Римское гетто
Римское гетто | |
---|---|
Родное имя Русский : Гетто Рима | |
Координаты | 41 ° 53'33 "N 12 ° 28'39" E / 41,8924 ° N 12,4775 ° E |
Учредил | 1555 |
Снесен | 1888 |
Архитектор | Джованни Саллюстио Перуцци |
или Римское гетто гетто Рима ( итал . Ghetto di Roma ) — еврейское гетто, основанное в 1555 году в Рионе Сант-Анджело , в Риме , Италия , на территории, окруженной современной Виа дель Портико д'Оттавия , Лунготевере дей. Ченчи , Виа дель Прогрессо и Виа ди Санта-Мария-дель-Пьянто, недалеко от реки Тибр и театра Марцелла . За исключением коротких периодов правления Наполеона с 1808 по 1815 год и Римских республик 1798–99 и 1849 годов , Римское гетто контролировалось папством до захвата Рима в 1870 году. [1]
Создание
[ редактировать ]Еврейская община Рима, вероятно, является старейшей в мире за пределами Ближнего Востока и существует непрерывно с классических времен до наших дней. Первое упоминание о евреях в Риме относится к 161 г. до н.э., когда Ясон б. Елеазар и Евполем б. Говорят, что Иоханан отправился туда в качестве посланника Иуды Маккавея . [2]
Римское гетто было создано в результате папской буллы Cum nimis абсурдум , обнародованной Папой Павлом IV 14 июля 1555 года. Булла также требовала от евреев Рима, которые существовали как община еще до христианских времен и насчитывали около 2000 человек в Риме. время жить в гетто. Гетто представляло собой квартал, обнесенный стеной, ворота которого запирались на ночь. Стена была построена под руководством архитектора Джованни Саллюстио Перуцци . Стоимость строительства стены в 300 римских скуди должна была быть оплачена еврейской общиной. Район Рима, выбранный для гетто, был одним из самых нежелательных кварталов города, подверженных постоянным наводнениям со стороны реки Тибр , но где евреи составляли уже 80% населения. [3] На момент основания эта территория представляла собой трапецию, основания которой (параллельно реке) имели размеры соответственно 270 м (890 футов) (около Тибра) и 180 м (590 футов), а стороны составляли около 150 м (490 футов). футов) в длину. [4] Стена начиналась от Понте Фабрицио и доходила до Портика д'Оттавия ; оттуда он проходил по сегодняшней Виа дель Портико д'Оттавия (не считая древнего рыбного рынка ( итал . La Pescheria )); на площади Пьяцца Джудеа (которая была разрезана надвое) она снова изгибалась, проходя вдоль Виколо Ченчи (сегодня Виа дель Прогрессо), пока снова не достигла Тибра. [3] Общая площадь составила три гектара. Во времена Сикста V (конец 1580-х годов) около 3500 жителей жили в нечеловеческих условиях. [4]
Булла также лишила еврейскую общину всех прав и наложила на евреев ряд новых ограничений, таких как запрет на владение собственностью и медицинскую практику для христиан, а также обязательные католические проповеди в еврейскую субботу .
Евреям не разрешалось владеть никакой собственностью, даже в гетто. Христианские владельцы домов в гетто могли сохранить свою собственность, но из-за jus gazzagà (права владения) они не могли ни выселить евреев, ни повысить арендную плату. [Примечание 1]
Ворота были добавлены по мере последовательного расширения гетто. [4] Первоначально в стене было двое ворот. В XVI веке их число увеличилось до трёх, при Сиксте V — до пяти и, наконец, в XIX веке — до восьми. Ворота открывались на рассвете и закрывались каждую ночь, через час после захода солнца в период с ноября по Пасху и через два часа в другое время. [4] В этом районе практически не было примечательных построек. Единственная важная площадь — Пьяцца Джудеа. [Примечание 2] — был разделен стеной на две части. Все церкви, стоявшие на территории гетто, были освящены и снесены вскоре после его постройки.
по-разному упоминалось Как и многие другие итальянские гетто, гетто Рима изначально так не называлось, но в документах на итальянском языке как serraglio degli Ebrei или claustro degli Ebrei , что означает «огороженная территория евреев». Различные формы слова «гетто» вошли в употребление в конце 16 века. Современное римско-еврейское употребление — ghétte . [5]
Жизнь в гетто
[ редактировать ]Жизнь в римском гетто была жизнью ужасающей бедности из-за жестких ограничений, налагаемых на профессии, которые разрешалось выполнять евреям. Римским евреям разрешалось работать только на неквалифицированных работах, таких как старьевщики, торговцы подержанными товарами. [6] или торговцы рыбой. Им было разрешено быть ростовщиками (что было запрещено христианам); и эта деятельность возбудила против них ненависть многих христиан.
В лотерее разрешалось делать ставки только на небольшие числа (от 1 до 30), принадлежащие одной группе из 10. [Примечание 3] В случае выпадения пяти таких номеров римляне говорили, что в этот день в гетто происходит большой пир. [7]
Когда евреи выходили за пределы гетто, мужчины должны были носить желтую ткань («sciamanno»), а женщины – желтую вуаль (того же цвета, что и проститутки). [6] Во время пиров им приходилось веселить христиан, состязаясь в унизительных играх. Им приходилось бежать обнаженными, с веревкой на шее или с завязанными в мешки ногами. Иногда на них ездили и солдаты. [Примечание 4]
Евреям приходилось ежегодно подавать прошение о разрешении жить там. За эту привилегию они платили ежегодный налог. Евреи Рима были обязаны ежегодно присягать на верность Папе у Арки Тита , посвященной римскому разграблению Иерусалима в 70 году нашей эры. Каждый год на Кампидольо раввин должен был отдать дань уважения главе городского совета («Капорионе»), получая от него в обмен пинок под зад. Эта «церемония» означала, что еврейской общине разрешили остаться в Риме еще на один год. [Примечание 5]
Каждую субботу еврейскую общину заставляли слушать обязательные проповеди. [Примечание 6] перед небольшой церковью Сан-Грегорио-а-Понте-Кватро-Капи , сразу за стеной. [Примечание 7]
На момент постройки в гетто, как и почти везде в Риме, не было пресной воды. Однако несколько лет спустя Папы построили в Рионе несколько фонтанов. Один фонтан, спроектированный Джакомо делла Порта , должен был быть размещен на площади Пьяцца Джудеа, месте рынка, внутри гетто, но Муцио Маттеи использовал свое влияние, чтобы расположить фонтан, Fontana delle Tartarughe (Фонтан Черепаха), в Пьяцца Маттеи перед его резиденцией. [Примечание 8] [8] [9] [ сомнительно – обсудить ]
По мере роста еврейской общины внутри гетто возникла сильная перенаселенность. Поскольку территория не могла расширяться по горизонтали, евреи строили вертикальные пристройки к своим домам, которые закрывали доступ солнцу на и без того сырые и узкие улицы.
Огромное количество людей, живущих на такой маленькой территории, [Примечание 9] вместе с бедностью населения вызвали ужасные гигиенические условия. Район, расположенный очень низко и недалеко от Тибра, часто подвергался наводнениям, и такие болезни, как холера и малярия, были эндемичными. Во время чумы 1656 года из 4000 жителей гетто умерло 800 человек. В 1867 году, всего за три года до ликвидации гетто, произошла эпидемия холеры. [4] [10] Сант-Анджело, самый маленький по площади район, также имел самую высокую плотность населения из-за наличия гетто.
Отмена
[ редактировать ]Первый большой переворот с тех пор, как Павел IV основал гетто, произошел во время наполеоновских войн . Стремясь провозгласить свой собственный свод универсальных законов, Наполеон решил, что каждый гражданин, находящийся под его властью, будет пользоваться равной защитой закона. Кодекс Наполеона устранил многие, если не все, особые права и привилегии, которыми пользовались аристократические и религиозные деятели; и наоборот, они также сняли особые ограничения и обременения, налагаемые на еврейские общины. Во многих странах это означало конец еврейских гетто. Конечно, Рим не был исключением: когда войска Наполеона триумфально вошли в город, особое внимание уделялось физическому сносу старых стен гетто. Это был не просто акт альтруизма. Наполеон был полон решимости показать католической церкви, что теперь он является доминирующей силой в Риме. [11] В 1798 году он упразднил Папскую область и заменил ее новой Римской республикой , которая быстро отменила папский закон, обязывающий евреев проживать в гетто. В ознаменование этого события Дерево Свободы на площади Пьяцца делле Чинкве Сколе («Площадь пяти синагог») было посажено . Однако, когда в 1799 году была восстановлена Папская область, гетто было восстановлено, и евреи, покинувшие его пределы, были вынуждены вернуться.
В XIX веке стало ясно, что гетто становится все менее и менее устойчивым. 17 апреля 1847 года группа молодых людей из Трастевере взломала ворота гетто, закрытые на ночь. [12] В 1848 году, в либеральном начале своего понтификата, Пий IX разрешил евреям жить за пределами гетто. Однако после короткого периода изгнания, в течение которого Рим находился под контролем второй Римской республики. [13] которые решительно выступали против власти церкви, Папа издал новую серию антилиберальных мер, включая восстановление гетто. [14] Подушный налог для евреев был отменен в 1850 году.
Папская область прекратила свое существование 20 сентября 1870 года, когда они были объединены с остальной частью полуострова в новое созданное Королевство Италия. С этой резкой сменой правительства требование о том, чтобы евреи жили в гетто, отпало. Но столетия скопления людей, ограничений и болезней сделали свое дело. Хотя в римском гетто когда-то проживало около 10 000 евреев, к 1870 году население сократилось вдвое, а половина оставшихся полагалась на благотворительность, чтобы выжить. Действительно, многие еврейские жители считали войска Рисорджименто, прибывшие, чтобы вырвать контроль над правительством Рима у католической церкви, как освободителей и героев-завоевателей. [10] В 1888 году стены гетто были снесены, а само гетто практически полностью снесено. В 1904 году на этом месте были построены Большая синагога Рима и ряд жилых домов. Насыпи были созданы для предотвращения наводнений и уменьшения распространения болезней.
Римское гетто было последним оставшимся гетто в Западной Европе до тех пор, пока гетто не были вновь созданы нацистской Германией в 1930-х годах.
Наследие
[ редактировать ]Из-за трехсот с лишним лет изоляции от остального города евреи римского гетто выработали свой собственный диалект , известный как Джудео-романеско , который отличается от диалекта остальной части города сохранением диалекта 16-го века. Диалектические формы века и либеральное использование латинизированных еврейских слов.
Сегодня в районе бывшего гетто находится Большая синагога Рима . Остался один кусок стены гетто, который был встроен в стену одного из дворов рядом с площадью Чинкве-Сколе.Его описывают как «один из самых очаровательных и эклектичных районов Рима, [...с] ресторанами, где подают одни из лучших блюд в городе». [15] такие как римско-еврейское фирменное блюдо из жареных артишоков , артишоков alla giudìa и начиненных цуккини цветков , цветов кабачков . [16]
См. также
[ редактировать ]- на римское гетто в 1943 году. Рейд немцев
- Сант-Анджело (район Рима)
- Еврейские гетто в Европе
- История евреев в Италии
- Самуэль Кастельнуово
- Кондитерская Боччоне
Примечания
[ редактировать ]- ^ О, 96: Около 1860 года арендная плата за большую квартиру в гетто составляла 30 скуди в месяц; арендная плата оставалась прежней со времен правления Урбана VIII . Такая же квартира на свободном рынке стоила 450 скуди.
- ^ Пьетранджели, 45: На площади были размещены казармы жандармов, контролировавших гетто, и там практиковались пытки страппадо ( «ла корда»).
- ^ Этот закон был установлен потому, что, поскольку евреи имели репутацию колдунов, римляне считали, что они могут победить с помощью колдовства. В противном случае обычно в итальянской лотерее делаются ставки на пять чисел от 1 до 90. Занаццо, 143.
- ^ Эти привычки были обычным явлением и до создания гетто. Например, Папа Александр VI поклонником подобных соревнований был . Он решил не прокладывать новую дорогу под названием Борго Нуово, которую он открыл в 1500 году в Борго , чтобы сохранить лучшее место для бегунов.
- ^ Эта традиция была прервана Пием IX в 1847 году. О, 96.
- ^ Рассказывают, что многие евреи закрывали уши воском, чтобы не слышать проповедь.
- ^ На фасаде церкви до сих пор сохранилась надпись пророка Исайи ( LXV, 2-3) на иврите и латыни , жалующаяся на упрямство еврейского народа.
- ↑ Фонтан сейчас находится на Виа дель Прогрессо.
- ↑ Площадь гетто после расширения при Сиксте V была чуть больше трёх гектаров . Пьетранджели, 44.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лернер, 1.
- ^ «Римское сообщество» . Проект открытых баз данных Бейт-Хатфуцот, Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот .
- ^ Перейти обратно: а б Пьетранджели, 42.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Пьетранджели, 44.
- ^ Дебенедетти-Стоу, 79–85.
- ^ Перейти обратно: а б От Росси, 222.
- ^ Занаццо, 144.
- ^ Воды Рима , Мортон (стр.73-74)
- ^ Фонтаны Рима , Мауриция Тазартес (стр.62)
- ^ Перейти обратно: а б Кэрролл, Джеймс (2001). Меч Константина: церковь и евреи: история . Бостон: Хоутон Миффлин. п. 416. ИСБН 0-395-77927-8 . OCLC 44727744 .
- ^ Кэрролл, Джеймс (2001). Меч Константина: церковь и евреи: история . Бостон: Хоутон Миффлин. п. 432. ИСБН 0-395-77927-8 . OCLC 44727744 .
- ^ Агрести, стр. 33.
- ^ Пужуа, История Пия IX, его понтификата и его века, Том I-VI, Париж, 1877. Том. II, с. 429.
- ^ Пужуа, Том. III, с. 258
- ^ Лекич 2004 , стр. 104.
- ^ Лекич 2004 , стр. 191.
Дальнейшие ссылки
[ редактировать ]- ^ Чедвик, Оуэн (1998). История Пап 1830-1914 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 128–129. ISBN 0-19-826922-6 .
Источники
[ редактировать ]- Баронио, Чезаре (1697). Описание современного Рима (на итальянском языке). Массачусетс и Пенсильвания Де Росси, Рим.
- О, Эдмонд (1861). Современный Рим (на французском языке). Этцель, Париж.
- Занаццо, Джиджи (1907–1910). Привычки, обычаи и предрассудки жителей Рима (на итальянском языке). Турин – Рим.
- Делли, Серджио (1975). Улицы Рима (на итальянском языке). Ньютон Комптон, Рим.
- Пьетранджели, Карло (1976). Сант-Анджело. Путеводители по окрестностям Рима (на итальянском языке). Братья Паломби, Рим.
- Стаччоли, Ромоло (1988). Рим в стенах (на итальянском языке). Братья Мелита, Рим.
- Агрести, Оливия Россетти (1907). Джованни Коста, его жизнь, творчество и времена . 2-е издание Лондон: Гей и птица. (1-е место: Лондон: Грант Ричардс, 1904 г.)
- Дебенедетти-Стоу, Сандра (1992). «Этимология слова «гетто»: новые свидетельства из Рима» . Еврейская история . Том памяти Фрэнка Талмейджа. 6 (1/2): 79–85. дои : 10.1007/BF01695211 . ISSN 0334-701X . JSTOR 20101121 . S2CID 159880549 . (требуется подписка) .
- Лернер, Л. Скотт (зима – весна 2002 г.). «Рассказ о Римском гетто» . Еврейские социальные исследования . Новая серия. 8 (2/3): 1–38. дои : 10.1353/jss.2002.0009 . ISSN 0021-6704 . (требуется подписка) . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г.
- Стоу, Кеннет Р. Театр аккультурации: римское гетто в шестнадцатом веке (Сиэтл: University of Washington Press, 2001). ISBN 978-0295980225
- Стоу, Кеннет Р. Еврейская жизнь в Риме раннего Нового времени: вызов, обращение и частная жизнь (Олдершот, 2007). ISBN 9780754659167
- Лекич, Ведран (2004). Махан, Мэтью В. (ред.). Рим: Путеводитель по городу (первое издание). Кембридж, Массачусетс: Макмиллан. ISBN 1-4050-3329-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Карта Google: Гетто расположено к северу от острова Тиберина, белый купол храма находится между Виа Каталана и рекой, омывающей Лунготевере де Ченчи.
- 18 октября: евреев Рима депортируют в Освенцим.
- Лилиана Пиччиотто Фаргион. Книга Памяти. Евреи, депортированные из Италии (1943-1945). Милан: Мурсия, 1991 (на итальянском языке)
- Вход на сайт Romeartlover