Шекспировская проблемная пьеса
В шекспировских исследованиях проблемными пьесами являются пьесы, написанные Уильямом Шекспиром , которые характеризуются сложным и двусмысленным тоном, который резко переключается между более простым комическим материалом и мрачной психологической драмой . Проблемные пьесы Шекспира избегают традиционных атрибутов как комедии, так и трагедии, и иногда их называют ранними предшественниками трагикомедии .
Этот термин был придуман критиком Ф.С. Боасом в книге «Шекспир и его предшественники» (1896). Использование Боасом этой фразы произошло из типа драмы, которая была популярна во время его написания и чаще всего ассоциировалась с норвежским драматургом Хенриком Ибсеном . [1] В этих проблемных пьесах ситуация, с которой сталкивается главный герой, выдвигается автором как репрезентативный пример современной социальной проблемы. Этот термин может относиться к предмету пьесы или к классификационной «проблеме» самих пьес.
Как использовал его Боас, термин «проблемная пьеса» первоначально использовался исключительно для обозначения трех пьес, написанных Шекспиром между концом 1590-х годов и первыми годами семнадцатого века: « Все хорошо, что хорошо кончается» , «Мера за меру » и «Троил и Крессида». . Некоторые критики включают и другие пьесы, которые не были перечислены Боасом, чаще всего «Зимняя сказка» , «Тимон Афинский » и «Венецианский купец» . [1] Этот термин по-разному применялся к другим странным пьесам в разные моменты карьеры Шекспира, поскольку понятие проблемной пьесы остается несколько расплывчатым, и его использование в качестве классификации до сих пор не принимается всеми критиками Шекспира.
По задумке Боаса
[ редактировать ]
Сам Боас перечисляет первые три пьесы и добавляет, что Гамлет связывает проблемные пьесы Шекспира с его недвусмысленными трагедиями. [2] Для Боаса эта современная форма драмы предоставила полезную модель для изучения произведений Шекспира, которые раньше казались неудобно расположенными между комическим и трагическим; номинально две из трех пьес, определенных Боасом, являются комедиями, а третья, «Троил и Крессида» , встречается среди трагедий Первого фолио, хотя и не указана в Каталоге (содержании) Первого фолио . По мнению Боаса, проблемные пьесы Шекспира направлены на исследование конкретных моральных дилемм и социальных проблем через своих главных героев.
Боас утверждает, что пьесы позволяют читателю анализировать сложные и забытые темы. Вместо того, чтобы вызывать простую радость или боль, пьесы вызывают погружение и замешательство. «Все хорошо, что хорошо кончается» и «Мера за меру» имеют решения, а Троил, Крессида и Гамлет — нет. Вместо этого Шекспир требует, чтобы читатель расшифровал пьесы. [2] По мнению Боаса, эти пьесы, отличающиеся своей тематикой и трактовкой, требуют классификации, выходящей за рамки комедии; приняв популярную в свое время классификацию, он назвал их проблемными играми. [2]
Другие концепции
[ редактировать ]Автор Нил Роудс утверждает, что определяющей характеристикой шекспировской проблемной пьесы является ее противоречивый сюжет, и поэтому поджанр проблемных пьес стал менее отчетливым, поскольку ученые продолжают обсуждать противоречия в простых трагедиях и комедиях Шекспира. Что отличает такие пьесы, как «Мера за меру», от явно комедийных или трагических пьес Шекспира, так это то, что они представляют обе стороны спорного вопроса, не вынося суждения аудитории. [3] Роудс далее утверждает, что это предложение достоинств обеих сторон социального спора является риторическим приемом, использованным, но не изобретенным Шекспиром. Скорее, риторическая практика подачи тезиса с столь же убедительным контраргументом началась в Древней Греции. [3] По мнению Роудса, проблемные пьесы Шекспира должны затрагивать социальные проблемы, которые можно обоснованно обсуждать, начиная от гендерных ролей и заканчивая институциональными структурами власти. [3]
Другой научный анализ проблемных пьес Шекспира, проведенный А.Г. Хармоном, утверждает, что общее между проблемными пьесами заключается в том, как каждая из них сознательно обсуждает отношения между законом и природой. Многие проблемные пьесы посвящены беспорядку в природе, и персонажи разными способами пытаются смягчить это расстройство. [4] В четырех пьесах, которые Хармон относит к проблемным: « Венецианский купец», « Все хорошо, что хорошо кончается», «Мера за меру» и «Троил и Крессида», социальный порядок восстанавливается, когда ошибочные контракты исправляются должным образом. Концепция проблемных пьес Хармона отличается от других тем, что он утверждает, что проблемные пьесы предлагают решение соответствующих историй. Он утверждает, что так же, как персонажи пьес должны выполнять свои контракты, Шекспир выполняет свой контракт как драматург, предлагая решение. [4] Хотя концепция проблемных пьес Хармона не соответствует общепринятому пониманию проблемных пьес Шекспира, он все же приводит примеры социальных дилемм, которые Шекспир решает через эти пьесы. Общая социальная проблема, по мнению Хармона, — это противоречие между законами, устанавливающими порядок, и естественными тенденциями людей. Проблемные пьесы следуют формуле: оспариваются установленные законы общества, в обществе царит хаос, хаос побеждается установлением нового порядка. [4]
С точки зрения ученого Эрнеста Шанцера, шекспировская проблемная пьеса сначала определяется независимо от идеи шекспировской пьесы и только с учетом того, что требует сама фразовая проблемная пьеса . [5] Шанцер предпочитает учитывать только этические дилеммы при определении проблемы, исключая психологические, политические, социальные и метафизические проблемы, которые могут возникнуть. [5] Он заключает, что проблемные пьесы классифицируются по ключевой этической дилемме, которая вызывает у аудитории множество противоположных, но одинаково правдоподобных мнений. [5] Используя эту теорию, Шанцер различает только «Мера за меру» как шекспировскую проблемную комедию, считая, что и « Все хорошо, что хорошо кончается» , и «Троил и Крессида» лишены ключевой этической дилеммы, которая разделяет аудиторию. [5] Шанцер предлагает Юлия Цезаря , Антония и Клеопатру вместо ранее признанных проблемных пьес. [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Проблемные пьесы Шекспира
- ^ Перейти обратно: а б с Ф.С. Боас, Шекспир и его предшественники , Джон Мюррей, Третье впечатление, 1910, стр. 344–408.
- ^ Перейти обратно: а б с Роудс, Нил (июль 2000 г.). «Спорный сюжет: Декламация и концепция «проблемной пьесы» ». Ассоциация современных гуманитарных исследований . 95 (3): 609–622. дои : 10.2307/3735490 . JSTOR 3735490 .
- ^ Перейти обратно: а б с Харт, Джонатан (2005). «Вечные узы, настоящие контракты: закон и природа в проблемных пьесах Шекспира - обзор». Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 58 (3): 1043. doi : 10.1353/ren.2008.0833 . S2CID 159516712 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шанцер, Эрнест (2013). Проблемные пьесы Шекспира: исследование Юлия Цезаря, «Мера за меру», «Антоний и Клеопатра» . Рутледж . ISBN 978-1136564895 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- EMW Тиллиард : Проблемные пьесы Шекспира . Чатто и Виндус, Лондон, 1949 год.