Часовня Чераси
Часовня Чераси | |
---|---|
Вишневая часовня | |
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | Римско-католический |
Статус | погребальная часовня |
Расположение | |
Расположение | Базилика Санта-Мария-дель-Пополо , Рим. |
Географические координаты | 41 ° 54'41 ″ с.ш. 12 ° 28'35 ″ в.д. / 41,911389 ° с.ш. 12,476389 ° в.д. |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Карло Мадерно |
Тип | прямоугольная часовня с большой прихожей |
Стиль | Барокко |
Основатель | Тиберий Серази |
Завершенный | 1606 |
Часовня Черази или Часовня Успения ( итал . Cappella Cerasi, Cappella dell’Assunta ) — одна из боковых капелл в левом трансепте базилики Санта-Мария-дель-Пополо в Риме . Он содержит значительные картины Микеланджело Меризи да Караваджо и Аннибале Карраччи , двух самых важных мастеров итальянского искусства барокко , датируемые 1600–1601 годами.
История
[ редактировать ]Предшественник: Часовня Фоскари
[ редактировать ]Перед нынешним зданием на том же месте была еще одна погребальная часовня, посвященная Деве Марии. Его построил Пьетро Фоскари , кардинал Венеции. Иоганн Бурхард отмечает в своем дневнике, что кардинал умер 11 августа 1485 года. «Затем его тело было перевезено в город и передано для захоронения в часовне церкви Санта-Мария-дель-Пополо, которую он построил для себя». - говорит Бурхард. [1] Это строительство, очевидно, было связано с генеральной перестройкой базилики папой Сикстом IV , которая началась в 1472 году. Кардинал Венеции был влиятельным человеком при римском дворе и итальянской политике. Кажется очевидным выбором то, что он построил себе часовню в любимой церкви Папы на очень видном месте в левом трансепте. Строительство могло начаться в 1476 году.
Часовня была перекрыта цилиндрическим сводом глубиной, равной арке папской часовни XV века. По воле покровителя саркофаг, в котором должны были храниться его останки, был помещен в центре здания. Благодаря своему особенному расположению и обзорности саркофаг был украшен со всех четырех сторон. Такое расположение заметно отличалось от настенных гробниц базилики флорентийского типа. он был создан по образцу гробницы Папы Сикста IV Поллайуоло Вероятно , или даже больше по образцу других скульптурных произведений 15 века в городе Сиена . Этот надгробный памятник является единственным сохранившимся остатком снесенной часовни. Сейчас он помещен в часовне Коста в правом приделе.
Бронзовый гигант приписывается сиенскому скульптору Джованни ди Стефано , последователю Веккьетты , который по заказу наследников кардинала Пьетро Фоскари использовал погребальную маску для моделирования лица. [2]
Часовня Тиберия Сераси
[ редактировать ]
Права патронажа часовни были приобретены 8 июля 1600 года монсеньором Тиберио Черази , генеральным казначеем Папы Климента VIII . [3] Он купил часовню у монахов-августинцев с возможностью перестроить и украсить ее «так, как он хотел». Здание было реконфигурировано Карло Мадерно, который упоминался как архитектор еще незавершенной часовни в дополнении к завещанию Черази от 2 мая 1601 года.
В сентябре Черази заключил с Караваджо контракт на роспись двух панелей для боковых стен; контракт с Аннибале Караччи на алтарь не сохранился. Заказы достались ведущим художникам Рима того времени. Караччи написал «Успение Богородицы» , а Караваджо изобразил «Обращение святого Павла» и «Распятие святого Петра» на боковых стенах . Выбор Серази Успения для алтаря кажется достаточно простым, в то время как две другие картины прославляют апостолов, играющих центральную роль в основании католической церкви , а также популярные контрреформационные темы обращения и мученичества. Прецедент такого сопоставления уже существовал в Паолины в Апостольском дворце Микеланджело . Капелле [4] Святые Петр и Павел также были покровителями Рима и имели прочную связь с папством. Поскольку Тиберио Черази не принадлежал к рядам римской аристократии и сделал свою карьеру и состояние в Римской курии , важно было подчеркнуть его близость к папской власти и Римской церкви.
Первые варианты картин Караваджо были отвергнуты меценатом, и тогда Караваджо написал два полотна вместо кипарисовых панелей, как это было оговорено ранее. Историю отказа от первых версий записал Джованни Бальоне в своем «Жизнеописании Караваджо» 1642 года . [5]
Тиберио Черази умер 3 мая 1601 года и был похоронен в часовне. В своем завещании он назвал Больницу Мадонны делла Утешение своим наследником, ответственным за завершение незавершенной часовни. [6] Алтарь Аннибале, вероятно, был уже готов в то время, когда 10 ноября 1601 года Караваджо заплатили за свою работу. [7] Картины были наконец установлены в часовне плотником по имени Бартоломео в мае 1605 года, а часовня была освящена 11 ноября 1606 года. [8]
Часовню приобрел потомок семьи Антонио Черази, граф Монтерадо, в 1853 году, который впоследствии восстановил ее. [9]
Описание
[ редактировать ]
Часовня продолговатой формы состоит из прихожей с парусным сводом и более узкого алтаря с цилиндрическим сводом и алтарем. Помещение тускло освещено светом, проникающим через люнетное окно на задней стене. Арочный вход закрыт балюстрадой из разноцветного мрамора. Центром архитектуры является алтарь. Он был построен из белого и разноцветного мрамора в форме эдикулы, украшенной двумя большими коринфскими колоннами, двумя полупилястрами и ломаным фронтоном. Герб Черази изображен в центре витражного люнета. Снаружи часовня не видна, поскольку окружена соседними частями базилики и узким, обнесенным стеной двором. Архитектор умело максимально использовал очень небольшое пространство, оставшееся между пресвитерием (справа) и часовней Теодоли XVI века (слева), и создал впечатление «миниатюрной церкви латинского креста с трансептом, куполообразным переходом, и хор [...] снабжен движением посетителя, его чувством направления и сосредоточенности». [10]

Ярко освещенные и ракурсные картины Караваджо предназначены для просмотра сбоку, а не прямо, и привлекают внимание к фронтально представленному Успению Карраччи , так что часовня эстетически едина, несмотря на очень разные стили двух художников. По мнению Штейнберга, свет на картинах Караваджо исходит от нарисованного неба на своде передней, где обитает голубь Святого Духа. [11] С другой стороны, Варриано утверждает, что «источником» света, похоже, является окно фонаря через трансепт. [12]
Часовня оформлена в ярком стиле барокко. Фрески на коротком цилиндрическом своде алтаря изображают Коронацию Богородицы (центральный медальон) и видения Святых Петра и Павла, Domine de vadis и Святого Павла, перенесенного на третье небо (боковые панели). лепные позолоченные рамы. Каркас центрального медальона удерживается четырьмя лепными путти . Картины были выполнены Инноченцо Таккони , способным помощником Аннибале Карраччи, и, по крайней мере, сцена коронации была спроектирована самим Карраччи. Об этом свидетельствует подробный подготовительный рисунок фигуры Христа почти в том же положении, что и на исполненной фреске, сохранившейся в Лувре . Гораздо менее сложный эскиз встречи Христа и Святого Петра перед городскими воротами, который был сделан Карраччи для панно Domine de vadis, был обнаружен Гансом Титце в коллекции Альбертины . [13] Бальоне идентифицировал правую панель как Павла на Третьем небе (упомянутого во Втором послании к Коринфянам), в то время как другие полагают, что это представляет собой Христа, приказывающего Павлу покинуть Иерусалим (Деяния 22:17–21), или даже синтез двух эпизодов. Обстановка фрески небесная: Христос окружен ангелами и восседает на облаках. Справа — созвездие Большой Медведицы , возможно, скрытая подпись Аннибале, играющая на созвучии слова carro (что означает телега, созвездие также известно по-итальянски как Grande Carro) и его собственной фамилии Карраччи. [14]
Иконографически боковые панели «относятся к картинам Караваджо, поскольку они проявляют божественную причину того, что происходит под ними». Точно так же сцена «Коронации» помещена над «Успением» Карраччи как прямое продолжение. Свод образует небесную зону, тесно связанную с тремя знаменитыми картинами ниже. [11] Эти отношения указывают на то, что художники работали в композиционных рамках, задуманных покровителем или, тем более, его другом и художественным советником маркизе Винченцо Джустиниани . (То, что Караваджо получил 50 скуди в качестве аванса от Джустиниани при подписании контракта на две картины, может быть намеком на его роль.)

Внутренний свод арки между алтарем и прихожей украшен лепными панно из белого золота с двумя путти, держащими венок (вверху), и ангелами, играющими на арфе и флейте (над карнизом). Лепной декор на столбах аналогичен, но фигурные панели позолочены. Панно напрямую связаны с картинами Караваджо, поскольку изображают эпизоды из жизни святых Петра и Павла. Справа (сверху вниз) эпизоды из жизни Павла: Павел и Варнава в Листре отказываются принести в жертву быка священнику Юпитера (Деян. 14:8–18); Крещение Савла Ананией (Деяния 9:10–21) и побивание камнями Стефана (Деяния 7:54–60), свидетелем которого стал Саул, охраняя одежды палачей. Слева (сверху вниз) эпизоды из жизни Петра: освобождение Петра из темницы (Деян. 12:6–11); Падение Симона Волхва (Деяния Петра XXXII) и Петр и Иоанн, исцеляющие хромого (Деяния 3:1–10). Нижняя зона стен, на высоте до 2,2 м от пола, покрыта поддельным расписным мрамором с вкраплениями настоящих белых и черных мраморных плит. Остальные поверхности украшены плотными цветочными мотивами из белого золота.
Фрески в прихожей капеллы изображают Святого Духа в центральном овальном медальоне и евангелистов с их обычными символами и услужливыми путти на золотом фоне. Учителя Церкви (святые Августин и Иероним; святые Амвросий и Григорий Великий) находятся в двух люнетах. Овальная форма повторяется в узоре терракотового тротуара. Фрески прихожей были приписаны Джованни Баттисте Риччи Джованни Бальоне в его «Жизнеописаниях» . [15] Эта атрибуция общепринята современными учеными. Два подготовительных этюда к росписи люнета хранятся в Лувре . [16] Четыре золотых путти в перемычках, кажется, поддерживают свод. Поскольку Джованни Баттиста Риччи был надежным, но довольно посредственным художником по сравнению с Карраччи и Караваджо, наследники Тиберио Черази, вероятно, выбрали его для завершения незавершенной часовни быстрым и экономичным способом.
На боковых стенах прихожей находятся погребальные памятники: один Тиберио Черази, основателю часовни, слева, а другой - его отцу Стефано Черази († 1575 г.) и его матери Бартоломее Манарди справа († 1573 г.). . Это типичные настенные памятники в стиле барокко с резными бюстами усопших, установленными в овальных нишах, изогнутыми ломаными фронтонами и длинными эпитафиями. Выступающие головы повернуты к алтарю. Памятники имеют раскрашенный фон с богатыми драпировками и пылающими урнами. Сама гробница, где были похоронены его отец, мать и брат, упоминается в завещании Тиберио Черази в 1598 году; вероятно, он находился под полом трансепта.
В стену под памятником Тиберио Черази была вставлена неоклассическая гробница XIX века Терезы Пельцер, молодой немки из Аахена и жены графа Антонио Черази. Она умерла в 1852 году в возрасте 27 лет при родах, и ее ребенок умер вместе с ней. Их скульптуру создал Джузеппе Тенерани, закончивший памятник в 1857 году. [17] Надпись на латыни на их могиле гласит: Post tenebras spero lucem («После тьмы я надеюсь на свет»). Тереза Пельцер изображена спящей на своей кровати, держащей на груди мертвого ребенка. Благотворитель государственной больницы Сан-Джакомо-дельи-Инкурабили Паоло М. Мартинес (†1833) был похоронен под тротуаром. [18] но его памятник был установлен на внешней левой колонне.
Галерея
[ редактировать ]-
Распятие Святого Петра (Караваджо)
-
Успение Девы Марии (Карраччи)
-
Обращение Святого Павла (Караваджо)
-
Часовня из трансепта
-
Фрески Инноченцо Таккони на своде
-
Эскизы для панно Domine quo vadis
-
Фрески Джованни Баттиста Риччи в прихожей: Святой Дух и евангелисты.
-
Левая боковая стенка
-
Правая боковая стенка
-
Памятник Стефано Черази
-
Тротуар
-
Святые Августин и Иероним
-
Святые Амвросий и Григорий Великий
-
Подготовительный этюд к росписи люнета
-
Подготовительный этюд к росписи люнета
-
Памятник Паоло М. Мартинесу, благотворителю (на внешней левой колонне), могила которого находится на тротуаре часовни.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дневник Джона Берчарда Страсбургского , пер. Арнольд Харрис Мэтью, том IAD 1483–1492, Лондон, 1910, с. 110
- ^ Антонио Фоскари: Венецианский кардинал Пьетро Фоскари и сиенский скульптор Джованни ди Стефано в Санта-Мария-дель-Пополо в Риме, в: «Arte Documento», н. 14, Edizioni della Laguna, Гориция, 2000, стр. 59–63
- ^ Хиббард, Ховард (1983). Караваджо . Вествью Пресс . п. 119. ИСБН 0-06-430128-1 .
- ^ Лилиан Х. Зирполо, цит., с. 91.
- ^ Хизер Нолин: «Нон Пьякеро аль Падроне: пересмотр распятия Святого Петра в Керази Караваджо», в: Rutgers Art Review 24 (2008), стр.
- ^ Кристофер LCE Уиткомб, цит., стр. 22.
- ^ Уильям Бризил: «Отличный предмет, но не идеальный»: наследие Караваджо и Беллори, Kunsttexte.de. 1/2001, с. 1
- ^ Хизер Нолин, цит., стр. 48.
- ^ Энцо Бентивольо, Симонетта Вальтьери: Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Барди, 1976, с. 99
- ^ Лео Стейнберг: Наблюдения в часовне Чераси, в: The Art Bulletin, Vol. 41, нет. 2 (июнь 1959 г.), с. 183
- ^ Jump up to: а б Лео Стейнберг, цит., с. 185.
- ^ Джон Л. Варриано, цит., с. 44.
- ^ Ганс Титце: Галерея Аннибале Карраччи в Палаццо Фарнезе и его римская мастерская, Ежегодник коллекций истории искусств Высочайшего Императорского Дома, Вена, 1906, стр. 135
- ^ Джон Руперт Мартин, Галерея Фарнезе, 1965, стр. 142–144.
- ^ Джованни Бальоне: Жизнь художников, скульпторов и архитекторов, Неаполь, 1733, с. 141
- ^ Фабрика святых образов. Рим – Париж, 1580–1660, Лувр, Пресс-кит, 2015, с. 30
- ^ Оресте Раджи, Делла, жизнь и творчество Пьетро Тенерани, его времени и его школы скульптуры, третья книга. Преемники Ле Монье, 1880, с. 483
- ^ Винченцо Форчелла . «Надписи церквей и других построек Рима с XI века до наших дней». Рим (1869 г.): т.1, с. 400
Библиография
[ редактировать ]- Лео Стейнберг: Наблюдения в часовне Черази , в: The Art Bulletin, Vol. 41, нет. 2 (июнь 1959 г.), стр. 100–1. 183–190
- Лилиан Х. Зирполо: от А до Я искусства эпохи Возрождения , Scarecrow Press, 2008
- Джон Л. Варриано: Караваджо: искусство реализма , издательство Пенсильванского государственного университета, 2006 г.
- Кристофер LCE Уиткомб: Два «Аввизи», Караваджо и Джулио Манчини, в: Источник: Записки по истории искусства , Vol. 12, № 3 (весна 1993 г.), стр. 22–29.
- Л. Спеццаферро, «Капелла Черази и Караваджо», в: Караваджо, Карраччи, Мадерно. Часовня Черази в Санта-Мария-дель-Пополо в Риме (под ред. Л. Спеццаферро, М.Г. Бернардини, К. Стринати и А.М. Тантилло (Милан, 2001), стр. 9–34.
- Уильям Бризил: «Отличная тема, но не идеальная»: наследие Караваджо и Беллори, Kunsttexte.de. 1/2001
- Уильям Бризил: Караваджо, Карраччи и часовня Черази: теоретическое наследие и современное мнение Флоренция: Le Càriti, 2006.
- Хизер Нолин: «Нон Пьякеро аль Падроне: пересмотр распятия Святого Петра в Керази Караваджо», в: Rutgers Art Review 24 (2008).
