Сосны Рима
Сосны Рима Сосны Рима | |
---|---|
Тональная поэма Отторино Респиги | |
Родное имя | Сосны Рима |
Каталог | П 141 |
Составленный | 1924 |
Продолжительность | Прибл. 21 минута |
Движения | 4 |
Премьера | |
Дата | 14 декабря 1924 г. |
Расположение | Рим , Италия |
Дирижер | Бернардино Молинари |
Исполнители | Оркестр Огюстео |
«Римские сосны» ( итал . Pini di Roma ), P 141 — тоновая поэма в четырёх частях для оркестра, написанная в 1924 году итальянским композитором Отторино Респиги . Это второе из его трех тональных стихотворений о Риме после Fontane di Roma (1916) и предшествующего Feste Romane (1928). Каждая часть изображает обстановку в городе с соснами , особенно в садах виллы Боргезе , возле катакомб , на холме Яникул и вдоль Аппиевой дороги . Премьера состоялась в Театре Огюстео в Риме 14 декабря 1924 года под управлением Бернардино Молинари, дирижировавшего оркестром Огюстео , а пьеса была опубликована Casa Ricordi в 1925 году.
Обзор
[ редактировать ]Произведение состоит из четырех частей, для которых Респиги написал программные примечания, описывающие каждую сцену: [1] [2] [3]
- «I pini di Villa Borghese» («Сосны виллы Боргезе») – Живое аллегретто
- «Сосны возле катакомб» – Медленно
- «I pini del Gianicolo» («Сосны Яникула») – Ленто
- «Сосны Аппиевой дороги» – Походное время
Респиги завершил «Пини ди Рома» летом 1924 года, после того как он «задумал, начал и возобновил» работу над произведением в течение нескольких лет. Переехав из своего родного города Болоньи в Рим в 1913 году, Респиги сказал, что городские «чудесные фонтаны» и «зонтичные сосны, которые появляются в каждой части горизонта» были двумя характеристиками, которые «[поразили] мое воображение больше всего. ". [4] Это влияние привело к созданию первой из его трех тональных поэм о Риме « Римский фонтан» (1916), которая принесла ему международную известность.
Авторы Рединг и Долан заметили, что произведение по-разному циклично по своей природе; сады виллы Боргезе, холм Яникулум и Аппиева дорога указывают на тур против часовой стрелки по периметру Рима, и четыре движения развиваются от дня к ночи и заканчиваются рассветом. [2] Действие каждой части происходит во времени: от детей, играющих в современном городе, до эпохи катакомб раннего христианского периода, прежде чем она завершится во времена Римской республики . Произведение также представляет собой движение во времени, начиная с играющих детей и заканчивая взрослыми мужчинами в униформе. При этом холм Яникулум посвящен Янусу , богу начала, конца и перехода, и имеет два лица, одно из которых смотрит вперед, а другое назад во времени. [2]
Движения
[ редактировать ]«Сосны Виллы Боргезе»
[ редактировать ]В первой части изображены дети, играющие под соснами в саду виллы Боргезе , танцующие итальянский эквивалент детского стишка « Кольцо роз » и «подражающие марширующим солдатам и сражениям; щебетание и визг, как ласточки». [5] Вилла Боргезе , вилла, расположенная на территории, является памятником семье Боргезе , которая доминировала в городе в начале семнадцатого века. Жена Респиги Эльза вспомнила момент в конце 1920 года, когда Респиги попросил ее спеть мелодии песен, которые она пела, играя в саду в детстве, пока он их расшифровывал, и обнаружил, что он включил эти мелодии в первую часть. [6]
«Сосны возле катакомб»
[ редактировать ]тени сосен, нависающих над входом в римские катакомбы . Во второй части дети внезапно исчезают и доминируют [5] Это величественная панихида, вызывающая в воображении картину одинокой часовни в пустынной Кампанье ; открытая местность, с несколькими соснами, вырисовывающимися на фоне неба. Слышен гимн (в частности, Kyrie ad libitum 1, Clemens Rector ; и Sanctus из мессы IX, Cum jubilo ), звук поднимается и снова опускается в своего рода катакомбы, пещеру, в которой замурованы мертвецы. Труба за сценой играет гимн Санктуса. Низкие оркестровые инструменты, а также органная педаль высотой 16 и 32 фута наводят на мысль о подземной природе катакомб, а тромбоны и рожки олицетворяют пение священников.
«Сосны Яникула»
[ редактировать ]Третий — ноктюрн , действие которого происходит на холме Яникул , и полная луна, освещающая растущие на нем сосны. Респиги вначале призывал сыграть соло на кларнете «come in sogno» («Как будто во сне»). [4] [7]
Механизм известен звуком соловья , который Респиги попросил сыграть на фонографе во время его финала, который считался новаторским для своего времени и первым подобным примером в музыке. В оригинальной партитуре Респиги требует проиграть конкретную граммофонную пластинку - «Il canto dell'Usignolo» («Песня соловья, № 2») с диска № R. 6105, выпущенного итальянским тиражом. по всей Европе на лейбле Gramophone Record между 1911 и 1913 годами. [8] Оригинальный тираж был выпущен в Германии в 1910 году и записан Карлом Райхом и Францем Хампе. Это первая коммерческая запись живой птицы. [8] Респиги также призвал воспроизводить диск на Brunswick Panatrope проигрывателе . Есть неверные утверждения о том, что Респиги сам записал соловья или что соловей был записан во дворе здания Маккима Американской академии в Риме , также расположенного на холме Яникул. [9]
«Сосны Аппиевой дороги»
[ редактировать ]Респиги вспоминает былую славу Римской империи, изображая рассвет на великой военной дороге, ведущей в Рим. Финальная часть изображает сосны вдоль Аппиевой дороги ( лат. и итальян . Via Appia) на туманном рассвете, когда триумфальный легион продвигается по дороге в сиянии вновь восходящего солнца. Респиги хотел, чтобы земля дрожала под шагами его армии, и он приказывает органу играть нижнюю часть B ♭ на педалях органа 8 ′, 16 ′ и 32 ′. В партитуре задействованы шесть бучине — древние круглые трубы, которые обычно представлены современными флюгельгорнами и на которых иногда играют за сценой. Громят трубы, и консульская армия с триумфом поднимается на Капитолийский холм . За день до генеральной репетиции Респиги рассказал Эльзе, что крещендо «I Pini della Via Appia» заставило его почувствовать «я-не знаю-что» в глубине желудка», и первый время, когда работа, которую он себе представлял, оказалась такой, как он хотел. [4]
Инструментарий
[ редактировать ]Партитура « Римских сосен» требует большого оркестра, состоящего из трех флейт (третье двойное пикколо ), двух гобоев , английского рожка , двух кларнетов в B ♭ и A , бас-кларнета в B ♭ и A, двух фаготов , контрафагота ; четыре валторны в F и E, три трубы в B ♭ , закулисная труба в C, два теноровых тромбона , бас-тромбон , туба , шесть буцинов в B ♭ (два сопрано, два тенора, два баса; обычно играют на флюгельгорнах и саксгорнах ) ; секция ударных инструментов с литаврами , большим барабаном , малым барабаном , тарелками , двумя малыми тарелками, там-там , треугольником , трещоткой , бубном , глокеншпилем ; орган , фортепиано , челеста ; арфа ; граммофон ; и струны .
Выступления и записи
[ редактировать ]Премьера спектакля «Сосны Рима» состоялась 14 декабря 1924 года в Театре Августео в Риме, месте, построенном над мавзолеем Августа , первого римского императора. [4] Бернардино Молинари дирижировал Оркестром Аугустео и получил положительный прием. [10] Эльза вспомнила, что заключительные такты пьесы были «заглушены бурными аплодисментами» публики, и 28 декабря было организовано второе выступление при аншлаге. [4] Американская премьера состоялась 14 января 1926 года, во время Артуро Тосканини первого концерта в качестве дирижера Нью-Йоркской филармонии . Тосканини также дирижировал произведением на своем последнем выступлении с оркестром в 1945 году. Респиги, приехавший в Соединенные Штаты с концертным туром в декабре 1925 года, дирижировал произведением с Филадельфийским оркестром на следующий день после американской премьеры Тосканини. [11] [12]
«Римские сосны», несомненно, являются наиболее записываемыми из всех произведений Респиги и часто выпускаются как часть его трилогии произведений, вдохновленных римлянами. По состоянию на 2018 год на физических носителях доступно более 100 записей произведения. [13]
Лоренцо Молахоли и Этторе Паницца сделали записи с Миланским симфоническим оркестром ; Запись Молахоли была выпущена Columbia Records , а запись Паниццы - Odeon и Decca Records . В 1935 году Пьеро Коппола и оркестр Парижской консерватории записали музыку для EMI, выпущенную в Великобритании компанией His Master's Voice и в США компанией RCA Victor на дисках со скоростью вращения 78 об/мин. [14] Тосканини записал музыку с Симфоническим оркестром NBC в Карнеги-холле в 1953 году. Музыка была записана в стереофоническом звуке Фрицем Райнером и Чикагским симфоническим оркестром в Оркестр-холле в 1959–60, также для RCA вместе с Клода Дебюсси » « La Mer . [15] [16]
Использование в кино и других местах.
[ редактировать ]- Это произведение было использовано в «Фейерверк» авангардном фильме (1947) режиссера Кеннета Энгера . [17]
- Части I, II и IV использовались на протяжении всего фильма «Кино» (1958) Брюса Коннера . [18] Вся композиция была использована в качестве саундтрека к фильму Моргана Фишера « Другой фильм» (2018), реинтерпретации фильма Коннера, в котором экран черный, за исключением третьей части, в которой изображен оригинальный ноктюрн, полная луна за соснами. , в одном кадре. [19]
- Начало произведения было использовано в начале песни 1983 года «City of Love», вышедшей на альбоме 90125 рок-группы Yes . [20]
- Отредактированная версия использовалась для сопровождения летающих, резвящихся горбатых китов в диснеевском фильме «Фантазия 2000» . Вторая часть опущена вместе с песней соловья в третьей и соло английского рожка в четвертой. [21] [22]
- Фрагменты второй и четвертой частей были использованы в саундтреке к фильму «Трагедия человека » (1983–2011) Марселя Янковича .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фергюсон 1968 , с. 458.
- ^ Jump up to: а б с Рединг и Долан, 2021 г. , с. 448.
- ^ «Примечания к программе - Респиги: Римские сосны» . Симфонический оркестр Сан-Франциско. Май 2018 года . Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Дотси, Кальвин (7 января 2020 г.). «Марш времени: Римские сосны Респиги» . Хьюстонский симфонический оркестр . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Фергюсон 1968 , с. 459.
- ^ Рединг и Долан, 2021 , с. 454.
- ^ Рединг и Долан, 2021 , с. 450.
- ^ Jump up to: а б Рединг и Долан, 2021 г. , с. 443.
- ^ Броуди 2014 , с. 17.
- ^ «Что происходит / Примечания к программе - Римские сосны (1923–1924)» . Променад Би-би-си 2009 . Проверено 25 ноября 2012 г.
- ^ Фрэнк, с. 75
- ^ Боровски и Аптон, с. 391
- ^ Престо Классик
- ^ «0x61.com» . Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ Респиги: Римские сосны и римские фонтаны и Дебюсси: La mer|Presto Classical
- ^ Респиги: Римские сосны; Фонтаны Рима; Дебюсси: La Mer - Фриц Райнер|AllMusic
- ^ СИЯЙТЕ СВЕТОМ: ИСКУССТВО БРЮСА КОННЕР-Artfourm International
- ^ Жуткий мир Брюса Коннера - Дж. Хоберман - NYR Daily - Нью-Йоркское обозрение книг
- ^ «Мастер-класс Моргана Фишера» . (S8) Показ периферийного кино .
- ↑ City Of Love группы Yes на официальном канале YouTube.
- ^ Места во времени: Римские сосны - Симфонический оркестр Сан-Диего
- ^ Фантазия/2000 (фильм) - D23
Библиография
[ редактировать ]- Броуди, Мартин (2014). Музыка и музыкальная композиция в Американской академии в Риме . Бойделл и Брюэр. ISBN 978-1-580-46245-7 .
- Фергюсон, Дональд Н. (1968). Шедевры оркестрового репертуара: Путеводитель для слушателей . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 978-0-816-65762-9 .
- Боровски, Джордж П. Аптон Феликс; Аптон, Джордж Патнэм (2005). Стандартный путеводитель по операм и концертам, часть вторая . Издательство Кессинджер. ISBN 978-1-41918-139-9 .
- Фрэнк, Мортимер Х. (2002). Артуро Тосканини: Годы NBC . Амадеус Пресс. ISBN 978-1-57467-069-1 .
- Рединг, Александр; Долан, Эмили (2021). Оксфордский справочник по тембру . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-190-63722-4 .