Крест Отто и Матильды
Крест Отто и Матильды , Крест Отто-Матильды или Первый крест Матильды (нем. Otto-Mathilden-Kreuz ) — средневековый crux gemmata (украшенный драгоценностями крест) процессионный крест в сокровищнице Эссенского собора . Он был создан в конце десятого века и до недавнего времени использовался по большим праздникам. Он назван в честь двух человек, изображенных на эмалевой доске под Христом: Оттона I, герцога Швабии и Баварии , и его сестры Матильды , настоятельницы Эссенского аббатства . Они были внуками императора Оттона I и фаворитами своего дяди Оттона II . Крест является одним из предметов, демонстрирующих очень тесную связь между королевским домом Людольфинг и Эссенским аббатством . Матильда стала аббатисой Эссена в 973 году, а ее брат умер в 982 году, поэтому предполагается, что крест был сделан между этими датами. [ 1 ] или год или два спустя, если там будет мемориал Отто. Как и другие предметы в Эссене, изготовленные под патронажем Матильды, местонахождение мастерской ювелира неизвестно, но, как и Эссен сам Кельн , часто упоминается , а эмалевая доска, возможно, была изготовлена отдельно в Трире . [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Крест имеет высоту 44,5 см (17,5 дюйма) и ширину 29,5 см (11,6 дюйма), сердцевина которого сделана из дуба . Это латинский крест , но концы балок расширены, что характерно для многих крестов Оттона, украшенных драгоценными камнями. Благодаря своим двойным гребням и треугольникам трапециевидные выступы очень близки к кресту Лотаря в Аахене , который обычно датируется примерно 1000 годом. [ 3 ] Лицевая сторона креста украшена чеканным золотым листом. По этой стороне креста проходит приподнятая кайма с драгоценными камнями , оправленными в золотую филигрань и разделенными жемчугом . Пространство окаймляет тонкая нитка жемчуга. Цвет и размер камней на противоположных сторонах совпадают, поэтому драгоценности кажутся организованными и четкими. [ 4 ] На нижнем конце вертикальной перекладины на табличке для пожертвований из перегородчатой эмали изображены «Матильда Абба» и «Отто Дукс», оба держат штандартный крест.
Тело страдающего Христа выбито из золотого листа фоновой плиты. Выпуклый живот и асимметричное туловище кажутся похожими на тело Креста Геро в Кельне , в результате чего Кельн был предложен в качестве места происхождения креста. Трир В этом отношении также рассматривался , поскольку перегородчатая пластина на кресте могла быть изготовлена в мастерской Эгберта, архиепископа Трира . [ 5 ] Вероятно, в Трире была изготовлена только эмаль, а крест собран в другом месте. Нимб на голове Христа доходит до края креста, а три драгоценных камня нимба еще больше подчеркивают наклон головы влево. Между ногами, поставленными на суппеданеум (подножку), и жертвенной доской находится чеканное изображение змеи, связанное с медным змеем жизни в Числах 21:4–9. [ 6 ] Согласно другой интерпретации, [ 7 ] однако на нем изображен василиск 91:13 называет Мессию победителем над злом , который в Псалме : «Ты наступишь на льва и кобру; ты растопчешь великого льва и змея». Над головой Христа две перегородчатые пластины с надписью в три строки: IHC NA/ZARENVS/REX IVDEOR («Иисус Назарянин, Царь Иудейский»); буквы IHC обозначают первые три буквы имени Иисуса на греческом языке .
Задняя сторона креста украшена позолоченной медной пластиной и имеет более простой гравированный рисунок, на котором изображены четыре Евангелиста на концах перекладин и Агнец Божий в центре. Эти образы соединены Древом Жизни .
Иконографическое значение
[ редактировать ]Ключом к интерпретации и датировке креста является дарственная пластина креста, которая осталась неизменной с момента его создания. На этой пластине изображены Отто, герцог Швабский и аббатиса Матильда в придворных нарядах. Изображенная одежда, вероятно, представляет собой согдийский шелк, попавший в Франкскую империю лишь в виде подарков от византийцев . Похожая ткань хранится в сокровищнице собора Эссена для упаковки реликвий. Поскольку Матильда была аббатисой в Эссене с 973 года и она не изображена в костюме аббатисы, в некоторых более новых исследованиях предполагается, что ее изображение в придворном платье знатного дворянина указывает на то, что она появляется здесь как сестра герцога Оттона и не в роли настоятельницы. Более того, отсутствие у Отто символов герцога, таких как меч или копье, позволяет предположить, что братья и сестры изображены как члены семьи, а не как высокопоставленные лица. [ 8 ] Матильда получает крест от брата. Отто держит крест двумя руками, но с вытянутыми пальцами, а Матильда сжимает его плотно сжатым кулаком. Другая ее рука поднята вверх, что неоднозначно. Это можно было бы воспринять как жест приветствия или принятия, направленный на Отто, или как указание из изображения на распятие, как посреднический жест. [ 9 ]
Портрет донора , особенно расположение рук братьев и сестер, ранее интерпретировался как указание на то, что Отто подарил крест аббатству, которым его сестра руководила в качестве настоятельницы. Но это делает странным то, что Матильда не изображена как аббатиса, а Отто изображен без герцогских знаков отличия. Распространенная гипотеза, которую отстаивал среди других фон Потманн, о том, что это было совместное пожертвование обоих братьев и сестер, может не соответствовать тому факту, что крест, изображенный на портрете дарителя, не соответствует внешнему виду Креста Отто и Матильды. Обычно это имело место на средневековых изображениях пожертвований.
Согласно новейшей литературе [ 10 ] Поэтому изображение креста, передаваемого от Отто Матильде, должно рассматриваться символически с вниманием к семейной истории династии Людольфингов : после смерти герцога Отто 31 октября 982 года больше не осталось потомков мужского пола королевы Эдгит , первая жена императора Отто I. Матильда, у которой было сильное чувство семьи, после его смерти стала управляющей домом. Будучи последним членом этой ветви семьи, она особенно старалась сохранить память семьи о своем брате. В этом контексте можно увидеть портрет донора, символизирующий желание Матильды сохранить наследие бездетного Отто. На этом основании считается, что Матильда пожертвовала крест в память о своем брате после его смерти во время итальянской кампании Оттона II в 982 году. Пожертвование могло произойти вскоре после его смерти, в 983 или 984 году, вероятно, одновременно с пожертвованием креста. больше, чем в натуральную величину, Триумфальный крест для соборной церкви Св . Петра и Александра в Ашаффенбурге , в котором и был похоронен Отто. Расписная рамка этого креста соответствует окантовке Креста Отто и Матильды. [ 11 ]
История
[ редактировать ]Крест находился в Эссене с момента его создания, за исключением некоторых эвакуаций во время войн и других кризисов. Inventarium reliquiarum Essendiensium от 12 июля 1627 года, самая ранняя опись сокровищницы аббатства, не позволяет точно идентифицировать, поскольку в ней записаны только «два распятия, украшенные множеством драгоценных камней и золота, но позолоченные медью на оборотной стороне», описание, которое соответствует все четыре процессионных креста из сокровищницы Эссенского собора. Точно так же в Liber ordinarius , которая регулировала литургическое использование сокровищ аббатства, процессионные кресты упоминаются только в общих чертах. Поскольку подаренные сакральные предметы обычно не обменивались, считается, что крест принадлежал аббатству непрерывно до секуляризации аббатства в 1802 году. Во время Тридцатилетней войны аббатиса бежала со своим сокровищем в Кельн . В 1794 году, когда французы наступали на Эссен, сокровищница собора была перевезена в Стил (современный Эссен-Стил ) и спрятана в приюте, подаренном аббатисой. Франциска Кристина Зульцбахская .
В ходе секуляризации католическая церковь Святого Иоанна Крестителя взяла на себя Эссенское аббатство и его имущество, включая крест. Во время Рурского восстания 1920 года вся казна была в абсолютной тайне перевезена в Хильдесхайм , откуда вернулась в столь же секретных обстоятельствах в 1925 году. [ 12 ]
Во время Второй мировой войны сокровищница собора была перевезена сначала в Варштайн , затем в Альбрехтсбург в Мейсене и, наконец, в бункер в Зигене . После войны он был найден там американскими войсками и вместе с остальной сокровищницей крест отправился в Государственный музей в Марбурге , а затем в коллекцию перемещенных произведений искусства в замке Дейк в Райдте . С апреля по октябрь 1949 года сокровищница Эссенского собора была выставлена в Брюсселе и Амстердаме , а затем возвращена в Эссен.
С основанием Эссенской епархии в 1958 году и повышением Эссенского собора до статуса кафедрального собора крест стал собственностью епархии.
Литургическое значение
[ редактировать ]Средний возраст
[ редактировать ]Литургическое использование Креста Оттона и Матильды в средние века практически не поддается реконструкции. [ 13 ] В принципе, процессионные кресты устанавливались у алтаря или вскоре после него и несли процессиями. При этом сторона с распятием обычно была направлена вперед, а участники процессии следовали за Иисусом в соответствии с Матфеем 10:38. [ 14 ] В Essen Liber Ordinarius четырнадцатого века, основанной на более ранних текстах, записано несколько процессий. Процессионный крест, вероятно, также был символом Суверенного аббатства Эссена, сравнимым с Императорским крестом Императорских регалий .
Особая роль в Liber Ordinarius указана для шествия пасхального бдения , которое проходило от алтаря Петра в западверке собора, через монастырь, к орденскому кладбищу, где могилы окроплялись святой водой, при этом монахини упомянули о спасении через крест в антифоне . Эту роль Бьюкерс приписал кресту Отто и Матильды на том основании, что это самый старый и наиболее сложный из четырех процессионных крестов в Эссене. [ 15 ] Подобный крестный ход, известный по другим монастырям, символизировал воскресение Христа из мертвых и был включен в пасхальную литургию. Оно носило заступнический характер и было связано с поминальными обрядами. Что касается шествия в Эссене, Liber Ordinarius предписывал, что, в отличие от обычной практики, передняя сторона креста должна быть обращена назад, на процессию. С Крестом Отто и Матильды это приведет к тому, что братья и сестры, изображенные на портрете дарителя на лицевой стороне, станут частью процессии, братской молитвы из-за могилы, которая идеально подойдет для пожертвования, сделанного в память.
Современный день
[ редактировать ]Несмотря на свой возраст и художественно-историческое значение, Крест Отто и Матильды не является музейным экспонатом. Его религиозное использование в качестве процессионного креста никогда не прекращалось. При интронизации первого епископа Эссена 1 января 1958 года его несли спереди и он использовал его в качестве процессионного креста на торжественных праздниках и в процессиях. Эта практика была изменена при его преемниках по соображениям консервации, и в этих случаях использовался современный процессионный крест по модели Креста Отто и Матильды. На мессе, состоявшейся 15 мая 2009 года по случаю освящения пристройки к сокровищнице Эссенского собора, тысячелетний крест служил напрестольным крестом сокровищницы.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ласко, 99
- ^ Ласко, 99–100.
- ↑ Но Ласко считает 101 современником этого креста или даже раньше.
- ^ Альфред Потманн, «Церковные сокровища Эссена с первых дней истории монастыря», в Гюнтер Бергхаус (редактор), « Правило, образование и молитва». Основание и начало деятельности Женского фонда Эссена. Эссен 2000, стр.143.
- ^ Бьюкерс, 59 лет; но рассмотренный ранее Ласко, 99.
- ^ Бьюкерс, 57.
- ^ Альфред Потманн, «Церковные сокровища Эссена с первых дней истории монастыря», в Гюнтере Бергхаусе (ред.). Правило, образование и молитва. Основание и начало деятельности Женского фонда Эссена. Эссен 2000, стр.143.
- ^ Бьюкерс, 63.
- ^ Бьюкерс, 60.
- ^ Бьюкерс, 63.
- ^ Клаус Гереон Бойкерс, Ульрих Кнапп: Цветное золото. Оттоновские кресты в сокровищнице Эссенского собора и их эмали. Эссен 2006, стр.8.
- ^ Коннеген, Лидия (2008). «Спрятанные сокровища. Сокровища Эссенского собора во времена Рурской битвы». Министр на Хеллвеге . 58 :67–81.
- ^ Бьюкерс, 76.
- ^ «Кто не возьмет крест свой и не последует за мной, тот меня не достоин».
- ^ Клаус Гереон Бьюкерс, «Крест Отто Матильдена в сокровищницах Эссенского собора. Соображения о характере и функции образа донора» в книге Катринетт Бодарве, Томас Шилп (ред.), Царствование, литургия и космос. Исследования по средневековой истории Эссенского женского монастыря. Эссен 2002, стр.77 ф.
Библиография
[ редактировать ]- Георг Хуманн. Произведения искусства в Мюнстеркирхе в Эссене. Шванн, Дюссельдорф, 1904 г., стр. 115–160.
- Ласко, Питер , Ars Sacra, 800–1200 , издательство Йельского университета, 1995 (2-е изд.) ISBN 978-0300060485
- Альфред Потманн. Церковные сокровища Эссена с первых дней истории монастыря. В: Гюнтер Бергхаус (ред.): Правило, образование и молитва. Основание и начало деятельности Женского фонда Эссена. Издательство Klartext, Эссен, 2000 г., ISBN 3-88474-907-2 , стр. 135–153.
- Клаус Гереон Бьюкерс . «Крест Отто Матильдена в сокровищнице Эссенского собора. Размышления о характере и функции образа донора». в Катринетт Бодарве, Томас Шилп (ред.), Правило, Литургия и Пространство. Исследования по средневековой истории женского монастыря в Эссене (= Эссенское исследование женского монастыря. Том 1). Издательство Klartext, Эссен, 2002 г., ISBN 3-89861-133-7 , стр. 51–80.
- Лидия Коннеген. «Спрятанные сокровища. Сокровища Эссенского собора во времена Рурской битвы». Министр на Хеллвеге . Том 58, 2005 г., стр. 67–81.
- Клаус Гереон Бёкерс, Ульрих Кнапп. Цветное золото. Оттоновские кресты в сокровищнице Эссенского собора и их эмали. Сокровищница Эссенского собора, Эссен, 2006 г., ISBN 3-00-020039-8 .
- Соня Германн. Надписи города Эссена (= The German Inscriptions , т. 81). Райхерт, Висбаден, 2011 г., ISBN 978-3-89500-823-8 , стр. 13–14, нет. 6 пл. II–III.