Пьер-Этьен Монно

Пьер-Этьен Монно (9 августа 1657 – 24 августа 1733) был французским скульптором из Франш-Конте, который поселился в Риме в 1687 году на всю оставшуюся жизнь. Он был выдающимся художником, работавшим в стиле позднего барокко для международных клиентов. В итальянских источниках его часто называют Пьетро Стефано Монно , итальянизированной версией его имени.
Биография
[ редактировать ]Монно родился в Оршам-Венне недалеко от Безансона во Франш-Конте. Обученный своим отцом, резчиком по дереву работал у Жана Дюбуа, скульптора в Дижоне , он впоследствии в течение года . Затем он взял на себя независимые комиссии по религиозным работам в Безансоне и Полиньи . Монно также посетил Париж по крайней мере два раза, вероятно, в 1679–1681 годах и между 1684 и 1686 годами, где он, возможно, имел контакты с некоторыми из ведущих скульпторов, работавших над различными предприятиями Людовика XIV, или работал под их руководством . [ 1 ]
Покинув Безансон в декабре 1686 года, он прибыл в Рим в феврале 1687 года. [ 2 ] где он познакомился с устоявшимся, сплоченным сообществом бургундских художников. Монно быстро интегрировался в художественные круги Рима и получил множество заказов. Благодаря тому, что основные скульптуры алтаря Святого Игнатия в церкви Джезу были переданы Пьеру Ле Гро Младшему и Жану-Батисту Теодону в 1695 году, французские скульпторы в Риме стали высоко цениться на десятилетия вперед. [ 3 ] Сам Монно подарил пару ангелов, держащих IHS монограмму алтарю Святого Игнатия .
Первым крупным заказом Монно были два мраморных рельефа: « Рождество» и «Бегство в Египет», обрамляющие Доменико Гуиди для «Сон святого Иосифа» правого алтаря трансепта в Санта-Мария-делла-Виттория . Здесь, как и в некоторых других произведениях, на Монно в некоторой степени повлиял Гвиди, ученик Алессандро Альгарди , который стал выдающимся скульптором в Риме конца 17 века.
Через своего покровителя, принца Ливио Одескальки, Монно было поручено выполнить гробницу Папы Иннокентия XI для базилики Святого Петра (1697–1704) по проекту Карло Маратты . Он также был среди избранной группы, которой были поручены апостолы героического масштаба для ниш в базилике Святого Иоанна Латеранского .
Во время своего последнего из трех Гранд-туров в 1699–1700 годах английский аристократ Джон Сесил, 5-й граф Эксетер , доверил Монно несколько крупных заказов. Для своей семейной резиденции, Берли-хауса , граф заказал барельеф «Поклонение ребенку» и портретные бюсты с изображением себя и своей жены, все еще находившиеся в Берли-хаусе. Леоне Пасколи упоминает пять больших и одну маленькую статуи, но остальные части не обнаружены. [ 4 ] Наконец, Монно создал памятник на могиле пары с лежащими фигурами графа и его графини в натуральную величину вместе с двумя стоящими аллегорическими фигурами по бокам. Его отправили в Англию и установили в семейной часовне церкви Святого Мартина в Стэмфорде . Граф не видел, чтобы ни одна из этих работ была завершена, поскольку он умер на обратном пути в Англию в 1700 году, а в 1703 году его похоронила его жена. [ 5 ]
Как и все скульпторы, работавшие в Риме, Монно был призван реставрировать фрагментарные древности. Реставрации в стиле барокко часто допускали более широкую свободу интерпретации, чем позволяли вкусы восемнадцатого века и более поздних эпох. Монно восстановил туловище копии по мотивам «Дискобола» Мирона в роли раненого гладиатора , который поддерживает себя на руке, когда падает на землю; до 1734 года он был подарен Папой Климентом XII Капитолийским музеям, где и остается. [ 6 ]
Марморбад
[ редактировать ]Шедевром Монно является обширный комплекс мраморных скульптур и на фоне богато окрашенных мраморных облицовок Марморбада ( «Мраморная баня») в Оранжерее Карлсауэ барельефов в Касселе . Монно отправился в Кассель в 1714 году и начал с выполнения мраморных портретных бюстов Карла, ландграфа Гессен -Касселя и ландграфа. В январе 1715 года были подписаны первые контракты на новые апартаменты Appartement du Bain с их скульптурами, десятью скульптурами, которые уже были завершены в Риме, некоторые из них еще в 1692 году, и были заказаны четыре горельефа из белого мрамора для внешних стен павильона. еще восемь рельефных панелей для свода и медальон с портретом самого Карла. Монно основал студию с помощниками в Касселе, чтобы помочь ему создавать работы. В соответствии с возобновленными соглашениями в 1718 году количество установленных мраморных рельефных панелей увеличилось до восьми, и ансамбль был открыт в 1729 году. Последние две статуи, Минерва и Аврора, были объявлены Монно готовыми в 1731 году, но фактически достигли Касселя только в 1734 году. .
Архитектор садового павильона неизвестен; Мифологические скульптуры Монно занимают ниши в массивном центральном пирсе, а его восемь больших горельефов из белого мрамора с сюжетами из «Метаморфоз» Овидия заполняют опоры между арочными окнами.
Пьер-Этьен Монно умер в Риме . Один из его учеников, Бартоломео Кавачеппи (1716–1799), был скульптором, наиболее известным как реставратор древностей.
Работает
[ редактировать ]- Скиния для церкви в Весуле .
- Алтарь капеллы Сен-Лорана в Безансоне.
- Работает в монастыре Во-су-Полиньи, Юра.
- Бюсты Христа и Богородицы, терракота (Музей изящных искусств, Безансон)
- Пять рельефов «Страстей» из липового дерева для часовни ораторианцев Полиньи (Отель де Виль, Полиньи). На одном из них стояла дата «1688» — его самая ранняя работа.
- Рождество и Бегство в Египет , мраморные горельефы для капеллы Капокачча, правый алтарь трансепта Санта-Мария-делла-Виттория , 1695–99. Главный рельеф алтаря – « Доменико Гвиди работы Сон святого Иосифа» .
- Памятник Папе Иннокентию XI , собор Святого Петра, Рим, 1697–1704 гг. Карло Маратта представил покровителю проекты гробницы, которые при исполнении были доработаны Монно.
- Рельефы в Палаццо Одескальки для принца Ливио Одескальки, племянника Иннокентия XI, включая его портрет в медальоне, 1695 год ( Лувр , иллюстрация справа )
- Святое Семейство , мраморный барельеф, ( Gemäldegalerie , Берлин)
- Святые Семейства , терракотовый рельеф, вероятно 1700–1710 гг., Музей изящных искусств, Бостон.
- Погребальный памятник Саво Меллини , 1699 год, капелла Меллини , Санта-Мария-дель-Пополо .
- Бюст 5-го графа Эксетера и его жены Анны Кавендиш, графини Эксетер , 1701 год, Берли-хаус .
- Памятник-гробница 5-го графа Эксетера и его жены , 1700–04, семейная часовня Берли в церкви Святого Мартина, Стэмфорд .
- Две монументальные фигуры апостолов, заполнившие ниши Франческо Борромини в Сан-Джованни-ин-Латерано , Рим: Святой Петр , 1708 г., первая завершенная мраморная скульптура серии, и Святой Павел , 1708–1711 гг. [ 7 ]
- Ангелы для памятника Папе Григорию XV, Сант-Игнацио, Рим . Спроектирован Пьером Ле Гро Младшим , который также вырезал большинство скульптур памятника, ок. 1709–1713. [ 8 ]
- Богородица, падающая в обморок над телом Христа у подножия креста , мраморный горельеф, 1710 год. ( Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия)
- Скульптуры и горельефы для Марморбада , Карлсауэ, Касселя, 1718–1731 гг.
Галерея
[ редактировать ]-
Медальон-портрет принца Ливио Одескальки, 1695 г.
-
Могила Папы Иннокентия XI, Рим, собор Святого Петра
-
Могила графа Эксетера, Стэмфорд, Сен-Мартен
-
Святой Павел , Святой Иоанн Латеранский
-
Раненый воин по мотивам античного фрагмента Дискобола , без даты, Капитолийские музеи.
-
Бюст на памятнике Саво Меллини в Санта-Мария-дель-Пополо.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уокер, Стефани. Скульптор Пьетро Стефано Монно в Риме, 1687–1713 (Анн-Арбор, 1994), с. 29.
- ^ Уокер, с. 67.
- ^ Энггасс 1976 описывает обстановку и обрисовывает модели покровительства римской скульптуре в этот период; его раздел «Французы в Риме» ставит Монно в контекст его соотечественников.
- ^ Пасколи, Леоне, Жизнеописания современных художников, скульпторов и архитекторов , 2 тома (Рим, 1730, 1736). Том 2 стр.491.
- ^ Согласно надписи на надгробном памятнике.
- ^ Фрэнсис Хаскелл и Николас Пенни, Вкус и антиквариат: соблазн классической скульптуры 1500–1900 (издательство Йельского университета), стр. 200, 227.
- ^ Герхард Бисселл, Пьер Ле Гро 1666–1719 , Ридинг (Si Vede) 1997, стр. 83.
- ^ Бисселл, с. 104.
Ссылки
[ редактировать ]
- Бенези, Э. Словарь художников (1976)
- Бессоне, Аурель, Словарь итальянских скульпторов (1947)
- Энггасс, Роберт. 1976. Скульптура начала восемнадцатого века в Риме, иллюстрированный каталог-резонне (издательство Пенсильванского государственного университета)
- Фокс, Томас. 1997. Традиции и инновации в творчестве Пьера-Этьена Монно: Мраморная ванна в Касселе (Веймар).
- Фуско, Питер. «Опись Пьера-Этьена Монно после смерти», Antologia de Belle Arti , новая серия 33/34 , 1988.
- Уокер, Стефани. Скульптор Пьетро Стефано Монно в Риме, 1687–1713 (Анн-Арбор, 1994).
- Копански, Карлхайнц и Карл Вебер, 2003. Мраморная ванна в Карлсауэ в Касселе. Произведение искусства позднего барокко с важными скульптурами и рельефами Пьера Этьена Монно. (Регенсбург)
- Пьер-Этьен Монно (1657–1733): маршрут скульптора Франш-Конте из Рима в Кассель в XVIII веке . Каталог выставки, Музей изящных искусств, Лон-ле-Сонье (июнь – сентябрь 2001 г.)
- (Touring Club Italiano) 1965. Рим и окрестности , 6-е изд.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Марморбад, Кассель (немецкий). Полностью иллюстрировано.
- Пьер-Этьен Монно в американских публичных коллекциях, на сайте Французской переписи скульптуры.
- Французские скульпторы 17 века.
- Французские скульпторы-мужчины
- Французские скульпторы XVIII века.
- Итальянские скульпторы 17 века.
- Итальянские скульпторы-мужчины
- Итальянские скульпторы XVIII века.
- 1657 рождений
- 1733 смерти
- Католические скульпторы
- Французские художники-мужчины XVIII века
- Итальянские художники-мужчины XVIII века