Jump to content

Санта-Мария-Антиква

Координаты : 41 ° 53'27,6 "с.ш. 12 ° 29'8,1" в.д.  /  41,891000 ° с.ш. 12,485583 ° в.д.  / 41,891000; 12,485583
Санта-Мария-Антиква на Римском форуме
Древняя церковь Святой Марии на Римском форуме
Ораторий сорока мучеников у входа в Санта-Мария-Антиква на Римском форуме.
Карта
Нажмите на карту для полноэкранного просмотра
41 ° 53'27,6 "с.ш. 12 ° 29'8,1" в.д.  /  41,891000 ° с.ш. 12,485583 ° в.д.  / 41,891000; 12,485583
Расположение Рим
Страна Италия
Номинал
История
Статус Неактивный
Посвященный 5 век
Архитектура
Стиль Византийская архитектура
Новаторский 5 век
Технические характеристики
Длина 30 метров (98 футов)
Ширина 20 метров (66 футов)

Санта-Мария-Антиква (англ. Ancient Church of Saint Mary ) — католическая церковь Мариан в Риме , Италия , построенная в V веке на Римском Форуме и долгое время являвшаяся монументальным доступом к Палатинским императорским дворцам.

Расположенная у подножия Палатинского холма церковь Санта-Мария-Антиква является старейшим христианским памятником на Римском форуме . В церкви находится самое раннее римское изображение Санта-Мария-Регина , Девы Марии в образе королевы , датированное VI веком. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Церковь Санта-Мария-Антиква, построенная в середине V века на северо-западном склоне Палатинского холма, является самым ранним и самым значительным христианским памятником на Римском форуме. В церкви хранится уникальная коллекция настенных росписей VI-конца VIII веков. Обнаружение этих картин дало множество теорий о развитии раннего средневекового искусства и дало своеобразные представления в археологии . Церковь была заброшена в 9 веке после того, как землетрясение похоронило здания; он оставался запечатанным более 1000 лет, пока не был вновь открыт в начале 20 века. Таким образом, Санта-Мария-Антиква представляет собой ключевой элемент для понимания культурного и городского развития Римского форума от античности до первых веков христианского периода. С 1980 по 2012 год памятник был закрыт для широкой публики и доступен только ученым, подавшим заявку на специальное посещение. По программе консервации, реализованной Soprintendenza per il Patrimonio Storico. В сотрудничестве со Всемирным фондом памятников церковь теперь открыта для экскурсий.

Санта-Мария-Антиква — это разрушенная церковь на Римском форуме, являющаяся частью археологического памятника Форо-Романо-э-Палатино , для доступа внутрь которого требуется покупка билета. Сама церковь не всегда открыта для публики из-за продолжающихся раскопок, начавшихся в 2004 году под эгидой Всемирного фонда памятников. Благодаря столетиям изоляции его стены демонстрируют цикл красивых красочных фресок, изображающих Деву Марию и Младенца Иисуса , пап, святых и мучеников, образуя, таким образом, одну из крупнейших и наиболее важных коллекций доиконоборческого римского и византийского искусства в мир. Эти фрески относятся к периоду иконоборчества , когда на Востоке уничтожались фигуры в церквях. [ 4 ]

Папа Иоанн VII использовал эту церковь в начале 8 века в качестве резиденции епископа Рима.

Карта местности церкви Санта-Мария-Антиква и связанных с ней археологических сооружений. Легенда: (1) Центральный неф, (2) Пресвитерий, (3) Апсида, (4) Часовня Феодота, (5) Часовня Святых Врачей, (6) Спуск на Палатинский холм, (7) Храм Августа, ( 8) Ораторий XL Мучеников, (9) Атриум.

Церковь была частично разрушена в 847 году, когда в результате землетрясения некоторые части императорских дворцов рухнули и покрыли церковь. По этой причине новая церковь под названием Санта-Мария -Нова (Новая Святая Мария, ныне Санта-Франческа-Романа ) была построена неподалеку Папой Львом IV на части разрушенного храма Храма Венеры и Ромы , где когда-то стояла часовня в память о Падение Симона Волхва . [ 5 ] Санта-Мария-Антиква понесла дальнейшие повреждения во время нормандского разграбления Рима (1084 г.) .

До нынешних построек на этом месте располагалась церковь Сан-Сальваторе-ин-Лаку , оккупированная бенедиктинцами, названная из-за близости к участку, называемому Лаго-ди-Джотурна . Церковь была передана в 1550 году Папой Юлием III Облатам Святой Франциски Римской из близлежащего монастыря Тор де Спекки. [ 6 ] Церковь Санта-Мария-Либератриче (Sancta Maria libera nos a poenis inferni) построена в 1617 году на руинах Санта-Мария-Антиква. Эту реконструкцию патронировал кардинал Марчелло Ланте делла Ровере и использовал архитектор Онорио Лонги . Церковь украшали художники Стефано Парросель , Грамичча ( Лоренцо ?), Франческо Феррари и Себастьяно Чеккарини . [ 7 ] Однако церковь Марии Либератриче была снесена в 1900 году, чтобы выявить остатки старой церкви. [ 8 ]

Санта-Мария-Либератрис-аль-Палатино работы Джузеппе Васи (18 век).

Санта-Мария-Антиква была закрыта на реставрацию с 1980 по 2016 год.

Византийские фрески

[ редактировать ]

Многослойные стены Санта-Мария-Антиква украшены многочисленными фресками различного художественного стиля и адаптации во времена интенсивного декора с шестого по девятый век. [ 9 ] Каждую нишу, стену и алтарь можно отнести к разным временам и стилям представителей художников и покровителей, в том числе пап Мартина I (649–653), Иоанна VII (705–707), Захария (741–752) и Павла. Я (757-767). Степень эрозии и разрушения затрудняет получение точной записи стилей. По фрагментам фресок археологи и историки составили приблизительную хронологию украшений. [ 10 ] Историки, изучающие Санта-Мария-Антиква, часто полагаются на современные церкви, чтобы помочь создать хронологию стилей и влияний: в случае Санта-Мария-Антиква это менее успешно из-за того, что ни одна другая церковь поздней античности не имеет такой же коллекции и Эволюция стилей за это время. [ 11 ] Смена стиля в Santa Maria Antiqua узнаваема благодаря наслоению тенденций и стилей.

За время использования Санта-Мария-Антиква Рим несколько раз переходил из рук в руки. Поражение Западной Римской империи от готов в пятом веке уступило место византийскому и лангобардскому влиянию в конце пятого - середине восьмого веков. [ 12 ] также действовала византийская администрация . Художники из греческой общины, окружавшие церковь, имели местное влияние, но на вершине Палатинского холма , у подножия которого находится Санта-Мария-Антиква, [ 13 ] Считается, что это постоянное изменение влияний является определяющим фактором в различных стилях этой церкви. [ 14 ] Влияние также можно проследить по сохранившимся надписям: греческом в украшениях Папы Мартина I (649–653), греческом и латыни у Папы Иоанна VII (705–707) и полностью латинском у Папы Павла I. [ 15 ]

Стена Палимпсеста , расположенная в святилище (номер два на карте), имеет как минимум шесть слоев декора, представляющих разные стили, даты и влияния. [ 16 ] Первые два слоя с четвертого по шестой век представляют собой древнеримские языческие мозаики, которые быстро были заменены самыми ранними фресками Санта-Мария-Антиква. [ 17 ] Около двух процентов этих мозаик сохранились, потому что были закрашены фреской. [ 18 ] Третий слой, c. 500-550, содержит остатки Царицы Небесной , самой ранней ассоциации этого титула с Девой Марией и Помпейским Ангелом. [ 19 ] [ 20 ] Именно на этом слое археологи отмечают поворот к эллинистическому или византийскому стилю и отказ от традиционного линейного римского стиля. [ 20 ] Слои четвертый и пятый, c. 570-655 гг. видят полное заимствование эллинистического стиля из более ранних римских стилей, утверждая византийское влияние в Риме. [ 20 ] Шестой слой принадлежит Папе Иоанну VII (705-707), который ответственен за обширный ремонт и украшения, которые сохранились до сих пор. [ 20 ]

Эллинистический стиль отличается белым выделением и затенением волос и одежд, а также размещением фигур в движениях. [ 21 ] Хотя многие из сохранившихся фресок Санта-Мария-Антиква являются эллинистическими, им не хватает классического эллинистического фона вилл и колонн. [ 22 ] Вместо этого фон выглядит более отстраненным и нейтральным. [ 23 ] В ранних примерах почерневшие зрачки часто смотрят прямо перед собой, а на лице контурные детали. На первом этапе каждой фрески наносились карандашом контуры, затем в качестве одежды добавлялись более темные цвета, а более мелкие детали обрабатывались в последнюю очередь. [ 24 ] Эллинизм начал проявляться во время написания Помпейского ангела и затмил более языческие стили к 650 году нашей эры. [ 25 ]

Эпохи пап Мартина I (649–653), Иоанна VII (705–707) и Павла I (757–767) дают яркие примеры стилистических тенденций через сохранившиеся украшения. Сохранившиеся фрески иллюстрируют способность художников использовать различные техники и стили; следовательно, эти стили вскоре стали уникальными, поскольку поколения художников сформировали для Санта-Мария-Антиква определенные навыки, позволяющие продолжать или прекращать тенденции, казалось бы, случайным образом. [ 26 ]

Фрески Мартина I (649–653 гг.) немногочисленны, но неплохо сохранились. Они выполнены в эллинистическом стиле, поскольку к тому времени, когда он вступил в должность, то есть после прихода к власти византийцев, он полностью затмил традиционный римский стиль. [ 25 ] Римский стиль был гораздо менее детализирован: никаких контурных линий и теней, а также очень приглушенный фон. [ 27 ] Самые ранние украшения Мартина I - это отцы церкви 649 г. н. э., которые выражают движение, поднимая ногу при ходьбе, в то время как их мантии задрапированы и выделены, чтобы преувеличить этот эффект. [ 28 ] Отцы церкви демонстрируют большую плавность своих кружащихся туник, чем на более поздних фресках, но их лица намного более жесткие, также по сравнению с более поздними фресками. [ 29 ] Точная дата указана в греческой надписи ниже, относящейся к Латеранскому собору 649 года , осудившему монофелитство . [ 30 ] Мартин I был в конечном итоге сослан за осуждение монофелитства, но Иоанн VII поручил нарисовать его изображение в пресвитерии (см. карту) вместе с другими изображениями пап в Санта-Мария-Антиква. [ 31 ] Мартин I изображен в эллинистической манере: белые мазки кисти оттеняют его каштановые волосы на лице, нарисованные на сильно очерченной, истощенной челюсти, и он несет украшенную драгоценностями книгу. [ 32 ] Он носит церковную прическу: лысеющую, короткую и с центральной прядью волос вокруг лба. [ 32 ] Глаза Мартина I не смотрят прямо перед собой угольно-черными зрачками, как это было типично для современников, а смотрят вниз и индивидуализированно. [ 32 ] В частности, изображения Мартина I и Иоанна VII облачены в светло-желтую паэнулу одинакового цвета с просвечивающей зеленой подложкой, что предполагает своего рода солидарность пап против византийцев, использующих искусство для передачи политических сообщений, которые решение Византии изгнать Мартин, я ошибался. [ 33 ]

Период папы Иоанна VII (705-707) имеет наиболее сохранившиеся украшения. [ 34 ] В них представлены примеры методов, использованных во время обширного ремонта и ремонта Санта-Мария-Антиква пресвитерия, часовни врачей (или часовни святых-медиков) и ораторского искусства сорока мучеников. [ 34 ] Частично амбициозные проекты Иоанна VII можно обвинить в удалении и разрушении существующих фресок, поскольку его художники часто заново оштукатуривали участки высотой примерно 4,5 метра и выше. [ 35 ] Отверстия, просверленные в стенах через равные промежутки и на разных уровнях, позволяют получить подробную информацию о том, как это было достигнуто в таких маленьких и тесных помещениях. [ 35 ] Художники просверливали отверстия в стенах на высоте 9,3 метра над полом, чтобы удерживать леса, а затем наносили интонако (штукатурку), чтобы укрепить и закрепить слои под текущей рабочей поверхностью. [ 35 ] Покраска производилась сразу после нанесения интонако, чтобы краска могла просочиться в штукатурку и добиться более глубокого эффекта. [ 35 ] Затем такие же отверстия будут пробурены ниже, на высоте 7,98 метра над полом, и процесс повторится. Таким образом, большинство сохранившихся фресок в Санта-Мария-Антиква были написаны сверху вниз, а не из стороны в сторону или сразу. Сложные, детальные фрески были необходимы там, где был распространен интонако, потому что он перекрывался с существующими фресками, создавая линии, которые легко показать в деталях фресок в эллинистическом стиле. Новый сложный дизайн поможет скрыть линии и трещины, вызванные интонако. [ 35 ]

Украшения Иоанна VII представляют собой эллинистический стиль, смешанный с более ранними римскими линейными стилями. [ 36 ] Хотя фрески Иоанна VII украшены легкими туниками, тонированными контурами тела и оживленными выражениями лиц, которые индивидуализировали святых, археологи и историки считают , что их движения напряжены. [ 37 ] [ 38 ] Художники позировали их в разговоре с быстрыми руками и поворотами голов, но спины у них «плоские» на фоне, а не повернуты внутрь, в сторону разговора. [ 39 ] Примером этой детали является образ святого Ермолая Македонского в Часовне врачей, который изображен с высокими, четко очерченными скулами, асимметричными глазами, изогнутыми бровями, выделенными длинными темными волосами и струящейся бородой. [ 40 ] Нет известных современных параллелей распространенному здесь использованию белой подсветки в Санта-Мария-Антиква. [ 41 ] Художники Иоанна VII находились под сильным влиянием византийцев, поскольку они сочетали прозрачность эллинизма с более плотными, многослойными цветами. [ 42 ]

Самая противоречивая фигура периода Иоанна VII, Христос в поклонении Кресту/Распятый, находится в Триумфальной арке. [ 32 ] [ 43 ] Эта фигура имеет высоту примерно 2,5 метра и плохо сохранилась: у Христа сохранились голова, живот и левая рука. [ 44 ] По бокам Христа на кресте изображены ангелы, голова святого Иоанна с нимбом и корона поклоняющихся последователей, одетых в разноцветные одежды, у подножия скалы (предположительно Голгофы , из Матфея 27:33). [ 44 ] Образ Христа не соответствует современным изображениям или другим изображениям Христа Иоанна VII: в Санта-Мария-Антиква он изображен с вьющимися короткими волосами, слегка зачесанными на лицо волосами и носящим набедренную повязку. [ 45 ] Современные изображения показывают Христа с длинными волосами, длинной бородой и в колобии (льняной рубашке). [ 45 ] Считается, что источником этого нового изображения послужили монеты, выпущенные Юстинианом II после того, как он восстановил византийское правление в Италии в 705 году нашей эры. [ 45 ] Монеты были отчеканены в Италии, и, как и на фреске, на них изображен Христос с короткими волосами и едва заметной бородой в византийском стиле. [ 45 ] Возможное влияние монет проявляется в глазах Христа: они, как и на монете, широко раскрыты и смотрят прямо перед собой, а не закрыты или опущены. [ 45 ] Существование набедренной повязки было установлено путем внимательного изучения фрески, на которой был обнаружен сильно очерченный или мускулистый живот, который не соответствовал тканевым рисункам колобия. [ 32 ] Судя по двум различным изображениям Христа, имевшим хождение в то время, с запада и с востока, можно предположить, что сообщество византийских художников, жившее на Палатинском холме у Санта-Мария-Антиква, имело влияние на картину Поклонения Кресту. /Распятый. [ 46 ]

«Часовня врачей» или «Часовня святых врачей» — еще одна сохранившаяся работа Иоанна VII, хотя и плохо по сравнению с другими его произведениями. [ 47 ] В часовне находятся многочисленные святые в натуральную величину, обычно одетые в коричневые туники, длинные темные волосы, длинные бороды, широко открытые глаза, оживленные брови и сандалии, каждый святой держит свиток в правой руке и хирургические ящики разных стилей. с черными ремнями. [ 47 ] Эти детали собраны из частей отдельных святых в часовне, поскольку ни один отдельный святой не сохранился в целости и сохранности. Не существует современного образца этой часовни или столь разнообразной коллекции святых-медиков. [ 48 ] Считается, что святые-медики, возникшие примерно в середине седьмого века, побуждали людей перестать искать языческие лекарства от болезней и обратиться к христианским молитвам, отождествляя себя с конкретным святым. [ 49 ] Этого можно было бы легко достичь в Санта-Мария-Антиква благодаря разнообразному сообществу, окружающему церковь, и разнообразию святых-медиков, что делало религию доступной, понятной и понятной. [ 50 ] В собрание святых включены: святой Дометий Персидский , отшельник, известный чудесами, святые Косма и Дамиан , врачи, утверждавшие, что являлись больным, молившимся им, Назарий и Цельс , мученики из Галлии . [ 51 ] Эти иконы представляют собой репродукции, созданные для облегчения доступа к византийской практике инкубации (представление о том, что во время сна в церкви можно увидеть святого или вылечиться от болезни), которая была популярна в начале восьмого века. [ 50 ] Легкость доступности этих святых-медиков самого различного происхождения побуждала людей выздоравливать от болезней по-христиански, заменяя любые следы связи Санта-Мария-Антиква с язычниками, но сохраняя при этом свою репутацию места исцеления. [ 52 ]

Все святые в эпоху Мартина I были в кадрах и последовательностях движения с плавными узорами, светлыми цветами и узорчатым фоном, эпоха Иоанна VII все еще была в кадрах движения, но они были более подробными: его рисунки были слегка линейными в старом римском стиле и его прошлое было невзрачным. [ 29 ] Хотя украшения Иоанна VII соответствуют эллинистическому стилю, они демонстрируют медленный возврат к старым римским традициям, которые доминируют в украшениях эпохи Павла I.

Павла I (757-767) Святой Аббакирос в атрии был создан после того, как лангобардам удалось уничтожить византийское правительство в Италии, а также в период иконоборчества на востоке. [ 53 ] Святой Аббакирос хорошо сохранился благодаря жестким, жестким мазкам кисти. [ 53 ] На его лице асимметричные глаза с изогнутыми бровями, морщинистый лоб и борода. [ 53 ] Тонкие детали ресниц неотличимы от теней, отсутствие бликов, подчеркивающих его волосы или бороду, а также жесткая поза символизируют громоздкость Рима с отсутствием деталей. [ 54 ] Его рот представляет собой серию линий из-за отсутствия затенения и детализации; Святому Аббакиросу Павла I явно не хватает деталей более ранних фресок. [ 53 ] Эллинистическая тенденция и византийское влияние на искусство к этому времени, по-видимому, захотели вернуться к более римскому стилю. Упростив стиль, Павел I успокоил оставшихся в Риме выходцев из Византии, охваченных иконоборческими дебатами.

Развитие стилей в Санта-Мария-Антиква началось с языческих мозаик, превратившихся в классическое возрождение эллинистических стилей с плавностью, светом, цветами и движением, которые превратились в более глубокие цвета и более мелкие детали, наконец, превратившись в менее детализированные и жесткие: почти обратная эволюция. . Смена тенденций может соответствовать византийскому влиянию и напряженности внутри Италии с пятого по девятый века. [ 55 ] Трудности с установлением хронологии являются результатом плохой сохранности, изменений стиля и частичного декорирования или ремонта на каждом этапе. [ 56 ] В конечном итоге находившиеся под византийским влиянием наиболее важными были папы и художники Санта-Мария-Антиква, ; однако именно адаптация техники художников сохранилась как дань их мастерству. В Санта-Мария-Антиква находится коллекция фрагментов фресок, которые явно делают ее единственной в своем роде в поздней античности, поскольку она включает в себя все стили, техники и влияния или отсутствие влияния, поскольку она не совсем соответствует современникам.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Эрик Туно, 2003 Образ и реликвия: опосредование священного в раннем средневековом Риме. ISBN   88-8265-217-3 стр. 34
  2. ^ Бисера В. Пенчева, 2006 Иконы и сила: Богородица в Византии. ISBN   0-271-02551-4 стр. 21
  3. ^ Энн Дж. Дагган, 2008 Королевы и королевство в средневековой Европе ISBN   0-85115-881-1 стр. 175
  4. ^ «С возвращением, Санта-Мария-Антиква» . Американский институт римской культуры . 03.10.2012.
  5. ^ Бениньи, У. (1913). «Рим» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  6. ^ Методическое руководство по Риму и его контурам , Джузеппе Мельхиорри, Рим (1836 г.); страница 427.
  7. ^ Мельхиорри; страницы 427=428.
  8. ^ Гораций, К. (1913). «Папа Иоанн VII» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  9. ^ Фольгеро, Олав. «Самая низкая, потерянная зона в поклонении сцене распятия в Санта-Мария-Антиква в Риме: новая гипотеза». Журнал Институтов Варбурга и Курто, 2009, с. 207.
  10. ^ Нордхаген, Для Йонаса. «Фрески Иоанна VII (705–707 гг. н.э.) в церкви Санта-Мария-Антиква в Риме». 1986, с. 4.
  11. ^ Книпп, Дэвид. «Часовня врачей Санта-Мария-Антиква». Документы Дамбертон-Оука, 2002, стр. 15.
  12. ^ Фротингем-младший, AL «Заметки о византийском искусстве и культуре в Италии и особенно в Риме». Американский журнал археологии и истории изящных искусств, 1895 г., стр. 152, 157.
  13. ^ Книпп 2002, с. 2.
  14. ^ Магуайр, Генри. «Стиль и идеология в византийском императорском искусстве». Геста, 1989, с. 217.
  15. ^ Эйвери, Миртилла. «Александрийский стиль в Санта-Мария-Антиква, Рим». Художественный бюллетень, 1925, с. 137.
  16. ^ Нордхаген, Пер Йонас. «Очерки византийской и раннесредневековой живописи». Пиндар Пресс, 1990, с. 163.
  17. ^ Нордхаген, Исследования, стр. 175.
  18. ^ Нордхаген 1990, стр. 158.
  19. ^ Осборн, Джон. «Атриум Санта-Мария-Антиква, Рим: история в искусстве». Документы Британской школы в Риме, 1987, с. 195.
  20. ^ Jump up to: а б с д Нордхаген 1990, стр. 175.
  21. ^ Эйвери 1925, с. 135.
  22. ^ Нордхаген 1990, стр. 309.
  23. ^ Эйвери 1925, стр.137.
  24. ^ Осборн 1987, с. 192.
  25. ^ Jump up to: а б Нордхаген 1990, стр. 308.
  26. ^ Нордхаген 1990, стр. 465.
  27. ^ Нордхаген 1968, стр. 104.
  28. ^ Нордхаген 1968, стр. 119.
  29. ^ Jump up to: а б Нордхаген 1968, стр. 106.
  30. ^ Осборн 1986, с. 188.
  31. ^ Осборн 1986, с. 188.
  32. ^ Jump up to: а б с д и Нордхаген 1968, стр. 43.
  33. ^ Магуайр 1989, с. 217
  34. ^ Jump up to: а б Нордхаген 1968, стр. 87.
  35. ^ Jump up to: а б с д и Нордхаген 1990, стр. 169.
  36. ^ Нордхаген 198, стр. 113.
  37. ^ Осборн 1987, с. 187.
  38. ^ Нордхаген 1968, стр. 101.
  39. ^ Нордхаген 1968, стр. 194.
  40. ^ Книпп 2002, с. 14.
  41. ^ Нордхаген 1968, стр. 113.
  42. ^ Нордхаген 1968, стр. 106, 118.
  43. ^ Нордхаген, Пер Йонас. «Поклонение Иоанна VII Кресту в Санта-Мария-Антиква». Журнал Институтов Варбурга и Курто, 1967, с. 388.
  44. ^ Jump up to: а б Нордхаген 1967, с. 388.
  45. ^ Jump up to: а б с д и Нордхаген 1967, с. 389.
  46. ^ Фротингем-младший 1895, с. 175.
  47. ^ Jump up to: а б Книпп 2002, с. 3.
  48. ^ Книпп 2002, с. 6.
  49. ^ Книпп 2002, с. 9, 10.
  50. ^ Jump up to: а б Книпп 2002, с. 9.
  51. ^ Книпп 2002, с. 3, 13.
  52. ^ Книпп 2002, с. 8.
  53. ^ Jump up to: а б с д Книпп 2002, с. 17.
  54. ^ Эйвери 1925, с. 136.
  55. ^ Фротингем младший 1895, 152, 157.
  56. ^ Нордхаген 1990, с. 150.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a0b6515d2ccb42608eb2f2fdda77e293__1700893560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/93/a0b6515d2ccb42608eb2f2fdda77e293.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Santa Maria Antiqua - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)