Портреты Шекспира
Никакого современного физического описания Уильяма Шекспира не существует. Два его портрета, которые являются наиболее известными (оба могут быть посмертными), — это гравюра, которая появляется на титульном листе Первого фолио , опубликованного в 1623 году, и скульптура, украшающая его мемориал в Стратфорде-на-Эйвоне , который датируется периодом до 1623 года. Эксперты и критики утверждают, что несколько других картин того периода могут изображать его, и более 60 портретов, предположительно принадлежащих Шекспиру, были выставлены на продажу Национальной портретной галерее в течение четырех десятилетий с момента ее основания в 1856 году, но ни в одном из них личность Шекспира не доказана. [1]
Нет никаких конкретных доказательств того, что Шекспир когда-либо заказывал портрет . Однако считается, что его портреты действительно распространялись при его жизни из-за ссылки на один из них в анонимной пьесе « Возвращение с Парнаса» ( около 1601 г. ), в которой персонаж говорит: «О милый мистер Шекспир! Я возьму его фотографию». в моем кабинете при дворе». [2]
После его смерти, когда репутация Шекспира росла, художники создавали портреты и сюжетные картины с его изображением, большинство из которых были основаны на более ранних изображениях, но некоторые из них были чисто творческими. Его также все чаще увековечивают в мемориальных скульптурах Шекспира , сначала в Великобритании, а затем и в других странах мира. В то же время требование подлинных портретов породило рынок подделок и неверных опознаний.
Портреты, явно идентифицированные как Шекспир
[ редактировать ]Есть два изображения Шекспира, которые однозначно идентифицируются как он, хотя оба могут быть посмертными.
- Портрет Дрошаута . Гравюра предполагает Мартина Дрошаута на титульном листе собрания сочинений Шекспира (Первый фолио), напечатанного в 1622 году и опубликованного в 1623 году. Вступительное стихотворение Бена Джонсона в Первом фолио , что это очень хорошее сходство. [3]
- Бюст на погребальном памятнике Шекспиру в хоре церкви Святой Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне . Эта поясная статуя на его мемориале, должно быть, была установлена в течение шести лет после смерти Шекспира в 1616 году. Считается, что она была заказана зятем поэта, Джоном Холлом , и, должно быть, ее видела вдова Шекспира Энн . Считается, что бюст изготовлен фламандским художником Джерардом Джонсоном .
Возможные портреты
[ редактировать ]Есть несколько портретов, датированных 17 веком, которые, как утверждается, изображают Шекспира, хотя на каждом из них портрет либо неидентифицирован, либо отождествление с Шекспиром является спорным.
Вероятно, сделано при жизни Шекспира.
[ редактировать ]- Чандоса Портрет . Этот портрет приписывается Джону Тейлору и датируется примерно 1610 годом. В 2006 году Национальная портретная галерея в Лондоне опубликовала отчет, написанный Тарней Купер, в котором говорится, что это единственная картина, которая действительно претендует на то, чтобы быть написанной с натуры. Портрет Коббе в то время не был обнаружен, но Купер с тех пор подтвердила свое мнение. Название возникло так, как когда-то оно принадлежало герцогу Чандосу . [4]
- Шахматисты приписывают Карелу ван Мандеру . В 1916 году это было идентифицировано как изображение Бена Джонсона и Шекспира, играющих в шахматы. [5] Большинство ученых считают это чистым предположением, но это утверждение было возобновлено в 2004 году Джеффри Нетто, который утверждал, что шахматная игра символизирует «хорошо известное профессиональное соперничество между этими фигурами с точки зрения битвы умов». [6]
- Портрет Коббе : В 2009 году Стэнли Уэллс и Фонд места рождения Шекспира объявили, что, по их мнению, эта картина, находившаяся во владении семьи Коббе с начала 18 века, представляет собой портрет Шекспира, нарисованный с натуры. Считается, что портрет первоначально принадлежал покровителю Шекспира, Генри Риотесли, 3-му графу Саутгемптона , и был скопирован другим художником, создавшим картину, известную как портрет Янссена, на которой уже утверждалось, что изображен Шекспир. [7] [8] [9] [10] Тарня Купер, специалист по искусству 17 века из Национальной портретной галереи , утверждает, что на обеих картинах изображен Томас Овербери . [11]
- «Графтонский портрет» неизвестного художника, изображающий человека, которому, как и Шекспиру, было 24 года в 1588 году. Он принадлежит библиотеке Университета Джона Райлендса в Манчестере. [12]
- Джона Джерарда Известный портрет в «Травнике» . В мае 2015 года журнал Country Life опубликовал статью на обложке с утверждением ботаника Марка Гриффитса о том, что портрет Шекспира был включен как часть титульного листа «Герболл, или Общая история растений» , вышедшей в 1597 году книги Джона Джерарда . [13] Другие утверждали, что такое отождествление в лучшем случае ненадежно. [14]
- «Человек, сжимающий руку из облака », картина Николаса Хиллиарда, определил это как Шекспир датированная 1588 годом. Лесли Хотсон в своей книге «Шекспир Хиллиарда» (1977). Ученые-скептики считают, что это маловероятно. Рой Стронг предположил, что это лорд Томас Ховард, первый граф Саффолк . (Национальная портретная галерея, Лондон) [15]
- Портрет Пика . Портрет Роберта Пика Старшего, предположительно изображающий Шекспира работы Роберта Пика Старшего , подписанный и датированный 1608 годом, был выставлен на продажу в октябре 2022 года. Пик создал портреты многих важных членов якобинского общества по заказу Управления пиров , которое курировало производство. пьес, а также предоставление помещений для репетиций, используемых труппой Шекспира. Однако утверждение о том, что на нем изображен Шекспир, было отклонено шекспироведом Майклом Добсоном как «выдача желаемого за действительное». [16]
- Портрет Сандерса . К нему прикреплена этикетка, на которой указано, что это Шекспир, и указано, что оно было написано в 1603 году. Новые научные исследования этикетки и дубовой панели позволяют предположить, что она датируется жизнью Шекспира. [17] что, если это правда, сделало бы это, вероятно, подлинным образом Шекспира. По семейной традиции его приписывают некоему Джону Сандерсу или, возможно, его брату Томасу. [18] который, как полагают, был художником-декоратором Театральной труппы Уильяма Шекспира. Идентификация была поставлена под сомнение на том основании, что субъект кажется слишком молодым для 39-летнего Шекспира в 1603 году и что дата рождения 23 апреля на этикетке отражает традиционную дату, принятую в 18 веке, которая не является обязательной. будьте точными. [7] Надпись на этикетке «Это подобие взято» подверглась критике как несовременная формулировка. [19]
- Портрет Уодлоу Считается, что это портрет Уильяма Шекспира, написанный в 1595 году. [2] Он был куплен в конце 1960-х годов Питером Уодлоу у фирмы реставраторов картин и арт-дилеров под названием «Прайс Хьюз» [3]. Питеру Уодлоу сказали, что он был написан. в 1595 году. На картине вверху слева стоит номер 31. Уильяму Шекспиру в 1595 году был 31 год. [4] Портрет Уодлоу был доставлен в парижскую компанию Lumiere Technology, которая исследовала портрет Уодлоу с помощью камеры метода послойного усиления (LAM). Первоначально они думали, что Уодлоу может быть стилизацией других портретов Шекспира, но после изучения его с помощью своей технологии они создали видеообъединение, которое подчеркивает сходство между портретом Уодлоу и гравюрой Дройшаута [5].
- Портрет Цуккари . Овальный портрет в натуральную величину, написанный на деревянной панели. Оно принадлежало Ричарду Косвею , который приписывал его Федерико Зуккари , художнику, современнику Шекспира. Ему больше не приписывают произведение, и нет никаких доказательств того, что оно принадлежит Шекспиру; однако, вероятно, он был написан при его жизни и может изображать поэта. [7]
Галерея: портреты Шекспира, написанные с натуры
[ редактировать ]- Портрет Чандоса
- Коббе Портрет
- Портрет Янссена
- Портрет Янссена в том виде, в каком он был до реставрации в 1988 году.
- Николас Хиллиард : Человек, пожимающий руку из облака
- Графтонский портрет
- Портрет Соеста (написанный минимум через 20 лет после смерти Шекспира)
- Цветочный портрет (известный как подделка XIX века)
- Шахматисты
- Отпечаток с портрета Цуккари.
- Стратфордский портрет
- Гравюра портрета Фелтона
- Джона Джерарда. Известный портрет в «Травнике»
- Портрет Уодлоу
Вероятно, создано в память о Шекспире.
[ редактировать ]
Спустя десятилетия после смерти Шекспира было создано несколько портретов на основе существующих изображений или живых воспоминаний. Наиболее важными из них являются:
- Портрет Соста , вероятно, написанный Жераром Соестом . Картина была впервые описана Джорджем Вертю , который приписал ее Питеру Лели и заявил, что она была написана человеком, который, как говорили, был похож на Шекспира. [7] выгравировал его Он принадлежал Томасу Райту из Ковент-Гардена в 1725 году, когда Джон Саймон и приписал Соесту. Вероятно, она была написана в конце 1660-х годов, после того как Реставрация позволила вновь открыть лондонские театры. [7]
- Портрет Честерфилда , датированный 1660–1670 годами, возможно, написан голландским художником Питером Борселером , работавшим в Англии во второй половине 17 века. [20] Его название происходит от того факта, что он принадлежал графу Честерфилду. Обычно предполагается, что он основан на портрете Чандоса, что свидетельствует о том, что Чандос был принят как изображение Шекспира при живых воспоминаниях о писателе. [7]
- Портрет Маршалла . Джоном Бенсоном Издание стихов Шекспира, выпущенное в 1640 году, включало гравюру с изображением Шекспира работы Уильяма Маршалла . Это стилизованная перевернутая версия портрета Дрошаута.
Более поздние работы, ошибочные идентификации и подделки
[ редактировать ]Ряд других копий или адаптаций изображений Чандоса и Дрошаута был сделан в конце 17-го и начале 18-го веков, например, фронтиспис Уильяма Фейторна издания 1655 года «Похищение Лукреции » и Луи Франсуа Рубильяка копия . Чандос, сделанный как подготовка к скульптуре Шекспира. Их число увеличилось к концу 18-го и началу 19-го веков, включая адаптацию Дрошаута Уильяма Блейка ( около 1800 г. ). [21] и гравюры Джона Голдара , Ричарда Остина Артлетта и других.
Портрет Стратфорда, вероятно, также был сделан в это время. Картина названа так потому, что находится в Стратфорде-на-Эйвоне. Картина принадлежала некоему мистеру Ханту, городскому служащему Стратфорда. Когда-то считалось, что это модель мемориальной скульптуры в Стратфорде, на которую она очень похожа, но теперь считается, что она была создана в 18 веке на основе скульптуры.
Первым известным коммерческим использованием портрета Шекспира в публичном контексте была английского книготорговца 18-го века Джейкоба Тонсона вывеска магазина , на которой он был изображен. Неизвестно, на каком изображении оно было основано, но, возможно, это была одна из сохранившихся картин, основанных на Чандосе. [22]

К середине 18 века спрос на портреты Шекспира привел к нескольким заявлениям относительно сохранившихся картин 17 века, некоторые из которых были изменены, чтобы они более соответствовали чертам Шекспира. Портрет Янссена закрасили, убрав линию волос и добавив надпись с указанием возраста и даты, соответствующую жизни Шекспира. [7] Это было сделано до 1770 года, что сделало его «самым ранним доказанным примером настоящего портрета, измененного так, чтобы он выглядел как Шекспир». [23] В 1792 году на аукционе появилась картина, известная как портрет Фелтона, с именем Шекспира на обороте и инициалами RB, которые были приняты за инициалы Ричарда Бербеджа . Исследователь Шекспира XVIII века Джордж Стивенс подтвердил подлинность работы, которая похожа на гравюру Друшаута. [24]
Картина, которая сейчас называется « Портрет Эшборна», была идентифицирована как изображение Шекспира в 1847 году, и в настоящее время она висит в Шекспировской библиотеке Фолджера . Картина была воспроизведена по мотивам Шекспира в середине 19 века в виде меццо-тинта Г. Ф. Шторма. [25] В 1940 году Чарльз Виснер Баррелл исследовал портрет с помощью рентгеновской и инфракрасной фотографии, а также потертостей скрытой краски на кольце на большом пальце натурщика и пришел к выводу, что картина представляет собой отретушированный портрет Эдварда де Вера, 17-го графа Оксфорда , написанный Корнелиус Кетель . [26] В 1979 году картина была отреставрирована и обнаружен герб, на котором натурщиком был Хью Хамерсли . Реставрация показала, что портрет был отретуширован, чтобы убрать линию волос, а указанный возраст был изменен на один год, а герб Хамерсли был закрашен. [27] Тем не менее, некоторые оксфордцы продолжают поддерживать идентификацию де Вера, утверждая, что мода, которую носила натурщица, датирует картину примерно 1580 годом, когда Хамерсли было всего 15 лет. [28]
Другим примером является « Цветочный портрет» , названный в честь его владельца, сэра Десмонда Флауэра, который подарил его Музею Шекспира в 1911 году. Когда-то считалось, что это самая ранняя картина, изображающая Шекспира, и модель для гравюры Дрошаута. В ходе расследования Национальной портретной галереи 2005 года было показано, что это подделка XIX века, адаптированная на основе гравюры. Образ Шекспира был написан поверх аутентичной картины XVI века с изображением Мадонны с младенцем . [29]

В 1849 году посмертную маску обнародовал немецкий художник Людвиг Беккер . [30] который связал это с картиной, которая, как он утверждал, изображала Шекспира и напоминала маску. Маска, известная как «посмертная маска Кессельштадта», получила огласку, когда ученый Ричард Оуэн объявил ее подлинной , который также утверждал, что на ее основе был создан мемориал в Стратфорде. [31] Художник Генри Уоллис написал картину, на которой скульптор работает над памятником, глядя на маску. Скульптор лорд Рональд Гауэр также верил в подлинность маски. Когда он создал большую общественную статую Шекспира в Стратфорде в 1888 году, он взял за основу черты лица. Он также пытался купить его для нации. В настоящее время маска считается подделкой, хотя в 1998 году было возобновлено заявление о ее подлинности. [32]

Другие художники создали новые портреты, призванные изобразить Шекспира как интеллектуального героя. Анжелики Кауфман был «Идеальный портрет Шекспира» основан на фронтисписе Вертю к Александра Поупа изданию произведений Шекспира , которое, в свою очередь, основано на так называемой «Миниатюре аббатства Уэлбек» неизвестного автора. Под портретом находится символическая фигура Славы, украшающая могилу Шекспира. [22] В 1849 году Форд Мэдокс Браун адаптировал различные изображения, в том числе Эшборна Хамерсли, чтобы создать синтетическое изображение, которое, по его мнению, было максимально достоверным. На нем Шекспир был изображен как властная фигура в богато украшенной комнате. На его столе лежат книги, представляющие источники Шекспира, в том числе произведения Боккаччо и Чосера . [33] В том же духе Джон Фаед изобразил Шекспира в центре собрания ученых и писателей в своей картине «Шекспир и его друзья в таверне «Русалка»» (1850). [22]
Повествовательно-аллегорические произведения
[ редактировать ]
С середины 18 века был создан ряд картин и скульптур, на которых Шекспир изображался как часть повествовательного или аллегорического сценария, символизирующего его гений.
Аллегории
[ редактировать ]В дополнение к своему «Идеальному портрету» Анжелика Кауфман создала аллегорическое «Рождение Шекспира» (ок. 1770), в котором изображен младенец Шекспир в олицетворении Фантазии и муз Трагедии и Комедии. Внизу композиции расположены скипетр, корона и маска трагедии, предвещающая блестящее будущее ребенка. Джордж Ромни нарисовал похожую картину младенца Шекспира в окружении символических фигур под названием « Младенец Шекспир в присутствии Природы и Страстей» . Согласно описанию, «Природа изображена с лицом, открытым своему любимому Дитя, которое находится между Радостью и Печалью. Справа от Природы — Любовь, Ненависть и Ревность; на левой руке — Гнев, Зависть и Страх. " Ромни также нарисовал более простую версию сцены под названием «Шекспир, вскормленный трагедией и комедией» .
Другая аллегория присутствует в произведении Томаса Бэнкса « Шекспир в присутствии живописи и поэзии» , в котором поэт прославляется символическими фигурами, восхваляющими его творческий гений.
Рассказы
[ редактировать ]В этот же период художники начали изображать реальные или воображаемые сцены из жизни Шекспира, которые иногда популяризировались в виде гравюр. Популярность подобных сцен была особенно высока в викторианскую эпоху . Наибольшей популярностью пользовалась апокрифическая история о молодом Шекспире, представшем перед сэром Томасом Люси по обвинению в браконьерстве, которую изобразили несколько художников. [34] Более респектабельная и патриотичная сцена, где Шекспир читает свое произведение королеве Елизавете I, также была написана несколькими художниками, такими как Джон Джеймс Шалон .
Современные работы
[ редактировать ]К концу XIX века портреты и статуи Шекспира появлялись во многих контекстах, а его стереотипные черты использовались в рекламе, карикатурах, магазинах, вывесках пабов и зданиях. Такие изображения получили распространение в 20 веке. В Британии «Голова Шекспира» и «Оружие Шекспира» стали популярными названиями пабов. В период с 1970 по 1993 год изображение статуи Шекспира в Вестминстерском аббатстве появлялось на реверсе британских банкнот номиналом 20 фунтов.
Повсеместное распространение этих стереотипных черт привело к адаптации портретов Шекспира несколькими современными художниками. В 1964 году, к 400-летию со дня рождения Шекспира, Пабло Пикассо создал многочисленные вариации на тему лица Шекспира, сведенного к минимальной форме в нескольких простых линиях. Луи Арагон написал эссе, сопровождающее рисунки. [35]
Совсем недавно графические дизайнеры поиграли с традиционными мотивами произведений Шекспира. К ним относятся » Рафала Олбинского , «Шекспир в Центральном парке плакат фестиваля (1994 г.), плакат выставки, используемый Музеем Виктории и Альберта. [36] и Мирко Илича иллюстрация Шекспира в The New York Times (1996). Милтон Глейзер также создал «25 лиц Шекспира» в 2003 году. театральный плакат [37]
В 2000 году Иштван Орос создал двойной анаморфотный портрет для Театра «Лебедь» . [38] [39]
В 2013 году компания Lego представила минифигурку Шекспира. [40]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Сэр Сидни Ли , Жизнь Уильяма Шекспира . Смит, Элдер и Ко, 1899 г., стр. 382 н. 291с.
- ^ Дэвид Пайпер, О милый мистер Шекспир, я получу его картину: меняющийся образ личности Шекспира, 1600–1800 , Национальная портретная галерея, Pergamon Press, 1980.
- ^ http://headlesschicken.ca/eng204/texts/Shakespeare1stFolio.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ «Портрет Чандоса» . Национальная портретная галерея . Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ «Портрет Шекспира из жизни теперь здесь?»; Драматург на самом деле сидел за его изображением, написанным голландским художником, которое теперь принадлежит семье Нью-Йорка, заявляет эксперт», New York Times , 12 марта 1916 года.
- ^ Джеффри Нетто, «Интертекстуальность и шахматный мотив: Шекспир, Миддлтон, Гринуэй» в книге Мишель Марраподи, Шекспир, Италия и интертекстуальность , Manchester University Press, 2004, стр.218
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Тарня Купер (редактор), В поисках Шекспира , Национальная портретная галерея и Йельский центр британского искусства, издательство Йельского университета, 2006, стр. 68; 70
- ^ «Кац, Грегори. Бард? Говорят, что открыт портрет Шекспира ». Ассошиэйтед Пресс , 9 марта 2009 г.
- ^ «Обнаружен прижизненный портрет Шекспира» . Архивировано из оригинала 12 марта 2009 года . Проверено 9 марта 2009 г.
- ^ Хан, Урми (9 марта 2009 г.). «Представление картины Уильяма Шекспира» . «Дейли телеграф» . Лондон . Проверено 9 марта 2009 г.
- ^ Хиггинс, Шарлотта (11 марта 2009 г.). «Найти построение ума по лицу: великие дебаты о Шекспире» . Хранитель . Лондон . Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ НПГ и изображение
- ^ «Шекспир: писатель утверждает, что обнаружил единственный портрет, сделанный при его жизни» . «Гардиан» (Великобритания). 19 мая 2015 года . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «Много шума из ничего» . Новости истории искусства. 21 мая 2015 года . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ [1] : Николас Хиллиард: Человек, пожимающий руку из облака
- ^ Бадшах, Надим (16 ноября 2022 г.). «Портрет Шекспира, как говорят, единственный, сделанный при его жизни, продается за 10 миллионов фунтов стерлингов» . Хранитель . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Корбей, Мари-Клод (23 декабря 2008 г.). «Научное исследование портрета Уильяма Шекспира Сандерса» . Канадский институт охраны природы. Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 27 декабря 2013 г.
- ^ «Портрет Сандерса» . Проект «Канадская адаптация Шекспира» . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ Джонатан Бейт в лице Шекспира , Стефани Нолен, Лондон: Пиаткус, 2003, ISBN 0-7499-2391-1 , с. 307.
- ^ Стэнли Уэллс, Словарь Шекспира , Oxford University Press, 2005, стр.28.
- ^ «Блейк: Шекспир» . English.emory.edu . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джейн Мартино и Десмонд Шоу-Тейлор, «Шекспир в искусстве» , Меррелл, 2003, стр.72; стр212
- ^ «Портрет Янсена» . Библиотека Фолджера Шекспира. 9 марта 2009 года. Архивировано из оригинала 19 ноября 2011 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ Малкольм Саламан, Шекспир в изобразительном искусстве , Kessinger Publishing, 2005, стр. 6.
- ^ «Меццо-тинто Шторма из Эшборнского портрета» . Npg.org.uk. Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ Баррелл, Чарльз Виснер. «Опознание Шекспира». Научный американец . 162:1 (январь 1940 г.), стр. 4–8, 43–45.
- ^ Прессли, Уильям Л. «Эшборнский портрет Шекспира: в Зазеркалье». Шекспир Ежеквартально . 1993: стр. 54–72.
- ^ Нидеркорн, Уильям С. (10 февраля 2002 г.). «Исторический детектив: если Шекспир этого не сделал, то кто?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ «В поисках Шекспира» . Хранитель . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ Людвиг Беккер, Письма доктору Каупу, 1850–1855 гг .; на немецком языке с некоторыми переводами на английский, Рукописи в Библиотеке Митчелла, Новый Южный Уэльс, CY REEL 603, ML*D83
- ^ Сидни Ли, Жизнь Уильяма Шекспира: с портретами и факсимиле , LLC, переиздание 2008 г., стр.229
- ^ Эндрю Банкомб (16 марта 1998 г.). «Является ли эта маска настоящим лицом Шекспира?» . Independent.co.uk . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ «Художественная галерея Манчестер Сити» . Manchestergalleries.org. 7 июля 2006 г. Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ Хилари Гиз, Великие викторианские гравюры , 1980, Astragal Books, Лондон, стр. 152
- ^ Пикассо – Арагон Шекспир Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс 1964, 124 стр., 13 глубоких иллюстраций.
- ^ «Плакат Музея Виктории и Альберта» . Сзинхаз.ху. 30 марта 2009 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ «Милтон Глейзер: Шекспир, театральная афиша» . Images.businessweek.com. Архивировано из оригинала 16 ноября 2007 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ↑ Анаморфозы с двойным смыслом: взгляд традиционным способом. Архивировано 27 сентября 2007 года в Wayback Machine, Театр Лебедь...
- ^ ... и та же фотография , вид под узким углом. Архивировано 27 сентября 2007 года в Wayback Machine : портрет Шекспира.
- ^ Barnyard Dawg (29 марта 2014 г.). «Представлены коллекционные минифигурки LEGO серии 12!» . Eurobricks.com . Проверено 2 апреля 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рой, Пинаки. « Что в рамке?: Загадочное разнообразие портретов Шекспира ». Ежегодный Шекспир – 2015 г. ISSN 0976-9536 , XIII, апрель 2015 г.: 7–13.
Внешние ссылки
[ редактировать ]