Рафаэлло да Монтелупо
Рафаэлло да Монтелупо (ок. 1504/1505 – ок. 1566/1567), урожденный Рафаэле Синибальди , был скульптором и архитектором итальянского Возрождения и учеником Микеланджело . Он был сыном другого итальянского скульптора, Баччо да Монтелупо . И отец, и сын представлены в книге Вазари « Le Vite delle più eccellentipittori, scultori, ed Architettori» (или, по-английски, «Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» ).
Работает
[ редактировать ]
Рафаэль родился в Монтелупо-Фьорентино , недалеко от Флоренции .
Будучи молодым двадцатилетним художником, он помогал Лоренцетто в Риме выполнять статуи Илии и Ионы для капеллы Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо (по эскизам Рафаэля ). Ему также приписывают мраморный рельеф мистического бракосочетания Святой Екатерины (ок. 1530 г.) в часовне Санта-Мария-делла-Консолационе .
Затем Рафаэль отправился в Лорето , где Посещение и Поклонение волхвов (ок. 1534) в базилике Святого Дома ему приписывают (по эскизам Андреа Сансовино ). [1]
Вскоре после этого, по словам Вазари, Рафаэлло начал работу во Флоренции с Микеланджело , в капелле Медичи базилики Сан-Лоренцо , для которой он изваял Святого Дамиана (ок. 1534). [2] святого Косму Ему также приписывают вместе с Джованни Анджело Монторсоли , еще одним помощником Микеланджело.
Он вернулся в Рим, продолжая работать скульптором под руководством Микеланджело. Там он участвовал в работе над гробницей Папы Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи . [3] и внес свой вклад (вместе с Баччо Бандинелли ) в гробницу Папы Льва X в Санта-Мария-сопра-Минерва .
Для капеллы, построенной Львом X в крепости Кастель Сант-Анджело , Рафаэлло создал Мадонну . Кроме того, он изваял мраморную статую Святого Михаила , держащего меч, которая должна была стоять на вершине замка. (Легенда гласит, что в 590 году Архангел появился на вершине тогдашнего мавзолея Адриана , вложив свой меч в ножны в знак окончания римской чумы, что дало крепости ее нынешнее название). [4] Святой Михаил Рафаэлло позже был заменен бронзовой статуей того же сюжета, выполненной фламандским скульптором Петером Антоном фон Вершаффельтом в 1753 году. Его версию до сих пор можно увидеть на открытом дворе внутри крепости.
При Папе Павле III Рафаэлю было поручено создать четырнадцать ангелов, чтобы украсить Понте Сант-Анджело , мост, соединяющий центр Рима с замком Сант-Анджело. Позднее эти скульптуры были заменены по заказу Папы Климента IX в 1669 году на новых ангелов работы Бернини .
Рафаэлло да Монтелупо также работал архитектором и, среди других проектов, внес как скульптурный, так и архитектурный вклад в Дуомо в умбрийском городе Орвието , где он вышел на пенсию и позже умер в 1566/1567 году. Вазари резюмировал Рафаэлло да Монтелупо следующим образом:
Я думаю, что Рафаэлло, если бы он взялся за великие произведения, а он мог бы это сделать, выполнил бы больше вещей в искусстве и лучше, чем он. Но он был слишком добр и внимателен, избегал всяких конфликтов и довольствовался тем, чем его одарила судьба; и поэтому он пренебрег многими возможностями создания выдающихся произведений. Рафаэлло был очень виртуозным рисовальщиком, и во всех вопросах искусства он разбирался гораздо лучше, чем его отец Баччо. [1]
Автобиография
[ редактировать ]В 1560-х годах Рафаэлло написал что-то вроде частичной автобиографии, рассказывая об эпизодах из своей юности, о разграблении Рима в 1527 году армией Карла V, императора Священной Римской империи , и о работе Монтелупо как начинающего художника и скульптора в этот период. Мимоходное упоминание в его автобиографии (путем описания использования его левой руки при рисовании и письме) является единственным известным современным упоминанием о явной естественной левше его учителя Микеланджело : [5]
Не упущу сказать, что я по натуре левша, и, находя эту руку более легкой, чем правая, я писал ею, так как мой учитель не возражал, довольствуясь тем, что почерк у меня хороший. Поэтому я всегда использовал левую руку, будь то для письма или для рисования некоторых рисунков из Морганты , которую использовали для чтения в школе. С того момента, как я держал лист вдоль, чтобы писать левой рукой, многие изумлялись, думая, что я написал «all'ebraica» ["на иврите", т.е. справа налево] и что [мой письмо] не удалось прочитать позже. . . . Как я уже говорил, я лучше рисую левой рукой, и однажды, когда я обнаружил, что рисую «Арку Трази аль Колизео» [Арку Константина ], Микеланджело и Себастьяно дель Пьомбо прошли мимо и остановились, чтобы посмотреть на меня. Следует предварить, что оба они, хотя и были левшами по природе, все делали правой рукой, кроме действий, требующих применения силы. Так они оставались долгое время, наблюдая за мной с великим удивлением, потому что, насколько известно, они оба никогда ничего не делали левой [рукой]. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вазари Ссылка на онлайн-биографию Баччо и Рафаэлло да Монтелупо из Vite .
- ^ Жизнь и творчество Микеланджело Буонарроти , Чарльза Хита Уилсона (1881), с. 263; см. также ссылку на онлайн-биографию Баччо и Рафаэлло да Монтелупо из «Vite» Вазари .
- ^ Вазари . Ссылка на онлайн-биографию Баччо и Рафаэлло да Монтелупо из Vite
- ^ Рим (Путеводители для очевидцев) DK Publishing, Лондон (2003), с. 242
- ^ Автобиография Рафаэлло да Монтелупо, опубликованная в Вазари-Миланези (1906), том. 6, с. 551–62; Рисунки флорентийских художников, Бернард Беренсон, (1961), том. 1, стр. 384–92.
- ^ Жизнь Рафаэлло да Монтелупо, Риккардо Гаттески (1998), стр. 120–21.