Мария Защитница (Мадонна дель Розарио)

Мадонна дель Розарио — это икона Марии , обычно датируемая шестым веком или ранее. [ 1 ] Это ранняя версия иконы, известной как Агиосоритисса или Мария Адвоката , на которой Мария изображена без Младенца Христа, с поднятыми обеими руками. Работа, хранящаяся в церкви Мадонны дель Розарио с 1931 года, [ 2 ] Считается, что это самое старое изображение Марии в Риме, Италия. [ 3 ] Средневековая традиция считала, что икону написал евангелист Лука . [ 4 ]
Картина известна под разными названиями. Ее часто называют просто Марией Адвокатой , поскольку долгое время она была единственным примером такого типа в Риме. [ 1 ] В зависимости от различных церквей, где она находилась, ее также называли Мадонной в Темпуло , Мадонной ди Сан Систо , Мадонной ди Санти Доменико и Систо или, как ее здесь называют, Мадонной дель Розарио .
Отношение к Евангелисту Луке
[ редактировать ]
Поскольку Евангелие от Луки содержит материал о Марии, которого нет ни в одном другом Евангелии, в начале христианской истории возникла традиция, согласно которой Мария была среди очевидцев, с которыми Лука, как утверждал в своем прологе , консультировался при составлении своего повествования. [ 5 ] Тесная связь между Лукой и Марией была подкреплена преданием о том, что Лука был художником , возможно, первым написавшим икону Марии . [ 6 ] [ 7 ]
К 1100 году Мадонну дель Розарио стали называть работой Луки. [ 1 ] К 1200 году это была одна из двух икон, претендующих на авторство Лукана, наряду с Salus Populi Romani , еще одной ранней иконой, хранившейся в Санта-Мария-Маджоре . [ 8 ]
Иконография
[ редактировать ]
Икона написана в древней технике энкаустики и имела золотой фон изначально . Техника египетская, а Мадонна очень напоминает фаюмские портреты мумий Верхнего Египта. [ 2 ] Однако стиль картины с овальным лицом и большими глазами был назван «явно сирийским». [ 9 ]
При реставрации и экспертизе с 12 февраля по 28 июня 1960 г. был зафиксирован результат экспертизы:
Местоположение: Рим. Художник: неизвестен. Размеры: 70,2 х 40,5 см (27,6 х 25,9 дюйма). Толщина панели: 0,5 см (0,2 дюйма). Порода древесины: возможно, липа, во всяком случае настолько изношенная, что трудно определить ее возраст. Медная пластина скрепляет изображение сзади, поэтому рентгеновские лучи невозможны. [ 2 ]
Дерево на грунте сильно изъедено, но портрет в целом, особенно лицо, золотой нимб и одна рука еще хорошо видны. [ 2 ] В более поздние времена заступнические руки Марии покрывали золотыми листами, чтобы защитить их от поцелуев, а на плечо добавляли золотой крест. [ 3 ]
Икона принадлежит к иконографическому типу Агиосоритисса (греч. Ἁγιοσορίτισσα, от hagios = «святой» и soros = «святыня»), то есть «Икона в святилище» в бывшей Халкопратской церкви в Константинополе. Более распространенное имя — Мария Адвоката (= «Мария-заступница», от греческого Параклесис ). В выборе мотива для марианских икон изображения Марии бездетной ( Адвоката ) предшествовали изображениям Марии с младенцем (например, Одигитрии ). [ 10 ]
Здесь Мария изображена в виде Пресвятой Матери (без ребенка) в поясной фигуре, обращенной боком, глаза направлены на зрителя, обе руки подняты в мольбе. Голова покрыта шалью ( мафорионом ) со звездой на челе; этот колос («кукурузный початок») считался знаком девственности, происходящим от ярчайшей одноименной звезды в созвездии Девы . Старые украшения на платье и запястьях все еще можно увидеть. Золотой нимб выделяется на фоне остального золотого фона небольшим клеймом. Как ходатайствует Мария, ясно видно из того, что художник изображает поднятую к плечу правую руку за край картины до края иконы. С поднятыми руками и легким поворотом тела Мария обращается к Иисусу Христу, так сказать, из картины, чтобы передать Ему вверенные просьбы. [ 11 ]
В этом контексте важно, что икону Мадонны ди Сан-Систо (= Марии Адвокаты ) несли в ежегодном шествии в ночь перед Успением (15 августа); Говорят, что икона Марии и икона Христа из Латерана, которую также везли с собой, поклонились друг другу. [ 12 ] Говорят, что икона Христа была одним из древнейших изображений Христа и изображением, не созданным руками человека (греч. ἀχειροποίητον, acheiropoieton ), которое находится в часовне Sancta Sanctorum Латеранского дворца . Маршрут этой процессии первоначально вел от Латерана через Виа Сакра и Сант-Адриано на Римском форуме к Санта-Мария-Маджоре , позже также останавливаясь перед Санта-Франческа-Романа и Сан-Систо-Веккьо . Образцом для этого римского шествия послужили живописные процессии с иконами Христа и Божией Матери, проходившие в Константинополе с VI века, в которых иконы приобретали квазиличную жизнь и выступали как личности. [ 13 ]
До X века оспаривалось первенство пяти старейших и важнейших икон Марии в Риме, хотя иногда они принадлежали к разным иконографическим категориям: Мария Адвоката из Сан-Систо Веккьо (VI век), Регина Коэли (с XIX века Salus Populi). Романи ) из Санта-Мария-Маджоре (6-7 века), Мадонна дель Конфорто из Санта-Мария-Антиква , а затем Санта-Франческа Романа (6-7 века), храмовое изображение Марии из Санта-Мария-ад-Мартирес (6-7 века) и Мадонна делла Клеменца из Санта-Мария-ин-Трастевере (7 век). Согласно исследованиям Ганса Белтинга , вполне вероятно, что Мария Адвоката Сан-Систо играла ведущую роль в августовском шествии Успения с X века; она также была первой иконой Марии в Риме, и около 1100 года было прямо объявлено, что это изображение Луки . [ 14 ]
Среди этих ранних римских изображений Марии Мария Адвоката была самой старой и самой известной иконой: она была единственной, написанной на золотом фоне, занимала привилегированное положение в августовских процессиях, и с нее было сделано больше ранних копий, чем с любой другой иконы Марии. в Риме. Эти копии « Адвокаты» пользовались особым спросом, поскольку они также принимали участие в особом почитании древнейшей иконы Марии, а также несли в процессиях в Риме и Лациуме . только иконы иконографического типа Марии-Заступницы, а не Одигитрии и Однако такими списками считаются других типов. Среди копий Адвоката , сохранившихся до наших дней, есть, например, икона в Санта-Мария-ин-Арачели (8/9 и 12 века). [ 10 ]
-
Мадонна Араколи, Санта Мария ин Ара Коэли , 11/12 вв.
-
Национальная галерея античного искусства , 12 век.
-
Санта-Мария-делла-Кончеционе на Кампо-Марцио , 12/13 вв.
-
Санта-Мария-ин-Виа-Лата , 12/13 вв.
-
SS. Бонифачо-эд-Алессио , 12/13 вв.
-
С. Лаврентий в Дамаске , 12/13 вв.
-
Сан Мария Маджоре, Тиволи , 13 век.
История
[ редактировать ]
Икону датировали по-разному: I, V, VI и VII веками. [ 4 ] [ 9 ] Единственное, что кажется несомненным, это то, что изображение пришло из Восточного Средиземноморья, возможно, из Египта или Сирии. [ 2 ]
По древнему преданию, образ был привезен в Рим паломником из Иерусалима или Константинополя еще до первого иконоборческого периода (8 век). [ 2 ] Его взял некий Темпуло, один из трех братьев, приехавших из Константинополя и живших в изгнании в Риме, и поместил в соседней небольшой часовне Сант-Агата-ин-Турри на старой Виа Аппиа (напротив Терм Каракаллы ). Эта небольшая церковь была построена проживавшей там греческой общиной в конце VI века и посвящена святой Агате Катанийской примерно в 800 году. Благодаря богатым пожертвованиям Папы Сергия III первоначальная церковь и связанный с ней бенедиктинский монастырь были перестроены и освящен Деве Марии примерно в 900 году как Санта-Мария-ин-Темпуло (Monasterium Tempuli). [ 15 ] Судя по всему, Сергий пытался присвоить икону для своего собора на Латеранском холме , но образ каким-то образом вернулся в монастырь на следующий день после того, как был вынесен. [ 9 ]
К 1221 году бенедиктинские монахини Санта-Мария-ин-Темпуло решили стать доминиканками, и им было приказано присоединиться к недавно основанному доминиканскому монастырю Сан-Систо-Веккьо , который располагался неподалеку, на выходе с Виа Аппиа. [ 2 ] [ 8 ] Права и имущество монастыря были переданы новому учреждению. [ 15 ] а знаменитую икону лично нес Доминго де Гусман ( Святой Доминик ), который возглавил процессию сестер к их новому дому. [ 2 ] [ 4 ] [ 9 ]
8 февраля 1575 года сестры-доминиканки переехали из Сан-Систо в свой новый монастырь Санти Доменико-э-Систо на площади Пьяцца Маньянаполи (ныне Ангеликум ) на холме Квиринал . [ 16 ]
В 1641 году икона была канонически увенчана .
В 1931 году доминиканцы снова переехали в Монастырь Санта-Мария-дель-Росарио, женский монастырь, примыкающий к одноименной церкви на Монте-Марио. [ 4 ] Монахини привезли с собой икону Марии, и она остается под их опекой — в маленькой церкви на вершине самого крутого холма Рима, в относительной безвестности. [ 4 ]
Сегодня
[ редактировать ]Сейчас Мадонна хранится и почитается в части монастырского храма, принадлежащей монастырскому храму. [ 4 ] Из той части храма, которая открыта для публики, через железную решетку или решетку первоначально можно увидеть только копию иконы, украшенную вотивными приношениями (на оборотной стороне оригинала). После регистрации есть возможность увидеть оригинал до или после будничной Мессы. [ 4 ]
Папа Бенедикт XVI посетил монастырь 24 июня 2010 года и молился перед Адвокатом , как и его предшественник Иоанн Павел II 16 ноября 1986 года. [ 17 ] [ 4 ]
С 13 ноября по 15 декабря 2012 года « Адвоката» впервые была показана за пределами монастыря, на выставке «Чудотворные скрижали – Средневековые иконы Рима и Лацио из фонда культовых зданий» во Палаццо Венеция . [ 3 ]
-
Святая Мария в храме
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Белтинг (тр. Джефкотт) 1994, с. 315.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бадде 2010.
- ^ Перейти обратно: а б с Бадде 2012.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Марес 2021.
- ^ Пеликан 1996, стр. 16–17.
- ^ Краут 1986.
- ^ Сон 1998.
- ^ Перейти обратно: а б Белтинг (тр. Джефкотт) 1994, с. 320.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лью 2018.
- ^ Перейти обратно: а б Спиацци 1992, с. 139.
- ^ Веренс 2016, с. 185.
- ^ Белтинг 1991, стр. 78, 83, 350, 366.
- ^ Белтинг 1991, стр. 61, 83.
- ^ Белтинг (тр. Джефкотт) 1994, с. 72.
- ^ Перейти обратно: а б Белтинг (тр. Джефкотт) 1994, с. 531.
- ^ Спиацци 1992, с. 292.
- ^ Радио Ватикана, 24 июня 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- Бадде, Пол (20 мая 2010 г.). "Roms geheimer Schatz - Die Urikone des Rosenkranzes" . Все о Марии . Университет Дейтона. Проверено 14 октября 2022 года. Переведено в « В поисках Марии, лица нашей матери ». Иллюмина, Домини (28 ноября 2018 г.). Проверено 21 октября 2022 г.
- Бадде, Пол (25 ноября 2012 г.). «Защитник Мэри Роберт Ром » Kath.net ( «Мир» ). Получено 14 октября.
- Бадде, Пол (7 июня 2020 г.). «Адвокат. Пол Бадде» . Католическая миссия Видео на YouTube (на немецком языке). Получено 14 октября.
- Баччи, Мишель (1998). Кисть евангелиста. История священных изображений, приписываемых святителю Луке . Пиза: Gisem-Ets.
- Белтинг, Ганс (1991). Имидж и культ – история изображения до эпохи искусства . Мюнхен: CH Бек. стр. 47, 51, 76, 78, 83, 131, 348, 350, 353, 366, 558. Перевод Эдмунда Джефкотта (1994) как « Сходство и присутствие: история изображения до эпохи искусства» . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. стр. 72, 502.
- Краут, Гизела (1986). Лукас рисует Мадонну: свидетельство художественного образа себя в живописи . Вормс: Вернер. п. 10.
- Лью, Лоуренс (3 октября 2018 г.). «Мадонна Сан-Систо: старейшее нарисованное изображение Марии» . Вестминстерская епархия . Проверено 20 декабря 2022 г.
- Марес, Кортни (27 февраля 2021 г.). «Святой Доминик доверил эту икону Марии монахиням в Риме 800 лет назад» . Католическое информационное агентство (CNA) . Проверено 19 октября 2022 г.
- Пеликан, Ярослав (1996). Мария сквозь века: ее место в истории культуры . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. п. 18.
- Спиацци, Раймондо (1992). Церковь и монастырь Сан-Систо-алл'Аппиа: сборник исторических исследований . Болонья: Edizioni Studio Domenicano. стр. 139, 174, 292. ISBN 88-7094-124-8 .
- Веренс, Ханс Георг (2016). Рим — Христианские священные постройки с 4 по 9 века — Vademecum . Фрайбург: Гердер. п. 185.
- «Бенедикт XVI молится с доминиканскими монахинями в Монте-Марио» . Ватиканское радио . 24 июня 2010 г. Проверено 18 октября 2022 г.
- «Богоматерь Благодати» . Тибурсупербум . Проверено 14 октября 2022 г.