До-бемоль мажор
Относительный ключ | Ля-бемоль минор |
---|---|
Параллельный ключ | До-бемоль минор ( теоретическое ) → энгармонический : си минор |
Доминирующий ключ | соль-бемоль мажор |
Субдоминант | Фа-бемоль мажор ( теоретический ) → энгармонический : ми мажор |
Энгармонический | си мажор |
Шаг компонентов | |
C ♭ , D ♭ , E ♭ , F ♭ , G ♭ , A ♭ , B ♭ |
До-бемоль мажор (или тональность до-бемоль ) — это мажорная гамма , основанная на C ♭ , состоящая из нот C ♭ , D ♭ , E ♭ , F ♭ , G ♭ , A ♭ и B ♭ . Его ключевая особенность состоит из семи квартир . [1] Его относительный минор — ля-бемоль минор (или энгармонически соль-диез минор ). Его параллельный минор , до-бемоль минор, обычно заменяется на си-минор до-бемоль минора , поскольку три двойных-бемоль делают его непрактичным для использования. Прямым энгармоническим эквивалентом до-бемоль мажор является си-мажор , тональность с пятью диезами.
До-бемоль мажорная гамма:

До-бемоль мажор — единственная мажорная или минорная тональность, за исключением теоретических клавиш , в названии которой есть слова «бемоль» или «диез», но тоническая нота которой является эквивалентом естественной энгармоническим ноты (белая клавиша на клавишном инструменте). ).
Аккорды градусной шкалы
[ редактировать ]- Тоника – до-бемоль мажор
- Супертоник – ре-бемоль минор
- Медианта – ми-бемоль минор
- Субдоминанта – фа-бемоль мажор
- Доминанта – соль-бемоль мажор
- Субмедиант – ля-бемоль минор
- Ведущий тон – си-бемоль уменьшенный
Использование в арфовой музыке
[ редактировать ]До-бемоль мажор — основная тональность арфы со всеми ее педалями в верхнем положении, и она считается самой резонансной тональностью инструмента. Так, в » Рихарда Штрауса « Эйне Хелденлебене первая реплика для арф написана до-бемоль мажор, хотя остальная часть оркестра, ранее игравшая в ми-бемоль мажоре , сохраняет 3-бемольную тональность и теперь игра си мажор , отмеченная необходимыми диезами и натуральными акциденциями.
Такое использование до-бемоль мажора в партиях арфы, когда остальная часть оркестра играет в си-мажоре, не является исключением: это стандартная практика в оркестровой музыке, написанной в си-мажоре, когда партии арфы записываются нотами до-бемоль мажор. В Арнольда Бакса симфонической поэме «Тинтагель » тональность — си мажор, и снова партия арфы всегда записана нотами до-бемоль мажор; но в этом случае тональность арфы содержит всего 6 бемолей, а необходимые F ♭ отмечены случайными буквами. В Сонате Клода Дебюсси для флейты, альта и арфы вторая часть имеет среднюю часть си мажор, в которой партия арфы записана в до-бемоль мажоре с семью бемольными нотами. В Рейнхольда Глиера средняя Концерте для арфы ми -бемоль мажор часть представляет собой набор вариаций до-бемоль мажор. Иногда партии арфы также пишутся соль-бемоль мажор , тогда как остальная часть оркестра записана фа-диезом мажор . Партии арфы также могут быть написаны ля-бемоль минор , когда остальная часть оркестра записана соль-диез минор .
Музыка до-бемоль мажор
[ редактировать ]Большинство композиторов предпочитают использовать энгармонический эквивалент си-мажор, поскольку он содержит только пять диезов, а не семь бемолей до-бемоль мажор. Однако средняя часть соль-бемоль мажор Фредерика Шопена написана «Контреданса» до-бемоль мажор, как и средние части (трио) двух бразильских танго для фортепиано Эрнесто Назарета : «Chave de Ouro» и «Labirinto» (обе с домашней тональностью соль-бемоль мажор), а также заключительная половина (последние две темы) Уильяма Болкома пьесы для фортепиано «Seabiscuits».
краткий отрывок В первой части «Evocación» Иберии есть Исаака Альбениса , в котором предлагается тональность до-бемоль минор путем добавления необходимых трех двойных-бемолей как случайных. Окружающие отрывки написаны до-бемоль мажор с семибемольной тональностью. Часть выполнена в сонатной форме , в тональности ля-бемоль минор , поэтому вторая тема помещается в ортодоксальную относительную мажорную тональность (а также в ортодоксальную тоническую мажорную тональность ля-бемоль мажор, когда она снова появляется ближе к концу кусок).
Медленная часть Людвига ван Бетховена имеет Сонаты для фортепиано № 12 основную тему, которая модулируется от ля-бемоль минор до до-бемоль мажор, прежде чем перейти к тому, что теоретически должно быть до-бемоль минор, но обозначается как си минор ( каждая нота в этом отрывке требует случайности из-за семи-бемольной тональности). В нескольких других произведениях Бетховена есть важные отрывки до-бемоль мажор, хотя они обычно отмечают это со случайными знаками в какой-либо другой тональности, потому что семь бемолей до-бемоль мажор затрудняют использование этой тональности; например:
- Симфония № 9 ре минор , соч. 125 ( Хоровой ), мвмт. III: раздел, содержащий заметное соло валторны перед окончательным возвращением варианта первой темы, снова си -бемоль мажор.
- Соната для фортепиано № 26 ми-бемоль мажор , соч. 81a ( Les Adieux ): несколько тактов медленного вступления к первой части.
- Соната для фортепиано № 31 ля-бемоль мажор , соч. 110, МВМТ. III: первое появление секции Ариозо приходится на ля-бемоль минор (несмотря на то, что в ней записано только 6, а не 7-бемоль), и это включает в себя значительную модуляцию относительной мажорной тональности до-бемоль мажор.
- Концерт для фортепиано с оркестром № 5 ми-бемоль мажор , соч. 73 ( Император ): одна из переходных тем в экспозиции первой части, между первым и вторым сюжетом.
До-бемоль мажор используется в Макса канонах «Интерлюдии до-бемоль мажор» Бенджамина Бриттена для арфы, в нескольких Регера во всех мажорных и минорных тональностях (Книга 1 № 62 и 63 и Книга 2 № 48). и № 29 из « Тридцати прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях» Ринка Кристиана Генриха . [2]
В некоторых партитурах до-бемоль мажорной тональности басового ключа пишется с бемолью фа во второй строке сверху. Это можно увидеть, например, в примере Альбениса, приведенном выше: Iberia , 1-я часть: «Evocación», около двух третей которой приходится на 7 квартир, и каждый нотоносец басового ключа показывает этот вариант. Это также видно во второй части вальса « Красивый Дунай» в выпуске концертного оркестра Boosey & Hawkes .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гаммы си-мажор и до-бемоль мажор» . Теория фортепианной музыки . 31 мая 2016 года . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ «Говорим о до-бемоль мажор» . www.cisdur.de . Проверено 27 мая 2024 г.