Санта-Мария-Антиква
Санта-Мария-Антиква на Римском форуме | |
---|---|
Древняя церковь Святой Марии на Римском форуме | |
![]() Ораторий сорока мучеников у входа в Санта-Мария-Антиква на Римском форуме. | |
![]() Нажмите на карту для полноэкранного просмотра | |
41 ° 53'27,6 "с.ш. 12 ° 29'8,1" в.д. / 41,891000 ° с.ш. 12,485583 ° в.д. | |
Расположение | Рим |
Страна | Италия |
Номинал |
|
История | |
Статус | Неактивный |
Посвященный | 5 век |
Архитектура | |
Стиль | Византийская архитектура |
Новаторский | 5 век |
Технические характеристики | |
Длина | 30 метров (98 футов) |
Ширина | 20 метров (66 футов) |
Санта-Мария-Антиква (англ. Ancient Church of Saint Mary ) — католическая церковь Мариан в Риме , Италия , построенная в V веке на Римском Форуме и долгое время являвшаяся монументальным доступом к Палатинским императорским дворцам.
Расположенная у подножия Палатинского холма церковь Санта-Мария-Антиква является старейшим христианским памятником на Римском форуме . В церкви находится самое раннее римское изображение Санта-Мария-Регина , Девы Марии в образе королевы , датированное VI веком. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]Церковь Санта-Мария-Антиква, построенная в середине V века на северо-западном склоне Палатинского холма, является самым ранним и самым значительным христианским памятником на Римском форуме. В церкви хранится уникальная коллекция настенных росписей VI-конца VIII веков. Обнаружение этих картин дало множество теорий о развитии раннего средневекового искусства и дало своеобразные представления в археологии . Церковь была заброшена в 9 веке после того, как землетрясение похоронило здания; он оставался запечатанным более 1000 лет, пока не был вновь открыт в начале 20 века. Таким образом, Санта-Мария-Антиква представляет собой ключевой элемент для понимания культурного и городского развития Римского форума от античности до первых веков христианского периода. С 1980 по 2012 год памятник был закрыт для широкой публики и доступен только ученым, подавшим заявку на специальное посещение. По программе консервации, реализованной Soprintendenza per il Patrimonio Storico. В сотрудничестве со Всемирным фондом памятников церковь теперь открыта для экскурсий.
Санта-Мария-Антиква — это разрушенная церковь на Римском форуме, являющаяся частью археологического памятника Форо-Романо-э-Палатино , для доступа внутрь которого требуется покупка билета. Сама церковь не всегда открыта для публики из-за продолжающихся раскопок, начавшихся в 2004 году под эгидой Всемирного фонда памятников. Благодаря столетиям изоляции его стены демонстрируют цикл красивых красочных фресок, изображающих Деву Марию и Младенца Иисуса , пап, святых и мучеников, образуя, таким образом, одну из крупнейших и наиболее важных коллекций доиконоборческого римского и византийского искусства в мир. Эти фрески относятся к периоду иконоборчества , когда на Востоке уничтожались фигуры в церквях. [ 4 ]
Папа Иоанн VII использовал эту церковь в начале 8 века в качестве резиденции епископа Рима.

Церковь была частично разрушена в 847 году, когда в результате землетрясения некоторые части императорских дворцов рухнули и покрыли церковь. По этой причине новая церковь под названием Санта-Мария -Нова (Новая Святая Мария, ныне Санта-Франческа-Романа ) была построена неподалеку Папой Львом IV на части разрушенного храма Храма Венеры и Ромы , где когда-то стояла часовня в память о Падение Симона Волхва . [ 5 ] Санта-Мария-Антиква понесла дальнейшие повреждения во время нормандского разграбления Рима (1084 г.) .
До нынешних построек на этом месте располагалась церковь Сан-Сальваторе-ин-Лаку , оккупированная бенедиктинцами, названная из-за близости к участку, называемому Лаго-ди-Джотурна . Церковь была передана в 1550 году Папой Юлием III Облатам Святой Франциски Римской из близлежащего монастыря Тор де Спекки. [ 6 ] Церковь Санта-Мария-Либератриче (Sancta Maria libera nos a poenis inferni) построена в 1617 году на руинах Санта-Мария-Антиква. Эту реконструкцию патронировал кардинал Марчелло Ланте делла Ровере и использовал архитектор Онорио Лонги . Церковь украшали художники Стефано Парросель , Грамичча ( Лоренцо ?), Франческо Феррари и Себастьяно Чеккарини . [ 7 ] Однако церковь Марии Либератриче была снесена в 1900 году, чтобы выявить остатки старой церкви. [ 8 ]

Санта-Мария-Антиква была закрыта на реставрацию с 1980 по 2016 год.
Византийские фрески
[ редактировать ]Многослойные стены Санта-Мария-Антиква украшены многочисленными фресками различного художественного стиля и адаптации во времена интенсивного декора с шестого по девятый век. [ 9 ] Каждую нишу, стену и алтарь можно отнести к разным временам и стилям представителей художников и покровителей, в том числе пап Мартина I (649–653), Иоанна VII (705–707), Захария (741–752) и Павла. Я (757-767). Степень эрозии и разрушения затрудняет получение точной записи стилей. По фрагментам фресок археологи и историки составили приблизительную хронологию украшений. [ 10 ] Историки, изучающие Санта-Мария-Антиква, часто полагаются на современные церкви, чтобы помочь создать хронологию стилей и влияний: в случае Санта-Мария-Антиква это менее успешно из-за того, что ни одна другая церковь поздней античности не имеет такой же коллекции и Эволюция стилей за это время. [ 11 ] Смена стиля в Santa Maria Antiqua узнаваема благодаря наслоению тенденций и стилей.
За время использования Санта-Мария-Антиква Рим несколько раз переходил из рук в руки. Поражение Западной Римской империи от готов в пятом веке уступило место византийскому и лангобардскому влиянию в конце пятого - середине восьмого веков. [ 12 ] также действовала византийская администрация . Художники из греческой общины, окружавшие церковь, имели местное влияние, но на вершине Палатинского холма , у подножия которого находится Санта-Мария-Антиква, [ 13 ] Считается, что это постоянное изменение влияний является определяющим фактором в различных стилях этой церкви. [ 14 ] Влияние также можно проследить по сохранившимся надписям: греческом в украшениях Папы Мартина I (649–653), греческом и латыни у Папы Иоанна VII (705–707) и полностью латинском у Папы Павла I. [ 15 ]
Стена Палимпсеста , расположенная в святилище (номер два на карте), имеет как минимум шесть слоев декора, представляющих разные стили, даты и влияния. [ 16 ] Первые два слоя с четвертого по шестой век представляют собой древнеримские языческие мозаики, которые быстро были заменены самыми ранними фресками Санта-Мария-Антиква. [ 17 ] Около двух процентов этих мозаик сохранились, потому что были закрашены фреской. [ 18 ] Третий слой, c. 500-550, содержит остатки Царицы Небесной , самой ранней ассоциации этого титула с Девой Марией и Помпейским Ангелом. [ 19 ] [ 20 ] Именно на этом слое археологи отмечают поворот к эллинистическому или византийскому стилю и отказ от традиционного линейного римского стиля. [ 20 ] Слои четвертый и пятый, c. 570-655 гг. видят полное заимствование эллинистического стиля из более ранних римских стилей, утверждая византийское влияние в Риме. [ 20 ] Шестой слой принадлежит Папе Иоанну VII (705-707), который ответственен за обширный ремонт и украшения, которые сохранились до сих пор. [ 20 ]
Эллинистический стиль отличается белым выделением и затенением волос и одежд, а также размещением фигур в движениях. [ 21 ] Хотя многие из сохранившихся фресок Санта-Мария-Антиква являются эллинистическими, им не хватает классического эллинистического фона вилл и колонн. [ 22 ] Вместо этого фон выглядит более отстраненным и нейтральным. [ 23 ] В ранних примерах почерневшие зрачки часто смотрят прямо перед собой, а на лице контурные детали. На первом этапе каждой фрески наносились карандашом контуры, затем в качестве одежды добавлялись более темные цвета, а более мелкие детали обрабатывались в последнюю очередь. [ 24 ] Эллинизм начал проявляться во время написания Помпейского ангела и затмил более языческие стили к 650 году нашей эры. [ 25 ]
Эпохи пап Мартина I (649–653), Иоанна VII (705–707) и Павла I (757–767) дают яркие примеры стилистических тенденций через сохранившиеся украшения. Сохранившиеся фрески иллюстрируют способность художников использовать различные техники и стили; следовательно, эти стили вскоре стали уникальными, поскольку поколения художников сформировали для Санта-Мария-Антиква определенные навыки, позволяющие продолжать или прекращать тенденции, казалось бы, случайным образом. [ 26 ]
Фрески Мартина I (649–653 гг.) немногочисленны, но неплохо сохранились. Они выполнены в эллинистическом стиле, поскольку к тому времени, когда он вступил в должность, то есть после прихода к власти византийцев, он полностью затмил традиционный римский стиль. [ 25 ] Римский стиль был гораздо менее детализирован: никаких контурных линий и теней, а также очень приглушенный фон. [ 27 ] Самые ранние украшения Мартина I - это отцы церкви 649 г. н. э., которые выражают движение, поднимая ногу при ходьбе, в то время как их мантии задрапированы и выделены, чтобы преувеличить этот эффект. [ 28 ] Отцы церкви демонстрируют большую плавность своих кружащихся туник, чем на более поздних фресках, но их лица намного более жесткие, также по сравнению с более поздними фресками. [ 29 ] Точная дата указана в греческой надписи ниже, относящейся к Латеранскому собору 649 года , осудившему монофелитство . [ 30 ] Мартин I был в конечном итоге сослан за осуждение монофелитства, но Иоанн VII поручил нарисовать его изображение в пресвитерии (см. карту) вместе с другими изображениями пап в Санта-Мария-Антиква. [ 31 ] Мартин I изображен в эллинистической манере: белые мазки кисти оттеняют его каштановые волосы на лице, нарисованные на сильно очерченной, истощенной челюсти, и он несет украшенную драгоценностями книгу. [ 32 ] Он носит церковную прическу: лысеющую, короткую и с центральной прядью волос вокруг лба. [ 32 ] Глаза Мартина I не смотрят прямо перед собой угольно-черными зрачками, как это было типично для современников, а смотрят вниз и индивидуализированно. [ 32 ] В частности, изображения Мартина I и Иоанна VII облачены в светло-желтую паэнулу одинакового цвета с просвечивающей зеленой подложкой, что предполагает своего рода солидарность пап против византийцев, использующих искусство для передачи политических сообщений, которые решение Византии изгнать Мартин, я ошибался. [ 33 ]
Период папы Иоанна VII (705-707) имеет наиболее сохранившиеся украшения. [ 34 ] В них представлены примеры методов, использованных во время обширного ремонта и ремонта Санта-Мария-Антиква пресвитерия, часовни врачей (или часовни святых-медиков) и ораторского искусства сорока мучеников. [ 34 ] Частично амбициозные проекты Иоанна VII можно обвинить в удалении и разрушении существующих фресок, поскольку его художники часто заново оштукатуривали участки высотой примерно 4,5 метра и выше. [ 35 ] Отверстия, просверленные в стенах через равные промежутки и на разных уровнях, позволяют получить подробную информацию о том, как это было достигнуто в таких маленьких и тесных помещениях. [ 35 ] Художники просверливали отверстия в стенах на высоте 9,3 метра над полом, чтобы удерживать леса, а затем наносили интонако (штукатурку), чтобы укрепить и закрепить слои под текущей рабочей поверхностью. [ 35 ] Покраска производилась сразу после нанесения интонако, чтобы краска могла просочиться в штукатурку и добиться более глубокого эффекта. [ 35 ] Затем такие же отверстия будут пробурены ниже, на высоте 7,98 метра над полом, и процесс повторится. Таким образом, большинство сохранившихся фресок в Санта-Мария-Антиква были написаны сверху вниз, а не из стороны в сторону или сразу. Сложные, детальные фрески были необходимы там, где был распространен интонако, потому что он перекрывался с существующими фресками, создавая линии, которые легко показать в деталях фресок в эллинистическом стиле. Новый сложный дизайн поможет скрыть линии и трещины, вызванные интонако. [ 35 ]
Украшения Иоанна VII представляют собой эллинистический стиль, смешанный с более ранними римскими линейными стилями. [ 36 ] Хотя фрески Иоанна VII украшены легкими туниками, тонированными контурами тела и оживленными выражениями лиц, которые индивидуализировали святых, археологи и историки считают , что их движения напряжены. [ 37 ] [ 38 ] Художники позировали их в разговоре с быстрыми руками и поворотами голов, но спины у них «плоские» на фоне, а не повернуты внутрь, в сторону разговора. [ 39 ] Примером этой детали является образ святого Ермолая Македонского в Часовне врачей, который изображен с высокими, четко очерченными скулами, асимметричными глазами, изогнутыми бровями, выделенными длинными темными волосами и струящейся бородой. [ 40 ] Нет известных современных параллелей распространенному здесь использованию белой подсветки в Санта-Мария-Антиква. [ 41 ] Художники Иоанна VII находились под сильным влиянием византийцев, поскольку они сочетали прозрачность эллинизма с более плотными, многослойными цветами. [ 42 ]
Самая противоречивая фигура периода Иоанна VII, Христос в поклонении Кресту/Распятый, находится в Триумфальной арке. [ 32 ] [ 43 ] Эта фигура имеет высоту примерно 2,5 метра и плохо сохранилась: у Христа сохранились голова, живот и левая рука. [ 44 ] По бокам Христа на кресте изображены ангелы, голова святого Иоанна с нимбом и корона поклоняющихся последователей, одетых в разноцветные одежды, у подножия скалы (предположительно Голгофы , из Матфея 27:33). [ 44 ] Образ Христа не соответствует современным изображениям или другим изображениям Христа Иоанна VII: в Санта-Мария-Антиква он изображен с вьющимися короткими волосами, слегка зачесанными на лицо волосами и носящим набедренную повязку. [ 45 ] Современные изображения показывают Христа с длинными волосами, длинной бородой и в колобии (льняной рубашке). [ 45 ] Считается, что источником этого нового изображения послужили монеты, выпущенные Юстинианом II после того, как он восстановил византийское правление в Италии в 705 году нашей эры. [ 45 ] Монеты были отчеканены в Италии, и, как и на фреске, на них изображен Христос с короткими волосами и едва заметной бородой в византийском стиле. [ 45 ] Возможное влияние монет проявляется в глазах Христа: они, как и на монете, широко раскрыты и смотрят прямо перед собой, а не закрыты или опущены. [ 45 ] Существование набедренной повязки было установлено путем внимательного изучения фрески, на которой был обнаружен сильно очерченный или мускулистый живот, который не соответствовал тканевым рисункам колобия. [ 32 ] Судя по двум различным изображениям Христа, имевшим хождение в то время, с запада и с востока, можно предположить, что сообщество византийских художников, жившее на Палатинском холме у Санта-Мария-Антиква, имело влияние на картину Поклонения Кресту. /Распятый. [ 46 ]
«Часовня врачей» или «Часовня святых врачей» — еще одна сохранившаяся работа Иоанна VII, хотя и плохо по сравнению с другими его произведениями. [ 47 ] В часовне находятся многочисленные святые в натуральную величину, обычно одетые в коричневые туники, длинные темные волосы, длинные бороды, широко открытые глаза, оживленные брови и сандалии, каждый святой держит свиток в правой руке и хирургические ящики разных стилей. с черными ремнями. [ 47 ] Эти детали собраны из частей отдельных святых в часовне, поскольку ни один отдельный святой не сохранился в целости и сохранности. Не существует современного образца этой часовни или столь разнообразной коллекции святых-медиков. [ 48 ] Считается, что святые-медики, возникшие примерно в середине седьмого века, побуждали людей перестать искать языческие лекарства от болезней и обратиться к христианским молитвам, отождествляя себя с конкретным святым. [ 49 ] Этого можно было бы легко достичь в Санта-Мария-Антиква благодаря разнообразному сообществу, окружающему церковь, и разнообразию святых-медиков, что делало религию доступной, понятной и понятной. [ 50 ] В собрание святых включены: святой Дометий Персидский , отшельник, известный чудесами, святые Косма и Дамиан , врачи, утверждавшие, что являлись больным, молившимся им, Назарий и Цельс , мученики из Галлии . [ 51 ] Эти иконы представляют собой репродукции, созданные для облегчения доступа к византийской практике инкубации (представление о том, что во время сна в церкви можно увидеть святого или вылечиться от болезни), которая была популярна в начале восьмого века. [ 50 ] Легкость доступности этих святых-медиков самого различного происхождения побуждала людей выздоравливать от болезней по-христиански, заменяя любые следы связи Санта-Мария-Антиква с язычниками, но сохраняя при этом свою репутацию места исцеления. [ 52 ]
Все святые в эпоху Мартина I были в кадрах и последовательностях движения с плавными узорами, светлыми цветами и узорчатым фоном, эпоха Иоанна VII все еще была в кадрах движения, но они были более подробными: его рисунки были слегка линейными в старом римском стиле и его прошлое было невзрачным. [ 29 ] Хотя украшения Иоанна VII соответствуют эллинистическому стилю, они демонстрируют медленный возврат к старым римским традициям, которые доминируют в украшениях эпохи Павла I.
Павла I (757-767) Святой Аббакирос в атрии был создан после того, как лангобардам удалось уничтожить византийское правительство в Италии, а также в период иконоборчества на востоке. [ 53 ] Святой Аббакирос хорошо сохранился благодаря жестким, жестким мазкам кисти. [ 53 ] На его лице асимметричные глаза с изогнутыми бровями, морщинистый лоб и борода. [ 53 ] Тонкие детали ресниц неотличимы от теней, отсутствие бликов, подчеркивающих его волосы или бороду, а также жесткая поза символизируют громоздкость Рима с отсутствием деталей. [ 54 ] Его рот представляет собой серию линий из-за отсутствия затенения и детализации; Святому Аббакиросу Павла I явно не хватает деталей более ранних фресок. [ 53 ] Эллинистическая тенденция и византийское влияние на искусство к этому времени, по-видимому, захотели вернуться к более римскому стилю. Упростив стиль, Павел I успокоил оставшихся в Риме выходцев из Византии, охваченных иконоборческими дебатами.
Развитие стилей в Санта-Мария-Антиква началось с языческих мозаик, превратившихся в классическое возрождение эллинистических стилей с плавностью, светом, цветами и движением, которые превратились в более глубокие цвета и более мелкие детали, наконец, превратившись в менее детализированные и жесткие: почти обратная эволюция. . Смена тенденций может соответствовать византийскому влиянию и напряженности внутри Италии с пятого по девятый века. [ 55 ] Трудности с установлением хронологии являются результатом плохой сохранности, изменений стиля и частичного декорирования или ремонта на каждом этапе. [ 56 ] В конечном итоге находившиеся под византийским влиянием наиболее важными были папы и художники Санта-Мария-Антиква, ; однако именно адаптация техники художников сохранилась как дань их мастерству. В Санта-Мария-Антиква находится коллекция фрагментов фресок, которые явно делают ее единственной в своем роде в поздней античности, поскольку она включает в себя все стили, техники и влияния или отсутствие влияния, поскольку она не совсем соответствует современникам.
-
Сант-Аббасиро ( Сент-Кир )
-
Свежее в Санта-Мария-Антиква
-
Деталь: Ангел Благовещения (На стене Палимпсеста) (565-578)
-
Распятие (741-752)
-
Распятие из Санта-Мария-Антиква.
См. также
[ редактировать ]- Здания католической Марианской церкви
- Элизабетта Поволедо, «Ранняя христианская церковь в Риме вновь открывается для публики», New York Times, 17 марта 2016 г. Проверено: 20 марта 2016 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эрик Туно, 2003 Образ и реликвия: опосредование священного в раннем средневековом Риме. ISBN 88-8265-217-3 стр. 34
- ^ Бисера В. Пенчева, 2006 Иконы и сила: Богородица в Византии. ISBN 0-271-02551-4 стр. 21
- ^ Энн Дж. Дагган, 2008 Королевы и королевство в средневековой Европе ISBN 0-85115-881-1 стр. 175
- ^ «С возвращением, Санта-Мария-Антиква» . Американский институт римской культуры . 03.10.2012.
- ^ Бениньи, У. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ Методическое руководство по Риму и его контурам , Джузеппе Мельхиорри, Рим (1836 г.); страница 427.
- ^ Мельхиорри; страницы 427=428.
- ^ Гораций, К. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ Фольгеро, Олав. «Самая низкая, потерянная зона в поклонении сцене распятия в Санта-Мария-Антиква в Риме: новая гипотеза». Журнал Институтов Варбурга и Курто, 2009, с. 207.
- ^ Нордхаген, Для Йонаса. «Фрески Иоанна VII (705–707 гг. н.э.) в церкви Санта-Мария-Антиква в Риме». 1986, с. 4.
- ^ Книпп, Дэвид. «Часовня врачей Санта-Мария-Антиква». Документы Дамбертон-Оука, 2002, стр. 15.
- ^ Фротингем-младший, AL «Заметки о византийском искусстве и культуре в Италии и особенно в Риме». Американский журнал археологии и истории изящных искусств, 1895 г., стр. 152, 157.
- ^ Книпп 2002, с. 2.
- ^ Магуайр, Генри. «Стиль и идеология в византийском императорском искусстве». Геста, 1989, с. 217.
- ^ Эйвери, Миртилла. «Александрийский стиль в Санта-Мария-Антиква, Рим». Художественный бюллетень, 1925, с. 137.
- ^ Нордхаген, Пер Йонас. «Очерки византийской и раннесредневековой живописи». Пиндар Пресс, 1990, с. 163.
- ^ Нордхаген, Исследования, стр. 175.
- ^ Нордхаген 1990, стр. 158.
- ^ Осборн, Джон. «Атриум Санта-Мария-Антиква, Рим: история в искусстве». Документы Британской школы в Риме, 1987, с. 195.
- ^ Jump up to: а б с д Нордхаген 1990, стр. 175.
- ^ Эйвери 1925, с. 135.
- ^ Нордхаген 1990, стр. 309.
- ^ Эйвери 1925, стр.137.
- ^ Осборн 1987, с. 192.
- ^ Jump up to: а б Нордхаген 1990, стр. 308.
- ^ Нордхаген 1990, стр. 465.
- ^ Нордхаген 1968, стр. 104.
- ^ Нордхаген 1968, стр. 119.
- ^ Jump up to: а б Нордхаген 1968, стр. 106.
- ^ Осборн 1986, с. 188.
- ^ Осборн 1986, с. 188.
- ^ Jump up to: а б с д и Нордхаген 1968, стр. 43.
- ^ Магуайр 1989, с. 217
- ^ Jump up to: а б Нордхаген 1968, стр. 87.
- ^ Jump up to: а б с д и Нордхаген 1990, стр. 169.
- ^ Нордхаген 198, стр. 113.
- ^ Осборн 1987, с. 187.
- ^ Нордхаген 1968, стр. 101.
- ^ Нордхаген 1968, стр. 194.
- ^ Книпп 2002, с. 14.
- ^ Нордхаген 1968, стр. 113.
- ^ Нордхаген 1968, стр. 106, 118.
- ^ Нордхаген, Пер Йонас. «Поклонение Иоанна VII Кресту в Санта-Мария-Антиква». Журнал Институтов Варбурга и Курто, 1967, с. 388.
- ^ Jump up to: а б Нордхаген 1967, с. 388.
- ^ Jump up to: а б с д и Нордхаген 1967, с. 389.
- ^ Фротингем-младший 1895, с. 175.
- ^ Jump up to: а б Книпп 2002, с. 3.
- ^ Книпп 2002, с. 6.
- ^ Книпп 2002, с. 9, 10.
- ^ Jump up to: а б Книпп 2002, с. 9.
- ^ Книпп 2002, с. 3, 13.
- ^ Книпп 2002, с. 8.
- ^ Jump up to: а б с д Книпп 2002, с. 17.
- ^ Эйвери 1925, с. 136.
- ^ Фротингем младший 1895, 152, 157.
- ^ Нордхаген 1990, с. 150.
Источники
[ редактировать ]- Гораций, К. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Бениньи, У. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Дэвид, Джозеф (1911). Сент-Мари-Антик; литургическое и агиографическое исследование с планом церкви (на французском языке). Рим: М. Бретшнайдер.
- Уэбб, Матильда (2001). «Санта Мария Антиква» . Церкви и катакомбы раннехристианского Рима . Брайтон: Sussex Academic Press. стр. 112–122. ISBN 1-902210-58-1 .
- Проект Санта-Мария-Антиква. «Санта-Мария-Антиква: история от древности до 847 года нашей эры» Soprintendenza Archeologica di Roma. Архивировано из оригинала 11 августа 2007 г. Проверено 13 июня 2009 г.
- Романелли, Пьетро; Нордхаген, Пер Йонас (1999). С. Мария Антиква (на итальянском языке) (2-е изд.). Рим: Государственный полиграфический институт, Государственная библиотека. ISBN 88-240-3719-4 .
- Анджолино, Лоредана (2004). «Санта-Мария-Антиква: Византийская церковь в Риме» . Телематический бюллетень искусства (на итальянском языке) (363). ISSN 1127-4883 .
- Кларидж, Аманда (1998). Рим: Оксфордский археологический справочник . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-288003-9 .
- Эйвери, Миртилла (1925). «Александрийский стиль в Санта-Мария-Антиква, Рим». Художественный вестник . 7 (4): 131–149. дои : 10.2307/3046494 . JSTOR 3046494 .
- Фольгеро, Олав (2009). «Самая низкая, потерянная зона в поклонении сцене распятия в Санта-Мария-Антиква в Риме: новая гипотеза». Журнал институтов Варбурга и Курто . 72 : 207–219. дои : 10.1086/JWCI40593769 . S2CID 192676164 .
- Фротингем-младший, Алабама (1895). «Заметки о византийском искусстве и культуре в Италии и особенно в Риме». Американский журнал археологии и истории изящных искусств . 10 (2): 152–208. дои : 10.2307/496574 . JSTOR 496574 .
- Книпп, Дэвид (2002). «Часовня врачей Санта-Мария-Антиква» . Документы Думбартон-Окса . 56 : 1–23. дои : 10.2307/1291851 . ISSN 0070-7546 . JSTOR 1291851 .
- Магуайр, Генри (1989). «Стиль и идеология в византийском императорском искусстве». Геста . 28 (2): 217–231. дои : 10.2307/767070 . JSTOR 767070 . S2CID 192603210 .
- Нордхаген, Пер Йонас (1967). «Поклонение Иоанна VII Кресту в Санта-Мария-Антиква». Журнал институтов Варбурга и Курто . 3 : 388–390. дои : 10.2307/750753 . JSTOR 750753 . S2CID 195050350 .
- Нордхаген, Йонасу (1968). Фрески Иоанна VII (705-707 гг. н.э.) в церкви Санта-Мария-Антиква в Риме . Рим.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Нордхаген, Пер Йонас (1990). Исследования византийской и раннесредневековой живописи . Лондон: Пиндар Пресс. ISBN 978-0-907132-47-9 .
- Осборн, Джон (1987). «Атриум Санта-Мария-Антиква, Рим: история в искусстве». Документы Британской школы в Риме . 55 : 186–223. дои : 10.1017/s0068246200009004 . S2CID 191364070 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Люси, Стивен Дж. (2007). «Искусство и социокультурная идентичность в раннесредневековом Риме - покровители Санта-Мария-Антиква» . В О'каррагейне, Имонн; Нойман де Вегвар, Кэрол Л. (ред.). Рома Феликс: становление и размышления средневекового Рима . Олдершот: Ashgate Publishing Ltd., стр. 139–158. ISBN 978-0-7546-6096-5 .
- Осборн, Дж.; Брандт, Г.; Морганти, ред. (2005). Санта-Мария-Антиква на Римском форуме сто лет спустя . Кампизано Эдиторе. ISBN 88-88168-21-4 .
