Jump to content

Черепаховый фонтан

Координаты : 41 ° 53'38 "N 12 ° 28'39" E  /  41,89389 ° N 12,47750 ° E  / 41,89389; 12,47750
Черепаховый фонтан
Фонтан
Фонтан Черепаха на площади Маттеи.
Фонтан Черепаха на площади Маттеи.
Дизайн Джакомо Делла Порта
Расположение Пьяцца Маттеи, Рим , Италия
Карта

Нажмите на карту для полноэкранного просмотра
Координаты: 41 ° 53'38 "N 12 ° 28'39" E  /  41,89389 ° N 12,47750 ° E  / 41,89389; 12,47750

Fontana delle Tartarughe ( Фонтан-черепаха ) — фонтан позднего итальянского Возрождения , расположенный на площади Пьяцца Маттеи, в районе Сант-Анджело в Риме , Италия. Он был построен между 1580 и 1588 годами архитектором Джакомо делла Порта и скульптором Таддео Ландини . Бронзовые черепахи вокруг верхнего бассейна, обычно приписываемые Джан Лоренцо Бернини или Андреа Сакки , были добавлены либо в 1658, либо в 1659 году, когда фонтан был восстановлен.

Источник воды – акведук Acqua Vergine.

[ редактировать ]
Копия гравюры фонтана, сделанной в 1664 году. На ней не изображены черепахи, добавленные в 1658 или 1659 году при восстановлении фонтана.

Фонтан делле Татаруге, как и все фонтаны эпохи Возрождения, был предназначен для снабжения римского населения питьевой водой. Это был один из восемнадцати новых фонтанов, построенных в Риме в шестнадцатом веке после восстановления разрушенного римского акведука первого века , Acqua Vergine , папой Григорием XIII .

Acqua Vergine был одним из первых римских акведуков, открытых Марком Агриппой , главным помощником императора Августа , в 19 г. до н. э.. Он доставлял воду из деревни Салоне на Альбанских холмах, в девяти милях к северу от Рима, и заканчивался фонтан возле Пантеона. [1] Он был известен чистотой воды. Акведук был разрушен вестготами в VI веке, затем частично восстановлен папой Адрианом I (772-795) в VIII веке. В средние века это был единственный акведук, снабжавший питьевой водой римские фонтаны; остальная питьевая вода города поступала из реки Тибр.

В 1561 году папа Пий IV решил полностью реконструировать акведук. Проект был передан папскому архитектору Джакомо делла Порта (1532–1602), который построил некоторые из самых известных фонтанов Рима, а также завершил купол базилики Святого Петра по проекту Микеланджело и перестроил фасады некоторых из главных церквей Рима. Реконструкция акведука была завершена в августе 1570 года, и первая вода потекла в резервуар возле нынешнего фонтана Треви. [2]

Делла Порта и город Рим разработали план строительства восемнадцати новых фонтанов, соединенных с новым акведуком. Он начал в 1572 году с фонтана на площади Пьяцца дель Пополо , затем построил два знаменитых фонтана на площади Пьяцца Навона (1574–1578 годы) и фонтан на площади Пьяцца делла Ротонда перед Пантеоном (1575 год). +

По первоначальному плану 1570 года новый фонтан должен был быть размещен рядом с Театром Марцелла на площади Пьяцца Джудеа, на месте рынка в римском гетто . Одним из членов комитета, выбравшего место для фонтанов, был римский дворянин Муцио Маттеи. Маттеи использовал свое влияние и деньги, чтобы перенести место расположения фонтана на небольшую площадь Пьяцца Маттеи, в квартал, где жили члены его семьи. [3]

Покровитель фонтана Муцио Маттеи

[ редактировать ]

В 1580 году власти Рима согласились перенести водный канал для нового фонтана с прежнего места на площадь Маттеи. В обмен на перенос фонтана на место перед своим домом Муцио Маттеи согласился оплатить расходы на содержание фонтана и замостить площадь. [4]

Фонтан делле Тартаруге — один из немногих фонтанов Рима, построенных не для Папы, а для частного покровителя. Муцио Маттеи был членом Дома Маттеи ; семья банкиров и политиков, чьи родословные восходят к ранней римской семье Папарески, а среди предков был Папа Иннокентий II (1130–1143). В 1350-х годах семья переехала в Рионе Сант Анджело и в конечном итоге построила шесть резиденций в квартале под названием Изола Маттеи . Хотя они жили в римском гетто , историческом еврейском квартале, они были католиками . Когда в 1555 году папа Павел IV решил построить стену вокруг гетто и заключить в тюрьму еврейское население, Маттеи получили ключ от ворот. [5]

Племянник Муция Джироламо Маттеи был назначен кардиналом при папе Сиксте V , а другой племянник, Асдрубале Маттеи , был важным меценатом; в 1598–1616 годах он поручил архитектору Карло Мадерно построить Палаццо Маттеи ди Джове рядом с фонтаном и собрал значительную коллекцию произведений искусства. [6]

Дизайн фонтана

[ редактировать ]
Площадь Маттеи и фонтан «Черепаха».

Фонтан был спроектирован архитектором Джакомо делла Порта (1533–1602) в 1581 году. Он использовал дизайн, который повторил в нескольких фонтанах и адаптировал из более ранних древнеримских фонтанов. На пьедестале стояла единственная ваза, или чаша, из которой вода хлестала вверх, а затем лилась вниз в многоугольный бассейн. [7] Что отличало фонтан на площади Маттеи, так это его украшение; Маттеи поручил молодому скульптору Таддео Ландини (1550–1596) для своего первого скульптурного заказа в Риме создать статуи четырех эфебов , или молодых мужчин-подростков, и восьми дельфинов. Изначально предполагалось, что они будут из мрамора, но в конечном итоге их сделали из бронзы, которая оказалась дороже. Эфебы в стиле маньеризма , возможно, были вдохновлены восемью бронзовыми фигурами, сделанными в 1563-1565 годах Бартоломео Амманнати для фонтана Нептуна , или дю Бьянконе, во Флоренции. [8]

Фонтан состоит из квадратной чаши с круглой чашей из африканского мрамора, установленной на постаменте в центре. По краю васки расположены четыре головы путти , из которых льется вода в бассейн внизу. четыре мраморные раковины Основание фонтана окружают . Четыре бронзовых эфеба расположены вокруг сосуда с фонтаном, каждый опирается одной ногой на голову бронзового дельфина, тянется вниз, чтобы держать дельфина за хвост, и поднимает одну руку к краю сосуда. Вода выливается изо рта дельфинов в раковины, затем в бассейн внизу.

Проблема воды

[ редактировать ]
Эфебы, черепахи и дельфины

У фонтана практически сразу возникла проблема с водоснабжением. Все фонтаны Рима работали под действием силы тяжести: источник воды должен был быть выше фонтана, а высота, на которую вода могла струить вверх, определялась разницей высот между источником и фонтаном. У всех фонтанов, соединенных с акведуком Acqua Vergine, была одна и та же проблема: непосредственный источник воды, резервуар возле площади Испании, находился всего на высоте шестидесяти семи футов над уровнем моря, а падение на всей высоте составляло всего двадцать три фута. система. В результате поток воды в Фонта-делле-Тартаруге был очень слабым. [9]

Чтобы решить эту проблему, фонтан был модифицирован вскоре после его завершения. Четыре дельфина, которые должны были извергать воду, вероятно, поддерживаемые руками эфебов, были удалены и перенесены в другой фонтан, Фонтана делла Террина, который тогда находился на Кампо де'Фьори, прежде чем переместить их на новое место. перед новой церковью Санта-Мария-ин-Валичелла [10] У фонтана на площади Маттеи осталась единственная восходящая струя воды в сосуде, заполнявшем чашу, которая стекала через устья пути в нижний бассейн, и четыре небольших струи через пасти дельфинов, которые текли в раковину. ракушки.

Фонтан, очевидно, обслуживал всю округу. Питьевую воду из фонтана разносили по окрестным домам слуги, члены семьи или платные носильщики воды. Ранние гравюры показывают, что после открытия фонтана рядом с ним был установлен древнеримский саркофаг, который служил поилкой для лошадей и отделял эту воду от питьевой воды для людей. [11]

Критическая реакция

[ редактировать ]

Фонтан, который тогда назывался просто Фонтана делли Маттеи или Фонс Маттейорум , имел успех у критиков и публики. В 1588 году писатель Джироламо Ферруччи назвал его «самым красивым и совершенным фонтаном Рима». [12]

Фонтан был предметом гравюр и рисунков таких художников, как Джованни Баттиста Фальда , которые распространили его славу. В 1642 году художник и критик Джованнин Бальоне также высоко оценил красоту фонтана, назвав его данью добродетели своего покровителя. [13]

В семнадцатом веке фонтан часто ошибочно приписывали либо Рафаэлю , либо Микеланджело , что добавляло ему популярности и репутации. [14]

Добавление черепах

[ редактировать ]

Первоначальный дизайн фонтана предусматривал размещение четырех бронзовых дельфинов на верхнем васке, поддерживаемых поднятыми руками четырех молодых людей. После удаления четырех дельфинов из-за низкого давления воды поднятые руки статуй, казалось, не имели смысла. [15]

Вероятно, чтобы исправить эту проблему и сбалансировать композицию, четыре черепахи по краю васки были добавлены во время реставрации фонтана между 1658 и 1659 годами по заказу Папы Александра VII . Их обычно приписывают либо Джан Лоренцо Бернини , либо Андреа Сакки . Дата реставрации записана на четырех мраморных свитках вокруг фонтана. [16]

Черепахи очень реалистичны; Если их создателем был Бернини, он, возможно, использовал слепки настоящей черепахи, как он поступал со скульптурами других живых существ. [17]

Новейшая история

[ редактировать ]

В 1853–1854 годах, во время короткого периода пуританства в Риме, листья прикладывали к половым органам мальчиков. [18] В 1979 году из фонтана украли одну из черепах. После кражи оригинальные черепахи были заменены копиями. Статуя была оборудована системой очистки воды, предотвращающей накопление кальциевых отложений, что требовало частой чистки фонтана. Система очистки воды была заменена в 2003 году, а мрамор и бронза фонтана были тщательно отреставрированы и сохранены в 2006 году. [19]

Иконография фонтана-черепахи

[ редактировать ]

Историки искусства представили различные теории об иконографии фонтана, в частности о странной контрапостной позе бронзовых фигур и присутствии бронзовых черепах, которые были добавлены в 1658 или 1659 году. Некоторые историки говорят, что поднятые руки мужских фигур были предназначался для удержания четырех бронзовых дельфинов, которые были удалены, когда фонтан открылся из-за недостаточного давления воды, чтобы заставить их извергать воду. Черепахи были добавлены просто для того, чтобы сбалансировать композицию и дать повод для поднятых рук фигур. [20]

Другие историки отмечают, что римские фонтанные скульптуры эпохи Возрождения обычно рассказывали историю или олицетворяли добродетель, которой, по мнению их покровителя, он обладал. Немецкий историк Филип Фель предположил, что темой фонтана была «Festina lente», неоплатоническая поговорка «торопитесь медленно», противопоставляющая скорость дельфинов и медлительность черепах. [21]

Норвежский историк искусства Анн Кристин Тогстад ​​считает, что мужские фигуры и черепахи связаны с римской и греческой легендой о Юпитере и Ганимеде . Легенда рассказывает, как бог Юпитер влюбился в красивого молодого пастуха Ганимеда. Юпитер превратился в орла и поднял Ганимеда на небо, где он стал бессмертным и виночерпием богов. В 1597 году семья Маттеи приобрела территорию Джове , итальянское название Юпитера, и построила возле фонтана новую резиденцию под названием Палаццо Маттеи ди Джове . Они украшали свои дома эмблемами, картинами и скульптурами с орлом Юпитера и изображениями Ганимеда. Поднятые руки фигур в фонтане напоминают позы классических римских изображений Ганимеда, похищенного орлом. Черепаха ассоциировалась в мифологии с Юпитером. [22]

Популярная римская легенда гласит, что разорившийся азартными играми герцог Муций Маттеи приказал в одночасье построить фонтан, чтобы завоевать доверие богатого отца женщины, на которой он хотел жениться. На следующее утро он открыл окно своего палаццо и показал своему будущему тестю фонтан. Отец был впечатлен и позволил бракосочетанию состояться, а герцог, чтобы помнить об этом событии, приказал закрыть окно, выходящее на фонтан. Закрытое кирпичом окно по-прежнему выходит на фонтан. [23]

Эта история, вероятно, всего лишь легенда; Скептики отмечают, что построить такой сложный фонтан в темноте, не производя при этом никакого шума, за одну ночь было бы очень сложно. По мнению таких историков, как Мауриция Тацертес, фонтан строился в течение длительного периода между 1581 и 1588 годами. [24] а Палаццо Маттеи ди Джове, главная резиденция Маттеи, был завершен только в 1616 году.

Защитники легенды отмечают, что Палаццо Джакомо Маттеи, более ранняя резиденция семьи Маттеи, стоящая прямо перед фонтаном, была построена в начале 16 века, до того, как был построен фонтан, и, следовательно, легенда могла быть правдой. .

Реплика в Хантингтон-парке

Копия фонтана, сделанная в Риме в начале 1900-х годов, была куплена Уильямом Х. и Этель Крокер для их поместья в Хиллсборо, Калифорния. Его четверо детей подарили городу Сан-Франциско и установили в Хантингтон-парке, Ноб-Хилл, в 1954 году. Он стоит в воде несколько ниже, чем римский оригинал. [1]

В США есть четыре задокументированные копии Фонтаны Делле Тартаруге, расположенные в Блумфилд-Хиллз, штат Мичиган; Сарасота, Флорида; Сан-Франциско, Калифорния; и в особняке Элмсов в Ньюпорте, Род-Айленд.

Фонтан «Черепаха» в Блумфилд-Хиллз, штат Мичиган, расположен на круглой террасе рядом с домом Крэнбрук. В последние годы фонтан был восстановлен на средства Cranbrook House and Gardens Auxiliary. [25] [26]

Фонтан и площадь Маттеи появляются в военном фильме 1968 года «Анцио» , когда разведывательная группа въезжает в город на джипе .

Фонтан также появляется в нескольких сценах фильма «Талантливый мистер Рипли » 1999 года режиссера Энтони Мингеллы.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Тазартес, стр. 10, и Мортон, Воды Рима , стр. 73-74.
  2. ^ Тазартес, стр. 14
  3. ^ Тазартес, стр. 14
  4. ^ Мауриция Тазартес, Фонтаны Рима, стр. 62
  5. ^ Тогстад
  6. ^ Тогстад
  7. ^ Энн Кристин Тагстад, Фонтан Черепаха, иконография римского фонтана
  8. ^ Чезаре Д'Ононфрио, гл. I, aii, также Мауриция Тазартес, стр. 62
  9. ^ Кэтрин Уитворт Ринне, Подъем и падение вод Рима, в «Фонтаны, всплеск и зрелище, вода и дизайн от эпохи Возрождения до наших дней», под редакцией Мэрилин Симмс, Темза и Гудзон, Лондон, 1998.
  10. ^ Тазартес, стр. 42
  11. ^ Мауриция Тазартес, стр. 62
  12. ^ «Этот среди других источников, находящихся в наше время в Риме, считается наиболее красивое и совершенное, что есть, за неопределенность и превосходство работы»Джироламо Ферруччи, «Древность Рима» Андреа Фульвио, Венеция, 1588 г., стр.322. (цитируется Анной Кристиной Тогстад.)
  13. ^ «Фонтана Маттеи... другой прекрасный фонтан синьори Маттеи на площади Пьяцца де'Фунари - достойные свидетели его добродетели» Джованни Бальоне: Жизни художников, скульпторов и архитекторов Джованни Бальоне, Рим, 1642, стр.82. (Цитируется Анной Кристиной Тогстад).
  14. ^ Энн Кристин Тогстад, стр. 22
  15. ^ Тазартес, стр. 62.
  16. ^ Надпись гласит: АЛЕКСАНДР VII – РЕСТОРАН – ОРНАТИЧЕСКИЙ – ANNO PONTIF IV. (Александр VII восстановил и украсил его на четвертом году своего понтификата.).
  17. ^ Энн Кристин Тогстад.
  18. ^ См. Энн Кристин Тогстад.
  19. ^ Статья в итальянской Википедии.
  20. ^ Тазартес (стр. 62) и Место у Фонтана и резиденции Маттеи.
  21. ^ Фель, Филипп: «Красота, декорум и иконография: Заметки о Фонтане делле Тартаруга в Риме» в честь Мартина Гозебруха: Festschrift по случаю его 65-летия 20 июня 1984 г., изд. Ф. Н. Штайгервальда, Мюнхен, 1984 г.
  22. ^ "Я обнаружил, что существует множество связей между черепахой и мифом о Юпитере и Ганимеде; что существует сходство не только между Юпитером и Юпитером Сабацио, но также между фригийским богом солнца Митрой, который, как полагают, был часть синкретизма и Ганимед». См. диссертацию Тогстада.
  23. Легенда изложена в книге Джорджио Карпането, Римские дворянские семьи , Рим, 2000, стр. 254, цитируется Анной Кристиной Тогстад.
  24. ^ Мауриция Тазартес, стр. 62
  25. ^ Путеводитель по кампусу: Крэнбрук, Кэтрин Бишоп Эккерт, Princeton Architectural Press, 2001.
  26. ^ Стивен Ф. Остроу, «Коллекционирование копий« самого очаровательного фонтана Рима »: Fontana delle Tartarughe Таддео Ландини», Artibus et Historiae, 84, 2021, стр. 265-305.

Источники

[ редактировать ]
  • Мауриция Тазартес, Fontaines de Rome , французское издание, перевод с итальянского Кристин Пиот. Цитадели и Мазенод, Париж, 2004 г.
  • Вилли Поконо, Фонтаны Рима , Рим, 1996.
  • Х. В. Мортон , Воды Рима , Лондон, 1970 г.
  • Анн Кристин Тогстад, Fontana delle Tartarughe - иконография римского фонтана , Университет Осло, 2005 г. (Докторская диссертация, полный текст которой доступен в Интернете).
  • Д'Онофрио, Чезаре, Римские фонтаны, с неопубликованными документами и рисунками, 2-е издание, Рим, 1962 г.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Фонтана делле Тартаруге (Рим), на Викискладе?

Предшественник
Четыре Фонтана
Достопримечательности Рима
Черепаховый фонтан
Преемник
Фонтан Треви
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da3b75aa8fee4ace9cdf4f34a1f94797__1720812960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/97/da3b75aa8fee4ace9cdf4f34a1f94797.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fontana delle Tartarughe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)