Спасение римского народа
Спасение римского народа Защитница и здоровье римского народа | |
---|---|
![]() Изображение, отреставрированное Музеем Ватикана в 2018 году. | |
Расположение | Базилика Святой Марии Майор |
Дата | 590 г. н.э. (первое прибытие в Рим) |
Свидетель | Папа Григорий I |
Одобрение | Папа Григорий XVI Папа Пий XII |
Храм | Базилика Святой Марии Майор |
Salus Populi Romani ( Защитница , или, более буквально, здоровье или спасение титул , римского народа ) — католический связанный с почитаемым образом Пресвятой Девы Марии в Риме . Эта византийская икона Мадонны держащей с Младенцем Иисусом, Евангелие на золотом фоне , ныне сильно закрашенная , хранится в часовне Боргезе (Паулины) базилики Святой Марии Майор . [ 1 ] [ 2 ] Папа Франциск построил рядом с иконой усыпальницу , призванную стать местом его последнего упокоения. [ 3 ]
Изображение прибыло в Рим в 590 году нашей эры во время правления папы святого Григория I. Папа Григорий XVI даровал этому образу каноническую коронацию 15 августа 1838 года посредством папской буллы Cælestis Retina . Папа Пий XII снова короновал изображение и приказал провести публичное религиозное шествие в Марианский год 1 ноября 1954 года. [ 4 ] Изображение было очищено и отреставрировано Музеем Ватикана , а затем 28 января 2018 года была отслужена Папская месса.
Фраза Salus Populi Romani восходит к правовой системе и языческим ритуалам древней Римской республики . [ 5 ] После легализации христианства императором Константином Великим в Миланским эдиктом 313 году нашей эры эта фраза была утверждена как марианский титул Пресвятой Девы Марии . [ 6 ]
История
[ редактировать ]
Считается, что изображение прибыло с Крита в 590 году нашей эры во время понтификата Папы Св. Григория Великого , который лично приветствовал изображение по прибытии, доставленное на цветочной лодке из реки Тибр . веков ее размещали над дверью часовни баптистерия базилики На протяжении Санта-Мария-Маджоре (считающейся третьей из римских патриархальных базилик), где в 1240 году ее стали называть Региной Каэли (англ. «Царица Небесная»). в официальном документе. Позже он был перенесен в неф, а с 13 века сохранялся в мраморной дарохранительнице . В 1566 году Пий V ранее положил конец некоторым частям Успенской процессии по причине неуправляемой толпы, которая, как считалось, снижала священность процессии, сам портрет продолжал выполнять примечательную функцию в католицизме. [ 3 ] С 1613 года она располагалась в алтарной скинии построенной специально для нее Капеллы Паолины, позже известной англоговорящим паломникам как Часовня Леди . Церковь и ее святыня Марии находятся под особым покровительством пап . [ 7 ]
По крайней мере, с 15 века его почитали как чудотворный образ, а позже он использовался Орденом иезуитов , в частности, для укрепления преданности Богородице через движение Содалии Богоматери . [ 7 ]
Этот образ является одним из так называемых « образов Луки », который, как полагают, был написан с натуры самим святым Лукой . Согласно легенде:
После Распятия , когда Богоматерь переехала в дом апостола Иоанна , Она взяла с собой несколько личных вещей, среди которых был стол, изготовленный Искупителем в мастерской святого Иосифа . Когда благочестивые девы Иерусалима уговорили святителя Луку написать портрет Богородицы, именно на вершине этого стола было увековечено ее изображение. Применяя кисть и краски, святой Лука внимательно слушал рассказы Матери Иисуса о жизни ее сына, факты, которые евангелист позже записал в своем Евангелии. Легенда также гласит, что картина оставалась в Иерусалиме и его окрестностях до тех пор, пока ее не обнаружила остров Святой Елены в IV веке. Вместе с другими священными реликвиями картина была перевезена в Константинополь, где ее сын, император Константин Великий , построил церковь для ее интронизации. [ 8 ]
В римском Бревиарии говорится: «После Эфесского собора (431 г.), на котором Мать Иисуса была провозглашена Матерью Божией, Папа Сикст III воздвиг в Риме на Эсквилинском холме базилику, посвященную чести Святой Богородицы. Впоследствии она была названа Святой Марией-Майор и является старейшей церковью на Западе, посвященной Пресвятой Деве Марии».
Римский Папский дает следующий отчет:
«Либерийская базилика, сегодня называемая Святой Марией-Майор, была основана Папой Либерием (352–366) и была восстановлена и расширена Сикстом III. … Папа Либерий выбрал почитаемую картину, которая висела в папской часовне. Она предположительно была привезена в Рим на острове Святой Елены ...»
Описание
[ редактировать ]
Образ имеет высоту пять футов и ширину три с четвертью фута (117 х 79 см) – очень большой размер для иконы, особенно ранней даты. Она написана на толстой панели из кедра . Мэри носит темно-синюю мантию с золотой отделкой поверх фиолетово-красной туники. Буквы на греческом языке вверху идентифицируют Марию как «Богородицу» (Μήτηρ Θεοῦ в нижнем регистре и ΜHΤHΡ ΘΕΟΥ в верхнем регистре), как это обычно бывает в византийском искусстве (на Христе, возможно, изначально была надпись, позже перерисованная). Христос держит в левой руке книгу, предположительно Евангелие . Его правая рука поднята в благословении, [ 7 ] и именно Мэри, а не он, смотрит прямо на зрителя.
Сложенное вместе положение рук Марии отличает этот образ как вариант более раннего типа до развития иконографии образа в Одигитрии X веке, где она указывает на Христа правой рукой. [ 9 ] «Вместо того, чтобы предлагать Ребенка, она держит его тело ближе к себе и ищет с ним физического и тактильного контакта». [ 9 ] Однако в нескольких других примерах этого типа руки Богородицы не сложены вместе – правая рука держит колено Христа.
Богоматерь, держащая в левой руке маппу (или мапулу , своего рода вышитый церемониальный платок), первоначально консульский символ, а затем императорский, означает, что это изображение, вероятно, относится к числу тех изображений, на которых Мария изображена как Регина Коэли или «Царица Небесная». ". [ 10 ] Кроме того, Дева также носит простое золотое кольцо на среднем пальце правой руки, позже скрытое драгоценным камнем. Изображение больше не носит канонических корон и украшенных драгоценными камнями регалий, которые теперь переданы в сокровищницу ризницы базилики Святого Петра .
Знакомства искусствоведов
[ редактировать ]
Изображение «было уверенно датировано почти всеми возможными периодами между пятым и тринадцатым веками». [ 11 ] В недавнем полнометражном исследовании Герхарда Вольфа осторожно говорится, что это «вероятно поздний антиквариат » в своей первоначальной форме. [ 6 ]
Икона в нынешнем состоянии закрашивания кажется произведением XIII века (о чем свидетельствуют черты лиц), но другие слои, видимые под верхним, позволяют предположить, что это перерисовка гораздо более раннего произведения; особенно показательна лепка правой руки Ребенка в первом слое, которую можно сравнить с другими раннехристианскими иконами, проявляющими «помпейские» иллюзионистские качества. [ 12 ] Области линейной стилизации, такие как одежда Христа, которая изображена золотой штриховкой, создающей плоский эффект, похоже, восходят к VIII веку и могут быть сопоставлены с очень ранней иконой Илии с горы Синай . Второй процесс реставрации начался около 1100 года и завершился в 13 веке. Синяя мантия Богородицы, накинутая поверх ее пурпурного платья, сильно изменила очертания; красные ореолы также не являются частью исходного изображения.
Сам тип изображения предполагает, что это не средневековое изобретение, а скорее раннехристианская концепция, восходящая к античности: величественный поясной портрет, показывающий откровенный взор правительницы, подобной Деве, с прямой, величавой позой и сложенными, нежно сжимающими руками. Младенец, единственный среди всех икон. О древности картины свидетельствует и живое обращение взрослеющего и одетого Младенца. Яркую контрапосту двух тел, предполагающую прямое наблюдение, можно сравнить с иконой Богородицы с Младенцем V века на горе Синай в Киеве и противопоставить пантеонной иконе Марии 609 года, которая уже показывает Мать, слегка подчиненную Ребенок умоляющим жестом и поворотом головы, и где взаимодействие тел существует только в плоской плоскости. [ 13 ] Эти сравнения позволяют предположить, что икона датируется VII веком.
О ранней известности иконы можно судить по изготовлению ее реплик (фреска в Санта-Мария-Антиква, по-видимому, воспроизвела ее уже в VIII веке) и по роли, которую она играла в ритуале на праздник Успения Богородицы , где Acheiropoieta . (панель с изображением Христа из Латеранской базилики ) была перенесена процессией в Санта-Мария-Маджоре, чтобы «встретиться» с ней Моннере де Виллар показала, что гравюры этой иконы, привезенные иезуитами в Эфиопию, оказали влияние на искусство этой страны, начиная с XVII века, повторяя «каждую деталь ее собственной и позы Младенца, причем особенно характерно положение рук». [ 14 ] Более обширные очевидные копии включают миниатюру Моголов , предположительно основанную на копии, подаренной Акбару иезуитами, и копии в Китае, образец которых 16-го века находится в Филдовом музее естественной истории в Чикаго.
Папские разрешения
[ редактировать ]![]() |
Часть серии о |
Мариология католической церкви |
---|
![]() |
![]() |
Изображение почиталось несколькими Папами и служило римско-католическим мариологическим символом города Рима и его жителей.
- Папа Григорий I - в 593 году пронес икону по Риму во время пасхальных праздников и молился об окончании чумы в то время. [ 15 ]
- Папа Пий V - в 1571 году молился о победе в битве при Лепанто.
- Папа Григорий XVI — также приложился к образу в 1837 году, чтобы помолиться за прекращение эпидемии холеры. [ 2 ] Гергорий XVI увенчает изображение год спустя, 15 августа 1838 года, в праздник Успения Богородицы, издав свою папскую буллу Cælestis Retina .
- Папа Пий XII почтил это изображение в следующих случаях:
- Отслужил свою первую католическую мессу в часовне Боргезе иконы в пасхальное воскресенье , 2 апреля 1899 года. [ 16 ]
- Издал папский указ о коронации изображения 11 октября 1954 года. Позже он провел обряд коронации лично без доверенного лица 1 ноября 1954 года и приказал разместить изображение в базилике Святого Петра, чтобы оно сопровождало его личную речь и папскую энциклику . Cæli Reginam , который также установил праздник Царства Пресвятой Девы Марии . [ 4 ] [ 17 ]
- Папа Иоанн Павел II - подчеркнул его иконографию во время Всемирного дня молодежи в юбилейном 2000 году.
- Папа Бенедикт XVI также неоднократно почитал это изображение под этим конкретным титулом Марии. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
- Папа Франциск иконы взял на себя задачу по восстановлению и сохранению образа и отслужил папскую мессу в ее честь 28 января 2018 года в годовщину перевода в новую постоянную святыню. [ 2 ] [ 22 ] В 2020 году Франциск подарил икону во время необычайного благословения Urbi et Orbi . [ 23 ] [ 24 ] Франциск посещает икону до и после поездок за пределы Ватикана, называя икону своим « великим преданием ». Он также построил гробницу рядом с иконой, которая станет его последним пристанищем после смерти. Франциск станет первым Папой, похороненным за пределами Ватикана после Папы Льва XIII в 1903 году. [ 25 ]
Реставрация
[ редактировать ]В 2017 году Музею Ватикана было поручено провести полную реставрацию и консервацию почитаемого образа. В процессе реставрации были выполнены следующие консервации:
- Заправка нор насекомых и различных повреждений изображения, мантии, лица и фона.
- Восстановление золотого ореола из корродированного красного лака (оксидированного).
- Осветление лиц изображения, повторное выделение его структур лица.
- Перекраска рук и креста на лбу, когда-то скрытого драгоценными камнями и различными орнаментами.
- Восстановление мантии синего цвета индиго и диагональной клетчатой каймы.
- Лакирование оборотной стороны изображения, усиление его оригинальной рамы.
удостоил ее Папы Франциска почтенной мессы Папа Франциск Процесс был завершен в течение года, и 28 января 2018 года, в годовщину перенесения иконы в новую постоянную святыню, .
В Шенштаттском движении
[ редактировать ]Salus Populi Romani также считается источником титула Mater ter Admirabilis (Мать, Трижды Восхитительная), используемого для Пресвятой Девы Марии в Шенштатском марианском движении .
Salus Populi Romani был центральным элементом Colloquium Marianum в Ингольштадте в 1604 году. Согласно Schoenstatt, 6 апреля 1604 года отец Якоб Рем , SJ, пожелал знать, какой из призывов из Лоретанской ектении понравится Марии Деве большинство. Он сообщил, что после медитации и взгляда на образ Salus Populi Romani титул Мать Трижды Восхитительная . ему открылся [ 26 ]
Титул «Трижды восхитительная мать» с тех пор стал частью Шенштатского движения и также связан с другой хорошо известной Мадонной, а именно с Мадонной Refugium Peccatorum 1898 года работы итальянского художника Луиджи Крозио , которая была куплена сестрами Шенштатт в Швейцарии в 1964 году и с тех пор является называли Мадонной Трижды Восхитительной Мадонной .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Герхард Вольф, «Иконы и места» в «Образах Божией Матери: Восприятие Богородицы в Византии» , Мария Василаке, изд.: «даты, предложенные различными авторами (часто аподиктически), простираются от пятого до тринадцатый век»; Вольф дает библиографию; его дата, основанная на тщательном изучении иконы в 1987 году, « палимпсесте » реставраций « позднеантичной » иконы, является «относительно ранней»: «Я без колебаний рассматриваю ее как часть группы дошедших до нас икон. к концу шестого или началу седьмого веков» стр.31-33.
- ^ Jump up to: а б с Реликвии Джоан Кэрролл Круз, 1984 г. ISBN 0-87973-701-8 стр. 96
- ^ Jump up to: а б «Папа говорит, что хочет быть похороненным в Римской базилике, а не в Ватикане» . АП Новости . 13 декабря 2023 г. Проверено 13 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Царство Марии» . Время . 8 ноября 1954 года. Архивировано из оригинала 16 ноября 2010 года . Проверено 29 мая 2018 г.
- ↑ Ливий, Книга 7: «Для нас, Боже, Твоей добротой, Твоим счастьем и народом Рима, и дело, и слава совершены...»
- ^ Jump up to: а б Герхард Вольф, «Salus Populi Tomani» в «Истории изображений римского культа» (Вайнхайм, 1991), стр. 161–70; Дж. Линдерски, Авгурационный закон в Хильдегард Темпорини, Вольфганг Хаазе, ред. Взлет и падение римского мира: история и культура Рима в наше время, стр. 2256 (эта статья на английском языке)
- ^ Jump up to: а б с «Зал популярного романса: Дейтонский университет, Огайо» . udayton.edu . Получено 2 января 2020 г.
- ^ Круз OCDS, Джоан Кэрролл. Чудесные образы Богоматери , Тан, 1993, с. 137ф.
- ^ Jump up to: а б Василаке, Мария. Образы Божией Матери: Восприятие Богородицы в Византии , стр.196, Ashgate Publishing Co, Берлингтон, Вермонт, ISBN 0-7546-3603-8
- ^ Топографии власти в раннем средневековье Майк де Йонг, Ф. (Франс) Теувс, Карин ван Рейн, стр. 64
- ^ де Йонг , цит. , стр. 64, № 33.
- ^ Герберт Кесслер, Рим 1300: на пути паломника , издательство Йельского университета, 2000.
- ^ Ханс Белтинг, Сходство и присутствие: история изображения до эпохи искусства , The University of Chicago Press, 1996.
- ^ Дэвид Бакстон, Абиссинцы (Нью-Йорк: Praeger, 1970), стр. 148
- ^ «Зал популярного романса: Дейтонский университет, Огайо» . udayton.edu . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Церковь в молитве Ирене Анри Далме, Эме Жорж Мартимор, Пьер Жунель 1985 ISBN 0-8146-1366-7 стр. 135
- ^ « Salus Populi Romani», Табличка , 9 декабря 1939 года, стр.8» . Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года . Проверено 22 августа 2014 г.
- ^ Веб-сайт Ватикана Посвящение Непорочному на Испанской лестнице.
- ^ Веб-сайт Ватикана Посещение Капитолийского холма
- ^ Зенит Бенедикт XVI о Розарии. Архивировано 23 октября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Послание Дейтонского университета Бенедикта XVI Римской конференции по мирянам
- ^ Служба, Католические новости (06 мая 2013 г.). «Папа: Мария — мать, которая помогает христианам расти» . Католическое Солнце . Проверено 21 января 2020 г.
- ^ «Поездка Папы Франциска в Ирак в 2021 году: Папа Франциск поручает поездку в Ирак под защиту Девы Марии» .
- ^ https://www.vaticannews.va › новостиПапа Франциск благодарит Богоматерь по возвращении из Ирака - Новости Ватикана
- ^ «Папа говорит, что хочет быть похороненным в Римской базилике, а не в Ватикане» . АП Новости . 13 декабря 2023 г. Проверено 13 декабря 2023 г.
- ^ «Трижды восхитительно: почему?: Дейтонский университет, штат Огайо» . udayton.edu . Проверено 21 января 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- К. Норин, «Икона Санта-Мария-Маджоре, Рим: образ и ее загробная жизнь» в журнале Renaissance Studies , 2005.
- Вольф, Гархард. "Salus populi Romani", История римских культовых изображений в средние века 1990, - VCH, Acta Humaniora.
- Вольф, Герхард. «Иконы и места: культовые изображения Богородицы в средневековом Риме». В «Образах Божией Матери: Представления о Богородице в Византии» , изд. Мария Василаки, 23–49 лет. Олдершот, Англия и Берлингтон, Вирджиния: Эшгейт, 2005.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Короткое видео канонической коронации 1954 года , комментарий на итальянском языке.
- Видео реставрации иконы Музеем Ватикана в 2017 году.