Золотая Мадонна Эссена

Золотая Мадонна Эссена — скульптура Девы Марии и младенца Иисуса . Это деревянная сердцевина, покрытая листами тонкого сусального золота . Это произведение является частью сокровищницы Эссенского собора , бывшей церкви Эссенского аббатства , в земле Северный Рейн-Вестфалия , Германия , и выставлено в соборе .
Датированная примерно 980 годом, это одновременно старейшая известная скульптура Мадонны и старейшая отдельно стоящая средневековая скульптура к северу от Альп. [1] а также является одним из немногих крупных произведений искусства, сохранившихся со времен Оттона . По сей день он остается объектом почитания и символом самобытности населения Рурской области . Это единственная сохранившаяся в полный рост статуя, которая, по-видимому, была распространенной формой статуи среди самых богатых церквей и аббатств Северной Европы 10 и 11 веков; некоторые из них были в натуральную величину, особенно фигуры Распятия .
Дата происхождения
[ редактировать ]Статуя датирована примерно 980 годом. [2] и таким образом был создан во время пребывания Матильды , внучки императора Отто I , настоятельницей Эссенского аббатства . Во время ее правления и правления ее преемниц Софии Гандерсхаймской (1012–1039) и Феофана (1039–1058) аббатство приобрело то, что сегодня считается самым ценным из произведений искусства сокровищницы Эссена. Автор скульптуры неизвестен, но предполагается, что она была создана либо в Кельне , либо в Хильдесхайме . В Хильдесхайме находится Мадонна немного моложе, чем в Эссене, а Кельн, скорее всего, является домом художника, поскольку складки платья Мадонны напоминают складки Креста Отто и Матильды, датированного 982 годом, который также является частью Эссена. сокровищница, но, несомненно, была создана кельнским ювелиром, поскольку она имеет много общих черт с распятием Геро из Кельнского собора .
Описание
[ редактировать ]
Мария изображена сидящей на табуретке, а на коленях у нее сидит немного увеличенная фигура младенца Христа. Она носит облегающую тунику с длинными рукавами и плащ ( палла ), накинутый на плечи. На голове она носит вуаль, концы которой закрыты плащом. В правой руке она держит земной шар большим и двумя пальцами, а левая рука поддерживает младенца на коленях. Сама фигура Христа носит папское одеяние и левой рукой прижимает книгу к груди.
Высота статуи составляет 74 сантиметра (29 дюймов); ширина постамента составляет 27 сантиметров (10,6 дюйма). Ядро скульптуры вырезано из цельного куска дерева, скорее всего, тополя. [2] хотя раньше историки искусства предполагали, что это груша, слива или лайм. Поверхность скульптуры полностью покрыта листами сусального золота толщиной менее 0,25 миллиметра (0,01 дюйма), которые удерживаются на месте мелкими золотыми болтами. Размер отдельных золотых листьев варьируется в зависимости от текстуры поверхности. Лица матери и ребенка вылеплены из одного листа каждое. Цветные глаза фигурок выполнены из перегородчатой эмали. Глаза матери вставлены в резные детали, а глаза ребенка просто наклеены на деревянную основу. Детская рука сделана из литого серебра и добавлена только в 14 веке; оригинальная правая рука утеряна. Следы оригинальных украшений X века имеются на державе в правой руке Богородицы, на правой задней ножке табуретки, а также на детской книжке и нимбе . Аграф , изображающий орла, который, казалось бы, прикалывает плащ Марии, является дополнением начала тринадцатого века; малоберцовая кость внизу имеет готические черты и датируется четырнадцатым веком.
Усилия по сохранению
[ редактировать ]Впервые Мадонна была отреставрирована в 1905 году . К тому времени ядро статуи было пронизано туннелями древоточцев и грозило обрушиться. Реставраторы тщательно обернули статую гипсовой повязкой , продули полости для удаления буровой пыли, пропитали их инсектицидами и, наконец, залили смесью клея, мела и воды, неоднократно поворачивая при этом фигуру так, чтобы дойти до каждой детали. уголок и угол. Затем поверхностные отверстия были заделаны дубовыми болтами. Реставрация обошлась в общей сложности в 3200 золотых марок , часть из которых заплатило прусское государство.
Во время и после Второй мировой войны статуя пострадала от поспешной эвакуации; многие золотые листья рассыпались, и древесина снова заполнилась насекомыми-древоточцами. Вторая реставрация была предпринята ювелиром из Эссена Классеном, который обработал скульптуру пестицидами и заполнил отверстия «жидкой древесиной» — пластиком, который тогда широко использовался при реставрации дерева.
Последняя реставрация была проведена на месте в 2004 году. В сокровищнице собора была установлена мастерская для проверки состояния скульптуры. Рентгеновские лучи и эндоскопия использовались для обнаружения оставшихся полостей, а древесина сердцевины и сажистая пленка, которая нарастала на золотых листьях на протяжении веков, были подвергнуты химическому анализу. Эксперты рекомендовали хранить статую в устойчивом климате и не подвергать ее волнениям. Кельнские реставраторы по дереву Риа Рётингер и Михаэла фон Вельк консолидировали древесину табурета, серебряный мастер Петер Болг отполировал металлические листы покрытия и правую серебряную руку ребенка, которые с годами потускнели до черного цвета. Реставрацию контролировала комиссия искусствоведов и реставраторов под руководством доктора Бригитты Фальк, хранителя сокровищницы Эссена. Мадонна была возвращена на свое обычное место в соборе в декабре 2004 года. Подробный отчет о реставрации должен появиться в антологии в 2007 году вместе с дальнейшими исследовательскими работами по статуе и Эссенскому аббатству.
История
[ редактировать ]Средневековые упоминания
[ редактировать ]
Неизвестно, когда именно статуя была заказана, приобретена или подарена, а документов, относящихся к Мадонне, за первые пару столетий ее существования мало. Кажется несомненным, что она была частью сокровищ собора к 993 году, когда император Оттон III посетил аббатство и подарил корону , так называемую «детскую корону», которая также является частью сокровищ по сей день. С момента первого упоминания Мадонна всегда находилась в соборе, за исключением военного времени. Очевидно, ожесточенный конфликт между Кельнской епархией и лордами Изенберга за контроль над Эссенским аббатством, который привел к убийству архиепископа Энгельберта от рук Фридриха фон Изенберга в 1225 году, не повлиял на скульптуру, как и многовековая ссора по поводу ли город Эссен был по закону свободным имперским городом или, скорее, зависимым от аббатства.
На печати города Эссена 1244 года изображена Мадонна между святыми Косьмой и Дамианом. Первое документальное упоминание о Мадонне содержится в Liber Ordinarius 1370 года , в котором подробно описана полностью развитая литургия и процессии, сосредоточенные вокруг статуи. Тот факт, что каноник получил Мадонну из рук сокровищницы для шествий на Очищение, заставляет историков предполагать, что скульптура демонстрировалась исключительно во время крестных ходов и до конца года хранилась вне поля зрения публики. Предлагаемые хранилища включают похожую на крепость западную стену собора и армарий dictum sychter , пристройку к южному нефу.
скульптура известна Под нынешним названием «Золотая Мадонна» лишь с XIX века. Литургический манускрипт, датируемый примерно 1370 годом, описывает его просто как « dat gulden bild onser vrouwen » (буквально «золотой образ Богоматери»). В описи сокровищ Эссенского аббатства 1626 года перечислены Noch ein Gros Marienbelt, sitzend uff einen sthuell mit lauteren golt uberzogen («Еще одно изображение Марии, сидящей на стуле и покрытой чистым золотом»).
Эвакуации в начале Нового времени
[ редактировать ]Тридцатилетняя война потребовала первой эвакуации скульптуры. В 1634 году тогдашняя настоятельница Эссена Мария Клара фон Спаур, Пфлаум и Валёр нашла убежище в Кельне и забрала с собой сокровища собора. Он оставался там до конца войны в 1648 году. В эти годы Мадонна и ныне утраченный храм Марса из сокровищ Эссена выставлялись напоказ в процессиях, затмевая сокровища Кельнского собора, как с гордостью утверждают анналы Эссенского аббатства.
Вторая эвакуация произошла в 1794 году перед наступлением французской революционной армии . Его спрятали в приюте соседнего городка Стил . Эссенское аббатство прекратило свое существование в 1803 году после секуляризации церковных княжеств в рамках Reichsdeputationshauptschluss . Право собственности на Мадонну перешло к римско-католическому приходу Святого Иоанна, который использовал бывшую церковь аббатства в качестве своей приходской церкви. На протяжении XIX века скульптура большей частью оставалась запертой в сокровищнице и почти не исследовалась историками искусства.
20 век
[ редактировать ]Мадонна оставалась в Эссене на протяжении всей Первой мировой войны, но после нее снова была эвакуирована. После коммунистического восстания в Рурской области весной 1920 года власти прихода Санкт-Йоханнес, опасаясь нового восстания, решили спрятать статую в безопасном месте, о котором не будет известно даже ее собственному священнику, чтобы предотвратить ее обнаружение. измена или вымогательство. Ювелиру из Аахена было поручено найти тайник, и он, наконец, договорился с другой немецкой епархией, что Мадонну и остальную часть сокровищ Эссена следует спрятать в месте, о котором будут знать только ювелир и назначенный хранитель: даже епископу сообщили лишь общий план, но не точное местонахождение святилища. Документ с подробным описанием местонахождения был передан на хранение в голландскую епархию на случай, если посредник будет убит. План сработал настолько хорошо, что по сей день неизвестно, где именно в то время был спрятан клад. С уверенностью можно сказать только одно: его упаковали в ветхие картонные чемоданы и отвезли в какое-то место. Епархия Хильдесхайма . Ваучер, хранившийся в Нидерландах, был уничтожен после того, как сокровища наконец были доставлены обратно в Эссен в 1925 году, когда политическая ситуация казалась стабильной. Летом 1925 года ювелир из Аахена и его сын забрали сокровище из святилища и привезли его обратно в Эссен, путешествуя в вагоне рейхсбана четвертого класса и незаметно пронеся сокровище в качестве ручной клади.

Во время Второй мировой войны сокровища Эссена сначала были эвакуированы в Варштайн , затем в замок Альбрехтсбург в Саксонии и, наконец, перевезены в бомбоубежище в Зигене , где к концу войны они были обнаружены американскими войсками. Поскольку сокровищница в Эссене была разрушена воздушными налетами, Мадонна не могла вернуться на свое естественное место до 1950-х годов. Сначала его привезли в Гессенский государственный музей в Марбурге , затем в замок Дайк близ Райдта . С апреля по июнь 1949 года он демонстрировался на выставке в Брюсселе, затем до октября в Амстердаме и, наконец, вернулся в Эссен. До завершения реконструкции Эссенского собора сокровища хранились в хранилище Эссенской сберегательной кассы. С тех пор Мадонна не покидала город.
Иконография
[ редактировать ]Влияния
[ редактировать ]Золотая Мадонна является одновременно старейшей известной скульптурой Мадонны и старейшей отдельно стоящей скульптурой к северу от Альп. Это также одно из двух сохранившихся средневековых позолоченных культовых изображений . Позолоченные скульптуры часто упоминаются в средневековых документах, но, за исключением изображения святого Фидеса в аббатстве Сен-Фуа в Конке на юге Франции, не многие из этих артефактов сохранились. Мы знаем, что у Карла Великого было распятие в натуральную величину с золотой фигурой Христа в его Палатинской капелле в Аахене , старейший подобный объект, подлежащий описанию, и множество подобных фигур из драгоценного металла, ныне исчезнувших, записано в больших англосаксонских книгах. церкви и др. Чаще всего это распятия, а иногда сопутствующие фигуры Марии и Иоанна Богослова упоминаются , как, например, работы Спирхафока в XI веке.
Тот факт, что статуя Эссена является отдельно стоящей, а ее эмалевые глаза указывают на влияние византийского искусства и его распространение в Священной Римской империи после свадьбы императора Оттона II с византийской принцессой Феофану в 972 году. [3] хотя статуи такого большого масштаба были совершенно вне византийских традиций после византийского иконоборчества . Общая форма Мадонны свидетельствует о том, что скульптор не имел опыта изготовления отдельно стоящих скульптур, поскольку профиль, вид спереди и сзади не составляют гармоничного целого.
Религиозное и политическое значение
[ редактировать ]Как и многие средневековые произведения искусства, Мадонна представляет собой очень сложную иконографию . Статуя изображает Богородицу в довольно простом одеянии, а огромная фигура младенца Христа у нее на коленях носит драгоценное папское одеяние. Размер призван проиллюстрировать важность Христа как Искупителя. Напротив, Мария изображена в служащей роли, в соответствии с Лукой 1:38: И сказала Мария: се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему. В то же время она олицетворяет Престол Мудрости , как Трон Соломона описан в 3 Царств 10:18: И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его лучшим золотом. На ее коленях сидит ребенок Христос, чья богато украшенная риза свидетельствует о его значимости как правителя небес, а книга - о его роли вестника веры. Принимая во внимание другие средневековые изображения Христа-учителя, можно предположить, что потерянная правая рука ребенка изначально была поднята в жесте благословения. Однако лицо Христа обращено к матери, тогда как взгляд Марии из любого положения кажется направленным на смотрящего. Таким образом, Марию, возможно, можно не только интерпретировать как пассивную преданную, но и взять на себя роль посредника между людьми и Искупителем.
Есть несколько возможных интерпретаций сферы, которую Мария держит в правой руке. Его считали глобусом- крестоносцем Священной Римской империи. Однако шаровидный крестообразный крест не засвидетельствован как часть регалий Священной Римской империи до коронации Конрада II в 1024 году, и, кроме того, в обычном изображении шаровидного крестоцвета держава всегда изображается удерживаемой всей рукой и всеми пальцами, а не только три.
Поэтому безопаснее интерпретировать шар как «яблоко спасения» — почти так же, как Ева держала яблоко проклятия, сорванное с Древа познания добра и зла , Мария теперь предлагает смотрящему яблоко, символизирующее искупление, которое она принес в мир, воплотив Христа. Таким образом, она появляется как «Новая Ева». [4]
Другая интерпретация шара близка теории шара-круцигера . Хотя такой объект, возможно, не был частью церемонии коронации Священной Римской империи до следующего столетия, идея шара, символизирующего власть над Мундусом , то есть миром, была хорошо известна ко времени создания скульптуры. Изображения этого символа власти можно найти в Каролингов и Оттона иллюминированных рукописях . Согласно этой теории, Мария держит в своих руках весь мир, и она держит его от имени того, кто на самом деле является его властителем, то есть младенца у нее на коленях.
Образ матери, держащей власть над миром ради своего сына, возможно, имел далеко идущие политические последствия на момент создания скульптуры. Император Оттон II, дядя Матильды, тогдашней настоятельницы Эссена, умер в 983 году в Риме, оставив наследником престола только своего сына Оттона, трехлетнего ребенка. До своей смерти в 991 году мать Отто Феофану служила регентом при своем несовершеннолетнем сыне и защищала его титул от притязаний Генриха Сварливого , бывшего герцога Баварии и ближайшего родственника Отто по мужской линии. Таким образом, Мадонну можно было истолковать как выражение настойчивого стремления Феофана быть по милости Божией законным правителем Империи, пока ее сын не достигнет совершеннолетия. Следовательно, можно сделать вывод, что Феофану действительно подарил скульптуру Эссенскому аббатству. В борьбе за престол Матильда, скорее всего, встала на сторону Оттона и Феофана. Род Матильды долгое время соперничал с родом Генриха, и она была личной наследницей своего брата Отто. (ум. 982), которому в 976 году после восстания Генриха было даровано герцогство Баварское. Это также предполагает, что будущий император Оттон III , возможно, пожертвовал «Детскую корону» из казны во время своего визита в аббатство в знак благодарности за его лояльность в борьбе за власть, которая произошла, когда он был еще ребенком.
Литургическое значение, прошлое и настоящее
[ редактировать ]
Золотая Мадонна всегда занимала особое место в литургии Эссенского аббатства. Судя по всему, после своего создания она обычно хранилась в Сокровищнице и доставалась только по большим праздникам и другим особым случаям. Ее выставляли напоказ во всех крупных процессиях, а алтарь, посвященный Марии в соборе, был местом, где принимались и депонировались дарственные документы религиозной общине, таким образом передавая их под символическую опеку Богородицы. Однако неясно, действительно ли Золотая Мадонна руководила этими делами, поскольку в описях аббатства, помимо золотой, указаны еще две фигуры Марии.
Самый важный крестный ход состоялся в день Очищения Богородицы, через 40 дней после Рождества. В рамках постоянного ритуала накануне процессии сокровищница передала скульптуру самому молодому канонику прихода, который затем спрятал ее под своим плащом и принес в церковь Св. Гертруды в городе Эссен, сегодня известную как Маркткирхе (Рыночная церковь). На следующее утро статую накрыли покрывалом и торжественной процессией отнесли обратно в собор, где ее положили на стейн , «камень», куда обычно клали подношения аббатству. Отто Там она была торжественно открыта и увенчана детской короной . Затем коронованную Мадонну отнесли обратно в собор на глазах у прихожан, точно так же, как Марию приветствовал народ Небесного Иерусалима по ее прибытии туда, согласно Священному Писанию. Процессии очищения прекратились в 1561 году, когда протестантская Реформация достигла города Эссен, но не аббатства, и приход Святой Гертруды был обращен в лютеранскую веру. Средневековая традиция коронации Марии была возрождена в 1978 году первым епископом Эссена кардиналом. Франца Хенгсбаха , но в 2000 году его пришлось остановить из-за опасений реставратора.
Еще одно шествие с изображением Мадонны происходило каждый год в понедельник, предшествующий Дню Вознесения . В этот день монахини, каноники и ученые аббатства и его дочернего дома в соседнем Реллингхаузене провели официальную встречу с монахами Верденского аббатства и взяли с собой Золотую Мадонну. Две процессии встретились примерно на полпути между двумя монастырями у часовни, посвященной святому Марку, на территории нынешнего района Эссен- Бреденей . Сегодня на месте этих встреч установлен памятный крест.
Когда в 1959 году была основана Эссенская епархия (так называемая Рурбистум ), Мария была избрана ее покровительницей под титулом «Матери доброго совета». [2] и таким образом стал символом всей Рурской области. Первый епископ Эссена кардинал Франц Хенгсбах решил сделать статую доступной для публики. С 1959 года Мадонна выставляется в витрине строгого режима с климат-контролем в северной боковой часовне собора.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Потманн, 138
- ^ Jump up to: а б с «Золотая Мадонна (Эссенская епархия)», Католическая церковь в Европейском Союзе.
- ^ Дейл, Томас Э.А., Сила Пигмалиона: романская скульптура, чувства и религиозный опыт , Penn State Press, 2020 ISBN 9780271085180
- ^ Дакетт, Элеонора Шипли. Смерть и жизнь в десятом веке , Издательство Мичиганского университета, 1967, стр. 295 ISBN 9780472061723
Источники
[ редактировать ]![]() |
Часть серии о |
Мариология католической церкви |
---|
![]() |
![]() |
Эта статья основана на переводе соответствующей статьи в Википедии на немецком языке, полученной 7 октября 2006 г.
- Фальк, Бригитта. ««Образ Божией Матери, позолоченный» – О сохранности Золотой Мадонны Эссенского собора». Альфред Потманн – хранитель и хранитель – исследователь и рассказчик – мемориальное издание. Эссен 2003, ISBN 3-00-012328-8
- Ференбах, Франк. Золотая Мадонна в Эссенском соборе. издание tertius, Остфильдерн, 1996 г., ISBN 3-930717-23-9
- Герхов, Ян. «Сокровища Эссенского женского монастыря до 15 века. Об истории учреждения». Альфред Потманн – хранитель и хранитель – исследователь и рассказчик – мемориальное издание. Эссен 2003, ISBN 3-00-012328-8
- Главичка, Эдуард. «Императрицы Адельгейт и Феофану». Женщины средневековья в фотографиях из жизни. Штирия Верлаг, Грац, 1997 г.
- Хуманн, Джордж. Произведения искусства в Мюнстеркирхе в Эссене. Дюссельдорф 1904 год.
- Коннеген, Лидия. «Скрытые сокровища. Сокровища Эссенского собора во времена Рурской битвы». Мюнстер на Хеллвеге. Бюллетень д. Ассоциация по сохранению Эссенского собора. Эссен 2005, стр. 67 и далее.
- Леонард Купперс, Пауль Микат: Сокровища Эссенского собора. Фредебойль и Коенен, Эссен, 1966 г.
- Потманн, Альфред. «Церковное сокровище Эссена с первых дней истории монастыря». Правило, образование и молитва – основание и начало Эссенского женского монастыря. Клартекст, Эссен 2000, ISBN 3-88474-907-2
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Золотой Мадонной Эссена, на Викискладе?
51 ° 27'21 ″ с.ш. 7 ° 00'49 ″ в.д. / 51,45583 ° с.ш. 7,01361 ° в.д.