Статуя Зевса в Олимпии
Статуя Зевса в Олимпии представляла собой гигантскую сидящую фигуру высотой около 12,4 м (41 фут). [1] сделанный греческим скульптором Фидием около 435 г. до н.э. в святилище Олимпии, Греция , и установленный там в храме Зевса . Зевс — бог неба и грома в древнегреческой религии , который правит как богов Олимпа царь .
Статуя представляла собой хризоэлефантиновую скульптуру из пластин из слоновой кости и золотых панелей на деревянном каркасе. Зевс восседал на расписном троне из кедра, украшенном черным деревом, слоновой костью, золотом и драгоценными камнями. Это было одно из семи чудес древнего мира .
Статуя была утеряна и разрушена до конца VI века нашей эры, сведения о дате и обстоятельствах противоречивы. Детали его формы известны только из древнегреческих описаний и изображений на монетах и произведениях искусства.
История
[ редактировать ]Статуя Зевса была заказана элеянами , хранителями Олимпийских игр , во второй половине пятого века до нашей эры для недавно построенного Храма Зевса . Стремясь превзойти своих афинских соперников, элейцы наняли скульптора Фидия , который ранее изготовил массивную статую Афины Парфенос в Парфеноне . [2]
Статуя занимала половину ширины нефа храма, построенного для нее. Географ Страбон в начале I века до нашей эры заметил, что статуя создавала «впечатление, что, если бы Зевс встал и встал прямо, он снял бы крышу с храма». [3] Зевс хризоэлефантиновую представлял собой скульптуру , выполненную из слоновой кости и золотых панелей на деревянном основании. Ни одной копии из мрамора или бронзы не сохранилось, хотя есть узнаваемые, но лишь приблизительные версии на монетах близлежащей Элиды , а также на римских монетах и гравированных драгоценных камнях . [4]
Географ и путешественник II века нашей эры Павсаний оставил подробное описание: статуя была увенчана скульптурным венком из оливковых ветвей и носила позолоченное одеяние из стекла с резными животными и лилиями. В правой руке он держал небольшую хризоэлефантиновую статую коронованной Ники , богини победы; остался скипетр, инкрустированный множеством металлов, поддерживающий орла. Трон был украшен расписными фигурами и коваными изображениями, украшен золотом, драгоценными камнями, черным деревом и слоновой костью. [5] Золотые сандалии Зевса стояли на подставке для ног, украшенной изображением амазономахии рельефным . Проход под троном ограничивали расписные ширмы. [6]
Павсаний также рассказывает, что статую постоянно покрывали оливковым маслом, чтобы противостоять вредному воздействию на слоновую кость, вызванному «болотистостью» рощи Алтис . Пол перед изображением был выложен черной плиткой и окружен приподнятым мраморным краем для хранения масла. [7] Этот резервуар действовал как отражающий бассейн , который вдвое увеличивал видимую высоту статуи. [8]
По словам римского историка Ливия , римский полководец Эмилий Павел (победитель Македонии ) увидел статую и «тронулся до глубины души, как если бы он видел бога вживую», [9] I века а греческий оратор нашей эры Дион Златоуст заявил, что один взгляд на статую заставит человека забыть все свои земные проблемы. [10]
По словам Страбона , когда Фидия спросили о модели, которую он воспользуется для своего Зевса, он ответил, что изобразит Зевса по таким словам Гомера : [11]
Сын Кроноса заговорил и склонил свой темный лоб в знак согласия, и амброзийные локоны развевались на бессмертной голове царя; и он произвел великое землетрясение на Олимпе (английский перевод А.Т. Мюррея). [12]
Считалось также, что скульптор увековечил Пантаркеса, победителя соревнований по борьбе среди мальчиков на восемьдесят шестой Олимпиаде, который, как говорили, был его «возлюбленным» ( эроменос ), вырезав Пантаркеса калоса («Пантаркес прекрасен») на Мизинец Зевса и поместив у ног статуи рельеф с изображением венчающего себя мальчика. [13] [14]
По словам Павсания, «когда изображение было совершенно закончено, Фидий молил бога показать знаком, нравится ли ему работа. Тотчас же, по преданию, удар молнии упал на ту часть пола, где до сих пор находится бронзовый кувшин стоял, чтобы покрыть это место». [7]
Потеря и разрушение
[ редактировать ]По словам римского историка Светония , римский император Калигула приказал, чтобы «такие статуи богов, которые особенно славились своей святостью или художественными достоинствами, в том числе статуя Юпитера в Олимпии, были привезены из Греции, чтобы снять с них головы». и поставит своих на их место». [15] Император был убит прежде, чем это могло произойти, в 41 году нашей эры; его смерть предположительно была предсказана статуей, которая «внезапно издала такой взрыв смеха, что леса рухнули, и рабочие бросились наутек». [16]
В 391 году нашей эры христианский римский император Феодосий I запретил участие в языческих культах и закрыл храмы. Святилище в Олимпии вышло из употребления. Обстоятельства возможного разрушения статуи неизвестны. Византийский историк XI века Георгиос Кедренос записывает предание, что его увезли в Константинополь , где он был уничтожен во время великого пожара дворца Лаусус в 475 году нашей эры.
Альтернативно, статуя погибла вместе с храмом, который сильно пострадал от пожара в 425 году нашей эры. [17] Но более ранние потери или повреждения подразумеваются Лукианом Самосатским в конце II века, который ссылался на это у Тимона : «Они наложили руки на тебя в Олимпии, мой господин Громовержец, и у тебя не было сил разбудить собак». или позовите соседей, они наверняка могли бы прийти на помощь и поймать ребят еще до того, как они успели бы собрать добычу». [18] [19]
мастерская Фидия
[ редактировать ]Примерная дата статуи (третья четверть V века до н.э.) была подтверждена повторным открытием (1954–1958) мастерской Фидия, примерно там, где, по словам Павсания, была построена статуя Зевса. Археологические находки включали инструменты для обработки золота и слоновой кости, стружку из слоновой кости, драгоценные камни и терракотовые формы. Большая часть последних использовалась для создания стеклянных бляшек, а также для формирования одеяния статуи из листов стекла, натуралистично драпированных и сложенных, а затем позолоченных. На этом месте была найдена чаша с надписью «ΦΕΙΔΙΟΥ ΕΙΜΙ» или «Я принадлежу Фидию». [20] Однако некоторые считают надпись подделкой. [21]
См. также
[ редактировать ]- Список самых высоких статуй
- Олимпийская речь, или О первом представлении человека о Боге
- Джордж Вашингтон , статуя 1840 года.
- Великий Будда Киото. Потерянная гигантская статуя Японии, похожая на Зевса в Олимпии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фидий с сайта encyclopædiabritannica.com . Проверено 3 сентября 2014 г.
- ^ Маквильям, Джанетт; Путток, Соня; Стивенсон, Том (2011). Статуя Зевса в Олимпии: новые подходы . Издательство Кембриджских ученых. стр. 33–34. ISBN 978-1-4438-3032-4 .
- ^ Страбон , 8.3.30 .
- ^ Гизела М.А. Рихтер , «Фейдианский Зевс в Олимпии» Hesperia 35.2 (апрель – июнь 1966: 166–170), стр. 166f, 170. Подробности скульптуры в этой статье подтверждены в статье Рихтера.
- ^ Павсаний, Описание Греции 5.11.1-.10). Павсанию сказали, что картины принадлежат брату Фидия, Панэну.
- ^ Маквильям, Джанетт; Путток, Соня; Стивенсон, Том (2011). Статуя Зевса в Олимпии: новые подходы . Издательство Кембриджских ученых. п. 46. ИСБН 978-1-4438-3032-4 .
- ^ Jump up to: а б Павсаний. Описание Греции , 5.11 Пер. Джонс и Ормерод (1918) через цифровую библиотеку Персея
- ^ Маквильям, Джанетт; Путток, Соня; Стивенсон, Том (2011). Статуя Зевса в Олимпии: новые подходы . Издательство Кембриджских ученых. п. 44. ИСБН 978-1-4438-3032-4 .
- ^ Ливий , Ab Urbe Condita , 45.28.5 : «Глядя на Юпитера, как если бы он присутствовал, разум взволнован».
- ^ Или. 12.51
- ^ Страбон , 8.3.30 . Сравните с Макробием , Сатурналии 5.23 .
- ^ Гомер , Илиада 1.528–530 .
- ^ Джон Граймс Младший, Секс в древнем мире от А до Я , с. 95. Рутледж; Абингдон и Нью-Йорк, 2005 г.
- ^ Клейтон, Питер А; Прайс, Мартин (2013). Семь чудес древнего мира . Рутледж. стр. 70–71. ISBN 978-1-136-74810-3 .
- ^ Светоний, Гай 22.2; сравните Кассия Диона , 59.28.3.
- ^ Светоний, Гай , 57.1. В римской религии Юпитер был эквивалентом Зевса.
- ^ Рихтер, 1966, примечание 1, цитирует Георгия Цедрена, Historiarum Compendium §322c, в Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae 34 , vol. 1, с. 564.
- ^ Люциан, Тимон , 4.
- ^ Диалог Люциана «Тимон Мизантроп» в переводе Х.В. Фаулера и Ф.Г. Фаулера.
- ↑ Джеймс Граут, Мастерская Фидия , Романская энциклопедия (по состоянию на 31 июля 2013 г.)
- ^ «Музееведение, классика и ложь: 3 тематических исследования из Музея Олимпии» . 25 октября 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Лапатин, Кеннет Д.С., Хризелефантиновая скульптура в древнем средиземноморском мире, Oxford University Press (2001) ISBN 0-19-815311-2
- Макробиус , Сатурналии , Том II: Книги 3–5 , отредактированный и переведенный Робертом А. Кастером, Классическая библиотека Леба № 511, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2011. ISBN 978-0-674-99649-6 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Мальвиц, Альфред и Вольфганг Ширинг, Мастерская Фидия в Олимпии I: Олимпийские исследования V, Берлин: Вальтер де Грюйтер (1964)
- Маквильям, Джанетт; Путток, Соня; Стивенсон, Том, ред. (2011). Статуя Зевса в Олимпии: новые подходы . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-3032-4 .
- Ширинг, Вольфганг, Мастерская Фидия в Олимпии II: Находки мастерской: Олимпийские исследования XVIII , Берлин: Вальтер де Грюйтер (1991) ISBN 3-11-012468-8
- Страбон , География , перевод Горация Леонарда Джонса; Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: Уильям Хайнеманн, Лтд. (1924). LacusCurtis , Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея, книги 6–14 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэрринджер, Джудит М. 2010. «Зевс в Олимпии». В книге «Боги древней Греции: Личности и трансформации». Под редакцией Яна Бреммера и Эндрю Эрскина, 155–77. Эдинбург: Эдинбургский университет. Нажимать.
- Бордман, Джон. 1985. Греческая скульптура: Классический период. Лондон: Темза и Гудзон.
- Хиггинс, Майкл Денис (2023). Семь чудес древнего мира: наука, техника и технологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780197648155 .
- Лапатин, Кеннет Д.С. 2001. Хризелефантиновые скульптуры в древнем Средиземноморье. Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать.
- Маквильям, Джанетт (2011). «Статуя Зевса в Олимпии в западном воображении через Интернет». В Маквильяме, Джанетт; Путток, Соня; Стивенсон, Том (ред.). Статуя Зевса в Олимпии: новые подходы . Издательство Кембриджских ученых. стр. 209–222. ISBN 978-1-4438-3032-4 .
- Палагия, Ольга и Дж. Дж. Поллитт, ред. 1996. Персональные стили в греческой скульптуре. Кембридж, Великобритания и Нью-Йорк: Cambridge Univ. Нажимать.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энциклопедия всемирной истории - Статуя Зевса в Олимпии
- Колин Делани, «Чудо, которое стоит увидеть: статуя Зевса Олимпийского»
- Археопедия: Статуя Зевса с библиографией.
- (Эллен Папакириаку) Олимпия: Искусство: хризослоновая статуя Зевса
- Майкл Лаханас, «Колоссальная статуя Зевса Фидия». Архивировано 3 апреля 2013 г. в Wayback Machine.
- Дэвид Фензл «Воссоздание олимпийской статуи»
- History.com: Семь чудес
37 ° 38'16,3 "с.ш. 21 ° 37'48" в.д. / 37,637861 ° с.ш. 21,63000 ° в.д.
- Статуя Зевса в Олимпии
- Греческие скульптуры V века до н.э.
- Заведения V века до нашей эры в Греции
- 475 закрытий
- Упадок V века в Византийской империи
- Скульптуры Фидия
- Произведения искусства из слоновой кости
- Снесенные здания и сооружения в Греции
- Древняя Олимпия
- Скульптуры Зевса
- Разрушенные скульптуры
- Семь чудес древнего мира
- Колоссальные статуи Древней Греции и Рима