Jump to content

Иона (Лоренцетто)

Иона и кит
Художник Лоренцетто по эскизу Рафаэля.
Год 1520
Тип Статуя
Расположение Капелла Киджи , Рим

Статуя Ионы и кита скульптура эпохи Возрождения итальянская мраморная работы Лоренцетто в нише слева от алтаря капеллы Киджи базилики Санта -Мария-дель-Пополо в Риме . Скульптор следовал оригинальным проектам своего наставника Рафаэля , который был архитектором часовни. Это единственная скульптура, которую Рафаэль спроектировал сам и выполнил по его замыслу.

Статуя Ионы из Королевской коллекции (ок. 1520-23).

Статуя пророка Ионы была частью оригинальной декоративной схемы часовни Рафаэля. Одной из главных иконографических тем погребальной капеллы Агостино Киджи было воскресение из мертвых. В этом контексте символом преодоления смерти было приключение Ионы, которого по повелению Божию проглотила большая рыба и через три дня извергла наружу. Сам Иисус сказал, что этот чудесный эпизод в Ветхом Завете стал прообразом его собственного воскресения :

«Ибо, как Иона был три дня и три ночи во чреве огромной рыбы, так и Сын Человеческий будет три дня и три ночи в сердце земли». - Евангелие от Матфея 12:40.

Джон Ширман предположил, что статую Ионы планировали разместить в нише справа от алтаря, потому что это место предлагало лучший ракурс для обзора композиции. [1] Статуя была вырезана Лоренцетто, учеником Рафаэля, при содействии мастера, и он почти завершил работу к 1520 году, когда Агостино Киджи и Рафаэль умерли. Лоренцетто работал над этим заказом «со всем рвением, усердием и трудом, которые были в его силах, чтобы выйти из него с честью и доставить удовлетворение Рафаэлю», как выразился Вазари. Несмотря на это, статуя и ее аналог, статуя Илии, остались в мастерской Лоренцетто. Вазари записывает в своих «Жизнеописаниях» , говоря о статуях:

«...наследники Агостино без особого уважения позволили этим фигуркам остаться в мастерской Лоренцетто, где они стояли в течение многих лет. [...] Лоренцо, ограбленный по этим причинам всякой надежды, обнаружил на данный момент, что он потратил свое время и труд».

Лоренцетто умер в 1541 году, но десять лет спустя, в 1552 году, Лоренцо Леоне Киджи выплатил свой долг наследникам Лоренцетто, и две статуи наконец были помещены в часовню. Предположительно, они располагались по обе стороны от входа, по крайней мере, это было их зарегистрированное положение, когда Фабио Киджи впервые посетил часовню в 1626 году. Между 1652 и 1656 годами Джан Лоренцо Бернини восстановил часовню и создал две новые статуи ( Аввакум и Ангел , Даниил и Лев ), чтобы заполнить пока пустующие ниши. Тогда статую Ионы перенесли на нынешнее место слева от главного алтаря.

Описание

[ редактировать ]
Голова была вдохновлена ​​Антиноем Фарнезе.

Статуя вырезана из Marmor Lunensis , античного каррарского мрамора, имеющего нежный желтоватый оттенок. Материал имеет высокое качество, и Пирро Лигорио утверждал, что статуя была вырезана из глыбы, упавшей из храма Кастора и Поллукса . [2] в то время считалось, что это Храм Юпитера Статора. [3]

Фигура Ионы обнажена и юноша, он восседает на морском чудовище, положив правую ногу на его нижнюю челюсть, а левой рукой держит над головой драпировку. Его взгляд и поза торжествуют. Нынешнее положение статуи неблагоприятно, она явно предназначалась для просмотра слева. Современный рисунок в Виндзоре показывает это под этим углом. Еще одним свидетельством является тондо в лоджиях Ватикана , вероятно, написанное по эскизу Рафаэля. В изначально предназначенном, но, вероятно, так и не занятом положении в нише справа от алтаря пророк смотрел бы вниз, на отверстие склепа под часовней перед алтарем (это отверстие в полу позже было замуровано). вверху Бернини) и повернулся лицом к входящему посетителю.

Сначала Бернини планировал переместить статую на предназначенное ей место, о чем свидетельствует рисунок в Художественном музее Смит-колледжа, но позже передумал и отдал эту важную нишу своей собственной статуе, изображающей Аввакума.

Голова статуи, возможно, была вдохновлена ​​знаменитым Антиноем Фарнезе , древнеримской статуей Антиноя , любовника Адриана , покончившего жизнь самоубийством в Египте . Это еще один, хотя и менее очевидный, намек на Египет в часовне, помимо пирамидальных гробниц и лотосового циматия входной арки. [4]

Голову Ионы впервые идентифицировал как Антиноя историк искусства Джованни Пьетро Беллори в 1695 году. [5] Неизвестно, идентифицировали ли Рафаэль и его окружение черты лица Антиноя или они просто скопировали красивую античную голову, чтобы показать юного Иону. В середине XVI века в римских коллекциях насчитывалось не менее 12 статуй Антиноя, но у нас нет точных сведений о местонахождении Антиноя Фарнезе в 1510-х годах. [6]

Часовня в эпоху романтизма, офорт Поля Летаруйи.

Джорджо Вазари похвалил усилия Лоренцетто: «он выполнил фигуры до совершенства», утверждал биограф, и «эти статуи были доведены до самого прекрасного завершения Лоренцетто со всем искусством и усердием, которыми он располагал». В XIX веке Джозеф Арчер Кроу был с таким же энтузиазмом: «Но в обеих этих статуях, и особенно в первой [Ионе], молодость и грация сочетаются с определенной рафаэлевой элегантностью, здесь больше следов духа античности, чем руки Рафаэля». [7]

Джон Поуп-Хеннесси резко критиковал умение Лоренцетто воплотить в жизнь замысел Рафаэля. Дизайн «был размыт и ослаблен скульптором Лоренцетто. Это одна из немногих скульптур в мире, истинные достоинства которой более отчетливо проявляются в гипсовых слепках, чем в оригинале», - писал он. [8] Джон Ширман был менее пренебрежительным. «Двум статуям, которые Рафаэль спроектировал для часовни, никогда не уделялось должного внимания (и они не могут получить его здесь)», - заметил он.

Литература

[ редактировать ]

Великий шведский писатель -романтик Виктор Ридберг в своих «Римских днях» (1877) записал — или просто изобрел — якобы римскую традицию о происхождении статуи. [9] История гласит, что человек бродил среди руин виллы Адриана в Тиволи , когда ночью перед ним появился дух Адриана и сказал, что его душа не сможет успокоиться, пока доброе имя Антиноя не будет очищено. Этот человек передал послание Рафаэлю, который работал над капеллой Киджи, и тот решил окрестить Антиноя и прославить его красоту, увековечив его как пророка Иону, который также выбрал водную смерть, чтобы спасти такой корабль, как Антиной, и снова пришел увидеть свет. . Как заключил Ридберг:

«Так сплелась языческая аллегория с христианской, и Иона под карандашом Рафаэля стал не престарелым, длиннобородым пророком, облаченным в мантию, а юношески красивым, обнаженным язычником Антиноем, теперь свободным от всякой боли, и радуемся, что жизнь победила смерть».

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джон Ширман: Часовня Киджи в Сан-Мария-дель-Пополо, Журнал институтов Варбурга и Курто, Том. 24, № 3/4 (июль - декабрь 1961 г.)
  2. ^ Цитата Франсуа-Анатоля Грюйера : Рафаэль и античность. Париж, 1864 г., Жюль Ренуар, I, с. 429
  3. ^ Пиррон Лигорио: Libro XVII dell'Anticità di Pyrro Ligorio, 244
  4. ^ Сесилия Магнуссон: статуя Ионы Лоренцетто и часовня Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо, Konsthistorisk Tidskrift, 56:1, 1987, стр. 20.
  5. ^ Джованни Пьетро Беллори: Описание изображений, написанных Рафаэлем д'Урбино во дворце Ватикана и в Фарнезине алла Лунгара, Рим, 1751 г., с. 239
  6. ^ Розарио Ровира Гвардиола: «Заклинания Антиноя в искусстве эпохи Возрождения: Статуя Ионы в Санта-Мария-дель-Пополо», в Силке Книппшильд и Марта Гарсия Морсильо (ред.): Соблазнение и сила: Древность в изобразительном и исполнительском искусстве, Блумсбери, 2013, стр. 263–79
  7. ^ Джон Арчер Кроу и Джованни Баттиста Кавалькаселле: Рафаэль, Дж. Мюррей, 1885, Том. 2, с. 341
  8. ^ Джон Поуп-Хеннесси, Итальянская скульптура высокого Возрождения и барокко, Лондон, 1963, I, стр. 44.
  9. ^ Виктор Ридберг: Римские дни, перевод Альфреда Корнинга Кларка, 2-е издание, GP Putnam's Sons, Нью-Йорк и Лондон, 1887, стр. 206-207
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b61e1b180d15ffa422d382dfc1d35af5__1714604940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/f5/b61e1b180d15ffa422d382dfc1d35af5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jonah (Lorenzetto) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)