Jump to content

Олимпийская речь, или О первом представлении человека о Боге

Современная реконструкция статуи Зевса в Олимпии , тема речи.

Олимпийская речь ( древнегреческий : , или О первом зачатии человека о Боге Ólympíkὸς ἢ περί τος προμητος τοῦ ννοίας , латинизированная : Olympikos ē peri tēs protēs tou theou ennoias , Речь 12 в современном корпусе) — речь, произнесенная Д. ио Златоуст на Олимпийских играх в 90-х или 100-х годах нашей эры. [ 1 ] В речи статуя Зевса в Олимпии используется в качестве трамплина для обсуждения того, как люди видят Бога, как с точки зрения происхождения человеческих представлений о Боге, так и с точки зрения уместности изображения Бога в человеческой форме . При этом Дио противопоставляет литературу и изобразительное искусство . Таким образом, эта речь является важной работой в истории древнегреческого богословия и эстетики . Его назвали «шедевром риторики, композиции и философского дискурса». [ 2 ]

Изображение статуи Зевса в Олимпии на монете Элиды (города-государства, контролировавшего Олимпию) начала второго века нашей эры.

Древнегреческая религия была политеистической . Зевс , царь олимпийских богов, считался верховным богом , и его обычно называли просто «Богом». Его часто изображали в человеческом обличье в литературе и искусстве. Статуя Зевса в Олимпии, сделанная Фидием около 435 г. до н. э., представляла собой гигантскую хризоэлефантиновую статую (сделанную из золота и слоновой кости) высотой около 12,4 м (41 фут) и изображавшую Зевса в виде бородатого мужчины, восседающего на троне. со скипетром в левой руке и крылатой Никой , олицетворением победы, в правой руке. Это было самое известное художественное изображение Зевса в древности, считавшееся шедевром и одним из семи чудес древнего мира . [ 3 ]

Дион Златоуст был сослан императором Домицианом в 82 году нашей эры и, согласно его 13-й речи « О своем изгнании» , он затем принял облик философа-киника, путешествуя по Греции и вокруг Черного моря . отменил его изгнание Эта речь была произнесена вскоре после того, как Нерва . [ 1 ] на Олимпийских играх 97, 101 или 105 годов нашей эры, в соответствии с клятвой, данной задолго до этого. [ 4 ] [ 5 ] В период Римской империи речи философов и софистов, подобные этой, были важной частью привлекательности Олимпийских игр и других Всегреческих игр Диона - «О добродетели» и «Истмийская речь» ( Ор. 8–9) также были написаны для произнесения в Римской империи. игры, как и несколько речей Элия Аристида .

Краткое содержание

[ редактировать ]
Протокоринфский арибалл в форме совы , ок. 640 г. до н.э., из Греции.
Павлин в мозаике из Суса .

Речь состоит из трех частей:

  1. введение, состоящее из преамбулы, начала , повествования и предлога (разделы 1-26), [ 2 ]
  2. аргументация , представляющая основную концепцию Бога как имеющую что - то общее с человеком как врожденную (27-38) и обсуждение источников человеческих представлений о Боге с особым акцентом на искусство (39-48)
  3. речь от лица скульптора Фидия, защищающего его изображение Зевса (49-83).

Введение

[ редактировать ]

Дио представляет свою речь, комментируя толпу, собравшуюся послушать его. Он сравнивает себя с совой, на которую слетаются посмотреть все птицы, когда она ухает, противопоставляя это павлину , который гораздо более впечатляет визуально, но не привлекает такого внимания (2-4). Поскольку сова была птицей, связанной с мудростью, это сравнение позволяет ему идентифицировать себя как философа и мудрого советчика, в отличие от других ораторов и достопримечательностей Олимпии, у которых есть стиль без содержания (7-8). Дион представляет свой ключевой совет: «Познакомьтесь с людьми мудрыми, умными и все понимающими», где бы они ни находились, поскольку мудрость ведет к славе и добродетели, которые сами по себе ведут к богатству (10-12). Дион отождествляет себя с Сократом и философами-киниками (13-16).

Затем Дион делает вид, что обдумывает, следует ли ему рассказать о своем опыте в Дакии (17–20: тема его борисфенитской речи ), решив, что более уместно сосредоточиться на Зевсе (21–22). Далее следует preepositio . (заявление темы) Отмечая литературные изображения Зевса у Гесиода и Гомера и визуальное изображение Зевса Фидия, посвященное святилищу, Дион вводит центральную тему дискурса:

нам следует более тщательно исследовать эти изображения - стихи и посвящения - и есть ли что-то нетехническое, что действительно формирует и создает человеческое представление о божественном.

Дио Ор . 12.26

Основная концепция Бога

[ редактировать ]

Следующая часть (27–38) посвящена основной концепции Бога как разумного существа, имеющего некоторое сходство с людьми. Он называет это мнение «неизбежным и врожденным для каждого разумного существа, естественно, без какого-либо смертного учителя или пророка» (27) и утверждает, что оно разделялось всеми людьми с начала времен. Он говорит, что чудесная природа мира и способность человека описывать его с помощью языка не позволили первоначальным людям оставаться в неведении о Боге (28). Близость Бога к человечеству подтверждается тем фактом, что Вселенная сформирована с учетом потребностей человека, а также превосходством человека над животными (29-32). Эта вера в разумное высшее существо, чье отношение к вселенной сродни руководителю хора танцоров или пилоту корабля, вытекает из опыта самой вселенной (34). Дион осуждает тех, кто отрицает эту позицию (т.е. философов -эпикурейцев ), [ 6 ] как «умнее всей мудрости», посвященный удовольствиям и потенциально опасный (36–37).

Источники человеческих представлений о Боге

[ редактировать ]

В следующей части (39–47) Дион определяет дальнейшие источники человеческих представлений о Боге. Врожденный источник является первичным источником, тогда как остальные являются вторичными и объединяются в скобки как «речи, истории и обычаи» ( logoi kai mythoi kai ethe , 39). Источники:

  1. Врожденный источник, о котором говорилось в предыдущей части, является первоисточником и подобен любви потомства к своему родителю (42).
  2. Поэзия, носящая добровольный характер, побуждающая людей быть благодарными Богу как старшему родственнику и творцу;
  3. Закон, который принуждает и повелевает людьми посредством наказания за непослушание;
  4. Художественные изображения, которые являются темой следующего обсуждения;
  5. Философия , кратко названная «четвертым источником», [ 7 ] которое наиболее истинно и совершенно достигает Бога через разум (47).

Затем Дион вводит художественные изображения, которые он разбивает на шесть типов: контурный рисунок, сочетание цвета с контурами, резьба по камню, обработка дерева, литье металла и формовка воском (44), как четвертый источник, заслуживающий того, чтобы его поставили в один ряд. с поэзией и правом. Создатели художественной части традиции мудрецов, восходящей к Дедалу , которые иногда вводят новшества в свои изображения, но обычно интерпретируют (45) и которые важны, потому что представляют божественное менее опытным массам (46). Когда эти различные источники знаний сравниваются, Дион утверждает, что в большинстве случаев они совпадают (48).

Защита Фидия

[ редактировать ]

Дион теперь переходит к статуе Зевса Фидия, представляя сцену так, как если бы Фидию предстояла проверка ( euthynai ), с которой столкнулись все государственные чиновники и подрядчики в конце своего срока. Однако вместо того, чтобы его попросили отчитаться о своих финансовых расходах, Дио призывает его обосновать свой художественный выбор в краткой речи анонимного прокурора, который признает радость и удовольствие, которые приносит статуя, но спрашивает: «Подходит ли это изображение?» и вид, достойный природы Божией?» (51-52). Он подчеркивает, что этот вопрос важен именно потому, что образ сформировал представление о Боге в сознании всех людей (53).

Изображение молнии.

Остальная часть речи состоит из речи внутри речи Фидия, произнесенной в его защиту (54–83). Фидий открывается краткой вступительной речью, в которой признается важность этого вопроса (54–55). Он подчеркивает свою зависимость от более ранних идей и отсутствие альтернативы антропоморфизму - скульптуры «солнца» и «луны» не впечатляют, а абстрактные понятия, такие как «разум», вообще не могут быть изображены. Поэтому человеческое тело, как место обитания разума, является подходящим символом божественного интеллекта (56-59). Фидий утверждает, что аниконизм нежизнеспособен; людям нужен физически близкий образ божества для поклонения, как младенцы тянутся к своим родителям (60-61). Фидий утверждает, что поэзия имеет существенные преимущества перед изобразительным искусством (62-73). Если Гомер экстравагантен и способен смешивать метафоры и вселять чувства непосредственно в души слушателей (62-67), то художники-визуалисты ограничены в материалах и помощниках, и их скульптура может изображать только одну позу, которая должна быть произведением искусства. лет работы (69-72). Затем Фидий оправдывает свой замысел как настолько хороший, насколько это возможно для смертного (74–82). Свой образ Зевса он заимствовал у Гомера (73) и приспособил его к эпитетам Зевса: отец, царь, защитник городов, защитник просителей и гостей, дающий плоды, благодаря размеру изображения, выражению лица и человеческому облику. форма (75-77). Другие аспекты бога не могли быть изображены, особенно те, которые связаны с яростью Зевса; Фидий останавливается на невозможности адекватного изображения молния в скульптуре (78-79). Фидий признает, что использованные материалы недостаточно хороши для Бога, но являются лучшими из возможных, поскольку скульптуру нельзя сделать из воды или огня (80-82). Он заключает:

Итак, я не признаю, что кто-либо из людей когда-либо был выше меня в этом искусстве, но ни один смертный не может сравниться с Зевсом, мастером всего космоса.

Дио, Или 12.82

Краткое заключение суммирует темы, затронутые в речи (84), и завершается короткой речью Зевса, восхваляющего элейцев за организацию олимпийского праздника, но выражающего свою обеспокоенность поведением греков цитатой из Одиссеи 24.249-250 ( 84-85).

Речь написана в хорошем аттическом стиле, излюбленном ораторами и литературными критиками второго века нашей эры. Б. Ф. Харрис характеризует его как имеющий «значительные» литературные достоинства:

Дион говорит с убедительным обаянием... с чувством живописной фразы и выразительной метафоры, а также с изрядной долей сократической неуверенности и иронии.

Б. Ф. Харрис [ 8 ]

Он часто использует аналогии для достижения эффекта и для продвижения своих аргументов. Например, когда он сравнивает восприятие Бога первыми людьми с приобщением посвященных к религиозным знаниям в современных мистических религиях , это позволяет ему представить, что первичное восприятие превосходит, поскольку получено непосредственно от Бога, а не через человеческих посредников. [ 9 ] Он также несколько раз возвращается к общепринятой аналогии с Богом как родителем. [ 10 ]

Эта работа обсуждалась рядом современных теологов и исследователей истории религии как важный источник греческой религиозной мысли в период Римской империи и религиозной среды раннего христианства . [ 11 ]

Философский контекст

[ редактировать ]

Представления Диона о первичной концепции Бога и о родстве человека с Богом вытекают из стоицизма , особенно из концепции Посидония и Антиоха Аскалонского , которая известна нам по изложению Цицероном их учений во второй книге De Natura Deorum . [ 9 ] Нападки Диона на эпикурейцев, отрицающих Бога, также основаны на более ранних идеях, приписываемых Цицероном Квинту Луцилию Бальбу (стоику) и Гаю Аврелию Котте ( Новой Академии ), [ 6 ] Яростность нападок Диона на позицию Эпикурейства указывает на ее силу в его время. [ 6 ] Речь Дио последовательно отождествляет Зевса, которому поклонялись в Олимпии, с философской идеей абсолютного высшего существа. Такое отождествление двух концепций встречается у других современных авторов, особенно у Плутарха и Максима Тирского . [ 12 ] Б. Ф. Харрис считает, что речь в целом является «еще одним свидетельством того поиска интеллектуально и эмоционально удовлетворяющего религиозного опыта, который занимал так много культурных людей того периода». [ 13 ] По его мнению, связь фигуры Зевса с этой философской идеей была важна в начале Второй Софистики , поскольку классическая литература и мифология подчеркивались как важные для греческой культуры. [ 14 ]

Карл Рейнхардт что источники познания Бога Дио происходят от theologia tripartita («трехчастное богословие»), приписываемого Августином Варрону утверждал , . Эта система определила три формы богословия: естественную/физическую, изучаемую философами; мифический, представленный поэтами; и гражданские, используемые государствами. Рейнхардт утверждал, что затем Дион добавил первичную концепцию как первого и предшествующего источника Бога, разделяемую всеми тремя формами богословия. [ 15 ] Этот анализ соответствует схеме Диона в разделе 39, но место художественного источника в этой схеме неясно. Одна из возможностей состоит в том, что Дио разделил «мифическое» разделение на поэтов и художников; это имеет смысл, поскольку речь в основном сосредоточена на контрасте между ними. [ 16 ] Эндрю Спрэг Беккер утверждает, что поверхностное обращение с философом, которое это подразумевает (упомянутое только в разделе 47), неприемлемо, учитывая, что Дион так сильно подчеркивает свою роль философа в преамбуле. Вместо этого он предполагает, что Дион приравнял философию к первоисточнику, сделав «роль философа... открывать и объяснять то, что мы уже знаем; философ становится самым красноречивым выразителем того, что мы все знаем по природе». [ 17 ]

Ганс Дитер Бец утверждает, что обсуждение Дио божественных образов отражает основное противоречие в греко-римской мысли между восхищением дорогими, колоссальными произведениями религиозного искусства и неприятием их как расточительных и неуместно антропоморфных. [ 18 ] Обвинительная речь выражает страх, что поклонение богу будет вытеснено поклонением произведениям искусства, «превратив то, что должно быть религиозным опытом встречи с божеством, в эстетический опыт наблюдения за прославленным человеком». [ 19 ] Эта позиция просматривается в изображении Статуи Зевса более ранними авторами, такими как Каллимах и Страбон . [ 20 ] Бец рассматривает речь Фидия как представление «целой теории религиозного искусства». [ 21 ] согласно которому любое смертное изображение Бога не соответствует действительности, но изображения, тем не менее, необходимы, потому что у людей есть психологическое желание быть ближе к Богу и ясно демонстрировать природу Бога верующим. [ 22 ] Таким образом, статуя является опорой, которую верующие используют, чтобы помочь им получить доступ к своей врожденной концепции Бога. [ 23 ] [ 24 ]

Сравнения с христианством

[ редактировать ]
Изображение Христа Пантократора в Санта-Пуденциане , Рим, ок. 400–410 гг. н.э.

Некоторые авторы сравнивали богословские позиции речи с ранним христианством. Идея общечеловеческого представления о Боге встречается и в речи Павла Тарсийского перед ареопагом в Деяниях . [ 25 ] Его нападки на атеистические убеждения аналогичны нападкам Павла в Послании к Римлянам 1:21. [ 6 ] Изображение Бога с истуканом было полностью отвергнуто раннехристианскими мыслителями. [ 25 ] но Бец утверждает, что «образ Христа», который «отражает образ Божий», играет в богословии Павла ту же роль, что и статуя в богословии Диона. [ 23 ] [ 26 ] Кристоф Ауффарт утверждает, что образ Зевса Олимпийского, созданный Фидием, стал образцом для изображения Христа Пантократора в начале четвертого века нашей эры, отчасти под влиянием дискурсов о статуе, таких как образ Диона. [ 27 ]

Эстетика

[ редактировать ]

« Речь » повлияла на сравнение Готхольдом Эфраимом Лессингом визуального искусства и поэзии в «Лаокооне, или Ограничениях поэзии» . [ 28 ] но в то время как Дио утверждает, что и в литературе, и в искусстве лежит общая концепция Бога, Лессинг это отрицает. [ 29 ]

  • Ганс фон Арним , Дион Прусский, которого называют Златоустом, в котором существует все сущее (Берлин, 1893–1896).
  • Клаук, Ханс-Йозеф (2000). Олимпийская речь, или О первом познании Бога . Научное книжное общество. ISBN  9783534149476 .
  • Кохун, JW (1939). Дион Златоуст, II, Беседы 12–30 . Принстон: Издательство Гарвардского университета, Классическая библиотека Леба. ISBN  9781258030353 .
  • Рассел, Д.А. (1992). Речи Дио Златоуста VII, XII и XXXVI . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-37696-9 .
  1. ^ Jump up to: а б Кохун 1939 , с. 2.
  2. ^ Jump up to: а б Бетц 2004 , с. 132.
  3. ^ Харрис 1962 , с. 88.
  4. ^ Клаук 2000 , с. 25-27.
  5. ^ Харрис 1962 , с. 86.
  6. ^ Jump up to: а б с д Харрис 1962 , с. 90.
  7. ^ т.е. «четвертый» вторичный источник, который следует отождествлять с врожденным источником согласно Беккеру, 1993.
  8. ^ Харрис 1962 , с. 87.
  9. ^ Jump up to: а б Харрис 1962 , с. 89.
  10. ^ Харрис 1962 , с. 89-90.
  11. ^ Харрис 1962 , с. 85.
  12. ^ Харрис 1962 , с. 92-95.
  13. ^ Харрис 1962 , с. 93.
  14. ^ Харрис 1962 , с. 94.
  15. ^ Беккер 1993 , с. 68.
  16. ^ Беккер 1993 , с. 69.
  17. ^ Беккер 1993 , с. 69-.
  18. ^ Бетц 2004 , с. 131.
  19. ^ Бетц 2004 , с. 134.
  20. ^ Ауффарт 2010 , с. 466.
  21. ^ Бетц 2004 , с. 135.
  22. ^ Бетц 2004 , с. 137.
  23. ^ Jump up to: а б Бетц 2004 , с. 139.
  24. ^ Ауффарт 2010 , с. 468.
  25. ^ Jump up to: а б Харрис 1962 , с. 96.
  26. ^ Ауффарт 2010 , с. 472-473.
  27. ^ Ауффарт 2010 , с. 473-475.
  28. ^ Харрис 1962 , с. 92.
  29. ^ Кёлб 2006 , стр. 45–46.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ed2de66bff1de47a236d36a5bb6f73ac__1711357800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/ac/ed2de66bff1de47a236d36a5bb6f73ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Olympic Oration or On Man's First Conception of God - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)