Использование человеком рептилий

Использование рептилий человеком на протяжении веков включало как символические, так и практические взаимодействия.
Символическое использование рептилий включает в себя сведения из мифологии , религии и фольклора , а также изобразительные символы, такие как медицинский кадуцей , обвитый змеей . Мифы о существах со змееподобными или рептильными признаками встречаются по всему миру, от китайских и европейских драконов до австралийских вулунгов. Классические мифы рассказывают о девятиглавой Лернейской гидре , сестрах Горгонах, в том числе о змееволосой Медузе , и о змееногих Титанах . Крокодилы появляются в религиях Древнего Египта , индуизма , ацтеков и других латиноамериканских культур.
Практическое использование рептилий включает производство змеиного противоядия и разведение крокодилов, в основном для производства кожи, но также и для мяса. Рептилии по-прежнему представляют угрозу для человеческого населения: змеи убивают несколько десятков тысяч человек каждый год, а крокодилы нападают и убивают сотни людей в год в Юго-Восточной Азии и Африке. Тем не менее, люди держат некоторых рептилий, таких как игуаны , черепахи и послушные кукурузные змеи, в качестве домашних животных.
Вскоре после своего открытия в девятнадцатом веке динозавры были представлены публике как крупномасштабные скульптуры динозавров Хрустального дворца , а в двадцатом веке они стали важным элементом массового воображения, считавшегося неадаптированными и устаревшими неудачниками. а также фантастических и устрашающих существ в фильмах о монстрах . В фольклоре считалось, что крокодилы плачут , чтобы заманить свою жертву, или от печали по ней, история, рассказанная в классическую эпоху и повторенная сэром Джоном Мандевилем и Уильямом Шекспиром . Негативное отношение к рептилиям, особенно к змеям, привело к повсеместному преследованию, что усложнило задачу сохранения рептилий перед лицом таких последствий человеческой деятельности, как утрата среды обитания и загрязнение.
Контекст
[ редактировать ]Культура состоит из социального поведения и норм, существующих в человеческих обществах и передаваемых посредством социального обучения . Культурные универсалии во всех человеческих обществах включают такие выразительные формы, как искусство, музыка, танцы, ритуалы , религия и технологии, такие как использование инструментов, приготовление пищи, жилье и одежда. Понятие материальной культуры охватывает физические выражения, такие как технологии, архитектура и искусство, тогда как нематериальная культура включает в себя принципы социальной организации , мифологию , философию, литературу и науку. [ 1 ]
Этнобиолог Луис Сериако рассматривает место рептилий в культуре, изучаемое этногерпетологией , учитывая их практическое использование, а именно пищу, лекарства и другие материалы; их вклад в «экологическое равновесие», баланс природы ; и негативное или боязливое отношение к ним (особенно к змеям ), вызывающее преследования, что является дополнительной проблемой для сохранения. Это преследование, утверждает Сериако, связано и, возможно, вызвано мифами и фольклором о животных. [ 2 ]
В более широком смысле, этнозоология изучает место животных в жизни человека, охватывая такие темы, как использование животных в пищу, будь то охота или приручение и сельское хозяйство; животные в качестве домашних животных, в сфере развлечений и спорта; сообщения о мифических животных; отношение человека к животным; [ 3 ] медицинское и магическое религиозное использование; [ 4 ] и использование традиционных знаний о животных, например, при их сохранении . [ 3 ]
Более поздняя точка зрения состоит в том, чтобы рассматривать взаимодействие людей и рептилий как нечто «больше, чем человеческое действие», другими словами, предмет исследования нескольких видов. Например, поведение крокодилов «строится во взаимодействии как между людьми и крокодилами, так и среди людей»; [ 5 ] заметно разные результаты зависели от «институциональных механизмов и отношения к совместному использованию плотины с крокодилами» в разных деревнях Бенина, где знание повадок крокодилов уменьшило количество нападений. [ 5 ] [ 6 ]
Символические взаимодействия
[ редактировать ]В мифологии и религии
[ редактировать ]Рептилии оба настоящие, как крокодилы. [ 7 ] и змеи, [ 8 ] и воображаемые, как драконы, [ 9 ] появляются в мифологии и религиях всего мира. Распространенной темой является Мировая Черепаха , поддерживающая мир; он встречается в мифологиях индуизма , Китая и Америки . [ 10 ] [ 11 ] Ромуло Алвес и его коллеги зафиксировали использование 13 видов рептилий (крокодилов и змей) в Бразилии в магических религиозных целях, таких как магические заклинания , привлечение сексуальных партнеров и в качестве амулетов для защиты от сглаза . [ 4 ]
Дракон европейской — легендарное существо в мифах культур , похожее на рептилию , и китайской , имеющее аналоги в Японии , Корее и других странах Восточной Азии. [ 9 ] (Настоящий) плезиозавр Woolungasaurus назван в честь Woolunga, мифической рептилии Австралии. [ 12 ] В греческой мифологии змеи ассоциируются со смертельными противниками и являются хтоническим символом, который примерно переводится как «привязанный к земле». Девятиголовая Лернейская гидра , которую победил Геракл , и три сестры Горгоны — дети Геи , земли. Медуза была одной из трех сестер Горгон, которых победил Персей . Медузу описывают как ужасную смертную, у которой вместо волос змеи и способность обращать людей в камень своим взглядом. Убив ее, Персей отдал ее голову Афине , которая прикрепила ее к своему щите под названием Эгида . Титаны Урана также изображаются в искусстве со змеями вместо ног и ступней по той же причине — они дети Геи и , поэтому привязаны к земле. [ 13 ]
Крокодилы появились в религиях по всему миру. В Древнем Египте был Собек , бог с головой крокодила, с его культовым городом Крокодилополисом , а также Таверет , богиня деторождения и плодородия, со спиной и хвостом крокодила. [ 7 ] В индуизме , Варуна ведический . и индуистский бог, ездит на макаре , водном звере, похожем на крокодила [ 14 ] [ 15 ] и его зовут Нагараджа, повелитель змей. [ 15 ] Точно так же олицетворения богинь рек Ганга и Ямуна часто изображаются верхом на крокодилах. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] В Гоа практикуется поклонение крокодилам, как и на ежегодной церемонии Маннге Тапни . [ 19 ] В Латинской Америке Сипактли был гигантским земным крокодилом ацтеков и других народов науа . [ 20 ]
В индуизме змеям поклоняются как богам. Кобру можно увидеть на шее Шивы , а Вишну часто изображают спящим на семиглавой змее или в кольцах змеи. В Индии есть храмы исключительно для кобр, которых иногда называют Награджем (Царь змей), и считается, что змеи являются символами плодородия. На ежегодном индуистском фестивале Наг Панчами змеям поклоняются, им молятся и дарят молоко, сладости, цветы и лампы. [ 8 ] [ 21 ]
В религиозном плане змея по значимости соперничает с ягуаром в древней Мезоамерике . «В состоянии экстаза лорды танцуют змеиный танец; огромные нисходящие змеи украшают и поддерживают здания от Чичен-Ицы до Теночтитлана , а на языке науатль, слово коатль означающее змею или близнеца, является частью первичных божеств, таких как Мишкоатль , Кетцалькоатль и Коатликуэ ». . [ 22 ]
Амару мифологии , мифологическое существо со змееподобными характеристиками, является распространенным мотивом в Анд и Южной Америки. [ 23 ]
В христианстве и иудаизме змей появляется в Бытие 3:1, чтобы искушить Адама и Еву запретным плодом с Древа познания . [ 24 ] В неоязычестве и Викке змея рассматривается как символ мудрости и знаний. Легенда гласит, что Святой Патрик изгнал змей из Ирландии; местных змей там нет. [ 25 ] Легенда о Святом Георгии и Драконе , имеющая дохристианское происхождение, повествует о том, что святой, часто изображаемый верхом на коне и вооруженный копьем, убил дракона. [ 26 ]
Совсем недавно городская легенда о канализационных аллигаторах Нью-Йорка гласит, что домашние рептилии, выпущенные на свободу, когда они стали слишком большими для комфорта своих владельцев, процветали и вырастали до чудовищных размеров под улицами города. [ 27 ]

Как символы
[ редактировать ]Змея или змея играли мощную символическую роль в разных культурах. В истории Египта нильская кобра украшала корону фараона . Ему поклонялись как одному из богов, а также использовали в зловещих целях: убийство противника и ритуальное самоубийство ( Клеопатра ). [ 13 ] В Америке змея служила символом обмана, как, например, когда в 1829 году президент США Эндрю Джексон сказал « Нации криков» , что он говорит прямым языком, а не раздвоенным . [ 28 ]
Три медицинских символа со змеями, которые используются до сих пор, — это Чаша Гигеи, символизирующая аптеку, а также Кадуцей и Жезл Асклепия , символы медицины. [ 29 ]
Уроборос — широко используемый символ, который , как утверждается, связан с алхимией . Он изображается в виде свернувшейся змеи, пожирающей собственный хвост, что символизирует цикл жизни, смерти и возрождения . Змея — одно из 12 небесных животных китайского зодиака . Древние перуанские культуры часто изображали змей. [ 30 ] [ 31 ]
Черепаха . и Риме и атрибутом Афродиты / Венеры была символом плодородия в Древней Греции [ 32 ] Черепаха занимает видное место как символ стойкости и спокойствия в религии, мифологии и фольклоре всего мира. [ 33 ] О долголетии черепахи свидетельствует ее долгая продолжительность жизни и панцирь, который, как считалось, защищал ее от любого врага. [ 34 ] В космологических мифах некоторых культур Мировая Черепаха несет мир на своей спине или поддерживает небеса. [ 35 ]
В литературе
[ редактировать ]
Рептилии появляются в литературе с древних времен. Плиний Старший , например, описывает легендарного василиска как змею «двенадцать пальцев в длину». [ 36 ] Животное много раз появляется в западной литературе, в том числе в Исидора Севильского средневековых «Этимологиях» . [ 37 ] и совсем недавно в книге Дж. К. Роулинг « 1998 года Гарри Поттер и тайная комната» . [ 38 ] Среди многих других рептилий в детской литературе рассказ Редьярда Киплинга «Как слон получил свой хобот» в его книге « Такие истории» 1902 года рассказывает о крокодиле, который хватает и вытягивает нос слона. [ 39 ]
Черепахи и черепахи фигурируют в книгах для детей и взрослых, начиная с «Черепахи и зайца» в баснях Эзопа. [ 40 ] олдермену Птолемею Черепахе в Беатрикс » « Сказке о мистере Джереми Фишере Поттер и Брату Черепахе в сказках дяди Ремуса . В книг Стивена Кинга « Темная башня серии » мир был создан черепахой Мэтьюрин, одним из хранителей башни. [ 41 ]

Змеи также играли роль в литературе со времен Древнего Рима, где Кадм убивает гигантскую змею в и Овидия «Метаморфозах» , как и было предсказано, превращается в змею. в Одноименная героиня « » Уильяма Шекспира убивает Антонии и Клеопатре себя змеей -гадюкой , а в » Джона Мильтона сатана «Потерянном рае как описывается могучий змей: «Сложите над складкой бушующий лабиринт, его голова / Вознесенная вверх гребнем, и карбункул, его глаза; / С полированной шеей зеленого золота, прямой / Среди его кружащихся шпилей». [ 42 ] В » Д. Г. Лоуренса жаждущий «Змее поэт вынужден ждать, пока змея «потягивала прямым ртом, / Мягко пила через прямые десны, в его вялое длинное тело, / Тихо». [ 42 ] Среди романов, в которых фигурируют змеи, » Лемони Сникета 1999 года в «Комнате рептилий рассказывается о герпетологе, который заботится о детях-сиротах и умирает от укуса змеи, а в триллере Барбары Кингсолвер 1998 года «Библия Ядовитого леса» изображен миссионер в Конго, которого приветствует поселение смертоносных змей в домах своего друга, а затем и в своем собственном. [ 42 ]
Предполагаемый плач неискренних крокодиловых слез заимствован из древнего анекдота о том, что крокодилы плачут, чтобы заманить свою добычу, или о том, что они о жертвах, которых едят, впервые рассказанный в Библиотеке девятого века Фотием плачут . [ 43 ] Эта история повторяется в бестиариях, таких как De bestiis et aliis rebus . Эта сказка впервые получила широкое распространение на английском языке в рассказах о путешествиях сэра Джона Мандевиля в 14 веке и появляется в нескольких пьесах Шекспира. [ 44 ] На самом деле крокодилы могут плакать, но они не плачут. [ 45 ]
В искусстве
[ редактировать ]Рептилии, в том числе крокодилы, ящерицы, змеи и черепахи, изображались художниками с древних времен, используя такие разнообразные материалы, как фреска, керамика, мрамор, украшения и масло на холсте. Иногда это объяснялось их символизмом, как, например, в случае со змеями . [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] М.К. Эшер исследовал мозаику в своей графике, используя ящериц и змей среди других животных. [ 49 ]
-
Фигурка черепахи, керамика , Ближний Восток, 3 тысячелетие до н.э.
-
Римское кольцо со змеей, I век нашей эры.
-
Поклонение бронзовому змею — Аньоло Бронзино , ок. 1545 г.
-
«Мальчик, укушенный ящерицей» , , Караваджо ок. 1595 г.
-
Охота на бегемота и крокодила Питера Пауля Рубенса , ок. 1616
-
Обнаженные с черепахой , Дьюла Торнаи (1861–1928)
-
Картина австралийских аборигенов с ящерицами и змеями, 1900–1970 гг.
-
Вылепленные из песка динозавры в Австралии, 2009 г.
Изображения динозавров
[ редактировать ]
Динозавры широко изображались в культуре с тех пор, как английский палеонтолог Ричард Оуэн придумал название «динозавр» в 1842 году. Уже в 1854 году группа моделей динозавров в натуральную величину, « Хрустальный дворец динозавров» , была выставлена на обозрение публики в южном Лондоне. [ 50 ] [ 51 ] Один динозавр появился в литературе еще раньше, когда Чарльз Диккенс поместил мегалозавра в первую главу своего романа « Холодный дом» в 1852 году. [ 52 ]
Динозавры, представленные в книгах, фильмах, телевизионных программах, произведениях искусства и других средствах массовой информации, использовались как для образования, так и для развлечения. Изображения варьируются от реалистичных, как в телевизионных документальных фильмах 1990-х и первого десятилетия 21-го века, до фантастических, как в фильмах о монстрах 1950-х и 1960-х годов, таких как Q – The Winged Serpent . [ 51 ] [ 53 ] [ 54 ] За ними последовал Стивена Спилберга . весьма успешный фильм [ 55 ] [ 56 ] 1993 «Парк Юрского периода» , экранизация романа Майкла Крайтона года 1990 и его продолжений, основанная на идее вернуть ужасающего зверя от вымирания путем клонирования из ископаемой ДНК . [ 57 ] Критики заметили, что «Парк Юрского периода» перекликается с темами Мэри Шелли » «Франкенштейна занимает агрессивный велоцираптор : место монстра Франкенштейна . [ 58 ]

Рост интереса к динозаврам со времен эпохи Возрождения динозавров сопровождался изображениями, сделанными художниками, работающими с идеями на переднем крае науки о динозаврах, представляющими живых динозавров и пернатых динозавров , когда эти концепции впервые рассматривались. Культурные изображения динозавров были важным средством сделать научные открытия доступными для общественности. [ 53 ]
Культурные изображения создали или усилили неправильные представления о динозаврах и других доисторических животных, например неточное и анахроничное изображение своего рода «доисторического мира», где многие виды вымерших животных (от пермского животного диметродона до мамонтов и пещерных людей ) жили вместе, а динозавры жили вместе. жизнь в постоянных боях. [ 51 ] [ 59 ]
Другие заблуждения, подкрепленные культурными изображениями, возникли из научного консенсуса, который сейчас опровергнут, например, альтернативное использование слова «динозавр» для описания чего-то неадаптированного или устаревшего или динозавров как медленных и неразумных. [ 51 ] [ 60 ]
Практическое взаимодействие
[ редактировать ]Еда и другие продукты
[ редактировать ]Крокодилы и аллигаторы выращиваются в коммерческих целях . Их шкуры дублят и используют для изготовления кожаных изделий, таких как обувь и сумки; Мясо крокодила также считается деликатесом. [ 61 ] Наиболее часто выращиваемыми видами являются морские и нильские крокодилы. Сельское хозяйство привело к увеличению популяции морских крокодилов в Австралии, поскольку яйца обычно собирают в дикой природе, поэтому у землевладельцев есть стимул сохранять их среду обитания. Из крокодиловой кожи делают кошельки, портфели, кошельки, сумки, ремни, головные уборы и обувь. Крокодиловое масло использовалось в различных целях. [ 62 ] Ежегодно змей продают десятками тысяч, чтобы удовлетворить спрос на экзотическую кожу, мясо и домашних животных; часть этой торговли является законной и устойчивой, часть — незаконной и неустойчивой, но по многим видам у нас нет достаточных данных, чтобы оценить, является ли вся торговля законной и устойчивой. [ 63 ]
Мясо игуаны популярно в Мексике и является традиционной едой на протяжении тысячелетий. Их яйца, взятые у беременных самок, представляют собой особый деликатес.
Морских, пресноводных и черепаховых черепах употребляли в пищу с доисторических времен. Поскольку они, как правило, медлительны и беззащитны, они представляют собой легко используемый источник мяса.
Яйца морских черепах, добытые на пляжах, всегда были частью рациона местных жителей, где их откладывают; яйцами часто торгуют и продают внутри страны как товар. Взрослых морских черепах ловят гарпуном или копьем и используют для получения мяса, жира и панциря. «Панцирь черепахи» обычно представляет собой продукт панциря морской черепахи. Используется в декоративных изделиях. Масло, полученное из жира, продается как черепаховое масло и используется в косметических продуктах.
Пресноводных черепах также используют в пищу в виде супа и живых животных. Черепаховый суп как консервированный предмет роскоши когда-то был источником крупного «рыболовства» в Чесапикском заливе и заливе Сан-Франциско. Это привело к почти полному уничтожению ромбовидной черепахи и тихоокеанской прудовой черепахи в их устьях.
Мясо черепахи считается деликатесом в азиатской кухне, а черепаховый суп когда-то высоко ценился и в английской кухне . [ 64 ] [ 65 ] (панцири) черепахи Пластроны широко используются в традиционной китайской медицине ; сотни тонн их импортируются на Тайвань каждый год. [ 66 ] В наши дни спрос на живых пресноводных черепах для потребления в Юго-Восточной Азии, и особенно в Китае, привел к появлению мирового рынка, который угрожает большому количеству видов. Некоторые из них выращиваются на фермах, но подавляющее большинство собираются в дикой природе.
Наземных черепах едят ради мяса, а их панцири используют в различных целях в качестве сосудов, погремушек, фетишей и предметов искусства.
Мясо крокодила иногда едят как «экзотический» деликатес в западном мире. [ 67 ] Мясо аллигатора выращивается для потребления человеком в Соединенных Штатах. [ 68 ] [ 69 ]
Змеиный суп готовят в кантонской кухне . [ 70 ] В Индонезии считается, что употребление змеиной крови повышает сексуальную потенцию. [ 71 ] Змеиное вино (蛇酒) — алкогольный напиток, производимый путем настаивания целых змей в рисовом вине или зерновом спирте . Впервые было зарегистрировано, что этот напиток употреблялся в Китае во времена династии Западная Чжоу он считался важным лечебным средством и, как полагали, восстанавливал силы человека , и, согласно традиционной китайской медицине, . [ 72 ] Змеиное мясо редко используется в западной кухне, но мясо гремучей змеи едят в Техасе . [ 73 ]
В медицине
[ редактировать ]Ящерицы, такие как монстр Гила, производят токсины в медицинских целях. Токсин Гила снижает уровень глюкозы в плазме ; в настоящее время это вещество синтезируется для использования в против диабета препарате эксенатид (Байетта). [ 74 ] Токсин из слюны монстра Гила изучался на предмет использования в качестве лекарства от болезни Альцгеймера . [ 75 ]
Цитотоксический змеиного эффект яда исследуется как потенциальное средство лечения рака. [ 76 ]
Рептилии, в том числе крокодилы, змеи, черепахи и ящерицы, используются в традиционной медицине Бразилии при широком спектре заболеваний, включая астму , головную боль, опоясывающий лишай , импотенцию , инфекции, желтуху , респираторные заболевания , укусы змей, тромбозы , зубную боль и раны. [ 4 ]
Как угрозы
[ редактировать ]
Смертельные случаи от укусов змей редки во многих частях мира, но в Индии их число по-прежнему исчисляется десятками тысяч в год. [ 77 ] Змеиный укус можно лечить противоядием, изготовленным из яда змеи. Чтобы получить противоядие, смесь ядов разных видов змей вводят в тело лошади во все возрастающих дозах, пока лошадь не будет иммунизирована. Затем извлекают кровь; сыворотку отделяют, очищают и лиофилизируют. [ 78 ]
Крупные крокодилы, особенно морской крокодил и нильский крокодил , нападают и убивают сотни людей в Юго-Восточной Азии и Африке. ежегодно [ 79 ]
Для развлечения
[ редактировать ]В Индии заклинание змей — традиционное придорожное шоу. Заклинатель змей несет корзину со змеей, которой он играет мелодии на своей флейте, под которую змея, кажется, танцует. [ 80 ] Змеи реагируют на движение флейты, а не на сам шум. [ 80 ] [ 81 ]
различных рептилий, включая игуан, черепах и некоторых змей (особенно послушных видов, таких как шаровидный питон и кукурузная змея ); В западном мире в качестве домашних животных держат [ 82 ] [ 83 ] прудовых черепах уже использовали в качестве домашних животных во времена Римской империи . [ 84 ] Рептилии обладают сильными способностями к обучению и могут быть игривыми. У них специализированная диета, и для их кормления требуются определенные навыки; Ветеринарный осмотр выявил, что многие ящерицы и черепахи страдают метаболическими заболеваниями костей, которые могут быть вызваны плохим питанием или отсутствием ультрафиолетового освещения. Отравление ядовитыми домашними рептилиями встречается редко, но укусы крупных ящериц, таких как зеленые игуаны , которых широко держат в качестве домашних животных в США, встречаются чаще, примерно 800 случаев в год. [ 82 ] [ 83 ]
Преследование и сохранение
[ редактировать ]
Культурное отношение к рептилиям включает широко распространенный страх, иногда доходящий до фобии , особенно перед змеями; [ 2 ] Карл Саган предположил, что страх может быть наследственным. [ 85 ] [ 2 ] и это действительно характерно для других приматов . [ 2 ] В США 12% мужчин и 38% женщин боялись змей; наряду с пауками, это самая распространенная фобия в западных обществах. Негативное отношение в некоторых странах распространяется и на других рептилий; например, безобидный геккон в Португалии считается злым и ядовитым. Такое отношение способствовало преследованиям. [ 2 ] Персонажи комиксов, посвященные рептилиям, часто оказываются злодеями. [ 86 ] Фольклор о рептилиях тоже коррелирует с негативным отношением к ним. Таким образом, преследования, вызванные фольклором и отношением людей, могут быть добавлены к проблеме сохранения рептилий, которым уже угрожает деятельность человека, включая разрушение их среды обитания, загрязнение окружающей среды, изменение климата , конкуренцию с интродуцированными чужеродными видами и чрезмерную эксплуатацию, например, ради мяса диких животных . [ 2 ] [ 87 ] Преследование включает в себя преднамеренное убийство змей по всей Европе и «облавы» на гремучих змей в Америке. [ 2 ] [ 88 ] Эксперимент с искусственными змеями и черепахами в Канаде показал, что змей наезжали чаще, чем черепах, часто, когда водители, очевидно, намеренно свернули, чтобы сбить змей. [ 2 ] В Австралии 38% опрошенных заявили, что нападали на крупных удлиненных змей , чтобы защитить детей и домашних животных, а также потому, что боялись и ненавидели этих змей. [ 2 ] [ 89 ]
Несколько некоммерческих организаций по всему миру занимаются сохранением рептилий, в том числе Международный фонд охраны рептилий. [ 90 ] и Фонд охраны амфибий и рептилий. [ 91 ] Рецензируемый журнал Amphibian and Reptile Conservation публикует исследования по этой теме. [ 92 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Масьонис, Джон Дж.; Гербер, Линда Мари (2011). Социология . Пирсон Прентис Холл. п. 53. ИСБН 978-0-13-700161-3 . OCLC 652430995 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Сериако, Луис член парламента (2012). «Отношение человека к герпетофауне: влияние фольклора и негативных ценностей на сохранение амфибий и рептилий в Португалии» . Журнал этнобиологии и этномедицины . 8 (1): 8. дои : 10.1186/1746-4269-8-8 . ПМЦ 3292471 . ПМИД 22316318 .
- ^ Jump up to: а б Алвес, Ромуло Р.Н.; Альбукерке, Улисс П. (2018). Этнозоология: животные в нашей жизни . Академическая пресса. ISBN 978-0-12-809913-1 . OCLC 1007290568 .
- ^ Jump up to: а б с Алвес, Ромуло; Алмейда, Валтесио; Лео Нето, Нивальдо; Виейра, Вашингтон; Сантана, Гиндомар (1 июля 2009 г.). «Рептилии, используемые в лечебных и магических религиозных целях в Бразилии». Прикладная герпетология . 6 (3): 257–274. дои : 10.1163/157075409x432913 .
- ^ Jump up to: а б Пули, Саймон (2016). «Культурная герпетология нильских крокодилов в Африке» . Сохранение и общество . 14 (4): 391–405. дои : 10.4103/0972-4923.197609 . JSTOR 639326 .
- ^ Кпера, Г. Натали; Аартс, Ноэль; Тоссу, Ригоберт К.; Менса, Гай А.; Саиду, Алиу; Коссу, Дансу К.; Синсин, А. Брайс; ван дер Зипп, Акке Дж. (13 мая 2014 г.). « Пруд с крокодилами никогда не пересыхает»: рамочный анализ отношений человека и крокодила на агропастбищных плотинах в Северном Бенине». Международный журнал устойчивости сельского хозяйства . 12 (3): 316–333. дои : 10.1080/14735903.2014.909637 . S2CID 154378979 .
- ^ Jump up to: а б Зекки, Марко (2010). Собек из Шдета: Бог-крокодил в Фаюме в династический период . Тау Эдитрис. ISBN 978-88-6244-115-5 .
- ^ Jump up to: а б Дин, Джон (1833). Поклонение Змею . Издательство Кессинджер. стр. 61–64. ISBN 1-56459-898-5 .
- ^ Jump up to: а б Ингерсолл, Эрнест (2013). Драконы и история драконов . Козимо Классика. ISBN 978-1-61640-924-1 .
- ^ Тайлор, Эдвард Бернетт (1870). Исследования по ранней истории человечества и развитию цивилизации . Джон Мюррей. стр. 340–343 .
- ^ Раппенглак, М. (2006). «Весь мир заключен между панцирями: Космическая символика черепах и черепах» (PDF) . Средиземноморская археология и археометрия . 6 (3): 223–230. Бибкод : 2006MAA.....6..223R .
- ^ Перссон, ПО (1960). «Нижнемеловые плезиозавры (рептилии) из Австралии». Лундский университет Арсскрифт . 56 (12): 1–23.
- ^ Jump up to: а б Снегирь, Томас (2000). Полная мифология снегиря . Лондон: Канцлер Пресс. п. 85. ИСБН 0-7537-0381-5 . Архивировано из оригинала 9 февраля 2009 года.
- ^ Родригес, Хиллари. «Ведические Божества | Варуна» . Махавидья . Проверено 19 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Бхаттачарджи, Сукумари (1970). Индийская теогония: сравнительное исследование индийской мифологии от Вед до Пуран . Архив Кубка. п. 39. GGKEY:0GBP50CQXWN.
- ^ «Священные реки, озера и океаны» . Сердце индуизма . Образовательные услуги ИСККОН. 2004. Архивировано из оригинала 14 октября 2014 года.
Большинство рек считаются женскими и олицетворяются богинями. Ганга, фигурирующая в Махабхарате, обычно изображается верхом на крокодиле (см. справа).
- ^ Кумар, Нитин (август 2003 г.). «Богиня реки Ганга - сказки в искусстве и мифологии» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Индуистские боги и их священные животные» . Шри. Зоологический парк Венкатешвара. Архивировано из оригинала 23 июня 2014 года.
Речные богини Ганга и Ямуна были соответствующим образом восседали на черепахе и крокодиле соответственно.
- ^ «Крокодил — Бог в Гоа» (PDF) . Информационный бюллетень группы специалистов по крокодилам . 14 (1): 8. Январь – март 1995 г.
- ^ Нойманн, Франке Дж. (1 января 1975 г.). «Дракон и собака: два символа времени в религии науатль». Нумен . 22 (1): 1–22. дои : 10.1163/156852775x00103 .
- ^ Верма, Маниш (2000). Посты и фестивали Индии . Карманные книги с бриллиантами. стр. 37–38. ISBN 978-81-7182-076-4 .
- ^ Миллер, Мэри (1993). Боги и символы Древней Мексики и майя . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-27928-1 .
- ^ Стил, Пол Р. (2004). «Энциклопедия мифических повествований, тем и концепций». Справочник по мифологии инков. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 95–98. ISBN 1-57607-354-8 .
- ^ «Змей был хитрее всякого зверя полевого, которого создал Господь Бог. И сказал он женщине: да, сказал ли Бог: не ешьте от всякого дерева в саду?» Версия короля Иакова , Бытие 3:1
- ^ Оуэн, Джеймс (13 марта 2008 г.). «Без змеи в Ирландии: виноват Ледниковый период, а не Святой Патрик» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 14 марта 2008 года . Проверено 17 марта 2011 г.
- ^ Святой Георгий и Дракон: Введение в: Э. Гордон Уотли, Энн Б. Томпсон, Роберт К. Апчерч (ред.), « Жизни святых в среднеанглийских сборниках» (2004).
- ^ Фергус, Джордж (1989). «Подробнее об аллигаторах в канализации». Журнал американского фольклора . 55 (988): 8. дои : 10.2307/541011 . JSTOR 541011 .
- ^ Фостер, Томас Флурной (1830). Речь о законопроекте о переселении индейцев к западу от Миссисипи: произнесена в Палате представителей Соединенных Штатов 17 мая 1830 года . Д. Грин. п. 11.
- ^ Уилкокс, Роберт А.; Уизем, Эмма М. (15 апреля 2003 г.). «Символ современной медицины: почему одна змея больше двух». Анналы внутренней медицины . 138 (8): 673–7. дои : 10.7326/0003-4819-138-8-200304150-00016 . ПМИД 12693891 . S2CID 19125435 .
- ^ Бенсон, Элизабет (1972). Мочика: культура Перу . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-72001-0 .
- ^ Беррин, Кэтрин; Музей Ларко (1997). Дух древнего Перу: сокровища из археологического музея Рафаэля Ларко Эрреры . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-01802-6 .
- ^ Беван, Элинор (1988). «Древние божества и изображения черепах в святилищах». Ежегодник Британской школы в Афинах . 83 : 1–6. дои : 10.1017/s006824540002058x . S2CID 130886604 .
- ^ Плоткин, Памела, Т., 2007, Биология и охрана морских черепах Ридли , Университет Джона Хопкинса, ISBN 0-8018-8611-2 .
- ^ Болл, Кэтрин, 2004, Животные мотивы в азиатском искусстве , Courier Dover Publications, ISBN 0-486-43338-2 .
- ^ Стуки, Лорена Лаура, 2004, Тематический путеводитель по мировой мифологии , Greenwood Press, ISBN 0-313-31505-1 .
- ^ VIII. 33 Плиний Старший (1855 г.). Естественная история . Перевод Бостока, Джона ; Райли, Генри Томас .
- ^ Исидор Севильский (2006). Этимология Исидора Севильского . Издательство Кембриджского университета. п. 255. ИСБН 978-1-139-45616-6 .
- ^ Миллер, Лия (28 июня 2017 г.). «Василиск» . Королевское общество . Проверено 31 августа 2018 г.
- ^ Дю Туа, Адель (30 декабря 2014 г.). «Как слон получил хобот — классическая история разыгрывается в Крюгере» . Новости24 . Проверено 15 августа 2018 г.
- ^ Ашлиман, Д.Л. (2011). «Черепаха и Заяц и другие скачки между неравными участниками» . Университет Питтсбурга . Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ Миллер, Мэтт (13 сентября 2017 г.). «В этом есть две важные подсказки, которые заметят только настоящие фанаты Стивена Кинга» . Эсквайр . Проверено 31 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Муллан, Джон (8 июля 2011 г.). «Десятка лучших | Змеи в литературе» . Хранитель . Проверено 31 августа 2018 г.
- ^ Фотий (1977). Библиотека. Том VIII: Кодексы 257–280 (на французском и древнегреческом языках). Р. Генри (пер.). Прекрасная литература. п. 93. ИСБН 978-2-251-32227-8 .
- ^ Эштон, Джон (2009). Любопытные существа в зоологии . ISBN 978-1-4092-3184-4 .
- ^ Бриттон, Адам (nd). Крокодилы плачут «крокодиловы слезы»? База данных биологии крокодилов . Получено 13 марта 2006 г. из группы специалистов по крокодилам, Список видов крокодилов, FAQ.
- ^ Кьельгрен, Эрик. «Крокодилы» . Метрополитен-музей . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Лессер, Кейси (14 сентября 2017 г.). «Художник эпохи Возрождения, отливавший живых змей, лягушек и ящериц для изготовления своей керамики» . Artsy.net . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Дженкинс, Тиббс (17 марта 2016 г.). «Ювелирные изделия |Змея в культуре и искусстве» . Татлер . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ Лочер, Дж. Л. (1971). Мир MC Эшера . Абрамс . стр. 79–85. ISBN 0-451-79961-5 .
- ^ Торренс, Хью. «Политика и палеонтология». Полный динозавр, 175–190.
- ^ Jump up to: а б с д Перенасыщение, Дональд Ф .; Бретт-Сурман, Майкл К. (1997). «Динозавры и СМИ». Полный динозавр . Издательство Университета Индианы. стр. 675–706 . ISBN 0-253-33349-0 .
- ^ «Лондон. Недавно закончился Михайловский срок, и лорд-канцлер сидит в Линкольнс-Инн-холле. Неумолимая ноябрьская погода. Столько грязи на улицах, как будто воды только что сошли с лица земли, и этого не будет». Замечательно встретить мегалозавра длиной около сорока футов, ковыляющего, как слоновья ящерица, вверх по холму Холборн». Со страницы 1 книги Диккенса, Чарльз Дж. Х. (1852 г.). Холодный дом, Глава I: В канцелярии . Лондон: Брэдбери и Эванс.
- ^ Jump up to: а б Пол, Грегори С. (2000). «Искусство Чарльза Р. Найта». У Пола, Грегори С. (ред.). Научно-американская книга о динозаврах . Пресса Святого Мартина. стр. 113–118. ISBN 0-312-26226-4 .
- ^ Сирлз, Бэрд (1988). «Динозавры и другие». Фильмы научной фантастики и фэнтези . Нью-Йорк: AFI Press. стр. 104–116. ISBN 0-8109-0922-7 .
- ^ Парк Юрского периода – Обзоры фильмов, трейлеры, изображения – Тухлые помидоры . Rottentomatoes.com. Проверено 4 сентября 2012 г.
- ^ «Парк Юрского периода (1993) – Box Office Mojo» . www.boxofficemojo.com .
- ^ «Парк Юрского периода» . MichaelCrichton.com . Проверено 1 января 2009 г.
- ^ Дебус, Аллен А. (2006). Динозавры в фантастической фантастике: тематический обзор . МакФарланд. стр. 124–146. ISBN 978-0-7864-2672-0 .
- ^ Лукас, Спенсер Г. (2000). «Динозавры в глазах общественности» . Динозавры: Учебник (3-е изд.). МакГроу-Хилл. стр. 247–260 . ISBN 0-07-303642-0 .
- ^ «динозавр» . Словарь.com . Лексико . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ Лайман, Рик (30 ноября 1998 г.). «Журнал Анауак; фермеры, выращивающие аллигаторов, удовлетворяют спрос на все части» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 ноября 2013 г.
- ^ Деревенская народная медицина: сказки о масле скунса, чае сассафрас и других старинных средствах (2004) Элизабет Янош. п. 56.
- ^ Нейман, Винсент (5 ноября 2022 г.). «Квоты на вылов, свободные рынки и устойчивая торговля питонами» . Охрана природы . 48 : 99–121. doi : 10.3897/natureconservation.48.80988 . ISSN 1314-3301 . S2CID 248733239 .
- ^ Барзик, Дж. Э. (ноябрь 1999 г.). «Черепахи в кризисе: азиатские продовольственные рынки» . Черепаховый трест . Проверено 31 августа 2018 г.
- ^ «Черепаховый суп (старомодный рецепт черепахового супа)» . Бытовая циклопедия общей информации . 1881. стр. 355–356.
- ^ Чен, Т.-Х.; Чанг, Х.-К.; Лю, К.-Ю. (2009). «Нерегулируемая торговля черепашьими панцирями для китайской традиционной медицины в Восточной и Юго-Восточной Азии: пример Тайваня». Челонианская охрана и биология . 8 (1): 11–18. дои : 10.2744/CCB-0747.1 . S2CID 86821249 .
- ^ Армстронг, Хилари (8 апреля 2009 г.). «Лучшие экзотические рестораны Лондона» . Вечерний стандарт . Проверено 4 сентября 2016 г.
- ^ Мартин, Рой Э.; Картер, Эмили Пейн; Флик, Джордж-младший; Дэвис, Линн М. (2000). Справочник по морской и пресноводной продукции . ЦРК Пресс. п. 277. ИСБН 978-1-56676-889-4 .
- ^ Райхлен, Стивен (1993). Майами Спайс: Новая кухня Флориды . Рабочий. п. 35 . ISBN 978-1-56305-346-7 .
- ^ Ирвин, Франция (1954). «Змеи как пища человека». Британский журнал герпетологии . 1 (10): 183–189.
- ^ Коннор, Нил (4 октября 2013 г.). «Вот что едят мужчины в Азии, чтобы повысить свое либидо» . Бизнес-инсайдер . Проверено 6 октября 2018 г.
- ^ «Производство и лечебные свойства змеиного вина» 9 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 г. Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ Шепард, Кэти (19 марта 2020 г.). «Джон Корнин раскритиковал китайцев за поедание змей. Он забыл об облавах на гремучих змей в Техасе» . Вашингтон Пост . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ Кейси, Констанс (26 апреля 2013 г.). «Не называй это монстром» . Сланец .
- ^ «Исследования болезни Альцгеймера направлены на ящериц» . Би-би-си. 5 апреля 2002 г.
- ^ Вивек Кумар Вьяс; Кейур Брамбатт; Хардик Бхатт; Устав Пармар (февраль 2012 г.). «Терапевтический потенциал змеиного яда в терапии рака: современная перспектива» . Азиатско-Тихоокеанский журнал тропической медицины . 3 (2): 156–162. дои : 10.1016/S2221-1691(13)60042-8 . ПМЦ 3627178 . ПМИД 23593597 .
- ^ Синха, Каунтея (25 июля 2006 г.). «Земли заклинателей змей больше нет…» The Times of India .
- ^ Дубинский, И. (1996). «Укус гремучей змеи у пациента с аллергией на лошадей и болезнью Виллебранда: клинический случай» . Может известный врач . 42 : 2207–11. ПМК 2146932 . ПМИД 8939322 .
- ^ «Нападения крокодилов» . Группа специалистов МСОП по крокодилам . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Багла, Паллава (23 апреля 2002 г.). «Индийские заклинатели змей исчезают, обвиняя экологические законы, телевидение» . Национальные географические новости . Архивировано из оригинала 21 мая 2006 года . Проверено 27 июня 2016 г.
- ^ «Блеф заклинателя змей» Международная энциклопедия дикой природы , 3-е издание, страница 482
- ^ Jump up to: а б Пасманс, Фрэнк; Богертс, Серж; Брэкман, Йохан; Каннингем, Эндрю А; Хеллебак, Том; Гриффитс, Ричард А; Спарребум, Макс; Шмидт, Бенедикт Р; Мартель, Ан (2017). «Будущее содержания домашних рептилий и амфибий: на пути к интеграции благополучия животных, здоровья человека и экологической устойчивости» (PDF) . Ветеринарный учет . 181 (17): 450. дои : 10.1136/vr.104296 . ПМИД 29051315 . S2CID 3425878 .
- ^ Jump up to: а б Эрнест, Карл; Джордж Р. Цуг; Молли Дуайер Гриффин (1996). Змеи под вопросом: Книга ответов Смитсоновского института . Смитсоновские книги. п. 203 . ISBN 1-56098-648-4 .
- ^ Скалера, Риккардо (2007). «Обзор естественной истории неместных амфибий и рептилий». Биологические захватчики во внутренних водах: профили, распространение и угрозы . Вторжение в природу - серия Springer по экологии вторжений. Том. 2. Спрингер. стр. 141–160. дои : 10.1007/978-1-4020-6029-8_7 . ISBN 978-1-4020-6028-1 .
- ^ Саган, Карл (1977). Драконы Эдема: размышления об эволюции человеческого интеллекта . Книги Баллантайна. ISBN 978-0-345-34629-2 .
- ^ Гист, Эмили А.; Кнох, Эшли Р.; Шуфран, Андрин А. (6 ноября 2021 г.). «Злодейские змеи и героические бабочки, моральные качества персонажей животных в американских комиксах о супергероях». Журнал графических романов и комиксов . 13 (5): 735–750. дои : 10.1080/21504857.2021.1998173 . ISSN 2150-4857 . S2CID 243839768 .
- ^ «Мясо диких животных» . Центр международных исследований лесного хозяйства . Проверено 6 октября 2018 г.
- ^ ВЕЙР, ДЖЕК (1992). «Обзор гремучей змеи Суитуотер: пример экологической этики». Биология сохранения . 6 (1): 116–127. дои : 10.1046/j.1523-1739.1992.610116.x .
- ^ Уитакер, Патрик Б.; Шайн, Ричард (2000). «Источники смертности крупных элапидных змей в сельскохозяйственном ландшафте». Журнал герпетологии . 34 (1). JSTOR: 121. doi : 10.2307/1565247 . JSTOR 1565247 .
- ^ «Добро пожаловать в IRCF» . ИРЦФ . Проверено 6 октября 2018 г.
- ^ «Охрана амфибий и рептилий» . АРК Траст . Проверено 6 октября 2018 г.
- ^ «Охрана амфибий и рептилий» . Охрана амфибий и рептилий . Проверено 6 октября 2018 г.