Гарри Поттер и Тайная комната
![]() Арт на обложке оригинального британского издания | |
Автор | Дж. К. Роулинг |
---|---|
Иллюстратор | Клифф Райт (первое издание) |
Язык | Английский |
Ряд | Гарри Поттер |
Номер выпуска | 2-й в серии |
Жанр | Фантастика |
Установить в | Великобритания |
Издатель | Блумсбери (Великобритания) |
Дата публикации | 2 июля 1998 г. |
Место публикации | Великобритания |
Страницы | 251 (первое издание) |
ISBN | 0-7475-3849-2 |
Предшественник | Гарри Поттер и философский камень |
С последующим | Гарри Поттер и узник Азкабана |
«Гарри Поттер и Тайная комната» — фэнтезийный роман британской писательницы Джоан Роулинг , второй роман из серии о Гарри Поттере . Сюжет повествует о Гарри втором году обучения в школе чародейства и волшебства Хогвартс , во время которого серия сообщений на стенах коридоров школы предупреждает, что « Тайная комната » открыта и что «наследник Слизерина » убьет все ученики, не принадлежащие к магическим семьям. Эти угрозы возникли после нападений, которые повергли жителей школы в ужас. В течение года Гарри и его друзья Рон и Гермиона расследуют нападения.
Книга была опубликована в Великобритании 2 июля 1998 года издательством Bloomsbury , а затем в США 2 июня 1999 года издательством Scholastic Inc. Хотя Роулинг говорит, что ей было трудно закончить книгу, она получила высокую оценку и награды от критиков, юных читателей и книжной индустрии, хотя некоторые критики сочли эту историю, возможно, слишком пугающей для детей младшего возраста. Как и другие романы серии, «Гарри Поттер и Тайная комната» вызвали религиозные дебаты ; некоторые религиозные авторитеты осудили использование магических тем, тогда как другие похвалили акцент на самопожертвовании и на том, что характер человека является результатом его выбора.
Некоторые комментаторы отметили, что личностная идентичность является важной темой в книге и что она затрагивает проблемы расизма посредством обращения с нечеловеческими, немагическими и неживыми людьми. Некоторые комментаторы расценивают дневниковую запись этой истории как предупреждение против некритического принятия информации из источников, мотивы и достоверность которых невозможно проверить. Институциональная власть изображается корыстной и некомпетентной.
Экранизация романа , вышедшая в 2002 году, стала (на тот момент) пятым самым кассовым фильмом за всю историю и получила в целом положительные отзывы. Видеоигры по мотивам « Гарри Поттера и Тайной комнаты» также были выпущены для нескольких платформ и большинство из них получили положительные отзывы.
Сюжет
[ редактировать ]Проводя лето у Дурслей , двенадцатилетнего Гарри Поттера навещает Добби , домашний эльф . Он говорит, что Гарри в опасности и он не должен возвращаться в Хогвартс . Гарри отказывается, поэтому Добби волшебным образом портит званый обед тети Петунии и дяди Вернона. Не подозревая о визите Добби, разъяренный дядя Вернон запирает Гарри в своей комнате. Министерство магии отправляет уведомление, обвиняющее Гарри в использовании магии для несовершеннолетних и угрожающее увольнением из Хогвартса.
Трое братьев Уизли, Рон , Фред и Джордж , прибывают на своего отца автомобиле летающем «Форд Англия» и спасают Гарри, забирая его к себе домой. Гарри и семья Уизли едут в Косой переулок за школьными принадлежностями. Они сталкиваются с Гермионой Грейнджер и знакомятся с Люциусом Малфоем , отцом Драко , а также Гилдероем Локхартом , тщеславным автобиографом и авантюристом, который является новым профессором Защиты от темных искусств . На станции Кингс-Кросс Гарри и Рон не могут войти на платформу 9¾ и пропустить Хогвартс-экспресс . Они летят на машине мистера Уизли в Хогвартс, врезаясь в Гремучую иву на территории школы и повреждая палочку Рона. Затем машина убегает в лес.
Позже Гарри единственный, кто слышит странный голос, доносящийся из стен замка. Вскоре после этого Филча кошку , миссис Норрис , находят окаменевшей вместе с кровавым предупреждением, нацарапанным на стене: « Тайная комната открыта. Враги наследника, будьте осторожны». Салазар Слизерин , один из основателей школы, создал Палату после спора с другими основателями о приеме студентов -маглов . Некоторые в волшебном сообществе презирают магглорожденных волшебников, таких как Гермиона, полагая, что чистокровные превосходят их. Предположительно, в камере обитает монстр, которым может управлять только Наследник Слизерина.
Во время игры в квиддич разбойник Бладжер ударил Гарри, сломав ему руку. Локхарт проваливает попытку починить его, отправляя Гарри на ночь в больницу. Добби навещает Гарри и рассказывает, что он сглазил Бладжера и запечатал портал в Кингс-Кросс. Он говорит, что Тайная комната была открыта много лет назад. Добби также говорит Гарри, что такие домашние эльфы, как он, всю жизнь служат одному хозяину и не могут быть освобождены, если им не дадут подходящую одежду. После очередного нападения студенты посещают занятия по оборонительным дуэлям, во время которых Гарри демонстрирует редкую способность говорить на парселтанге , языке змей.
Гарри, Рон и Гермиона подозревают, что Драко — Наследник, учитывая его враждебность к магглорожденным. Гермиона варит Оборотное зелье , позволяя Гарри и Рону выдавать себя за прислужников Драко Крэбба и Гойла . Они узнают, что Драко ничего не знает о наследнике. Тем временем Стонущая Миртл , призрак, обитающий в туалете для девочек, показывает троице дневник, оставленный в ее кабинке. Он принадлежал Тому Риддлу , студенту, который стал свидетелем смерти другого студента во время предыдущего открытия Палаты. Сознание Риддла в дневнике утверждает, что Хагрид виноват . Гермиона окаменела от следующей атаки. Школа закрыта на карантин и может закрыться. Директора Альбуса Дамблдора выгоняют, а Хагрида отправляют в Азкабана тюрьму .
Следуя инструкциям Хагрида, Гарри и Рон следуют за пауками в Запретный лес . Они встречают Арагога , гигантского акромантула, который отрицает свою причастность и утверждает, что пауки боятся настоящего монстра. Арагог пытается скормить Гарри и Рона своему потомству, но их спасает машина мистера Уизли. Гарри и Рон обнаруживают, что Гермиона пришла к выводу, что монстр — это василиск — гигантская змея, прямой взгляд которой убивает и окаменевает жертву, если ее увидеть в отражении. Василиск — это голос в стенах, который распространяется по водопроводу. Стонущая Миртл была убитой студенткой.
Сестра Рона Джинни похищена и доставлена в Палату. Гарри и Рон обнаруживают вход в ванную Миртл и заставляют Локхарта войти туда вместе с ними. Локхарт признается, что он мошенник, выдумавший все свои истории и пытающийся стереть воспоминания мальчиков после кражи поврежденной палочки Рона. Заклинание имеет неприятные последствия, стирая его собственную память и вызывая обвал; Рон отделяется от Гарри и остается, чтобы помочь Локхарту.
Гарри идет в Палату и находит Джинни без сознания. Проявление Тома Риддла показывает, что он Лорд Волан-де-Морт и наследник Слизерина. Он открыл Палату и подставил Хагрида. Он использовал дневник, чтобы овладеть и контролировать Джинни, которая вела себя странно. Василиск, кажется, убивает Гарри. Прибывает феникс Дамблдора Фоукс и приносит Гарри Распределяющую шляпу . Фоукс ослепляет василиска, а Гарри вытаскивает Меч Годрика Гриффиндора из шляпы . Он убивает василиска, но отравляется его ядом. Пока Риддл насмехается над умирающим Гарри, слезы Фоукса исцеляют Гарри. Гарри пронзает дневник Риддла отрубленным клыком василиска, уничтожая его и тело Риддла и оживляя Джинни.
Гарри, Рон, Джинни и Локхарт возвращаются в замок. Гарри передает дневник Дамблдору. Врывается Люциус, разъяренный возвращением Дамблдора. Его сопровождает Добби, домовой эльф Малфоев, который работал, чтобы защитить Гарри. Гарри понимает, что Люциус подсунул дневник в котел Джинни, когда они были в Косом переулке, чтобы открыть Палату. Гарри обманом заставляет Люциуса освободить Добби от рабства, дав ему носок; Люциус пытается напасть на Гарри в отместку, но Добби отталкивает его.
Окаменевшие студенты выздоравливают, Гриффиндор снова выигрывает Кубок факультета, Хагрида освобождают, Локхарта помещают в больницу Святого Мунго , а Гарри возвращается на Тисовую улицу в приподнятом настроении.
Публикация и прием
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]Джоан Роулинг было трудно закончить «Гарри Поттер и Тайная комната», потому что она боялась, что он не оправдает ожиданий, поднятых «Гарри Поттером и философским камнем» . Доставив рукопись в Блумсбери в срок, она забрала ее на шестинедельную доработку. [1]
В ранних набросках книги призрак Почти Безголовый Ник спел песню собственного сочинения, объясняющую его состояние и обстоятельства его неизвестной смерти. Это было вырезано, потому что редактору книги не понравилось стихотворение, которое впоследствии было опубликовано в качестве дополнения на официальном сайте Джоан Роулинг. [2] Семейное прошлое Дина Томаса было удалено, потому что Роулинг и ее издатели сочли это «ненужным отступлением», а Невилла Лонгботтома «более важным для основного сюжета». собственный путь открытий [3]
Публикация
[ редактировать ]«Гарри Поттер и тайная комната» была опубликована в Великобритании 2 июля 1998 года и в США 2 июня 1999 года. [4] [5] Она сразу же заняла первое место в списках бестселлеров Великобритании, вытеснив таких популярных авторов, как Джон Гришэм , Том Клэнси. [1] и Терри Пратчетт , [6] и сделало Роулинг первым автором, получившим премию British Book Awards «Детская книга года» два года подряд. [7] В июне 1999 года он сразу возглавил три списка бестселлеров США. [8] в том числе в The New York Times . [9]
В первом издании было несколько ошибок, которые были исправлены в последующих переизданиях. [10] Первоначально Дамблдор сказал, что Волан-де-Морт был последним оставшимся предком Салазара Слизерина, а не его потомком. [10] Книга Гилдероя Локхарта называется « Выходные с оборотнями» об оборотнях в какой-то момент Странствия с оборотнями» . , а далее в книге « [11]
Критический ответ
[ редактировать ]«Гарри Поттер и Тайная комната» была встречена почти всеобщим признанием. На BookBrowse , сайте, который объединяет рецензии на книги, такие как обзоры средств массовой информации, книга получила из «Мнения критиков». [12]
В «Таймс » Дебора Лаудон описала ее как детскую книгу, которую «будут перечитывать во взрослой жизни», и подчеркнула ее «сильные сюжеты, привлекательных персонажей, отличные шутки и моральное послание, которое естественным образом вытекает из истории». [13] Автор фэнтези Чарльз де Линт согласился и посчитал вторую книгу о Гарри Поттере такой же хорошей, как «Гарри Поттер и философский камень» , что является редким достижением среди серий книг. [14] Томас Вагнер считал, что сюжет очень похож на сюжет первой книги, основанный на поиске секрета, спрятанного под школой. Однако ему понравилась пародия на знаменитостей и их поклонников, сосредоточенная вокруг Гилдероя Локхарта, и он одобрил то, как в книге рассматривается расизм. [15] Тэмми Незол нашла книгу более тревожной, чем ее предшественница, особенно из-за опрометчивого поведения Гарри и его друзей после того, как Гарри скрыл информацию от Дамблдора, а также из-за человечного поведения мандрагор, используемых для приготовления зелья, излечивающего окаменение . Тем не менее вторая история показалась ей такой же интересной, как и первая. [16]
Мэри Стюарт думала, что финальный конфликт с Томом Риддлом в Палате был почти таким же страшным, как в некоторых произведениях Стивена Кинга , и, возможно, слишком сильным для маленьких или робких детей. Она отметила, что «в них достаточно сюрпризов и творческих деталей, которых обычно хватило бы на пять меньших книг». Как и другие рецензенты, она считала, что книга доставит удовольствие как детям, так и взрослым читателям. [17] По словам Филипа Нела , первые рецензии содержали безудержную похвалу, а более поздние содержали некоторую критику, хотя они все же согласились с тем, что книга выдающаяся. [18]
Написав после того, как все семь книг были опубликованы, Грэм Дэвис считал «Гарри Поттер и Тайная комната» самой слабой из серии и согласился, что структура сюжета во многом такая же, как в «Гарри Поттере и философском камне» . Он описал появление Фоукса, чтобы вооружить Гарри, а затем исцелить его, как deus ex machina : он сказал, что книга не объясняет, как Фоукс знал, где найти Гарри; и время Фоукса должно было быть очень точным, поскольку прибытие раньше, вероятно, предотвратило бы битву с василиском, а прибытие позже было бы фатальным для Гарри и Джинни. [19]
Награды и почести
[ редактировать ]Книга Роулинг «Гарри Поттер и Тайная комната» была удостоена нескольких наград. [20] Американская библиотечная ассоциация включила этот роман в список выдающихся детских книг 2000 года. [21] а также «Лучшие книги для молодежи». [22] В 1999 году журнал Booklist назвал «Гарри Поттер и Тайная комната» одним из вариантов выбора редакции. [23] и вошел в десятку лучших молодежных фэнтезийных романов. [20] Кооперативный центр детской книги удостоил роман награды «Выбор CCBC 2000 года» в категории «Художественная литература для детей». [24] Роман также получил премию Британской книжной премии «Детская книга года». [25] и вошел в шорт-лист детской премии Guardian в 1998 году и премии Карнеги в 1998 году. [20]
«Гарри Поттер и Тайная комната» выиграли золотую медаль Nestlé Smarties Book Prize 1998 года в категории 9–11 лет. [25] Роулинг также выиграла две другие книжные премии Nestlé Smarties за книги «Гарри Поттер и философский камень» и «Гарри Поттер и узник Азкабана» . В 1999 году Совет искусств Шотландии присудил роману свою первую премию в области детской книги. [26] и он также был удостоен Платиновой книжной премии Уитакера в 2001 году. [20] [27] В 2003 году роман занял 23-е место в BBC опросе The Big Read . [28]
Основные темы
[ редактировать ]«Гарри Поттер и Тайная комната» продолжает исследование того, что делает человека тем, кем он является, начатое в первой книге. Помимо утверждения, что личность Гарри формируется его решениями, а не каким-либо аспектом его рождения, [16] [29] В «Гарри Поттере и Тайной комнате» представлены контрастирующие персонажи, которые пытаются скрыть свою истинную личность: как говорит Тэмми Незол, Гилдерою Локхарту «не хватает настоящей личности», потому что он не более чем очаровательный лжец. [16] Риддл также усложняет борьбу Гарри за самопознание, указывая на сходство между ними: «оба полукровки, сироты, воспитанные маглами , вероятно, единственные два Змеемута, приехавшие в Хогвартс со времен великого Слизерина». [30]
Противостояние классу, смерть и ее последствия, подростковый возраст, жертвенность, любовь, дружба, верность, предрассудки и расизм являются постоянными темами сериала. В «Гарри Поттере и Тайной комнате» внимание и уважение Гарри к другим распространяется на скромного, нечеловеческого Добби и призрака Почти Безголового Ника. [31] По мнению Маргариты Краузе, достижения в романе больше зависят от изобретательности и трудолюбия, чем от природных талантов. [32]
Эдвард Даффи, доцент Университета Маркетт , говорит, что одним из центральных персонажей « Тайной комнаты» является зачарованный дневник Тома Риддла, который берет под контроль Джинни Уизли – как и планировал Риддл. Даффи предполагает, что Роулинг задумала это как предупреждение против пассивного потребления информации из источников, имеющих свои собственные цели. [33] Хотя Бронвин Уильямс и Эми Зенгер считают дневник больше похожим на систему обмена мгновенными сообщениями или чаты , они согласны с опасностью слишком полагаться на письменное слово, которое может замаскировать автора, и приводят комичный пример — самооборону Локхарта. продвижение книг. [34]
Антонелло Фабио Катерино, итальянский судебный лингвист и филолог, заявил, что разговоры Гарри и Волан-де-Морта в дневнике можно рассматривать как «современную транспозицию» « , » Петрарки Секретума текста, который часто сравнивают с дневником, в котором подробно описывается воображаемый диалог между писатель и Августин Гиппопотамский . Катерино проанализировал сходство между темами, обнаруженными в обеих книгах, начиная с идеи фрагментированной души: Гарри и Волан-де-Морт оба ищут крестражи Волан-де-Морта, которые являются фрагментами его души, а Петрарка также сосредотачивается на концепции animae фрагмента , что означает фрагменты души. [35]
Безнравственность и изображение власти как негатива — важные темы романа. Маргарита Краузе утверждает, что в мире Гарри Поттера мало абсолютных моральных правил: например, Гарри предпочитает говорить правду, но лжет всякий раз, когда считает это необходимым – очень похоже на его врага Драко Малфоя . [32] В конце « Гарри Поттера и Тайной комнаты » Дамблдор отказывается от своего обещания наказать Гарри и Рона, если они еще нарушат школьные правила – после того, как профессор МакГонагалл подсчитала, что они нарушили более 100 – и щедро награждает их за прекращение угрозы со стороны Тайной комнаты. Тайн. [36] Краузе далее заявляет, что Роулинг мало уважает авторитетных фигур и политические институты. [32] Уильям МакНил из Университета Гриффита, Квинсленд, Австралия, утверждает, что министр магии представлен как посредственный человек. [37] В своей статье «Гарри Поттер и светский город» Кен Джейкобсон предполагает, что министерство в целом изображается как клубок бюрократических империй, говоря, что «чиновники министерства заняты мелочами (например, стандартизацией толщины котлов) и создают политкорректные эвфемизмы вроде «немагическое сообщество» (для маглов) и «модификация памяти» (для магического промывания мозгов)». [29]
В этом романе подразумевается, что оно начинается в 1992 году: на торте в честь 500-летия почти безголового Ника есть слова: «Сэр Николас Де Мимси Порпингтон умер 31 октября 1492 года». [38] [39]
Связь с Гарри Поттером и Принцем-полукровкой
[ редактировать ]«Тайная комната» во многом связана с шестой книгой серии « Гарри Поттер и Принц-полукровка» . Фактически, «Принц-полукровка» было рабочим названием « Тайной комнаты» , и Роулинг говорит, что изначально она намеревалась представить некоторые «важнейшие фрагменты информации» во второй книге, но в конечном итоге почувствовала, что «подходящим домом для этой информации является шестая книга». [40] Некоторые предметы, играющие значительную роль в «Принце-полукровке», впервые появляются в «Тайной комнате» : « Рука Славы» и опаловое ожерелье, которые продаются в «Борджине и Бёрксе» ; Исчезающий шкаф в Хогвартсе, поврежденный Полтергейстом Пивсом ; и дневник Тома Риддла , который позже оказывается крестражем . [41] Кроме того, в этих двух романах больше всего внимания уделяется отношениям Гарри и Джинни Уизли.
Адаптации
[ редактировать ]Фильм
[ редактировать ]Киноверсия « Гарри Поттер и тайная комната» вышла в 2002 году. [42] Крис Коламбус снял фильм. [43] сценарий написал Стив Кловс . Он стал третьим фильмом, чьи международные кассовые сборы превысили 600 миллионов долларов, ему предшествовали «Титаник» , выпущенный в 1997 году, и «Гарри Поттер и философский камень» , выпущенный в 2001 году. [44] Фильм был номинирован на премию «Сатурн» как лучший фэнтезийный фильм. [44] [45] По данным Metacritic , киноверсия « Гарри Поттера и Тайной комнаты» получила «в целом положительные отзывы» со средней оценкой 63%. [46] а другой агрегатор , Rotten Tomatoes , дал ему оценку 82%. [43]
Видеоигры
[ редактировать ]были выпущены пять уникальных видеоигр от разных разработчиков В период с 2002 по 2003 год компанией Electronic Arts , основанных на книге:
Разработчик | Дата выпуска | Платформа | Жанр | Рейтинги игр | Метакритик | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
ЗнатьЧудо | 14 ноября 2002 г. | Microsoft Windows | Приключение / головоломка | 71.46% [47] | 77/100 [48] | |
Аргонавт | PlayStation | Приключенческий боевик | 70.50% [49] | 74/100 [50] | ||
Гриптонит | Цвет Game Boy | Ролевая игра | 77.33% [51] | — | ||
Евроком | Геймбой Прогресс | Экшен-головоломка | 73.44% [52] | 76/100 [53] | ||
GameCube | Приключенческий боевик | 73.29% [54] | 77/100 [55] | |||
PlayStation 2 | 70.44% [56] | 71/100 [57] | ||||
Xbox | 74.58% [58] | 77/100 [59] | ||||
Аспир | 10 апреля 2003 г. | Мак ОС Х | Приключение/головоломка | — | — | Порт версии Windows |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Секстон, Коллин (2007). «Поттермания» . Дж. К. Роулинг . Книги двадцать первого века. стр. 77–78. ISBN 978-0-8225-7949-6 . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ Роулинг, Дж. К. (2009). «Почти Безголовый Ник» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2009 года . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ Роулинг, Дж. К. (2009). «Прошлое Дина Томаса (Тайная комната)» . Архивировано из оригинала 2 мая 2009 года . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ «Хронология Поттера для магглов» . Торонто Стар . 14 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2008 г. Проверено 27 сентября 2008 г.
- ^ «Гарри Поттер: Знакомьтесь, Джоан Роулинг» . Схоластик Инк . Архивировано из оригинала 6 января 2010 года . Проверено 27 сентября 2008 г.
- ^ «Переваренное чтение: Гарри Поттер и Тайная комната» . Хранитель . Лондон. 25 августа 1998 года. Архивировано из оригинала 23 августа 2013 года . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ Беккет, Сандра (2008). «Кроссовер для детей и взрослых» . Кроссовер-фантастика . Тейлор и Фрэнсис. стр. 112–115. ISBN 978-0-415-98033-3 . Архивировано из оригинала 16 марта 2023 года . Проверено 16 мая 2009 г.
- ^ Паис, Артур (20 июня 2003 г.). «Гарри Поттер: Мания продолжается…» Rediff.com India Limited. Архивировано из оригинала 10 февраля 2009 года . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ «Бестселлер Плюс» . Нью-Йорк Таймс . 20 июня 1999 года. Архивировано из оригинала 26 июня 2001 года . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Брайанс, Пол. «Ошибки: Предок/Потомок» . Университет штата Вашингтон . Архивировано из оригинала 18 марта 2009 года . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ Роулинг, Дж. К. (1998). Гарри Поттер и Тайная комната . Лондон: Блумсбери. стр. 38, 78. ISBN. 0-7475-3848-4 .
- ^ «Гарри Поттер и Тайная комната» . КнигаОбзор . 4 октября 2023 г. Проверено 4 октября 2023 г.
- ^ Лаудон, Дебора (18 сентября 1998 г.). «Гарри Поттер и Тайная комната – Детские книги» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 30 мая 2010 года . Проверено 26 мая 2009 г.
- ^ де Линт, Чарльз (январь 2000 г.). «Книги, которые нужно искать» . Фэнтези и научная фантастика. Архивировано из оригинала 23 января 2010 года . Проверено 26 мая 2009 г.
- ^ Вагнер, Томас (2000). «Гарри Поттер и Тайная комната» . Томас М. Вагнер. Архивировано из оригинала 5 января 2009 года . Проверено 26 мая 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Незол, Тэмми. «Гарри Поттер и Тайная комната (Гарри Поттер и Тайная комната)» . О сайте.com. Архивировано из оригинала 22 мая 2009 года . Проверено 26 мая 2009 г.
- ^ Стюарт, Мэри. «Гарри Поттер и Тайная комната» . Curledup.com. Архивировано из оригинала 27 марта 2009 года . Проверено 26 мая 2009 г.
- ^ Нел, Филипп (2001). «Рецензии на романы» . Романы Джоан Роулинг о Гарри Поттере: руководство для читателя . Континуум Интернэшнл. п. 55. ИСБН 0-8264-5232-9 . Архивировано из оригинала 16 марта 2023 года . Проверено 26 мая 2009 г.
- ^ Дэвис, Грэм (2008). «Перечитывая Гарри Поттер и Тайную комнату» . Перечитайте «Гарри Поттер и Тайную комнату» сегодня! Неавторизованный гид . ООО «Нимбл Букс». п. 1. ISBN 978-1-934840-72-6 . Архивировано из оригинала 16 марта 2023 года . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Гарри Поттер и Тайная комната» . Книги Артура А. Левина. 2001–2005 гг. Архивировано из оригинала 14 февраля 2006 года . Проверено 18 июля 2009 г.
- ^ «Известные детские книги ALA для всех возрастов, 2000 г.» . Scholastic Inc., 11 июня 2007 г. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г. Проверено 18 июля 2009 г.
- ^ «Лучшие книги для подростков» . Американская библиотечная ассоциация . 2000. Архивировано из оригинала 1 мая 2009 года . Проверено 18 июля 2009 г.
- ^ Эстес, Салли; Сьюзан Дав Лемпке (1999). Книги для молодежи – Художественная литература . Список книг . Проверено 18 июля 2009 г.
- ^ «Рецензии на Гарри Поттера» . CCBC. 2009. Архивировано из оригинала 10 июня 2010 года . Проверено 18 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «О Джоан Роулинг» . Книги Дождевого Побережья . 2009. Архивировано из оригинала 21 декабря 2007 года . Проверено 18 июля 2009 г.
- ^ «Премия Шотландского совета искусств за детскую книгу» . Шотландский совет искусств . 30 мая 2001 г. Архивировано из оригинала 4 ноября 2008 г. Проверено 18 июля 2009 г.
- ^ «Поттер становится платиновым» . РТЭ . 2009. Архивировано из оригинала 21 января 2005 года . Проверено 18 июля 2009 г.
- ^ «BBC – The Big Read». Архивировано 31 октября 2012 года в Wayback Machine . Би-би-си. Апрель 2003 г., дата обращения 12 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Якобсен, Кен (2004). «Гарри Поттер и светский город: диалектическое религиозное видение Дж. К. Роулинг» (PDF) . Анимус . 9 : 79–104. Архивировано (PDF) из оригинала 8 января 2010 года . Проверено 27 мая 2009 г.
- ^ Кокрелл, Аманда (2004). «Гарри Поттер и секретный пароль» . В Уайтеде, Л. (ред.). Башня из слоновой кости и Гарри Поттер . Университет Миссури Пресс. стр. 20–26. ISBN 0-8262-1549-1 . Архивировано из оригинала 16 марта 2023 года . Проверено 27 мая 2009 г.
- ^ Кнапп, Нэнси (2003). «В защиту Гарри Поттера: Апология» (PDF) . Школьные библиотеки мира . 9 (1). Международная ассоциация школьного библиотечного дела: 78–91. Архивировано из оригинала (PDF) 9 марта 2011 года . Проверено 14 мая 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Краузе, Маргарита (2006). «Гарри Поттер и конец религии» . В Лаки, М.; Уилсон, Л. (ред.). Карта мира Гарри Поттера . Книги БенБеллы. стр. 55–63. ISBN 1-932100-59-8 . Архивировано из оригинала 16 марта 2023 года . Проверено 27 мая 2009 г.
- ^ Даффи, Эдвард (2002). «Предложения из Гарри Поттера, ученики будущих классов письма» (PDF) . Риторический обзор . 21 (2). Lawrence Erlbaum Associates, Inc.: 170–187. дои : 10.1207/S15327981RR2102_03 . S2CID 144654506 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2011 года . Проверено 27 мая 2009 г.
- ^ Уильямс, Бронвин; Зенгер, Эми (2007). Популярная культура и представления о грамотности . А. А. Рутледж. стр. 113–117, 119–121. ISBN 978-0-415-36095-1 . Архивировано из оригинала 16 марта 2023 года . Проверено 27 мая 2009 г.
- ^ Ливерани, Елена; Катерино, Антонелло Фабио, ред. (2023). Воспевание героев: от Гомера до наших дней: этюды Элеоноры Каваллини . Алессандрия: Edizioni dell'Orso. ISBN 978-88-3613-390-1 .
- ^ Роулинг, Дж. К. (1998). «Награда Добби». Гарри Поттер и Тайная комната . Лондон: Блумсбери. стр. 241–243. ISBN 0-7475-3848-4 .
- ^ МакНил, Уильям (2002). « Кидлит» как «Закон и литература»: Гарри Поттер и весы правосудия» (PDF) . Право и литература . 14 (3). Калифорнийский университет: 545–564. дои : 10.1525/лал.2002.14.3.545 . hdl : 10072/6871 . S2CID 143466426 . Архивировано (PDF) из оригинала 5 октября 2009 г. Проверено 27 мая 2009 г.
- ^ Роулинг, Дж. К. (1998). Гарри Поттер и Тайная комната . Лондон: Блумсбери. п. 102. ИСБН 0-7475-3848-4 .
- ^ Уайтед, Л. (2006). «1492, 1942, 1992: Тема расы в сериале о Гарри Поттере» . Зазеркалье: новые взгляды на детскую литературу . 1 (1). Архивировано из оригинала 15 октября 2009 года . Проверено 20 августа 2009 г.
- ^ Роулинг, Дж. К. (29 июня 2004 г.). «Название шестой книги: Истина» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2009 года . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ Дэвис, Грэм (2008). «Перечитывая «Очень секретный дневник»» . Перечитайте «Гарри Поттер и Тайную комнату» сегодня! Неавторизованный гид . ООО «Нимбл Букс». п. 74. ИСБН 978-1-934840-72-6 . Архивировано из оригинала 16 марта 2023 года . Проверено 25 мая 2009 г.
- ^ Шварцбаум, Лиза (13 ноября 2002 г.). «Гарри Поттер и Тайная комната (2002)» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 12 августа 2009 года . Проверено 8 августа 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Гарри Поттер и Тайная комната (2002)» . Гнилые помидоры . Фликстер . Архивировано из оригинала 4 февраля 2009 года . Проверено 26 мая 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сайт SF – Новости: 25 марта 2003 г.» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2008 года . Проверено 26 мая 2009 г.
- ^ «Прошлые награды Сатурна» . Академия научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов. 2006. Архивировано из оригинала 12 мая 2011 года . Проверено 26 мая 2009 г.
- ^ «Гарри Поттер и Тайная комната (2002): Рецензии» . Метакритик . Архивировано из оригинала 11 августа 2009 года . Проверено 26 мая 2009 г.
- ^ «Гарри Поттер и Тайная комната для ПК» . Рейтинги игр. Архивировано из оригинала 17 октября 2012 года . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ «Гарри Поттер и тайная комната: обзоры критиков для ПК» . Метакритик . Архивировано из оригинала 25 апреля 2014 года . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ «Гарри Поттер и Тайная комната для PlayStation» . Рейтинги игр. Архивировано из оригинала 2 февраля 2012 года . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ «Гарри Поттер и Тайная комната для обзоров PlayStation» . Метакритик . Архивировано из оригинала 6 апреля 2014 года . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ «Гарри Поттер и Тайная комната для Game Boy Color» . Рейтинги игр. Архивировано из оригинала 31 декабря 2012 года . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ «Гарри Поттер и Тайная комната для Game Boy Advance» . Рейтинги игр . Архивировано из оригинала 30 декабря 2012 года . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ «Гарри Поттер и Тайная комната: обзоры критиков для Game Boy Advance» . Метакритик . Архивировано из оригинала 25 апреля 2014 года . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ «Гарри Поттер и Тайная комната для GameCube» . Рейтинги игр. Архивировано из оригинала 31 декабря 2012 года . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ «Гарри Поттер и тайная комната: обзоры критиков для GameCube» . Метакритик . Архивировано из оригинала 25 апреля 2014 года . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ «Гарри Поттер и Тайная комната для PlayStation 2» . Рейтинги игр. Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ «Гарри Поттер и тайная комната: обзоры критиков для PlayStation 2» . Метакритик . Архивировано из оригинала 9 января 2014 года . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ «Гарри Поттер и Тайная комната для Xbox» . Рейтинги игр. Архивировано из оригинала 8 июня 2012 года . Проверено 27 января 2014 г.
- ^ «Гарри Поттер и тайная комната: обзоры критиков для Xbox» . Метакритик . Архивировано из оригинала 25 апреля 2014 года . Проверено 27 января 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Британские романы 1998 года
- Фэнтезийные романы 1998 года
- Детские книги 1998 года.
- Книги издательства Блумсбери
- Британские романы экранизированы
- Фантастика о летающих машинах
- Художественная литература о стирании и изменении памяти
- Фантастика об изменении формы
- Фантастика, действие которой происходит в 1992 году.
- Фантастика, действие которой происходит в 1993 году.
- Романы о Гарри Поттере
- Книги Scholastic Corporation
- Продолжения романов
- Детские фантастические романы
- Фантастика об отравлениях