Эгида

Эгида ( / ˈ iː dʒ ɪ s / EE -jis ; [1] Древнегреческий : αἰγίς aigís ), как сказано в « Илиаде» , — это устройство, которое носили Афина и Зевс , по-разному интерпретируемое как шкура животного или щит и иногда изображающее голову Горгоны . Может быть связь с божеством по имени Экс, дочерью Гелиоса и кормилицей Зевса или, альтернативно, любовницей Зевса ( Гигин , Астрономика 2. 13). [2]
Современная концепция делать что-то «под чьей-то эгидой » означает делать что-то под защитой могущественного, знающего или доброжелательного источника. Слово «эгида» отождествляется с защитой сильной силы, уходящей корнями в греческую мифологию и принятой римлянами ; есть параллели как в скандинавской мифологии , так и в египетской мифологии . [ нужна ссылка ] где греческое слово «эгида» применяется в расширенном смысле.
Этимология
[ редактировать ]слово Греческое αἰγίς aigis имеет множество значений, в том числе: [3]
- «сильная буря», от глагола ἀίσσω aïssō [4] ( корень слова ἀιγ- aïg- ) = «Я мчусь или сильно двигаюсь». Сродни καταιγίς kataigis , «гроза».
- Щит божества, описанный выше.
- «козлиная шуба», поскольку это слово означает «что-то грамматически женское, относящееся к козле »: греческое αἴξ aix ( основа αἰγ- aig- ) = «коза» + суффикс -ίς -is (основа -ίδ- -id- ).
Первоначальное значение, возможно, было первым, и Ζεὺς Αἰγίοχος Zeus Aigiokhos = «Зевс, который держит эгиду», возможно, первоначально означало «Небо/Небеса, которые держат грозу». Переход к значению «щит» или «козья шкура», возможно, произошел благодаря народной этимологии среди людей, знакомых с накидкой шкуры животного на левую руку в качестве щита. [5]
В греческой мифологии
[ редактировать ]
Эгида Афины упоминается в нескольких местах « Илиады» . «Оно производило звук, словно от мириадов ревущих драконов ( Илиада , 4.17), и его несла Афина в бою... и среди них шла ясноокая Афина, держащая драгоценную эгиду, нестареющую и бессмертную: сотню кистей из чистого золота висят на нем, каждый из них крепко сплетен, и каждый стоит сто волов». [2]
Вергилий представляет себе Циклопов в кузнице Гефеста , которые «усердно полировали эгиду, которую Афина носит в гневных настроениях, — грозное существо с золотой поверхностью, похожей на чешуйчатую змеиную кожу, с переплетенными змеями и самой Горгоной на груди богини — отрубленная голова закатывает глаза", [6] украшен золотыми кистями и украшен Горгонейоном ( головой Медузы ) в центре. Некоторые из аттических художников-вазописцев сохранили архаическую традицию, согласно которой кисточки изначально были змеями в их изображениях эгиды . Когда олимпийские божества обогнали старших божеств Греции и она родилась от Метиды (внутри Зевса , проглотившего богиню) и «возродилась» через голову Зевса полностью одетой, Афина уже носила свои типичные одежды.
Когда олимпиец трясет эгиду, гора Ида окутывается тучами, гремит гром и людей охватывает страх. [7] [ тон ] «Зевс, несущий эгиду», как он изображен в « Илиаде» , иногда предоставляет грозную эгиду Афине . В «Илиаде», когда Зевс посылает Аполлона оживить раненого Гектора , Аполлон, держа в руках эгиду, нападает на ахейцев, оттесняя их к своим кораблям, стоящим на берегу. Согласно книге Эдит Гамильтон « Мифология: вневременные рассказы о богах и героях» , [8] Эгида — это нагрудник Зевса , который был «ужасным на вид». Однако в классической скульптуре Зевс обычно изображается с молнией или молнией, не имея ни щита, ни нагрудника.
В некоторых версиях Зевс наблюдал, как дочь Афины и Тритона, Паллада , состязалась в дружеской имитационной битве с использованием копий. Не желая, чтобы его дочь проиграла, Зевс взмахнул эгидой, чтобы отвлечь Палладу, которую Афина случайно пронзила. Зевс извинился перед Афиной, дав ей эгиду; Затем Афина назвала себя Афиной Палладой в честь своего покойного друга.
В классической поэзии и искусстве
[ редактировать ]
Классическая Греция интерпретировала гомеровскую эгиду обычно как своего рода прикрытие, которое несет Афина. , 995) предположил Еврипид ( Ион , что эгидой Афины была кожа убитой Горгоны . [9] но обычное понимание [10] заключается в том, что Горгонейон был добавлен к эгиде , вотивное подношение благодарного Персея .
В аналогичной интерпретации Экс, дочь Гелиоса , представленная в виде огромной огнедышащей хтонической змеи, похожей на Химеру , была убита и содрана с кожи Афиной , которая впоследствии носила ее кожу, эгиду, как кирасу ( Diodorus Siculus III. 70), [7] или как хламида . Чаша Дуриса показывает, что эгида представляла собой кожу великого змея с четко очерченными чешуйками.
Джон Цецес говорит [11] этой эгидой была кожа чудовищного великана Паллады , которого Афина одолела и чье имя она прикрепила к своему собственному.
В поздней интерпретации Гая Юлия Гигина ( «Поэтическая астрономия», II, 13) говорится, что Зевс использовал шкуру домашней козы, принадлежавшей его кормилице Амальтее ( «aigis » «козья шкура»), которая вскормила его на Крите , в качестве щита. когда он вышел на битву с Титанами . [7]
Эгида появляется в произведениях искусства иногда в виде шкуры животного, накинутой на плечи и руки Афины, иногда с каймой из змей, обычно также с головой Горгоны, горгонейоном . На некоторых керамических изделиях он выглядит как покрывало с кисточками поверх платья Афины. Иногда его изображают на статуях римских императоров, героев и воинов, а также на монетах, камеях и вазах. [7] Пережиток этого появляется в портрете Александра Великого на фреске из Помпеи, датируемой первым веком до нашей эры, где на его доспехах изображено изображение головы женщины, напоминающей Горгону.
Интерпретации
[ редактировать ]Геродот думал, что нашел источник эгиды в древней Ливии , которая всегда была для греков отдаленной территорией древней магии. «Одеяние и эгида Афины были заимствованы греками у ливийских женщин, которые одеты точно так же, за исключением того, что их кожаные одежды окаймлены ремешками, а не змеями». [12]
Роберт Грейвс в «Греческих мифах» (1955) утверждает, что эгида в ее ливийском смысле представляла собой шаманский мешочек, содержащий различные ритуальные предметы, на котором было изображено чудовищное змееволосое лицо с клыкообразными зубами и высунутым языком, предназначенное для отпугнуть непосвященных. В этом контексте Грейвс определяет, что эгида явно принадлежит в первую очередь Афине.
Одна из современных интерпретаций заключается в том, что хеттская сакральная иератическая охотничья сумка ( курсас ), грубая и лохматая козлиная шкура, прочно вошедшая в литературные тексты и иконографию Герберта Гютербока, [13] был источником эгиды. [14]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ «Эгида» . Оксфордский словарь . Лексика. Архивировано из оригинала 23 марта 2020 года . Проверено 23 июня 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гомер (1987) [1-й паб. в. 735 г. до н. э.]. Илиада . Том. 2. Перевод Мартина Хаммонда. Пингвинская классика. стр. 446–9. ISBN 978-0-14044-444-5 .
- ^ αἰγίς . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ «быстро двигаться, стрелять, метаться, приводить в движение»: ἀίσσω . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Промежуточный греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ «Словарь греческих и римских древностей (1890 г.), AEGIS» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ Энеида 8.435–8, (перевод Дэй-Льюи).
- ^ Перейти обратно: а б с д свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Эгида ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 254. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Часть I, раздел I (издание Warner Books в мягкой обложке для США)
- ^ Отмечено Грейвсом 1960, 9а; Карой Кереньи , Боги греков 1951, стр. 50.
- ^ Как у Кереньи 1951:50.
- ^ Джон Цецес , О Ликофроне , 355.
- ^ ( Истории iv.189)
- ^ Гютербок, Перспективы хеттской цивилизации: Избранные сочинения (Чикаго, 1997).
- ^ Уоткинс, Калверт (2000). «Отдаленное анатолийское эхо в Пиндаре: снова происхождение Эгиды». Гарвардские исследования по классической филологии . 100 : 1–14. дои : 10.2307/3185205 . JSTOR 3185205 .
- ^ Уильямс, Дайфри. Шедевры классического искусства , с. 296, 2009, издательство Британского музея, ISBN 9780714122540
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Проект Теои: «Эгис»
- Эгида: О типологии и иконографии мифического объекта : докторская диссертация по Эгиде (Westfälische Wilhelms-Universität, Münster 1991) Сигрид Фирк .