Гуциньские настройки
Существует множество различных настроек гуциня .
Традиционная теория настройки
[ редактировать ]Чтобы нанизать цинь, традиционно нужно было завязать узел-бабочку ( шэнтоу цзе 『 蠅蠅頭 結 /蝇头结』) на одном конце веревки и пропустить ее через скрученный шнур ( ронкоу 『 絨 剅 /绒扣』). который входит в отверстия в головке цинь, а затем выходит снизу через колки ( чжэнь 『 軫 /轸』). Веревку протаскивают через мост ( юэшань 『岳山』), по поверхности доски, через гайку ( лонъинь 『龍齦』 десны дракона) к задней части цинь, где конец обматывается вокруг одной из двух ножек ( фэнцзу). 『鳳足』 «лапы феникса» или янзу 『雁足』 «гусиные лапы»). После этого струны настраиваются с помощью колков (иногда канифоль на ту часть колка, которая касается корпуса цинь, наносится , чтобы предотвратить его соскальзывание, особенно если цинь настроен на более высокие звуки). Самый распространенный строй, «чжэн дяо» 〈正調〉, является пентатоническим : 5 6 1 2 3 5 6 (который также можно играть как 1 2 4 5 6 1 2) в традиционной китайской системе счисления или цзяньпу 〔簡譜/简谱. 〕 (т.е. 1=делать, 2=ре и т.д.). Сегодня это обычно интерпретируется как компакт-диск CDFGA, но это следует учитывать. соль ла до ре ми соль ла, поскольку исторически цинь не настраивался на абсолютный слух [1] . Фактически, тот же строй можно рассматривать как 5 6 1 2 3 5 6, когда играется третья струна, как это делается. [2] . Таким образом, за исключением случаев сопровождения других инструментов, точным должно быть только соотношение высоты звука между семью струнами. Другие настройки достигаются путем регулировки натяжения струн с помощью колков на головке. Таким образом, маньцзяо диао 〈慢角調〉 («ослабленная третья струна») дает 1 2 3 5 6 1 2, а руйбин диао 〈蕤賔調/蕤宾调〉 («поднятая пятая струна») дает 1 2 4 5 7 1 2. , которое транспонируется в 2 3 5 6 1 2 3.
В ранней теории музыки Цинь слово «диао» 〔 調 〕 означало и настройку , и лад, но в период Цин «диао» означало настройку (изменение высоты звука), а «инь» 〔 音 〕 означало лад (изменение гаммы). . Часто перед произведением табулатура называет настройку, а затем лад, используя традиционные китайские имена: гун 《 宮 》 (до), шанг 《 商 》 (ре), цзяо или цзюэ 《 角 》 (ми), чжи 《 徵 》 ( соль), ю 《 羽 》 (ла) или их комбинации. [3] В более современном названии строя используется слово jun 〔 均 〕, обозначающее тональность или высоту звука пьесы, так, например, zhonglü jun 〈仲吕均〉 означает «клавиша фа», поскольку чжунлю — это название китайской высоты тона, которая используется на Западе. эквивалент - "F".
В музыке цинь используется более 20 различных строев, из которых обычно используются только от двух до четырех. Однако некоторые из них на самом деле являются альтернативными названиями одной и той же настройки. Одна настройка может иметь несколько разных названий в зависимости от того, какой системе композитор обучался и использовал ; Дополнительную путаницу вызывает тот факт, что две разные настройки могут иметь одно и то же имя. Например, хуанчжун диао 〈黃鐘調/黄钟调〉 может означать либо «опустить первую струну и натянуть пятую струну» (например, Шэньци Мипу и т. д.), «нижнюю третью струну» (например, Циньсюэ Ляньяо ), либо обычную настройку ( например, Мэйань Цинпу ). [4] Другая потенциально запутанная проблема — это наименование некоторых настроек, которые могут иметь вводящие в заблуждение названия, например, настройка Руибина . Руибин - это название китайской высоты звука, западный эквивалент которой - «F ♯», но эта нота не появляется и не используется при настройке, поэтому трудно объяснить логику названия.
Хотя китайскую музыку часто называют пентатонической по гамме, это не совсем так. В музыке цинь, если изучить лады и гаммы, часто можно обнаружить множество нот, выходящих за рамки пентатоники. Примеры включают такие пьесы, как «Shenren Chang» («Гармония между богами и людьми»), в которых используется множество «странных» нот, которые редко встречаются в современной китайской музыке. Можно сказать, что китайская музыка изначально не была настоящей пентатоникой, но стала таковой из-за стандартизации. Таким образом, многие из наиболее «популярных» китайских инструментов, таких как эрху , дизи или пипа, приняли более чисто пентатонические гаммы и лады, в то время как цинь, который был изолирован от такой стандартизации, сохранил большую часть старой музыкальной традиции. Мы можем видеть в более старых, более древних партитурах, таких как Юлан , использование таких редких нот; сравнивая это с более современным произведением, можно услышать разницу в тональности, масштабах и ладе.
Метод настройки
[ редактировать ]Цинь — один из немногих инструментов, который меняет высоту звука для изменения тональности . Цинь настраивается с помощью колков для регулировки высоты звука. Метод поиска правильного шага для настройки прост. Один из способов — настроиться на слух, перебирая открытые струны и выявляя различия в отношениях между струнами. Этот метод настройки требует очень точного чувства высоты звука. Следующий метод — сравнение открытых и остановленных нот , играя на открытой струне и нажимая на другую струну в правильном положении, и настраивая их, если они звучат по-разному. Преимущество этого метода состоит в том, что нужно только настроить струну в соответствии с эталонной нотой, но есть недостаток: открытые и остановленные ноты звучат по-разному по тону; его можно использовать только для произведений без гармоник. Обычно предпочтительным способом является настройка по гармоникам. Это самый простой метод, поскольку он требует лишь того, чтобы две звучащие гармоники звучали в унисон. Две гармоники звучат на двух струнах, и высоту звука можно регулировать, пока они еще звучат.
Список распространенных настроек
[ редактировать ]Ниже приведен список общих настроек цинь. Обратите внимание, что некоторые настройки имеют более одного строя и названий, и что относительные отношения транспонируются (т.е. нота до сдвигается на соответствующую струну) в соответствии с китайской теорией музыки . У одной настройки может быть несколько разных названий, а некоторые даже пересекаются, создавая путаницу. В таблице ниже используются наиболее распространенные названия настроек и перечислены варианты.
Примечание. Этот список не является исчерпывающим.
Название тюнинга (китайский) | Английское имя | Метод настройки | Отношение высоты тона | Относительное отношение | Ключ | Другие имена | Представление мелодий | Слушайте играемую гамму | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Стандартный | |||||||||
на ходу | Чжэн Дяо | Оригинальный тюнинг | Н/Д | CDFGA компакт-диск | 5 6 1 2 3 5 6 | Ф | Гун Дяо, Чжун Лу Дяо, Хуан Чжун Дяо, Цзяо Дяо, Ю Дяо, Линь Чжун Дяо | «Гусь, падающий на ровный песок», «Три сливовые аллеи», «Проточная вода», «Вопросы и ответы рыбаков и лесоруба», «Рыбацкие песни», «Боги и человек гладкий». | |
1 2 4 5 6 1 2 | С | Командирование, перевод бизнеса, подбор персонала, перевод бизнеса | « Орхидеи Цзеши Мелодия », «Пьяные рыбаки поют поздно», «Лун Сян Цао», «Вспоминая старых друзей» | ||||||
Нестандартный | |||||||||
Руй Нин Тяо | Руйбин Диао | Пышный гостевой тюнинг | Поднять пятую струну | CDFGB ♭ компакт-диск | 2 3 5 6 1 2 3 | B ♭ | Цзиньюй, Цинъюй, Ушецзюнь | «Сяосян Шуйюнь», «Янггуань Санья», «Лун Сянцао», «Э Най» | |
высокомерный тон | Маньцзяо Дяо | Пониженный строй третьей струны | Нижняя третья струна | CDEGA компакт-диск | 1 2 3 5 6 1 2 | С | Цзяо Дяо, Хуан Чжунцзюнь, Линь Чжундиао, Хуан Чжунгун | «Ветер и гром», «Феникс ищет Феникса». | |
Цин Шан Дяо | Циншан Дяо | Резкость повторной настройки | Поднимите 2-ю, 5-ю и 7-ю струны. | CE ♭ ФГБ ♭ CE ♭ | 6 1 2 3 5 6 1 | E ♭ | Шан Тяо, Цзя Чжун Тяо, Сяо Джаспер Тьюн, Гу Си Тяо | «Бан И», «Цю Хун» | |
медленная дворцовая мелодия | Мангонг Диао | Пониженный строй первой струны | Нижние 1-я, 3-я и 6-я струны | Б ДЕГАБ д | 3 5 6 1 2 3 5 | Г | Тайку Дяо, И Цзэцзюнь, Чжэн Дяо | «Странствие с бессмертными», «Хоу Линь» | |
медленная деловая мелодия | Маньшанг Дяо | Пониженный строй второй струны | Нижняя 2-я струна | CCFGA компакт-диск | 1 1 4 5 6 1 2 | С | Никто | "Гуанлин Сан" | |
Нет тона | Уи Дяо | Уи Тюнинг | Поднимите 5-ю и опустите 1-ю струну. | Б ♭ DFGB ♭ компакт-диск | 1 3 5 6 1 2 3 | B ♭ | Хуан Чжун Гун Дяо | «Большая Хуцзя», «Маленькая Хуцзя», « Восемнадцать ударов Хуцзя », «Обида Чжаоцзюня» | |
Пустынный тон | Цилян Дяо | Настройка «Холодного страдания» | Поднимите 2-ю и 5-ю струны. | CE ♭ ФГБ ♭ компакт-диск | 2 4 5 6 1 2 3 | B ♭ | Чу Шан Дяо, Вай Дяо | «Ли Сао», «Цзепан Инь», «Цюй Юань спрашивает паром» | |
Побочная деловая мелодия | Чешанг Дяо | Помимо повторного тюнинга | Нижние третья, четвертая и шестая струны. | CDEF ♯ AB d | 7 ♭ 1 2 3 5 6 1 | Д | Никто | «Древняя обида» | |
1 2 3 4 ♯ 6 7 2 | С | ||||||||
средне-свободный тон | Умэй Дяо | Никакой промежуточной настройки | Нижние третья и шестая струны. | CDEGAB d | 1 2 3 5 6 7 2 | С | Никто | «Встреча с Богом в одиноком шатре» | |
3 5 7 1 2 3 5 | Г |
Ссылки
[ редактировать ]- см. в разделе «Ссылки» в статье о гуцине . Полный список ссылок, использованных во всех статьях, связанных с Цинь,
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Личная переписка с Джоном Томпсоном (27 октября 2005 г.).
- «Сегодня в Китае некоторые утверждают, что первая струна должна быть настроена на ноту C (таким образом, при стандартной настройке пятая струна — это A), но для этого нет никаких исторических оснований. [...] «настроена на стандартную высоту звука». (5-я струна в ля) без разрыва» вводит в заблуждение. Для традиционной музыки цинь не существовало стандартного тона; если бы он существовал для китайской музыки в целом, это изменилось бы, как это произошло на Западе. Сегодня стандартный ля может составлять 440 вибраций/ сек, но в период барокко он был на полтона или на целый тон ниже».
- ^ Ли, Сянтин, Гуцинь Шиюн Цзяочэн [Практическое руководство по Гуциню, стр. 105].
- ^ Либерман, Фредрик. Учитель китайской цитры: Мэй-ань Цинь-пу . Страницы 29–34.
- ^ Ян, Цзунцзи. Циньсюэ Цуншу [Серия Цинь Сюэ]. Том 8, лист 2, листы 18-21.