Поздние романы Шекспира

, Поздние романы часто называемые просто романсами , представляют собой группу последних пьес Уильяма Шекспира , в том числе «Перикла, принца Тира» ; Цимбелин ; Зимняя сказка ; и «Буря» . В эту же группу иногда включают и «Двух благородных родственников» , соавтором которых был Шекспир. Термин «романсы» впервые был использован для этих поздних произведений в Эдварда Даудена » «Шекспире (1877). [ 1 ] Более поздние авторы обычно довольствовались термином Даудена.
Пьесы Шекспира не могут быть точно датированы, но общепризнано, что эти комедии последовали за серией трагедий, включая «Отелло» , «Короля Лира» и «Макбета» . Шекспир писал трагедии, потому что их постановки имели финансовый успех, но ближе к концу карьеры он вернулся к комедии, смешав ее с трагическими и мистическими элементами. На поздние романы Шекспира также повлияло развитие трагикомедии и крайняя проработка куртуазной маски в постановке Бена Джонсона и Иниго Джонса . На сюжеты и стиль этих пьес также повлияли предпочтения монарха, стареющая труппа Шекспира и их публика, принадлежащая к высшему классу.
Романсы требуют демонстрации на сцене впечатляющих эффектов, включая штормы на море, роскошные внутренние и внешние декорации, декорации мечты и иллюзию течения времени. Ученые утверждают, что поздние пьесы посвящены вере и искуплению и представляют собой вариации на тему вознаграждения добродетели над пороком.
Пьесы
[ редактировать ]Поздние романы Шекспира:
- Перикл, принц Тира , ок. 1603–08
- Цимбелин , ок. 1608–10
- «Зимняя сказка» , ок. 1609–11
- «Буря» , ок. 1603–11
- «Два благородных родственника» , ок. 1612–14 (написано в соавторстве с Джоном Флетчером )
- Источники: Ф. Е. Холлидей (1964), А. Л. Роуз (1978) и Стэнли Уэллс (1986). [ 2 ] [ н 1 ]
Нортон Шекспир описывает Генриха VIII (ок. 1612–1613 гг.) как характерного представителя поздних романов, но все же считает его одной из историй, [ 4 ] как и Роуз. [ 5 ]
Маркировка и структура
[ редактировать ]
Категория шекспировского романа возникает из-за стремления критиков признать поздние пьесы более сложным видом комедии; ярлыки романтики и трагикомедии предпочитают большинство современных критиков и редакторов. [ 6 ] В Первом фолио 1623 года Джон Хемингес и Генри Конделл , его редакторы, назвали «Бурю» и «Зимнюю сказку» комедиями, а «Цимбелин» — трагедией. Перикл в нем вообще не фигурировал. [ 7 ] В 1875 году, когда Дауден утверждал, что поздние комедии Шекспира следует называть «романсами», он сделал это потому, что они напоминают « романы » позднего средневековья и раннего Нового времени, жанр, в котором действие историй разворачивается в необъятном пространстве и времени. В романах есть грандиозные сюжетные линии, сочетающиеся с юмором, драматическим действием и внутренней борьбой. [ 8 ] В них также представлены более широкие персонажи, более крупные очки и другое обращение с темами внешности и реальности. [ 3 ] Поздние романсы отличались от ранних шекспировских комедий тем, что основывались на великих темах, а не на конкретных моментах. Романы — это шекспировские трагедии, которые заканчиваются счастливо, а не момент опасности, который быстро приближается к развязке. [ 9 ] Они также фокусируются на отношениях между отцом и дочерью. [ 10 ]
Определение характеристик
[ редактировать ]Финальные пьесы имеют некоторые общие черты:
- Трагические или потенциально трагические элементы в начале пьесы, которые затем разрешаются к концу, такие как ревность Леонта в «Зимней сказке» или кораблекрушение и утопление в «Буре» ; [ 11 ]
- Более заметную роль играют пожилые мужчины; [ 12 ]
- Молодые влюбленные являются частью каждой пьесы, но не занимают центральное место в сюжете; [ 11 ]
- Искупительная сюжетная линия со счастливым концом, воссоединяющая давно разлученных членов семьи; [ 3 ]
- Магия и другие фантастические элементы; [ 13 ]
- Присутствие дохристианских, похожих на маски фигур, таких как Юпитер в «Цимбелине» и богини, которых вызывает Просперо в «Буре» ; [ 14 ]
- Смесь «куртуазных» и « пасторальных » сцен (как, например, шляхта и островитяне в «Буре» и пасторальные и куртуазные контрасты « Зимней сказки »). [ 15 ]
Трагикомическое влияние
[ редактировать ]На романы Шекспира также повлияли два важных события в театре первых лет семнадцатого века. Первым было нововведение трагикомедии, инициированное Джоном Флетчером и развитое в раннем сотрудничестве Бомонта и Флетчера . Трагикомедии претендовали на «серьезные вещи», но неизменно обеспечивали счастливый конец с легким развлечением. [ 16 ] Романсы Шекспира более резко трагикомичны, чем его комедии: острее угрозы смерти и сцены страданий. Столкновения со сверхъестественным также более прямые и выразительные. [ 17 ] Другим влиянием стала чрезвычайная разработка придворной маски , поставленной в тот же период Беном Джонсоном и Иниго Джонсом . [ н 2 ] Ключевые сцены поздних романов тесно связаны с придворными маскарадами: они сочетают в себе визуальное великолепие, но также и поверхностность такого зрелища. [ 18 ]
История
[ редактировать ]Популярная драма эпохи Возрождения подвергалась внешним влияниям, в частности тому, что хотел видеть правитель. Элизабет I нравилось смотреть то, что нравилось людям, а именно трагедии. Елизавета правила до своей смерти в 1603 году. Ее сменил Яков I , предпочитавший романы. [ 19 ]
Здоровье Шекспира было подорвано, и он умер примерно через пять лет после «Бури» , последней пьесы, которую он написал сам. [ 20 ] Сдвиг указывает на то, что он отказался от композиции. Он удалился в Стратфорд после завершения своей последней игры. [ 21 ] Ученый Кэтрин Александер предположила, что пьесы не были автобиографическими в отношении приближающейся старости Шекспира, а отражали тот факт, что сами актеры были старше. «Люди короля» заняли второй театр «Блэкфрайерс», который не использовался уже несколько лет. Театр был закрыт из-за возражений местных жителей, но был вновь открыт во второй половине 1608 года. За это время актеры постарели, и Шекспир скорректировал возраст своих персонажей. [ 22 ]
«Слугам короля» было разрешено сменить название с « Слуг лорда-камергера» в 1603 году, когда на престол взошел Яков I. Они ставили до двух новых спектаклей в неделю. Во многих пьесах было всего несколько постановок, и не было режиссера: актеры должны были знать довольно стандартные схемы блокировки. [ 23 ] Публика в «Блэкфрайарс» в основном принадлежала к высшему классу, поскольку стоимость входного билета была настолько высока, что представители низших классов вряд ли посещали многие представления. [ 24 ] Из-за искушенности публики романсы больше склонялись к эстетике и культуре. [ 25 ]
Спектакли
[ редактировать ]
Романсы создают проблемы для режиссеров, поскольку требуют демонстрации на сцене зрелищных эффектов. [ 26 ] Для Перикла в 1854 году Сэмюэл Фелпс создал эффект шторма, используя гребцов на веслах, чтобы переносить Перикла из одного места в другое, в то время как панорама двигалась позади них, чтобы создать иллюзию путешествия. [ 27 ] Цимбелин часто предлагает два разных направления постановки: грандиозное и простое. Весной 1896 года Генри Ирвинг поставил пьесу в театре «Лицеум» в Лондоне с тщательно продуманными кельтскими декорациями для дворцовых садов и внутренних комнат Цимбелина, римским банкетным залом для визита Постумуса в Рим, красиво украшенной спальней Имоджин и захватывающим сном. установка для спуска Юпитера. Бен Грит из The Old Vic в 1918 году, напротив, выбрал простой, елизаветинский подход. [ 28 ] «Зимняя сказка» представляет собой проблему течения времени и медведя, преследующего Антигона за пределами сцены. В 1976 году Тревор Нанн и Джон Бартон выбрали Джона Неттлза на роли Времени и медведя. В Стратфорде-на-Эйвоне в 1986 году Терри Хэндс использовал коврик из медвежьей шкуры, который поднимался над землей, чтобы прогнать Антигона. [ 29 ]
«Буря» открывается сценой, вдохновленной кораблекрушением « Си Венчер» в 1609 году. [ 30 ] Эта сцена допускала различные постановки: от Уильяма Чарльза Макриди в 1842 году в Ковент-Гардене с участием огромного морского судна, полностью оснащенного и укомплектованного экипажем, до постановки Роберта Фоллса в Театре Гудмана в 1987 году, где действие сцены происходило на круизном лайнере с туристами. пассажиры в шезлонгах или играют в шаффлборд, пока не случилась катастрофа. [ 31 ]
Критика
[ редактировать ]Из-за изменения стиля, а также физического состояния Шекспира было много споров о том, почему поздние пьесы были написаны такими, какими они были. Дауден создал биографическую точку зрения, которая предполагала, что Шекспир страдал от депрессии, когда писал свои трагедии, и сумел выйти из нее, создав романы. Сэр Эдмунд Чемберс у него случился нервный срыв предположил, что во время написания Тимона Афинского , и романы отражают своего рода психологическое выздоровление. Клиффорд Лич считал эти романы зараженными своего рода фантастическим пуританством, порожденным личным отвращением Шекспира к сексу. Д. Дж. Джеймс считал, что поэтическая энергия Шекспира иссякла с возрастом. [ 3 ] Рафаэль Лайн отмечает, что невозможно доказать, что Шекспир до такой степени управлял своей карьерой, и нет острой необходимости рассматривать эти произведения как что-то иное, кроме как случайно «поздние». [ 32 ] Некоторые ученые полагают, что поздние пьесы посвящены вере и искуплению и представляют собой вариации на тему вознаграждения добродетели над пороком. [ 33 ]
Дж. Уилсон Найт был среди тех критиков, которые утверждали, что поздние романы воплощают вместе с высокими трагедиями или даже над ними величайшее достижение Шекспира. Гарольд Блум говорит о «Зимней сказке» , что в ней Шекспир с полной силой возвращается к своему таланту и гениальности. [ нужна ссылка ]
Киноадаптации
[ редактировать ]киноверсия с « Цимбелина» В 2014 году вышла Миллой Йовович , Итаном Хоуком , Пенном Бэджли , Джоном Легуизамо и Эдом Харрисом в главных ролях .
«Бурю» адаптировали чаще всего. Версия немого фильма была снята в 1908 году. [ 34 ] Более поздние адаптации включают «Желтое небо» (1948), действие которого происходит на Диком Западе, с Грегори Пеком и Энн Бакстер ; Запретная планета (1956) – классика научной фантастики, действие которой происходит в открытом космосе; Дерека Джармана 1979 года Версия переехала в полуразрушенный особняк у шотландского побережья; [ 34 ] Буря (1982) – действие происходит на греческом острове с Джоном Кассаветисом , Молли Рингуолд , Джиной Роулендс и Сьюзен Сарандон ; «Книги Просперо» (1991) с Джоном Гилгудом в главной роли – это не столько адаптация, сколько прочтение пьесы, сочетающее в себе фильм, танец, оперу и анимацию; [ 34 ] и версия 2010 года , в которой Просперо был преобразован в Просперу, которую сыграла Хелен Миррен . [ 34 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ См. также Халлетта Смита о «множестве связей между этой и предыдущими пьесами…» [ 3 ]
- ^ См.: Маска черноты ; Маска королев .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дауден, стр. 54-56
- ^ Холлидей, стр. 419, 507–508; Уэллс, с. хх; и Роуз, том III, стр. 670, 724, 796, 860.
- ^ Перейти обратно: а б с д Смит, Халлетт «Романсы Шекспира», Ежеквартальный журнал Huntington Library , Vol. 27, № 3, Шекспир (май 1964 г.), стр. 279–287 (требуется подписка)
- ^ Гринблатт, страница?
- ^ Роуз, Том II, стр. 600–605
- ^ Торн, с. 2
- ^ "The Brotherton First Folio Digital Resource" , Университет Лидса, получено 9 декабря 2014 г.
- ^ Лайн, стр. 6 и 99.
- ^ Бевингтон, с. 191
- ^ Лайн, с. 81
- ^ Перейти обратно: а б Биман, с. 1;
- ^ Биман, с. 4
- ^ Роуз, Том III, с. 11
- ^ Роуз, Том III, стр. 784, 896–897
- ^ Шмидгалл, с. 180
- ^ Адамс, с. 414
- ^ Лайн, с. 4
- ^ Лайн, стр. 43–44.
- ^ Адамс, стр. 411–412.
- ^ Адамс, с. 422
- ^ Адамс, с. 429
- ^ Александр, с. 8
- ^ Бевингтон, стр. 17–20
- ^ Хильди и Брокетт, с. 126
- ^ Торн, с. 14
- ^ Бевингтон, стр. 212
- ^ Бевингтон, с. 195
- ^ Бевингтон, стр. 200–201
- ^ Бевингтон, стр. 205–206
- ^ Александр, с. xiv; и Роуз, Том III, с. 860
- ^ Бевингтон, с. 215
- ^ Лайн, с. ?
- ^ Семон, Кеннет Дж. «Обзор: Время, прилив и буря: исследование романов Шекспира » , Modern Language Quarterly , декабрь 1974 г., 35 (4), стр. 423–426 (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б с д «Буря на экране» , Британский институт кино, получено 9 декабря 2014 г.
Источники
[ редактировать ]- Адамс, Джозеф Куинси (1923). Жизнь Шекспира . Кембридж: Риверсайд Пресс. ОСЛК 1070329 .
- Александр, Екатерина М.С., изд. (2009). Кембриджский компаньон к последним пьесам Шекспира . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-88178-4 .
- Бевингтон, Дэвид (2007). Этот широкий и универсальный театр: Шекспир в спектакле: тогда и сейчас . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-04478-1 .
- Биман, Элизабет (1990). Уильям Шекспир: Романсы . Бостон: Туэйн. ISBN 978-0-8057-6995-1 .
- Дауден, Эдвард (1877). Шакспер . Лондон: Макмиллан и Ко.
- Гринблатт, Стивен, изд. (2008). Нортон Шекспир . Нью-Йорк: Нортон. ISBN 978-0-393-92991-1 .
- Холлидей, FE (1964). Спутник Шекспира, 1564–1964 . Нью-Йорк: Schocken Books. ОСЛК 359916 .
- Хильди, Оскар Дж; Брокетт, Франклин Дж (2007). История театра . Бостон: Аллин и Бэкон. ISBN 978-0-205-47360-1 .
- Лайн, Рафаэль (2007). Позднее творчество Шекспира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-926595-4 .
- Роуз, Алабама (1978). Аннотированный Шекспир, том II . Лондон: Орбис. ISBN 978-0-85613-086-1 .
- Роуз, Алабама (1978). Аннотированный Шекспир, том III . Лондон: Орбис. ISBN 978-0-85613-087-8 .
- Шмидгалл, Гэри (1981). Шекспир и куртуазная эстетика . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-04130-1 .
- Торн, Элисон (2003). Романсы Шекспира . Бейзингсток и Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-333-67974-6 .
- Уэллс, Стэнли (1986). Кембриджский справочник по шекспировским исследованиям . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26737-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эванс, Дж. Блейкмор (1974). Риверсайд Шекспир . Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN 978-0-395-04402-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Литературный роман в более широком контексте - это жанр, связанный с комедией.