Обозначение Гуциня
![]() | В этой статье нечеткий стиль цитирования . ( Август 2016 г. ) |
Нотная запись гуцинь — это уникальная форма табулатуры китайского музыкального инструмента , история которой насчитывает более 1500 лет и которая используется до сих пор.
История
[ редактировать ]

Написанная музыка цинь не говорила напрямую, какие ноты были сыграны; вместо этого он был написан в виде табулатуры с подробным описанием настройки, положения пальцев и техники ударов, таким образом, включая пошаговый метод и описание того, как играть пьесу. Некоторые табулатуры обозначают ноты с использованием системы гунче или указывают ритм с помощью точек . Самый ранний образец современной стенографической табулатуры сохранился примерно в двенадцатом веке нашей эры. Более ранняя форма нотной записи эпохи Тан сохранилась только в одной рукописи, датированной седьмым веком нашей эры, под названием Цзеши Дяо Юлан 《碣石調幽蘭》 («Одинокая орхидея в режиме каменной таблички»). Оно написано от руки , называемое вэньцзы пу 〔 文文字 譜〕 (буквально «письменная запись»), которое, как говорят, было создано Юнмэнь Чжоу (雍門周) в период Воюющих царств , где все детали приводятся с использованием обычного письменного письма. Китайские иероглифы . Позже, во времена династии Тан, Цао Роу (曹柔) и другие упростили обозначения, используя только важные элементы иероглифов (например, номер строки, технику выщипывания, число hui и каким пальцем остановить строку) и объединили их в односимвольное обозначение . Это означало, что вместо двух строк письменного текста для описания нескольких нот один символ мог обозначать одну ноту , а иногда и целых девять. Эта форма записи называлась цзяньцзы пу 〔 減 字譜〕 (буквально «сокращенная запись»), и это было большим достижением для записи произведений цинь. Это было настолько успешно, что, начиная с династии Мин , появилось множество цинпу 〔琴譜 〕 (сборников табулатур цинь), наиболее известным и полезным из которых является «Шэньци Мипу» (神奇秘譜, букв. «Таинственные и чудесные табулатуры»), составленный Чжу Цюань , 17-й сын основателя династии Мин [1] . В 1960-х годах Чжа Фуси обнаружил более 130 цинпу, содержащих более 3360 музыкальных произведений. К сожалению, многие цинпу, составленные до династии Мин, теперь утеряны, а многие пьесы оставались неигранными в течение сотен лет. [2]
Разработка
[ редактировать ]
Основные изменения в табулатуре произошли в период Цин . Раньше запись позиций нот между хуэй была лишь приблизительной. Например, чтобы сыграть соль на седьмой струне, позиция, которую игрок должен остановить, находится между 7-м и 8-м хуэйем. В табулатурах времен Мин можно было сказать только «между 7 и 8» 「七八日( 間 )」 или для других позиций «ниже 6» 「六下」 или даже сказать «11» 「十一」 (когда правильная позиция немного выше). Во времена Цин это было заменено десятичной системой . Пространство между двумя хуэй было разделено на 10 «фэнь» 〔 分 〕, поэтому табулатура может более точно указать правильное положение нот, поэтому для приведенных выше примеров правильные позиции составляют 7,6, 6,2 и 10,8 соответственно. Некоторые даже пошли дальше, разделив один фен на еще 10 «ли» 〔 釐 / 厘 〕, но поскольку расстояние слишком маленькое, чтобы существенно повлиять на высоту звука, его использование было сочтено непрактичным. Некоторые люди утверждают, что старая система так же точна, как и новая, если соблюдать теорию настройки цинь. [3] Кроме того, эти старые позиции могут фактически соответствовать правилам одинаково темперированной музыки, с ее более плоской высотой звука, например, в случае 8 для 7,9 и 11 для 10,8. Еще одним важным свойством этой старой системы является то, что она требует от исполнителя «чувствовать ноту», как это было бы сделано для любого другого безладового струнного инструмента, будь то эрху или скрипка , вместо того, чтобы полагаться исключительно на фиксированные позиции (какая высота звука может немного измениться в зависимости от того, как игрок настраивает свой цинь).
Существующие цинпу обычно поступают из частных коллекций или публичных библиотек по всему Китаю и т. д. Те, что доступны для публичной покупки, представляют собой факсимиле цинпу, напечатанные и переплетенные в традиционном китайском переплетном процессе. Более современные цинпу, как правило, переплетаются обычным западным способом на современной бумаге. В формате используется нотация цинь с нотной записью нотного стана и/или нотация цзяньпу .
Современные разработки
[ редактировать ]Был предпринят ряд усилий для дальнейшего развития табулатуры цинь. В книге Ван Гуанци (王光祈) используются римские и арабские цифры для выражения информации, предоставляемой табулатурой цинь. Игрок цинь Гун И разработал формат, используя нотную запись в сочетании с некоторыми знаками табулатуры. [4] . Другие пытались написать компьютерную программу , которая сделает это. из Пекина Чэнь Чанлинь, ученый-компьютерщик и игрок на цинь школы Мин (Фуцзянь), разработал первую компьютерную программу для кодирования обозначений цинь из древних источников табулатуры. [5]
Текущая практика записи партитур цинь заключается в использовании нотации цзяньзипу вместе с нотной и/или шифровой нотацией, чтобы сохранить метод игры, а также показать ритм, значение ноты и т. Д.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- см. в разделе «Ссылки» в статье о гуцине . Полный список ссылок, использованных во всех статьях, связанных с цинь,
Сноски
[ редактировать ]- ^ Чжу, Цюань Шэньци Мипу 【神竒 секретный спектр】.
- ^ Чжа, Фуси Цуньцзян Гуцинь Цюпу Цзилань [Сборник партитур Цунцзянь Гуцинь, страницы 3–44].
- ^ Пекинская исследовательская ассоциация Гуцинь. Пекин Цинь-сюнь 【北京琴讯】. Март 2001 г. (том 71). Страницы 1, 2 и 4.
- ^ Гун, Йи Гуцинь Янчжоуфа [Метод игры Гуциня], страницы 38–42.
- ^ Веб-генератор нотных записей Цинь (2005 г.) Название проекта: Китайский музыкальный инструмент: Веб-генератор нотных записей Цинь ( http://web.pdx.edu/~candy/qin/index.html , 29 июля 2006 г.)