Крест Матильды

Крест Матильды ( нем . Mathildenkreuz ; латынь : Crux Matildae ) — это оттоновский процессионный крест в стиле crux gemmata , который находился в Эссене в Германии с тех пор, как был изготовлен в 11 веке. Он назван в честь игуменьи Матильды (умерла в 1011 году), которая изображена как дарительница на пластинке из перегородчатой эмали на ножке креста. Оно было сделано примерно между 1000 годом, когда Матильда была игуменьей, и 1058 годом, когда игуменья Феофану умерла ; обе были принцессами династии Оттонов . Возможно, оно было завершено поэтапно, а тело распятого Христа могло быть еще более поздней заменой. Крест, который также называют «вторым крестом Матильды», является частью группы вместе с крестом Отто и Матильды или «первым крестом Матильды» конца предыдущего века, третьим крестом, иногда называемым Сенкшмельц. Крест и Крест Феофаны периода ее игуменьи. Все они были изготовлены для Эссенского аббатства , ныне Эссенского собора , и хранятся в Сокровищнице Эссенского собора , где этот крест имеет инвентарный номер 4.
Описание
[ редактировать ]
Крест Матильды имеет высоту 45 см (18 дюймов) и ширину 30,5 см (12,0 дюйма), а поперечные балки имеют ширину 6,3 см (2,5 дюйма) и глубину 2,2 см (0,87 дюйма). Он состоит из дубовой сердцевины, покрытой золотым листом. Под крестом находится современный стеклянный шар, служащий ручкой. Концы латинского креста расширены, как это было на Первом кресте Матильды и Оттоновском кресте Лотаря в Аахене. Узкие стороны и реверс Креста Матильды покрыты позолоченной медью. На реверсе монеты изображен штамп Agnus Dei , сопровождаемый символами четырех евангелистов . На аверсе – распятие , отлитое из бронзы. [ 1 ] и позолоченный, с тремя полостями для хранения реликвий: двумя сзади и одним на затылке . Слева и справа от распятия эмалевые медальоны с изображениями Солнца и Луны , окруженные четырьмя жемчужинами каждая и филигранной работой . Над распятием находится обычная крестовая надпись эмалью: IHC NAZA/RENVS REX/IVDEORV (Иисус Назарянин, Царь Иудейский), над которой находится большой красный камень, окруженный четырьмя жемчужинами. Под распятием находится коричневая камея в виде льва, а под ней эмалевая пластина с портретом дарителя , на которой изображена Матильда (имя) в монашеском одеянии, стоящая на коленях в молитве перед Мадонной . Центральная область с распятием, портретом дарителя, крестовой надписью, камеей солнца, луны и льва окаймлена полосой чередующихся эмалевых пластин и камней, каждая из которых окружена четырьмя жемчужинами. На конце каждой перекладины находятся четыре цветных камня каплевидной формы вокруг центрального камня. На правой руке центральный камень представляет собой камею с женским бюстом, смотрящим влево. На левой руке это глубокая печать, вырезанная на куске полосатого оникса , изображающая солдата в шлеме в профиль, держащего копье.
Крест Матильды обычно считается самым слабым из четырех крестов Эссена в художественном отношении. [ 2 ] Потманн считает, что артистизм и мастерство не так высоки, как у других. [ 3 ] В 1904 году Хуманн описал его как «загроможденное величие и, во всех отношениях, более грубый образ». [ 4 ] Оценка креста значительно осложняется недокументированной реставрацией, которая, должно быть, произошла между 1904 и 1950 годами. В этой реставрации эмали по краям были расплавлены, что позволило увидеть цвета под ним. [ 5 ]
Распятие
[ редактировать ]
Иисус стоит на суппеданеуме , сдвинув ноги вместе. Ноги не прибиты. Набедренная повязка завязывается посередине и спадает ровными широкими складками. Руки немного неравны по длине. Голова наклонена в сторону и окружена нимбом , прикрепленным к горизонтальной части креста и не регулируемым с учетом наклона головы. Положение тела Хуманн называет неуклюжим и неуклюжим. [ 6 ] До 2010 года в полостях на его спине находились три небольших пакета с реликвиями , которые удерживались на месте завязками. Мощи были связаны с крестом с момента его создания. Реликвия в самой нижней полости была завернута в кусок тафты пурпурного цвета и не имеет цедулы . кедулой от В средней полости находится невинная реликвия, завернутая в белое полотно, с сопровождающей ее I Иннокентия ( р.401-417). Сценарий Каролингский минускул датирует его 10 или 11 веком и локализует его в скриптории Эссенского аббатства . [ 7 ] находятся еще три фрагмента пергаментной цедулы На фрагментах ткани в полости головы . Их сценарий имеет типичные элементы скриптория Эссена; один из фрагментов можно отнести к Лаврентию Римскому (†258). Таким образом, на кресте находились мощи святых Лаврентия и Иннокентия. Оба этих святых были очень важны для династии Оттонов, к которой принадлежала Матильда: Иннокентий был покровителем старейшего оттоновского аббатства Гандерсхайм , а Отто I , дед аббатисы Матильды, приписал свой успех в битве при Лехфельде (955 г.) Лоуренсу. Пакеты с реликвиями и цедулы теперь хранятся в сокровищнице собора отдельно под инвентарными номерами от МК1 до МК4.
Эмали
[ редактировать ]Крест Матильды был снабжен сорока эмалевыми табличками, из которых сохранилось 37: эмаль с портретом дарителя, эмаль с крестной надписью, две круглые эмали с олицетворениями Солнца и Луны и 33 орнаментальные эмали. Еще три орнаментальные эмали были утеряны до первого описания креста. Из всех предметов сокровищницы Эссена Крест Матильды наиболее богато украшен эмалью. Все эмалевые рамы филигранны.
Портрет донора
[ редактировать ]
Размер донорской эмали составляет 6 см × 2,9 см (2,4 × 1,1 дюйма). На его культовом « Престоле Мудрости » изображена восседающая на троне Мадонна спереди справа, держащая сына на левом колене, перед фигурой, одетой в белые одежды монаха. Монахиня держит обеими руками крест, который подносит младенцу Иисусу. Ребенок протягивает обе руки к кресту в жесте принятия. Надпись MA/HTH/ILD/AB/BH/II позволяет идентифицировать монашествующую как игуменью Матильду. Надпись, вероятно, ошибочна, второе слово следует читать как АББАТИ (SSA). [ 8 ] Выше и справа от Мадонны есть еще две непонятные надписи. Предполагается, что это искаженные версии греческих надписей. Эпиграфист Соня Германн предполагает , что эмалировщик перепутал третью и четвертую буквы и перевернул букву Т, в результате чего получилось ΜΗΤΗΡ (μήτηρ - «мать»). Германн читал символы справа, расположенные вертикально, как ΙΥ ΧΥ как сокращение от Ι(ησο)ύ Χ(ριστο)ύ («Иисуса Христа»). [ 9 ]
Фон эмали полупрозрачный зеленый, буквы вставлены золотом. Голова Мэри окружена непрозрачным желтым нимбом, она носит белый капюшон, а также полупрозрачное коричнево-фиолетовое одеяние с рукавами красной охры. Халат и рукава гармонируют единым контуром из золотой проволоки. Мария сидит на желтом троне, ее ноги в серых туфлях поставлены на синюю подставку для ног. Лицо у нее бежевое, круглые глаза того же цвета, что и лицо. Брови, нос и рот изображаются золотой проволокой. Иератическая поза Марии — примечательная особенность Sedes Sapentiae .
Ребенок сидит на левом колене Мэри, его ноги свисают между ее коленями. У Иисуса красный нимб с золотым крестом. Его лицо детализировано золотом, как и у Мэри. Христос носит синюю одежду с золотой проволокой, обозначающей складки, и серые туфли. Одежда Матильды состоит из облегающего белого монашеского одеяния с белым капюшоном, украшенным золотой проволокой. Под мантией, как видно на ее руках, она носит синее нижнее белье. Крест, который она держит вертикально, очерчен более широкой золотой проволокой. Поскольку вертикальная поперечная балка переходит в боковую часть трона, а горизонтальная поперечная балка переходит в подлокотник трона, сам крест различить трудно. Луч взгляда Матильды проходит через трансепт ее креста и руку Христа к лицу ее спасителя.
Этот портрет дарителя показывает параллели с портретом дарителя на обложке Евангелия Феофана , на котором Феофан в аналогичной, но более горизонтальной позе преподносит свое пожертвование восседающей на троне Марии. Из-за сходства позы восседающей на троне Мадонны с Золотой Мадонной Эссена было высказано предположение, что сам акт дарения совершался в присутствии статуи. [ 10 ]
Крестная надпись
[ редактировать ]Крестовая надпись IHC NAZA/RENVS REX/IVDEORV выполнена из золотой проволоки на полупрозрачном синем фоне. Его окружает широкая золотая кайма, а строки надписи разделены золотыми полосами. Буквы сделаны легко читаемыми, но не достигают точности своего образца на Кресте Оттона и Матильды. [ 11 ] пунктирная золотая кайма Характерная для мастерской Эгберта Трирского отсутствует, в отличие от таблички с надписью Креста Отто и Матильды. [ 12 ]
Солнце и Луна
[ редактировать ]
На горизонтальной балке креста расположены два круглых эмалевых медальона с олицетворениями Солнца и Луны, символизирующие оплакивание всего творения по смерти Христа. Обе персонификации смотрят на Иисуса: Солнце слева и Луна справа. Фон эмалевой бляшки с изображением Солнца — зеленый. Бюст Солнца имеет скорбное выражение и руки подняты к лицу. Его коричнево-фиолетовые глаза круглые, брови и выпуклый нос сформированы из проволоки, а широко открытый рот сформирован из двух других проволок. Нахмуренная бровь формируется из Y-образной проволоки, усиливая скорбное выражение лица. Солнце носит корону с четырьмя зазубренными лучами в своих золотых волосах и держит перед лицом ткань.
Эмалевая пластинка Луны выполнена как зеркальное отражение пластинки Солнца. Луна также держит перед лицом ткань. Эмаль, как правило, темнее, использование проволоки несколько лучше. [ 13 ] В отличие от эмали Солнца, одежда и волосы Луны полны проводов. Для лица эмалировщик использовал одну проволоку для носа и рта.
Эмали кромки
[ редактировать ]Эмали окантовки чередуются с драгоценными камнями. Всего имеется пять разных мотивов в пяти разных цветах. Одиннадцать эмалей имеют ковровый ступенчатый рисунок, семь эмалей разделены на поля. В пяти эмалях мотивом является диагональный крест, часто с круглыми мотивами и цветами-четырёхлистниками. На остальных эмалях изображены видоизмененные цветы четырехлистника. Диагональные кресты, ступенчатые узоры и цветы четырехлистника также встречаются в качестве мотивов на кресте Зенкшмельц. [ 14 ] Используемые цвета: полупрозрачный бутылочно-зеленый и темно-синий, а также непрозрачный белый, красный, нефритовый, бирюзовый, синий и желтый. Некоторые эмали имеют перевернутый аналог, который иногда располагается напротив. [ 15 ] Вероятно, изначально все эмали канта были парными, поэтому внешний вид креста был менее хаотичным, чем сегодня. [ 14 ]
Камеи
[ редактировать ]Крест Матильды содержит три классической камеей драгоценных камня с , которые играют важную иконографическую роль. На горизонтальной балке креста расположен коричневатый халцедон с камеей льва лежащего или спящего . На левой стороне креста на ониксе с горизонтальными полосами изображен воин с копьем и шлемом в профиль, обращенный к Иисусу. Напротив него, на правом плече креста, расположена овальная камея с легкорезным женским бюстом на темном фоне. Все камеи - древние сполии. [ 16 ]
Иконографическое значение камеи еще не до конца ясно. Лев стоит на вертикальной балке креста в том же месте, где преследуемая змея появляется на кресте Отто и Матильды и где камея Горгоны появляется на кресте Сенкшмельца - оба они символизируют поражение зла в результате распятие Христа. Камея льва также может быть включена в эту символическую систему. [ 17 ] Но изображение мирно лежащего льва может иметь и другой смысл: в «Физиологе » характеристикой льва является то, что он своим дыханием на третий день оживляет своих новорожденных детенышей, что делает льва символом воскресения Христа. . Таким образом, камею льва можно также интерпретировать как ссылку на надежду на воскресение дарителя, изображенного на эмалевой пластинке под ней. [ 18 ]
Значение камей на горизонтальных рукавах еще менее ясно. Использование именно этих предметов сполии кажется намеренным, но убедительной иконографической интерпретации обнаженного воина с копьем и шлемом и знатных женщин до сих пор не создано. Поскольку оба смотрят на Иисуса, как Солнце и Луна, вполне возможно, что они призваны усилить эти образы. [ 19 ]
Знакомства и покровительница
[ редактировать ]Крест Матильды всегда рассматривается в связи с тремя другими крестами Оттона, хранящимися в сокровищнице Эссенского собора. Давным-давно Хуман заметил существенные параллели с Крестом Отто и Матильды и Крестом Сенкшмельца, так что он предположил, что ювелир Креста Матильды знал о Кресте Отто и Матильды (известном ему как Старший Крест Матильды). ). [ 20 ] Форма и общая идея Креста Отто и Матильды переняты Крестом Матильды: портрет дарителя, надпись распятия, распятый Иисус на золотом фоне, окруженный сложной каймой. Это принятие особенно важно в случае с надписью на распятии, поскольку надпись на Кресте Матильды непосредственно скопирована с более старого креста. Граница взята от креста Зенкшмельц. Следовательно, Крест Матильды должен быть моложе этих моделей. В 1904 году Хуманн на основании изображения Матильды на нем пришел к выводу, что Крест Матильды был изготовлен до 1011 года, года ее смерти. [ 21 ] На том основании, что Крест Матильды, как правило, менее гармоничен, красочен и технически успешен, предполагалось, что Матильда подарила его незадолго до конца своей жизни, когда у нее уже не было лучшего художника Креста Отто и Матильды в ее распоряжение. [ 9 ] Поскольку крест Отто и Матильды в то время часто называли «Крестом Матильды», он называл крест «Младшим крестом Матильды» или «Вторым крестом Матильды».
Датировка Креста Матильды до 1011 года подняла искусствоведческие проблемы. Во-первых, на кресте Зенкшмельц, который должен был быть создан раньше, встречаются отдельные орнаментальные мотивы, которые стали обычными лишь позже. Во-вторых, распятый Иисус Крестом Матильды показывает многочисленные параллели с группой литых бронзовых распятий, из которых наиболее ярким примером является распятие на Кресте Германа и Иды , созданное не менее чем через тридцать лет после смерти аббатисы Матильды. Есть и другие параллели с изображениями креста на резных изделиях из слоновой кости в Кёльне , например, на обложке из слоновой кости Евангелия Феофана . [ 22 ] Поскольку нынешнее распятие не прикреплено изнутри, предполагалось, что Крест Матильды был изготовлен в середине одиннадцатого века, а оригинальное распятие с чеканкой было заменено слепками. [ 21 ] [ 9 ] Поскольку ученые предполагали, что игуменья София прекратила несколько проектов Матильды, таких как вестверк Эссенского собора или святыня Марса , предполагалось также, что Крест Матильды был впервые собран при игуменье Феофану, или, скорее, что она впервые организовала пожертвование Матильды. . [ 23 ] Аргументом в пользу этого является сходство донорского портрета Креста Матильды с донорским портретом Феофана на обложке Евангелия Феофана.
Более новую интерпретацию Креста Матильды предлагает Клаус Гереон Бьюкерс . Считая Феофану дарителем креста, он датирует его ок. 1050 . Тогда распятие было бы оригинальным. Беккерс включил Крест Матильды в число усилий Феофана по увековечению памяти Матильды. Феофану окружила могилу Матильды в новом здании, освященном в 1051 году, склеп Феофану, известный сегодня как склеп Альтфрида, мемориальной структурой, увеличивающей литургическое значение ее предшественницы, чтобы повысить важность аббатства. [ 24 ] Поэтому Феофану должен был изготовить новую эмаль для Креста Матильды, которая прямо напоминала старую эмаль, уже находившуюся в Эссене. Поэтому Бьюкерс предполагает, что крест Матильды был изготовлен в Эссене. Поскольку на старых сокровищах Феофана (Евангелии Святого Гвоздя и Кресте Феофана) использовались только эмали, Феофану, вероятно, снова ввел в эксплуатацию эмалевую мастерскую, в которой изготовлялся Крест Сенкшмельц и святилище Марса при Матильде, для изготовления Крест Матильды. [ 25 ]
История
[ редактировать ]С момента создания крест находился в Эссене, за исключением эвакуаций во время войн и других кризисов. Из-за изображения Матильды и сходства с двумя другими крестами из Сокровищницы собора, которые также были подарком Эссену, предполагается, что он принадлежал аббатству постоянно с момента его дарения до секуляризации Эссенского аббатства в 1802 году. Однако, В источниках Сокровищницы Эссенского собора крест прямо не упоминается. Inventarium reliquiarum Essendiensium от 12 июля 1627 года, самый ранний опись сокровищницы аббатства, не позволяет точно идентифицировать, поскольку в нем записано только «два распятия, украшенные большим количеством драгоценных камней и золота, но на реверсе позолоченная медь». [ 26 ] Это описание применимо ко всем четырем процессионным крестам из сокровищницы Эссенского собора. В Liber Ordinarius , контролировавшем литургическое использование сокровищ аббатства, о процессионных крестах говорится лишь в общих чертах. Во время Тридцатилетней войны настоятельница бежала с сокровищами в Кельн , а в 1794 году, когда французы наступали на Эссен, казначейство аббатства было перевезено в Стил (современный Эссен-Стил ), где оно хранилось в приюте, подаренном настоятельницей. Франциска Кристина Зульцбахская .
В результате секуляризации католическая церковь Св. Иоанна Крестителя взяла на себя аббатство и его собственность в качестве приходской церкви. Это впервые сделало крест и остальную сокровищницу собора доступными для публики. Во время Рурского восстания 1920 года вся казна была в большой секретности вывезена в Хильдесхайм , откуда она была возвращена в 1925 году при столь же секретных обстоятельствах. [ 27 ]
Во время Второй мировой войны сокровищница собора была сначала перевезена в Варштайн , затем в Альбрехтсбург в Мейсене , а затем в бункер в Зигене . После окончания войны он был найден там американскими войсками и крест вместе с остальной сокровищницей был перевезен в Государственный музей в Марбурге , а затем в коллекцию перемещенных произведений искусства в замке Дейк в Райдте . С апреля по октябрь 1949 года сокровищница Эссенского собора выставлялась в Брюсселе и Амстердаме , а затем была возвращена в Эссен.
С созданием Эссенской епархии в 1958 году и повышением Эссенского собора до статуса кафедрального собора крест стал собственностью епархии.
Литургическое использование
[ редактировать ]Подробности литургического использования крестов в Эссенском аббатстве неизвестны. Хотя источники, в частности Essen Liber Ordinarius, датируемая примерно 1400 годом, описывают использование крестов для процессий, они говорят об этих крестах в общих чертах, не упоминая конкретные кресты. Хотя епархия больше не использует Крест Матильды в процессиях на заповедниках, это не музейный экспонат, а религиозный предмет, который можно использовать в религиозных службах. Например, 5 ноября 2011 года он использовался в качестве алтарного креста на панихиде по случаю тысячелетия со дня смерти Матильды, в память о которой он изначально был подарен.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Представление о том, что это серебро, часто встречающееся в литературе, ошибочно: Павлик, святители, мощи и реликварии в Эссенском монастыре - опись , с. 286 н. 71.
- ^ Искусство Экенфельса, золотая эмаль. Исследования оттонских и раннесалийских золотоклеточных расплавов , с. 64.
- ^ Потманн, Церковные сокровища Эссена с первых дней истории монастыря , с. 147.
- ^ Humann, Произведения искусства Мюнстеркирхе в Эссене , с. 145.
- ^ Фальк, Каталог «Корона и вуаль», с. 273; Бьюкерс, Каталог «Золото до черного», стр.86.
- ^ Humann, Произведения искусства Мюнстеркирхе в Эссене , с. 119.
- ^ Павлик, Святые, реликвии и реликварии в Эссенском монастыре — опись , с. 285.
- ^ Герман, Надписи города Эссена ( Немецкие надписи , том 81), с. 17 н. 8.
- ^ Jump up to: а б с Герман, Надписи города Эссена с. 18 н. 8.
- ^ Фремер, Игуменья Феофану и Эссенское аббатство , с. 102; Вестерманн-Ангерхаузен, Память объектов , с. 218.
- ^ Искусство Экенфельса, золотая эмаль. Исследования оттонских и раннесалийских золотоклеточных расплавов , с. 67.
- ^ Искусство Экенфельса, золотая эмаль. Исследования оттонских и раннесалийских золотоклеточных расплавов , с. 251.
- ^ Искусство Экенфельса, золотая эмаль. Исследования оттонских и раннесалийских золотоклеточных расплавов , с. 252.
- ^ Jump up to: а б Экенфельс искусство, золотые эмали. Исследования оттонских и раннесалийских золотоклеточных расплавов , с. 66.
- ^ Искусство Экенфельса, золотая эмаль. Исследования оттонских и ранних салианских золотоклеточных расплавов , стр. 253-254.
- ^ Потманн, Церковные сокровища Эссена с первых дней истории монастыря , с. 147, считал камею льва средневековой.
- ^ Леонхард Купперс, Пауль Микат , Сокровища Эссенского собора. Fredebeul & Koenen, Эссен, 1966, с. 46.
- ^ Вестерманн-Ангерхаузен, Память объектов , стр. 219-220.
- ^ Вестерманн-Ангерхаузен, Память объектов , с. 221.
- ^ Humann, Произведения искусства Мюнстеркирхе в Эссене , с. 145.
- ^ Jump up to: а б Хуманн, Произведения искусства в Мюнстеркирхе в Эссене , с. 147.
- ^ Бьюкерс, Храм Эссена Марса , с. 117.
- ^ Фремер, Игуменья Феофану и Эссенское аббатство , с. 102.
- ^ Клаус Ланге, «Склеп Эссенской коллегиальной церкви. Эвристические соображения по поводу ее архитектурно-литургической концепции», в книге Яна Герхова, Томаса Шильпа (ред.), Эссен и саксонские женские монастыри в раннем средневековье. ( Эссенское исследование Женского фонда , Том 2), с. 178.
- ^ Бьюкерс, Храм Марса , с. 118; Бьюкерс, Каталог «Золото до черного», с. 86; Бьюкерс, Цветное золото , с. 14, за которым следует Вестерманн-Ангерхаузен, «Память объектов» , с. 217.
- ^ Опись представлена Humann, Произведения искусства Мюнстеркирхе цу Эссен , стр. 34-35.
- ^ Лидия Коннеген, «Скрытые сокровища. Сокровища Эссенского собора во времена Рурской битвы». в Мюнстере, Hellweg 58, 2005 г., стр. 67–81.
Источники
[ редактировать ]- Георг Хуманн . Произведения искусства в Мюнстеркирхе в Эссене. Шванн, Дюссельдорф, 1904 г., стр. 115–160.
- Альфред Потманн . Церковные сокровища Эссена с первых дней истории монастыря. в Гюнтер Бергхаус, Томас Шильп, Михаэль Шлагек (ред.): Правило, образование и молитва - основание и начало женского монастыря Эссена. Klartext Verlag, Эссен 2000, ISBN 3-88474-907-2 , стр. 135–153.
- Торстен Фремер. Игуменья Феофана и Эссенский монастырь. Память и индивидуальность в оттонско-салийский период. Издательство Peter Pomp, Ботроп/Эссен, 2002 г., ISBN 3-89355-233-2 .
- Сибилла Экенфельс искусство. Золотые эмали. Исследования оттонских и ранних салианских золотоместных плавок. Pro Business Verlag, Берлин, 2008 г. (также диссертация Штутгарта, 2004 г.), ISBN 978-3-86805-061-5 .
- Клаус Гереон Бьюкерс . Храм Марса в Эссене. Расследование утерянного крупного произведения ювелирного дела Оттона. Aschendorffsche Verlagsbuchhandlung, Мюнстер, 2006 г., ISBN 3-402-06251-8 .
- Клаус Гереон Бёкерс, Ульрих Кнапп. Цветное золото - Оттоновские кресты в сокровищнице Эссенского собора и их эмали. Сокровищница собора Эссена 2006 г., ISBN 3-00-020039-8 .
- Клаус Гереон Бьюкерс. «Матильда Кросс». В книге Биргитты Фальк (ред.): Золото перед черным - Сокровище Эссенского собора в Цольферайне. Издательство Klartext, Эссен, 2008 г., ISBN 978-3-8375-0050-9 , с. 86.
- Соня Германн. Эссенские надписи (= Немецкие надписи , том 81). Висбаден 2011, ISBN 978-3-89500-823-8 , С. 17–19 №. 8.
- Анна Павлик. Святые, мощи и реликварии в Эссенском монастыре – опись. Томас Шилп (редактор) «Женщины строят Европу». Эссенское исследование женского фонда, Том 9. Klartext Verlag, Эссен, 2011 г., ISBN 978-3-8375-0672-3 , стр. 261–317.
- Хильтруда Вестерманн-Ангерхаузен . Память предметов. Сполия в Эссенском кладе как знак ранга и происхождения. Томас Шилп (ред.): Женщины строят Европу. Эссенское исследование женского фонда, Том 9. Klartext Verlag, Эссен, 2011 г., ISBN 978-3-8375-0672-3 , стр. 203–226.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Младшим Матильденом Кроссом (Эссен) на Викискладе?