Пирро Лигорио
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Пирро Лигорио | |
---|---|
![]() Пирро Лигорио | |
Рожденный | в. 1512 Неаполь , Италия |
Умер | 30 октября 1583 г. (около 70 лет) Феррара , Италия |
Национальность | итальянский |
Известный | Архитектура, живопись, садовый дизайн, антиквариат. |
Заметная работа | Вилла д'Эсте , Казина Пио IV |
Движение | Высокое Возрождение |
Пирро Лигорио ( ок. 1512 – 30 октября 1583) был итальянским архитектором, художником, антикваром и дизайнером садов эпохи Возрождения. Он работал папским архитектором Ватикана при папах Павле IV и Пии IV , проектировал фонтаны на вилле д'Эсте в Тиволи для кардинала Ипполито II д'Эсте и служил герцогским антикваром в Ферраре . Лигорио подчеркивал и проявлял глубокую страсть к классической римской античности.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Из-за отсутствия точной документации о первых трех десятилетиях жизни Лигорио известно очень мало. Предполагается, что он родился в Неаполе , Италия, в 1512 или 1513 году, когда город еще находился под властью Испании. Его родители, Ахилле и Джизмунда Лигорио, по слухам, были представителями дворянского сословия в Седжио-ди-Портанова, районе Неаполя. Примерно в двадцать лет Пирро Лигорио покинул шумный и бедный город Неаполь, чтобы заняться более процветающей жизнью в Риме . Город был домом для процветающего художественного сообщества, особенно под патронажем Ватикана.
Для своей первой работы в Риме Лигорио расписывал и украшал фасады домов и дворцов. Эту роль ранее исполнял Полидоро да Караваджо , который бежал в 1527 году, что позволило Лигорио выйти на поле деятельности с очень небольшим формальным художественным образованием. Его первый документально подтвержденный контракт был подписан 12 мая 1542 года, когда Лигорио украсил лоджию дворца архиепископа Беневенто. Его выбрали именно за знание гротескного стиля, который популяризировали Рафаэль и его последователи в шестнадцатом веке. Лигорио очень ценил этот стиль и часто включал его элементы (фризы, сцены из римской истории, трофеи и т. д.) в свои работы.

Многие из картин его ранней карьеры, к сожалению, были уничтожены или перекрашены менее чем столетие спустя. Однако несколько сохранившихся рисунков того периода были обнаружены и приписаны Лигорио. Эта идентификация часто производилась на основе предмета; на многих рисунках изображены фасадные росписи, римские персонажи и античные предметы эпохи Возрождения. Эти слабые связи позволили историкам назвать Лигорио законным художником этих рисунков, которые сейчас хранятся в коллекциях по всему миру (в том числе в Чикагском институте искусств ).
В середине шестнадцатого века Лигорио было поручено помочь в украшении оратории Сан-Джованни Деколлато в Риме. В частности, он написал фреску « Танец Саломеи» . Точные даты неясны, но предполагается, что он написал фреску между 1544 и 1553 годами. Ранние эскизы рисунков и сама фреска показывают приверженность Лигорио стилям Рафаэля и Маньеризма. Примечательно, что это одна из немногих сохранившихся крупных работ его ранней карьеры.
Примерно в то же время Лигорио начал исследовать тему классической античности. Большую часть 1540-х годов он провел, изучая как можно больше о римском антиквариате и сохраняя ценную информацию, пока папа уничтожал артефакты во время раскопок. В следующее десятилетие Лигорио работал над публикацией этих знаний. Он опубликовал одну книгу « Delle antichità di Roma» . [ 1 ] в 1553 году и гравировал несколько предметов антиквариата. Он также как минимум дважды пытался написать энциклопедию римской и греческой древности, некоторые части которой сейчас можно найти в Biblioteca Nazionale в Неаполе . Несмотря на важный вклад в итальянскую базу знаний о римских древностях, сочинения Лигорио были встречены некоторой критикой; в частности, ему было предъявлено обвинение в широкомасштабной подделке документов. Однако существенных доказательств подделки обнаружено не было.
Наконец, период археологических исследований и письма Лигорио сопровождался еще одним занятием: картографией. Между 1557 и 1563 годами Лигорио объединил свои знания в области антиквариата и способности к рисованию, чтобы создать несколько карт Рима. В частности, в 1561 году он опубликовал свою «Antiquae urbis imago» («Образ Древнего Рима») — топографическую карту Древнего Рима. Это считалось вершиной его картографических усилий.
Карьера в Ватикане
[ редактировать ]Папа Павел IV (1555–1559)
[ редактировать ]Когда Павел IV стал Папой, он был заинтересован в том, чтобы нанять своего соотечественника-неаполитанца на должность архитектора Ватикана. Через три года своего папства, в 1558 году, он нанял Лигорио в качестве Architetto Fabricae Palatinae, что означает архитектор Ватиканского дворца. Его помощником был Саллюстио Перуцци.
Его первая и самая выдающаяся работа была над часовней в недавно построенной папской квартире. Строительство жилых районов было приоритетом, что позволило Павлу переехать сюда к октябрю 1556 года. Однако часовня осталась незавершенной и была передана Лигорио. Он разработал для этого помещения две большие картины ангелов и завершил проект примерно за десять месяцев. Примерно в то же время он получил заказ на создание казино для папы недалеко от Бельведер-Корт. Этот проект был заморожен из-за финансовых проблем, но позже стал одним из краеугольных проектов Лигорио под патронажем Папы Пия IV.
В этот период Павел IV также провел капитальный ремонт папского дворца. В частности, Павел стремился увеличить поток света в Зале Константина. Лигорио, как архитектор, которому он доверял больше всего, был выбран для решения проблемы темноты. Они решили разрушить старую папскую квартиру и включить в нее сад на крыше, что позволило большему количеству света проникать в Зал Константина.
Ближе к концу правления Павла IV он попросил Лигорио спроектировать дароносицу или скинию для использования во время особых папских поездок. Его должны были хранить в недавно спроектированной часовне. К сожалению, Пол умер, когда проект находился еще на ранней стадии. Однако следующий папа очень ценил продолжение незавершенных проектов и приказал Лигорио закончить чудовище. По завершении ее отправили в Милан в качестве подарка Дуомо.
Папа Пий IV (1559–1565)
[ редактировать ]Пий IV стал папой в 1559 году, уже имея репутацию сильного покровителя искусств, особенно архитектуры. Фактически, за первые три года своего понтификата он потратил на строительные проекты полтора миллиона золотых скуди. Его подход был уникален тем, что он отдавал приоритет завершению незавершенных проектов, а не началу новых. Это хорошо соответствовало ценностям Лигорио, особенно его желанию восстановить фрагментированные артефакты и сохранить классические древности.
При Пии IV Лигорио снова оказался в паре со своим помощником Саллюстио Перуцци. Их первым крупным проектом была реконструкция Ватиканской библиотеки в 1560 году. Некоторые записи предполагают планы по созданию совершенно новой библиотеки, но из-за отсутствия финансирования эти обновления, вероятно, включали меньшую обработку дерева и каменную кладку Лигорио. В это время ему также были поручены более мелкие проекты, такие как каменные работы и строительство жилого дома по всему дворцу.
В мае 1560 года Лигорио получил поручение огромной важности: продолжить планы Павла относительно папского казино. Обновленный план Пия, расположенный в лесу за двором Бельведера, включал второй этаж, большой фонтан и овальный двор с арочными входами. Декорации соответствовали любимому Лигорио стилю Рафаэля. Оно было названо Казино Пия IV в честь папы, поддержавшего его строительство. Швейцарский историк Якоб Буркхардт назвал это место «самым прекрасным послеобеденным отдыхом, созданным современной архитектурой».
2 декабря 1560 года Лигорио был удостоен почетного римского гражданства за вклад в культуру и архитектуру города. Это была большая честь, удостоенная только трёх человек в шестнадцатом веке: Микеланджело, Тициана и фра Гульельмо делла Порта. Всю оставшуюся жизнь Лигорио считал себя одновременно гражданином Неаполя по рождению и гражданином Рима. Это признание также увеличило количество заказов и проектов, которые преследовал Лигорио, и сделало папство Пия IV одним из самых загруженных периодов для Лигорио.

Этот период также ознаменовал одно из самых выдающихся достижений Лигорио в области инженерии. В обязанности папы входила защита городов на его территории, включая ремонт укреплений в этих городах. В обязанности архитектора эпохи Возрождения входило рассмотрение инженерных проблем, поэтому Лигорио занимался этими реконструкциями, когда был архитектором Ватикана. Его особенно помнят за его роль в восстановлении Acqua Vergine , древнеримского акведука. Его неисправность вынуждала римских граждан использовать антисанитарную воду реки Тибр. Лигорио потребовал его реконструкции, которая началась в апреле 1561 года и заняла около пяти лет.
В начале 1560-х годов папа обратил свое внимание на завершение нескольких проектов Бельведерского двора. Лигорио, в частности, сосредоточил внимание на Никкионе, построенном Браманте в северной части двора Бельведер. Он добавил полукруглую лоджию, которая в конечном итоге использовалась на многих римских фестивалях в качестве площадки для фейерверков. Другим вкладом Лигорио в двор Бельведер стал театр под открытым небом на южном конце, строительство которого было завершено в мае 1565 года. К сожалению, этот театр был снесен в восемнадцатом веке и заменен стеной. Сам Бельведерский двор использовался для проведения большого турнира в марте 1565 года в честь свадьбы племянника папы. Пространство Никкионе было спроектировано специально для просмотра из окна квартиры Папы, оформленного в виде картины.
Еще одним проектом, запрошенным Пием IV в 1565 году, была организация архивов Ватикана. Лигорио было поручено спроектировать структуру для хранения этих записей. Хотя сегодня от этого архива мало что осталось, его архитектурный дизайн предполагает краткое отклонение от типичного стиля Лигорио (примером которого является, например, экстравагантное Казино). Обычно его фасады были красиво и замысловато украшены в традициях маньеризма. Однако это здание было особенно утилитарным и скромным. Лигорио остался верен назначению здания и желаниям Пия, согласовав его дизайн с функциональностью без излишеств.
После смерти Микеланджело Лигорио был назначен архитектором церкви Сан-Пьетро в мае 1564 года. Это сильно раздражало Джорджо Вазари, поклонника Микеланджело и врага Лигорио. Вторым архитектором проекта был Джакомо Виньола . Вместе они добились небольшого прогресса в церкви и в конечном итоге были освобождены от своих обязанностей при новом Папе.
Тюремное заключение
[ редактировать ]Работа Лигорио в Ватикане была ненадолго прервана летом 1565 года, когда он был заключен в тюрьму на одну неделю. Предположительно, он совершил мошенничество, украв строительные материалы во время нескольких своих папских архитектурных проектов. Его подвергли тщательному расследованию, и его сочинения удалили. Его освободили без каких-либо происшествий, за исключением того, что медальоны на сумму шесть тысяч скуди у него изъяли . Однако подобные обвинения не помогли и без того противоречивой славе Лигорио и более ранним обвинениям в подделке документов, выдвинутым против него.
Папа Пий V (1566–1572)
[ редактировать ]В отличие от своего предшественника, Пий V имел мало общего с Лигорио; в основном это произошло из-за глубоко укоренившихся идеологических разногласий двух пап. Он поручил Лигорио выполнить несколько мелких работ по дереву и дизайнерских проектов; Лигорио сохранял свой титул дворцового архитектора, возможно, вплоть до июня 1567 года. В последние годы своего пребывания в должности он фактически вернулся в Феррару для работы.
Феррара
[ редактировать ]Ипполито II д'Эсте
[ редактировать ]В сентябре 1550 года, перед работой в Ватикане и во время изучения классической античности, Лигорио был нанят кардиналом Феррары ( Ипполито II д'Эсте ), чтобы сопровождать его в Тиволи. Там, пока кардинал занимал пост губернатора, Лигорио управлял своей антикварной коллекцией и был главным советником. Этот район был богат остатками старых вилл и храмов, что позволило Лигорио продолжить исследование римского антиквариата, а губернатору — пополнить свою личную коллекцию.
Вилла д'Эсте
[ редактировать ]По прибытии в Тиволи Ипполито II д'Эсте решил превратить старый монастырь в собственную роскошную виллу. Строительство было остановлено на большую часть десятилетия из-за изменений в обязанностях Ипполито, но полностью возобновилось в 1560 году. Джованни Альберто Гальвани был главным архитектором, а Пирро Лигорио взял на себя ответственность за обширные и замысловатые сады виллы. В этих садах было множество гидротехнических сооружений и фонтанов (с использованием знаний Лигорио в области строительства акведуков), а также коллекция древних скульптур. Лигорио спроектировал как большой общественный сад, так и частный сад поменьше. В последний можно попасть прямо из дворца, и он использует затененные стены для обеспечения приватного уединения.

По описанию Дэвида Коффина, самого известного биографа Лигорио, Лигорио использовал в этих садах три основные темы. Прежде всего, было сосредоточено внимание на отношениях между природой и искусством — проблема, характерная для периода Возрождения. Многие гидротехнические сооружения и скульптуры Лигорио включают в себя флору и фауну, сочетая природные аспекты сада с искусственными художественными элементами. Вторая тема была географической; Лигорио спроектировал фонтаны, изображающие три реки, впадающие в Римский фонтан, в оду пониманию кардиналом искусств. Наконец, использование Лигорио мифологической иконографии, особенно влияния Сада Гесперид, было выполнено с особой внимательностью. Это включение образа Геркулеса и его борьбы с добродетелью и пороком демонстрирует как знание Лигорио древнегреческой и римской мифологии, но также христианскую веру и моральные устои кардинала.
Альфонсо II д'Эсте
[ редактировать ]
Много позже, по окончании работы Лигорио в Ватикане, он снова вернулся в Феррару — на этот раз в более чисто интеллектуальной роли. Начиная с декабря 1568 года он служил под началом герцога Альфонсо II д'Эсте Феррарского в качестве герцогского антиквара. Он также получил звание лектора Феррарского университета . Основные обязанности Лигорио заключались в подготовке герцогской библиотеки и организации антикварного музея для двора Альфонсо. Он внес в эти записи множество рисунков и рисунков и продолжал укреплять репутацию специалиста по антиквариату в Ферраре. В 1580 году он был удостоен звания почетного гражданина, что добавило третий слой к его личности как неаполитанца и римлянина.

16 ноября 1570 года сильное землетрясение произошло в городе Феррара и нанесло серьезный ущерб его архитектуре. Это вызвало интерес к Лигорио, который решил написать трактат об исторических землетрясениях. Он подробно описал последствия землетрясения в Ферраре в течение нескольких месяцев, а затем начал разрабатывать планы строительства сейсмостойкого дома . Лигорио отошел от традиционного взгляда на землетрясения как на сверхъестественное явление и рассматривал их как естественное явление, вокруг которого человек мог рассуждать. Многие из элементов, которые он включил, в том числе более толстые кирпичные стены и каменные опоры, соответствуют современным антисейсмическим методам. Опять же, это показывает заботу Лигорио не только о дизайне, но также об инженерной и структурной целостности своих зданий.
Наследие
[ редактировать ]Сообщается, что Лигорио умер в октябре 1583 года после особенно сильного падения в Ферраре.
Несмотря на его значительный вклад в итальянскую архитектуру эпохи Возрождения, классическую древность и садовый дизайн, Пирро Лигорио на удивление мало упоминается в отчетах того периода. Джованни Бальони опубликовал первую биографию Лигорио в 1642 году, которая позже была воспроизведена в других биографиях Милиции и Наглера, за исключением многочисленных фактических ошибок. Частично это может быть связано с отсутствием документации о жизни Пирро Лигорио. Например, первые тридцать лет его жизни почти полностью остаются загадкой. Кроме того, многие проекты, чертежи и здания Лигорио были разрушены с течением времени, что еще больше затруднило документирование его работ. В двадцатом веке историк Дэвид Коффин написал диссертацию о жизни Лигорио и быстро стал ведущим в мире экспертом по архитектору. Книга Гроба « Пирро Лигорио: художник, архитектор и антиквар эпохи Возрождения » остается наиболее ценным и полным отчетом о жизни и творчестве Лигорио.
В эпилоге своей книги Коффин описывает личность Лигорио как имеющую три основные черты: любопытство, воображение и амбиции. Его любопытство побудило его заняться множеством проектов и интересов, включая живопись, садовый дизайн, инженерное дело, садоводство, картографию и археологию. Его воображение можно увидеть в новаторском сочетании ботаники, скульптуры, гидротехнических сооружений и мифологии, найденном в садах Тиволи. Наконец, его амбиции: Лигорио занимался выбранной им областью деятельности с большим вниманием и рвением, приобретая на этом пути как поклонников, так и недоброжелателей. В частности, Лигорио нашел врага в лице коллеги-архитектора эпохи Возрождения Джорджо Вазари , который отказался включить биографию Лигорио в свой Vite . Это оказало значительное влияние на увековечение наследия Лигорио и сделало его жизнь гораздо менее документированной по сравнению с жизнью его современников.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Пирро Лигорио (1553 г.). Книга древностей Рима . Венеция.
Ссылки
[ редактировать ]- Гроб, Дэвид Р. Пирро Лигорио: художник, архитектор и антиквар эпохи Возрождения . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2004.
- Гроб, Дэвид Р. Сады и садоводство в Папском Риме . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1991.
- Дэвид Р. Гроб. «Лигорио, Пирро». Гроув Арт онлайн . Оксфордское искусство онлайн . Oxford University Press, по состоянию на 12 февраля 2016 г., http://www.oxfordartonline.com/subscriber/article/grove/art/T051048 . МОРТИИ МА-ТИИ
- Редакторы Британской энциклопедии. «Пирро Лигорио». Британская энциклопедия Интернет. По состоянию на 12 февраля 2016 г. http://www.britanica.com/biography/Pirro-Ligorio .
- Шерер, Дэниел. «Ошибка или изобретение? Критическое восприятие архитектуры Микеланджело от Пирро Лигорио до Теофило Галлаччини», Perspecta 46 (2013), 76–121.
- Вазари, Джорджио и Де Вере Гастон Дю К. Жизнеописания художников, скульпторов и архитекторов . Том. 2. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1996.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Пирро Лигорио – биография из гида по ландшафтной архитектуре и садам
- «ЛИГОРИО, Пирро» . Биографический словарь итальянцев , том 65: Левис-Лоренцетти (на итальянском языке). Рим: Институт итальянской энциклопедии . 2005. ISBN 978-8-81200032-6 .