Сикстинская Мадонна
Сикстинская Мадонна | |
---|---|
![]() | |
Художник | Рафаэль |
Год | в. 1513–1514 гг. |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 265 см × 196 см (104 × 77 дюймов) |
Расположение | Картинная галерея старых мастеров , Дрезден |
Сикстинская Мадонна , также называемая Мадонной ди Сан-Систо , — картина маслом итальянского художника Рафаэля . Картина была заказана в 1512 году Папой Юлием II для церкви Сан-Систо в Пьяченце и, вероятно, выполнена ок. 1513–1514. Полотно написанных представляло собой одну из последних Мадонн, Рафаэлем. Джорджо Вазари назвал это «поистине редкой и необыкновенной работой». [1]
Картина была перевезена в Дрезден в 1754 году и хорошо известна своим влиянием на немецкую и российскую художественную сцену. После Второй мировой войны он был перенесен на десять лет в Москву , а затем возвращен Германии .
Состав
[ редактировать ]Картина написана маслом на холсте, размеры 265 на 196 см. [2] На картине Мадонна с Младенцем Христом в окружении святых Сикста и святой Варвары стоит на облаках перед десятками скрытых путти , в то время как два характерных крылатых путти опираются на локти под ней. [3] [4] [5] [6]
Лакокрасочные материалы
[ редактировать ]Пигментный анализ шедевра Рафаэля [7] [8] раскрывает обычные пигменты периода Возрождения, такие как малахит , смешанный с ауригментом, в зеленой драпировке поверх картины, природный ультрамарин, смешанный со свинцовыми белилами, в синем одеянии Мадонны и смесь свинцово-оловянно-желтого , киноварного и свинцового белил. в желтом рукаве Святой Варвары.
История
[ редактировать ]Картина была заказана Папой Юлием II. [9] [10] в честь своего покойного дяди, папы Сикста IV , в качестве алтаря для церкви-базилики бенедиктинского монастыря Сан -Систо в Пьяченце , с которым семья Ровере имела давние отношения. [11] Комиссия потребовала, чтобы на картине были изображены и святые Сикст, и Варвара. [6] Легенда гласит, что, когда Антонио да Корреджо впервые увидел это произведение, он воскликнул: «И я тоже, я художник!» [12]
Переезд в Германию
[ редактировать ]В 1754 году польский Август III приобрел картину за 110 000–120 000 франков , после чего она была перенесена в Дрезден и приобрела новую известность; [12] [13] [14] это должна была оставаться самая высокая цена, уплаченная за любую картину на протяжении многих десятилетий. года В книге «Невидимый шедевр» 2001 Ханс Белтинг описывает влияние, которое картина оказала на Германию:
Как никакое другое произведение искусства, «Сикстинская Мадонна » Рафаэля в Дрездене воспламенила воображение немцев, объединяя или разделяя их в спорах об искусстве и религии... Снова и снова эту картину провозглашали «высшей среди картин мира». и получил прозвище «божественный»... [15]
Если истории верны, картина сразу же приобрела свою известность, поскольку говорят, что Август переместил свой трон, чтобы лучше его показать. [12] Сикстинскую Мадонну особенно прославил Иоганн Иоахим Винкельман в своей популярной и влиятельной книге «История искусства альтертумов» (1764), прочно поставив картину в общественное мнение и в центр дебатов об относительной значимости ее классических и христианских элементов. [16] Попеременно изображая Рафаэля «набожным христианином» и «божественным» язычником» (с его явно непротестантской Марией , которая с таким же успехом могла бы быть Юноной ), немцы неявно связали этот образ с собственной легендой «Сон Рафаэля». ." [17] Легенда, возникшая в последние десятилетия XVIII века и вошедшая в ряд рассказов и даже пьес, представляет Рафаэля как получившего небесное видение, которое позволило ему представить свою божественную Мадонну. [18] Утверждается, что картина взволновала многих зрителей, и что при виде полотна некоторые из них погрузились в состояние религиозного экстаза, похожего на синдром Стендаля (в том числе один из пациентов Фрейда ). Эта почти чудесная сила картины сделала ее иконой немецкого романтизма XIX века . [19] Картина оказала влияние на Гете , Вагнера и Ницше. [20] По словам Достоевского , картина была «величайшим откровением человеческого духа». [21] Легенда гласит, что во время неудавшегося дрезденского восстания в мае 1849 года Михаил Бакунин «(безуспешно) советовал революционному правительству убрать «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля из «Gemäldegalerie» и повесить ее на баррикадах у въезда в город на том основании, что Пруссаки были слишком культурны, «чтобы осмелиться стрелять в Рафаэля». [22] назвал эту историю Ситуационистский Интернационал «демонстрацией того, как искусство прошлого можно использовать в настоящем». [22] В 1855 году в здании, спроектированном Готфридом Земпером , открылся «Новый королевский музей» (Новый королевский музей), а Сикстинской Мадонне была предоставлена отдельная комната. [23]
Вторая мировая война и советское владение
[ редактировать ]
Сикстинская Мадонна была спасена от разрушения во время бомбардировки Дрездена во время Второй мировой войны . [20] но условия, в которых оно было сохранено, и последующая история произведения сами по себе являются предметом споров. Картина хранилась вместе с другими произведениями искусства в туннеле в Саксонской Швейцарии ; когда Красная Армия столкнулась с ними, она их взяла. [24] Картина была временно вывезена в Пильниц перевезли , откуда ее в ящике на тентованной платформе в Москву . Там вид Мадонны побудил ведущего советского деятеля искусств Михаила Храпченко заявить, что теперь Пушкинский музей сможет претендовать на место среди величайших музеев мира. [25]
В 1946 году картина была временно отправлена на ограниченную выставку в Пушкинском музее вместе с некоторыми другими сокровищами, добытыми Советским Союзом. [26] [27] Но в 1955 году, после смерти Иосифа Сталина , Советы решили вернуть искусство Германии «с целью укрепления и дальнейшего развития дружбы между советским и немецким народами». [24] [26] После этого последовала международная полемика: пресса всего мира заявила, что коллекция произведений искусства Дрездена была повреждена в советском хранилище. [24] Советы возразили, что они на самом деле сохранили эти фрагменты. Туннель, в котором хранились произведения искусства в Саксонской Швейцарии, был оборудован климат-контролем, но, по словам представителя советских военных, когда коллекция была обнаружена, отключилось электричество, и произведения подверглись воздействию влажных условий подземелья. [24] [28] Советские картины «Партизанская мадонна Минска» Михаила Савицкого и «И помнит спасенный мир» Май Данциг основаны на « Сикстинской мадонне» . [29] [30]
Стали циркулировать истории об ужасных условиях, из которых Сикстинская Мадонна . была спасена [24] Но, как сообщал ARTnews в 1991 году, российский искусствовед Андрей Чегодаев, которого Советы отправили в Германию в 1945 году для ознакомления с искусством, отрицал это:
Это была самая наглая, наглая ложь.... В какой-то мрачной, темной пещере два (на самом деле четыре) солдата, по колено в воде, несут Сикстинскую Мадонну в вертикальном положении, подвешенную на тряпках, очень легко, едва используя два пальца. Но его не смогли бы поднять так даже десяток здоровых парней... потому что его подставили... Всё, что связано с этим воображаемым спасением, — просто ложь. [24]
ARTnews также указал, что командир бригады, которая нашла « Мадонну» опубликованном в 1950-е годы , также назвал эти истории «ложью» , в письме в «Литературную газету», , указав, что «на самом деле «Сикстинская Мадонна», как и некоторые другие картины, , ...находился в сухом туннеле, где находились различные приборы, контролировавшие влажность, температуру и т. д.» [24] Но независимо от того, правдивы они или нет, эти истории прочно закрепились в общественном сознании и были зафиксированы как факт в ряде книг.
Современный дисплей
[ редактировать ]После возвращения в Германию картина была отреставрирована и выставлена в Gemäldegalerie Alte Meister, где путеводители выделяют ее в коллекции, по-разному описывая ее как «самую знаменитую». [31] «верх», [32] «экспонат», [33] и «изюминка коллекции». [34] С 26 мая по 26 августа 2012 года Дрезденская галерея отмечала 500-летие картины. [35] [36]
Путти
[ редактировать ]
Крылатые ангелы под Марией, важный элемент картины, известны сами по себе. Ангелы этой природы известны как путти , и их обычно отождествляют с херувимами . [37] Еще в 1913 году Густав Коббе говорил, что «ни один херувим или группа херувимов не столь знамениты, как те двое, которые опираются на вершину алтаря, указанные в самом низу картины». [38] Широко продаваемые, они были изображены на марках, открытках, футболках, носках, [39] и упаковочная бумага. [40] Эти путти породили собственные легенды. Согласно статье 1912 года в журнале Fra Magazine , когда Рафаэль писал Мадонну, дети его модели приходили посмотреть. Пораженный их позой, как гласит история, он добавил их на картину такими, какими он их видел. [41] Другая история, рассказанная в 1912 году в журнале «Св. Николас» , гласит, что Рафаэля вдохновили двое детей, которых он встретил на улице, когда увидел, что они «тоскливо смотрят в витрину булочной». [42]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рафаэль , Коллекции мастеров., Шедевры : Сикстинская Мадонна.
- ^ Томас Путтфаркен (2000). Открытие живописной композиции: теории визуального порядка в живописи 1400-1800 гг . Издательство Йельского университета. п. 34. ISBN 978-0-300-08156-5 .
- ^ Свитсер, Моисей Фостер (1877). Рафаэль . Дж. Р. Осгуд и компания. п. 120 . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Гилман, Дэниел Койт ; Гарри Терстон Пек ; Фрэнк Мур Колби (1903). «Рафаэль Санти» . Новая международная энциклопедия . Том. 13. Додд, Мид и компания. п. 823 . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Хунекер, Джеймс (1913). Картинки, с которыми мы любим жить... Соответствующая газетная школа. п. 4 . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Грюйер, Ф.А. (1905). «Сикстинская Мадонна» . В Эстер Синглтон (ред.). Великие картины, увиденные и описанные великими писателями . Додд, Мид и компания. п. 45. ИСБН 978-1-4099-4570-3 . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Вебер, К.Х. Сикстинская Мадонна, Техника живописи-Реставро, 90, 4 1984, 9-28
- ^ Рафаэль, Сикстинская Мадонна, ColourLex
- ^ Анджело Вальтер, Рафаэль, Сикстинская Мадонна . 2-е издание. Лейпциг: Моряк, 2004.
- ^ Андреас Хеннинг, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля . Берлин: Немецкое художественное издательство , 2010.
- ^ «Шелли Исаак, «Сикстинская Мадонна Рафаэля» » . Архивировано из оригинала 30 марта 2013 года . Проверено 22 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Грюйер (1905), с. 57.
- ^ Свитсер (1877), стр. 121–122.
- ^ Белтинг, Ганс ; Эдмунд Джефкотт (15 января 1997 г.). Сходство и присутствие: история изображения до эпохи искусства . Издательство Чикагского университета. стр. 478–479. ISBN 978-0-226-04215-2 . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Белтинг, Ганс (1 сентября 2001 г.). Невидимый шедевр . Перевод Аткинса, Хелен. Издательство Чикагского университета. п. 50. ISBN 978-0-226-04265-7 . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Ремень (2001), 53.
- ^ Бельтинг (2001), 54–55.
- ^ Бельтинг (2001), 56–57.
- ^ Бельтинг (2001), 58–59.
- ^ Jump up to: а б Кэрриер, Дэвид (2006). Музейный скептицизм: история показа искусства в общественных галереях . Издательство Университета Дьюка. п. 106. ИСБН 978-0-8223-3694-5 . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Кьецаа, Гейр (15 января 1989 г.). Жизнь писателя . Фосетт Колумбайн. п. 261.
- ^ Jump up to: а б Макдонаф, Том (2007). Прекрасный язык моего века: новое изобретение языка разногласий в послевоенной Франции, 1945–1968 гг . Массачусетский технологический институт Пресс. п. 107. ИСБН 978-0262134774 .
- ^ Бельтинг (2001), с. 61.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Акинша, Константин; Григорий Козлов (апрель 1991 г.). «Трофеи войны» . АРТньюс . Архивировано из оригинала 15 ноября 2008 года . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Наймарк, Норман М. (1995). Русские в Германии: история советской зоны оккупации, 1945–1949 гг . Издательство Гарвардского университета. п. 176. ИСБН 978-0-674-78405-5 . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Смит, Кэтлин Э. (2002). Мифотворчество в новой России: политика и память в эпоху Ельцина . Издательство Корнельского университета. п. 60 . ISBN 978-0-8014-3963-6 . Проверено 27 июня 2010 г.
- ↑ Василий Гроссман пишет о просмотре картины в Пушкинском. «Сикстинская Мадонна» в «Дороге » , стр. 163–174.
- ^ Gesellschaft für Kulturelle Verbindungen mit dem Ausland (1982). Обзор ГДР . Verlag Zeit im Bild . Проверено 27 июня 2010 г.
Во время Второй мировой войны ценная картина оказалась под серьезной угрозой. В 1943 году немецкие фашисты хранили ее и многие другие всемирно известные картины в «Т». Эта буква обозначала туннель в карьере из песчаника недалеко от Пирны в Саксонской Швейцарии. В результате подземной влажности «Мадонна» подверглась разрушению.
- ^ "М.Савицкий "Партизанская Мадонна Минская" " (in Russian). Belarusian National Arts Museum. Archived from the original on 4 March 2016 . Retrieved 10 December 2015 .
- ^ " "И помнит мир спасенный" Мая Данцига вошел в коллекцию картин Арт-фонда семьи Филатовых" . The Tretyakov Gallery Magazine (in Russian). 15 May 2013 . Retrieved 10 December 2015 .
- ^ Беккер, Хенк (15 октября 2005 г.). Путеводитель по приключениям в Германии . Hunter Publishing, Inc. с. 81. ИСБН 978-1-58843-503-3 . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Let's Go Inc (8 декабря 2006 г.). Поехали, Германия . Макмиллан. п. 607. ИСБН 978-0-312-36070-2 . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Олсон, Дональд (14 июля 2009 г.). Германия для чайников . Для чайников. п. 219. ИСБН 978-0-470-47402-0 . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Стивс, Рик (8 декабря 2009 г.). Германия Рика Стивса, 2010 год, с картой . Авалон Трэвел. п. 468 . ISBN 978-1-59880-294-8 . Проверено 27 июня 2010 г.
- ↑ Сикстинская Мадонна: культовой картине Рафаэля исполняется 500 лет. Архивировано 16 января 2013 года в Wayback Machine.
- ↑ В Дрездене есть оригинал: «Сикстинская Мадонна и ее ангелы» , заархивированный 11 апреля 2013 года в Wayback Machine.
- ^ Вуд, Алиса (2008). О крыльях и колесах: синтетическое исследование библейских херувимов . Вальтер де Грюйтер. п. 1 . ISBN 978-3-11-020528-2 .
- ^ Коббе, Густав (1913). Херувимы в искусстве... Сопутствующая газетная школа. п. 3 . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ URL = https://www.socksmith.com/products/womens-bamboo-sistine-madonna-socks?variant=51785928523
- ^ Торсон, Ларри (4 декабря 1995 г.). «Ангелы Рафаэля — широко используемая деталь возвышенной живописи» . Ладдингтон Дейли Ньюс . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Хаббард, Элберт (14 июля 2003 г.). Журнал Fra: представитель американской философии, январь 1912 г. - июнь 1912 г. Издательство Кессинджер. п. 227. ИСБН 978-0-7661-6403-1 . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Мэри Мейпс Додж (1912). Святой Николай: ежемесячный журнал для мальчиков и девочек . п. 335 . Проверено 27 июня 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Карус, Карл Густав (1867). О «Сикстинской Мадонне» Рафаэля . Дрезден.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение отсутствует, издатель ( ссылка ) Полная оцифрованная версия доступна в Die Sächsische Landesbibliothek – Дрезденская государственная и университетская библиотека ( SLUB ) - Гроссман, Василий , «Сикстинская Мадонна», в книге «Дорога » , Чендлер, Роберт, изд., New York Review Books, 2010.
- Грюйер, Ф.А., Les Vierges de Raphaël, Париж, 1869 г., в Синглтоне, Эстер, Великие картины, глазами и описаниями известных писателей , Нью-Йорк: Додд, Мид и компания, 1899 г., английский перевод
- Коя, Стивен, редактор, Рафаэль и Мадонна , Мюнхен, Германия: Hirmer Publishers, 2021.
- Момберт, Джейкоб Исадор, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля , Нью-Йорк: EP Dutton, 1895.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Дрезденской государственной художественной коллекции
- Рафаэль, Сикстинская Мадонна , ColourLex.com
СМИ, связанные с Сикстинской Мадонной , на Викискладе?