Jump to content

Сан-Клементе-аль-Латерано

Координаты : 41 ° 53'22 "N 12 ° 29'51" E  /  41,88944 ° N 12,49750 ° E  / 41,88944; 12,49750

Святой Климент
Двор базилики Святого Климента
Карта
Нажмите на карту для полноэкранного просмотра
41 ° 53'22 "N 12 ° 29'51" E  /  41,88944 ° N 12,49750 ° E  / 41,88944; 12,49750
Расположение Рим
Страна Италия
Номинал Католическая церковь
Традиция Латинская церковь
Веб-сайт www .basilicasanclemente
История
Статус Базилика ,
титульная церковь ,
национальная церковь
Преданность Папа Климент I
Архитектура
Архитектурный тип Церковь
Стиль палеохристианский , романский
Новаторский 1108
Завершенный 1123
Технические характеристики
Длина 45 метров (148 футов)
Ширина 25 метров (82 фута)
нефа Ширина 13 метров (43 фута)

Базилика Святого Климента ( итальянский : Basilica di San Clemente al Laterano ) — латино-католическая малая базилика, посвященная Папе Клименту I, расположенная в Риме , Италия . С археологической точки зрения это сооружение представляет собой трехъярусный комплекс зданий: (1) нынешняя базилика, построенная незадолго до 1100 года, в разгар Средневековья ; (2) под нынешней базиликой находится базилика IV века, переоборудованная из дома римского дворянина, часть которой в I веке некоторое время служила ранней церковью, а подвал которой был перестроен во II веке. век недолгое время служил митреем ; (3) дом римского дворянина был построен на фундаменте виллы и склада республиканской эпохи , которые были разрушены во время Великого пожара 64 года нашей эры .

План церкви

Эта древняя церковь на протяжении веков трансформировалась из частного дома, который был местом тайного христианского богослужения в I веке, в величественную общественную базилику к VI веку, что отражает растущую легитимность и власть зарождающейся католической церкви. Археологические следы истории базилики были обнаружены в 1860-х годах Джозефом Маллули , [1] Приор дома ирландских доминиканцев в Сан-Клементе (1847–1880). [2]

До 4 века

[ редактировать ]

На самых нижних уровнях нынешней базилики находятся остатки фундамента здания, возможно, республиканской эпохи , которое могло быть разрушено во время Великого пожара 64 года . Было построено промышленное здание – вероятно, императорский монетный двор Рима конца I века н. э. (поскольку подобное здание изображено на рисунке XVI века фрагмента северанского мраморного плана города). [3] или перестроен на том же месте в период Флавиев. Вскоре после этого был построен инсула , или жилой дом. [ нужна ссылка ] От промышленного здания его отделял узкий переулок. Примерно через сто лет (ок. 200 г.) митреум святилище культа Митры во дворе инсулы был построен . Главное культовое помещение ( спелеум , «пещера»), [4] длиной около 9,6 м и шириной 6 м, был обнаружен в 1867 году, но не мог быть исследован до 1914 года из-за отсутствия дренажа. [5] Экседра . , неглубокая апсида в дальнем конце помещения с низким сводом, была отделана пемзой, чтобы придать ей больше сходства с пещерой

В центре главного помещения святилища находился алтарь в форме саркофага с главным культовым рельефом тавроктонии ( изображением Митры, убивающего быка) на передней стороне. [6] Факелоносцы Коут и Каутопат появляются соответственно на левой и правой сторонах одного и того же памятника. В дарственной надписи донором назван отец Гней Аррий Клавдиан, возможно, принадлежащий к тому же клану, что и мать Тита Аррия Антонина . Другие памятники, обнаруженные в святилище, включают бюст Сола. [7] хранящаяся в святилище в нише у входа, и фигурка Митры Петра общего , [8] т.е. Митра, рожденный из скалы. Были также найдены фрагменты скульптуры двух факелоносцев. [9] Одна из комнат, примыкающих к главной камере, имеет два продолговатых кирпичных ограждения. [10] один из которых использовался как ритуальная свалка для остатков культовой трапезы. Все три упомянутых выше памятника до сих пор выставлены в митрее. Четвертый памятник – статуя Святого Петра, найденная в вестибюле спелеума и до сих пор выставленная там, – не относится к числу загадок.

4–11 века

[ редактировать ]

Где-то в IV веке нижний уровень промышленного здания был засыпан землей и щебнем, а второй этаж реконструирован. Над частью дома была надстроена апсида, нижний этаж которой с Митреем также был засыпан. Известно, что эта «первая базилика» существовала в 392 году, когда св. Иероним писал о церкви, посвященной св. Клименту. , то есть Папа Климент I , новообращенный христианин I века нашей эры, которого патрологи и церковные историки ранее считали тождественным Титу Флавию Клеменсу. Реставрации проводились в 9 веке и примерно в 1080–1099 годах. [11]

Ранняя базилика была местом проведения соборов под председательством папы Зосима (417 г.) и Симмаха (499 г.). Последним крупным событием, произошедшим в нижней базилике, было избрание в 1099 году кардинала Райнериуса Святого Климента Папой Пасхалом II .

Интерьер второй базилики

Помимо тех, что находятся в Санта-Мария-Антиква , самая большая коллекция настенных росписей раннего средневековья в Риме находится в нижней базилике Сан-Клементе. [12]

Четыре самые большие фрески в базилике были созданы светской парой Бено де Раписа и Марией Макелларией где-то в последней трети XI века и посвящены жизни, чудесам и переводам святого Климента, а также житие святителя Алексия . Бенон и Мария изображены в двух композициях: один раз на фасаде базилики вместе со своими детьми, Алтилией и Клеменсом ( puerulus Clemens , т.е. «маленький мальчик Климент»), приносящими дары святому Клименту, и на колонне на левая часть нефа, где они в небольшом масштабе изображены свидетелями чуда, совершенного святым Климентом. Ниже этой последней сцены находится один из самых ранних примеров перехода от латыни к народному итальянскому: фреска, изображающая язычника Сисинния и его слуг, которые думают, что захватили святого Климента, но вместо этого тащат колонну. Сисинний подбадривает слуг по-итальянски Fili de le pute, Traate! Госмари, Альбертель, черт! Falite dereto colo palo, Карвончелле! , [13] что в переводе на английский означает: «Давай, сукины дети, тяни! Давай, Госмари, Альбертелло, тяни! Карвончелло, дай ему со спины шестом!» Святитель говорит на латыни, крестообразной надписью: Duritiam cordis Vestris, saxa trahere meruistis , что означает «Вы заслужили таскать камни по жестокосердию вашему».

Историки искусства долгое время считали Бено де Рапису и Марию Маселларию сторонниками ныне канонических пап-реформистов Григория VII, Урбана II и Пасхалия II, а фрески - пропагандой партии реформ. Однако если картины датируются 1080-ми или 1090-ми годами, как полагают многие искусствоведы, то Бено и Мария, возможно, вместо этого отдали предпочтение антипапе Клименту III (Виберту Равеннскому) , которого они стремились почтить своими картинами о раннехристианском папе Римском. то же имя. [14]

Вторая базилика

[ редактировать ]
Мозаика апсиды, Сан-Клементе, около 1200 г., демонстрирующая распространенную форму византийского арабескового мотива в виде закрученных аканта. усиков
Деревянный потолок

Нынешняя базилика была перестроена за одну кампанию кардиналом Анастасием около 1099 г. 1120. Ныне устаревшая гипотеза утверждала, что первоначальная церковь сгорела во время норманнами разграбления города при Роберте Гвискаре в 1084 году, но никаких свидетельств повреждений от пожара в нижней базилике до сих пор обнаружено не было. Одно из возможных объяснений состоит в том, что нижняя базилика была засыпана, а новая церковь построена наверху из-за тесной связи нижнего строения с имперским оппозиционным папой («антипапой») Климентом III/Вибертом Равеннским . [14] Сегодня это одна из самых богато украшенных церквей Рима. Парадный вход (сегодня обычно используется боковой вход) осуществляется через атриум ( B на плане), окруженный аркадами, который теперь служит монастырем , окруженным монастырскими зданиями. Перед атриумом находится целомудренный фасад Карло Стефано Фонтаны (племянника Карло Фонтаны ), поддерживаемый античными колоннами , и его маленькая колокольня ( иллюстрация ). Церковь - базилика позади нее состоит из трех нефов , разделенных аркадами на древних мраморных или гранитных колоннах с инкрустацией в стиле Косматеско . Схола канторум XII века ( E на плане) включает в себя мраморные элементы оригинальной базилики. Позади него, в пресвитерии, находится киворий ( H на плане), поднятый на четырех серо-фиолетовых колоннах над ракой Климента в склепе внизу. Епископский престол стоит в апсиде , покрытой мозаикой на тему Триумфа Креста , которая является кульминацией римской мозаики XII века.

церкви Сан-Клементе Гравюра Джузеппе Васи (1753 г.)
Главный вход в базилику

Ирландские доминиканцы владели базиликой Сан-Клементе и окружающим комплексом зданий с 1667 года. Папа Урбан VIII предоставил им убежище в Сан-Клементе, где они и остались, управляя резиденцией для священников ( итальянский : Collegio San Clemente Padri Domenicani Irlandesi a Roma ), обучающихся и преподавал в Риме. Сами доминиканцы проводили раскопки в 1950-х годах в сотрудничестве с итальянскими студентами-археологами.

На одной из стен атриума находится мемориальная доска, прикрепленная Папой Климентом XI в 1715 году, восхваляющая базилику Святого Климента: «Эта древняя церковь выдержала разрушительное воздействие веков». [15] Климент предпринял реставрацию почтенного сооружения, которое он нашел ветхим. Архитектором он выбрал Карло Стефано Фонтану, который возвел новый фасад, завершенный в 1719 году. [16] К этому времени относятся резные и позолоченные кессонные потолки нефа и приделов, украшенные картинами, а также лепной декор, ионические капители и фрески.

Надписи, найденные в Сан-Клементе, ценном источнике, иллюстрирующем историю базилики, были собраны и опубликованы Винченцо Форчеллой. [17]

В одном боковом приделе находится рака с гробницей святителей Кирилла и Мефодия Библию на славянский язык, создали глаголицу и христианизировали славян , которые перевели . Папа Иоанн Павел II иногда молился там за Польшу и славянские страны. [18] В часовне также находится Мадонна работы Джованни Баттиста Сальви да Сассоферрато .

Текущая должность кардинала-священника Титула Сан Клементи — Арриго Мильо. Папа Пасхалий II (1076–1099) был одним из предыдущих обладателей титула .

Во время Второй мировой войны еврейские религиозные службы проводились в базилике Сан-Клементе , поскольку она находилась под дипломатической защитой Ирландии , под картиной Тобиаса . [19]

Список кардиналов-защитников

[ редактировать ]

Эта базилика является резиденцией кардинального титула Санкти Клементи .

  • Пол Лоулор (с 2021 г.)
  • Стивен Хатчинсон (2019–2021)
  • Томас Маккарти (2015–2018)
  • Джон М. Каннингем (2012–2015)
  • Теренс Кротти (2011–2012)
  • Майкл Данливи (2008–2011)
  • Джон М. Каннингем (2005–2008)
  • (Уильям) Люк Демпси ОП, ранее (1974–1977) и (1999–2002)
  • Эмброуз Даффи ОП, настоятель (1968–1974)
  • Ансельм Мойнихан ОП, приор (1962–1968)
  • Генри Пил ОП, приор (1959–1962)
  • Лео Леннон ОП, приор (1953–1959)
  • Исидор МакАрдл ОП, приор (1949–1953)
  • Раймонд М. Даудалл ОП (1940–1949) провел 21 год в Сан-Клементе, из них 9 лет.
  • Майкл Браун ОП, ирландский приор-доминиканец (1925-1930) стал кардиналом.
  • Томас (Джеймс) Кротти ОП, приор двух периодов (1905–1911)
  • Томас Николас Берк ОП, приор (1864-1867), вернулся в Ирландию настоятелем Атенри.
  • Томас Фолан ОП, ирландский приор-доминиканец (1857-1858)
  • Джозеф Маллули О.П., археолог, ирландский доминиканский настоятель / настоятель (1850-1857)
  • Томас Маллинз ОП, ирландский доминиканский приор (1848-1850)
  • Джозеф Тейлор ОП, приор (1807-18??)
  • Джон Коннолли ОП, СТМ, настоятель (1787–1784), позже служил епископом Нью-Йорка.
  • Ричард Люк Конканен ОП, настоятель (1782–1787), позже служил епископом Нью-Йорка.
  • Джон Трой ОП, настоятель/ректор (1772-77), позже епископ Оссори и архиепископ Дублина
  • Амброуз МакДермотт ОП, служил настоятелем колледжа Святых Сикста и Клементе (1686–1689).
  • Николас Линч ОП, настоятель Сан-Систо Веккьо (1634 г.)

Реликвии

[ редактировать ]
Герб базилики, сочетающий в себе герб Ордена проповедников с якорем Святого Климента и его латинскими инициалами ( Sanctus Clemens ).

Базилика Сан-Клементе в художественной литературе

[ редактировать ]
  • «Церковь (или базилика) Св. Томмазо в Палларии», широко представленная в произведении Нгаио Марша « Когда в Риме » (1970), построена по образцу С. Клементе.
  • Криптотриллер Меч Моисея» « Доминика Селвуда (Коракс, Лондон, 2013, ISBN   978-0992633202 ) содержит несколько сцен, происходящих на всех трех уровнях базилики Сан-Клементе: верхней базилике, нижней базилике и римском митреуме.
  • Вымышленное стихотворение «Синдром Сан-Клементе» - также название третьей части - в « Зови меня своим именем» названо в честь церкви, которую поэт Элио встречает в книжном магазине в Б. и еще раз на книжной вечеринке в Риме. .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Заброшен около 1100 года нашей эры и забыт до тех пор, пока его существование не было вновь обнаружено в ходе археологических раскопок в середине девятнадцатого века», - отмечает Джон Осборн, обсуждая «Особый приговор»: раннесредневековая настенная живопись в Нижней церкви Сан. Клементе, Рим» The Burlington Magazine 123, № 939 (июнь 1981: 335–341), стр. 335.
  2. Биографическая справка Джозефа Маллули, ОП, по состоянию на 08.03.2016.
  3. ^ Джонс, JRM (2015). Расположение монетного двора Траяна в Риме. Нумизматическая хроника, 175, 137–145. http://www.jstor.org/stable/43859785
  4. ^ CIMRM , с. 338
  5. ^ Вермасерен, MJ (1956), Корпус надписей и памятников митрианской религии , Vol. 1 , Гаага: Мартин Нийхофф, стр. 156–158 .
  6. ^ CIMRM , с. 339
  7. ^ CIMRM , с. 343
  8. ^ CIMRM , с. 344
  9. ^ CIMRM , с. 342
  10. ^ CIMRM , с. 346
  11. ^ Джоан Э. Барклай Ллойд, «История строительства средневековой церкви Сан-Клементе в Риме», Журнал Общества историков архитектуры 45.3 (сентябрь 1986 г.), стр. 197-223.
  12. ^ Фрески 10-го века, обсуждаемые в Осборне, 1981, и фрагментарные фрески середины 8-го века, обсуждаемые в книге Джона Осборна, «Раннесредневековая живопись в Сан-Клементе, Рим: Мадонна с младенцем в нише» Gesta 20.2 (1981:299- 310).
  13. ^ Лурдо, В. (1984), Библия и средневековая культура , Итака: Издательство Корнельского университета, стр. 30–31, ISBN  90-6186-089-Х
  14. ^ Jump up to: а б Лила Яун, «Новая одежда Климента. Разрушение старого Сан-Клементе в Риме, фрески одиннадцатого века и культ (анти)папы Климента III», Reti Medievali Rivista , 13/1 (апрель 2012 г.), стр. .175-208. .
  15. ^ В. Форчелла, Inscrizioni delle chese e d'altre edifici di Roma, dal secolo XI fino al secolo XVI, том IV (Рим: Fratelli Bencini, 1874), стр. 509, нет. 1259 год: эта очень древняя церковь, почти единственная, не пострадавшая от повреждений, до сих пор сохраняет форму древних базилик города ...
  16. ^ Джон Гилмартин, «Картины по заказу Папы Климента XI для базилики Сан-Клементе в Риме», The Burlington Magazine 116, № 855 (июнь 1974 г., стр. 304-312), стр. 304.
  17. ^ В. Форчелла, Надписи церквей и других зданий Рима с 11 по 16 века, том IV (Рим: Fratelli Bencini, 1874), стр. 499-511.
  18. ^ «Базилика Сан-Клементе Рома» . www.basilicasanclemente.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2008 года.
  19. ^ Куган, Тим Пэт ​​(2002). Везде, где носят зеленый цвет . Лондон: Хатчинсон. п. 86. ИСБН  0-09-995850-3 .
  20. ^ Рудольф Хюльс (1977). Кардиналы, духовенство и церкви Рима: 1049–1130 (на немецком языке). Библиотека Немецкого исторического института в Риме. стр. 158–159. ISBN  978-3-484-80071-7 .
  21. ^ Хюльс, стр. 160-161.
  22. ^ Хюльс, стр. 161-162.
  23. ^ Хюльс, стр. 162-163.
  24. ^ «Сан-Клементе (кардинальная титулярная церковь) [католическая иерархия]» . www.catholic-hierarchy.org .

Библиография

[ редактировать ]
  • Маллули, Джозеф (2007), Святой Климент: Папа и мученик и его базилика в Риме , перепечатка из 1-го издания 1873 года, Kessinger Publishing, LLC, ISBN  978-0-548-77854-8
  • Леонард Э. Бойл; Эйлин MC Кейн; Федерико Гвидобальди; Люк Демпси, Сборник Сан-Клементе / 2, Искусство и археология (Romae: apud S. Clementem, 1978).
  • Джоан Барклай Ллойд, Средневековая церковь и каноника Сан-Клементе в Риме (Рим: Сан-Клементе, 1989) [сборник Сан-Клементе, 3].
  • Федерико Гвидобальди; Клаудия Барсанти; Алессандра Гуилья Гуидобальди, Сан-Клементе (Рим: Сан-Клементе, 1992).
  • Папандреа, Джеймс Л. (8 октября 2012 г.), Рим: Путеводитель паломника по Вечному городу , Cascade Books, ISBN  978-1-61097-268-0 .
  • Джон Мелвилл-Джонс; «Местоположение Траянского монетного двора в Риме», Нумизматическая хроника, том. 175, 2015, 137–45.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Сан-Клементе (Рим), на Викискладе?

Предшественник
Святые Цельс и Юлиан
Достопримечательности Рима
Сан-Клементе-аль-Латерано
Преемник
Святые Косма и Дамиан
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d2cd3f5448c117ac0d403050e019bff9__1713484800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/f9/d2cd3f5448c117ac0d403050e019bff9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
San Clemente al Laterano - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)