Береговая часовня
Коста ) или капелла Святой Екатерины ( итальянский : Cappella Costa или Cappella di Santa Caterina расположена в южном нефе базилики Санта-Мария-дель-Пополо в Риме . Это четвертый придел от контрфасада, посвященный святой Екатерине Александрийской . Люнеты были расписаны помощниками Пинтуриккьо , а мраморный алтарь приписывается Джану Кристофоро Романо .
История
[ редактировать ]Первоначально часовня принадлежала Доменико делла Ровере , но в 1488 году ее приобрел португальский кардинал Хорхе да Кошта (итальянское имя - Джорджио Коста) за 200 золотых дукатов. Коста был известным и влиятельным человеком при дворе папы Александра VI. . Кардинал пользовался той же мастерской художников, что и династия Делла Ровере, — школой Пинтуриккьо. Не исключено, что меценат сознательно искал того же художника. [ 1 ] Часовня сохранила свой первоначальный вид, за исключением одного окна, которое в 1833 году замуровали для создания нового погребального памятника.
Описание
[ редактировать ]Небольшая часовня имеет шестиугольную форму с шестираздельным ребристым сводом, вход защищен изящным мраморным парапетом, украшенным гирляндами, лентами и патенами. Фресковый декор был написан помощником Пинтуриккьо, стилистически близким Мелоццо да Форли . Боковые стены артикулируют расписные коринфские пилястры, украшенные канделябрами, цветами и гирляндами на желтом фоне, опирающиеся на фальшивый монохромный постамент. Ребра и выступы двух арочных окон были украшены гротесками, но сохранилось только правое окно (второе позднее было замуровано). Хранилище покрыто синим ковром и золотыми звездами. Общая концепция расписного декора аналогична концепции капеллы Делла Ровере, но в капелле Коста большую роль играют скульптурные элементы.
Очки
[ редактировать ]Важнейшими оригинальными фресками капеллы являются росписи пяти люнетов (1488-90). Четыре из них на синем фоне изображают Отцов Церкви: Св. Иеронима , Амвросия , Августина и Григория Великого . Центральный люнет заполнен скульптурными гербами кардинала Косты (колесо Святой Екатерины), которое поддерживают два нарисованных ангела.
Скульптурные работы
[ редактировать ]Главный алтарь приписывают Джану Кристофоро Романо (ок. 1505 г.). Он определенно был построен после 1503 года, поскольку надпись на основании называет кардинала епископом Порту и Санта-Руфины . Трехчастный мраморный рередос украшен коринфскими пилястрами и увенчан сложным фронтоном с фигурой Бога-Отца. В нишах с головками-ракушками расположены три скульптуры святых: святая Екатерина Александрийская посередине (с колесом), святой Винсент (с кораблем) и Антоний Падуанский (с лилией). Последние двое являются покровителями города Лиссабона . Три тондо над ними содержат рельефы Благовещения (с очень красивым пейзажем посередине). Высокий постамент украшен гербами кардинала Косты.
Правую стену покрывает надгробный памятник молодому римскому рыцарю Маркантонио Альбертони, умершему от чумы в возрасте 30 лет в 1485 году. Мраморная гробница с лежащим изображением усопшего была создана Якопо ди Андреа да Фиренце в 1487 году. Первоначально, по крайней мере до 1600 года, она помещалась в правом трансепте. Мраморную гробницу заказала мать рыцаря Катерина Альбертони. Это единственная известная работа флорентийского скульптора, упомянутая в договоре от 20 апреля 1487 года. [ 2 ]
На противоположной стороне находится памятник кардиналу Хорхе да Кошта, созданный школой Бреньо. Люнет заполнен прекрасным рельефом Марии в мандорле с двумя ангелами. Коста умер в 1508 году, но гробница, вероятно, была подготовлена задолго до этой даты, вероятно, через несколько лет после освящения часовни. Надпись на саркофаге гласит: «Джорджио, епископ Альбано, кардинал из Лиссабона, в то время как он прокручивал в уме, что он был смертен, воздвиг [этот надгробный памятник] себе еще при жизни». Он очень похож на памятник Кристофоро делла Ровере в часовне Рождества, но «менее мастерски выполнен». [ 3 ]
Третий оригинальный памятник - надгробие (в полу) архиепископа Джорджо Брахарина работы мастерской Антонио дель Поллайуоло (конец 15 века). Надгробие не датировано. Архиепископ лежит в полном облачении, скрестив руки. Рельеф очень глубокий, вокруг плиты проходит богатая спиральная кайма. [ 4 ]
В 1833 году в часовне был установлен еще один памятник: надгробный памятник девятилетнему Винченцо Кашани работы Луиджи Полетти и Маттео Касселя. Левое окно было замуровано, чтобы освободить место для нового мраморного памятника в неоклассическом стиле.
Белая мраморная плита была установлена под другим окном в 1830 году для Ойгена фон Ингенхайма, годовалого маленького сына графа Густава Адольфа Вильгельма фон Ингенхайма , морганатического сына короля Пруссии Фридриха-Вильгельма II , принявшего католицизм. Ингенхаймы были владельцами часовни в 19 веке.
Чучело Пьетро Фоскари
Надгробный памятник кардиналу Пьетро Фоскари из мрамора и бронзы первоначально был установлен посреди капеллы Фоскари, которая была снесена для строительства капеллы Черази в 1600 году. Он был выполнен сиенским скульптором Джованни ди Стефано в 1480-х годах, но ранее Считается, что он был создан Веккьеттой .
Святитель носит богато сложенную мантию, перчатки, ботинки и особенно роскошную митру, которые подчеркивают его достоинство. Все детали моделируются с большой точностью и виртуозностью. Строгий темный цвет бронзы подчеркивается контрастной опорой из белого мрамора. Ложе украшено позолоченными рельефами гирлянд, крылатых ангелов и трофеев и покрыто складчатой драпировкой. Голова покоится на вышитой подушке из глянцевого белого мрамора. [ 5 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Мраморный алтарь работы Джана Кристофоро Романо.
-
Могила кардинала Пьетро Фоскари работы Джованни ди Стефано
-
Памятник Хорхе да Кошта у школы Бреньо
-
Памятник Маркантонио Альбертони работы Якопо д'Андреа из Флоренции.
-
Чучело Маркантонио Альбертони
-
Надпись на могиле кардинала Косты с его гербами
-
Надгробие Джорджио Брахарина работы мастерской Поллайоло.
-
Шестичастный ребристый свод с люнетами.
-
Святые Амвросий и Григорий Великий работы Пинтуриккьо (люнеты)
-
Святые Иероним и Августин Пинтуриккьо (очки)
-
Герб кардинала Хорхе да Коста с колесом (центральный люнет).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Пассалья Бауман, цит., с. 56.
- ^ Биографический словарь итальянцев - Том 62 (2004).
- ^ Джеральд С. Дэвис, цит. стр. 308
- ^ Джеральд С. Дэвис, цит. стр. 310
- ^ Антонио Фоскари: Венецианский кардинал Пьетро Фоскари и сиенский скульптор Джованни ди Стефано в Санта-Мария-дель-Пополо в Риме, в: «Arte Documento», н. 14, Edizioni della Laguna, Гориция 2000, стр. 59-63
Библиография
[ редактировать ]- Лиза Пассалья Бауман, Благочестие и общественное потребление: Доменико, Джироламо и Юлий II делла Ровере в Санта-Мария-дель-Пополо; в: Покровительство и династия. Возвышение Делла Ровере в Италии эпохи Возрождения, издательство Трумэнского государственного университета, 2007 г.
- Сара Магистр: Якопо ди Андреа, в: Биографический словарь итальянцев - Том 62 (2004).
- Джеральд С. Дэвис: Возрождение. Скульптурные гробницы пятнадцатого века в Риме, EP Dutton and Company, Нью-Йорк, 1916 год.
