Jump to content

хтонический

Рельеф из могилы Лисимахида (320 г. до н. э.). Двое мужчин и две женщины сидят вместе, когда Харон , перевозчик Подземного мира , приближается, чтобы отвезти его в страну мертвых.

Слово хтонический ( / ˈ θ ɒ n ɪ k / ), или хтонический , происходит от древнегреческого слова χθών, «хтон» , означающего землю или почву. Более прямо оно переводится с χθόνιος или «в, под или под землей», которое можно отличить от Γῆ, или «ge», которое говорит о живой поверхности земли на земле. [1] [2] [3] В греческом языке хтонический — это описательное слово, обозначающее вещи, относящиеся к подземному миру , и может использоваться в контексте хтонических богов, хтонических ритуалов, хтонических культов и многого другого. [4] Это по сравнению с более часто упоминаемыми олимпийскими богами и связанными с ними обрядами и культами. Считается, что олимпийские боги относятся к тому, что существует над землей, особенно в небе. [5] Считается, что боги, связанные с сельским хозяйством, также имеют хтонические ассоциации, поскольку посадка и выращивание частично происходят под землей. [6]

Хтонические божества

[ редактировать ]
Орест, преследуемый фуриями , картина Вильяма-Адольфа Бугро (1862 г.)

Хтонический и уранический, или олимпийский, не являются полностью противоположными дескрипторами. [7] Они не разделяют четко типы богов и культов на отдельные категории, а представляют собой целый спектр культов. [8] Эти термины ассоциируются с преступным миром и/или сельским хозяйством. Из-за этого некоторые божества, такие как Аид , Персефона и Эриния, с большей вероятностью будут считаться хтоническими из-за их близости к подземному миру. [9] Хотя это так, практически любого бога можно считать хтоническим, чтобы подчеркнуть различные аспекты бога. [10] Например, Деметра и Гермес относятся к двенадцати олимпийским богам, но часто считаются хтоническими. [5] Зевса также упоминали по фамилии «хтониос», что демонстрирует ситуативное использование хтонического описания. [11]

Возвращение Персефоны (1891) Фредерика Лейтона

В Древней Греции за именами божеств иногда следовал эпитет , по смыслу схожий с фамилией. В этом контексте целью эпитета было описание характеристики или ассоциации божества. Эпитеты «хтониос» и «хтония» следовали за именем бога или богини, указывая на их связь либо с подземным миром, либо с сельским хозяйством. [4] Например, Гермес Хтониос ссылается на роль Гермеса как эскорта подземного мира. Напротив, Харон не требует хтонического эпитета, поскольку его главная заслуга — его отношение к подземному миру. Дополнительные примеры божеств с записанными эпитетами включают Деметру Хтонию, Ге Хтонию, Персефону Хтонию, Зевса Хтония и Гекату Хтонию. [4]

Общие хтонические божества

[ редактировать ]

Как уже говорилось, многие божества можно считать хтоническими в зависимости от того, на какие атрибуты они ссылаются. Хотя это так, некоторых богов чаще всего считают хтоническими из-за их значительной роли в подземном мире и/или сельском хозяйстве. К ним относится Аид , поскольку он является правителем подземного мира. [12] Персефона — царица подземного мира наряду с Аидом. Полгода она проводит в подземном мире, а другую половину – над землей. Период, когда Персефона находится в подземном мире, соответствует зиме, тогда как она олицетворяет весну, когда возвращается наверх. Именно по этим причинам она в основном связана с преступным миром, а также с сельским хозяйством. Деметра связана с подземным миром, поскольку она пытается спасти Персефону от Аида в ее горе. Кроме того, она связана с сельским хозяйством и плодородием. [13] Кроме того, Фурии, или Эринии , обитают в подземном мире и известны своей местью. [14]

Хтонический культ

[ редактировать ]

Подношения были важным аспектом древнегреческой религии. Они использовались для общения с богами и обычно принимали формы жертвоприношений и возлияний . [15] Подношения занимали центральное место в поклонении как хтоническим, так и ураническим богам, хотя специфика этих ритуалов различалась. Эти различия дают представление о том, как греки воспринимали хтонических и уранических божеств, а также о том, как они к ним относились. [16]

Саркофаг Святой Триады (1400 г. до н.э.) Минойская фреска , потенциально изображающая хтоническое поклонение.

Уранические жертвоприношения совершались в дневное время и включали в себя вино в качестве возлияния. Их исполняли на высоких алтарях , находившихся за пределами храмов . Жертвоприношения животных поджаривались, а дым поднимался вверх, к небу, к олимпийским богам. После приготовления прихожане пировали жертву, думая, что делят эту еду с богами. Прихожане съедали съедобные части животного, а остальное сжигали для бога. [17] Во время жертвоприношения верующие поднимали ладони вверх, снова указывая на небо, где обитали уранические боги. [18]

Хтоническое жертвоприношение обычно определялось как подношение божеству черного или темного животного. Прихожане не съедали жертву сами, а вместо этого сжигали животное целиком для бога. [19] Этот тип жертвоприношения называется холокостом , что определяется полностью сожженным и уничтоженным характером жертвоприношения. [6] Жертвоприношение совершалось на низком алтаре или в яме в земле, приносимой в направлении земли, где обитали хтонические божества. [18] Иногда хоронили и жертвоприношения животных. [19] Храмы, в которых приносились эти жертвоприношения, обычно строились за пределами городских стен, а популярными местами были пещеры и гроты, которые считались местами для хтонических божеств. [20] Кроме того, верующие опускали ладони и смотрели ими вниз, к земле и подземному миру, в сторону хтонических богов. Целью хтонического поклонения было взаимодействие с богами под землей, чтобы подношения направлялись к земле, чтобы достичь этих божеств. [18] По этой причине благовония не использовались в хтоническом богослужении, поскольку дым поднимался вверх, а не вниз. В этой форме поклонения не использовалось вино, вместо этого обычно использовался мед. [11]

Жертвоприношения не всегда следуют этим точным образцам, но есть различия, которые могут указывать на то, совершает ли поклоняющийся ураническое или хтоническое жертвоприношение. [4] Хотя специфика хтонического и уранического жертвоприношения различается, они оба преследуют схожие цели. В обоих сценариях верующие приносят жертвы, чтобы общаться и налаживать отношения с богами. Они могут принести жертву, чтобы поблагодарить, почтить или попросить бога об одолжении. [21]

Научная полемика

[ редактировать ]

Существуют научные дебаты относительно того, является ли различие между хтоническими исторически точными и/или полезными. Некоторые ученые, в том числе ван Стратен, утверждают, что этот термин не поддается археологической проверке. [22] Некоторые из этих ученых полагают, что современное использование хтонического слова гораздо более бинарно и конкретно, чем в Древней Греции. [4] Шлезье отмечает, что дискуссии о хтонических практиках часто создают ложное ощущение «нормального» поклонения и «отклоняющегося» поклонения, снова ссылаясь на абсолютную бинарность, в которую могут попасть современные ученые. [7]

В ответ Скаллион формулирует преимущества термина «хтонический», если также понимать тот факт, что хтонический и олимпийский не являются взаимоисключающими категориями. Этот термин служит для обозначения различных аспектов религиозной практики. [6] Наконец, ученые также подчеркивают важность сохранения ярлыка хтонического для ситуаций, которые были явно обозначены как таковые в Древней Греции. [23]

  1. ^ Лидделл, Генри Джордж; Скотт, Роберт (1940). «Греко-английский лексикон» . Цифровая библиотека Персея . Университет Тафтса. Архивировано из оригинала 11 октября 2012 г.
  2. ^ Байи, Анатоль (1935). «Le Grand Bailly: Греко-французский словарь» . Интернет-архив .
  3. ^ «Словарь Мерриам-Вебстера» . Проверено 5 ноября 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Робертс, Элли Маккин (2015), «Отголоски подземного мира: проявления богов, связанных со смертью, в раннем греческом культе и литературе» , Королевский колледж Лондона
  5. ^ Перейти обратно: а б Спутник греческой религии . Дэниел Огден. Молден, Массачусетс: Паб Blackwell. 2007. ISBN  978-1-4051-8216-4 . OCLC   173354759 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  6. ^ Перейти обратно: а б с Скаллион, Скотт (1 апреля 1994 г.). «Олимпиец и Хтонианец» . Классическая античность . 13 (1): 75–119. дои : 10.2307/25011006 . ISSN   0278-6656 . JSTOR   25011006 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Шлезье, Рената (1992). «Олимпиец против хтонической религии». Скрипта Классика Израильика . XI : 38–51.
  8. ^ Греческий жертвенный ритуал, олимпийский и хтонический: материалы Шестого международного семинара по древнегреческому культу, Гетеборгский университет, 25-27 апреля 1997 г. Робин Хэгг, Брита Алрот, Гетеборгский университет. Отдел древней культуры и общественной жизни. Сэведален, Швеция: Шведский институт в Афинах. 2005. ISBN  91-7916-049-2 . OCLC   61448076 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  9. ^ Фэрбенкс, Артур (1900). «Хтонические боги греческой религии» . Американский журнал филологии . 21 (3): 241–259. дои : 10.2307/287716 . ISSN   0002-9475 . JSTOR   287716 .
  10. ^ Флоки, Аарон Р.Дж. Значение хтонических мотивов в древнегреческих и римских мифических повествованиях . OCLC   1158184846 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Хьюитт, Джозеф Уильям (1908). «Умилостивление Зевса» . Гарвардские исследования по классической филологии . 19 : 61–120. дои : 10.2307/310320 . ISSN   0073-0688 . JSTOR   310320 .
  12. ^ Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . Джон Раффан. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-36280-2 . ОСЛК   11517555 .
  13. ^ Уолтер, Питер (1876). «МИФ О ДЕМЕТРЕ И ПЕРСЕФОНЕ» . Двухнедельный обзор . 19 : 260–276 – через ProQuest.
  14. ^ Свет и тьма в древнегреческих мифах и религиях . Менелаос Христопулос, Э.Д. Караканца, Ольга Леванюк. Лэнхэм: Лексингтонские книги. 2010. ISBN  978-0-7391-3901-1 . OCLC   699511233 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  15. ^ Экрот, Гуннель (28 августа 2014 г.). Кэмпбелл, Гордон Линдси (ред.). Жертвоприношения животных в древности . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199589425.013.020 . ISBN  978-0-19-958942-5 .
  16. ^ Боги Древней Греции: личности и трансформации . Ян Н. Бреммер, Эндрю Эрскин. Эдинбург. 2010. ISBN  978-0-7486-4289-2 . OCLC   664804600 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  17. ^ Диллон, Мэтью (2002). Девушки и женщины в классической греческой религии . Лондон: Рутледж. ISBN  0-203-62132-8 . OCLC   54667369 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с Брекке, Стюарт (1991). «Уранские и хтонические божества и ритуалы». Классический бюллетень . 67:33 – через ProQuest.
  19. ^ Перейти обратно: а б Кереньи, Карл (1974). Герои греков Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  0-500-27049-Х . ОСЛК   1135369 .
  20. ^ Денова, Ребекка И. (2018). Греческая и римская религии . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1-78785-765-0 . OCLC   1243160502 .
  21. ^ Пётшер, Вальтер (1 января 1964 г.). Теофраст . Блестящий. дои : 10.1163/9789004320307 . ISBN  978-90-04-32030-7 .
  22. ^ Ван Стратен, ван (1995). Хиера Кала: изображения жертвоприношений животных в архаической и классической Греции . Лейден: БРИЛЛ. ISBN  90-04-28345-5 . OCLC   965157551 .
  23. ^ Полинскайша, И. (2013). Местная история греческого политеизма: боги, люди и земля Эгина, 800–400 гг . до н.э. Лейден. ISBN  978-90-04-26208-9 . OCLC   868068693 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f18ffa854b25a9dc854e7216404a0878__1721764620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/78/f18ffa854b25a9dc854e7216404a0878.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chthonic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)