Jump to content

Часовня Киджи

Координаты : 41 ° 54'41 "N 12 ° 28'35" E  /  41,911389 ° N 12,476389 ° E  / 41,911389; 12,476389
Часовня Киджи
Часовня Киджи
Религия
Принадлежность Римско-католический
Статус придел
Расположение
Расположение Базилика Санта-Мария-дель-Пополо , Рим.
Географические координаты 41 ° 54'41 "N 12 ° 28'35" E  /  41,911389 ° N 12,476389 ° E  / 41,911389; 12,476389
Архитектура
Архитектор(ы) Рафаэль , Джан Лоренцо Бернини
Тип централизованная восьмиугольная часовня
Стиль Ренессанс , Барокко
Основатель Агостино Киджи
Новаторский 1507
Завершенный 1661
Купол (ы) 1

Капелла Киджи или Часовня Мадонны Лорето ( итал . Cappella Chigi или Cappella della Madonna di Loreto ) — вторая часовня в левой части нефа базилики Санта -Мария-дель-Пополо в Риме . Это единственное религиозное сооружение Рафаэля , сохранившееся почти в первозданном виде. Часовня является сокровищницей искусства итальянского Возрождения и барокко и входит в число самых важных памятников базилики.

План местности Рафаэля, ок. 1512

В 1507 году Юлий II дал согласие на приобретение часовни в церкви своему другу, богатому сиенскому банкиру и финансисту Римской курии Агостино Киджи . Киджи купил вторую часовню в северном нефе, и 3 декабря 1507 года папская булла изменила ее посвящение со Святых Себастьяна, Роха и Сигизмунда на Мадонну Лорето, святыне которой Агостино был страстно предан, и Святых Августина и Себастьяна. В булле также говорилось, что часовня должна была стать мавзолеем для Агостино и его наследников, «желающих обменять земные вещи на небесные и переходные к вечным путем удачного обмена». [1]

Часовня, скорее всего, была перестроена с нуля под Рафаэля руководством . План помещения, приписываемый художнику, сохранился в Уффици во Флоренции, предположительно он был нарисован в начале работы около 1512 года. Надпись на куполе отмечала завершение мозаики в 1516 году. В последующие годы Лоренцетто работал над архитектурное оформление часовни и статуй под патронажем Рафаэля. Основной иконографической темой часовни было Воскресение Христово; и визуально это представляло собой союз христианства и классической античности. [2]

Агостино Киджи был похоронен в недостроенной часовне 11 апреля 1520 года, а сам Рафаэль умер за несколько дней до Агостино. Вдова Агостино Киджи, Франческа Ордеаска, 31 мая 1520 года поручила мозаичисту Луиджи да Паче создать еще один набор мозаик для запланированного украшения тамбура и перемычек, но умерла в том же году, 11 ноября. Одновременная смерть художника, мецената и вдовы мецената заблокировала работу над часовней. Младший брат Агостино, Сигизмондо Киджи, поручил Лоренцетто продолжить реализацию плана Рафаэля в 1521 году. [3] Но работа продвигалась медленно, и смерть Сигизмондо в 1526 году оставила все в подвешенном состоянии. Вазари записывает в своих «Жизнеописаниях» , говоря о статуях Ионы и Илии :

«...наследники Агостино без особого уважения позволили этим фигуркам остаться в мастерской Лоренцетто, где они стояли в течение многих лет. [...] Лоренцо, ограбленный по этим причинам всякой надежды, обнаружил на данный момент, что он потратил свое время и труд».

Рисунок из мастерской Джан Лоренцо Бернини, ок. 1655 г.

изображающая рождение Богородицы, Главный алтарь, фреска Себастьяно дель Пьомбо, была начата в 1530 году, но осталась незавершенной в 1534 году. Работы над часовней возобновились в 1548 году, когда Франческо Сальвиати было поручено создать фрески на барабане и перемычки, хотя Рафаэль предполагал мозаику на этих поверхностях. Он также завершил фреску над главным алтарем. В 1552 году Лоренцо Киджи выплатил свой долг наследникам Лоренцетто, и обе статуи наконец были помещены в часовню. После этого часовня была впервые открыта в 1554 году. [4]

После смерти Лоренцо Киджи и его захоронения в часовне в 1573 году семья исчезла из Рима, а их часовня оказалась заброшенной. В 1624 году погребальный памятник кардиналу Антониотто Паллавичини был перенесен в часовню с перекрестка и установлен монахами перед левой стеной. Правнук Сиджизмондо Киджи, Фабио, впервые посетил заброшенную часовню в 1626 году. Он нашел ее в серьезном запущенном состоянии и пожаловался на наличие памятника Паллавичини в письме своему дяде. (Позже ему удалось перенести эту гробницу в расположенный неподалеку баптистерий , но в 1629 году она все еще находилась в часовне.) Фабио Киджи вернул себе право собственности после трехлетней тяжбы с августинцами. Хотя спор был урегулирован в 1629 году из-за длительного отсутствия Киджи в Риме, когда он продолжал свою церковную карьеру, в последующие десятилетия часовня оставалась заброшенной.

Более важные изменения были осуществлены Джан Лоренцо Бернини между 1652 и 1655 годами. Всерьез работы начались, когда Фабио Киджи стал кардиналом-священником базилики. Бернини закончил пирамиды, заложил нынешний пол, поднял алтарь, немного увеличил окна, обновил свинцовую крышу, позолотил и очистил купол. Расписные деревянные панели работы Рафаэлло Ванни были размещены в люнетах над гробницами. В 1656 и 1661 годах Бернини заполнил оставшиеся ниши двумя новыми статуями, изображающими Даниила и Льва и Аввакума и Ангела . Другая реставрационная кампания была начата в 1682-88 гг.

Описание

[ редактировать ]
Внешний вид верхней части часовни за городской стеной.

Экстерьер

Внешний вид часовни очень прост: продолговатый куб из необработанного кирпича, увенчанный цилиндрическим тамбуром с большими прямоугольными окнами. Куб завершен каменным карнизом, а тамбур украшен кирпичной отделкой модильоном. Невысокая коническая крыша покрыта черепицей, но первоначально она была свинцовой. Купол венчает небольшой каменный фонарь, имеющий ниши вместо окон между тосканскими пилястрами, а его основание украшено четырьмя завитками. Этот миниатюрный круглый храм увенчан символами семьи Киджи, горами и звездой с крестом. Внешний вид практически незаметен из-за расположения часовни за городской стеной, Порта-дель-Пополо и основного корпуса базилики. Его простота и строгий внешний вид были основаны на приеме древнеримских зданий центрального плана, например, Храма Минервы Медики .

Интерьер

Централизованный план Рафаэля был вдохновлен проектами Браманте новой базилики Святого Петра . Другим источником вдохновения стал Пантеон с его куполом, мраморными облицовками и коринфскими пилястрами. Простой куб увенчан полусферическим куполом, опирающимся на высокий барабан, пронизанный рядом окон, пропускающих свет в часовню. Трапециевидные подвески были характерной чертой Браманте, но вся концепция пространства, которая требует от зрителя взглянуть на него с нескольких точек зрения, чтобы уловить его великолепие, нова и уникальна. Боковые стены составлены из круглоглавых арок, из которых только входная арка открыта, остальные глухие; обрамлены раковинообразные ниши они чередуются со скошенными углами, в которых между коринфскими пилястрами . Тонкое использование цветного мрамора подчеркивает отдельные элементы классической архитектуры.

Софит портала

Портал часовни представляет собой ренессансную интерпретацию входного проема Пантеона . Он имеет монументальный эффект благодаря двойным поперечным аркам, опирающимся на огромные коринфские пилястры. Мраморные пилястры имеют рифленые стержни и ярко вырезанные капители, которые практически были скопированы с классической модели, вызывающей восхищение. Рафаэль изучил древнее здание и создал точный архитектурный чертеж входа, который сейчас хранится в Уффици . [5] Антаблемент и карниз украшены украшениями в виде яиц и дротиков, бисера, катушек и цветочных узоров. Пилястры выполнены из полированного белого каррарского мрамора со слабыми серыми прожилками, а капители - из неполированного чистого белого каррарского мрамора. Поверхности между пилястрами покрыты цветной мраморной облицовкой, их плиты разделены панелями из белого мрамора.

Желтая антикварная балюстрада из мрамора портасанта.

Поверхности арок украшены ренессансным орнаментом; на интраде внешней арки - меандр , архивольт внутренней арки украшен богатыми гирляндами фруктов и маской, а интрад внутренней арки имеет центральную полосу чередующихся розеток и прямоугольников с гротесками, обрамленную две полосы переплетения с шестиконечными звездами посередине. Лепной герб Киджи (четвертичный из дуба и шести гор со звездой) над порталом был добавлен Бернини в 1652 году. [6] Надпись «Unum ex septem» на картуше, свисающем с герба, указывает на то, что это один из привилегированных алтарей, которые с религиозной точки зрения эквивалентны посещению семи церквей Рима.

Вход в часовню отмечен мраморной оградой. Он выполнен из желтого джалло антико мрамора с темно-красными балясинами - воротами. В 17 веке перила были увеличены и добавлены массивные балясины. Эту балюстраду скопировал Джованни Баттиста Контини в капелле Эльчи в Санта-Сабине, используя другую цветовую схему. Ступенька, ведущая в часовню, представляет собой большой монолит из египетского гранита. Все остальные часовни базилики имеют простые белокаменные ступени. [7] Агостино Киджи заплатил за большой каменный блок 300 скуди. Центральные панели деревянных дверей украшены густой листвой резных листьев аканта.

Панно с мужской головой.

Фризы в часовне «опущены» в странном положении между капителями. Это было необычное устройство, и Рафаэль придал ему совершенно новое значение благодаря богатству и пластичности резьбы. Похожие фризы есть и на Санта-Каса в Лорето, спроектированном Браманте в 1509 году. Ширман предположил, что проект капеллы Киджи предшествовал Санта-Касе; в любом случае эти два проекта были связаны, потому что капелла Киджи была посвящена Деве Лорето Агостино Киджи. Падающие фризы появляются на двух монументальных гробницах Андреа Сансовино в апсиде базилики, также созданных в первом десятилетии XVI века. Античные прецеденты редки, но такое же расположение можно увидеть на Arcus Argentariorum в Риме.

Фризы украшены гирляндами из фруктов и лентами. Украшение было создано по образцу рельефных панелей во входном отсеке Пантеона, которые Рафаэль записал на меньшем рисунке, но он опустил треножники по бокам, потому что доступное пространство было меньше. Рафаэль также добавил над гирляндами новые символы: восходящие орлы (по бокам алтаря), бородатую мужскую голову в шляпе в виде символов Киджи с двумя фантастическими зверями (справа от входа), сирену, сопровождаемую крылатыми морские львы (слева от входа), символ горы Киджи и восьмиконечная звезда (под входной аркой). Есть игривые детали: цветы и ягоды на концах лент, птицы, клюющие плоды гирлянд (обе панели с орлом) и небольшая сцена нападения птицы на ящерицу, грызущую плоды (левая панель с орлом).

Под часовней находится круглый склеп с безукрашенной пустой пирамидальной гробницей, вмонтированной в стену прямо под алтарем, которая была обнаружена в 1974 году. [8] В настоящее время этот гипогей полностью скрыт от глаз, но до реконструкции Бернини перед алтарем был проем, создававший визуальную связь между двумя уровнями.

Купол

Купол с мозаикой Рафаэля.

Купол украшен мозаикой, выполненной венецианцем Луиджи да Паче по карикатуре Рафаэля (1516 г.). Оригинальные карикатуры были утеряны, но некоторые подготовительные рисунки, подтверждающие оригинальность произведения, сохранились в Эшмоловском музее в Оксфорде и Лилле . Центральный медальон представляет Бога-Отца в окружении путти, эффектно укороченного в стремительном жесте, напоминающем Микеланджело , который, кажется, порождает все движение вселенной внизу. На восьми мозаичных панно изображены Солнце, Луна, звездное небо и шесть известных планет в виде языческих божеств, изображенных в пояс, каждое в сопровождении ангела с разноцветными пернатыми крыльями. Фигуры сопровождаются знаками зодиака.

Луна, гравюра мозаичного панно Николя Дориньи.

Последовательность панно следующая: небо; Меркурий , бог, держащий кадуцей Девой и Близнецами ); Луна , богиня, украшенная драгоценными камнями в виде полумесяца, держащая лук (с Раком ); Сатурн , бородатый бог, держащий косу (с Водолеем и Козерогом ); Юпитер , царь богов, с орлом, держащим молнию (со Стрельцом и Рыбами ); Марс , бог войны, держащий меч и щит (со Скорпионом и Овном ); Сол , бог, украшенный солнечными драгоценностями, держащий лук (со Львом ); Венера , богиня любви с Амуром, держащим факел (с Тельцом и Весами ). Французский гравер Николя Дориньи создал серию пластин с изображением мозаики в 1695 году для Людовика, герцога Бургундского .

Мозаичные панно окружены богато позолоченным лепным декором. Синий фон создает оптическую иллюзию, создавая впечатление архитектурного каркаса, открывающегося в небо над часовней. Панели выглядят как иллюзионистские световые люки между позолоченными лепными ребрами, в то время как Бог стоит на краю центрального окулуса.

Традиционная интерпретация купола состоит в том, что композиция показывает Сотворение Мира . Другая интерпретация, предложенная Джоном Ширманом, утверждает, что она представляет космос, описанный Платоном, в христианизированной неоплатонической форме. Эта идея имела широкую популярность в эпоху Возрождения. В данном случае купол представляет собой изображение «Царства души после смерти» с Богом-Отцом, принимающим душу (Агостино Киджи) в его новом доме. Наличие знаков зодиака подтверждает эту интерпретацию, поскольку знаки были символами перехода времени в вечность и появлялись в античном погребальном искусстве вокруг образа усопшего.

Барабан и перемычки

Олицетворение Зимы

Рафаэль задумал мозаику для украшения тамбура и перемычек, но она так и не была выполнена. В 1520 году Франческа Ордеаска поручила Луиджи да Паче выполнить эту задачу не более чем за четыре года. В 1530 году исполнители завещания Агостино Киджи поручили Себастьяно дель Пьомбо выполнить восемь масляных фресок между окнами и четыре тонди на перемычках. Поскольку Себастьяно в свободное время работал над большим алтарем, он сделал лишь подготовительные рисунки. Два исследования в Лувре показывают, что Бог-Отец создал Солнце и Луну и отделил Свет от Тьмы. Другой рисунок из Королевской библиотеки в Виндзоре изображает Бога с раскинутыми руками — жест, связанный с творением. Рисунки, очевидно, были вдохновлены Микеланджело .

Около 1548–1550 годов Чижи поручил Франческо де Росси (или Иль Сальвиати) выполнить ту же задачу. Предположительно де Росси был рекомендован его покровителем, кардиналом Джованни Сальвиати (фамилию которого он принял), потому что кардинал был связан с семьей Киджи через брак его родственника Джулиано в 1530 году с Камиллой Киджи, дочерью Агостино. [9]

Четыре тонди перемычек изображают аллегорические изображения времен года . В 1653 году их восстановил Антонио делла Корниа по заказу Фабио Киджи. Фрески были описаны как серьезно поврежденные в 1842 году. [10] Иконография картин классическая. Весна представлена ​​в виде молодой женщины с букетом цветов и цветочным венком на голове; Лето — женщина, держащая колосья с венком из пшеницы на голове; Осень – юноша под виноградной лозой с чашкой; а Зима — старик в меховой шапке, греющий руки у жаровни. Маленький баран на плече Весны — символ Овна , первого знака зодиака , связанного с весенним равноденствием . Изображение Вера (Весны), Эстаса (Лета) и Осени (Осени) следует Овидием описанию времен года в его «Метаморфозах» (Встреча 2.27–30), а аллегория зимы была вдохновлена ​​«Февралем-февралем». «огонь» мотив средневековой календарной традиции. Первые три персонификации также можно интерпретировать как древнеримские божества: Флора / Прозерпина , Церера и Вакх . Тонди были повреждены в разной степени, наиболее серьезно — аллегория Осени. Во время недавней реставрации бронзовые рамы 17 века были сняты.

Цикл Бытия
Отделение Света от Тьмы Сотворение Солнца и Луны Сотворение Земли Сотворение Адама

Фрески между окнами барабана (ок. 1552-1554) изображают сцены из Книги Бытия по порядку : Отделение Света от Тьмы , Сотворение Солнца и Луны , Сотворение Земли , Сотворение Адама , Сотворение Ева , Сотворение животных , Первородный грех и Изгнание из рая . Картины демонстрируют сильное влияние скульптурного стиля знаменитого цикла «Бытие» Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы . [11] Сцены расположены не в строго хронологическом порядке. Первые пять такие же, как параллельные картины Бытия в Сикстинской капелле, но шестая фреска добавляет новый сюжет — создание рыб, птиц и диких животных. Шестая сцена сикстинского потолка разделена на две отдельные картины на барабане капеллы Киджи. На этом цикл Сальвиати заканчивается, и три сцены из истории о Ное , составляющие последнюю часть великой последовательности Микеланджело, отсутствуют.

Около 1602 года Винченцо I Гонзага , герцог Мантуи, поручил Пьетро Факкетти сделать копии фресок Бытия и космологической мозаики купола. Картины маслом были подарком герцогу Лерма , самому влиятельному человеку при дворе Филиппа III Испанского , и они были привезены в Вальядолид в 1603 году вместе с другими копиями известных итальянских произведений Питера Пауля Рубенса , молодого фламандского художника, работавшего в Вальядолиде. для герцога Винченцо в то время. Картины зодиака позже пошли для украшения Планетарного зала Филиппа IV Испании во дворце Буэн-Ретиро . В настоящее время семь зодиакальных картин и пять сохранившихся копий фресок Бытия находятся в Музее Прадо . [12]

Из-за своего местоположения и плохой видимости фрески Сальвиати всегда оставались незамеченными, но копии, отправленные герцогу Лерма, доказывают, что в то время они пользовались большим уважением. Этот факт подтверждается путеводителем Roma Sacra e Moderna 1725 года .

Цикл Бытия
Создание Евы Создание животных Первородный грех Изгнание из рая

«Архитектурная округлость тамбура, видимо, подходит для повествования о сотворении мира в шесть дней. Сцены требуют от зрителя перемещения взгляда по стенке барабана, и это лишь в конце это визуальное путешествие позволило ему полностью реконструировать историю», — утверждает Флориан Метраль. [13] Окна также играют свою роль в общем эффекте, поскольку солнечный свет поочередно проникает через каждый из отсеков, освещая одни сцены и делая другие неразличимыми, тем самым модулируя зрительное восприятие зрителя с течением времени.

Сцена «Сотворение животных» представляет собой интересную проблему, поскольку ее размещение после сотворения Адама и Евы не соответствует библейскому повествованию и не имеет иконографического прецедента. (Водные и летающие животные были созданы Богом на пятый день, тогда как наземные виды были созданы на шестой день, но до появления первого человека.) Сальвиати «отложил» эту сцену, чтобы поместить Сотворение Адама и Сотворение Еву по обе стороны от входа в часовню и расположить лицом прямо к Рождеству Богородицы на алтаре, поскольку такое расположение было более значимым с богословской точки зрения. Тонкое указание на принадлежность сцены к первой группе можно увидеть в обработке одежды Бога (красно-синяя мантия в первых сценах и другая синевато-белая одежда в «Сотворении Адама и Евы»). Если посмотреть на весь цикл, то сцены постепенно становятся темнее по мере развития повествования, за исключением странно расположенного «Сотворения животных», которое относится к первой группе картин с точки зрения обращения со светом.

По мнению Метраля, фрески тамбура представляют собой творение земного и видимого мира, подчиненного времени (tempus), который отмечен изменчивостью и тленностью в отличие от совершенного и вечного мира небес, представленного мозаикой купола выше. .

Себастьяно дель Пьомбо: Рождение Богородицы

Рождение Богородицы Себастьяно дель Пьомбо

Джон Ширман предположил, что главный алтарь должен был изображать Успение Богородицы, но эта теория остается предметом серьезных споров. Вскоре после смерти Рафаэля Себастьяно дель Пьомбо был выбран продолжить работу над алтарем, но он добился меньше, чем ожидалось. Вазари дает резкий отчет в своих «Жизнеописаниях» :

«Он там мало работал, хотя мы находим, что он получил от щедрости Агостино и его наследников гораздо больше, чем причиталось бы ему, даже если бы он закончил ее полностью, чего он не сделал либо потому, что устал от трудами искусства, или потому, что он был слишком поглощен удобствами и удовольствиями».

За это десятилетие Себастьяно, возможно, представил покровителям несколько проектов. Два из них сохранились: более раннее подготовительное исследование в Kupferstichkabinett в Берлине и прекрасно выполненная окончательная модель рисунка в Лувре . Основное отличие состоит в том, что на более раннем берлинском рисунке отсутствует группа в верхней части картины (Бог и ангелы). Композиция модели, идентичной исполненной фреске, стала более зрелой и гармоничной. (Еще одно исследование, небольшой рисунок женской головы, было приобретено Лувром в 2004 году.) 1 августа 1530 года Филиппо Сергарди, который был опекуном наследников Агостино Киджи, подписал новый контракт с Себастьяно, приняв окончательную версию. В этом документе художнику поручалось написать алтарь и другие фрески в течение следующих трех лет за вознаграждение в 1500 плюс 1300 золотых дукатов. [14]

«Рождение Богородицы» в конечном итоге было начато Себастьяно дель Пьомбо с использованием необычной техники: масло на каменных блоках пеперино. Это было изобретено им и вызвало большое восхищение у его современников. Фреска осталась незавершенной Себастьяно в 1534 году и была завершена Франческо Сальвиати к 1554 году. [2] Верхняя часть с фигурой Святого Отца и ангелов – преимущественно работа Сальвиати. [15]

Иконография картины довольно необычна. По мнению Костанцы Барбьери, присутствие Бога в верхней части сочетает в себе традиционную тему Рождества с доктриной непорочного зачатия , которая еще не была общепринятой, но активно пропагандировалась Папой Сикстом IV и Агостини Киджи, который просил в по его воле отслужит торжественную мессу в своей часовне в день Рождества Богородицы. Богословскую позицию sine culpa разделяли и монахи-августинцы Санта-Мария-дель-Пополо. Идея о том, что Мария, мать Иисуса, может быть запятнана первородным грехом, отвратительна для Бога, Отца, который своим сильным жестом предотвращает этот риск еще до зачатия Марии. Ангелы, окружающие Святого Отца, — это ангелы аптери , ангелы без крыльев, молодые люди в стиле Микеланджело . Они внимательно просматривают объемистые кодексы, поворачиваясь направо и налево, что является подходящей визуализацией разумных книг; тот же мотив присутствует на модели Себастьяно для алтарного образа, изображающего Успение в Рейксмузеум .

В нижней части картины семь служанок готовят новорожденного ребенка к первому купанию. Женщина, держащая младенца посередине, имеет некоторое обманчивое (и, вероятно, намеренное) сходство с Мадонной . Святая Анна , только что родившая дочь, отдыхает на кровати посреди мрачной комнаты, выходящей во двор. В ярко освещенном прямоугольнике двери ее мужа Иоахима встречает мужчина. В дальнем конце довольно монументального двора видна классическая статуя, вероятно, изображающая Тибуртинскую Сивиллу , которая предсказала Августу рождение Христа.

Витиеватая позолоченная бронзовая рама картины с листьями аканта и желудями была выполнена Франкуччо Франкуччи в 1655 году. Подобные рамы окружают панели-люнеты Рафаэлло Ванни над гробницами.

Христос и самаритянка

Христос и самаритянка , бронзовый рельефный антепендиум работы Лоренцетто.

Бронзовый барельеф на фасаде алтаря — «Христос и самаритянка» работы Лоренцетто . Рельеф был изготовлен в начале 1520-х годов и куплен Лоренцо Киджи у наследников скульптора в 1552 году. По мнению Антонио Пинелли, изначально он планировался для гробницы Франчески Ордеаски, жены Агостино Киджи. Если это правда, то это объясняет необычный тематический выбор, который хорошо подходит для женской могилы, но кажется несколько неуместным на мужской гробнице. Во всяком случае, он был помещен на единственную существовавшую в то время пирамиду, гробницу Агостино Киджи, а позже Бернини перенес его в главный алтарь, который поместил его в светящуюся золотисто-желтую каменную рамку.

На рельефе изображена встреча Иисуса и самаритянки у колодца Иакова . Соответствующая часть отрывка в Евангелии от Иоанна (Иоанна 4:10–26) называется « Беседы о воде жизни» , и слова Иисуса проясняют, почему эти изображения были уместны на гробнице:

«...те, кто пьют воду, которую Я дам им, никогда не будут жаждать. Вода, которую Я дам, станет в них источником воды, бьющей в жизнь вечную».

Лоренцетто решил изобразить вторую часть эпизода. Иисус сидит у колодца под деревом, и ученики предлагают Ему еду, купленную в соседнем городе. Слева самарянка ведет жителей Сихаря к колодцу увидеть Мессию.

Фигуры самаритянки и второй женщины слева были скопированы со знаменитого античного мраморного рельефа под названием «Танцовщицы Боргезе», который сейчас хранится в Лувре , но первоначально он находился в Риме и был важным источником вдохновения для художественный кружок вокруг Рафаэля. [16]

Четыре пророка

Часть статуи Даниила Бернини.

Статуи пророков, стоящие в одинаковых нишах с головами-ракушками в четырех углах часовни, принадлежат к двум различным группам. Первые двое (Иона и Илия) были созданы Лоренцетто по эскизам Рафаэля. Они оставались в мастерской скульптора до тех пор, пока Чиги не выкупили их у наследников Лоренцетто, и они были выставлены в часовне в 1552 году. Два последних (Даниил и Аввакум) были добавлены Бернини во время реконструкции 17 века.

Существуют разные теории относительно расположения фигур ниш в первоначальных планах. Ширман предположил, что статую Ионы планировали разместить в нише справа от алтаря, потому что это место предлагало лучший ракурс для обзора композиции. Он думал, что статуя Илии , скорее всего, предназначалась для одной из двух ниш у входа. После 1552 года две статуи предположительно были размещены по обе стороны от входа. Нынешнее расположение было создано Бернини, который разместил статуи Аввакума и Даниила по диагонали друг к другу, создав целостную композицию.

Статуя Ионы и кита , пророка, прообразовавшего Воскресение, была вырезана Лоренцетто (1520 г.). Статуя Илии , жившего по милости Божией в пустыне, была создана Лоренцетто, но закончена Рафаэлло да Монтелупо около 1523/24 года.

В двух других нишах находятся скульптуры Бернини : Аввакум и Ангел (1656–61), который взял его за волосы и перенес в Вавилон, чтобы помочь Даниилу и Льву , который представлен в соответствующей нише на противоположной стене, скульптура Бернини в 1655-56 гг. С помощью этих двух статуй Бернини создал пространственные отношения, которые оживили всю часовню, превратив ее классическую форму в новое религиозное применение.

Пирамиды

Рисунок Сальвиати, изображающий пирамиду Агостино в первоначальном или запланированном виде.

На боковых стенах расположены одинаковые пирамидальные гробницы Агостино Киджи (умер в 1520 г.) и его брата Сигизмондо (умер в 1526 г.), каждая из которых изображена в медальоне, обращенном к алтарю. Памятники, вероятно, были спроектированы Рафаэлем, но их исполнение было поручено Лоренцетто, который почти завершил одну гробницу в 1522 году. Что касается другой пирамиды, доказательства неубедительны. Пентименты на мраморных карнизах позволяют предположить, что первоначально предусматривалась только одна пирамида для восточной стороны. Впервые слово «гробницы» упоминается во множественном числе в контракте между семьей Киджи и Бернардино да Витербо от 8 апреля 1522 года, когда скульптору было поручено добавить последние штрихи к работе Лоренцетто. Тем не менее, другая пирамида по-прежнему считалась практически недостроенной в 1552 году, когда Чиги выплатили свой давний долг семье Лоренцетто. (В протоколе также были должным образом зафиксированы основание второй пирамиды и плиты мраморного покрытия.) [17] Скорее всего, второй памятник Фабио Киджи установил только для своего прадеда Сигизмондо. [18]

оригинальный контракт 1552 года В 1996 году Антонио Пинелли обнаружил в Исследовательском институте Гетти , который был известен только благодаря неточной транскрипции XIX века. Он интерпретировал текст как доказательство того, что пирамида Агостино изначально планировалась для его жены Франчески Ордеаски вместе с бронзовым рельефом Христа и самаритянки. [19] Эта теория остается спорной, но исправленный текст действительно говорит о женском тондо, которое не было выполнено Лоренцетто - намек на то, что вторая пирамида была приготовлена ​​для женщины, скорее всего Ордеаски.

Пирамидальные гробницы были новым изобретением того времени, но пирамиды были традиционными символами вечности и бессмертия. Гробницы Киджи были вдохновлены античными источниками, поскольку они напоминали гробницы фараонов и два знаменитых римских погребальных памятника, пирамиды Цестия и Ромула, а благодаря своей стройной, вытянутой форме (соотношение высоты к ширине в Санта-Мария-дель-Пополо) 2:1), древнеегипетские обелиски, украшающие площади города. Обелиски также ассоциировались с похоронами римских императоров, поскольку средневековая традиция считала, что бронзовый глобус на вершине обелиска Ватикана содержит прах Юлия Цезаря .

Портрет Сигизмондо Киджи работы Бернини.

Во время реконструкции часовни в стиле барокко гробницы были доработаны и упрощены Бернини. Первоначально медальоны, вероятно, изготавливались из бронзы, эпитафии должны были быть написаны на позолоченных медных пластинах, а три стороны оснований должны были быть украшены бронзовыми рельефами. Эскиз, приписываемый Джованни Антонио Дозио (ок. 1570 г.) в Уффици, показывает первоначальную форму пирамиды Агостино без пластины и медальона. ок. 1650 г.) , архитектурная фантазия с фигурами Пирама и Фисбы, ( Другой рисунок Жана Лемера показывает подобную пирамиду, явно вдохновленную пирамидой в капелле Киджи до того, как она была восстановлена ​​Бернини. [20] На модели гобелена Франческо Сальвиати (ок. 1548 г.) изображен тот же памятник, увенчанный шапкой и маленьким бронзовым шаром, которые позже были удалены (или никогда не существовали).

Пирамиды опираются на четыре небольшие опоры из африканского мрамора, имитирующие оригинальные астрагалы Ватиканского обелиска. Неизвестно, являются ли нынешние пьедесталы оригиналами или они были заменены Бернини. В контракте 1552 года говорится о семи «термини», выполненных Лоренцетто, которые могут относиться к пьедесталам, хотя этот термин неоднозначен.

«Скорбящий гений» Лоренцетто (утерян).

Бернини заменил рельефы на основании панелями из зеленого мрамора Verde Antico, обрамленными оригинальными лепнинами giallo antico. Сохранился только один барельеф, упомянутый выше Христос и самаритянка (ныне на алтаре), который иллюстрировал слова Христа о воде вечной жизни. Фабио Киджи в упомянутом выше письме 1626 года упоминает еще один бронзовый рельеф на короткой стороне постамента, обращенной ко входу в капеллу. Это обнаружил Энцо Бентивольо, который обнаружил фотографию панно со скорбящим гением в коллекции семьи Киджи . Само произведение искусства, очевидно, было утеряно в 20 веке. На рельефе изображен крылатый путто, с грустным выражением лица опирающийся на погашенный факел. Очевидно, аналогичный рельеф планировался и для другой короткой стороны, обращенной к алтарю, но Лоренцетто так и не выполнил его . [21]

Новые медальоны из белого мрамора выполнил помощник скульптора из мастерской Бернини, а вместо запланированных медных пластин погребальные надписи составлены из отдельно стоящих бронзовых букв. На обеих гробницах можно увидеть контуры двух запланированных картушей, залатанных Бернини, — это доказательство того, что мраморные плиты, закрывающие другую пирамиду, также были вырезаны в XVI веке. Эпитафии были составлены с помощью Лукаса Холстениуса , эрудированного гуманиста и старшего хранителя Ватиканской библиотеки . Символ Чи Ро был добавлен на вершину пирамид.

Гробницы были покрыты мраморными плитами портасанта, красные и серые цвета которых напоминали горение и дым древнеримских императорских похорон, а пирамидальная форма напоминала многоэтажный имперский рог или погребальный костер. [22] Эти похороны обычно проводились на Марсовом поле, где располагалась базилика, и из костра выпускали орла, обозначающего вознесение души на небеса. Не случайно фризовые панели слева и справа от алтаря украшены парящими орлами. В целом это еще один пример того, как ученый классический символизм часовни был интегрирован в более широкий христианский образ воскресения. [23]

Стена за гробницами покрыта необычной мраморной облицовкой из прямоугольников портасанта и африканского бордюра. Эта облицовка уже видна на рисунке Сальвиати, что доказывает, что она была частью первоначальной схемы капеллы, но на рисунке модели люнет также покрыт той же инкрустацией. Независимо от того, было ли это когда-либо действительно завершено, простые карнизы из белого мрамора над гробницами должны быть дополнениями 17-го века. Фриз между карнизами выполнен из гладкого темно-красного мрамора rosso antico, а более старый фриз в остальной части часовни был сделан из портасанты. Античный источник этой своеобразной приподнятой блочной облицовки, если она вообще существовала, остается неизвестным, хотя иногда предполагают некоторую утраченную часть внутренней облицовки Пантеона.

Очки

Жреческие предки Богородицы Рафаэлло Ванни

Люнеты заполнены маслом на деревянных панелях Рафаэлло Ванни , выполненных по заказу Фабио Киджи в 1653 году. Тема этих часто упускаемых из виду картин несколько загадочна, что дает повод для различных интерпретаций. В путеводителях их часто называют «Давид и Саул» и «Или и Самуил» или просто – и ошибочно – как «пророков». Ключ к их истинному значению дал хорошо информированное современное описание, которое так и осталось неопубликованным: « Saggio della Roma Descritta» Бенедетто Меллини , написанное около 1656 года. Меллини утверждает, что панель над могилой Сигизмондо изображает царственных предков Богородицы , а другая На панели над могилой Агостино изображены священнические предки Богородицы . [24]

Царскими предками являются царь Давид с арфой и головой Голиафа и младший царь, несомненно Соломон , Строитель Храма, преклонивший колени и смотрящий на небо. Мальчик, держащий меч, торжествующе ставит ногу на отрубленную голову справа, с другой стороны на коленях стоит ребенок с венцом на голове, возможно, юный наследник Соломона, Ровоам . Жреческие предки представлены еврейским первосвященником в традиционной одежде и его помощниками, предлагающими Богу голубей и благовония. Картины в люнете тематически дополняют алтарный образ Себастьяно дель Пьомбо, создавая связь между Рождеством Богородицы и сюжетами Ветхого Завета, изображенными на тимпане. Во время реставрации XX века обнажилась стена под панелями, но прежнего декора обнаружено не было. Полукруглые деревянные панели заключены в такую ​​же позолоченную бронзовую раму, что и главный алтарь.

Тротуар

Геометрический тротуар Бернини

Нынешний тротуар был спроектирован Бернини, который замуровал уже существовавший проем перед алтарем и поднял алтарь на две ступени, подчеркивая его символическое значение (третья ступень - более позднее дополнение, нарушающее декоративный узор). Элегантно отформованные оригинальные ступени были выполнены из монолитных блоков статуарного мрамора. Бело-серое мраморное покрытие Bardiglio имеет геометрический узор, соответствующий отделке купола. В центре находится инкрустированный сектильный медальон opus , окруженный рамкой из стилизованных роз и дубовых листьев. Внутри фигуры крылатого скелета поднят герб семьи Киджи, символизирующий торжество династической добродетели над смертью. Под рисунком находится свиток с латинской надписью: Mors aD CaeLos (что означает «через смерть на небеса»). Заглавные буквы складывают дату начала реконструкции римскими цифрами: MDCL = 1650. Медальон был выполнен камнерезом Габриэле Ренци в 1653/54 году. (Современные источники доказывают, что первоначально надпись была «Mors aD CaeLos Iter», сумма букв составляет 1651 год, когда Фабио Киджи вернулся в Рим в последний день ноября после своего длительного отсутствия за границей.) [25]

Мебель

Бронзовая лампа, образующая корону Марии.

В настоящее время в часовне почти нет мебели, кроме красивой бронзовой вечной лампы, которая образует висящую на цепях позолоченную корону, украшенную восьмиконечными звездами Киджи и поддерживаемую тремя летящими херувимами. Дизайн представляет собой символическую отсылку к короне Богородицы, покровительницы часовни и семьи Киджи. Лампу спроектировал сам Бернини. В своем дневнике Папа подтвердил авторство великого скульптора: «Вчера мы видели бронзовую лампу, изготовленную Бернини для капеллы в Пополо», — написал он 16 июля 1657 года. [26] Лампа была смоделирована Питером Верпоортеном , фламандским помощником Бернини, отлита Франкуччио Франкуччи и позолочена Франческо Пероне. Филиппо Бальдинуччи говорит в своем Vita , что Бернини «привыкал прикладывать не меньше усилий и усилий при проектировании масляной лампы, чем при проектировании очень благородного здания». [27] Подобный светильник был создан для капеллы Кибо в базилике, копия была сделана в 1885 году для Палаццо Киджи в Аричче , [28] а также известны другие слепки лампы.

Дизайн монументальных бронзовых подсвечников

У входа стоят два монументальных бронзовых подсвечника высотой 1,5 м с символами Киджи; они были зажжены во время служения святой мессы. Подсвечники размещены на постаментах из окрашенного дерева. Рисунок последователя Бернини в Королевской коллекции , датированный между 1655 и 1665 годами, показывает дизайн аналогичного объекта, хотя эскиз мог быть создан для алтарных свечей базилики Святого Петра . Алтарь окружен двумя настенными подставками для цветов из белого мрамора, украшенными пальмовыми ветвями.

Первоначально Фабио Киджи предоставил и другие предметы церковной мебели для отреставрированной семейной часовни. На столе алтаря стояли шесть позолоченных бронзовых подсвечников, их форма и количество напоминали шесть гор эмблемы Киджи. Это были варианты задуманных художником для алтаря собора Святого Петра. Их дополняли позолоченные деревянные алтарные карты и бронзовое распятие-скиния, грудь которой поддерживали четыре серафима, а дверь украшала чаша и лучезарное воинство. для церкви Санта-Мария-Ассунта -ин -Аричча Похожий комплект был создан Бернини . Эти литургические произведения еще фиксировались в описи 1720-х годов.

Фабио Киджи подарил часовне восемь реликвариев в 1654 и 1656 годах, содержащих кости разных святых. Два набора небольших хрустальных пирамид сохранились в сокровищнице базилики. Пирамидальная форма кажется данью уважения пирамидальным гробницам в часовне. [29]

Материалы

[ редактировать ]

Использование редких и дорогих камней по всей часовне является важной особенностью, напоминающей интерьер Пантеона , который был основным источником вдохновения для Рафаэля. Он прекрасно осознавал, что древние использовали более драгоценные материалы, чем современные архитекторы эпохи Возрождения, и намеревался последовать их примеру. В письме Папе Льву X (ок. 1519 г.) он писал: [30]

«...хотя в наши дни архитектура может быть очень умной и очень близкой к стилю древних, [...] тем не менее, украшения не выполняются с использованием сырья, такого же дорогостоящего, как те, которые использовали древние, которые, кажется, осуществили то, что задумали с бесконечными суммами денег и одна лишь воля которых преодолела все трудности».

Фриз и капители выполнены из белого мрамора «bianco purissimo».

Художника Рафаэля естественным образом привлекали яркие цвета различных видов камней, доступных в Риме с античных времен, а его покровитель Агостино Киджи был одним из немногих людей, достаточно богатых, чтобы финансировать проект, направленный на воссоздание в значительной степени утраченной хроматики. буйство древней архитектуры. Во времена Рафаэля цветная облицовка капеллы Киджи была полной новинкой в ​​Риме и оставалась исключительной до тех пор, пока в 1578–1580 годах не была украшена Грегорианская капелла в базилике Святого Петра , но в эпоху барокко использование цветного мрамора стало очень распространено.

Белый каррарский мрамор (с серыми прожилками): рифленые пилястры; белый каррарский мрамор «bianco purissimo»: капители и фризы; скульптурный мрамор: ступени алтаря; белый и серый мрамор Бардиглио: тротуар; Египетский гранит «rosso di Syene»: входная ступень монолитная; мрамор Africano и Rosso Antico: обрамления ниш; Россо ди Нумидия: раковины ниш; Мрамор Портасанта: пирамиды, балясины; verde antico: основания пирамид; giallo antico: лепнина оснований пирамид, балюстрада; прямоугольники Россо-ди-Нумидия и Портасанта, африканские бордюры: облицовка за пирамидами; арки, антабент и карниз купола: белый каррарский мрамор; rosso antico: фриз над гробницами. [31]

[ редактировать ]

Действие части Дэна Брауна книги «Ангелы и демоны» происходит в часовне Киджи, где скульптура Аввакума и Ангела является одним из четырех «указателей», ведущих к . секретному логову Иллюминатов

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джузеппе Куньони: Примечания к комментарию Александра VII о жизни Агостино Киджи, в Архиве Римского общества отечественной истории, том 3, 1880, стр. 441
  2. ^ Jump up to: а б Марсия Б. Холл, цит., с. 131-132.
  3. ^ Норберт Вальтер Нобис: Лоренцетто как скульптор, 1979, Бонн, стр. 72-73.
  4. ^ Джон Ширман: Часовня Киджи в Сан-Мария-дель-Пополо, Журнал институтов Варбурга и Курто, Том. 24, № 3/4 (июль - декабрь 1961 г.)
  5. ^ Пол Джоаннидес: Рисунки Рафаэля, Калифорнийский университет Press, 1983, стр. 181
  6. ^ Сесилия Магнуссон: статуя Ионы Лоренцетто и часовня Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо, Konsthistorisk Tidskrift, 56:1, 1987, стр. 24.
  7. ^ Лекс Босман: Сполия и цветной мрамор в надгробных памятниках в Роне, Флоренции и Боско Маренго, в: Сообщения Института истории искусств во Флоренции , 49-й том, H. 3 (2005), стр. 353-354 и стр. 373
  8. ^ Кристоф Луитпольд Фроммель: Гипогей Рафаэля под капеллой Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо в Риме, В: Kunstchronik vol. 27 (1974) с. 344-348
  9. ^ Филипп Костаманья: Покровительство и культурная политика кардинала Джованни Сальвиати, в: Франческо Сальвиати и ла Белла Маньера. Французская школа Рима, 2001, с. 247
  10. ^ Эрнст Платнер и др.: Описание городов Рима, Штутгарта и Тюбингена, JG Cotta'schen Buchhandlung, 1842, III., стр. 221
  11. ^ Катрин Дюмон: Франческо Сальвиати во дворце Саккетти в Риме и итальянское украшение стен, Швейцарский институт в Риме, 1973, стр. 146
  12. ^ Пилар Гонсалес Серрано: Мифология и иконография в живописи музея Прадо, Ediciones Evohé, Мадрид, 2009. стр. 294-296
  13. ^ Флориан Метраль: «В начале был конец: взгляд назад на капеллу Киджи Санта-Мария-дель-Пополо в Риме», Studiolo, 12, 2015 (2016), с. 164
  14. ^ Констанца Барбьери: Рождество Богородицы Себастьяно дель Пьомбо в контексте капеллы Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо. История и реставрации, 2009, с. 480-488
  15. ^ Антонио Муньос, цит., с. 384.
  16. ^ Эмануэле Лоуи: Из некоторых сочинений Рафаэля, Рим, Typografia dell'Unione cooperatura editrice, 1896, стр. 248-51
  17. ^ Доменико Ньоли: Погребение Агостино Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме, в Archivio Storico dell'Arte , II (1889), стр. 318-320
  18. ^ Николь Ригель: Часовня Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо. Критическая редакция, Марбургский ежегодник искусствоведения, том 30 (2003), стр. 100–101.
  19. ^ Антонио Пинелли: Часовня обменянных гробниц. Новости о капелле Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо, в: Франческо Сальвиати и ла Белла Маньера. Французская школа Рима, 2001, стр. 253-284
  20. ^ Энтони Блант: Исследования Пуссена IX - Дополнения к работам Жана Лемэра, Burlington Magazine, Vol. 101, № 681 (декабрь 1959 г.), стр. 438-445.
  21. ^ Энцо Бентивольо: Капелла Киджи. Вновь открытый образ Рафаэля в Риме. Материалы конференции, организованной Библиотекой Герцианы и Музеями Ватикана, 1986, стр. 309-14
  22. ^ Фабио Барри: Живопись на камне: символизм цветного мрамора в изобразительном искусстве и литературе от античности до эпохи Просвещения, Колумбийский университет, 2011, стр. 490-491.
  23. ^ Ингрид Д. Роуленд: Отдайте Цезарю вещи, принадлежащие Цезарю: гуманизм и искусство под покровительством Агостино Киджи, Renaissance Quarterly Vol. 39, № 4 (Зима, 1986), с. 706
  24. ^ Кристина Странк: Беллори и Бернини принимают Рафаэля. Неизвестные документы о капелле Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо, Марбургский ежегодник искусствоведения, том 30 (2003), стр. 149
  25. ^ Гаспаро Альвери: Рим в каждом штате, В. Маскарди, 1664, с. 10
  26. ^ Мартина Дрот (редактор): Принимая форму: в поисках скульптуры в декоративном искусстве, 2009, стр. 24-25.
  27. ^ Филиппо Балдинуччи: Жизнь Бернини, пер. Кэтрин Энггасс, Penn State Press, 1965, стр. 78
  28. ^ Папы надежды: искусство и религиозность в Риме 17 века, Gangemi Editore, стр. 103
  29. ^ Мария Грация Д'Амелио: Герои веры Реликварии Александра VII для капеллы Киджи в римской базилике Санта-Мария-дель-Пополо, 2005 г.
  30. ^ Письмо Льву X Рафаэля и Бальдассаре Кастильоне, в: Рим Палладио, изд. Воган Харт и Питер Хикс, Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 2006, стр. 182
  31. ^ Сесилия Магнуссон: Античные источники капеллы Киджи, Konsthistorisk Tidskrift, 56:4, стр. 135.

Библиография

[ редактировать ]
  • Марсия Б. Холл , Рим (Художественные центры итальянского Возрождения), издательство Кембриджского университета, 2005 г.
  • Антонио Муньос, В церквях Рима. Находки и реставрации. в: Художественный бюллетень, 1912 г.
  • Touring Club Italiano (TCI), Рим и окрестности (Милан) 1965:183f.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 15b567509d03ea2599bbd9ae9d202a9a__1704555120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/9a/15b567509d03ea2599bbd9ae9d202a9a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chigi Chapel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)