Jump to content

«Буря» (опера)

«Буря» — опера английского композитора Томаса Адеса с либретто на английском языке Мередит Оукс по пьесе «Буря» Уильяма Шекспира .

Фоновые и премьерные спектакли

[ редактировать ]

После успеха «Пудрить лицо » Королевская опера Ковент-Гарден в конце 1990-х заказала Адес новую оперу. Совместно с либреттистом была подготовлена ​​поэтическая версия Джонстаунской резни 1978 года , но положить ее на музыку композитор не смог. Наконец, необходимое ему либретто появилось в результате сотрудничества с Мередит Оукс.

Новая опера стала совместной постановкой Копенгагенского оперного театра и Национальной Рейнской оперы в Страсбурге. Мировая премьера «Бури» получила признание критиков в Королевском оперном театре в Лондоне 10 февраля 2004 года. Другие постановки последовали в Страсбурге и Копенгагене позже в 2005 году, а премьера оперы в США состоялась в Опере Санта-Фе 29 июля 2006 года.

История выступлений

[ редактировать ]

Ковент-Гарден возродил оперу в марте 2007 года с той же продюсерской командой, дирижером Томасом Адесом и многими из оригинального лондонского состава, в том числе Саймоном Кинлисайдом , Синдией Сиден , Яном Бостриджем , Тоби Спенсом , Филипом Лэнгриджем и Стивеном Ричардсоном , повторяющими свои оригинальные роли. Синдия Сиден - единственная участница актерского состава, которая исполнила свою роль Ариэль во всех четырех предыдущих постановках. Среди других новичков в актерском составе - сопрано Кейт Роял в роли Миранды и контртенор Дэвид Кордье в роли Тринкуло.

В качестве совместного производства с Квебекским городским оперным фестивалем 2012 года, созданным режиссером Робером Лепажем. [1] и Венская государственная опера (июнь 2015 г.), [2] нью-йоркская Метрополитен-опера поставила новую постановку «Бури» Осенью 2012 года с участием Саймона Кинлисайда. В 2014 году он получил премию «Грэмми» за лучшую оперную запись . Производство Met 2012 года транслировалось онлайн 12 мая, 6 сентября и 7 декабря 2020 года. [3] [4]

Либретто Мередит Оукс

[ редактировать ]

Что касается слов, то вы не понимаете Шекспира; но вы получаете что-то, что эффективно предлагает их в ключевые моменты, написанное Мередит Оукс в рифмованных куплетах впечатляющей ясности. Аккуратно и прямо.

- Обзор Майкла Уайта о премьере Королевского оперного театра 2004 года в The Independent. [5]

Опера является блестящим ответом на пьесу, а не просто ее постановкой. Хотя пьеса полностью соответствует духу пьесы Шекспира, она не содержится в ней. Это нечто само по себе, допускающее собственное существование и резонанс.

Джонатан Кент , постановщик Санта-Фе 2006 г. оперы [6]

В поисках идей для новой темы Адес в 2000 году посмотрел постановку Джонатана Кента «Буря» Шекспира в театре Алмейда . лондонском [7] Для создания нового либретто Адес обратился к опытному драматургу Мередит Оукс , чья работа включала короткое оперное либретто для «Мисс Трит» (2002); с начала 1990-х годов — несколько оригинальных пьес, переводов и экранизаций классики и современных драм; а на телевидении — сюжетная линия фильма «Главный подозреваемый 4» (1995) .

Вместо того, чтобы переносить слова Шекспира непосредственно в либретто, Оукс применила подход, сводящий большую часть текста к его сути, и создает компактное либретто, в котором большая часть текста представлена ​​в форме рифмованных двустиший. В следующем кратком изложении сюжета дано множество примеров, которые иллюстрируют технику Оукса, но это не всегда означает полное удаление текста Шекспира, как в следующем примере.

В результате оригинал:

Полная сажень, в которой лежит твой отец.
Из его костей сделаны кораллы;
Это жемчуг, который был его глазами

в либретто становится:

Пять саженей глубиной
Твой отец лжет
Это жемчуг
Это были его глаза

Отличия либретто от пьесы

[ редактировать ]

Либретто разделено на три действия, примерно одинаковой длины. Как и в первом акте Шекспира, сценах 1 и 2, представлены пять главных героев. Однако по мере развития отношений между Мирандой и Фердинандом опера отворачивается от шекспировского представления Просперо как мягкого манипулятора событий, контролирующего темпы растущей любви молодой пары, используя его хитрость и магические силы.

В сторону Ариэль он комментирует:

Они оба находятся в власти любого. Но это быстрое дело
Мне приходится нелегко, чтобы не получить слишком легкого выигрыша.
Сделайте приз легким

а позже, когда его методы начинают действовать: «Это работает». Либретто предполагает более фаталистическое восприятие Просперо потери дочери из-за молодого принца. Таким образом, в то время как первый акт Шекспира заканчивается тем, что Просперо побуждает Ариэля выполнить дальнейшие задачи, которые включают в себя доставку двора на его часть острова, либретто Оукса предполагает более мстительного Просперо:

Я должен наказать его
И остальное тоже
Приведи меня к ним, Ариэль.

Акт 3 Шекспира, сцена 2, в котором Просперо принимает отношения Фердинанда и Миранды, а позже в акте 4, сцена 1, его:

для меня
Отдал тебе здесь треть своей жизни

резко контрастирует с концом второго акта Оукса, в котором Миранда и Фердинанд снова находят друг друга и признаются в любви, пока за ними наблюдает Просперо, который освобождает Фердинанда, но оплакивает его потерю власти в:

Миранда
я потерял ее
Я не могу управлять их умами
Мой ребенок меня покорил
Более сильная сила, чем моя
Отпустил юношу на свободу.

Во втором акте Оукса действие происходит на сцене в присутствии всего двора, а не в отдельных сценах, как во втором акте Шекспира.

Музыка Томаса Адеса

[ редактировать ]

В печати много говорилось о поразительной музыке, написанной для этой оперы. От почти диссонансных (части 1-го акта) до возвышенно-лирических (редкий в современных операх любовный дуэт Миранда-Фердинанд и квинтет пассакальи в 3-м акте), с приливами и излияниями эмоций, контрастирующими с гармоничными столкновениями тонов и Color, «Буря» на сегодняшний день считается выдающимся достижением композитора. Это отражено в следующих высказываниях авторов:

Вечер заслуженно принадлежит Адесу, который сам дирижирует партитурой столь же пышной и запоминающейся, как и разнообразной и четкой вокально. Совокупный эффект поочередно бывает неземным, остроумным, ярким и часто восхитительным.

- Эндрю Клементс, Обзор премьеры Королевского оперного театра 2004 года. [8]

... По крайней мере, для одного композитора современная лирическая опера все еще остается жизнеспособным средством массовой информации. Это похоже на оперу и ведет себя как опера, предлагая музыкальную драму, в которой чудесно выдержаны традиционные оперные достоинства музыкально очерченных характеристик и музыкально удовлетворительного драматического темпа.
Музыкальное действие оперы непрерывно, но разделено на последовательность резко различающихся сцен. Техники вывода высоты звука, обнаруженные в более ранних партитурах Адеса, используются снова, так что вместо того, чтобы снабжать его персонажей набором музыкальных удостоверений личности, существует гибкая, эволюционирующая система характеристик, в которой вокальная манера и стиль аккомпанемента важнее лейтмотивов. Качества места и статуса так же важны, как и отдельные личности, поэтому остров представлен равномерно плавным аккомпанементом деревянных духовых инструментов и струнных, в то время как мир миланского двора представлен более декламирующим письмом, в котором часто очевидны духовые инструменты.

- Кристофер Фокс, The Musical Times , Лондон, [северная] осень 2004 г. [9]
Роли, типы голоса, премьерный состав на премьерах в Великобритании и США
Роль Тип голоса Мировая премьера 10 февраля 2004 г.
Королевский оперный театр
Дирижер: Томас Адес
Американская премьера 29 июля 2006 г.
Санта-Фе Опера
Дирижер: Алан Гилберт
Миранда , дочь Просперо меццо-сопрано Кристин Райс Патрисия Рисли
Просперо , законный герцог Миланский баритон сэр Саймон Кинлисайд Род Гилфри
Ариэль , дух колоратурное сопрано Синдия Сиден Синдия Сиден
Калибан , дикарь тенор Ян Бостридж Уильям Фергюсон
Фердинанд , сын короля Алонсо тенор Тоби Спенс Тоби Спенс
Стефано , пьяный дворецкий бас-баритон Стивен Ричардсон Уилбур Поли
Трель, шут контртенор Лоуренс Заззо Дэвид Хансен
Антонио, брат Просперо тенор Джон Дашак Дерек Тейлор
Себастьян, брат короля Алонсо баритон Кристофер Мальтман Кейт Фарес
Гонсало , честный советник бас-баритон Гвинн Хауэлл Гвинн Хауэлл
Алонсо, король Неаполя тенор Филип Лэнгридж Крис Мерритт
Припев: Гости короля Алонсо

Краткое содержание

[ редактировать ]

Приведенные ниже цитаты взяты из опубликованного либретто Мередит Оукс. [10]

Сцена 1: Суд

Используя свои магические силы, Просперо создал огромный шторм, во время которого корабль, на борту которого находились его брат Антонио (который узурпировал положение герцога Миланского) вместе с королем Алонсо, герцогом Неаполитанским, сыном Алонсо Фердинандом и их дворами, терпит крушение. За кулисами слушается суд.

Сцена 2: Миранда и Просперо

Миранда в ужасе от разрушений, причиненных ее отцом, но Просперо объясняет, как его брат узурпировал его положение и как они были выброшены на маленькой лодке двенадцать лет назад, выжив только с помощью верного придворного Гонсало. Просперо отправляет Миранду спать.

Сцена 3: Ариэль и Просперо

Ариэль объясняет, что она выполнила приказ Просперо, и он далее поручает ей восстановить потерпевшую кораблекрушение группу словами: «Ни одного волоса не погибло / На их одежде нет пятен». «Я их почищу, высушу/ И положу на остров», — подчиняется она.

Сцена 4: Калибан и Просперо (Миранда спит)

Появляется Калибан и сразу же задается вопросом, почему Просперо вызвал такие страдания. Просперо отпускает его: «Отвратительный раб / Иди в свою пещеру», вспоминая Ариэль.

Сцена 5: Просперо и Ариэль (Миранда спит)

Ариэль сообщает Просперо, что подчинилась его приказам. Затем он приказывает ей привести в эту часть острова сына короля Фердинанда. Будучи верной Просперо, Ариэль задается вопросом, когда она будет освобождена от его службы, и ее уверяют, что это произойдет через двенадцать лет. Затем пара прячется, оставляя Миранду спать на пляже.

Сцена 6: Фердинанд и Миранда (просперо и Ариэль невидимы)

Фердинанд прибывает на остров и находит Миранду спящей. Сначала он думает, что она дух, и, просыпаясь, задается вопросом, кто он: «Я никогда не видел / такого, как ты раньше». Их сразу тянет друг к другу, но появляется Просперо, противостоит Фердинанду, рассказывает ему о поступках Алонсо и обездвиживает юношу. Фердинанд признается в любви к Миранде и принимает все, что Просперо сделает с ним, но Просперо объявляет его недостойным Миранды, а затем приказывает Ариэлю привести к нему Алонсо и его группу.

Сцена 1: Король и двор на острове. (Просперо и Ариэль невидимы)

Хор поражен тем, как они пережили шторм и кораблекрушение целыми и невредимыми. Со своей скрытой точки обзора Просперо приказывает Ариэлю «Насмешить их, преследовать их/ Подстрекать и дразнить/ Уколоть их, обмануть их/ Не давать им покоя». Король оплакивает потерю своего сына, и Гонсало пытается его утешить, но начинается обман Ариэля, и, выдавая себя за голоса группы, чтобы сбить их с толку и разделить, они начинают ссориться. Конфликта удалось избежать благодаря прибытию Калибана.

Сцена 2: Калибан со двором

Они в изумлении противостоят друг другу, и вскоре Тринколо и Стефано начинают поить Калибана выпивкой. По мере того как обман Ариэля продолжается, он уверяет группу не бояться, что «остров полон шума», и объясняет свое присутствие там, но, прежде чем он успевает раскрыть имя Просперо, он заставляет замолчать и покидает группу. В замешательстве король и Гонсало отправляются обыскивать остров, а Просперо использует свою магию, чтобы отправить их «искать / Там, где нет пути / Ходить кругами / Пить солончак».

Сцена 3: Калибан, Стефано и Тринколо

Вкратце, они замышляют вернуть Калибану его прежнюю должность главы острова.

Сцена 4: Фердинанд, Миранда (и Просперо невидимый)

Пара выражает свою любовь друг к другу, и Миранда освобождает Фердинанда, оставляя Просперо смириться с потерей дочери: «Миранда / Я потерял ее / Я не могу управлять их разумом / Мой ребенок победил меня / Более сильная сила, чем моя / Имеет освободи юношу».

Сцена 1: Калибан, Тринколо и Стефано пьяны.

Трио скачет по острову, провозглашая наступающий момент, когда Стефано станет королем острова, а Калибан будет свободен.

Сцена 2: Просперо и Ариэль, после чего прибытие суда.

Ариэль объясняет, что она провела суд по острову, и еще раз просит освободить ее. Король и двор прибывают измученные и готовые упасть; быстро все, кроме Антонио и Себастьяна, засыпают. Эти двое начинают замышлять убийство короля, но их прерывает невидимая просьба Ариэль к спящим проснуться. Создавая банкет из воздуха, она так же быстро заставляет его исчезнуть, а затем уводит группу в еще большее замешательство. Просперо комментирует свою власть над врагами.

Сцена 3: Миранда и Фердинанд возвращаются на Просперо.

Пара сообщает Просперо, что они женаты, и приходит Ариэль с добрыми пожеланиями, а также сообщает молодому человеку, что его отец на самом деле жив. Заставляя Ариэля исчезнуть, Просперо объявляет, что прекращает магию: «Наши пиры закончились/ Почему ты смотришь?/ Он растворился в воздухе/ Так города погибнут/ Дворцы исчезнут/ Сам земной шар/ Растворится/ Ничто не останется/ Все исчезнет». Калибан, Тринколо и Стефано возвращаются, первый вновь подтверждает свою страсть к Миранде, с которой «У нас будут Калибаны / Много и сильно». С отвращением Просперо заставляет их исчезнуть, Ариэль появляется снова, и ей обещают свободу в течение часа.

Сцена 4: Все, кроме Калибана

Просперо открывается королю и его двору, а Фердинанд и Миранда — Алонсо. С новым появлением Стефано и Тринколо двор радостно воссоединился; «Благослови этот остров / Где Просперо нашел свое герцогство / Фердинанд - свою невесту / И Неаполь Фердинанд», - говорит Гонсало, когда все направляются к своему восстановленному кораблю. Просперо примиряется с королем, прощает своего брата и ломает свой посох, когда Ариэль уходит. Ее голос слышен за сценой.

Сцена 5: Калибан один, Ариэль за кулисами.

Калибан стоит один на острове и размышляет об изменениях: «Кто здесь был/ Они исчезли?». Голос Ариэль слышен за сценой.

Критическая реакция на премьеры в Великобритании и США

[ редактировать ]

Обзоры постановок лондонской премьеры, 2004 г.:

Обзоры американских премьер, 2006 г.:

Обзоры производства лондонского возрождения, 2007 г.:

в 2019 году опера была названа пятым величайшим классическим произведением XXI века По результатам опроса The Guardian . [12]

Цитаты

  1. ^ Веб-сайт Квебекского городского оперного фестиваля
  2. ^ «Подробно – Текущее расписание – Венская государственная опера» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2014 года.
  3. ^ «9 неделя» . www.metopera.org . Проверено 15 октября 2020 г.
  4. ^ «25 неделя» . www.metopera.org . Проверено 15 октября 2020 г.
  5. Майкл Уайт, « Буря » , Королевский оперный театр, Лондон: триумф самых ярких и лучших людей Британии», The Independent , Лондон, 11 февраля 2004 г.
  6. ^ Программный сборник оперы Санта-Фе на 2006 год, стр. 94
  7. Кент дал интервью Крейгу Смиту в «Кораблекрушение на необитаемом острове», The Santa Fe New Mexican , 28 июля – 3 августа 2006 г.
  8. Эндрю Клементс , The Guardian , 12 февраля 2004 г.
  9. ^ Кристофер Фокс, «Буриные времена: недавняя музыка Томаса Адеса», The Musical Times , Лондон, [северная] осень 2004 г.
  10. ^ Оукс, Мередит, Буря: Опера в трех действиях , Лондон: Faber Music Ltd, 2004 ISBN   0-571-52337-4
  11. Radio Times , 23–29 июня 2007 г.
  12. ^ Клементс, Эндрю; Мэддокс, Фиона; Льюис, Джон; Моллесон, Кейт; Сервис, Том; Джил, Эрика; Эшли, Тим (12 сентября 2019 г.). «Лучшие произведения классической музыки XXI века» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 12 октября 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 38a3ef6c9b9331053bf4025724707ebb__1705910820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/bb/38a3ef6c9b9331053bf4025724707ebb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Tempest (opera) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)