Jump to content

Аппиева дорога

Координаты : 41 ° 50'29 "N 12 ° 31'57" E  /  41,84139 ° N 12,53250 ° E  / 41,84139; 12,53250  ( Аппиева дорога )

Аппиева дорога
Аппиева дорога
Карта
Нажмите на карту для полноэкранного просмотра
Расположение Римский форум , от Рима до Бриндизи
Координаты 41 ° 50'29 "N 12 ° 31'57" E  /  41,84139 ° N 12,53250 ° E  / 41,84139; 12,53250  ( Аппиева дорога )
Тип Римская дорога
История
Строитель Аппий Клавдий Слепой , дополнение Траяна (Виа Аппиа Траяна)
Основан 312–264 гг. до н.э.
Примечания к сайту
Веб-сайт www .Аппиева дорога .это Отредактируйте это в Викиданных

Аппиева дорога ( лат. и итальян . Via Appia ) — одна из первых и стратегически важных римских дорог древней республики . Он соединил Рим с Бриндизи , на юго-востоке Италии . [1] На его важность указывает его общее название, записанное Статием , [2] [3] of Appia longarum... regina viarum («Аппиева дорога, царица длинных дорог»).Дорога названа в честь Аппия Клавдия Цека . [4] римский цензор , который во время Самнитских войн начал и завершил первый участок военной дороги на юг в 312 г. до н.э. [5]

Происхождение

[ редактировать ]
Порта Сан-Себастьяно — ворота Аппии в стенах Аврелиана .

Потребность в дорогах

[ редактировать ]

Аппиева дорога — римская дорога, использовавшаяся в качестве основного маршрута для военных поставок при завоевании южной Италии в 312 г. до н.э. и для улучшения коммуникаций. [6] [7]

Аппиева дорога была первой длинной дорогой, построенной специально для перевозки войск за пределы небольшого региона Большого Рима (это было важно для римлян). Несколько дорог за пределами раннего города были этрусскими и вели в основном в Этрурию . К концу республики римляне распространились на большую часть Италии и стали мастерами дорожного строительства. Их дороги начинались в Риме, где располагался главный маршрут , или список пунктов назначения вдоль дорог, и простирались до границ их владений – отсюда и выражение « Все дороги ведут в Рим ».

Самнитские войны

[ редактировать ]
Возле Рима

Римляне имели близость к жителям Кампании , которые, как и они сами, вели свое происхождение от этрусков . Самнитские войны были спровоцированы самнитами , когда Рим попытался вступить в союз с городом Капуя в Кампании. Италийцы , говорящие в Лациуме, уже давно были покорены и включены в состав Римского государства. Они были ответственны за превращение Рима из преимущественно этрусского государства в преимущественно италийское.

Плотные популяции суверенных самнитов остались в горах к северу от Капуи, которая находится чуть севернее греческого города Неаполя . Около 343 г. до н. э. Рим и Капуя попытались заключить союз. Самниты отреагировали военной силой. [8]

Барьер Понтийских болот

[ редактировать ]
Могила Присциллы
Могила Гая Рабирия Постума Гермодора, Люсии Рабирии Демарис и Усии Примы, жрицы Исиды , на Виа Аппиа, недалеко от Кварто Мильо
Сан-Себастьяно-Фуори-ле-Мура , расположенный в катакомбах Сан-Себастьяно.

Между Капуей и Римом лежали Понтийские болота ( Pomptinae paludes ), болота , зараженные малярией . Извилистая прибрежная дорога вилась между Остией в устье Тибра и Неаполем . Виа Латина шла своим древним и едва ли более доступным путем вдоль предгорий Монти Лациали и Монти Лепини , которые возвышаются над бывшим болотом.

Во время Первой самнитской войны (343–341 гг. До н. э.) римляне обнаружили, что не могут поддерживать или пополнять запасы войск в полевых условиях против самнитов за болотом. Восстание Латинской лиги еще больше истощило их ресурсы. Они отказались от попытки союза и договорились с Самнием .

Колонизация на юго-востоке

[ редактировать ]

Римляне только выжидали, пока искали решение. Первым ответом была колония , «выращивание» поселенцев из Рима, которые будут поддерживать постоянную базу операций. Вторая самнитская война (327–304 до н. э.) разразилась, когда Рим попытался разместить колонию в Калесе в 334 г. до н. э. и снова во Фрегеллах в 328 г. до н. э. на другой стороне болот. Самниты, ставшие крупной державой после победы над греками Тарента , оккупировали Неаполь , чтобы попытаться обеспечить его лояльность. Неаполитанцы обратились к Риму, который послал армию и изгнал самнитов из Неаполя.

Начало работ Аппия Клавдия

[ редактировать ]

В 312 г. до н.э. Аппий Клавдий Цек стал цензором в Риме. Он принадлежал к роду Клавдиев , патрициев , происходящих от сабинян, захваченных в раннее римское государство. Ему было присвоено имя предка-основателя рода Аппия Клавдия (Аттус Клавдий на Сабинском). Он был популистом , т. е. защитником простых людей. Человек проницательности и восприятия, в годы успеха он, как говорят, потерял внешнее видение. [ нужны разъяснения ] и таким образом получил название caecus , «слепой».

Не дожидаясь указаний Сената , что делать , Аппий Клавдий начал смелые общественные работы по решению проблемы снабжения. Акведук ( Аква Аппиа ) обеспечивал водоснабжение города Рима. Безусловно, самым известным проектом была дорога, которая пролегала через Понтийские болота к побережью к северо-западу от Неаполя , где поворачивала на север к Капуе. По нему можно было перебросить на театр военных действий любое количество свежих войск, а припасы можно было массово перебросить на римские базы без препятствий со стороны противника или местности. Неудивительно, что после своего пребывания на посту цензора Аппий Клавдий дважды становился консулом , впоследствии занимал другие должности и даже в последние годы своей жизни был уважаемым государственным консультантом.

Успех на дороге

[ редактировать ]

Дорога достигла своей цели. Исход Второй Самнитской войны наконец оказался благоприятным для Рима. Серией ударов римляне изменили свою судьбу, приведя к столу Этрурию в 311 г. до н.э., в тот самый год своего восстания, и Самний в 304 г. до н.э. Дорога была основным фактором, позволившим им достаточно быстро сосредоточить свои силы и обеспечить их достаточное снабжение, после чего они стали грозным противником.

Строительство дороги

[ редактировать ]
Путь Виа Аппиа и Виа Аппиа Траяна.

Основная часть Аппиева пути была начата и завершена в 312 г. до н.э.

Дорога начиналась как ровная грунтовая дорога, на которую мелкие камни и раствор были уложены . На него был уложен гравий, который, наконец, был покрыт плотно прилегающими, переплетающимися камнями, чтобы обеспечить ровную поверхность. Историк Прокопий говорил, что камни так прочно и плотно прилегали друг к другу, что казалось, будто они срослись, а не срослись. [9] Дорога имела выпуклость посередине (для стока воды) и имела по обеим сторонам рвы, защищенные подпорными стенками.

Между Римом и озером Альбано

[ редактировать ]
Цирк Максенция

Дорога начиналась на Форуме Романум , проходила через Сервиеву стену у ворот Капена , проходила через разрез в скате Мартиса и выходила из города. На этом участке дороги строители использовали Виа Латина. Спустя столетия строительство Аврелиевой стены потребовало установки еще одних ворот — Аппиевых ворот . За пределами Рима новая Виа Аппиа проходила через зажиточные пригороды вдоль Виа Норба, древней дороги, ведущей к альбанским холмам , где Норба располагалась . Дорога в то время представляла собой гравийную дорогу. Римляне построили высококачественную дорогу со слоями цементированного камня поверх слоя мелких камней, изогнутой формы, с дренажными канавами с обеих сторон, низкими подпорными стенками на затонувших участках и грунтовыми дорожками для тротуаров. Считается, что Виа Аппиа была первой римской дорогой, на которой использовался известковый цемент. Материалом служила вулканическая порода. Говорили, что поверхность была настолько гладкой, что невозможно было различить стыки. Римская часть все еще существует и украшена памятниками всех периодов, хотя цемент из швов выветрился, оставив очень шероховатую поверхность.

Через болото

[ редактировать ]

Дорога ничем не уступает альбанским холмам , а проходит прямо через них, по расщелинам и насыпям. Склоны крутые. Затем он входит в бывшие Понтийские болота. Каменная дамба длиной около 31 километра (19 миль) вела через застойные и зловонные лужи, заблокированные от моря песчаными дюнами. Аппий Клавдий планировал осушить болото, предприняв предыдущие попытки, но ему это не удалось. Впоследствии дамба и мосты нуждались в постоянном ремонте. В 162 г. до н. э. Марк Корнелий Катег приказал построить вдоль дороги канал, чтобы разгрузить движение и обеспечить альтернативу во время ремонта дороги. Римляне предпочитали использовать канал. [ нужна ссылка ]

Гробница Цецилии Метеллы и замок Каэтани

Вдоль побережья

[ редактировать ]

Виа Аппиа выезжала на прибрежную дорогу в Таррачине (Террачина). Однако римляне несколько выпрямили его с помощью вырубок, которые сегодня образуют скалы. Отсюда дорога свернула на север, к Капуе, где на время и закончилась. Развилки Каудин находились недалеко на севере. Маршрут был Ариция (Ариксия), Трес Таберне , Форум Аппии , Таррачина, Фунди (Фонди), Формии (Формиа), Минтурны (Минтурно), Суэсса , Казилинум и Капуя, но некоторые из них были колониями, добавленными после Самнитских войн. Расстояние составило 212 километров (132 мили). На первоначальной дороге не было вех, поскольку они еще не использовались. Некоторые из них сохранились с более поздних времен, в том числе первая веха возле Аппиевых ворот.

Расширение до Беневенто

[ редактировать ]
Виа Аппиа в древнем Минтурно

Третья Самнитская война (298–290 гг. до н. э.), возможно, названа неверно. Это была тотальная попытка всех соседей Рима: италиков, этрусков и галлов — сдержать мощь Рима. Самниты были лидерами заговора. Рим нанес северянам сокрушительный удар в битве при Сентинуме в Умбрии в 295 году. Самниты сражались в одиночку. Теперь Рим разместил 13 колоний в Кампании и Самнии. Должно быть, именно в это время они протянули Виа Аппиа на 35 миль за пределы Капуи, мимо развилок Каудин, до места, которое самниты называли Малоэнтон, «проход стад». В маршрут добавлены Калатия , Каудиум и Беневентум (пока так не называвшийся). [10] Здесь же заканчивалась Виа Латина . [11]

Расширение до Апулии и Калабрии

[ редактировать ]

К 290 г. до н.э. суверенитет самнитов закончился. Пятка Италии была открыта для римлян. Даты несколько неопределенны, и в источниках существуют значительные различия, но во время Третьей Самнитской войны римляне, похоже, продлили дорогу до Венузии , где они разместили колонию из 20 000 человек. После этого они были в Таренте.

Римская экспансия встревожила Тарент, главный город греческого присутствия (Великая Греция) на юге Италии. Они наняли наемника Эпирского царя Пирра в соседней Греции, чтобы тот воевал с римлянами от их имени. В 280 г. до н. э. римляне потерпели поражение от Пирра в битве при Гераклее на побережье к западу от Тарента . Битва обошлась обеим сторонам дорого, что побудило Пирра заметить: «Еще одна такая победа, и я пропал». Воспользовавшись этим, римская армия обратилась против греческого Регия и устроила там резню пирровских партизан.

Вместо того чтобы преследовать их, Пирр направился прямо в Рим по Виа Аппиевой, а затем по Виа Латинской. Он знал, что если продолжит движение по Виа Аппиа, то может оказаться в ловушке в болоте. Опасаясь такой ловушки и на Виа Латина, он отступил без боя, столкнувшись с сопротивлением в Ананьи . Зимовав в Кампании , он отступил в Апулию в 279 г. до н. э., где, преследуемый римлянами, одержал вторую дорогостоящую победу в битве при Аскулуме . Уйдя из Апулии на сицилийскую интерлюдию, он вернулся в Апулию в 275 г. до н. э. и направился в Кампанию по римской дороге.

Имея снабжение по той же дороге, римляне успешно защитили регион от Пирра, разгромив его армию в двухдневной битве в битве при Беневентуме в 275 г. до н.э. В результате римляне переименовали город из «Малевентум» («место плохих событий») в Беневентум («место хороших событий»). Пирр отступил в Грецию, где погиб в уличной драке в Аргосе в 272 г. до н.э. В том же году Тарент пал перед римлянами, которые приступили к укреплению своей власти над всей Италией. [12]

Римляне продвинули Виа Аппиа к порту Брундизий в 264 г. до н.э. Маршрут из Беневента теперь пролегал через Венезию , Сильвий , Тарент, Урию и Брундизий. Римская республика в то время была правительством Италии. Аппий Клавдий умер в 273 году, но, неоднократно расширяя дорогу, никто не пытался сместить на ней его имя.

повторное открытие

[ редактировать ]

Путь Аппиева пути через сегодняшние регионы Лацио и Кампания всегда был хорошо известен, но точное положение части, расположенной в Апулии (первоначальной, а не продолженной Траяном), долгое время было неизвестно, поскольку не было видимых остатков Аппиева пути. Путь в этом регионе. [13] [14]

В первой половине 20 века профессору древнеримской топографии Джузеппе Лугли удалось с помощью инновационной на тот момент техники фотограмметрии открыть , каков, вероятно, был маршрут Аппиева пути от Гравины в Апулии ( Сильвий ) до Таранто . Анализируя аэрофотограмметрические снимки местности, Лугли заметил тропу ( итал . tratturo ) под названием ла Тарантина , направление которой все еще во многом зависело от центурации ; это, по мнению Лугли, был путь Аппиева пути. Этот путь, как и часть, расположенная в сегодняшнем регионе Апулия , использовался еще в средние века . Еще одним свидетельством предложенного Лугли пути является наличие в этом регионе ряда археологических находок, в том числе древнего поселения Джеше. [15] [16]

Изучая расстояния, указанные в Маршруте Антонина , Лугли также отнес станции Аппиева пути Блера и Сублупатия (которые также встречаются на Табуле Пейтингериана ) соответственно к районам Мургия Катена и Таверна (между массерией (усадебным домом) С. Филиппо и массерией С. Пьетро). Однако топоним Мургия Катена определял слишком большую территорию, не позволяя четко локализовать станцию ​​Аппиева дорога. Совсем недавно Лучано Пьеполи, основываясь на расстояниях, указанных в Маршруте Антонина , и на новых археологических находках, предположил, что Сильвий должен быть Санто-Стасо , областью, очень близкой к Гравине в Апулии , Блера должна быть массерией Кастелло , а Сублупатия должна быть массерией Кайоне. . [17] [18]

Основные отрасли

[ редактировать ]

Поскольку последний отрезок Аппиева пути оказался весьма непроходимым, было создано несколько ответвлений: сначала Виа Эмилия [ он ] , затем Виа Минуция [ ит ] , наконец, император Траян построил Виа Траяна , ответвление Виа Аппия из Беневента, достигшая Брундизия через Канузий и Барий, а не через Тарент. Это было отмечено аркой в ​​Беневентуме.

Путешественники могли пересечь Адриатическое море через пролив Отранто в направлении Албании, либо высадившись в современном Дурресе через Эгнатскую дорогу , либо возле древнего города Аполлония и продолжить путь в сторону современной Рогожины в центральной Албании. [19]

Известные исторические события на дороге

[ редактировать ]

Распятие армии Спартака

[ редактировать ]
Император Траян построил отклонение Виа Аппиа. Это участок Виа Аппиа Траяна недалеко от Эгнатии .
Колонна в Бриндизи , обозначающая конец Виа Аппиа.

восстание рабов (известное как Третья рабская война ) под предводительством бывшего гладиатора Капуи Спартака В 73 г. до н. э. против римлян началось . Рабы составляли примерно каждого третьего жителя Италии.

Спартак разгромил множество римских армий в конфликте, который длился более двух лет. Пытаясь бежать из Италии в Брундизиуме, он невольно направил свои войска в историческую ловушку в Апулии в Калабрии . [ нужны разъяснения ] Римляне были хорошо знакомы с этим регионом. Легионы были возвращены домой из-за границы, и Спартак оказался зажат между армиями. Армия бывших рабов потерпела поражение у реки Силер от Марка Лициния Красса . Армии Помпея захватили и убили несколько тысяч мятежников, спасшихся от битвы, а Красс захватил еще несколько тысяч. Римляне посчитали, что рабы утратили право на жизнь. В 71 г. до н.э. 6000 рабов были распяты на 200-километровой (120 милях) Виа Аппиа от Рима до Капуи. [20]

Битва при Анцио во время Второй мировой войны

[ редактировать ]

В 1943 году, во время Второй мировой войны , союзники попали в ту же ловушку, в которую отступил Пирр, чтобы избежать на Помптинских полях преемника Понтийских болот . Болото оставалось, несмотря на многочисленные попытки его осушить, пока инженеры, работавшие на Бенито Муссолини, наконец, не добились успеха (даже в этом случае поля были заражены малярийными комарами до появления ДДТ в 1950-х годах).

Надеясь выйти из тупика в Монте-Кассино , союзники высадились на побережье Италии в районе Анцио - Неттуно – древнем Антиуме – который находился на полпути между Остией и Террачиной . Они обнаружили, что это место незащищено. Они намеревались двинуться по линии Виа Аппиа, чтобы захватить Рим, обойдя Монте-Кассино, но сделали это недостаточно быстро. Немцы заняли горы Лациали и Лепини вдоль старой Виа Латина, с которой обстреливали Анцио. Несмотря на то, что союзники распространились на весь регион Помптина, они не добились успеха. Немцы контратаковали вниз по Виа Аппиа с Альбанских холмов на фронте шириной четыре мили, но не смогли отбить Анцио. Битва длилась четыре месяца, снабжение одной стороны осуществлялось по морю, а другая по суше через Рим. В мае 1944 года союзники вырвались из Анцио и взяли Рим . Немецкие войска отошли к северу от Флоренции .

Летние Олимпийские игры 1960 года

[ редактировать ]

На летних Олимпийских играх 1960 года он был частью мужской марафонской дистанции, которую выиграл Абебе Бикила из Эфиопии . [21] [22]

Основные достопримечательности

[ редактировать ]
Via Appia Antica, 4,1 км к юго-востоку от Порта Аппиа ( Порта Сан-Себастьяно ), ворот Аврелиевых стен.

Виа Аппиа Антика

[ редактировать ]

После падения Западной Римской империи дорога вышла из употребления; Папа Пий VI приказал его восстановить. Новый Аппиев путь был построен параллельно старому в 1784 году до региона Альбанских холмов. Новая дорога - это Via Appia Nuova («Новый Аппиев путь»), в отличие от старого участка, теперь известного как Via Appia Antica. Старый Аппиев путь недалеко от Рима теперь является бесплатной туристической достопримечательностью. Рима Он был тщательно отреставрирован к празднованию Тысячелетия и Великого юбилея . Первые 5 километров (3 мили) по-прежнему интенсивно используются автомобилями и автобусами, но с этого момента движение очень легкое, и руины можно исследовать пешком в относительной безопасности. Церковь Domine Quo Vadis находится на второй миле дороги. Вдоль или вблизи части дороги, ближайшей к Риму, находятся три катакомбы римского и раннехристианского происхождения и одна — еврейского происхождения .

Строительство кольцевой дороги Рима Grande Raccordo Anulare или GRA в 1951 году привело к разделению Аппиева пути на две части. Более поздние улучшения GRA исправили это за счет строительства туннеля под Аппией, так что теперь можно следовать по Аппиа пешком примерно 16 км (10 миль) от ее начала возле терм Каракаллы .

Многие участки первоначальной дороги за пределами Рима сохранились, а некоторые сейчас используются автомобилями (например, в районе Веллетри ). Дорога вдохновила последнюю часть Отторино Респиги » « Пини ди Рома . По сей день Виа Аппиа представляет собой самый длинный участок прямой дороги в Европе. [23] всего 62 км (39 миль).

Памятники вдоль Виа Аппиа

[ редактировать ]
Аппиева дорога, какой она была в ) воображении Пиранези (1756 г.

с 1 по 4 милю

[ редактировать ]
Мавзолей Куриази датируется периодом конца Республики и начала Империи .
Торре Сельце, башня XII века, построенная на месте гораздо более древнего мавзолея.

6-я миля и дальше

[ редактировать ]
  • мелочи гробницы
  • Сельце Тауэр
  • Храм Геркулеса
  • Шапка священника (гробница, а затем церковь)
  • Мавзолей Галлиена
  • Три Таверны
  • Вилла Публия Клодия Пульхера (на вилле Санта-Катерина, принадлежащей Папскому Северо-Американскому колледжу), 14-я миля
  • Вилла Помпея

Римские мосты вдоль дороги

[ редактировать ]

Вдоль дороги находятся остатки нескольких римских мостов, в том числе Понте-ди-Тре-Понти, Понте-ди-Вигна-Капоччо, Виадотта-ди-Валле-Аричча, Понте-Альто и Понте-Антико.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Л. Киличи; С. Киличи Джильи; Р. Талберт; С. Гиллис; Т. Эллиотт; Дж. Беккер. «Места: 356966898 (Виа Аппиа)» . Плеяды . Проверено 14 марта 2013 г.
  2. ^ Леса , 2.2 .
  3. ^ Поволедо, Элизабетта (5 апреля 2008 г.). «Прошлое настигает королеву дорог» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 апреля 2008 г.
  4. ^ «Аппиева дорога по-прежнему остается хорошей военной дорогой» . Льюистон Морнинг Трибьюн . (Айдахо). Ассошиэйтед Пресс. 4 июня 1944 г. с. 4, раздел 2.
  5. ^ «Аппиева дорога» в Энциклопедии Чемберса . Лондон: Джордж Ньюнс , 1961, Vol. 1, с. 490.
  6. ^ Уильям Смит, Словарь греческой и римской географии (Лондон, 1854 г.), 1288. [1]
  7. ^ Роджерс, Найджел (2008). Римская империя . Нью-Йорк, США: Metro Books. п. 116. ИСБН  978-1-4351-0455-6 .
  8. ^ Фронда, Майкл П. (2007). «Гегемония и соперничество: возвращение к восстанию в Капуе» . Феникс . 61 (1/2): 83–108. ISSN   0031-8299 . JSTOR   20304639 .
  9. ^ Тингей, GIF и Дж. Бэдкок. Это были римляне. ред. Честер-Спрингс, Пенсильвания: Dufour Editions, Inc., 1989.
  10. ^ Уильям Смит, Словарь греческой и римской географии (Лондон, 1854 г.), 1292–93. [2]
  11. ^ Уильям Смит, Словарь греческой и римской географии (Лондон, 1854 г.), 1303 г. [3]
  12. ^ См. Энциклопедию военной истории Харпера, стр. 66
  13. ^ Ориентирован на июль
  14. ^ пироголи-2014
  15. ^ Ориентирован на июль
  16. ^ пироголи-2014
  17. ^ Ориентирован на июль
  18. ^ пироголи-2014
  19. ^ Элси, Роберт (2010). Исторический словарь Албании . Пугало Пресс. ISBN  978-0-8108-7380-3 .
  20. ^ Аппиан , Гражданские войны , 1.120 .
  21. ^ Официальный отчет летних Олимпийских игр 1960 года. Архивировано 31 октября 2008 г. в Wayback Machine, том 1. стр. 80–81.
  22. ^ Официальный отчет летних Олимпийских игр 1960 года. Архивировано 27 мая 2008 г. в Wayback Machine, том 2. Часть 1. стр. 117–18.
  23. ^ Магли, Джулио (2007). «Астрономические указания при планировании древних дорог». arXiv : 0706.1325 [ physical.hist-ph ].

Библиография

[ редактировать ]
  • Берехман, Джозеф. 2003. «Транспорт – экономические аспекты развития римских автомагистралей: случай Виа Аппиа». Транспортные исследования, часть A 37, вып. 5: 453–78.
  • Коарелли, Филиппо. 2007. Рим и окрестности: Археологический справочник. Перевод Джеймса Дж. Клаусса и Дэниела П. Хармона. Беркли: Univ. из Калифорнии Пресс.
  • Делла Портелла, Ивана. 2004. Аппиев путь: от основания до средневековья. Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти.
  • Дуббини, Рэйчел. 2016. «Новый республиканский храм на Виа Аппиа, на границе городского пространства Рима». Журнал римской археологии 29: 327–47.
  • Клейн, М. де, Р. де Хонд и О. Мартинес-Руби. 2016. «Инфраструктура трехмерных пространственных данных для картирования Via Appia». Цифровые приложения в археологии и культурном наследии 3: 23–32.
  • Магли, Джулио, Эухенио Реалини, Мирко Регуцони и Даниэле Сампьетро. 2014. «Открытие шедевра римской инженерии: проект Виа Аппиа между Колле Пардо и Террачиной». Журнал культурного наследия 15, вып. 6: 665–69.
  • Петерсон, Джон. 2015. «Моделирование римских геодезических работ на Понтийской равнине». 1-я Международная конференция по метрологии в археологии Беневенто, Италия, 22–23 октября 2015 г. 445–9.
  • Лучано Пьеполи (2014). «Маршрут древней Аппиевой дороги в Апулии и Калабрии: современное состояние и новые приобретения на участке Гравина-Таранто» . Vetera Christianorum (на итальянском языке) (51): 239–261.
  • Джузеппе Лугли . Аппиев путь через Апулию и особую группу «ориентированных» дорог (PDF) (на итальянском языке). Архивировано (PDF) из оригинала 29 декабря 2021 года.
  • Смит, Уильям (1854). Словарь греческой и римской географии . Лондон. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Виа Аппиа, на Викискладе?

Предшественник
Испанская лестница
Достопримечательности Рима
Аппиева дорога
Преемник
Поле цветов
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 86d478521d001ac36d544cfcfed0df13__1713269760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/13/86d478521d001ac36d544cfcfed0df13.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Appian Way - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)