Jump to content

Ахиллес и Патрокл

Ахиллес перевязывает руку Патрокла

Отношения между Ахиллом и Патроклом — ключевой элемент истории, связанной с Троянской войной . В « Илиаде » Гомер описывает глубокие и содержательные отношения между Ахиллом и Патроклом , где Ахиллес нежен по отношению к Патроклу, но черств и высокомерен по отношению к другим. Его точная природа — гомосексуальная, несексуальная глубокая дружба или что-то совершенно другое — была предметом споров как в классический период , так и в наше время. Гомер никогда прямо не называет их любовниками. [1] [2] но они изображались как влюбленные в архаический и классический периоды греческой литературы , особенно в произведениях Эсхила , Эсхина и Платона . [3] [4] Некоторые современные критики, особенно в области квир-исследований , утверждают, что их отношения были гомосексуальными или латентно гомосексуальными нет доказательств такого утверждения , в то время как некоторые историки и классики оспаривают это, заявляя, что в «Илиаде» , и критикуют его как неопровержимое. . [1]

В «Илиаде»

[ редактировать ]
Ахиллес, оплакивающий Патрокла, Джон Флаксман , 1795 год.

Ахиллес и Патрокл вместе живут в палатке возле флота кораблей своих греческих союзников. Царь Агамемнон понимает, что Ахиллесу в силу его героической репутации необходимо вступить в бой, но Ахиллес, оказавшийся неуважительным со стороны Агамемнона, отказывается. Агамемнон отправляет посланника, чтобы тот изменил свое решение. В книге IX (строки 225–241) дипломаты Одиссей и Аякс слышат, как Ахилл играет на лире и поет наедине с Патроклом. Они оба вскакивают на ноги от удивления, когда входят гости. После долгих разговоров посольству не удалось убедить Ахилла сражаться.

После дальнейших боев Нестор возвращается на базу греческих союзников с раненым солдатом. Ахиллес отправляет Патрокла поговорить с ним. В книге XI (строки 786–804) Нестор напоминает Патроклу, что его отец давно научил его, что, хотя Ахилл и был благороднее, он (Патрокл) все же был старшим Ахилла, и поэтому он должен мудро советовать и направлять Ахилла, чтобы, возможно, он наконец-то вступит в борьбу с троянцами, но если нет, то ему самому (Патроклу) следует надеть доспехи Ахилла , чтобы обмануть троянцев, заставив их думать, что Ахиллес присоединился к борьбе, что должно отпугнуть их от их базы и вернуться к себе. стены.

Позже троянцы продолжают наступление на базу греческих союзников и прорывают оборонительную стену, охраняющую их корабли. Патрокл в конце концов надевает доспехи Ахилла и пугает троянцев в ответ, как и планировалось, а Патрокл также убивает Сарпедона, сына Зевса, но затем Гектор убивает Патрокла. Известие о смерти Патрокла достигает Ахилла через сына Нестора Антилоха , что повергает Ахилла в глубокую скорбь. Прежний стойкий и несокрушимый Ахиллес агонизирует, прикасаясь к трупу Патрокла, обмазываясь пеплом и постясь . Он оплакивает смерть Патрокла, используя язык, очень похожий на горе жены Гектора . Он также просит, чтобы после его смерти его кости смешали с костями Патрокла в вазе. [а]

Ярость, последовавшая за смертью Патрокла, становится главной мотивацией Ахилла вернуться на поле битвы. Он возвращается в бой с единственной целью - отомстить за смерть Патрокла, убив Гектора, несмотря на предупреждение, что это будет стоить ему жизни. Победив Гектора, Ахиллес тащит его труп за пятки за свою колесницу.

Самая сильная межличностная связь Ахилла связана с Патроклом. Как Грегори Надь отмечает :

Для Ахилла   [...] в его собственной восходящей шкале привязанностей, драматизированной всей композицией «Илиады » , высшее место должно принадлежать Патроклу   [...] Фактически Патрокл для Ахилла является πολὺ φίλτατος   [...] ἑταῖρος — « гетар , который является самым филосом на сегодняшний день» (XVII 411, 655). [5]

Гетаирос означало «товарищ» или «товарищ»; у Гомера оно обычно употребляется в отношении солдат под одним и тем же командиром. Хотя его женская форма ( гетера ) использовалась для куртизанок, гетаро все еще оставалось формой солдата в эллинистические и византийские времена. В древних текстах philos (часто переводится как «самый любимый») обозначал общий тип любви, используемый для любви между семьей, между друзьями, желания или удовольствия от какой-либо деятельности, а также между влюбленными.

Привязанность Ахилла к Патроклу — это архетипическая мужская связь , которая встречается повсюду в греческой культуре: мифические Дамон и Пифий , легендарные Орест и Пилад , а также исторические Гармодий и Аристогитон — это пары товарищей, которые с радостью встречают опасность и смерть ради и рядом друг с другом. . [6]

В Оксфордском классическом словаре Дэвид М. Гальперин пишет:

Гомер, конечно, не изображает Ахилла и Патрокла как любовников (хотя некоторые классические афиняне считали, что он подразумевал именно это ( фрагменты Эсхила 135, 136 Радт; Платона Симпозиум 179e–180b; Эсхин против Тимарха 133, 141–50)), но он также мало что сделал, чтобы исключить такую ​​интерпретацию. [7]

Классические взгляды в древности

[ редактировать ]

В V и IV веках до нашей эры отношения изображались как однополая любовь в произведениях Эсхила , Платона , Пиндара и Эсхина .

В Афинах отношения часто рассматривались как любящие и педерастические . [8] Греческий обычай пайдерастеи между представителями одного пола, обычно мужчинами, представлял собой политические, интеллектуальные, а иногда и сексуальные отношения. [9] Его идеальная структура состояла из старшего эраста (любовника, защитника) и младшего эромена (возлюбленного). Разница в возрасте между партнерами и их соответствующими ролями (активными или пассивными) считалась ключевой особенностью. [10] Писатели, предполагавшие педерастические отношения между Ахиллом и Патроклом, такие как Платон и Эсхил, затем столкнулись с проблемой решения, кто должен быть старше и играть роль эрастов . [11]

Согласно Ксенофонта » « Пиру , Сократ заявил, что Ахиллес и Патрокл были строго платоническими . [12] В частности, по словам Сократа: «Гомер изображает нас Ахиллесом, смотрящим на Патрокла не как на объект своей страсти, а как на товарища, и в этом духе знаменательно мстит за свою смерть». [13]

Эсхил в своей утраченной трагедии «Мирмидонцы» (V век до н.э.) отвел Ахиллу роль эраста или защитника (поскольку он отомстил за смерть своей возлюбленной, хотя боги говорили ему, что это будет стоить ему собственной жизни), а Патроклу — роли эромэноса . Ахиллес публично оплакивает смерть Патрокла, обращаясь к трупу и критикуя его за то, что он позволил себя убить. В сохранившемся фрагменте пьесы Ахилл рассказывает о «благоговейном обществе» бедер Патрокла и о том, как Патрокл был «неблагодарен за многие поцелуи». [14] [15]

Земляной орех

[ редактировать ]

Сравнение Пиндара юного боксера Хагесидама и его тренера Иласа с Патроклом и Ахиллесом в Олимпиаде 10.16–21 (476 г. до н. э.), а также сравнение Хагесидама с возлюбленным Зевса Ганимедом в Олимпиаде 10.99–105 позволяет предположить, что ученик и тренер имели романтические отношения, особенно после изображения Эсхилом Ахилла и Патрокла любовниками в его пьесе «Мирмидонцы» . [16]

Платона В «Пире» , написанном ок. В 385 г. до н. э. оратор Федр приводит Ахилла и Патрокла в качестве примера одобренных Богом любовников. Федр утверждает, что Эсхил ошибся, утверждая, что Ахиллес был эрастом, потому что Ахиллес был красивее и моложе Патрокла (характеристики эромена ) , а также более благороден и опытен в бою (характеристики эрастов ) . [17] [18] Вместо этого Федр предполагает, что Ахилл — это эроменос, чье почтение к своему эрасту , Патроклу, было настолько велико, что он был готов умереть, чтобы отомстить за него. [18]

Ксенофонт

[ редактировать ]

Современник Платона, Ксенофонт , в своем собственном «Пире» заставил Сократа утверждать, что Ахиллес и Патрокл были просто целомудренными и преданными товарищами. [8] Ксенофонт приводит и другие примеры легендарных товарищей, таких как Орест и Пилад , которые прославились скорее своими совместными достижениями, чем какими-либо эротическими отношениями. [18] Примечательно, что в «Пире» Ксенофонта хозяин Каллиас и молодой панкратиона победитель Автолик называются эрастами и эроменосами .

Эсхин на суде в 345 г. до н. э. делал акцент на важности payerasteia для греков, утверждает, что, хотя Гомер не заявляет об этом прямо, образованные люди должны уметь читать между строк: «Хотя (Гомер) говорит на многих вместо Патрокла и Ахилла, он скрывает их любовь и избегает давать имя их дружбе, думая, что чрезвычайное величие их привязанности очевидно для тех из его слушателей, которые являются образованными людьми». [19] Древнейшие писатели (среди наиболее влиятельных Эсхил, Плутарх, Феокрит, Марциал и Лукиан) [20] следовал мышлению, изложенному Эсхином.

Псевдо-Аполлодор

[ редактировать ]

Согласно Псевдо-Аполлодору , Патрокл был сыном Менотия и Полимелы . После того как Патрокл в гневе убил маленького мальчика, Менотий отдал его Пелею , отцу Ахилла. Таким образом, Патрокла можно рассматривать как брата Ахилла. [12]

Другие толкования из древности

[ редактировать ]

Попытки отредактировать текст Гомера были предприняты Аристархом Самофракийским в Александрии около 200 г. до н. э. Аристарх считал, что Гомер не хотел, чтобы они были любовниками. Однако он согласился с тем, что отрывок «мы двое» действительно подразумевает любовные отношения, и утверждал, что это более поздняя интерполяция. [21]

Стаций в « Ахиллеиде» утверждает, что Ахиллес и Патрокл либо были в одной возрастной группе, либо действовали так, как если бы они были. [22] [23]

Когда Александр Македонский и его доверенное лицо Гефестион проходили через город Трою в своем азиатском походе, Александр почтил священную гробницу Ахилла и Патрокла перед всей армией, и это было воспринято как четкое заявление об их собственном родстве. Совместная гробница и действия Александра демонстрируют воспринимаемое значение отношений Ахилла и Патрокла в то время (около 334 г. до н.э.). [24] [25]

Постклассические и современные интерпретации

[ редактировать ]
Ахиллес, оплакивающий смерть Патрокла (1855) русского реалиста Николая Ге

Комментаторы классического периода интерпретировали эти отношения через призму своей культуры. Постклассическая традиция изображает Ахилла гетеросексуальным человеком, имеющим образцовую платоническую дружбу с Патроклом. Средневековые христианские писатели сознательно скрывали гомоэротические оттенки фигуры. [26]

Уильяма Шекспира В пьесе «Троил и Крессида» Ахиллес и Патрокл в глазах греков изображены любовниками. [27] Решение Ахилла проводить дни в своем шатре с Патроклом рассматривается Одиссеем ( в пьесе его называют Улиссом) и многими другими греками как главная причина беспокойства по поводу Трои . [28]

Ахиллес во Вьетнаме

[ редактировать ]

Джонатан Шэй , чья книга «Ахиллес во Вьетнаме» предлагает прочтение «Илиады», которое было полезным и терапевтически полезным для исцеления душевных ран у ветеранов Вьетнама, отметил, что нельзя упускать из виду их семейные отношения в «Илиаде»: Патрокл — двоюродный брат Ахилла и его приемный брат; символически товарищи в бою «как братья», что делает модель Ахиллеса/Патрокла полезной для размышлений об интенсивности чувства утраты ветеранов Вьетнама, когда их товарищи падали рядом с ними. Шэй уделяет большое внимание отношениям, которые складываются солдаты, которые вместе участвуют в боевых действиях, и указывает, что такого рода потери на самом деле часто приводили к «берсерку» солдат, ошеломленных горем и яростью, что похоже на ярость Ахилла. в «Илиаде». Шэй отмечает, что частым топосом в горе ветеранов по товарищу является мягкость или невиновность этого товарища; говорят, что Патрокл, будучи выдающимся воином, Точно так же другие солдаты и пленница Брисеида был нежным и добрым.

Трой (2004)

[ редактировать ]

В фильме «Троя» Патрокл представлен как младший родственник Ахилла, без каких-либо романтических или сексуальных аспектов. [29] «Илиаде» прямо говорится, что Патрокл был старшим и более ответственным из двоих.)

Песня Ахилла

[ редактировать ]

(2011) Мэдлин Миллер - «Песнь об Ахиллесе» это история о взрослении, рассказанная с точки зрения Патрокла и показывающая развитие любовных и сексуальных отношений между Ахиллом и Патроклом. [30] [31]

Современные ученые

[ редактировать ]

Давид Гальперин в «Сто лет гомосексуализма» (и в других произведениях) сравнивает Ахилла и Патрокла с традициями Ионафана и Давида , а также Гильгамеша и Энкиду , которые примерно современны композиции «Илиады». Он утверждает, что, хотя современный читатель склонен интерпретировать изображение этой интенсивной однополой дружбы воинов-мужчин как фундаментально гомоэротичное, важно учитывать более важные темы этих отношений:

Тематическое упорство на взаимности и слиянии индивидуальных идентичностей, хотя и может вызывать в сознании современных читателей формулы гетеросексуальной романтической любви   [...], на самом деле помещает признания взаимной любви между друзьями-мужчинами в благородную, даже гламурную традицию. героического товарищества: именно отвергая любой намек на подчинение со стороны одного друга другому и, следовательно, любой намек на иерархию, акцент на слиянии двух душ в одну фактически отдаляет такую ​​любовь от эротической страсти. [32]

По мнению Гальперина, эти внеинституциональные отношения по необходимости изображались с использованием языка других, институционализированных любовных отношений, таких как отношения родитель/ребенок и муж/жена. Это может объяснить подтекст в книге 19 «Илиады » , где Ахиллес оплакивает Патрокла (строки 315–337) аналогично тому, как это ранее использовала Брисеида (строки 287–300). [8] Гальперин утверждал, что Ахилла и Патрокла связывала несексуальная платоническая дружба. [33]

По словам Уильяма А. Перси III , есть некоторые ученые, такие как Бернард Серджент культуре Гомера , которые считают, что в ионической существовал гомосексуализм, который не принял форму, которую она позже приняла в педерастии. [34] [ соответствующий? ]

Робин Лейн Фокс писал: «В тексте «Илиады» определенно нет доказательств того, что Ахиллес и Патрокл были любовниками. [...] Те современные критики, которые рассматривают все литературные случаи мужской привязанности к мужчинам как доказательство «подавленного гомосексуализма». имеют ту же проблему, что и другие теоретики заговора : их гипотезу невозможно опровергнуть , у нас нет возможности узнать, ошибаются ли они». [1]

Классики Виктор Дэвис Хэнсон и Джон Хит утверждают, что современные авторы, которые идентифицируют эту пару как гомосексуалистов, изобретательно заново изобретают гомеровский текст по своему желанию. [35]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Читая «Одиссею» (книга XXIV), можно обнаружить, что кости Ахилла действительно были помещены в вазу вместе с костями Патрокла, но также узнает, что Антилох стал ближе, чем кто-либо другой, к Ахиллу после смерти Патрокла, и что кости Антилоха были также помещенный в ту же вазу, но отделенный от костей Ахилла и Патрокла, которые были перемешаны вместе.
  1. ^ Jump up to: а б с Лейн Фокс, Робин (2011). Племенное воображение: цивилизация и дикий разум . Издательство Гарвардского университета. п. 223. ИСБН  9780674060944 . В тексте «Илиады» определенно нет свидетельств того, что Ахиллес и Патрокл были любовниками. [...] Те современные критики, которые рассматривают все литературные примеры мужской привязанности к мужчинам как доказательство «подавленного гомосексуализма», сталкиваются с той же проблемой, что и другие сторонники теории заговора: их гипотеза неуязвима для опровержения; у нас нет возможности узнать, ошибаются ли они.
  2. ^ Мартин, Томас Р. (2012). Александр Македонский: история древней жизни . Издательство Кембриджского университета. стр. 99–100. ISBN  978-0521148443 . Однако древние источники не сообщают того, что утверждают современные ученые: Александр и его очень близкий друг Гефестион были любовниками. Ахиллес и его столь же близкий друг Патрокл послужили легендарным образцом этой дружбы, но Гомер в «Илиаде» никогда не предполагал, что они занимались сексом друг с другом. (Это пришло от более поздних авторов.)
  3. ^ Фантуцци, М. (2012). Влюбленный Ахиллес: интертекстуальные исследования . ОУП Оксфорд. п. 227. ИСБН  978-0-19-162611-1 .
  4. ^ Эсхин . « Против Тимарха », § 133.
  5. ^ Грегори Надь (1999) Лучший из ахейцев , второе издание. Балтимор : Издательство Университета Джонса Хопкинса . п. 105 ( онлайн-издание, заархивировано 26 июля 2020 г. в Wayback Machine ). ISBN   0-8018-6015-6 .
  6. ^ Йоханссон, Уоррен (1990) Энциклопедия гомосексуализма , США
  7. ^ Оксфордский классический словарь , третье издание. Саймон Хорнблауэр и Энтони Спофорт, ред. Оксфорд : Издательство Оксфордского университета , 1996. с. 721. ISBN   0-19-866172-X .
  8. ^ Jump up to: а б с Кларк, WM (1978). «Влюбленные Ахиллес и Патрокл». Гермес . 106 (3): 381–396. JSTOR   4476069 .
  9. ^ Холмен, Николь (2010). «Изучение греческих педерастических отношений» . Журнал запросов . 2 (2): 1.
  10. ^ Маргарита, Джонсон; Райан, Терри (2005). Сексуальность в греческом и римском обществе и литературе: справочник . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 3 . ISBN  9780415173315 – через Google Книги.
  11. ^ Перси, Уильям А. (1998). Педерастия и педагогика в архаической Греции . Чикаго: Издательство Университета Иллинойса. стр. 39 . ISBN  9780252067402 – через Google Книги.
  12. ^ Jump up to: а б Вуд, Кристофер (2021). Герои в масках и мифы: отголоски древних архетипов в персонажах комиксов . МакФарланд. п. 44. ИСБН  978-1-4766-8315-7 .
  13. ^ Ксенофонт, Симпозиум, 8.31.
  14. ^ Микелакис, Пантелис (2007). Ахиллес в греческой трагедии . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН  978-0-521-81843-8 .
  15. ^ Эш. Мирмидонцы о. 135 рад.
  16. ^ Хаббард, Т. (2005). «Десятый олимпиец Пиндара и спортсмен-тренер-педерастия». Дж. Гомосекс . 49 (3–4): 137–71. дои : 10.1300/j082v49n03_05 . ПМИД   16338892 . S2CID   27221686 .
  17. ^ Перси, Уильям Армстронг (2005) «Переосмысление греческого гомосексуализма», в книге « Однополое желание и любовь в греко-римской древности и в классической традиции Запада» , Бингемтон. п. 19. ISBN   9781560236047
  18. ^ Jump up to: а б с Дувр, Кеннет Дж. (1978). Греческий гомосексуализм . Нью-Йорк: Винтажные книги. стр. 197–199. ISBN  978-0-394-74224-3 .
  19. ^ Холмен 2010 .
  20. ^ Кларк 1978 .
  21. ^ Кромптон, Луи (1993) Гомосексуализм и цивилизация . Издательство Belknap Press издательства Гарвардского университета. п. 6. ISBN   9780674022331
  22. ^ Батлер, Шейн (5 мая 2016 г.). Глубокая классика: переосмысление классического приема . Издательство Блумсбери. п. 29. ISBN  978-1-4742-6053-4 . Для полноты картины Полициано приводит уникальный пример компромиссной точки зрения, сообщая, что римский поэт Стаций в своем незаконченном эпосе « Ахиллеида » называет Ахилла и Патрокла «равными по возрасту», хотя Полициано любопытным (и нехарактерным образом) искажает соответствующую строки (которые он затем цитирует), в которых нам сообщается, что эти двое, будучи мальчиками, просто вели себя одного возраста, хотя последний «сильно отставал в силе».
  23. ^ Инглхарт, Дженнифер (4 сентября 2018 г.). Мужской род множественного числа: квир-классика, секс и образование . Издательство Оксфордского университета. п. 268. ИСБН  978-0-19-255160-3 . ... и что Патрокл является par studiis aeuique modis , 1.176. Последняя фраза сложна: она, вероятно, означает что-то вроде «равных в занятиях и образе жизни молодости», и Бейнбригг, возможно, воспринял ее как вдохновение…
  24. ^ Плутарх (1973) Эпоха Александра, Жизнь Александра. п. 294, издание Penguin Classics
  25. ^ Арриан (1958). Походы Александра . п. 67, издание Penguin Classics.
  26. ^ Кинг, Кэтрин Каллен (1987) Ахиллес: Парадигмы героя войны от Гомера до средневековья , Беркли.
  27. ^ Шекспир, Уильям (1609), «Троил и Крессида», в Мьюире, Кеннете (ред.), Оксфордский Шекспир: Троил и Крессида , Oxford University Press, стр. 47–48, doi : 10.1093/oseo/instance.00027413 , ISBN  9780198129035
  28. ^ Шекспир, Уильям (1609), «Троил и Крессида», в Мьюире, Кеннете (ред.), Оксфордский Шекспир: Троил и Крессида , Oxford University Press, стр. 24–5, doi : 10.1093/oseo/instance.00027413 , ISBN  9780198129035
  29. ^ Майкл, Майкл Г. (2011). О мышцах и людях: Очерки меча и сандалии. Фильм . МакФарланд. п. 46. ​​ИСБН  978-0786489022 .
  30. ^ Хейнс, Натали (29 сентября 2011 г.). «Песнь Ахилла Мэдлин Миллер – рецензия» . Хранитель .
  31. ^ Лейдич, Сара (28 апреля 2021 г.). «От музы к материалу: вызов гомеровской идентичности посредством творческой адаптации» . Мелиора: Журнал тезисов Барнарда по английскому языку . 1 (1) . Проверено 21 марта 2022 г.
  32. ^ Гальперин, Дэвид М. (2000). «Как заняться историей мужского гомосексуализма» (PDF) . GLQ: Журнал исследований лесбиянок и геев . 6 : 87–124. дои : 10.1215/10642684-6-1-87 . S2CID   145019034 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 декабря 2016 г. Проверено 9 декабря 2016 г.
  33. ^ Перси, Уильям А. (1996). Педерастия и педагогика в архаической Греции . Издательство Университета Иллинойса. п. 40. ИСБН  978-0-252-06740-2 .
  34. ^ Перси, Уильям Армстронг (2005). «Переосмысление греческого гомосексуализма». Журнал гомосексуализма . 49 (3–4): 13–61. дои : 10.1300/j082v49n03_02 . ПМИД   16338889 . S2CID   20548741 .
  35. ^ Хэнсон, Виктор Дэвис; Хит, Джон (2001). Кто убил Гомера?: Упадок классического образования и восстановление греческой мудрости . Книги встреч. стр. 137–138. ISBN  978-1-893554-26-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f1ae1de4a323eb18390f60818d4f35c7__1720815420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/c7/f1ae1de4a323eb18390f60818d4f35c7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Achilles and Patroclus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)