Jump to content

Василиск

Василиск
Гравюра на дереве с изображением василиска из Улиссе Альдрованди , «История змей и драконов», книга вторая , 1640 г.
Подгруппа Мифологические гибриды
Похожие объекты Дракон , Кокатрис , Морской змей , Гигантская анаконда, Ядовитая мифическая змея.
Фольклор Европейский

В европейских бестиариях и легендах василиск ( / ˈ b æ s ɪ l ɪ s k / или / ˈ b æ z ɪ l ɪ s k / [1] ) — легендарная рептилия, считающаяся королём змей , вызывающая смерть тех, кто смотрит ей в глаза. Согласно Naturalis Historia Плиния Старшего , василиск Кирены представляет собой небольшую змею, «имеющую не более двенадцати дюймов в длину». [2] он настолько ядовит , что оставляет за собой широкий след смертельного яда, и его взгляд также смертелен.

По мнению Плиния, слабость василиска — запах ласки. Ласку бросили в нору василиска, и ее можно было узнать по тому, что некоторые окружающие кусты и трава были опалены ее присутствием. Вполне возможно, что легенда о василиске и его связи с лаской в ​​Европе была вдохновлена ​​рассказами о некоторых видах азиатских и африканских змей (таких как кобры ) и их естественном хищнике, мангусте .

Этимология

[ редактировать ]

Слово происходит от греческой формы basiliskos ( греч . βασιλίσκος ; латыни : basiliscus ), что означает «маленький король», «маленький принц», « вождь » или «молодой правитель», из двух компонентов, βᾰσῐλεύς (basileús, «царь»). ») и -ῐ́σκος (-ískos, уменьшительное [3] ). Это также считалось синонимом кокатриса . [4]

Городская печать Зволле 1295 года с изображением архангела Михаила, убивающего василиска.

Василиска иногда называют «королем», потому что, по слухам, на его голове имеется в форме митры или короны гребень . Истории о василиске показывают, что его нельзя полностью отличить от кокатриса . Предполагается, что василиск высиживает петушок из яйца змеи или жабы (обратная сторона кокатриса, вылупившегося из «яйца» петушка, высиженного змеей или жабой). В средневековой Европе описание существа стало приобретать черты петушков. Он обладает ядовитым ударом, а в некоторых версиях мифа обладает способностью дышать огнем.

Одно из самых ранних упоминаний о василиске взято из Старшего Плиния «Естественной истории» , написанной примерно в 79 году нашей эры. Он описывает катоблепаса , чудовищное коровоподобное существо, у которого «все, кто увидит его глаза, падают замертво на месте». [5] а затем продолжает говорить:

Та же самая сила есть и в змее, называемом василиском. Его производят в провинции Кирена , его длина не превышает двенадцати пальцев. На голове у него белое пятно, сильно напоминающее диадему. Когда он шипит, все остальные змеи улетают от него; и он не выдвигает свое тело, как другие, с помощью ряда складок, а движется прямо и прямо посередине. Он уничтожает все кусты не только при соприкосновении с ним, но даже те, на которые он вдохнул; он сжигает и всю траву, и разбивает камни, настолько велико его губительное влияние. Раньше считалось, что если человек верхом на лошади убьет одно из этих животных копьем, яд попадет на оружие и убьет не только всадника, но и лошадь. Для этого ужасного чудовища испарения ласки смертельны, и это было успешно опробовано, поскольку короли часто желали увидеть ее тело после смерти; настолько верно, что Природе было угодно, чтобы не было ничего без противоядия. Животное бросают в нору василиска, о чем легко узнать по зараженной почве вокруг него. Ласка губит василиска своим запахом, но погибает сама в этой борьбе природы с самой собой. [6]

Василиск и ласка, Маркус Герартс Старший . Кокатрис (на фото) стал рассматриваться как синоним василиска, когда слово «василиск» в «De proprietatibus rerum» Варфоломея Англика (ок. 1260 г.) было переведено Джоном Тревизой как «какатрис» (1397 г.).

Исидор Севильский назвал василиска царем змей из-за его убийственного света и ядовитого дыхания. [7] Достопочтенный Беда первым засвидетельствовал легенду о рождении василиска из яйца старым петушком; другие авторы добавили условие Сириуса восхождения . Александр Неккам (умер в 1217 г.) был первым, кто сказал, что не яркий свет, а «порча воздуха» была орудием убийства василиска - теория, разработанная столетием позже Пьетро д'Абано .

Теофил Пресвитер дал длинный рецепт в своей книге Schedula diversarum artium создания соединения для превращения меди в «испанское золото» ( De auro hyspanico ). Соединение было получено путем объединения порошкообразной крови василиска, порошкообразной человеческой крови, красной меди и особого вида уксуса.

Альберт Великий в «О животных » писал о убийственном взгляде василиска, но опроверг другие легенды, например, о петухе, высиживающем яйцо. Источником этих легенд он назвал Гермеса Трисмегиста , который также считается создателем истории о том, что пепел василиска способен превращать серебро в золото. Атрибуция абсолютно неверна, но она показывает, что легенды о василиске были связаны с алхимией уже в 13 веке.

Путто шведских убивает василиска, символ оккупантов и протестантской ереси, на улице Мариенсойле в Мюнхене, воздвигнутой в 1638 году.

Джеффри Чосер так называемого василико (вероятно, сочетание слов «василиск» и «петух» ) представил в своих «Кентерберийских рассказах» . По некоторым легендам, василиска можно убить, услышав пение петуха или посмотрев на себя в зеркало. [8] [9] Этот метод убийства зверя описан в легенде о варшавском василиске , убитом человеком, несущим набор зеркал. Согласно популярной городской легенде, это было устрашающее существо, описываемое как петух, змея или индейка, со змеиным хвостом и глазами лягушки. Он охранял спрятанные сокровища в подземельях Старого города Варшавы и убивал злоумышленников своими глазами. Оно погибло, перехитрив молодым подмастерьем, который спустился под землю с зеркалом перед собой. По словам Артура Оппмана , Базилишек жил в подвале одного из доходных домов на улице Кшиве Коло в Варшаве.

Истории постепенно добавляли смертоносные способности василиска, например, описывая его как более крупного зверя, способного выдыхать огонь и убивать звуком своего голоса. Некоторые писатели даже утверждали, что он мог убить не только прикосновением, но и прикосновением к чему-то, что касается жертвы, например, к мечу, который держится в руке. Кроме того, в некоторых историях утверждается, что его дыхание очень токсично и приводит к смерти, обычно немедленной. Василиск также является хранителем и традиционным символом швейцарского города Базель ( лат . Basilea ). Склоняющиеся василиски появляются в качестве сторонников в объятиях города. [10]

Леонардо да Винчи включил василиска в свой Бестиарий, заявив, что «он настолько жесток, что, когда он не может убивать животных своим губительным взглядом, он обращается к травам и растениям и, фиксируя на них свой взгляд, иссушает их». [ нужна ссылка ] В своих записных книжках он описывает василиска в отчете, явно зависящем прямо или косвенно от Плиния:

Он встречается в провинции Киренаика и имеет длину не более 12 пальцев. На голове у него белое пятно наподобие диадемы . Своим свистом он пугает всех змей. Он похож на змею, но движется не извиваясь, а от центра вперед вправо. Говорят, что один из них был убит копьем тем, кто был верхом на лошади, и его яд потек на копье, и погиб не только человек, но и лошадь. Он портит пшеницу, и не только то, к чему прикасается, но там, где дышит, сохнет трава и раскалываются камни.

Затем Леонардо заметил о ласке: «Этот зверь, найдя логово василиска, убивает его запахом его мочи, и этот запах, действительно, часто убивает саму ласку».

Генрих Корнелиус Агриппа писал, что «[василиск] всегда и не может не быть самцом как более подходящим вместилищем яда и разрушительных качеств». [11]

Согласно традиции кантабрийской мифологии , древний Василиску исчез на большей части Земли, но до сих пор живет в Кантабрии , хотя увидеть его редко. Это животное рождается из яйца, отложенного старым петухом незадолго до его смерти, ровно в полночь ясной ночью при полной луне. Через несколько дней скорлупу яйца, не твердую, а скорее мягкую и кожистую, вскрывает странное существо, уже имеющее все черты взрослой особи: ноги, клюв, петушиный гребешок и тело рептилии. Судя по всему, в глазах существа пылает сильный и пронзительный огонь, из-за которого любое животное или человек, взглянувший прямо на него, умрет. Ласка — единственное животное, которое может столкнуться с ней и даже напасть на нее. Его можно убить только криком петуха, поэтому до недавнего времени путешественники брали с собой петуха, когда отправлялись в места, где, как говорили, жили василиски. [12]

Говорят, что василиск терроризировал жителей Вильнюса ( Литва) во время правления короля Польши и великого князя Сигизмунда Августа . В своей книге «Facies rerum Sarmaticarum» [13] XVII века Вильнюсского университета Историк , профессор Адам Игнаций Нарамовский описывает, как в логово существа опускали ветки руты , растения, которое, как полагают, обладает способностью отпугивать василисков. Первые две ветки, опущенные в логово, побелели, что указывало на то, что существо осталось живым, но третья ветка сохранила свой характерный зеленый цвет, указывая на то, что василиск был убит. Историк девятнадцатого века Теодорас Нарбутас ( Теодор Нарбутт ) утверждал, что логово существа находилось на пересечении улиц Бокшто, Субачяус и Бастайос, недалеко от ворот Субачиуса . Легенда гласит, что василиск обитает в расположенном там бастионе городской стены. [14]

Источник

[ редактировать ]
Герб , бишионе Дома Висконти , на дворце архиепископов на площади Пьяцца Дуомо в Милане . На гербе инициалы IO.[HANNES] архиепископа Джованни Висконти (1342–1354) .

Некоторые предполагают, что рассказы и описания кобр могли породить легенду о василиске. Кобры могут сохранять вертикальное положение и, как и многие змеи на перекрывающихся территориях, их часто убивают мангусты . На голове индийской кобры изображен символ в виде короны. Некоторые виды плюющихся кобр могут вывести из строя на расстоянии, выплевывая яд, и их вполне можно спутать с другими видами кобр из-за их схожего внешнего вида. Египетская кобра обитает в пустыне и использовалась как символ королевской власти. [15]

Исторические литературные справки

[ редактировать ]

Василиск появляется в английской исправленной версии Библии в Исаии 14:29 в обращении пророка к филистимлянам: «Не радуйтесь, Филистимляне, все вы, потому что жезл, поразивший тебя, сломался, ибо из змеиной из корня вырастет василиск, и плод его будет огненный летучий змей».В версии Библии короля Иакова говорится: «Из корня змеиного выйдет василиск, и плодом его будет огненный летающий змей».

Василиск упоминается в Псалме 91:13 : [16] это звучит так: «super aspidem et basiliscum ambulabis, et conculcabis leonem et draconem В латинской Вульгате » , что буквально означает «Ты наступишь на аспида и василиска, / и растопчешь льва и дракона ногами». это переведено В версии короля Иакова как «Ты будешь наступать на льва и гадюку: молодого льва и дракона ты будешь топтать ногами». В других современных версиях, таких как Новая международная версия, василиск обозначается «коброй», что, возможно, ближе всего к еврейскому « петен » . [17] Василиск появляется в Септуагинте и латинской Вульгате, но не в большинстве английских переводов, что послужило поводом для включения его в сюжет раннесредневекового искусства , изображающий Христа, попирающего зверей .

Василиск упоминается в «Надписи на Косовской мраморной колонне» , стихотворении/эпитафии, написанном Стефаном Лазаревичем , деспотом Сербии , описывающим битву за Косово . В одной части сербская армия восхваляется за убийство « Амурата и его сына, порождений гадюки и змеи, детенышей льва и василиска…» [18]

Василиск появляется в «О евреях и их лжи книге теолога Мартина Лютера » :

Где бы вы ни увидели или ни услышали иудейское учение, не думайте иначе, как то, что вы слышите ядовитого Василиска, который своим лицом отравляет и убивает людей. [19]

В Уильяма Шекспира » «Ричарде III недавно овдовевшая Анна Невилл, услышав соблазнительные комплименты в свой адрес от убийцы своего мужа (Ричарда, герцога Глостерского), возражает, что ей бы хотелось, чтобы они были глазами василиска, чтобы она могла убить его. [20] Во втором акте, сцена 4 шекспировского «Цимбелина » персонаж говорит о кольце: «Для моих глаз это василиск, Убивает меня, когда я смотрю на него».

Точно так же писал Сэмюэл Ричардсон в своем романе «Кларисса»; или «История молодой леди» : «Если бы мои глаза унесли с собой казнь, которую, как говорят, совершают глаза василиска, я бы первым делом увидел это существо». [21]

Еще одно упоминание о василиске можно найти в Джона Гэя ( «Опере нищего» акт II, эфир XXV ):

Человек может спастись от веревки и пистолета;
Нет, некоторые пережили «Докторскую таблетку»;
Тот, кто берет женщину, должен быть уничтожен,
Этот Василиск наверняка убьет.

[22]

Джонатан Свифт упомянул василиска в стихотворении:

Посмотри, как она поднимает голову,
И вращает своими ужасными глазами,
Изгнать всю добродетель или выглядеть мертвой!
— Я был уверен, что этот василиск послал Темпла оттуда…

[23]

Роберт Браунинг включил василиска как фигуру в «Легкую женщину».

Видите ли, мой друг дрожит и бледнеет;
Он смотрит на меня как на василиска:
Я превратил, оказывается, его день в ночь,
Затмевающий свой солнечный диск.

[24]

Александр Поуп писал: «Улыбающийся младенец в свою руку возьмет / Хохлатого василиска и крапчатую змею» (Мессия, строки 81–82).В главе XVI «Задига » Вольтер упоминает василиска, «животное, которое не терпит прикосновения человека». [25]

Перси Биши Шелли в своей «Оде Неаполю» упоминает василиска:

Будь как императорский василиск,
Убиваешь врага невидимыми ранами!
Смотри на угнетение, пока не столкнешься с этим ужасным риском,
В ужасе она уходит с земного диска.
Не бойся, но смотри, ибо свободные люди становятся сильнее,
И рабы, еще более слабые, смотрят на своего врага.

[26]

Шелли также упомянул василиска в своем стихотворении « Королева Маб »:

Эти пустыни безмерного песка,
Чей возрастной пыл едва позволил
Где пронзительный щебет любви зеленой ящерицы
Сломался на знойной тишине одной,
Теперь изобилуют бесчисленными ручьями и тенистыми лесами,
Кукурузные поля, пастбища и белые коттеджи;
И где испуганная пустыня увидела
Дикарь-завоеватель, запятнанный родственной кровью,
Тигрица, насыщающаяся мясом ягнят
Неестественный голод ее беззубых детенышей,
Пока крики и вой раздавались по пустыне, –
Покатая и гладкая лужайка, усыпанная ромашками,
Поднося сладкие благовония восходу солнца, улыбайся.
Увидеть младенца у двери матери,
Делюсь утренней едой
с зеленым и золотым василиском
Вот и приходит лизать ему ноги.

- Часть VIII

17 века Историк Вильнюсского университета написал о василисках, которые, как утверждается, жили в Варшаве и Вильнюсе , профессор Адомас Игнаца Нарамовскис (Адам Игнаций Нарамовский) в своей книге Facies rerum Sarmaticarum . [13] Историк-романтик Теодорас Нарбутас ( Теодор Нарбутт ) описывает местонахождение логова виленского василиска как находившееся недалеко от ворот Субачия .

Брэм Стокер упоминает это существо в главе 4 своего романа « Дракула» 1897 года , когда Джонатан Харкер встречает вампира графа Дракулу, спящего в его склепе, и предпринимает тщетную попытку уничтожить его:

Меня охватило ужасное желание избавить мир от такого монстра. Смертельного оружия под рукой не оказалось, но я схватил лопату, которой рабочий наполнял ящики, и, высоко подняв ее, ударил острием вниз по ненавистному лицу. Но когда я это сделал, голова повернулась, и глаза упали на меня со всем блеском василискового ужаса. Это зрелище, казалось, парализовало меня, и лопата повернулась в моей руке и отвела взгляд от лица, оставив лишь глубокую рану надо лбом.

См. также

[ редактировать ]
  • (на итальянском языке) Il Sacro Artefice , Паоло Галлони, Латерца, Бари , 1998 (об историческом прошлом василиска в средние века).
  1. ^ «определение василиска» . Словарь.com . Проверено 22 января 2018 г.
  2. ^ Плиний, Естественная история , т. 8, перевод Рэкхема
  3. ^ Мелуцци, Кьяра (30 сентября 2017 г.). «Уменьшительные формы в древнегреческом языке» . В Марии Наполи; Мириам Раветто (ред.). Изучение интенсификации: синхронные, диахронические и кросс-лингвистические перспективы . Издательство Джона Бенджамина. п. 127. ИСБН  978-90-272-6512-8 .
  4. ^ Александр, Р. МакН. (1962). «Эволюция василиска» . Греция и Рим . 10 (2): 170–181. дои : 10.1017/S0017383500013589 . JSTOR   642817 . S2CID   162846974 .
  5. ^ Плиний, Естественная история (на английском и латыни), т. 8, перевод Рэкхема
  6. ^ Плиний Старший, изд. (1855). «Естественная история» . Перевод Джона Бостока; ХТ Райли . Проверено 10 июня 2009 г.
  7. ^ Исидор Севильский (2006). Этимология Исидора Севильского . Издательство Кембриджского университета. п. 255. ИСБН  978-1-139-45616-6 .
  8. ^ Найт, Чарльз (1854). Английская циклопедия: новый словарь универсальных знаний . Брэдбери и Эванс. стр. 51–52.
  9. ^ «Василиск: Мифы и легенды мира» . Enotes.com . Проверено 22 января 2018 г.
  10. ^ С конца XV ​​века щитоносцем служило мифическое существо: василиск. Он имеет форму петуха с орлиным клювом, крыльями дракона и хвостом ящерицы. (на немецком языке)
  11. ^ Петерсон, Джозеф Х. «Агриппа: Декламация о благородстве и превосходстве женского пола. (1529)» . Esotericarchives.com (на латыни и английском языке) . Проверено 22 января 2018 г.
  12. ^ Фернандес, Поллукс (1994). Монстры, гоблины и фантастические существа из кантабрийской мифологии (на испанском языке). Мадрид: Анайя. ISBN  978-84-207-5630-1 .
  13. ^ Jump up to: а б Нарамовский, Адам (1724 г.), Facies rerum Sarmaticarum (на латыни), OCLC   613362454
  14. ^ Национальный музей Литвы (на английском и литовском языках)
  15. ^ Питер Костелло (1979). Волшебный зоопарк: Естественная история сказочных животных . ООО "Сфера" с. 129.
  16. ^ Псалом 91 в еврейской/протестантской нумерации, 90 в греческой/католической литургической последовательности - см. Псалмы#Нумерация.
  17. ^ «библелексикон» (на английском и иврите).
  18. ^ «Деспот Стефан: Попрощайтесь с Косово» . www.rastko.rs (на русском языке) . Проверено 20 апреля 2019 г.
  19. ^ Лютер, Мартин (1543 г.). О евреях и их лжи . Христианский националистический крестовый поход. п. 22.
  20. ^ Кольбер, Дэвид, Волшебные миры Гарри Поттера , с. 36
  21. ^ Ричардсон, Сэмюэл. «Кларисса, или История одной барышни» .
  22. ^ гей, Джон. «Опера нищего» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2007 года . Проверено 24 ноября 2007 г.
  23. ^ Свифт, Джонатан (29 октября 2023 г.). «Избранные произведения Джонатана Свифта» . п. 27.
  24. ^ «Классическая литература» . Classiclit.about.com . Архивировано из оригинала 19 сентября 2005 года . Проверено 22 января 2018 г.
  25. ^ «Задиг; или Книга судеб Вольтера» (TXT) . Гутенберг.орг . Проверено 22 января 2018 г.
  26. ^ «Полное собрание поэтических произведений Перси Биши Перси Биши Шелли: Ода Неаполю» . Интернет-литература.com . Проверено 22 января 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2808a0001f5fb70c19647b88b0f14bd6__1719848280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/d6/2808a0001f5fb70c19647b88b0f14bd6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Basilisk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)