Jump to content

в Хоаноне

«Планочная фигура» мела, от раннего киприота III до среднего киприота I, 1900-1800 гг. до н. э., в Музее кикладского искусства Гуландриса , Афины).

Ксоанон ( / ˈ z . ə n ɒ n / , [1] Греческий : ξόανον ; множественное число: греческое : ξόανα xoana , от глагола греческого : ξέειν , xeein , резать или царапать [дерево] [2] ) — деревянное культовое изображение архаической Греции . Классические греки связывали такие культовые объекты, будь то аниконические или изображения , с легендарным Дедалом . Многие такие культовые изображения сохранились до исторических времен, хотя известно, что ни одно из них не сохранилось до наших дней, за исключением копий из камня или мрамора. Во II веке нашей эры Павсаний описал многочисленные хоаны в своем «Описании Греции» , в частности изображение Геры в ее храме на Самосе . «Статуя Самосской Геры в образе Этила [ sic ] [а] говорит, сначала был деревянным брусом, но впоследствии, когда правил Прокл , он очеловечился по форме». [3] В путешествиях Павсания он ни разу не упоминает о том, что видел ксоанона «смертного человека».

Виды хоаны

[ редактировать ]

Некоторые типы архаических ксаан могут быть отражены в архаичных мраморных версиях, таких как колонноподобная « Гера Самосская » ( Лувр ), плоская « Гера Делосская » или некоторые архаичные фигуры типа куроса , которые, возможно, использовались для изображения Аполлон .

Другой тип культовой фигуры, у которой лицо, руки и ноги были вырезаны из мрамора, а остальная часть тела сделана из дерева, называется акролитом . Деревянную часть обычно покрывали тканью или сусальным золотом .

Дерево и текстиль

[ редактировать ]

Для Страбона , [4] «резной» ксоанон также мог быть из слоновой кости ; [б] Павсаний, однако, всегда употребляет ксоанон в его строгом смысле, для обозначения деревянного изображения; в Коринфе Павсаний отмечал, что «Святилище Афины Халинитис находится рядом с театром, а рядом с ним находится обнаженный ксоанон Геракла, якобы принадлежащий Дайдалу. Все произведения этого художника, хотя и несколько неуклюжи на вид, тем не менее имеют оттенок божественного в них». [5]

Из произведений Дайдала два находятся в Беотии: «Геракл» в Фивах и «Трофоний» в Лебадее. Есть также две другие хоаны на Крите: Бритомартида в Олусе и Афина в Кноссе. ... На Делосе тоже есть небольшой ксоанон Афродиты, правая рука которого повреждена временем, а вместо ног нижняя часть у него квадратная. [с] Я убежден, что этот образ Ариадна получила от Дайдала.

Павсаний, 9.40.3

Подобные хоаны приписывались греками современнику Дедала, не менее легендарному Смилису . Такие фигуры часто были одеты в настоящую ткань, например, пеплос , который соткали и торжественно доставляли Афине на афинский Акрополь в исторические времена.

Древесина, из которой был вырезан ксоанон, часто была символической: оливковое дерево, [д] груша, витекс , дуб, [и] все конкретно упомянуто.

В Афинах, в Эрехтеоне , древний оливковый лес. [6] изображение Афины сохранилось . Афиняне верили, что он упал на землю с небес как подарок Афинам ; его еще можно было увидеть во 2 веке нашей эры. [7] На острове Икария деревенский кусок дерева почитался из-за духа Артемиды, который он содержал или представлял (Буркерт). [ф]

Копии почтенных изображений

[ редактировать ]
Синтезирование Эфесской дамы в образе Дианы Авентины: римская мраморная копия греческой копии утерянного ксоанона геометрического периода ( гравюра XVIII века ).

Важность ксоанона в местном культе гарантировала, что его тщательно копировали при основании колоний и отправляли вместе с колонистами из метрополии.

Страбон (4.1) [4] сообщает, что метрополия Массилия (современный Марсель ) была основана фокейцами . Их культ Артемиды Эфесской был перенесен вместе с колонией, оправданный в основополагающем мифе сном, а художественное оформление культового образа — Страбон использует термин диатез ( греч. διάθεσις) — было реэкспортировано в субколонии Массилиоте, «где они сохраняют диатез ксоанона таким же, а все остальные способы его употребления точно такими же, как это принято в метрополии». [8]

Точно так же, укрепляя культурные связи между фокейской колонией в Массилии и фокейской общиной в Риме , «среди прочих римляне освятили ксоанон Артемиды на Авентине, взяв ту же модель у массилиотов» (Страбон, 4.1.5). [4] Таким образом, культовый образ Эфесской леди , идентифицируемый как Артемида в греческом понимании , был установлен как Диана Авентина в Риме, мраморные копии которой сохранились (см. иллюстрацию справа).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Считается, что имя Этилос в доступном тексте является неправильным написанием имени Этлиос .
  2. ^ Таким образом, Страбон описывает хризоэлефантиновые скульптуры Зевса Фидиана и Геры Поликлитана как xoana и даже мраморную Немезиду в Рамнусе , как отметил Фрейзер (Frazer 1897).
  3. Сравните изображение «Эфесской дамы», которую греки называли Артемидой: Храм Артемиды в Эфесе .
  4. ^ Оливка посвящена Афине.
  5. ^ Дуб особенно посвящен Зевсу.
  6. Овидий описывает, как в пещере Кибелы можно увидеть многочисленные деревянные изображения. Овидий . Метаморфозы . 10.693 и далее. .
  1. ^ «ксоанон» . Dictionary.com Полный (онлайн). нд . Проверено 13 ноября 2014 г.
  2. ^ Беннетт, Флоренс М. (январь 1917 г.). «Исследование слова ΞΟΑΝΟΝ». Американский журнал археологии . 21 (1): 8–21. дои : 10.2307/497155 . JSTOR   497155 . S2CID   193009224 . Беннетт добавляет список из шестидесяти шести хоан, упомянутых Павсанием, который иногда использует фразу xylon agalma , «скульптурное изображение из дерева».
  3. ^ Климент Александрийский . Протрептик . 40, 41, цитируется по Стюарту.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Страбон (1917). География .
  5. ^ Павсаний. Описание Греции . 2.4.5 .
  6. ^ AthenagorasАфинагор Посольство 17.
  7. ^ Павсаний . Описание Греции . 1.26.6 .
  8. ^ Страбон , как цитируется в Дуек, Даниэла; Линдси, Хью; Аптекарь, Сара (2005). Культурная география Страбона: создание колоссургии . п. 121.

Источники

[ редактировать ]
  • Стюарт, Эндрю. Сто греческих скульпторов: их карьера и дошедшие до нас работы .
  • Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . II.5.3 Храм и культовое изображение.
  • Павсаний . Описание Греции, перевод и комментарии . Перевод Фрейзера, Джеймса Джорджа. II, страницы 69–70.
  • Донохью, А.А. (1988). Хоана и истоки греческой скульптуры .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1caabe5490352684531feb232f1b37c2__1710774180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/c2/1caabe5490352684531feb232f1b37c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xoanon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)