Jump to content

Санта-Мария-дель-Пополо

Координаты : 41 ° 54'41 "N 12 ° 28'35" E  /  41,91139 ° N 12,47639 ° E  / 41,91139; 12,47639
Базилика Санта-Мария-дель-Пополо.
Приходская базилика Санта-Мария-дель-Пополо
Латынь : Базилика Святой Марии Народной.
Итальянский : Приходская базилика Санта-Мария-дель-Пополо.
Карта
Нажмите на карту для полноэкранного просмотра
41 ° 54'41 "N 12 ° 28'35" E  /  41,91139 ° N 12,47639 ° E  / 41,91139; 12,47639
Расположение Рим
Страна Италия
Номинал Католик
Традиция Латинская церковь
Религиозный орден Орден Святого Августина
Веб-сайт www .Августинцы .это /agostinian-community-провинция /parish-Санта-Мария-Пополо /
История
Статус Малая базилика , приходская церковь (1561 г.), титулярная церковь (1587 г.)
Основан 1099
Основатель(и) Папа Пасхал II
Преданность Пресвятая Дева Мария
Посвященный 1477
Архитектура
Функциональное состояние Активный
Архитектор(ы) Андреа Бреньо , Донато Браманте , Джан Лоренцо Бернини
Архитектурный тип Базилика
Стиль Ренессанс и барокко
Новаторский 1472
Завершенный 1477
Технические характеристики
Количество куполов 3
Количество шпилей 1
Администрация
епархия Римская епархия
Духовенство
Кардинал-защитник Станислав Дзивиш
Священник(и) Иван Капуто

Приходская базилика Санта-Мария-дель-Пополо ( итальянский : Basilica Parrocchiale Santa Maria del Popolo ) — титулярная церковь и второстепенная базилика в Риме, управляемая орденом августинцев . Он стоит на северной стороне Пьяцца дель Пополо , одной из самых известных площадей города. Церковь окружена между холмом Пинчиан и Порта-дель-Пополо , одними из ворот Аврелиевой стены , а также отправной точкой Виа Фламиния , самого важного маршрута с севера. Благодаря своему расположению базилика стала первой церковью для большинства путешественников, въезжающих в город. В церкви хранятся работы нескольких известных художников, таких как Рафаэль , Джан Лоренцо Бернини , Караваджо , Алессандро Альгарди , Пинтуриккьо , Андреа Бреньо , Гийом де Марсилья и Донато Браманте .

Легенда о фундаменте церкви на гравюре из книги Джакомо Альберичи (1599 г.)

Легендарное основание

[ редактировать ]

Легенда гласит, что призрак Нерона бродит по этим местам. Известная легенда об основании Санта-Мария-дель-Пополо вращается вокруг злой памяти об императоре Нероне и соответствующем очищении этой территории от этого вредоносного наследия Папой Пасхалом II . Как гласит история, после самоубийства Нерон был похоронен в мавзолее семьи своего отца, Домиции Агенобарби, у подножия холма Пинциан . Позднее гробница была погребена под оползнем, и на ее руинах росло огромное ореховое дерево, которое «было настолько высоким и величественным, что ни одно другое растение ни в чем не превосходило его». Вскоре дерево стало прибежищем множества злобных демонов, преследующих жителей. территории, а также путешественников, прибывающих в город с севера через Порта Фламиния : «некоторые были напуганы, одержимы, жестоко избиты и ранены, другие почти задушены или жестоко убиты».

Поскольку демоны поставили под угрозу важную подъездную дорогу к городу, а также расстроили все население, новоизбранный понтифик Пасхал II был серьезно обеспокоен. Он «видел, как стадо Христа, преданное его страже, становится добычей адских волков». [1] Папа постился и молился три дня и в конце этого срока, изнемогая, ему приснилась Пресвятая Дева Мария , которая дала ему подробные инструкции, как освободить город от демонической напасти.

В четверг после Третьего воскресенья Великого поста в 1099 году Папа организовал все духовенство и население Рима в одну впечатляющую процессию, которая с распятием во главе шла по городскому участку Виа Фламиния, пока не достигла зараженной место. Там Пасхал II совершил обряд изгнания нечистой силы , а затем нанес решительный удар по корню орехового дерева, заставив злых духов вырваться наружу с безумными криками. Когда все дерево было снято, среди руин были обнаружены останки Нерона; Папа приказал бросить их в Тибр .

Наконец освобожденный от демонов, этот уголок Рима мог быть посвящен христианскому богослужению. Пасхал II под звуки гимнов положил первый камень жертвенника на месте бывшего орехового дерева. Его включили в простую часовню, которую построили за три дня. Строительство отметили с особой торжественностью: Папа освятил небольшое святилище в присутствии большой толпы в сопровождении десяти кардиналов, четырех архиепископов, десяти епископов и других прелатов. Он также подарил часовне множество реликвий и посвятил ее Деве Марии.

Историческое происхождение

[ редактировать ]
Папа Пасхал II

Легенду пересказал монах-августинец Джакомо Альберичи в своем трактате о церкви Санта-Мария-дель-Пополо, который был опубликован в Риме в 1599 году и переведен на итальянский язык в следующем году. [2] Другой августинец, Амброджо Ландуччи, перефразировал ту же историю в своей книге о происхождении базилики в 1646 году. [3] С тех пор легенда пересказывалась несколько раз с небольшими изменениями в коллекциях римских раритетов, научной литературе и путеводителях. Пример вариаций можно найти в книге Оттавио Панчироли , в которой утверждается, что демоны, населяющие дерево, приняли форму черных ворон. [4] Неизвестно, как далеко заходит эта традиция, но в 1726 году в архиве Санта-Мария-дель-Пополо находился каталог святых реликвий церкви, написанный в 1426 году, который содержал (утерянную) версию «чуда с ореховым деревом». ″. Предположительно, это было скопировано с еще более древней таблеллы в главном алтаре. [5] В 15 веке эта история уже была достаточно популярна, чтобы ее пересказывали различные немецкие источники, такие как Николауса Муффеля » «Описание Рима (1452 г.). [6] или «Паломничество Арнольда фон Харфа» (1497 г.). [7]

Фактическая основа легенды слаба. Нерон действительно был похоронен в мавзолее семьи своего отца, но Светоний в своей «Жизнеописании Нерона» пишет, что «семейная гробница Домициев [находилась] на вершине Садового холма, который виден с Марсова поля». Таким образом, мавзолей находился где-то на более высоких северо-западных склонах холма Пинчиан, а не у его подножия, где стоит церковь. [8]

Основание часовни Пасхалом II, возможно, было частью усилий по восстановлению безопасности территории вокруг Порта Фламиния, которая находилась за пределами населенного центра средневекового Рима и определенно кишела бандитами. Другим возможным источником вдохновения для легенды могла быть хорошо задокументированная месть Папы Пасхалия II за тело своего противника, антипапы Климента III . Папа захватил город Чивита-Кастеллана , приказал эксгумировать труп Климента из его гробницы и приказал это сделать.брошен в Тибр . Климент III был протеже императора Священной Римской империи Генриха IV, которого папская партия часто называла «Нероном». [9]

Этимология

[ редактировать ]

Название дель Пополо («народ»), скорее всего, произошло от слова populus, означающего на средневековой латыни большой сельский приход. В данном случае название относится к первому пригородному поселению вокруг Виа Фламиния, которое образовалось после того, как часовня была построена в этой ранее пустынной части Марсова поля. [10] Другие полагают, что название этой деноминации подразумевало спасение жителей Рима от демонического бедствия, или же оно произошло от латинского слова pōpulus , означающего тополь . Демоническое дерево представляло собой огромный грецкий орех, но, возможно, на древних гробницах в этой местности росли тополя. Имя Санта-Мария-ад-Фламиниам появилось в некоторых документах 15 века.

Ранняя история

[ редактировать ]
Икона Мадонны дель Пополо.

Имя Санта-Мария-дель-Пополо отсутствует в каталоге церквей Рима, составленном Ченсио Камерарио в 1192 году. Более поздняя традиция считала, что чудесный образ Богоматери, написанный самим святым Лукой , был перенесен в церковь Папа Григорий IX из Санкта Санкторум в Латеране . Это произошло после того, как разлив Тибра вероятно, великое наводнение 1230 года – вызвал в городе ужасную чуму. Папа созвал кардиналов, все духовенство и народ Рима, и икона торжественной процессией была перенесена в Санта-Мария-дель-Пополо. После этого чума прекратилась и спокойствие в городе восстановилось. [11] Мадонна дель Пополо , безусловно, оставалась одной из самых популярных икон Марии на протяжении веков, привлекала множество паломников и обеспечивала большую роль географически все еще удаленной церкви.

Ранняя история Санта-Мария-дель-Пополо почти неизвестна, поскольку архивы церкви были рассредоточены в эпоху Наполеона , и мало документов сохранилось до 1500 года. Первые упоминания в архивных источниках относятся к 13 веку. Каталог Парижа (составленный около 1230 или 1272–1276 годов), в котором перечислены церкви Рима, уже содержит имя Санта-Мария-де-Популо. [12] Возможно, около 1250 года рядом с церковью проживала небольшая францисканская община, но вполне возможно, что они оставались там лишь временно. [13]

Августинцы

[ редактировать ]
Булла Licet Ecclesiae, изданная Папой Александром IV 9 апреля 1256 года, учредившая орден.

В середине 13 века церковь была передана ордену Святого Августина, который и поддерживает ее до сих пор. Августинцы были новым нищенствующим орденом, созданным под руководством кардинала Риккардо Аннибальди , вероятно, самого влиятельного члена Римской курии того времени. Аннибальди был назначен корректором и провизором тосканских отшельников Папой Иннокентием IV в декабре 1243 года. Кардинал созвал в Санта-Мария-дель-Пополо встречу для делегатов отшельнических общин, на которой они заявили о своем союзе и основании нового порядка, который Папа утвердил. подтверждено буллой Пиа Дезидерия 31 марта 1244 года. [14]

Несколько лет спустя при церкви была основана община монахов, и францисканцам была компенсирована их потеря монастырем Ара Коэли . Вероятно, это произошло в 1250 или 1251 году. Так называемый Великий Союз, объединивший различные другие отшельнические общины с тосканцами по приказу Папы Александра IV, также был основан на общем капитуле, проходившем в Санта-Мария-дель-Пополо под руководством кардинала Аннибальди в Март 1256 г. Прочная связь между семьей Аннибальди и церковью была подтверждена надписью, в которой упоминаются две знатные дамы семьи, Кариция и Гулиция, которые в 1263 году установили в базилике своего рода мраморный памятник. [15] В Туринском каталоге (ок. 1320 г.) указано, что в то время в монастыре проживало 12 монахов из ордена отшельников.

Идеализированное изображение Рима из Нюрнбергских хроник 1493 года с церковью Санта-Мария-дель-Пополо, обведенной красным.

В своей булле Dum praecelsa папа Бонифаций IX от 30 августа 1400 г. даровал особую индульгенцию тем, кто подавал милостыню на строительство новой скинии над чудотворным образом Богородицы. Мраморный рельеф с изображением Коронации Богородицы (сейчас сохранившийся в коридоре ризницы) мог быть частью готического цивория или целлы, построенного для иконы после папской уступки. [16]

В 15 веке монастырь Санта-Мария-дель-Пополо присоединился к ревностному реформаторскому движению, пытавшемуся восстановить первоначальную чистоту монашеской жизни. Генеральный капитул соблюдающих августинцев в мае 1449 года учредил пять отдельных конгрегаций для соблюдающих монахов в Италии. Монастырь Рима-Перуджи иногда называли в честь Санта-Мария-дель-Пополо, хотя монастырь никогда не имел официального статуса материнского дома. передал монастырь В 1472 году папа Сикст IV Ломбардской конгрегации, самой важной и густонаселенной из всех, и он стал его римской штаб-квартирой и резиденцией генерального прокуратора (посла) в Римской курии. [17]

Сикстинская реконструкция

[ редактировать ]
Церковь в первоначальном виде на медной гравюре Джованни Магги (1625 г.)

Вскоре после ее передачи престижной Ломбардской Конгрегации Санта-Мария-дель-Пополо была реконструирована между 1472 и 1477 годами по приказу Папы Сикста IV . Это было частью амбициозной программы реконструкции города Папы, который представил себя реставратором Urbis Рима. [18] Средневековая церковь была полностью снесена, и была построена новая трехнефная базилика в форме латинского креста с четырьмя одинаковыми часовнями с обеих сторон, восьмиугольным куполом над перекрестком и высокой колокольней в ломбардском стиле в конце правого трансепта. Результатом этой реконструкции стал ранний и превосходный образец архитектуры итальянского Возрождения в Риме. Несмотря на многочисленные последующие изменения, базилика по существу сохранила свою Сикстинскую форму до сегодняшнего дня.

Архитектор или архитекторы этого инновационного проекта остаются неизвестными из-за отсутствия современных источников. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» приписывал все важные папские проекты в Риме во время Сикста IV флорентийцу Баччо Понтелли , включая базилику и монастырь Санта-Мария-дель-Пополо. Современные исследователи сочли это утверждение весьма сомнительным и предложили другие имена, в том числе Андреа Бреньо , лангобардского скульптора и архитектора, чья мастерская, безусловно, получила важные заказы в базилике. Фундаментальные различия между фасадом и интерьером позволяют предположить, что над зданием работал не один архитектор. [19]

Герб Папы Сикста IV в нефе.

Год постройки указан в надписях над боковыми дверями фасада. На левом написано «SIXTUS·PP·IIII·FVNDAVIT·1477», на другом справа написано «SIXTUS·PP·III·PONT·MAX·1477». Якопо да Вольтерра записал в своем дневнике, что Папа посетил церковь, которую «он перестроил с нуля несколько лет назад» в 1480 году. Папа был настолько сильно привязан к церкви, что приходил туда молиться каждую субботу и служил мессу. в папской капелле каждый год 6 сентября, в праздник Рождества Богородицы . 2 июня 1481 года, когда слух о смерти Мехмеда Завоевателя подтвердился, папа отправился на вечерню в Санта-Мария-дель-Пополо с благодарением вместе с кардиналами и послами. Еще одним случаем, когда папа праздновал важное событие в базилике, была победа папских войск над неаполитанцами при Кампоморто 21 августа 1482 года.

Реконструкция также имела символическое послание о том, что злой орех Нерона был вытеснен благотворным дубом Делла Ровере. Папские гербы были размещены на фасаде и сводах как «символы вечного счастья и защиты от молний», как объяснил Ландуччи, хваля перестановку двух деревьев. [20] Еще одним важным аспектом реконструкции Сикстинской церкви было то, что она превратила базилику – первую церковь для паломников, прибывших в Рим с севера, – династическим памятником семьи Делла Ровере. Это подкрепляли родственники папы и другие лица его двора, которые покупали часовни и строили погребальные памятники. «Санта-Мария-дель-Пополо стала местом, где визуально объединилось всеобщее господство церкви с делла Ровере, тотемическим символом, который ассоциировал делла Ровере с Римом и позволял им использовать его великолепие и славу», - заявила Лиза Пассалья Бауман. . [21]

План базилики в ее первоначальной форме кватроченто; форма хора и трансепта неясна

Новый главный алтарь для иконы Мадонны был заказан кардиналом Джулиано делла Ровере , племянником папы, или кардиналом Родриго Борджиа в 1473 году. Другой родственник, кардинал Доменико делла Ровере купил две часовни с правой стороны. Первую он превратил в погребальную часовню, а вторую продал кардиналу Хорхе да Коста в 1488 году. Следующая папская семья, Кибос, обустроила вторую часовню справа в 1490-х годах, а также третью часовню слева, а третья капелла справа досталась другому кардиналу-племяннику папы Сикста, Джироламо Бассо делла Ровере . В первой часовне слева был похоронен доверенное лицо Папы епископ Джованни Монтемирабиле в 1479 году. Другой доверенное лицо, кардинал Джованни Баттиста Меллини, был похоронен в третьей часовне слева после его смерти в 1478 году. Два художника, наиболее тесно связанные с В этот период в церкви работали скульптор Андреа Бреньо и художник Пинтуриккьо .

Базилика сохранила свое значение и в эпоху Борджиа . Когда в июне 1497 года был убит сын Папы, герцог Гандия , тело было положено в базилику и похоронено в часовне Борджиа. В трансепте также были похоронены другие члены семьи и их окружение, в том числе Ванноцца деи Каттанеи , бывшая любовница Александра VI в 1518 году, и секретарь и врач папы Людовико Подокатаро в 1504 году.

Юлианское расширение

[ редактировать ]

С избранием в 1503 году другого кардинала Делла Ровере, Юлия II , базилика Санта-Мария-дель-Пополо снова стала любимой церковью правящего Папы. Юлий был сильно предан иконе Мадонны дель Пополо, но он также был сильно привержен увеличению славы своей династии. По этим причинам он продолжил дело своего дяди и между 1505 и 1510 годами построил новый просторный хор позади главного алтаря. Проект был поручен его любимому архитектору Донато Браманте . Хор был построен в стиле Высокого Возрождения и украшен фресками Пинтуриккьо на парусном своде и витражами Гийома де Марсилья . Он также использовался как мавзолей, где Андреа Сансовино создал две монументальные гробницы для кардинала Джироламо Бассо делла Ровере (†1507 г.), любимого кузена Папы, и кардинала Асканио Сфорца (†1505 г.), его бывшего соперника.

Было у Рафаэля еще одно важное поручение . Он написал Мадонну с покрывалом , изображение Святого Семейства (ок. 1508 г.) и портрет Папы Юлия II (ок. 1511 г.), который будет выставлен в церкви. Есть упоминания 1540-х годов и позже о том, что пару весьма престижных вотивных изображений время от времени вешали на колонны в праздничные дни, но в остальном они, вероятно, хранились в ризнице. [22] К сожалению, в 1591 году обе картины были вывезены из церкви Паоло Эмилио Сфондрати и позже проданы.

Юлий II дал согласие богатому сиенскому банкиру Агостино Киджи , усыновленному семьей Делла Ровере, на строительство мавзолея, заменив в 1507 году вторую боковую часовню слева. Часовня была посвящена Деве Лорето , культ которой горячо пропагандировался. продвигаемый папами Делла Ровере. Капелла Киджи была спроектирована Рафаэлем и была частично завершена в 1516 году, но долгое время оставалась незавершенной. Этот амбициозный проект создал прочную связь между базиликой и Чиги, которая продлилась и в следующем столетии.

В эпоху Юлиана церковь снова стала местом проведения важных папских церемоний. Папа начал здесь свою первую кампанию 26 августа 1506 года, а когда он вернулся в Рим после успешной войны в Северной Италии, он провел ночь 27 марта 1507 года в монастыре Санта-Мария-дель-Пополо. На следующий день Юлий отслужил мессу в Вербное воскресенье в церкви, украшенной пальмовыми и оливковыми ветвями. За церемонией последовал триумфальный въезд в город. 5 октября 1511 года Священная лига против Франции в базилике была торжественно провозглашена о союзе Папы с императором Максимилианом I. . 25 ноября 1512 года в этой церкви в присутствии пятидесяти двух дипломатических посланников и пятнадцати кардиналов было также объявлено Папа также посетил Мадонну дель Пополо по личным причинам, например, когда он молился за выздоровление своего любимого племянника Галеотто Франчиотти делла Ровере в начале сентября 1508 года.

визит Лютера

[ редактировать ]
Лютер как монах-августинец

Путешествие Лютера в Рим в качестве молодого монаха-августинца — известный эпизод его жизни до Реформации . Хотя его пребывание в городе овеяно легендами, обстоятельства и детали этого путешествия на удивление туманны из-за нехватки достоверных источников. Даже традиционная дата (1510/11) недавно была подвергнута сомнению, когда Ганс Шнайдер предположил, что путешествие произошло годом позже, в 1511/12. [23]

Несомненно, что это путешествие было связано с враждой между Обсервантским и Монастырским монастырями Ордена августинцев в Священной Римской империи и их предполагаемым союзом. Согласно традиционной датировке, Лютер прибыл в Рим в период с 25 декабря 1510 года по январь 1511 года. Его биограф Генрих Бёмер предположил, что молодой соблюдающий монах остановился в монастыре Санта-Мария-дель-Пополо. Это предположение оспаривалось новыми биографами, которые утверждали, что напряженные отношения между Ломбардийской Конгрегацией и администрацией ордена августинцев сделали монастырь Санта-Мария-дель-Пополо неподходящим местом для Лютера, который пытался завоевать расположение лидеров своего ордена. [24] Как бы то ни было, Лютер, проведший четыре недели в Риме, непременно посетил единственный в городе соблюдающий августинцев монастырь и его знаменитую паломническую церковь, бывшую любимицей правящего папы.

Надпись в память об индульгенциях, предоставленных Папой Григорием XIII в 1582 году.

После эпохи Делла Ровере базилика утратила свою выдающуюся роль папской церкви, но осталась одной из самых важных паломнических церквей в городе. Это было продемонстрировано 23 ноября 1561 года, когда Папа Пий IV провел торжественное шествие от собора Святого Петра к базилике Санта-Мария-дель-Пополо по случаю возобновления работы Тридентского собора . шли Строительные работы в капелле Киджи медленными темпами до 1550-х годов. Последним важным дополнением эпохи Возрождения была часовня Теодоли между 1555 и 1575 годами с богатой лепниной и фресками Джулио Маццони .

В то же время базилика стала приходской церковью, когда 1 января 1561 года Папа Пий IV создал приход Святого Андрея «за пределами Порта Фламиния» с помощью motu proprio Sacri apostolatus и навечно объединил его с монастырем августинцев. Забота о новом приходе была поручена монахам, и Папа Пий V перенес резиденцию прихода в Санта-Мария-дель-Пополо. Приход все еще существует и занимает большую территорию, включающую южную часть района Фламинио, холм Пинчиан и самую северную часть исторического центра вокруг площади Пьяцца дель Пополо . [25] Базилика была объявлена ​​титульной церковью 13 апреля 1587 года Папой Сикстом V на основании апостольской конституции Religiosa . Первым священником титулуса кардиналом - был кардинал Толомео Галлион . Папа Сикст V также усилил литургическое значение базилики, возвысив ее до ранга станционной церкви в своей булле от 13 февраля 1586 года, которая возродила древний обычай станций. (Эта роль была утрачена в Новое время.) Тот же папа включил церковь в число Семи паломнических церквей Рима вместо неудобно расположенной базилики Сан-Себастьяно-фуори-ле-мура .

В апреле 1594 года папа Климент VIII приказал убрать из базилики могилу Ванноццы деи Каттанеи , любовницы Александра VI , поскольку память о Борджиа была пятном в истории католической церкви для реформированного папства и всех видимых лиц. следы должны были исчезнуть. [26]

Караваджо и реконструкция Киджи

[ редактировать ]
Распятие Святого Петра Караваджо

8 июля 1600 года монсеньор Тиберио Черази , генеральный казначей Папы Климента VIII, приобрел право патронажа над старой часовней Фоскари в левом трансепте и вскоре снес ее. Новая капелла Черази была спроектирована Карло Мадерно между 1600 и 1601 годами и украшена двумя большими полотнами Караваджо в стиле барокко : « Обращение Святого Павла» и «Распятие Святого Петра» . Это самые важные произведения искусства в базилике и непревзойденные шедевры западного искусства. Третья картина также важна: « Успение Богородицы» Аннибале Карраччи , установленное на алтаре.

В первой половине 17 века в базилике не велось других значительных строительных работ, но в боковых часовнях и нефах было возведено множество погребальных памятников в стиле барокко, самая известная из которых - гробница кардинала Джованни Гарции Меллини работы Алессандро Альгарди 1637 года. до 1638 года. Два примечательных цикла фресок были добавлены Джованни да Сан Джованни в часовне Меллини , которую семья владельца восстановила в 1620-х годах, и Питером ван Линтом в часовне Инноченцо Сибо в 1630-х годах.

Новая волна строительства началась, когда Фабио Киджи стал кардиналом-священником церкви в 1652 году. Он сразу же начал реконструкцию заброшенной семейной часовни , которую украсил Джан Лоренцо Бернини . В 1655 году Киджи был избран папой под именем Александра VII. Он неоднократно проверял ход работ; 4 марта 1656 г., 10 февраля и 3 марта 1657 г. состоялся визит папы. Благодаря этому личному надзору проект был быстро завершен к середине 1657 г., но последняя статуя Бернини была установлена ​​только в 1661 г.

Герб Киджи с двумя победами работы Антонио Раджи в нефе.

Тем временем папа поручил Бернини модернизировать старую базилику в стиле современного барокко. В марте 1658 года Александр VII осматривал работы в компании архитектора. Это оказалась значительная перестройка, изменившая характер базилики кватроченто. Был изменен фасад, в нефе открылись большие окна, в интерьере были добавлены статуи, фрески и лепные украшения, возведен новый главный алтарь. В трансепте на месте снесенной старой капеллы Борджиа были построены два боковых алтаря и органные чердаки. Герб Киджи, символы и надписи повсюду прославляли славу Папы.

Базилика почти достигла своего окончательного вида после бернинской реконструкции. Последнее важное дополнение произошло во время понтификата Иннокентия XI . Его государственный секретарь кардинал Альдерано Сибо снес старую семейную часовню (вторая справа) и построил на ее месте роскошную часовню Сайбо в стиле барокко , спроектированную Карло Фонтана между 1682 и 1687 годами. Большая купольная часовня была украшена картинами Карло Маратта , Даниэль Зейтер и Луиджи Гарци . Он считается одним из самых значительных сакральных памятников, возведенных в Риме в последней четверти 17 века.

Более поздние события

[ редактировать ]
Памятник Агостино Киджи был последней монументальной гробницей, построенной в 1915 году.

Во время правления Папы Климента XI базилика Санта-Мария-дель-Пополо была местом радостных церемоний. 8 сентября 1716 года папа благословил меч длиной четыре фута, украшенный папским гербом, который он отправил в подарок принцу Евгению Савойскому , командующему императорской армией после того, как принц выиграл битву при Петроварадине против османов в Австро-турецкая война .

Самым заметным дополнением базилики XVIII века является впечатляющий надгробный памятник принцессе Марии Фламинии Одескальки Киджи, молодой жене дона Сигизмондо Киджи Альбани делла Ровере. Она была спроектирована Паоло Пози в 1772 году, и ее иногда называли «последней гробницей в стиле барокко в Риме». К тому времени церковь была полна ценных гробниц и произведений искусства, и для XIX века в ней оставалось мало места. Тем не менее, были и более мелкие вмешательства: капелла Кибо-Содерини была восстановлена ​​в 1825 году, капелла Феоли была полностью перепроектирована в стиле неоренессанса в 1857 году, а монументальная гробница Агостино Киджи работы Адольфо Аполлони в стиле модерн была возведена в 1915 году. После этого только ремонтировался. и реставрации происходили регулярно; Первое важное современное вмешательство было проведено Антонио Муньосом в 1912 году с целью «восстановить церковь ее красивый характер кватроченто» и удалить многие дополнения в стиле барокко в нефе и трансепте.

Городская обстановка базилики коренным образом изменилась между 1816 и 1824 годами, когда Джузеппе Валадье создал монументальный неоклассический ансамбль площади Пьяцца дель Пополо по заказу Папы Пия VII . Древний монастырь августинцев был снесен, обширные сады были присвоены, а новый монастырь был построен на гораздо меньшей площади в неоклассическом стиле. Это здание закрывало своими боковыми приделами всю правую сторону базилики, охватывая основание колокольни и уменьшая визуальную заметность базилики на площади.

Экстерьер

[ редактировать ]
Фасад базилики

Фасад был построен в стиле раннего ренессанса в 1470-х годах, когда средневековая церковь была перестроена папой Сикстом IV . Позже он был переработан Джаном Лоренцо Бернини в 17 веке, но графические источники сохранили его первоначальную форму, например, гравюра на дереве в путеводителе Джироламо Францини в 1588 году. [27] и вид Джованни Магги в 1625 году. [28] Первоначально в окнах были ажурные панели, а в центральном окне-розе – спицы, и здание было отдельно стоящим, с прекрасным видом на колокольню и ряд одинаковых приделов справа.

Архитектуру часто приписывают Андреа Бреньо , но без точных доказательств. По словам Ульриха Фюрста, архитектор стремился к идеальным пропорциям, а также к мастерской сдержанности в деталях. «Таким образом, ему удалось спроектировать лучший церковный фасад в Риме раннего Возрождения». [29]

Двухэтажный высокий фасад построен из яркого римского травертина. К трем входам ведет лестничный пролет, придающий базилике ощущение монументальности. Архитектура проста и достойна: четыре неглубоких пилястры на нижнем уровне и две пилястры, обрамляющие верхнюю часть, с окном-розой в центре. Пилястры имеют коринфские капители с лепниной в виде яиц и дротиков и растительным декором на нижнем уровне, а на верхнем уровне - более простые капители с листьями аканта, завитками и пальметтами. Боковые двери увенчаны треугольными фронтонами, а на их перемычках есть дарственные надписи, относящиеся к Папе Сиксту IV. Над ними есть пара больших арочных окон.

Фронтон и фриз центрального дверного проема

Главная дверь более монументальна, чем остальные. Его заостренный фронтон заполнен скульптурой Мадонны с Младенцем, помещенной в раковину из гребешка. Край ниши украшен херувимами среди шестиконечных звезд и дуновений облаков. Фриз украшен тонким резным декором из искусственной листвы, клюющих птиц и трех путти, которые держат в руках факелы и дубовые ветки, а на головах несут вазы с фруктами. Герб Папы Сикста IV на перемычке окружен дубовыми ветвями. Резьба вокруг двери — единственное значимое скульптурное украшение фасада и в целом суммирует иконографическую программу перестройки Сикстинской Сикстинской церкви. Центральный мотив – Мадонна дель Пополо, окруженная символами небесного света и райского изобилия, переплетенная с гербом династии Делла Ровере и заключенная в совершенно классическую раму.

Бернини добавил две половины ломаного сегментарного фронтона по бокам верхнего уровня, заменив первоначальные волюты, и изогнутый соединительный элемент богатыми дубовыми гирляндами. Дальнейшими дополнениями в стиле барокко стали два пылающих факела и шесть гор, семейные символы династии Киджи. Простой фронтон первоначально был украшен гербом Папы Сикста IV, висевшим на пояске из свитка из листьев аканта, но сохранилась только усеченная верхняя часть щита.

Надпись на фасаде, одна из папских булл.

По обеим сторонам главного входа есть две длинные надписи, в которых цитируются буллы Папы Сикста IV относительно церкви. Первым из них, датированным 7 сентября 1472 года и начинающимся словами Ineffabilia Gloriosae Virginis Dei Genitricis , он даровал полную индульгенцию и отпущение всех грехов верующим обоего пола, которые, истинно раскаявшись и исповедавшись, посещают эту церковь в дни Непорочного Зачатия, Рождества, Благовещения, Посещения, Очищения и Успения Пресвятой Богородицы.

Второе, датированное 12 октября 1472 г., начинается словами A Sede Apostolica sunt illa benigno favoure concedenda , в которых он подтверждал вечную полную индульгенцию, которую можно заслужить в указанные ранее праздники Богородицы, и более, в ознаменование индульгенций. подаренный церкви бывшими папами.

Надписи являются известными примерами так называемого «сикстинского» стиля заглавных букв all'antica , возрожденной формы древнеримского монументального письменного письма, адаптированного для создания уникальной идиомы эпохи Возрождения. Основным источником этого стиля был сам Бреньо, который использовал его в надписях на своих погребальных памятниках. [30]

По обеим сторонам правой двери расположены небольшие мемориальные доски, напоминающие об индульгенциях, которые Григорий XIII предоставил базилике в 1582 году, а также о том, что Сикст V включил Санта-Марию-дель-Пополо в число семи паломнических церквей Рима в 1586 году.

Колокольня в северном стиле и восьмиугольный купол.

Купол Санта-Мария-дель-Пополо был первым восьмиугольным куполом эпохи Возрождения над прямоугольным крестом, воздвигнутым на высоком тамбуре. На момент постройки в 1474-75 годах он не имел реальных прецедентов, единственными сопоставимыми примерами являются рисунки Филарета для утопического города Сфорзинда, которые так и не были реализованы. По сути, купол был визуальной аномалией на горизонте Рима, но позже стал прототипом, имеющим множество последователей в городе и других итальянских городах. Смыслом новинки стала чудотворная икона Мадонны дель Пополо, помещенная прямо в центре купольного святилища.

Сам купол представляет собой довольно неправильную конструкцию из смешанной кладки из блоков туфа, кирпича и раствора, покрытую свинцовыми листами. Есть тонкая внутренняя оболочка из кирпича, которую позже можно будет добавить, чтобы создать подходящую поверхность для фресок. Купол увенчан изящным земным шаром и крестовым навершием. Высокий кирпичный тамбур украшен восемью арочными окнами, первоначально имевшими каменные стойки, как и все остальные проемы церкви. Вся конструкция опирается на невысокое квадратное основание. [31]

Колокольня

[ редактировать ]

Колокольня XV века расположена в конце правого трансепта. Позже это сооружение было включено в состав неоклассического монастыря, занимавшего большую часть его корпуса. Высокая кирпичная башня была построена в североитальянском стиле, что было необычно для Рима того времени, но, вероятно, соответствовало вкусам ломбардской общины. Конический шпиль, построенный из глиняных кирпичей лепестковой формы, окружен четырьмя цилиндрическими вершинами с коническими вершинами. Эти вершины имеют два наложенных друг на друга ряда глухих аркад с остроконечными кирпичными арками. Шпиль увенчан шаром и крестовым навершием с пристроенным флюгером. Верхняя часть башни имеет сильное сходство с колокольней базилики Сан-Дзено в Вероне . Прямоугольная башня подчеркнута каменными карнизами. На верхнем этаже со всех сторон большие арочные окна. В проемах сохранились лишь поврежденные следы первоначальных каменных стоек и парапетов из декоративной кирпичной кладки, за исключением восточной стороны, где импост остался неповрежденным. Это типичное двустворчатое окно с небольшими тосканскими колоннами и четырехлистником.

Круглые часы на южной стороне — более позднее дополнение. Часы явно велики по сравнению с пространством между окном и карнизом; в XVIII веке его установили ниже, на той же стороне башни. Еще один ряд арочных окон на этом уровне был замурован уже во второй половине 17 века.

Три деревянные двери с шипами украшены бронзовыми рельефами работы калабрийского скульптора Микеле Герриси 1963 года. На панелях главной двери изображены сцены Страстей Иисуса , а рельефы боковых дверей иллюстрируют избранные библейские фразы.

Главная дверь

Левые дверные панели

верхний ряд: (1) Ангел с книгой — Timor Domini initium sapientiae (Страх Господень — начало мудрости, Пс. 111:10 ); (2) Ангел с чашей и виноградом – Hic est enim sanguis meus (Это моя кровь, Матфея 26:28 )

средний ряд: (1) Ангел с кадильницей — Ascendit oratio sicut incensum (Молитва возносится, как фимиам, вариант Псалма 141:2 ); (2) Ангел с подсвечником и масляной лампадой — Ad откровенем gentium (Для откровения язычникам, Луки 2:32 )

нижний ряд: (1) Ангел с тиарой и посохом — Ecclesia mater et magistra (Церковь, мать и учительница, особенно в документах Второго Ватиканского Собора ); (2) Ангел с аспергиллумом , аспесорием и пшеничным колосом — Asperge me Domine et mundabor (Очисти меня, Господи, и буду чист, Псалом 50:9 )

Панели главных дверей

[ редактировать ]

1-й ряд: (1) Снятие с креста ; (2) Воскресение

2-й ряд: (1) Иисус встречает свою мать Марию; (2) Иисус на кресте с Марией и Иоанном

3-й ряд: (1) Бичевание Христа ; (2) Симон помогает нести крест

4-й ряд: (2) Агония в саду ; (2) Иисус перед Пилатом

Правые дверные панели

[ редактировать ]

верхний ряд: (1) Ангел со свитком и источниками воды — Euntes ergo docete omnes gentes (Итак, идите и научите все народы, Мф 28:19 ); (2) Ангел с трубой – Et vos estote parati (Вы также должны быть готовы, Луки 12:40 )

средний ряд: (1) Ангел с чашей, крестом и терновым венцом – Non sicut ego volo sed sicut tu (Не как Я хочу, но как Ты, Мф 26:39); (2) Ангел, сидящий на камне с жезлом – Resurrexit non est hic (Он воскрес, его нет здесь, Матфея 28:6 )

нижний ряд: (1) Ангел с каменными скрижалями — Ego sum Dominus Deus tuus (Я Господь Бог твой, Исход 20:2 ); (2) Ангел с голубем и змеей - Ave Maria gratia plena (Радуйся, Мария, благодатная, первые слова Радуйся , Мария )

Интерьер

[ редактировать ]

Контрфасад

[ редактировать ]
Контрфасад с дарственной надписью Александра VII.

Оформление контрфасада было частью Бернинской реконструкции церкви 17 века. Архитектура проста: мраморная рама вокруг монументальной двери, зубчатый карниз, сегментный арочный фронтон и дарственная надпись, напоминающая о тщательной перестройке древней церкви, которую Папа Александр VII инициировал под именем Фабио Киджи, кардинала-священника базилики, и ее посвящение в 1655 г. в качестве новоизбранного Папы:

Александр VII.

Окно-розу поддерживают два лепных ангела, вылепленные Эрколе Ферратой в 1655-58 годах под руководством Бернини. Та, что слева, держит в руке венок. В нижней части контрфасада расположены различные погребальные памятники.

Интерьер базилики

Церковь Санта-Мария-дель-Пополо представляет собой базилику эпохи Возрождения с нефом, двумя нефами и трансептом с центральным куполом. Неф и приделы имеют четыре пролета и перекрыты крестовыми сводами. С каждой стороны есть четыре опоры, поддерживающие арки, отделяющие неф от проходов. Каждая колонна имеет четыре травертиновые полуколонны, три из которых поддерживают арки и свод нефов, а более высокая четвертая поддерживает своды нефа. Полуколонны имеют коринтийские капители с пальметтным орнаментом между завитками. Есть тонкие различия между капителями типа пальметты и флёрона . В отличие от стволов колонн, капители по-прежнему покрыты штукатуркой.

Оригинальная архитектура 15-го века была в значительной степени сохранена Бернини, который лишь добавил прочный каменный карниз и украсил арки парами белых лепных статуй, изображающих святых женщин. Первые две пары слева и справа — основатели и реформаторы средневековых монашеств, остальные — все раннехристианские святые и мученики. Их имена написаны на перемычках арок золочеными буквами. Крестовые своды остались не украшенными и просто побеленными. Краевые камни нефа и трансепта украшены гербами Папы Сикста IV . Папские щиты Делла Ровере также были размещены на карнизе интрадоса в первой и последней арках нефа. Эти резные изделия из камня позолочены и расписаны. Неф освещен двумя рядами больших сегментных арочных окон с простой каменной лепниной в стиле барокко и карнизом на кронштейнах. До бернинской перестройки окна фонаря представляли собой такие же арочные проемы, как на фасаде и колокольне.

Неф завершается триумфальной аркой, украшенной роскошной лепной группой, созданной во время Бернинской реконструкции. Папский герб Александра VII виден посередине, по бокам которого изображены две ангелоподобные Победы, держащие пальмовые ветви, покоящиеся на богатых гирляндах цветов. Эта группа — работа Антонио Раджи . Следует отметить, что неф и трансепт имели более единый вид в стиле барокко до пуристской реставрации Антонио Муньоса в 1912 году. Он удалил толстый слой штукатурки со стержней травертиновых полуколонн, которые были окрашены, чтобы создать вид мрамора Чиполлино. . [32] Еще один утраченный элемент барокко был создан Джованни Марией Мариани, чье имя регулярно упоминалось в платежах между 1657 и 1658 годами. Невозможно восстановить его работу в базилике, но он был специалистом по роскошным орнаментальным фризам с большими фигурами, фестонами и гризайлями. . Предположительно, ему было поручено органично объединить настоящую и нарисованную скульптуру в нефе и трансепте.

Пары святых в нефе

[ редактировать ]
Фигуры святых Урсулы и Цецилии, эскиз из мастерской Бернини в Метрополитен-музее.

Первоначально Бернини планировал заполнить пространство между окнами и арками статуями коленопреклоненных ангелов. Эти фигуры появляются на нескольких рисунках в альбоме для рисования из его мастерской, но к 1655 году Бернини передумал и разместил на карнизах статуи святых женщин. Эти святые девы обращают взгляд на образ Богородицы на главном алтаре. Статуи, вероятно, были спроектированы самим Бернини, а предположительно рисунок с автографом фигуры святой Урсулы сохранился в коллекции Музея der bildenden Künste в Лейпциге , но его замыслы были выполнены скульпторами его мастерской в ​​период с августа по декабрь 1655 года. Их разные стили чувствовались в единой схеме. [33] [34]

Левая сторона:

1-я арка

Монахини и основательницы великих женских монашеских орденов . Скульптор: Эрколе Феррата.

2-я арка

Раннехристианские мученики в эпоху гонений . Скульптор: Антонио Раджи.

3-я арка

Раннехристианские девы и мученики . Скульптор: Джузеппе Пероне.

4-я арка

Раннехристианские мученики, пострадавшие, чтобы сохранить девственность . Скульптор: Антонио Раджи.

Пары святых женщин - левая сторона
Святые Клара и Схоластика Святые Екатерина и Варвара Святые Доротея и Агата Святые Текла и Аполлония

Правая сторона:

1-я арка

Монахини и религиозные реформаторы . Скульптор: Джованни Франческо де Росси.

2-я арка

Древнеримские сестры, помогавшие гонимым христианам – Скульпторы: Паоло Нальдини и Лаццаро ​​Морелли.

3-я арка

Раннехристианские девы и мученики - Скульптор: Джованни Антонио Мари.

4-я арка

Раннехристианские девы и мученики - Скульптор: Джованни Франческо де Росси.

Пары святых женщин - правая сторона
Святые Екатерина и Тереза Святые Пракседес и Пудентиана Святые Цецилия и Урсула Святые Агнесса и Мартина

Трансепт

[ редактировать ]
Соединение нефа и трансепта

Архитектурно трансепт похож на неф с теми же крестовыми сводами и полуколоннами кватроченто, каменными облицовками в стиле барокко, карнизами и большими сегментными арочными окнами фонаря . Рукава имеют длину всего один пролет, заканчиваются полукруглыми апсидами, перестроенными Бернини. Два одинаковых придела и величественные органные чердаки над входными арками восточных приделов созданы его мастерской. Боковые алтари представляют собой кувуклы из разноцветного мрамора, украшены треугольными фронтонами, коринфскими пилястрами, классическими фризами с акантовыми завитками и ангелами по бокам. Плинтусы украшены гербом семьи Киджи (княжеская версия на правом алтаре и церковная версия с кардинальской шляпой на другом), а фронтальные части особенно богаты каменной кладкой pietre dure .

Первые эскизы четырех мраморных ангелов, поддерживающих алтари, были нарисованы молодым Джованни Баттиста Гаулли , и листы до сих пор хранятся в коллекции Берлинских государственных музеев . Яркие рисунки, вероятно, были смягчены перед исполнением скульпторами мастерской. С 1657 по 1658 год оплату за работу над статуями получали четыре скульптора: Антонио Раджи, Эрколе Феррата, Джованни Антонио Мари и Арриго Джарде.

В 1660 году в новых часовнях трансепта над боковыми дверями были размещены надписи, в которых основателями были названы два племянника Папы, хотя восстановление трансепта было задумано самим Папой Александром VII , а расходы были оплачены непосредственно Апостольской камерой . Алтарь Святого Семейства принадлежал Флавио Киджи , который в то время был кардиналом-священником Санта-Мария-дель-Пополо и кардиналом-племянником Папы. Алтарь Посещения принадлежал Агостино Киджи, принцу Фарнезе. Чаша на картине «Святое Семейство» намекает на священство, призвание кардинала, в то время как тема Посещения тесно связана с плодородием, чего ожидали от принца, который женился на Марии Вирджинии Боргезе в 1658 году, дата на надписях и основал римскую ветвь династии Киджи. [35]

Алтарь Посещения

[ редактировать ]
Алтарь Посещения в правом трансепте.

Алтарный образ правого алтаря был написан в 1659 году Джованни Марией Моранди , любимым портретистом семьи Киджи. Художник получил эту работу благодаря добрым услугам своего предыдущего покровителя, герцога Франческо Марии Сальвиати в 1657 году. Этюд с херувимами, держащими венок из роз в левом нижнем углу, сохранился в Музее der bildenden Künste в Лейпциге . На полотне нет заметных признаков флорентийского ученичества живописца, оно прочно принадлежит художественному миру римского сейсенто, в котором доминировал Карло Маратта , хотя можно было заметить и эмилианское влияние.

Любопытно, что Моранди решил не изображать момент встречи Марии и Елизаветы , который является традиционным способом визуализации Посещения . На картине изображена Элизабет, приглашающая свою младшую кузину в свой дом. Справа Захария берет сумку из рук святого Иосифа . Композиция повторяет более известную картину Федерико Бароччи на ту же тему в Кьеза Нуова (1583–86). Даже цвета одежд двух женщин почти одинаковы. Архитектурные элементы картины типично римские. Вместо скромного дома в Иудее дом Захарии и Елисаветы представляет собой монументальное здание с круговыми ступенями, ведущими к входной двери. На заднем плане можно узнать узнаваемые римские постройки: круглый храм Весты в Тиволи , замок Сант-Анджело и Мета Ромули . Высоко в небе изображены херувимы, а тот, у кого нет крыльев на плече, очень похож на скульптурного путто, поддерживающего органный чердак в правом трансепте. [36]

Мраморные статуи ангелов, поддерживающие каркас алтаря, принадлежат Эрколе Феррате (справа) и Арриго Джарде (слева).

Святейшая Пьета под названием Салерна

называлась Cappella della Santissima Pietà detta Salerna Часовня в левом трансепте до бернинской перестройки . Название относится к надгробию Пьетро Гульельмо Рокка , архиепископа Салерно, умершего в 1482 году. Его могила позже была перенесена в ризницу. Пьета в названии относится к картине на алтаре Якопино дель Конте «Положение Христа во гроб» , которая сейчас хранится в Музее Конде в Шантийи .

Алтарный образ был заказан семьей Бернардино Эльвино , епископа Англоны и казначея Папы Павла III, через несколько лет после его смерти в 1548 году. Джованни Бальоне в своем описании церкви утверждает, что он принадлежал к той же композиции, что и похороны. Памятник епископу работы Гульельмо делла Порта . [37] В конечном итоге гробница была перенесена в коридор ризницы, а картина была продана августинцами в 1787 году.

Алтарь Святого Семейства

[ редактировать ]
Алтарь Святого Семейства в правом трансепте.

Алтарь был выполнен каменщиком Габриэле Ренци около 1658 года. Алтарный образ для левого бокового алтаря был поручен Бернардино Мэю , художнику из Сиены , который был вызван в Рим папой Александром VII в 1657 году и там подружился с Бернини. За заказ он получил 200 скуди 11 августа 1659 года. Картина прекрасно соответствует бернинианскому идеалу «bel composto». Ангел справа изящно сочетается с мраморным ангелом, поддерживающим алтарь. Иконография картины довольно сложна и отходит от обычного изображения « Отдых на пути в Египет» .

В середине младенец Иисус получает послание от ангела Божьего; и ребенок, и посланник одеты в одинаковые красно-белые одежды. Ангел преподносит младенцу чашу в знак его земной миссии. За Иисусом наблюдает Святой Иосиф , который охраняет его. Ребенок поставил правую ногу на череп, кишащий змеями, а левой ногой раздавил одну из них: символ своего торжества над злом и ересью. Мария опирается на скалистую стену и смотрит на небо, куда херувимы несут орудия Страстей : огромный крест, терновый венец и гвозди. Ангел слева, держащий крестный ход , задрапированный в одежду, может быть символом воскресения. На картине почти нет ничего, указывающего на бегство в Египет, кроме единственной пальмы на заднем плане. По традиции это дерево давало приют и питание Святому Семейству в пути. Вместо безмятежной и буколической сцены Мэй подчеркнула предстоящие страдания и божественную миссию Иисуса.

Мраморные статуи ангелов, поддерживающие каркас алтаря, приписывают Джованни Антонио Мари (слева) и Антонио Раджи (справа).

Органные лофты

[ редактировать ]
Правый органный чердак с оригинальным органным футляром.

Орган в правом трансепте был первоначально построен в 1499–1500 годах Стефано Павони, магистром органорум из Салерно ; его корпус был украшен гербом Папы Александра VI , который, вероятно, внес свой вклад в расходы. Во время Бернинской реконструкции базилики этот инструмент был перестроен органным мастером Джузеппе Теста, который также создал новый орган для левого трансепта. Оба органа давно исчезли, и на месте остался только футляр для органов в правом трансепте. Для левой кантории Карло Вегецци Босси изготовил современный орган, открытие которого состоялось 23 мая 1906 года.

Бернини спроектировал две элегантные мраморные кантории для инструментов, которые поддерживаются лепными ангелами и путти, украшенными богатыми гирляндами цветов и гербами Папы Александра VII. Эти органные чердаки представляют собой витрину династических символов Киджи-Делла Ровере: центральная стойка балюстрады украшена резьбой в виде дуба, древнего символа семьи Делла Ровере, а на боковых колоннах изображены гора и звездный символ Чиги, который вновь появляется среди позолоченной резьбы по дереву на перилах среди лиственных дубовых ветвей. На оставшемся органном корпусе трубы несут четыре раскидистые корявые ветви позолоченного дуба, усыпанные листьями и желудями.

Вторая конструкция футляра для органа из мастерской Бернини.

Первый вариант корпуса органа был более традиционным: наложенные друг на друга ряды труб помещены в архитектурный каркас, определяемый двумя колоннами и арочным фронтоном, украшенным скульптурной группой. Дуб выглядел как переплетение корней, срубленный пень и одна ветвь, похожая на усик, обвивающая правую колонну как символ естественного обновления. Рисунок этой конструкции сохранился в Библиотеке Ватикана . В библиотеке сохранился и второй проект, в котором исчез архитектурный каркас и трубы разместились среди ветвей мощного и лиственного дуба. Ни один из двух рисунков не может быть приписан самому Бернини, но иконография тесно связана с его замыслом реконструкции базилики.

Это натуралистическое и чудесное дерево-орган могло быть вдохновлено описаниями древовидных музыкальных инструментов в Византии и восточном мире или поющими фонтанами садов эпохи Возрождения в Италии. Дерево имело особое значение в контексте Санта-Мария-дель-Пополо, где память о злом ореховом дереве императора Нерона все еще была жива. Цветущий дуб также олицетворял духовное возрождение и восстановление церкви папой в рамках его христианского обновления Romae . [38]

Лепные скульптуры под канторией были созданы Антонио Раджи под руководством Бернини в 1655–57. Между этими двумя группами существуют существенные различия. Историк искусства Марк Вейль предположил, что спокойный и стройный орнамент справа был разработан Бернини, тогда как игривая нестабильность другого типична для личного стиля Раджи. [39]

Фрески купола были написаны на нижней стороне внутреннего кирпичного корпуса. Эта тонкая и легкая конструкция была построена для создания подходящей поверхности для росписи, дата которой неизвестна. Купол и переход освещаются восемью большими полукруглыми окнами. Мраморная облицовка и двойные коринфские пилястры на боковых стенах восьмиугольного тамбура выглядят как бернинские, хотя аналогичные двойные пилястры видны на более ранней фреске в вестибюле Сикстинского зала Ватиканской библиотеки. На том же ведуте у основания тамбура видна дорожка с балюстрадой. Эту зону подчеркивает сильно выступающий каменный карниз с модильонами аканта и разнообразными розетками.

Триумфальную арку алтаря венчает расписной лепной герб кардинала Антонио Марии Саули . Новый главный алтарь базилики и косметический ремонт арки по повелению генуэзского кардинала были завершены в 1627 году. Символ его семьи, изображаемый орел, установлен на итальянском щите, украшенном головой херувима и крестом. Герб поддерживают два ангела, изображенные в виде обнаженных эфебов в безупречно классической манере.

Купол.

Апсиду спроектировал Донато Браманте . Здесь находится самый старый витраж в Риме, выполненный французским художником Гийомом де Марсилья . Пинтуриккьо украсил свод фресками, в том числе « Коронование Богородицы» . гробницы кардиналов Асканио Сфорца и Джироламо Бассо делла Ровере , выполненные Андреа Сансовино В апсиде также можно найти .

Нынешняя мебель в базилике в основном современная, например, скамьи в нефе или новый алтарь против народности, амвон и кафедра на переходе. Однако в костеле сохранилось несколько предметов барочной мебели: две почти одинаковые чаши для святой воды из цветного мрамора и шесть деревянных исповедалок, стоящих у колонн между нефом и приделами. Это практически идентичные изделия с одинаковыми основными особенностями: сегментными фронтонами и четырьмя двойными завитками с цветочным орнаментом по бокам. Тем не менее, существуют три разные пары: две простые не имеют никакого другого украшения, две исповедальни типа Киджи несут символ шести гор папской семьи между двумя дубовыми ветвями и имеют маленьких херувимов вместо консолей, а две «Мадонны дель В исповедальнях типа «Пополо» на фронтоне имеется небольшая резьба с изображением Мадонны и Младенца (одна из резных фигурок отсутствует).

Боковые часовни

[ редактировать ]
План базилики; цифры обозначают боковые часовни

Часовня Делла Ровере

[ редактировать ]

Часовня Делла Ровере (или Рождества) — первая боковая часовня в правом нефе. Он был обставлен кардиналом Доменико делла Ровере с 1477 года после реконструкции церкви его родственником, папой Сикстом IV . Живописное оформление приписывается Пинтуриккьо и его школе. Главный алтарь « Поклонение младенцу со святым Иеронимом» представляет собой изысканную работу с автографом самого Пинтуриккьо. Могила кардинала Кристофоро делла Ровере (умер в 1478 году), работа Андреа Бреньо и Мино да Фьезоле , была воздвигнута его братом. С правой стороны погребальный памятник Джованни де Кастро (умер в 1506 г.) приписывается Франческо да Сангалло . Часовня является одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников искусства кватроченто в Риме.

Часовня Кибо

[ редактировать ]

Часовня Кибо была радикально перестроена кардиналом Альдерано Сибо (1613–1700) между 1682 и 1687 годами по планам Карло Фонтаны . Благодаря красоте росписей, драгоценности мраморных облицовок стен и значимости художников, участвовавших в ее строительстве, капелла считается одним из самых значительных сакральных памятников, возведенных в Риме в последней четверти 17 века.

Часовня Бассо делла Ровере

[ редактировать ]

Часовня Бассо делла Ровере была обставлена ​​Джироламо Бассо делла Ровере в 1480-х годах. Архитектура аналогична капелле Рождества Христова, а роспись приписывается Пинтуриккьо и его мастерской. Изюминками капеллы являются большая фреска «Мадонна с Младенцем на троне», святыми Августином, Франциском, Антонием Падуанским и святым монахом над алтарем, Успение Девы Марии на первой стене и иллюзионистское монохромное оформление постамента. с расписными скамейками и сценами мученичества. Сохранилась и оригинальная из майолики напольная плитка из Деруты .

Коста Часовня

[ редактировать ]

Часовня Коста построена по тому же плану, что и часовни Делла Ровере, но она была обставлена ​​португальским кардиналом Хорхе да Коста, который купил ее в 1488 году. Самыми важными произведениями искусства являются росписи люнетов школы Пинтуриккьо, изображающие четырех отцов церкви. Церковь; мраморный алтарь работы Джана Кристофоро Романо (ок. 1505 г.); и надгробный памятник кардиналу Косте, построенный школой Андреа Бреньо. бронзовый и мраморный надгробный памятник Пьетро Фоскари Здесь сохранился 1480 года.

Часовня Монтемирабиле

[ редактировать ]

Часовня была названа в честь епископа Джованни Монтемирабиле († 1479 г.) и была преобразована в баптистерий базилики в 1561 году. Самыми ценными произведениями искусства в часовне являются эдикулы купели для крещения и купели святого елея. Они были собраны в 1657 году из фрагментов снесенного памятника XV века, созданного мастерской Бреньо. Гробница кардинала Антониотто Паллавичини на левой стене была изготовлена ​​той же мастерской в ​​1501 году.

Часовня Киджи

[ редактировать ]
Даниил Бернини в капелле Киджи

Банкир Агостино Киджи поручил Рафаэлю спроектировать и украсить для него погребальную часовню примерно в 1512–1514 годах. Часовня является сокровищницей искусства итальянского Возрождения и барокко и считается одним из самых важных памятников базилики. Купол централизованной восьмиугольной капеллы украшен мозаикой Рафаэля « Сотворение мира» . Статуи Ионы и Илии вырезал Лоренцетто . Позже часовня была завершена Джан Лоренцо Бернини для Фабио Киджи . Его дополнения включают скульптуры Аввакума и Ангела , Даниила и Льва .

Часовня Меллини

[ редактировать ]

Часовня, посвященная Святому Николаю Толентино , является одной из оригинальных шестиугольных боковых часовен базилики 15-го века, но ее внутреннее убранство было изменено в последующие века. На протяжении веков это была погребальная часовня семьи Меллини, в которой находится несколько памятников, среди которых работы Алессандро Альгарди и Пьера-Этьена Монно . Фрески свода созданы Джованни да Сан Джованни в 1623–27.

Часовня Кибо-Содерини

[ редактировать ]

Часовня Распятия или Часовня Кибо-Содерини была реконструирована в эпоху барокко, когда фламандский художник Питер ван Линт выполнил цикл фресок на своде и люнетах, на которых изображены Ангелы с символами Страстей и Пророков . Две большие фрески на боковых стенах изображают сцены из «Легенды о Истинном Кресте» . Над главным алтарем в коринфской эдикуле находится деревянное распятие XV века. Часовня была восстановлена ​​Лоренцо Содерини в 1825 году.

Часовня Теодоли

[ редактировать ]

Часовня является скрытой жемчужиной римского маньеризма и работы крупного художника и скульптора Джулио Маццони . Ее также называли капеллой Санта-Катерина «дель-Каличе» или «дель-Кадисе» в честь классицистической мраморной статуи Святой Екатерины на алтаре, лепных чаш на перемычках и титула ее покровителя Джироламо Теодоли, епископа Кадиса . Первоначально украшение было заказано первым владельцем Траяно Аликорни в 1555 году, работа была возобновлена ​​под новым покровителем Джироламо Теодоли в 1569 году и завершена около 1575 года.

Часовня Чераси

[ редактировать ]

В капелле Черази хранятся два знаменитых полотна Караваджо «Распятие Святого Петра» и «Обращение на пути в Дамаск» (1600–01). Вероятно, это самые важные произведения искусства в базилике. Между двумя работами Караваджо находится алтарь « Успение Богородицы» работы Аннибале Карраччи .

Часовни Феоли и Цикады

[ редактировать ]

Две одинаковые капеллы, открывающиеся в правом трансепте, по художественной ценности относительно невелики по сравнению с другими боковыми приделами церкви. Оба были построены во время вмешательства Бернини в 17 веке, но их нынешнее убранство появилось намного позже. Самым значительным произведением искусства является фрагментированный надгробный памятник Одоардо Цикаде, епископу Сагоны работы Гульельмо делла Порта, датированный примерно 1545 годом. Гробница, которая изначально была больше и более богато украшена, расположена в Цикаде (или Святой Рите). Часовня.

Памятники

[ редактировать ]
Памятник Марии Элеоноре Бонкомпаньи

Церковь была излюбленным местом захоронения римской аристократии, духовенства и литераторов, особенно после вмешательства Бернини. Помимо гробниц в боковых часовнях, наиболее примечательными памятниками являются:

Мария Элеонора Бонкомпаньи Людовизи

[ редактировать ]

Первым памятником при входе в базилику является настенная гробница Марии Элеоноры I Бонкомпаньи , королевской принцессы Пьомбино, прямо у двери на контрфасаде. Принцесса умерла в 1745 году после посещения больницы. Ее могила была спроектирована Доменико Грегорини в 1749 году. [40]

Погребальный памятник представляет собой типичное произведение искусства позднего барокко с явно мрачными деталями. На основании изображен крылатый дракон, символ семьи Бонкомпаньи . Табличка с эпитафией выполнена из полированных цветных камней цвета pietre dure . Надпись увенчана олицетворением Времени (крылатый череп), гербом Княжества Пьомбино и двумя аллегорическими фигурами (Милосердие и Кротость). Мемориальная доска заключена в рамку из белого мрамора с раковиной в нижней части и фронтоном вверху с раковиной, двумя пылающими факелами и еще одним крылатым черепом.

Иоанн Баптист Гислени

[ редактировать ]
Нижняя часть памятника Гислени.

Могила Джованни Баттисты Гислени , итальянского архитектора в стиле барокко и сценографа, работавшего при польском королевском дворе в 1630–1668 годах, вероятно, является самым жутким погребальным памятником в базилике. Он установлен между деревянной будкой и каменной полуколонной с правой стороны контрфасада. Мемориал спроектировал и установил сам архитектор в 1670 году, за два года до его смерти.

Верхняя часть памятника представляет собой каменную доску с длинной надписью и портретом покойного в тондо , написанном фламандским портретистом Якобом Фердинандом Воэтом . На стене — расписной балдахин, поддерживаемый ангелами. Нижняя часть интереснее: в окно за железной решеткой выглядывает скелет. Зловещая, окутанная фигура обращена к зрителю, стиснув костлявые руки на груди. Каменная рама окна украшена гербом и двумя бронзовыми медальонами. На левом изображено дерево с обрезанными ветвями, но дающими новые побеги и содержащее гусеницу, плетущую кокон, а на правом изображена метаморфоза гусеницы в мотылька. Это символы смерти и воскресения. Надписи передают одно и то же послание: In nidulo meo moriar («в своем гнезде я умираю», т. е. в городе Риме) и Ut phoenix multiplicabo dies («как феникс я умножаю свои дни»). На верхней и нижней части памятника имеются две загадочные надписи: Neque hic vivus и Neque illic mortuus («Ни жив здесь, ни мертв там»).

На этой гробнице скелет является не олицетворением Смерти, как в других гробницах в стиле барокко, а изображением умершего ( преходящее изображение) на пути к воскресению, и благодаря этому «смерть стала символом жизни». [41]

Мария Фламиния Одескальки Киджи

[ редактировать ]
Памятник Марии Фламинии Одескальки Киджи

Погребальный памятник принцессе Марии Фламинии Одескальки Киджи иногда называют «последней гробницей в стиле барокко в Риме». [42] Это, вероятно, самый потрясающий визуально, яркий и театральный надгробный памятник в базилике. Он был построен в 1772 году для юной принцессы, первой жены дона Сигизмондо Киджи Альбани делла Ровере, 4-го принца Фарнезе, умершего при родах в возрасте 20 лет. Его проектировал Паоло Пози , известный архитектор в стиле барокко. за его эфемерную архитектуру, построенную для торжеств и выполненную Агостино Пенной. Гробница расположена у колонны между часовнями Киджи и Монтемирабиле.

Портрет кардинала Джана Джироламо Альбани работы Паракки.

Памятник показывает влияние Бернини могилы для Марии Раджи в Санта-Мария-сопра-Минерва . Пози использовал геральдические символы Киджи и Одескальки, чтобы отпраздновать переплетение двух княжеских семей. В нижней части памятника беломраморный лев Одескальки взбирается на гору Киджи; справа дымящаяся курильница снова намекает на Одескальчи. Из горы растет корявый бронзовый дуб (Чиги) с огромным красным мраморным одеянием на ветвях. Мантия оторочена золотом и украшена эпитафией из золотых букв, а также звездами Киджи и курильницами Одескальки в нижней части. В верхней части гробницы беломраморный орел и два ангела несут черно-белый мраморный портрет умершего, помещенный в богато украшенный золотой медальон .

В XIX веке памятник был признан безвкусным. Стендаль 1827 года назвал это «вспышкой отвратительного вкуса XVIII века» в своих « Прогулках в Риме» . [43]

Джованни Джероламо Альбани

[ редактировать ]

Одним из важнейших погребальных памятников маньеризма в базилике является могила кардинала Джана Джироламо Альбани , влиятельного политика, юриста, ученого и дипломата при папском дворе в последние десятилетия XVI века. Он умер в 1591 году. Памятник позднего Возрождения — одно из главных произведений римского скульптора Джованни Антонио Паракка . Бюст кардинала представляет собой реалистичный портрет старого государственного деятеля. Его видно молящимся, повернув голову к главному алтарю. кенотаф кардинала Джованни Баттисты Паллавичино Напротив этого памятника Паракке также приписывается (1596 г.).

Людовико Подокатаро

[ редактировать ]
Лежащая статуя кардинала Подокатаро с остатками позолоты.

Настенная гробница кипрского кардинала Людовико Подокатаро , секретаря и врача Папы Александра VI , представляет собой монументальное произведение римской скульптуры эпохи Возрождения . Выдающийся гуманист и папский дипломат был похоронен 7 октября 1504 г. с большой пышностью; Гробница в правом трансепте изначально располагалась недалеко от погребальной часовни семьи Борджиа, покровителей Подокатаро, но часовня больше не сохранилась.

Первоначально памятник выполнял двойную функцию: алтаря и гробницы. Вероятно, он был заказан кардиналом между 1497 годом, когда он сделал пожертвование церкви августинцев, и 1504 годом, когда он умер. Автор(ы) памятника неизвестны, но по стилистическому признаку предполагается, что это работа разных групп скульпторов. Архитектурная композиция традиционна и несколько консервативна для начала XVI века, она следует моделям, заданным Андреа Бреньо .

Бернардино Лонати

[ редактировать ]

Настенная гробница кардинала Бернардино Лонати похожа на ровесницу Людовико Подокатаро, и оба они принадлежат к группе памятников эпохи Папы Александра VI, сделавшей базилику святыней династии Борджиа в начале 16 века. . Монумент был профинансирован кардиналом Асканио Сфорца после смерти его протеже 7 августа 1497 года, вскоре после того, как Лонати возглавил неудачную экспедицию против семьи Орсини по приказу Папы. Архитектурная композиция памятника повторяет модели Андреа Бреньо .

Кардиналы-священники

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Амброджо Ландуччи, цитируется Алессандро Локки: История захоронения Нерона. в: Фабрицио Вистоли (ред.): Могила Нерона. Топоним, район и городская территория Roma Capitale, Рим, Edizioni Nuova Cultura, 2012, стр. 111–112
  2. ^ Якоб де Альберисис (Джакомо Альберичи): сборник историй самой святой и славной девы deipara de populo almae urbis, Рим, Николай Мутидж (Николо Музи), 1599, стр. 1–10.
  3. ^ Амброджо Ландуччи: Происхождение храма, посвященного в Риме Деве Богородицы Марии, недалеко от Порта Фламиния, под названием hoggi del Popolo, Рим, Франческо Монета, 1646, стр. 7–20.
  4. ^ Оттавио Панчироли: Скрытые сокровища alma citta' di Roma, Рим, Эреди ди Алессандро Дзаннетти, 1625, с. 449
  5. ^ Санта-Мария-дель-Пополо в Риме, изд. Э. Бентивольо и С. Валтьери, Бари-Рим, 1976, с. 203.
  6. ^ Николаус Маффель: Описание города Рима, изд. Вильгельм Фогт, Литературное общество, Штутгарт, 1876 г., с. 53
  7. ^ Паломничество Арнольда фон Харфа (изд. и перевод Малкольма Леттса), Лондон, Общество Хаклюта, 1946, стр. 34–35
  8. ^ Платнер и Эшби: «Sepulcrum Domitiorum», в Топографическом словаре Древнего Рима, Лондон, 1929, стр. 479
  9. ^ Кай-Майкл Шпренгер: Тиара в Тибре. Очерк о проклятии в память о Клименте III (1084–1100) и римской реке как месте забвения и памяти, Reti Medievali Rivista, 13, 1 (2012), стр. 164–168.
  10. ^ Мариано Армеллини: Церкви Рима с 4 по 19 века, Tipografia Vaticana, 1891, с. 320
  11. ^ Ландуччи, стр. 76–77
  12. ^ Поль Фабр: Новый каталог церквей Рима, смесь археологии и истории, 1887, Vol. 7, с. 437
  13. ^ Энн Данлоп : Пинтуриккьо и паломники: преданность и прошлое в Санта-Мария-дель-Пополо, Документы британской школы в Риме, 2003, стр. 267, цитируя Олигера: «О младших братьях Римского народа Святой Марии а. 1250 жителей, Францисканский исторический архив, 18 (1925 г.)
  14. ^ Фрэнсис Рот: Кардинал Риккардо дельи Аннибальди, первый защитник ордена августинцев, в: Augustiniana vol. 2–3 (1952–53)
  15. ^ Надпись уже была записана Фиораванте Мартинелли: Roma richercata, 1658, с. 302
  16. ^ Клаудия Болджиа: Иконы «в воздухе»: Новые настройки священного в средневековом Риме, в: Архитектура и паломничество, 1000–1500. Южная Европа и за ее пределами, Routledge, 2016, с. 134
  17. ^ Кэтрин Уолш: Соблюдение: источники истории наблюдательного реформаторского движения в ордене монахов-августинцев в четырнадцатом и пятнадцатом веках, в: Rivista di storia della chiesa в Италии XXXI, 1977, Гердер, Рим, стр. 59, 62, 64–65
  18. ^ Джилл Э. Блондин: Власть стала видимой: Папа Сикст IV как «Ресторатор Урбиса» в Кватроченто Рим, Католический исторический обзор, том. 91, № 1, стр. 1–25.
  19. ^ Пьеро Томей: Архитектура Рима в пятнадцатом веке, Рим, Casa Editrice Fratelli Palombi, 1942, с. 148
  20. ^ Ландуччи, стр. 22–23
  21. ^ Лиза Пассалья Бауман: Благочестие и общественное потребление: Доменико, Джироламо и Юлий II делла Ровере в Санта-Мария-дель-Пополо , в: Покровительство и династия: Возвышение Делла Ровере в Италии эпохи Возрождения, изд. Ян Ф. Верстеген, Издательство Государственного университета Трумэна, 2007, стр. 40
  22. ^ Лорен Партридж и Рэндольф Старн: Сходство эпохи Возрождения: искусство и культура в «Юлии II» Рафаэля, University of California Press, 1980, стр. 96
  23. ^ Ганс Шнайдер: Поездка Мартина Лютера в Рим - датирована и переинтерпретирована. В: Вернер Лефельдт (редактор): Исследования по истории науки и религии, Де Грюйтер, Берлин/Нью-Йорк, 2011 г.
  24. ^ Хайнц Шиллинг: Мартин Лютер: Бунтарь в эпоху потрясений, пер. Рона Джонстон, Oxford University Press, 2017, стр. 81
  25. ^ «Римская епархия» .
  26. ^ Фолькер Рейнхардт: Зловещий Папа: Александр VI. Борджиа 1431-1503, Издательство CH Beck, 2007, с. 53
  27. ^ Чудесные вещи великого города Рима, амфитеатра мира , Джо Антонио Францини, наследник Джироламо Францини, 1600, Рим, с. 27
  28. ^ Алоизио Антинори: Великолепие и полезность: Городское планирование и папская монархия в Риме семнадцатого века , Gangemi Editore, 2008, стр. 108–109
  29. ^ Стефан Грундманн, Ульрих Фюрст: Архитектура Рима: Архитектурная история в 400 индивидуальных презентациях , Аксель Менгес, 1998, стр. 105
  30. ^ Дэвид Боффа: Художественная индивидуальность, запечатленная в камне: подписи итальянских скульпторов ок. 1250–1550, 2011, стр. 87–88.
  31. ^ Федерико Беллини: Купол пятнадцатого века , в: Санта-Мария-дель-Пополо. История и реставрации, под ред. Илария Миарелли Мариани, Мария Ричиелло, Istituto Poligrafico e Zecca dello State, 2009, стр. 368–381
  32. ^ Антонио Муньос: В церквях Рима. Находки и реставрации, Художественный вестник, 1912 – Х, с. 383
  33. ^ Дженнифер Монтегю: Скульптуры Бернини не Бернини, в: Ирвинг Лавин (ред.): Джанлоренцо Бернини: Новые аспекты его искусства и мысли, Издательство Пенсильванского государственного университета, Юниверсити-Парк и Лондон, 1985, стр. 28–29.
  34. ^ Джейкоб Бин: итальянские рисунки 17-го века в Метрополитен-музее, Метрополитен-музей, 1979, стр. 43
  35. ^ Феликс Акерманн, реконструкция Бернини интерьера Санта-Мария-дель-Пополо при Александре VII (1655–1659), в: Римский ежегодник Bibliotheca Hertziana 1996, стр. 416–417.
  36. ^ Илария Миарелли Мариани: Картина в Санта-Мария-дель-Пополо. История и реставрации, ред. Илария Миарелли-Мариани и Мария Ричиелло, Istituto Poligrafico e Zecca dello State, 2009., стр. 127–129
  37. ^ Микела Корсо: Якопино дель Конте в римском художественном контексте между 1530-ми и 1550-ми годами, Университет Рома Тре, 2014, стр. 225–227
  38. ^ Джордж Бауэр и Линда Бауэр: Футляр для органов Бернини для церкви Санта-Мария-дель-Пополо, The Art Bulletin, Vol. 62, № 1 (март 1980 г.), стр. 115–123.
  39. ^ Марк Вейл: История и украшение Понте С. Анджело, издательство Пенсильванского государственного университета, 1974, стр. 73–74.
  40. ^ Клаудио Де Доминикис: Карло Де Доминикис, римский архитектор восемнадцатого века (Рим, 2006), с. 74
  41. ^ Кэтлин Коэн: Метаморфоза символа смерти: транзитные гробницы в позднем средневековье и эпоху Возрождения (Калифорнийский университет Press, Беркли-Лос-Анджелес-Лондон) с. 185
  42. ^ «Последняя гробница в стиле барокко» .
  43. ^ Стендаль: Прогулка по Риму , Том. 1 (Издания Жером Миллон, 1993), с. 120
  • Раффаэле Колантуони, Церковь Сан-Мария-дель-Пополо за восемь столетий с момента ее первого основания, 1099–1899: история и искусство (Рим: Дескле, Лефевр, 1899).
  • Джон К.Г. Ширман, Часовня Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо (Лондон: Институт Варбурга, 1961).
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Санта-Мария-дель-Пополо (Рим), на Викискладе?

Предшественник
Санта-Мария-ин-Ара-Коэли
Достопримечательности Рима
Санта-Мария-дель-Пополо
Преемник
Санта-Мария-сопра Минерва
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a7c86396fa2f50f00a8bb445ffe434e9__1722516780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/e9/a7c86396fa2f50f00a8bb445ffe434e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Santa Maria del Popolo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)