Jump to content

Храм Артемиды

Координаты : 37 ° 56'59 "N 27 ° 21'50" E  /  37,94972 ° N 27,36389 ° E  / 37,94972; 27.36389
(Перенаправлено из Храма Артемиды в Эфесе )

цветной вид реконструированной модели храма Артемиды в парке Миниатюрк, Стамбул, Турция
Эта модель Храма Артемиды в парке Миниатюрк в Стамбуле, Турция, пытается воссоздать вероятный внешний вид третьего храма.
колонны в поле на месте сегодняшнего храма.
Сайт храма в 2017 году
Хронология и карта семи чудес древнего мира , включая храм Артемиды.

Храм Артемиды или Артемисии ( греч . Ἀρτεμίσιον ; турецкий : Артемида Тапинагы ), также известный как Храм Дианы , был греческим храмом, посвященным древней, локализованной форме богини Артемиды (приравненной к Диане , римской богине ). Он располагался в Эфесе (недалеко от современного города Сельчук на территории современной Турции ). К 401 году нашей эры он был разрушен или разрушен. [1] На месте остались только фундамент и фрагменты последнего храма.

Самая ранняя версия храма ( бронзового века теменос ) возникла раньше ионической иммиграции на много лет . Каллимах в своем «Гимне Артемиде » приписывал его амазонкам . В 7 веке до нашей эры он был разрушен наводнением.

Его реконструкция, в более грандиозной форме, началась около 550 г. до н. э. под руководством Херсифрона , критского архитектора , и его сына Метагена . Проект финансировался Крёзом Лидийским , и на его реализацию ушло 10 лет. Эта версия храма была разрушена в 356 г. до н.э. поджигателем , которого обычно считают сумасшедшим по имени Герострат .

Следующая, величайшая и последняя форма храма, финансируемая самими эфесянами, описана в Антипатра Сидонского света списке семи чудес :

Я видел стену высокого Вавилона , на которой дорога для колесниц, и статую Зевса у Алфея , и висячие сады , и колосс Солнца , и огромный труд высоких пирамид , и огромная гробница Мавсола ; но когда я увидел дом Артемиды, возвышающийся над облаками, другие чудеса потеряли свой блеск, и я сказал: «Вот, кроме Олимпа, Солнце никогда не видело ничего столь величественного». [2]

Местоположение и история

[ редактировать ]
воображаемый храм Артемиды, раскрашенная вручную гравюра Мартина Хемскерка XVI века.
Слава о Храме Артемиды была известна в эпоху Возрождения , о чем свидетельствует это воображаемое изображение храма на раскрашенной вручную гравюре Мартина Хемскерка XVI века .

Храм Артемиды (artemisia) был расположен недалеко от древнего города Эфес, примерно в 75 километрах (47 миль) к югу от современного портового города Измир в Турции. Сегодня это место находится на окраине современного города Сельчук .

Священное место ( теменос ) в Эфесе было намного старше самого Артемисиона . Павсаний был уверен, что оно на много лет предшествовало ионической иммиграции и было даже старше, чем пророческий храм Аполлона в Дидиме . [3] Он сказал, что доионическими жителями города были лелеги и лидийцы . Каллимах в своем «Гимне Артемиде» приписывал самый ранний теменос в Эфесе амазонкам , легендарным женщинам-воинам, чья религиозная практика, как он предполагал, уже была сосредоточена на изображении ( бретас ) Артемиды, их богини-матроны. Павсаний считал, что храм возник раньше амазонок. [3]

Оценка Павсания древности этого места кажется вполне обоснованной. Перед Первой мировой войной раскопки, проведенные Дэвидом Джорджем Хогартом, по-видимому, выявили три последовательных храмовых здания. Повторные раскопки 1987–88 годов и переоценка рассказа Хогарта. [4] подтвердили, что это место было заселено еще в бронзовом веке , с рядом находок керамики, которые относятся к среднегеометрическим временам , когда периферийный во второй половине 8-го века до нашей эры был построен храм с полом из плотно утрамбованной глины. . [5] Периферийный храм в Эфесе представляет собой самый ранний пример периферического типа на побережье Малой Азии и, возможно, самый ранний греческий храм, окруженный колоннадами.

В VII веке до нашей эры произошло наводнение. [6] разрушили храм, бросив на первоначальный глиняный пол более полуметра песка и обломков. Среди обломков наводнения были остатки вырезанной из слоновой кости бляшки с изображением грифона и Древа Жизни , по-видимому, северо-сирийского, а также несколько просверленных каплевидных янтарных капель эллиптического поперечного сечения. Вероятно, когда-то они украшали деревянное изображение ( хоанон ) Эфесской леди, которое, должно быть, было уничтожено или восстановлено после наводнения. Баммер отмечает, что, хотя это место было подвержено наводнениям и поднялось из-за илистых отложений примерно на два метра между 8-м и 6-м веками и еще на 2,4 м между шестым и четвертым веками, его продолжающееся использование «указывает на сохранение идентичности фактического местоположение играло важную роль в священной организации». [7]

Второй этап

[ редактировать ]

Новый храм был спонсирован, по крайней мере частично, Крёзом . [8] который основал империю Лидии и был повелителем Эфеса. [9] Он был спроектирован и построен примерно в 550 году до нашей эры критским архитектором Херсифроном и его сыном Метагеном . Он был 115 м (377 футов) в длину и 46 м (151 фут) в ширину и предположительно был первым греческим храмом, построенным из мрамора. Его периферийные колонны имели высоту около 13 м (40 футов) и располагались двойными рядами, образуя широкий церемониальный проход вокруг целлы , в которой находилось культовое изображение богини. , тридцать шесть из этих колонн были По словам Плиния Старшего украшены рельефной резьбой. Новую культовую статую из черного дерева или черненого виноградного дерева создал Эндоиос. [10] а наикос для его размещения был возведен к востоку от алтаря под открытым небом.

Фондовый депозит

[ редактировать ]
Электротип электрумной монеты из Эфеса , 625–600 гг. до н.э. Олень пасется вправо, ΦΑΕΝΟΣ ΕΜΙ ΣΕΜΑ (ретроградный, «Я — знак Фанеса»).
Самая ранняя известная чеканка с надписью из фундамента храма Артемиды: электрумная монета Фанеса из Эфеса , 625–600 гг. до н.э. Аверс: Олень пасется вправо, ΦΑΝΕΟΣ (ретроградный). Реверс: два штампа с выпуклыми пересекающимися линиями на каждом. [11]

В богатом фонде этой эпохи, также называемом «Месторождение Артемисиона», было найдено более тысячи предметов, включая, возможно, самые ранние монеты, изготовленные из электрума из сплава серебра и золота . [11] Депозит содержит некоторые из самых ранних монет с надписью, монеты , датированные 625–600 гг Фанеса . («Фанеса»). [11]

Фрагменты барельефа на самых нижних барабанах колонн храма, сохранившиеся в Британском музее, показывают, что обогащенные колонны более позднего храма, из которых некоторые сохранились ( иллюстрация ниже ), были версиями этой более ранней особенности. Плиний Старший , по-видимому, не подозревая о древней непрерывности священного места, утверждает, что архитекторы нового храма решили построить его на болотистой почве в качестве меры предосторожности против землетрясений, с нижними слоями фундамента из шерсти и толченого древесного угля. [12]

Храм стал важной достопримечательностью, которую посещали купцы, цари и туристы, многие из которых отдавали дань уважения Артемиде в виде драгоценностей и различных товаров. Он также предлагал убежище тем, кто бежал от преследований или наказаний, традиция, связанная в мифах с амазонками, которые дважды бежали туда в поисках защиты богини от наказания, сначала со стороны Диониса , а затем со стороны Геракла . [13] Диоген Лаэртский утверждает, что человеконенавистнический философ Гераклит , совершенно не одобрявший гражданскую жизнь в Эфесе, играл в бабки , а позже хранил там свои сочинения. в храме с мальчиками [14]

Разрушение

[ редактировать ]

В 356 году до нашей эры храм сгорел. Различные источники описывают это как тщеславный акт поджога , совершенного человеком Геростратом , который поджег деревянные балки крыши, стремясь к славе любой ценой; отсюда и термин «геростратическая слава» . [15] За это безобразие ефесяне приговорили преступника к смертной казни и запретили кому-либо упоминать его имя , хотя позже Феопомп это отметил. [16] Аристотеля « Метеорология» описывает пожар в храме, но не его причину. [17] Согласно греческой и римской исторической традиции разрушение храма совпало с рождением Александра Великого (около 20/21 июля 356 г. до н. э.). Плутарх отмечает, что Артемида была слишком озабочена родами Александра, чтобы спасти свой горящий храм; Причину пожара он не уточняет. [18]

Участие Герострата в разрушении храма подвергается сомнению в современной науке. Стефан Карвайзе отмечает, что любому поджигателю потребовался бы доступ к деревянному каркасу крыши; [19] : 57  Дитер Книббе пишет о «целом корпусе» сертифицированных храмовых стражей и хранителей. [20] : 88–89  Пожар мог даже быть умышленно и тайно устроен администраторами храма, которые знали, что фундамент храма тонет, но не могли переместить его в другое место из-за религиозных ограничений; [20] : 89  Баммер отметил сохранение первоначального священного места во время последовательных перестроек, несмотря на продолжающиеся проблемы с наводнениями и фундаментом. [21] Карвизе подвергает сомнению мотивы Герострата, поскольку он раскрыл свои цели только под пытками, что не подходит человеку, ищущему славы. [19] : 57  Дитер Книббе [ де ] считает Герострата «полезным идиотом на службе священства». [20] : 89 

Третий этап

[ редактировать ]

Александр предложил оплатить восстановление храма; эфесяне тактично отказались, сказав, что «было бы неприлично одному богу построить храм другому», [22] и в конце концов восстановили его после его смерти за свой счет. Работы начались в 323 г. до н. э. и продолжались многие годы. Третий храм был больше второго; 137 м (450 футов) в длину, 69 м (225 футов) в ширину и 18 м (60 футов) в высоту, с более чем 127 колоннами. Афинагор Афинский называет Эндея , ученика Дедала , скульптором главного культового образа Артемиды. [23]

Барабан у основания колонны перестройки Эфеса IV века в Британском музее.
Барабан из основания колонны перестройки IV века, сейчас находится в Британском музее.

Павсаний (ок. II в. н. э.) сообщает о другом изображении и алтаре в храме, посвященном Артемиде Прототронии («Артемиде «первоместной»), а также о галерее изображений над этим алтарем, включая древнюю фигуру Никс (изначальной богини Ночь) скульптора Река (6 век до н. э.). Плиний описывает изображения амазонок, легендарных основателей Эфеса и оригинальных протеже Эфесской Артемиды, вырезанные Скопасом . Литературные источники описывают украшение храма картинами, колоннами, позолоченными золотом и серебром, религиозными произведениями известных греческих скульпторов Поликлита , Фидия , Кресила и Фрадмона . [23]

Дальнейшие заявления об уничтожении

[ редактировать ]

Эта реконструкция просуществовала 600 лет и несколько раз появляется в раннехристианских рассказах об Эфесе. Согласно Новому Завету , появление первого христианского миссионера в Эфесе заставило местных жителей опасаться бесчестия храма. [24] II века Деяния Иоанна включают апокрифический рассказ о разрушении храма: Апостол Иоанн публично молился в храме Артемиды, изгоняя его демонов , и «внезапно жертвенник Артемиды раскололся на множество частей… и половина храма упала». вниз», мгновенно обратив ефесян, которые плакали, молились или обращались в бегство. [25]

Напротив, римский указ 162 года нашей эры признает важность Артемесиона , ежегодного эфесского праздника Артемиды, и официально продлевает его с нескольких святых дней в марте – апреле до целого месяца, «одного из крупнейших и самых великолепных религиозных праздников». в литургическом календаре Эфеса». [а]

По словам Иордана , в 268 году нашей эры [27] набег готов под предводительством Респа, Ведука и Тюрара, [б] [с] «опустошил многие густонаселенные города и поджег знаменитый храм Дианы в Эфесе». [27] Масштабы и тяжесть ущерба неизвестны; храм, возможно, оставался заброшенным до своего официального закрытия во время преследований язычников в поздней Римской империи . [29] Аммоний Александрийский комментирует его закрытие, возможно, еще в 407 году нашей эры: [29] или не позднее середины V в. После закрытия и после того, как город стал христианским, имя Артемиды, похоже, было стерто из надписей по всему Эфесу. [29]

Кирилл Александрийский приписал разрушение храма архиепископу Константинопольскому Иоанну Златоусту , назвав его «разрушителем демонов и разрушителем храма Дианы». Более поздний архиепископ Константинополя Прокл отметил достижения Иоанна, сказав: «В Эфесе он ограбил искусство Мидаса», но доказательств в поддержку этого утверждения мало. [30]

По крайней мере, часть камня из заброшенного храма была использована при строительстве других зданий. [31] Легенда позднего средневековья утверждает, что некоторые колонны собора Святой Софии были взяты из храма Артемиды в Эфесе, но эта история не соответствует действительности. [32] [33]

Основными первоисточниками о храме Артемиды в Эфесе являются « Старшего Плиния Естественная история» . [34] сочинения Помпония Мелы , [35] и » Плутарха «Жизнь Александра . [36]

Повторное открытие храма

[ редактировать ]
План реконструкции храма Артемиды в Эфесе по проекту Джона Черепахового Вуда (1877 г.)

Место расположения храма было вновь открыто в 1869 году, после шести лет поисков экспедицией под руководством Джона Тертл Вуда , спонсируемой Британским музеем . Эти раскопки продолжались до 1874 года. [37] Еще несколько фрагментов скульптуры были найдены во время раскопок 1904–1906 годов под руководством Дэвида Джорджа Хогарта . Восстановленные скульптурные фрагменты перестройки IV века и несколько фрагментов более раннего храма, которые использовались при засыпке щебня при перестройке, были собраны и выставлены в «Эфесском зале» Британского музея. [38] Кроме того, в музее хранится часть, возможно, самого старого тайника с монетами в мире (600 г. до н.э.), зарытого в фундаменте архаического храма. [39]

Сегодня место храма, расположенное недалеко от Сельчука , отмечено единственной колонной, построенной из разных фрагментов, обнаруженных на этом месте.

Культ и влияние

[ редактировать ]

В архаическом теменосе под более поздними храмами явно размещалась некая форма « Великой Богини », но о ее культе ничего не известно. Литературные описания, описывающие его как « амазонский », относятся к более поздним мифам-основателям греческих эмигрантов, развивших культ и храм Артемиды Эфесской . Богатство и великолепие храма и города были восприняты как свидетельство могущества Артемиды Эфесской и были основой ее местного и международного престижа: несмотря на последовательные травмы от разрушения Храма, каждое восстановление – дар и честь богини – приносило дальнейшее процветание. . [42] Большое количество людей приехало в Эфес в марте и в начале мая, чтобы присутствовать на главном шествии Артемиды. [43]

Святыни, храмы и фестивали Артемиды ( Артемисия ) можно было найти по всему греческому миру, но Ефесская Артемида была уникальной. Эфесяне считали ее своей и возмущались любыми иностранными требованиями ее защиты. После того как Персия вытеснила и заменила своего лидийского повелителя Креза , эфесцы преуменьшили его вклад в восстановление храма. В целом персы поступили с Эфесом справедливо, но некоторые религиозные артефакты из храма Артемиды вывезли в Сарды и привлекли в ее эфесский культ персидских жрецов; это не было прощено. [44] Когда Александр завоевал персов, его предложение профинансировать вторую реконструкцию храма было вежливо, но твердо отклонено. [д] Эфесская Артемида придала дипломатии своего города мощное религиозное преимущество.

в Эфесе При эллинском правлении, а позже, при римском правлении, фестиваль полыни все чаще становился ключевым элементом панэллинской фестивальной системы. Это было частью определенно греческой политической и культурной идентичности, важной для экономической жизни региона, и прекрасной возможностью для молодых, не состоящих в браке греков обоих полов искать партнеров для брака. Во имя богини устраивались игры, состязания и театральные представления, и Плиний описывает ее процессию как великолепное собирание толпы; оно было показано в одной из лучших картин Апеллеса , на которой изображен образ богини, проносимый по улицам в окружении девиц. [47] В эпоху Римской империи император Коммод дал свое имя фестивальным играм и, возможно, спонсировал их. [48]

Эфесская Артемида

[ редактировать ]
Леди Эфесская нет. 712 г., I век нашей эры, Археологический музей Эфеса.
Леди Эфесская нет. 718 г., I век нашей эры, Археологический музей Эфеса.

С греческой точки зрения, эфесская Артемида является отличительной формой их богини Артемиды . В греческом культе и мифах Артемида — сестра-близнец Аполлона , девственной богини охоты, дикой природы и луны, которая, несмотря на то, что была богиней деторождения, тем не менее была известна своим целомудрием. В Эфесе богиня, которую греки ассоциировали с Артемидой, почиталась в архаическом, доэллинском культовом образе. [49] его вырезали из дерева ( хоанон ) и украшали драгоценностями.

Черты наиболее сходны с ближневосточными и египетскими божествами и менее всего — с греческими. Тело и ноги заключены в сужающийся столбообразный термин , из которого выступают ступни богини. На монетах, отчеканенных в Эфесе, богиня носит фресковую корону (как городские стены), атрибут Кибелы как защитницы городов (см. поло ). [49]

Фонтан Дианы Эфесины XVI века на вилле д'Эсте, Тиволи, Лацио, Италия
Традиционная многогрудая интерпретация фонтана Дианы Эфесины XVI века , Вилла д'Эсте , Тиволи , Италия

Традиционная интерпретация овальных предметов, покрывающих верхнюю часть эфесской Артемиды, состоит в том, что они представляют собой несколько грудей, символизирующих ее плодородие. Эта интерпретация началась в поздней античности и привела к обозначению эфесской богини как Дианы Эфесии Мультимамии и другим соответствующим описаниям. [50] [ нужна страница ] Эта интерпретация коренится в христианских нападках Минуция Феликса и Иеронима на языческую народную религию, и современные ученые поставили под сомнение традиционную интерпретацию, согласно которой статуя изображает многогрудую богиню. [50] [ нужна страница ]

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что овальные предметы вообще не предназначались для изображения части анатомии богини. В некоторых версиях статуи кожа богини была окрашена в черный цвет, вероятно, для имитации состаренного дерева оригинала, а ее одежда и регалии, включая так называемую «грудь», остались неокрашенными или отлиты в разные цвета. [50] [ нужна страница ]

Роберт Флейшер предположил, что вместо грудей овальные предметы были украшениями, которые церемониально вешались на оригинальную деревянную статую (возможно, яйца или мошоночные мешки принесенных в жертву быков). [51] ), и которые были включены в качестве резных элементов в более поздние копии. [50] [ нужна страница ] Теперь выясняется, что «грудь» Эфесской леди, вероятно, была основана на каплях янтарной тыквы, эллиптической в ​​поперечном сечении и просверленных для подвешивания, которые были заново открыты во время археологических раскопок 1987–1988 годов. Эти предметы остались на том месте, где древняя деревянная статуя богини была захвачена наводнением 8-го века. Таким образом, эта форма украшений была разработана уже в геометрический период . [52] [53]

На монетах она опирается либо на посох, состоящий из переплетенных змей , либо на стопку уробороев , вечной змеи с хвостом во рту. По некоторым сведениям, госпожу Эфесскую сопровождали священники-евнухи, называемые «Мегабизой»; это могло быть имя собственное или титул. Практику ритуального самокаскальзования как квалификации для служения божеству обычно отождествляют с нищенствующими жрецами-евнухами Кибелы, Галли . Мегабизоям Эфесской Артемиды помогали молодые девственницы ( кораи ). [54] [55]

Вотивная надпись, упомянутая Флоренс Мэри Беннетт, [56] который датируется, вероятно, примерно III веком до нашей эры, связывает эфесскую Артемиду с Критом: «Целителю болезней, Аполлону, Дарителю света смертным, Евтихий установил для вотивного приношения [статую] Критской леди из Эфеса, Светоносец».

Греческие привычки синкретизма ассимилировали всех иностранных богов в какой-то знакомой им форме олимпийского пантеона – в интерпретации graeca – и ясно, что в Эфесе отождествление с Артемидой, которое ионийские поселенцы сделали с «Леди Эфесской», было слабым. . Тем не менее, более поздние греки и римляне отождествляли ее как с Артемидой, так и с Дианой, а в Древнем Риме существовала традиция, отождествлявшая ее также с богиней Исидой. [50] [ нужна страница ]

Христианский подход расходился с синкретическим подходом язычников к чужим богам. Христианская надпись в Эфесе [57] предполагает, почему на месте так мало осталось:

Разрушив обманчивый образ демона Артемиды, Демеас воздвиг этот символ Истины, Бога, изгоняющего идолов, и Крест священников, бессмертный и победоносный знак Христа.

Утверждение о том, что ефесяне думали, что их культовое изображение упало с неба, хотя в других местах это был известный миф о происхождении, известно в Эфесе только из Деяний 19:35:

Какой человек не знает, что город Ефесян поклоняется великой богине Диане и [изображению], упавшему с Юпитера?

Линн ЛиДонничи отмечает, что современные ученые, вероятно, будут больше озабочены происхождением Леди Эфесской и ее иконологией, чем ее приверженцы в любой момент времени, и склонны к созданию синтетического описания Леди Эфесской, собрав воедино документацию, которая охватывает более тысячелетия в своем происхождении, создавая фальсифицированную, единую картину, как неизменную икону. [58]

Панорама

[ редактировать ]
Вид на пейзаж, поднимающийся на вершину холма, покрытую небольшими деревьями. Здесь много небольших впадин, гребней и троп. Пейзаж усеян остатками мраморных зданий, в том числе единственной колонной, стоящей слева.
Панорамный вид на территорию храма на 360 градусов.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Римский указ 162 года нашей эры был издан как форма официального извинения и компенсации: высокопоставленный римский чиновник невольно оскорбил богиню, ведя дела во время одного или нескольких ее святых дней. Необходимость и масштабы указа показывают, что политическое, экономическое и религиозное значение Ефесской Артемиды не уменьшилось в 162 году, более чем через сто лет после визита Павла. [26]
  2. ^ Имена Респа, Ведуко ​​и Тюрар в остальном неизвестны; см. Вольфрам (1979, 1988). [28] (стр. 52 и примечание 84)
  3. ^ Дата 268 г. н.э. из Вольфрама (1979, 1988). [28] который сопоставляет несколько источников, чтобы исправить дату продвижения готов в Эгейское море. [28]
  4. ^ Предполагаемое подношение могло включать в себя божественную статую самого Александра или просто надпись, отмечающую его субсидию в качестве подарка Богине, где он сам был ее личным протеже. Эфесяне протестовали с большой дипломатией, поскольку «богу неуместно посвящать жертвы богу». [46]
  1. ^ Джон Фрили, Западные берега Турции: открытие побережий Эгейского и Средиземного моря 2004, стр. 148; Клайв Фосс, Эфес после античности: позднеантичный, византийский и турецкий город , Cambridge University Press, 1979, стр. 86–89 и сноска 83.
  2. ^ Антипатр, Греческая антология IX.58.
  3. ^ Jump up to: а б Павсаний, Описание Греции 7.2.6–8.
  4. ^ Баммер предлагает критическую переоценку методов, выводов и заключений Хогарта. Баммер 1990 , стр. 137–160.
  5. ^ Баммер 1990 , с. 142 отметил еще более ранние размещения камней, микенской керамики и грубых глиняных фигурок животных, но предупредил, что «еще слишком рано делать выводы о культовой последовательности».
  6. ^ Потоп датируется фрагментарной керамикой: Bammer 1990 , с. 141.
  7. ^ Баммер 1990 , стр. 144, 153.
  8. ^ см. Кевина Лелу, «Поход Креза против Эфеса: исторические и археологические соображения», в Полемосе 21-2, 2018, стр. 47–63 [1] .
  9. ^ Заявление Геродота на этот счет подтверждается гипотетическим прочтением фрагментарной дарственной надписи, хранящейся в Британском музее ( Путеводитель по отделу греческих и римских древностей Британского музея 84).
  10. ^ Естественная история Плиния , 16.79.213–16; Источником Плиния был римлянин Муциан , который, однако, считал, что культовое изображение «Эндойоса» было чрезвычайно древним. Имя Эндоиоса появляется в аттических надписях конца VII века, и Павсаний отмечает приписываемые ему произведения. Самое главное, что эфесяне времен Муциана поддерживали традицию, согласно которой переделанное изображение создавал конкретный скульптор ( LiDonnici 1992 , стр. 398).
  11. ^ Jump up to: а б с СПГ: ИОНИЯ, Эфес. Фанес Около 625–600 гг. до н.э. EL Trite (14 мм, 4,67 г) .
  12. ^ Плиний Старший, Естественная история , перевод Х. Рэкхема и др., 36. 21., Классическая библиотека Леба, 1938.
  13. ^ Ригсби, Кент Дж., Асилия: территориальная неприкосновенность в эллинистическом мире , University of California Press, 1996, ISBN 0-520-20098-5, стр. 385–387
  14. ^ Диоген Лаэртский, Жизнеописания выдающихся философов , Книга 9, «Гераклит» , Леб изд.
  15. ^ Валерий Максим, Памятные дела и высказывания, 8. 14. 5: «Найден человек, задумавший сжечь храм Эфесской Дианы, чтобы через разрушение этого прекраснейшего здания его имя могло распространиться по всему миру. " Валерий Максим, VIII. 14. доб. 5
  16. ^ Смит, Уильям (1849). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . п. 439. Архивировано из оригинала 2 февраля 2007 года . Проверено 21 июля 2009 г.
  17. ^ Аристотель. «Книга 3 Часть 1» . Архив интернет-классики | Метеорология Аристотеля . Перевод Э. У. Вебстера . Проверено 5 мая 2021 г.
  18. ^ Плутарх, Жизнь Александра , 1. 3. 5.
  19. ^ Jump up to: а б Карвизе, Стефан (1995). Велика Артемида Эфесская: история одного из великих городов древности (на немецком языке). Издательство «Фибос». ISBN  978-3-901232-05-3 .
  20. ^ Jump up to: а б с Книббе, Дитер (1998). Эфес: История важного древнего города и портрет современных крупномасштабных раскопок на 102-м году возвращения начала австрийских исследований (1895–1997) (на немецком языке). П. Ланг. ISBN  978-3-631-32152-2 .
  21. ^ Баммер 1990 , стр. 144, 153.
  22. ^ «Страбон, География, книга 14, глава 1, раздел 22» .
  23. ^ Jump up to: а б Павсаний, 38.10.6 , транс Джонс и Ормерод, 1918, с сайта perseus.org. Об Артемиде Прототронии как отдельном аспекте эфесского культа Артемиды см. Strelan, R., Paul, Artemis, and the Jewish in Ephesus , de Gruyter, 1996, p. 157.
  24. ^ Деяния 19:27.
  25. ^ Макмаллен, Рамзи (1984). Христианизация Римской империи 100–400 гг . н.э. п. 26.
  26. ^ Стрелан, Рик (1996). Павел, Артемида и иудеи в Эфесе . стр. 57–58, сноска 83 – через Google Книги.
  27. ^ Jump up to: а б Иорданес . Гетика . хх.107.
  28. ^ Jump up to: а б с Вольфрам, Хервиг (1988) [1979]. История готов . Перевод Данлэпа, Томаса Дж., стр. 52 и далее.
  29. ^ Jump up to: а б с Тромбли, Фрэнк Р. (декабрь 1995 г.). Эллинская религия и христианизация ок. 370–529 . Том. 1. Брилл. п. 145 . ISBN  978-9004276772 .
  30. ^ «Храм Артемиды в Эфесе» . Энциклопедия Романа . Пенелопа. У. Чикаго . Проверено 5 июля 2020 г.
  31. ^ Фосс, Клайв (1979). Эфес после античности: позднеантичный, византийский и турецкий город . Издательство Кембриджского университета. стр. 86–87 и сноска 83 .
  32. ^ Краутхаймер, Ричард (1986). Раннехристианская и византийская архитектура . Пеликан История искусства (4-е изд.). Нью-Хейвен, Коннектикут / Лондон: Издательство Йельского университета. п. 205 . ISBN  978-0-300-05296-1 .
  33. ^ Манго, Кирилл (1985). Византийская архитектура (1-е изд.). Нью-Йорк: Электа / Риццоли. п. 65 . ISBN  978-0-8478-0615-7 .
  34. ^ Плиний Старший . Естественная история . XXXVI.xxi.95 .
  35. ^ Помпоний Мела О ситуации в мире я: 17
  36. ^ Плутарх . Жизнь Александра . III.5 . (Плутарх упоминает о сожжении Артемисея )
  37. ^ «Эфес – древний мегаполис: исследование и история» . Австрийский археологический институт. Октябрь 2008 года . Проверено 1 ноября 2009 г.
  38. ^ Скульптуры были опубликованы в Каталоге скульптур Британского музея , том. II, часть VI.
  39. ^ «Британский музей – Клад из храма Артемиды в Эфесе» . 5 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 5 февраля 2015 г.
  40. ^ Jump up to: а б Стивенсон, Грегори (2001). Власть и место: Храм и личность в «Книге Откровения» . де Грюйтер. п. 70–80 .
  41. ^ Публий Элий Аристид Теодор По поводу Конкорда . 25
  42. ^ Стивенсон (2001) , с. 77 [40] (стр. 77) цитируете Аристида вы [41] Подробное описание механизмов, обеспечивающих эти социальные, религиозные и экономические преимущества, см. в Stevenson (2001) , стр. 70–80 и далее.
  43. ^ Бостром, Филипп (11 августа 2016 г.). «Археологи обнаруживают пылающие мозаики из Эфеса эпохи апостола Павла» . Гаарец .
  44. ^ ЛиДонничи (1992) , с. 401
  45. ^ Страбон . География . 14.1.22.
  46. ^ Страбона Отчет [45] по-разному интерпретируется у Стрелана (1996) , с. 80 и Стивенсон (2001) , с. 79. [40] (стр. 79)
  47. ^ Плиний Старший . Естественная история . 35–93.
  48. ^ Арнольд (1972) , с. 18, цитирует Ксенофонта о посредничестве в браке в Ефесской Артемисии .
  49. ^ Jump up to: а б Культовые изображения были наиболее тщательно собраны Робертом Флейшером, Артемидой Эфесской и культовой статуей Анатолии и Сирии EPRO 35 (Лейден: Брилл) 1973 года.
  50. ^ Jump up to: а б с д и Нильсен, М. (2009). Диана Эфесия Мультимамия: метаморфоза языческой богини от эпохи Возрождения до эпохи неоклассицизма. В Тобиасе Фишер-Хансене и Бирте Поульсен, ред. От Артемиды до Дианы: Богиня человека и зверя . Музей Тускуланум Пресс. ISBN   8763507889 , ISBN   9788763507882 .
  51. ^ Зейтерле (1979). «Артемида: die Grosse Göttin von Ephesos». Антике Вельт . 10 :3–16. принята в 1980-х годах Уолтером Бёркертом и Бритой Алрот, среди прочих, раскритикована и отвергнута Робертом Флейшером, но широко популяризирована.
  52. ^ Флейшер (1983). «Известия о культовой статуе в Малой Азии». Археологический справочник . 98 :81–93.
  53. ^ Баммер 1990 , стр. 153.
  54. ^ Страбон , Geographica , 14.1.23; иногда существование коллегии оспаривается, и, скорее, предпочтение отдается последовательности священников, носящих титул «Мегабиз». Возможно, их было немного; их существование в любой форме также оспаривается; см. Роллер, Линн Э., В поисках Бога-Матери: Культ анатолийской Кибелы, University of California Press, 1999, с. 253, примечание 52 ISBN   9780520210240
  55. ^ Ксенофонт, Анабасис , 5.3.7
  56. ^ Флоренс Мэри Беннетт, Религиозные культы, связанные с амазонками (1912): Глава III: Ефесская Артемида ( текст в Интернете ).
  57. ^ Цитируется по Рамзи Макмаллену , Христианизация Римской империи, 100–400 гг. н. э. , 1984 г., гл. III «Христианство в его представлении» с. 18.
  58. ^ ЛиДонничи 1992 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хиггинс, Майкл Денис (2023). Семь чудес древнего мира: наука, техника и технологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780197648155 .
  • Родригес Мойя, Непорочный; Мингес, Виктор (2017). Семь древних чудес мира раннего Нового времени . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.
  • Ромер, Джон ; Ромер, Элизабет (1995). Семь чудес света: история современного воображения (1-е американское изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Генри Холт.
[ редактировать ]

37 ° 56'59 "N 27 ° 21'50" E  /  37,94972 ° N 27,36389 ° E  / 37,94972; 27.36389

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 18d5b48285ca8db780a286c47845d964__1722690600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/64/18d5b48285ca8db780a286c47845d964.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Temple of Artemis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)