Сотворение мира (Рафаэль)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2017 г. ) |
Сотворение мира | |
---|---|
Художник | Рафаэль |
Год | 1516 |
Тип | Мозаика |
Расположение | Капелла Киджи , Рим |
«Сотворение мира» — мозаичная композиция в куполе капеллы Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо , в Риме спроектированная Рафаэлем . Сама часовня была спроектирована Рафаэлем для своего друга и покровителя, банкира Агостино Киджи, как частная часовня и семейное захоронение. Купол был украшен мозаикой - несколько необычной и старомодной техникой 16 века. Карикатуры Рафаэля были выполнены венецианским мастером Луиджи да Паче в 1516 году. Оригинальные карикатуры были утеряны, но некоторые подготовительные рисунки, подтверждающие оригинальность работы, сохранились в Эшмоловском музее в Оксфорде . Есть два этюда фигуры Бога и один — ангела над Юпитером. На другом рисунке во Дворце изящных искусств в Лилле изображена планета Марс с ангелом. Вероятно, это творческий рисунок ученика, на который указывает его низкое качество. [1] Луиджи да Паче подписал и датировал работу в углу панели Венеры: [2]
"LV[dovicus] D[e] P[ace] V[enetus] F[ecit] 1516"
Описание
[ редактировать ]Центральный медальон представляет Бога-Отца в окружении путти, эффектно укороченного в стремительном жесте, напоминающем Микеланджело , который, кажется, порождает все движение вселенной внизу. На восьми мозаичных панно изображены Солнце, Луна, звездное небо и шесть известных планет в виде языческих божеств, изображенных в пояс, каждое в сопровождении ангела с разноцветными пернатыми крыльями. Фигуры сопровождаются знаками зодиака.
Последовательность панно следующая: небо; Меркурий , бог, держащий кадуцей (с Девой и Близнецами ); Луна , богиня, украшенная драгоценными камнями в виде полумесяца, держащая лук (с Раком ); Сатурн , бородатый бог, держащий косу (с Водолеем и Козерогом ); Юпитер , царь богов, с орлом, держащим молнию (со Стрельцом и Рыбами ); Марс , бог войны, держащий меч и щит (со Скорпионом и Овном ); Сол , украшенный солнечными камнями бог, держащий лук (со Львом ); Венера , богиня любви с Амуром, держащим факел, в роли Вечерней звезды (с Тельцом и Весами ). Французский гравер Николя Дориньи создал серию пластин с изображением мозаики в 1695 году для Людовика, герцога Бургундского .
Мозаичные панно окружены богато позолоченным лепным декором. Синий фон создает оптическую иллюзию, создавая впечатление архитектурного каркаса, открывающегося в небо над часовней. Панели выглядят как иллюзионистские световые люки между позолоченными лепными ребрами, в то время как Бог стоит на краю центрального окулуса. [3]
Традиционная интерпретация купола состоит в том, что композиция показывает Сотворение Мира . Другая (оспариваемая) интерпретация утверждает, что она представляет космос, описанный Платоном, в христианизированной неоплатонической форме. Эта идея имела широкую популярность в эпоху Возрождения. В данном случае купол представляет собой изображение Царства души после смерти с Богом, где Отец принимает душу (Агостино Киджи) в своем новом доме. Наличие знаков зодиака подтверждает эту интерпретацию, поскольку знаки были символами перехода времени в вечность и появлялись в античном погребальном искусстве вокруг образа усопшего.
Николь Ригель подчеркнула роль ангелов в композиции: «Ввиду важного, а не второстепенного положения ангелов на панелях, наблюдается безошибочная попытка примирить или смешать языческий и христианский взгляд на жизнь». [4]
Галерея
[ редактировать ]Титульный лист | Бог, Отец | Меркурий | Офицер | Сатурн | Юпитер | Марс | Солнце | Венера |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пол Джоаннидес: Рисунки Рафаэля: с полным каталогом , University of California Press, Беркли, 1983, стр.231
- ^ Николь Ригель: Часовня Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо. Критическая редакция, Марбургский ежегодник искусствоведения, том 30 (2003), стр. 97
- ^ Джон Ширман: Часовня Киджи в Сан-Мария-дель-Пополо, Журнал институтов Варбурга и Курто, Том. 24, № 3/4 (июль - декабрь 1961 г.)
- ^ Николь Ригель: Часовня Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо. Критическая редакция, Марбургский ежегодник искусствоведения, том 30 (2003), стр. 113