Хризелефантиновая скульптура
Хризелефантиновая скульптура (от греческого χρυσός , chrysós , «золото», и ελεφάντινος , elephántinos , «слоновая кость») — скульптура, выполненная из золота и слоновой кости . хризелефантина Культовые статуи пользовались высоким статусом в Древней Греции .
Древние примеры
[ редактировать ]Хризелефантиновые статуи строились вокруг деревянного каркаса, к которому были прикреплены тонкие резные плиты из слоновой кости , изображающие плоть, и листы сусального золота, изображающие одежду, доспехи, волосы и другие детали. В некоторых случаях стеклянная паста , стекло, драгоценные и полудрагоценные камни для таких деталей, как глаза, украшения и оружие, использовалась .
Истоки техники неясны. Известны примеры составных скульптур из слоновой кости и золота, датированные 2-м тысячелетием до нашей эры, из областей, которые стали частью греческого мира, наиболее известный из которых - так называемый « Палаикастро Курос » (не путать с Куроса архаическими статуями ). , из минойского Паликастро , ок. 1450 г. до н.э. Вероятно, это единственное сохранившееся изображение минойского культа . [1] Однако неясно, связана ли с ними греческая традиция хризоэлефантина.
Хризелефантиновая скульптура получила широкое распространение в архаический период. Позже акролитовые статуи с мраморными головами и конечностями и деревянным туловищем, позолоченным или покрытым драпировкой, были аналогичной техникой, используемой для культовых изображений.
Эту технику обычно использовали для культовых статуй внутри храмов; обычно они были больше, чем в натуральную величину. Конструкция была модульной , так что часть золота можно было извлечь и переплавить в монеты или слитки во времена серьезных финансовых трудностей, чтобы заменить их позже, когда финансы восстановятся. Например, фигура Ники, которую держала в правой руке Фидия, Афина Парфенос была сделана из чистого золота именно с этой целью. Действительно, во времена процветания отливали до шести Никаэ из цельного золота, [ нужна ссылка ] служил «священной сокровищницей», сохранность которой обеспечивалась святостью, приписываемой культовому объекту, а также наличием в храме жриц, жрецов и обслуживающего персонала.
Два самых известных примера, оба классического периода, созданы Фидием : стоящая статуя Афины Парфенос высотой 13 метров (43 фута) в Парфеноне в Афинах высотой 12 метров (39 футов). и сидящая статуя Зевса семи в храме в Олимпии , считавшемся одним из чудес древнего мира .
Хризелефантиновые статуи предназначались не только для того, чтобы бросаться в глаза; они также демонстрировали богатство и культурные достижения тех, кто их построил или финансировал их строительство. Для создания такой статуи потребовались навыки скульптуры, столярного дела, ювелирного дела и резьбы по слоновой кости. После завершения статуи требовали постоянного ухода. Известно, что в Олимпии для ухода за статуей Зевса был нанят квалифицированный персонал. выдающийся скульптор Дамофонт из Мессены Во втором веке до нашей эры его починил .
Из-за высокой ценности некоторых использованных материалов и скоропортящегося характера других большинство статуй из хризоэлефантина были разрушены в древности и в средние века. Например, от статуи Афины Парфенос в полу ее храма сегодня сохранилось только отверстие, которое удерживало ее центральную деревянную опору. Внешний вид статуи тем не менее известен по ряду миниатюрных мраморных копий, обнаруженных в Афинах, а также по подробному описанию Павсания . Павсаний также описал статую Зевса работы Фидия в Олимпии. Здесь в здании, известном как «Мастерская Фидия», были обнаружены некоторые глиняные формы для частей одежды Зевса из стекла или стеклянной пасты. Это единственные находки, напрямую связанные с самыми известными произведениями великого скульптора и, таким образом, дающие полезную информацию об их творчестве.
Было найдено несколько образцов хризоэлефантиновой скульптуры. Наиболее яркими сохранившимися примерами являются фрагменты нескольких сгоревших статуй архаического периода меньшего размера , чем в натуральную величину, обнаруженные в Дельфах . Неизвестно, кого они изображают, хотя предполагается, что они представляют собой божеств.
Современные примеры
[ редактировать ]Термин «хризелефантин» также используется для обозначения стиля скульптуры, довольно распространенного в европейском искусстве 19-го века, особенно в стиле модерн . В этом контексте описываются статуэтки с кожей из слоновой кости и одеждой и другими деталями, изготовленными из других материалов, таких как золото , бронза , мрамор , серебро или оникс . Например, около 1840 года скульптор -Шарль Симар создал копию из слоновой кости и золота на основе древних описаний Афины Парфенос Фидийской Пьер для покровителя Оноре Теодорика д'Альбера де Люина . Результат оказался несколько разочаровывающим: «… Люинсу стоило сто тысяч франков доказать, что Симарт не был Фидием». [2] Другая версия этой фигуры 19-го века, созданная американским скульптором Аланом Лекуайром, стоит в современной репродукции Парфенона в Нэшвилле, штат Теннесси . После 1890-х годов, отражая изменения, которые Симарт и некоторые скульпторы уже приняли, значение хризелефантина было расширено и теперь включает любую статую, выполненную из комбинации слоновой кости с другими материалами. [3]
В начале 20 века немецкие скульпторы Фердинанд Прейсс и Франц Иффланд стали известны своими скульптурами из хризелефантина. Ряд других европейских скульпторов также создавали изделия из хризелефантина, в том числе Джо Дескомпс , Йозеф Лоренцль , Жорж Омерт , Клэр Дж. Р. Колине , Пьер Ле Фаге , Д. Х. Чипарус , Бруно Зак и Доминик Алонсо . [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Лапатин, Кеннет Д.С. (2001). Хризелефантиновая скульптура в древнем средиземноморском мире . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-815311-2 .
- ^ Хемингуэй, Шон, Искусство Эгейского бронзового века , 31, Бюллетень Художественного музея Метрополитен , весна 2012 г., том LXIX, номер 4
- ^ «... герцогу Люинскому стоило сто тысяч франков доказать, что Симарт не был Фидием». Буасье 1869: 260.
- ^ Скульптура в стиле модерн , Аластер Дункан.
- ^ Кэтли, Брайан (1978). Арт-деко и другие фигуры (1-е изд.). Вудбридж, Англия: Клуб коллекционеров антиквариата, Ltd., стр. 1–398. ISBN 978-1-85149-382-1 .