780195170672 . OCLC 57201422 .
{{cite book}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Провайн, Роберт К. (22 ноября 2017 г.). Провайн, Роберт С; Токумару, Ёсихико; Вицлебен, Дж. Лоуренс (ред.). Энциклопедия мировой музыки Garland . дои : 10.1201/9781315086507 . ISBN 9781315086507 .