Храм Аполлона Сосиана
Храм Аполлона Созиана (ранее известный как Аполлинар и храм Аполлона Медика). [1] ) — римский храм, посвященный Аполлону на Марсовом поле , рядом с Театром Марцелла и Портиком Октавии , в Риме , Италия . Его нынешнее название происходит от имени его последнего перестроителя, Гая Сосия .
Расположение
[ редактировать ]и «Аполлинар» его преемники могут быть тесно связаны с местом рядом с театром благодаря . упоминанию Аскония [2] поскольку он находился «за пределами ворот Карменталис между Холаториумным форумом и цирком Фламиния », Ливий поместил его в прата Фламиния ( Фламиниевы луга, как тогда называлась эта территория) [3] и другие ссылки, размещающие его рядом с форумом, [4] Капитолий [5] и театр Марцелла [6] соответственно.
Все это указывает на общепринятое в настоящее время место для этого храма, к северу от театра и к востоку от портика Октавии , на улице, ведущей через ворота Карменталис к Мартовскому кампусу, немного южнее нынешней площади Кампителли.
История
[ редактировать ]Республиканская эпоха
[ редактировать ]Три колонны храма, сохранившиеся сегодня во всю высоту, относятся к перестройке Августа, но культ Аполлона существовал в этой области, по крайней мере, с середины V века до нашей эры, когда был построен Аполлинар (священная роща или алтарь). записано на этом сайте. Поскольку Аполлон был иностранным культом, его по закону пришлось разместить за пределами померия . [7] что делает его постоянным местом проведения внепомерных заседаний сената. [8] (Это также был единственный храм Аполлона в Риме, пока Август не посвятил еще один на Палатинском холме .) [9]
Первое здание храма датируется 431 г. до н.э., когда консул Гай Юлий Менто открыл храм, посвященный Аполлону Медику (врачу), во исполнение обета, данного ему во время чумы 433 г. до н.э. [10] Это здание было восстановлено в 353 г. до н. э. [11] и, возможно, в 179 г. до н. э., когда цензор Марк Эмилий Лепид и его коллега заключили контракт на строительство портика от храма до Тибра, позади храма Спес . [12] В проекты цензора входил и строительство близлежащего театра. Пролитие слез в течение трех дней культовой статуей Аполлона, упомянутой среди чудес после смерти Младшего Сципиона . [13] могло произойти только в этом храме, поскольку других у Аполлона не было.
Соседний храм, посвященный сестре Аполлона Диане, вероятно, датируется поздней республикой после разрушения территории храма Аполлона во время строительства театра Марцелла.
Сосианская реконструкция
[ редактировать ]Радикальную реконструкцию начал Гай Сосий , вероятно, сразу после своего триумфа в 34 г. до н.э. [14] Эти строительные работы вскоре были прерваны гражданской войной между Октавианом и Антонием (когда Сосий встал на сторону Антония) и возобновились только несколько лет спустя, когда Август примирился с Сосием. Таким образом, в конечном итоге он был посвящен имени принцепса , а день его открытия приходился на 23 сентября в период Августа. [15] Вскоре после постройки театра Марцелла парадная лестница храма была снесена и заменена двумя лестницами по бокам «пронаоса».
Поздний римский
[ редактировать ]Известны лишь незначительные реконструкции, выполненные после эпохи Августа городским префектом Меммием Витрасием Орфитом (356–359) и, возможно, Аницием Ацилием Фортунатом Глабрио в 420-х годах. Храм должен был быть закрыт во время преследований язычников в поздней Римской империи , когда христианские императоры издали указы, запрещающие все нехристианские богослужения и святилища.
Средневековый и современный
[ редактировать ]Руины храма в постримский период были заняты средневековыми жилищами вплоть до 1930-х годов, когда они были снесены между 1926 и 1932 годами, чтобы позволить изолированно увидеть театр Марцелла. В тех же работах остатки рухнувшей колоннады были восстановлены на тех же местах, в которых они упали, внутри сводов театра, и в результате в 1937 и 1938 годах были раскопаны остатки подиума. В 1940 году упавшие колонны были подняты на этот подиум, хотя, вероятно, не на прежнее место.
Дополнительные работы
[ редактировать ]Дважды, Плиний [16] говорит о произведениях искусства в этом храме, вероятно, имея в виду добычу, привезенную Сосием из Греции и помещенную в его реконструкцию храма. К ним относятся:
- картины Аристида Фивского [17]
- несколько статуй Филиска Родосского [18]
- Аполлон Кифарод работы Тимархида [19]
- статуя Аполлона из кедрового дерева из Селевкии [20]
- знаменитая группа Ниобидов [21] (приписываемый древними Скопасу или Праксителю , ныне не приписываемый ни тому, ни другому). [22]
Реконструкция Августа
[ редактировать ]Между 37 и 32 годами до нашей эры при Августе произошла большая реконструкция фронтона храма Аполлона Сосиана, что свидетельствовало о его более масштабных планах по реструктуризации архитектурного формата Цирка Фламиния, секции овальной формы в южной части кампуса. Маврикий. Результатом этого переформатирования Августа стала тесная архитектурная связь между Аполлоном Созианом, храмом Беллоны и театром Марцелла. [23] Это решение было намеренным и свидетельствовало о влиянии греческого бога Аполлона на римскую жизнь; Аполлон был центром жизни в Цирке Фламиния, поскольку это пространство использовалось для театральных представлений в Театре Марцелла, скачек по овальному периметру Цирка и политических речей внутри овального поля. [24]
Реконструкция фронтона: статуя Аполлана
[ редактировать ]Одной из самых известных скульптур, обнаруженных в окрестностях Аполлона Созиана, была скульптура Аполлона-лучника высотой пять футов. Хотя исходное положение этой скульптуры было предметом научных дискуссий, поскольку некоторые авторы считали, что эта работа изначально была помещена в нишу внутри храмовой камеры. [23] эта теория была опровергнута с открытием «очень резкой лепнины, скрывающей четырехугольное отверстие, той, которая обычно используется для крепления фронтонных статуй с помощью крючка к задней стене». [23] Основываясь на расположении этого отверстия, ученые обнаружили, что статуя Аполлона должна была висеть на фронтоне с видом в профиль, и его левая рука, скорее всего, держала щит, а в правой руке он держал меч. Это определение также укрепило различие ученых между этой работой воина Аполлона и работой самого Аполлона, поскольку бог Аполлон обычно изображается с поднятыми руками, украшенный луком и стрелами. Также показательным для этого различия является отсутствие «характеризующего элемента». [23] Аполлона, например коса за затылком, характерная черта изображений героев и богов.
Описание
[ редактировать ]Здание почти идеально ориентировано на юг, отличаясь от ориентации других соседних зданий, включая примыкающий к нему храм Беллоны .
Фаза строительства храма в период Августа состояла из подиума под колоннами и стенами целлы , причем его опорные части состояли из блоков травертина, выдерживающих вес, а ненесущие части - просто из блоков туфа и цемента. Остатки стены подиума, сохранившиеся под монастырями Санта-Мария-ин-Кампителли , длиной 13 метров, высотой более 4 и толщиной более 2, были, по мнению Дельбрюка , несомненно, частью первоначального сооружения. [25] Франк, однако, утверждает, что, хотя ядро из туфа каппеллаччо может принадлежать оригинальному зданию, остальная часть (кроме некоторого количества бетона с облицовкой opus reticulatum , относящейся к фазе 34 г. до н.э.) принадлежит реставрации 179 г. до н.э. Он аргументирует это тем, что в облицовке останков использовался туф из Монте-Верде, южной оконечности холма Яникулум . [26]
фасад храма Шестистильный был образован колоннами из каррарского мрамора спереди и двумя длинными сторонами пронаоса , а сзади - из оштукатуренного кирпича. Этот стиль был продолжен в травертиновых полуколоннах (оштукатуренных под мрамор) на стенах целлы.
Архитрав фасада был составлен из блоков травертина, облицованных и поддержанных мрамором в стиле питтабанда , а не только из цельных блоков мрамора. Таким же образом фриз был вылеплен на плитах, поставленных на несущую конструкцию. Капители коринфские с дополнительными растительными мотивами (по-итальянски « corinzieggiante », английского эквивалента нет), а рама представляет собой очень выступающий потолок, поддерживаемый кронштейнами.
Главный фронтон храма был украшен скульптурами, взятыми из классического храма в Греции. Они датируются ок. 450–425 гг. до н.э. и свидетельствуют об амазономахии . Сейчас они хранятся в Центральном Монтемартини Капитолийских музеев .
Внутренние стены целлы были украшены двойным ордером колонн из африканского мрамора, нижний - фризом, изображающим этапы сражений, вошедших в тройной триумф Октавиана в 29 г. до н.э. Между колоннами располагались эдикулы с древками колонн из разноцветного мрамора ( джалло антико , павонаццетто и портасанта) и с тимпанами необычной формы (треугольной, полумесяца и треугольной формы «пагоды»).
Искусствоведческий анализ
[ редактировать ]Архитектурный декор сохранившегося этапа включает в себя различные и необычные мотивы (например, пазы стволов колонн, которые не все одинаковы, а поочередно то шире, то уже). Это показывает момент, когда разрабатывается новый декоративный стиль, объединяющий италийский архитектурный стиль Республики (как показано, например, в Храме Портуна ) с влияниями эллинистического греческого Востока, подчеркивая старые ценности Августа. новый статус-кво, одновременно демонстрируя новаторские культурные достижения режима. Этот стиль позже будет систематизирован на Форуме Августа . Другие новые особенности включают вставку декоративных элементов, посвященных Октавиану, таких как лавр на фризе и капителях.
Храм также относится к самому раннему периоду, когда мрамор массово использовался для римских общественных зданий, и представляет собой период перехода от традиционных технологий оштукатуренного туфа и травертина к экспериментам в способах работы с новыми материалами. Действительно, мрамор используется только на фасаде, и архитекторы еще не уверены в его несущей способности, что видно по облицованному туфовому фризу, перемычке и капителям.
Другие здания в этом районе
[ редактировать ]Рядом с храмом Аполлона Сосиана находится бетонный круглый фундамент, найденный среди других останков Флавиев. Его близость к храму может свидетельствовать о том, что эти останки когда-то были его перирантерионом, священным пространством, используемым для храмового культа, а позже, вероятно, использовавшимся для люстра .
Триумфальный портик (длинный портик, простирающийся на милю между Сервиевой воротами Карменталис стены и Тригарием ) проходил по углам храмов Аполлона и Беллоны, где можно увидеть его основные остатки. Другие видны в направлении Капитолия, вдоль нынешней Виа дель Театро ди Марчелло, напротив церкви Сан-Никола-ин-Карцере .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ По-гречески оно появляется как Ἀπολλώνιον, Аполлонион - Касс. Дио фрг. 50,1
- ^ Асконий , О книге Цицерона « In Toga Candida » , 90–91.
- ^ Ливий 3.63
- ^ Плут. 32-го числа
- ^ Касс. Дио. фрг. 50,1
- ^ Пн. Анк. iv.22; ср. Лив. XXVII.37.11
- ^ Ливий 34.43 и 37.58
- ^ Ливий 39,4 и 41,17 ; Цицерон, Ad Quinto 2 , ad fam 8.4 и 8.5,6 ; Лукан 3.103
- ^ Асконий ., об «оратуме в тоге кандида» Цицерона, 90–91.
- ^ Ливий 4.25
- ^ Ливий, VII.20.9: остаток года [т.е. 353 г. до н.э.] был потрачен на ремонт стен и башен и был посвящен дом Аполлона - прямые свидетельства Аскония показывают, что это был тот же храм, что и отремонтированный Сосием.
- ^ Лив. XL.51.6 - он сдавал в аренду . . другой портик после флотского и веера Геркулеса и после Надежды [из] Тибра [к] дому Аполлона Медичи. МСС. читайте и после Spei ad Tiber дом Аполлона Медичи, который предпочитает Фрэнк - см. ниже
- ^ Касс. Дио фрг. 84,2
- ^ Полотенце. iii.253. 556; но ср. JRS 1916, 183.
- ^ Быстро. Урб. Арв. объявление IX кал. Октябрь ; ЦИЛ 12 p215, 252, 339
- ^ NH XIII.53; XXXVI.28
- ^ Плин. НХ XXXV.99
- ^ там же. xxxvi.34
- ^ один. 35
- ^ один. xiii.53
- ^ там же. xxxvi.28
- ^ Рошер iii.409-421).1
- ^ Перейти обратно: а б с д и ЛА РОККА, ЭУГЕНИО (1980). «Фронтонные скульптуры храма Аполлона Созиано: предварительные сведения» . Бюллетень Муниципальной археологической комиссии Рима . 87 :57–73. ISSN 0392-7636 . JSTOR 44514844 .
- ^ Уайзман, Т.П. (1974). «Цирк Фламиния» . Документы Британской школы в Риме . 42 : 3–26. дои : 10.1017/S0068246200008114 . ISSN 0068-2462 . JSTOR 40310726 . S2CID 163195883 .
- ^ Дельбрюк, Храм Аполлона, Рим, 1903 г.; HJ 535‑538; Висова, Вып. 294; Религии. 1909, 74–75; 1893 г. до н. э., 46–60; Бык д. Ин-т 1878, 218; Мем. акад. II.60‑61; ТФ 131‑134; JRS 1925, 123
- ^ Лив. XL.51.6, который, по мнению Фрэнка, относится к самому храму.
Ссылки
[ редактировать ]- Йенс Фишер, Folia ventis turbata. Сивиллинские оракулы и бог Аполлон между поздней республикой и Августовским принципатом (Исследования древней истории 33), Геттинген, 2022 г.
- Алессандро Вискоглиози, Храм Аполлона в цирке и формирование архитектурного языка Августов, Рим, 1996 г. ISBN 88-7062-942-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Миллер, «Аполлон Медикус в эпоху Августа».
- Озеро Куртиус
- Изображения рельефов и другой скульптуры
- Другие изображения скульптур
- Фриз Амазономахии на сайте Капитолийских музеев (итальянский)
- Планы храмов Аполлона и Беллоны на сайте Комьюны ди Рома (итал.) здесь и здесь
- Статья о храме с анализом научной дискуссии о храмовых скульптурах (Bolletino Telematico dell'Arte - итал.)
- Краткое описание работы Вискоглиози над храмом (на итальянском языке). Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- Лучентини, М. (31 декабря 2012 г.). Путеводитель по Риму: Шаг за шагом по величайшему городу в истории . Интерлинк. ISBN 9781623710088 .
СМИ, связанные с храмом Аполлона Сосиана (Рим) на Викискладе?
Предшественник Храм Аполлона Палатина | Достопримечательности Рима Храм Аполлона Сосиана | Преемник Храм Адриана |