Иона (Лоренцетто)
Иона и кит | |
---|---|
![]() | |
Художник | Лоренцетто по эскизу Рафаэля. |
Год | 1520 |
Тип | Статуя |
Расположение | Капелла Киджи , Рим |
Статуя Ионы и кита — скульптура эпохи Возрождения итальянская мраморная работы Лоренцетто в нише слева от алтаря капеллы Киджи базилики Санта -Мария-дель-Пополо в Риме . Скульптор следовал оригинальным проектам своего наставника Рафаэля , который был архитектором часовни. Это единственная скульптура, которую Рафаэль спроектировал сам и выполнил по его замыслу.
История
[ редактировать ]
Статуя пророка Ионы была частью оригинальной декоративной схемы часовни Рафаэля. Одной из главных иконографических тем погребальной капеллы Агостино Киджи было воскресение из мертвых. В этом контексте символом преодоления смерти было приключение Ионы, которого по повелению Божию проглотила большая рыба и через три дня извергла наружу. Сам Иисус сказал, что этот чудесный эпизод в Ветхом Завете стал прообразом его собственного воскресения :
«Ибо, как Иона был три дня и три ночи во чреве огромной рыбы, так и Сын Человеческий будет три дня и три ночи в сердце земли». - Евангелие от Матфея 12:40.
Джон Ширман предположил, что статую Ионы планировали разместить в нише справа от алтаря, потому что это место предлагало лучший ракурс для обзора композиции. [1] Статуя была вырезана Лоренцетто, учеником Рафаэля, при содействии мастера, и он почти завершил работу к 1520 году, когда Агостино Киджи и Рафаэль умерли. Лоренцетто работал над этим заказом «со всем рвением, усердием и трудом, которые были в его силах, чтобы выйти из него с честью и доставить удовлетворение Рафаэлю», как выразился Вазари. Несмотря на это, статуя и ее аналог, статуя Илии, остались в мастерской Лоренцетто. Вазари записывает в своих «Жизнеописаниях» , говоря о статуях:
«...наследники Агостино без особого уважения позволили этим фигуркам остаться в мастерской Лоренцетто, где они стояли в течение многих лет. [...] Лоренцо, ограбленный по этим причинам всякой надежды, обнаружил на данный момент, что он потратил свое время и труд».
Лоренцетто умер в 1541 году, но десять лет спустя, в 1552 году, Лоренцо Леоне Киджи выплатил свой долг наследникам Лоренцетто, и две статуи наконец были помещены в часовню. Предположительно, они располагались по обе стороны от входа, по крайней мере, это было их зарегистрированное положение, когда Фабио Киджи впервые посетил часовню в 1626 году. Между 1652 и 1656 годами Джан Лоренцо Бернини восстановил часовню и создал две новые статуи ( Аввакум и Ангел , Даниил и Лев ), чтобы заполнить пока пустующие ниши. Тогда статую Ионы перенесли на нынешнее место слева от главного алтаря.
Описание
[ редактировать ]
Статуя вырезана из Marmor Lunensis , античного каррарского мрамора, имеющего нежный желтоватый оттенок. Материал имеет высокое качество, и Пирро Лигорио утверждал, что статуя была вырезана из глыбы, упавшей из храма Кастора и Поллукса . [2] в то время считалось, что это Храм Юпитера Статора. [3]
Фигура Ионы обнажена и юноша, он восседает на морском чудовище, положив правую ногу на его нижнюю челюсть, а левой рукой держит над головой драпировку. Его взгляд и поза торжествуют. Нынешнее положение статуи неблагоприятно, она явно предназначалась для просмотра слева. Современный рисунок в Виндзоре показывает это под этим углом. Еще одним свидетельством является тондо в лоджиях Ватикана , вероятно, написанное по эскизу Рафаэля. В изначально предназначенном, но, вероятно, так и не занятом положении в нише справа от алтаря пророк смотрел бы вниз, на отверстие склепа под часовней перед алтарем (это отверстие в полу позже было замуровано). вверху Бернини) и повернулся лицом к входящему посетителю.
Сначала Бернини планировал переместить статую на предназначенное ей место, о чем свидетельствует рисунок в Художественном музее Смит-колледжа, но позже передумал и отдал эту важную нишу своей собственной статуе, изображающей Аввакума.
Голова статуи, возможно, была вдохновлена знаменитым Антиноем Фарнезе , древнеримской статуей Антиноя , любовника Адриана , покончившего жизнь самоубийством в Египте . Это еще один, хотя и менее очевидный, намек на Египет в часовне, помимо пирамидальных гробниц и лотосового циматия входной арки. [4]
Голову Ионы впервые идентифицировал как Антиноя историк искусства Джованни Пьетро Беллори в 1695 году. [5] Неизвестно, идентифицировали ли Рафаэль и его окружение черты лица Антиноя или они просто скопировали красивую античную голову, чтобы показать юного Иону. В середине XVI века в римских коллекциях насчитывалось не менее 12 статуй Антиноя, но у нас нет точных сведений о местонахождении Антиноя Фарнезе в 1510-х годах. [6]
Критика
[ редактировать ]
Джорджо Вазари похвалил усилия Лоренцетто: «он выполнил фигуры до совершенства», утверждал биограф, и «эти статуи были доведены до самого прекрасного завершения Лоренцетто со всем искусством и усердием, которыми он располагал». В XIX веке Джозеф Арчер Кроу был с таким же энтузиазмом: «Но в обеих этих статуях, и особенно в первой [Ионе], молодость и грация сочетаются с определенной рафаэлевой элегантностью, здесь больше следов духа античности, чем руки Рафаэля». [7]
Джон Поуп-Хеннесси резко критиковал умение Лоренцетто воплотить в жизнь замысел Рафаэля. Дизайн «был размыт и ослаблен скульптором Лоренцетто. Это одна из немногих скульптур в мире, истинные достоинства которой более отчетливо проявляются в гипсовых слепках, чем в оригинале», - писал он. [8] Джон Ширман был менее пренебрежительным. «Двум статуям, которые Рафаэль спроектировал для часовни, никогда не уделялось должного внимания (и они не могут получить его здесь)», - заметил он.
Литература
[ редактировать ]Великий шведский писатель -романтик Виктор Ридберг в своих «Римских днях» (1877) записал — или просто изобрел — якобы римскую традицию о происхождении статуи. [9] История гласит, что человек бродил среди руин виллы Адриана в Тиволи , когда ночью перед ним появился дух Адриана и сказал, что его душа не сможет успокоиться, пока доброе имя Антиноя не будет очищено. Этот человек передал послание Рафаэлю, который работал над капеллой Киджи, и тот решил окрестить Антиноя и прославить его красоту, увековечив его как пророка Иону, который также выбрал водную смерть, чтобы спасти такой корабль, как Антиной, и снова пришел увидеть свет. . Как заключил Ридберг:
«Так сплелась языческая аллегория с христианской, и Иона под карандашом Рафаэля стал не престарелым, длиннобородым пророком, облаченным в мантию, а юношески красивым, обнаженным язычником Антиноем, теперь свободным от всякой боли, и радуемся, что жизнь победила смерть».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джон Ширман: Часовня Киджи в Сан-Мария-дель-Пополо, Журнал институтов Варбурга и Курто, Том. 24, № 3/4 (июль - декабрь 1961 г.)
- ^ Цитата Франсуа-Анатоля Грюйера : Рафаэль и античность. Париж, 1864 г., Жюль Ренуар, I, с. 429
- ^ Пиррон Лигорио: Libro XVII dell'Anticità di Pyrro Ligorio, 244
- ^ Сесилия Магнуссон: статуя Ионы Лоренцетто и часовня Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо, Konsthistorisk Tidskrift, 56:1, 1987, стр. 20.
- ^ Джованни Пьетро Беллори: Описание изображений, написанных Рафаэлем д'Урбино во дворце Ватикана и в Фарнезине алла Лунгара, Рим, 1751 г., с. 239
- ^ Розарио Ровира Гвардиола: «Заклинания Антиноя в искусстве эпохи Возрождения: Статуя Ионы в Санта-Мария-дель-Пополо», в Силке Книппшильд и Марта Гарсия Морсильо (ред.): Соблазнение и сила: Древность в изобразительном и исполнительском искусстве, Блумсбери, 2013, стр. 263–79
- ^ Джон Арчер Кроу и Джованни Баттиста Кавалькаселле: Рафаэль, Дж. Мюррей, 1885, Том. 2, с. 341
- ^ Джон Поуп-Хеннесси, Итальянская скульптура высокого Возрождения и барокко, Лондон, 1963, I, стр. 44.
- ^ Виктор Ридберг: Римские дни, перевод Альфреда Корнинга Кларка, 2-е издание, GP Putnam's Sons, Нью-Йорк и Лондон, 1887, стр. 206-207