Крест Феофана

Крест Феофана ( нем . Theophanu-Kreuz ) — один из четырех Оттона крестов , хранящихся в сокровищнице Эссенского собора , и одно из самых значительных золотых изделий того периода. Его подарила Феофану , игуменья Эссенская, правившая с 1039 по 1058 год.
Описание
[ редактировать ]Основная форма представляет собой латинский крест куском египетского кварца с установленным в центре высотой 44,5 см и шириной 30 см с кедровым ядром. [ 1 ] декорированы с обеих сторон и по краям. По краям имеется надпись, первоначально выполненная из позолоченного серебра, но теперь практически утраченная, которая идентифицирует Феофана как Штифтера (дарителя). По фрагментам можно реконструировать, по крайней мере, часть текста: EDITA REGALE GENERE NOBILIS ABBATISSA THEOPHANU HOC SIGNUM DEDIT. [ 2 ] «Рожденная в царской семье, благородная игуменья Феофану подарила этот штандарт».
Концы креста образованы прямоугольными секциями со скругленными внутренними углами. В центре лицевой стороны находится большой овальный кристалл кварца . За ним — две части истинного креста на красном бархате, вложенные как мощи . Кристалл расположен на круглой пластине, украшенной жемчугом, драгоценными камнями и филигранью , которая выходит за пределы креста и тем самым увеличивает центр креста. По краям креста проходят две полосы, состоящие из чередующихся эмалевых пластинок и драгоценных камней (скрепленных филигранью). Между ними проходит узкая центральная полоса филиграни. На концах креста расположены две эмалевые пластины, украшенные драгоценными камнями, жемчугом и филигранью по обе стороны от драгоценного камня. Восемнадцать эмалевых пластин на кресте можно разделить на три группы. Первая группа изображает стилизованные растения или животные, природные модели которых можно встретить только на востоке (их восемь). [ 3 ] Шесть пластинок на ножке и ветвях креста имеют плетеный узор. Четыре эмали третьей группы представляют собой сочетание методов перегородчатой эмали и выемчатой эмали , образуя узор из чешуи рыбы.
Оборотная сторона креста закрыта позолоченно-медной пластиной, на которой выгравирован бюст Христа Пантократора в центре символы Четырех евангелистов . , а на концах [ 4 ]
История
[ редактировать ]Согласно фрагментарной надписи, дарителем креста был Феофан. [ 5 ] Вероятно, он был задуман как аналог креста Зенкшмельц, подаренного ее предшественницей Матильдой . [ 5 ] Точная дата дарения креста невозможна, но она может быть связана с освящением склепа собора в 1051 году или главного алтаря в 1054 году. [ 6 ]
По крайней мере восемь, а возможно и до четырнадцати из восемнадцати эмалевых табличек имеют византийское происхождение; [ 4 ] Было показано, что четыре таблички третьей группы были изготовлены в Империи. [ 3 ] Эмалированная работа, по-видимому, в конечном итоге была создана на основе более старых частей, которые были предоставлены для создания креста из сокровищницы, находившейся во владении дарителя, - аналогично драгоценным камням. Византийские компоненты креста Феофана, вероятно, произошли от владений, унаследованных Эззонидами от династии Оттонов . [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Георг Хуманн . Произведения искусства в Мюнстеркирхе в Эссене. Дюссельдорф 1904 год.
- Клаус Гереон Бьюкерс . Эззоны и их основы. Исследование деятельности фонда в XI веке (= история искусств. Том 42). Лит Верлаг, Мюнстер/Гамбург, 1993 г., ISBN 3-89473-953-3 (= Дисс. Бонн, 1993).
- Альфред Потманн. «Церковное сокровище Эссена с первых дней истории монастыря». В правиле, образовании и молитве — основание и начало Эссенского женского монастыря . Klartext Verlag, Эссен 2000, ISBN 3-88474-907-2 .
- Клаус Гереон Бёкерс, Ульрих Кнапп. Цветное золото - Оттоновские кресты в сокровищнице Эссенского собора и их эмали. Сокровищница собора Эссена 2006 г., ISBN 3-00-020039-8 .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Бойкерс отмечает в примечании 666 исключительное значение кедрового дерева в средневековом контексте, поскольку оно было «исключительно необычным» западным золотым изделием, и заявляет, что оно достигло «почти реликтового положения» из-за своей крайней редкости на Западе. Он также считает, что древесина имеет средиземноморское происхождение , вероятно, она попала в Германию как часть приданого византийской принцессы Феофану , а оттуда к Эззонидам по наследству, либо будучи переработанной из более раннего артефакта, либо привезенной в необработанном виде для «последующего изготовления». "
- ^ Цитируется в Леонарде Кюпперсе , Пауле Микате , Сокровище Эссенского собора. Fredebeul & Koenen, Эссен, 1966, с. 58.
- ^ Jump up to: а б Клаус Гереон Бьюкерс, Эззоны и их фонды. Исследование деятельности фондов в XI веке. п. 91 а. 669.
- ^ Jump up to: а б Клаус Гереон Бьюкерс, Эззоны и их фонды. Исследование деятельности фондов в XI веке. п. 91
- ^ Jump up to: а б Клаус Гереон Бьюкерс, Эззоны и их фонды. Исследование деятельности фондов в XI веке. п. 94.
- ↑ Бьюкерс обсуждает возможность того, что этот, четвертый процессионный крест Эссена, требовался по случаю освящения склепа (в котором было четыре алтаря) или для каждого из четырех углов главного алтаря при его освящении в 1054 году (к которому кресты, вероятно, были прикреплены во время церемонии). В конце концов, однако, он оставляет вопрос открытым, поскольку ввиду непосредственной близости двух событий во времени кажется невозможным и бессмысленным делать однозначные выводы.
- ^ Клаус Гереон Бьюкерс, Эззоны и их фонды. Исследование деятельности фондов в XI веке. п. 91, 94.